в античном мире судьба людей с отклонениями в развитии была трагичной так как
Первый период эволюции: от агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости призрения инвалидов
Отрезок европейской истории с VIII в. до н.э. по XII в. н.э. можно условно считать первым периодом эволюции отношения западноевропейского государства и общества к лицам с умственными и физическими недостатками. В этот промежуток времени западноевропейская цивилизация прошла путь от отторжения и агрессии по отношению к инвалидам до прецедентов осознания властью (монархом) необходимости помощи им, организации учреждений призрения. Этот путь оказался длиной в два тысячелетия.
ний оценивается как прецедент осознания государством (в лице его правителя) необходимости помощи инвалидам, как свидетельство изменения отношения к ним.
От момента установления законов Ликурга, закрепивших право на уничтожение неполноценных, до первых благотворительных инициатив светской власти по отношению к инвалидам про-щло более двух тысячелетий. В чем же причина того, что негативное отношение европейцев к соотечественникам с умственными и физическими недостатками сохранялось так долго, и благодаря чему оно все же изменилось к лучшему? Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим факты в контексте развития европейской цивилизации.
Новые идеалы, новые ценности, новый взгляд на человека и смысл его жизни на земле принесло христианское вероучение. Оно внесло в языческий безжалостный мир религиозную чувствительность и религиозное сострадание. Милосердие было объявлено не только добродетелью, но и обязанностью христианина. Однако новые идеалы, противоречащие многовековой традиции агрессивного неприятия лиц с умственными и физическими недостатками, трудно и медленно усваивались вчерашними язычниками.
Средневековое законодательство следовало античному (закрепленному в римском праве) пониманию прав, а точнее, бесправию глухонемых, слепых, слабоумных, калек и уродов’.
Здесь и далее в тексте для обозначения лиц с различными нарушениями в Развитии используются термины, присущие описываемому периоду эволюции.
Принципиально важно, что создание институтов призрения со временем перестало быть исключительно прерогативой церкви, войдя в сферу интересов и ответственности городских властей и короны. В круг творцов деятельного милосердия вошли власть предержащие, благодаря чему призрение постепенно становится объектом государственных интересов.
Первый период формирования рефлексии государства и общества на лиц с выраженными отклонениями в развитии в нашей стране начинается в Хв., а заканчивается только в начале XVIII в. Его нижней границей условно можно считать время христианизации Руси и возникновения первых монастырских приютов. Верхней границей можно считать указы Петра I, запрещающие умерщвлять детей с врожденными дефектами (1704);
повелевающие повсеместно открывать церковные приюты и госпитали для оказания помощи сиротам, нищим и убогим (1715).
Знакомство с историей и культурой восточнославянских племен, Киевской Руси дает основание утверждать:
киевские князья, отличаясь личным милосердием к сиротам и нищим, познакомившись с опытом Византии, легко переняли его и возложили функцию призрения на церковь, передав ей одновременно часть своих доходов на нужды благотворительности;
законоуложение Киевской Руси определило круг лиц, нуждающихся в общественном призрении, а также ответственных за его обеспечение и источники финансирования;
в XI в. в Киево-Печерском монастыре складывается первый опыт церковного призрения убогих.
Таким образом. Киевская Русь в X-XI вв., приняв православие в процессе христианизации славянских княжеств, копирует византийскую систему монастырской благотворительности. В отличие от Европы, где монастырские приюты появились в IV-VII вв., эта форма призрения возникает на Руси значительно позже (X-XI вв.) и должна быть оценена как привнесенная.
Русь станет на путь создания светской системы призрения в силу европеизации страны, предпринятой Петром I.
Организация светского призрения в России, как и первые законодательные акты, положившие начало государственной политике социальной помощи инвалидам, во многом явилась результатом знакомства монарха с западноевропейским опытом. Создание первых светских специальных учреждений произошло в рамках реформирования всех институтов государства по зарубежному образцу. В основе новой политики, строящейся по западноевропейскому (протестантскому) образцу, лежала не столько христианско-гуманистическая идея заботы о страждущем, сколько интересы власти, идея монарха о «полезности» подданных государству.
Отечественное законоуложение в отличие от римского права и последующего европейского законодательства практически до XVI в. не касается статуса лиц с выраженными отклонениями в развитии. Относительную регламентацию жизни инвалидов ввел «Стоглавый судебник» (1551), предписавший глухонемых, одержимых бесом и лишенных разума, помещать в монастыри, чтобы они не были «пугалом для здоровых», иными словами, законодательный акт был направлен на защиту «полноценного большинства» от «неполноценного меньшинства», рекомендуя изоляцию представителей последнего. Закон 1676 г. запрещал управление имуществом «глухим, слепым, немым, пьяницам и глупым», фиксируя государственное отношение к ним как к неполноценным, недееспособным.
Если в Западной Европе первый факт заботы монарха об инвалидах приходится на XII в., то в России аналогичный прецедент возникает только в начале XVIII столетия и по сути представляет собой фрагмент государственных реформ, направленных на внедрение западноевропейского устройства общества.
Итак, первый период формирования рефлексии государства и общества на лиц с выраженными отклонениями в развитии в России протекал в иные исторические сроки, при этом его начало обусловлено принятием христианства и характеризовалось заимствованием западной системы монастырского призрения инвалидов. Окончание периода также обусловлено знакомством монарха с западноевропейским государственным устройством и его стремлением реформировать страну по зарубежному образцу, в контексте которого и возникает первый прецедент государственной заботы об инвалидах.
В России, как и на Западе, период завершается осознанием государством (в лице монарха) необходимости призрения лиц с выраженными отклонениями в развитии, но происходит это под влиянием западного опыта и в существенно иных социокультур-ных условиях.
3.2. Второй период эволюции: от осознания необходимости призрения инвалидов к осознанию возможности обучения глухих и слепых детей;
Первый период эволюции: от агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости призрения инвалидов
Отрезок европейской истории с VIII в. до н.э. по ХII в. н.э. можно условно считать первым периодом эволюции отношения западноевропейского государства и общества к лицам с умственными и физическими недостатками. В этот промежуток времени западноевропейская цивилизация прошла путь от отторжения и агрессии по отношению к инвалидам до прецедентов осознания властью (монархом) необходимости помощи им, организации учреждений призрения. Этот путь оказался длиной в два тысячелетия.
Анализ первого периода эволюции отношения европейцев к названной части населения целесообразно начинать от легендарных законов Ликурга, отразивших агрессивное неприятие ребенка-инвалида античным миром. Хронологической нижней границей периода соответственно является VIII в. до н.э. — время создания упомянутых законов.
Верхней границей условно можно считать ХII в., так как именно на это столетие пришлось появление в Европе первых светских приютов, предназначенных для слепых. Создание по инициативе монархов благотворительных учреждений оценивается как прецедент осознания государством (в лице его правителя) необходимости помощи инвалидам, как свидетель изменения отношения к ним.
От момента установления законов Ликурга, закрепивших право на уничтожение неполноценных, до первых благотворительных инициатив светской власти по отношению к инвалидам прошло более двух тысячелетий. В чем же причина того, что негативное отношение европейцев к соотечественникам с умственными и физическими недостатками сохранялось так долго, и благодаря чему оно все же изменилось к лучшему? Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим факты в контексте развития европейской цивилизации.
В мир свободных граждан античных государств-полисов человеку с врожденными нарушениями слуха, зрения, умственной отсталостью доступа не было.
Новые идеалы, новые ценности, новый взгляд на человека и смысл его жизни на земле принесло христианское вероучение. Оно внесло в языческий безжалостный мир религиозную чувствительность и религиозное сострадание. Милосердие было объявлено не только добродетелью, но и обязанностью христианина. Однако новые идеалы, противоречащие многовековой традиции агрессивного неприятия лиц с умственными и физическими недостатками, трудно и медленно усваивались вчерашними язычниками.
Средневековое законодательство следовало античному (закрепленному в римском праве) пониманию прав, а точнее, бесправию глухонемых, слепых, слабоумных, калек и уродов.
Первыми, кто смог переступить незримую черту и подать пример участливого и милосердного отношения к людям, отторгаемым большинством, оказались немногочисленные церковные подвижники.
При монастырях появились хосписы и приюты (в Византии — IV в., в Западной Римской империи — VII в.), в них иногда могли получить кров и пищу интересующие нас люди.
За последующие пять столетий западноевропейскими странами был пройден путь от открытия монастырских к созданию первых светских приютов и больниц и, наконец, к появлению специального светского убежища для слепых, точнее — ослепших воинов (Бавария, Франция; ХII в.). Постепенно на континенте складывалась структура призрения и лечебной помощи с характерными для нее институтами (хосписы, больницы, приюты, убежища, лепрозории). Одни из них опекала церковь, другие — верховная светская или городская власть.
Принципиально важно, что создание институтов призрения со временем перестало быть исключительно прерогативой церкви, войдя в сферу интересов и ответственности городских властей и короны. В круг творцов деятельного милосердия вошли власть предержащие, благодаря чему призрение постепенно становится объектом государственных интересов.
Первый период формирования рефлексии государства и общества на лиц с выраженными отклонениями в развитии в нашей стране начинается в Х в., а заканчивается только в начале ХVIII в. Его нижней границей условно можно считать время христианизации Руси и возникновения первых монастырских приютов. Верхней границей можно считать указы Петра 1, запрещающие умерщвлять детей с врожденными дефектами (1704); повелевающие повсеместно открывать церковные приюты и госпитали для оказания помощи сиротам, нищим и убогим (1715).
Не проходя всех стадий общественных рефлексий, присущих западноевропейской цивилизации, Киевская Русь в готовом виде получила систему монастырской благотворительности и призрения в Х в., признав христианство официальной государственной религией. Князь Владимир вменил призрение инвалидов церкви (996), а его современник, один из основателей Киево – Печерского монастыря — преподобный Феодосий, основал первую монастырскую больницу-богадельню, где, по летописным свидетельствам, оказывалась помощь калекам и глухонемым.
Знакомство с историей и культурой восточнославянских племен, Киевской Руси дает основание утверждать:
Таким образом, Киевская Русь в Х—XI вв., приняв православие в процессе христианизации славянских княжеств, копирует византийскую систему монастырской благотворительности. В отличие от Европы, где монастырские приюты появились в IV—VII вв., эта форма призрения возникает на Руси значительно позже (Х – ХI вв.) и должна быть оценена как привнесенная.
Напомним, европейская цивилизация прошла долгий и мучительный путь от нетерпимости и агрессии по отношению к инвалидам до практики создания хосписов и запрета убивать «бесноватых». Русь же вместе с православием заимствовала характерные для него модели призрения, восприятие которых было подготовлено национальными культурны ми традициями. Первому историческому прецеденту организованного призрения на Руси — княжескому указу об опеке увечных и открытию церковного приюта — не предшествовал, как в Западной Европе, длительный период агрессии общества по отношению к людям с отклонениями в развитии.
Феодальные междоусобицы (ХI—ХV вв.), столетия ига (ХIII— ХV вв.), смутное время (начало ХVI — начало ХVII в.) привели к оскудению национальной традиции доброжелательного, участливого отношения к немощным и увечным. Ослабление православной церкви, ее подчинение государству, секуляризация культуры значительно ограничили развитие на Руси церковно-христианской благотворительности. В землях, подвластных московским князьям, киевский опыт призрения не получил развития и по сути был забыт.
Русь станет на путь создания светской системы призрения в силу европеизации страны, предпринятой Петром 1. Организация светского призрения в России, как и первые законодательные акты, положившие начало государственной политике социальной помощи инвалидам, во многом явилась результатом знакомства монарха с западноевропейским опытом.
Создание первых светских специальных учреждений произошло в рамках реформирования всех институтов государства по зарубежному образцу. В основе новой политики, строящейся по западноевропейскому (протестантскому) образцу, лежала не столько христианско-гуманистическая идея заботы о страждущем, сколько интересы власти, идея монарха о «полезности» подданных государству.
Присущее славянам-язычникам терпимо-сострадательное отношение к увечным, обогащенное христианскими идеалами милосердия и добродеяния, оформилось в национальную традицию, которая была на протяжении последующих веков значительно ослаблена. Отношение русских князей и царей к интересующим нас людям на протяжении многих столетий окрашивалось нищелюбием, но не сопровождалось активными действиями — попытками власти как-то изменить их положение.
Исключение составляют киевский князь Владимир и Петр I. Первый перенес на отечественную почву современную ему византийскую модель монастырского призрения, второй взял за образец западноевропейскую практику помощи инвалидам.
Отечественное законоуложение в отличие от римского права и последующего европейского законодательства практически до ХVI в. не касается статуса лиц с выраженными отклонениями в развитии. Относительную регламентацию жизни инвалидов ввел «Стоглавый судебник» (1551), предписавший глухонемых, одержимых бесом и лишенных разума, помещать в монастыри, чтобы они не были «пугалом для здоровых», иными словами, законодательный акт был направлен на защиту «полноценного большинства» от «неполноценного меньшинства», рекомендуя изоляцию представителей последнего.
Закон 1676 г. запрещал управление имуществом «глухим, слепым, немым, пьяницам и глупым», фиксируя государственное отношение к ним как к неполноценным, недееспособным.
Если в Западной Европе первый факт заботы монарха об инвалидах приходится на ХII в., то в России аналогичный прецедент возникает только в начале ХVIII столетия и по сути представляет собой фрагмент государственных реформ, направленных на внедрение западноевропейского устройства общества.
Итак, первый период формирования рефлексии государства и общества на лиц с выраженными отклонениями в развитии в России протекал в иные исторические сроки, при этом его начало обусловлено принятием христианства и характеризовалось заимствованием западной системы монастырского призрения инвалидов. Окончание периода также обусловлено знакомством монарха с западноевропейским государственным устройством и его стремлением реформировать страну по зарубежному образцу, в контексте которого и возникает первый прецедент государственной заботы об инвалидах.
В России, как и на Западе, период завершается осознанием государством (в лице монарха) необходимости призрения лиц с выраженными отклонениями в развитии, но происходит это под влиянием западного опыта и в существенно иных социокультурных условиях.
В античном мире судьба людей с отклонениями в развитии была трагичной так как
От агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости призрения инвалидов
Отрезок европейской истории с VIII в. до н.э. по ХII в. н.э. можно условно считать первым периодом эволюции отношения западноевропейского государства и общества к лицам с умственными и физическими недостатками. В этот промежуток времени западноевропейская цивилизация прошла путь от отторжения и агрессии по отношению к инвалидам до прецедентов осознания властью необходимости помощи им, организации учреждений призрения. Этот путь оказался длиной в два тысячелетия.
Анализ первого периода эволюции отношения европейцев к названной части населения целесообразно начинать от легендарных законов Ликурга, отразивших агрессивное неприятие ребенка-инвалида античным миром. Хронологической нижней границей периода соответственно является VIII в. до н.э. — время создания упомянутых законов. Верхней границей условно можно считать ХII в., так как именно на это столетие пришлось появление в Европе первых светских приютов, предназначенных для слепых. Создание по инициативе монархов благотворительных учреждений оценивается как прецедент осознания государством необходимости помощи инвалидам, как свидетель изменения отношения к ним.
От момента установления законов Ликурга, закрепивших право на уничтожение неполноценных, до первых благотворительных инициатив светской власти по отношению к инвалидам прошло более двух тысячелетий. В чем же причина того, что негативное отношение европейцев к соотечественникам с умственными и физическими недостатками сохранялось так долго, и благодаря чему оно все же изменилось к лучшему? Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим факты в контексте развития европейской цивилизации.
К специфическим конкретным целям специальной педагогики относятс. К специфическим конкретным целям специальной педагогики относятся
К специфическим конкретным целям специальной педагогики относятся:
Выберите один ответ:
a. компоненты личностной реабилитации — воспитание чувства собственного достоинства, преодоление чувства малоценности, маргинальности или завышенной самооценки, формирование адекватных форм социального поведения и некоторые другие
b. абилитация и реабилитация, в первую очередь социальная и личностная
c. коррекция недостатка, его компенсация педагогическими средствами
К числу целей специальной педагогики общего уровня относятся:
Выберите один или несколько ответов:
a. компоненты личностной реабилитации — воспитание чувства собственного достоинства, преодоление чувства малоценности, маргинальности или завышенной самооценки, формирование адекватных форм социального поведения и некоторые другие
b. абилитация и реабилитация, в первую очередь социальная и личностная
c. коррекция недостатка, его компенсация педагогическими средствами
Какой термин используется в качестве титульного названия теоретической и практической области специального образования лиц с отклонениями в развитии?
Выберите один ответ:
a. педагогика для лиц с отклонением в развитии
b. специализированная педагогика
c. дефектология
Лицо с ограниченными возможностями здоровья — лицо, имеющее
Выберите один ответ:
a. физический и (или) психический недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования
b. недостатки физического развития, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования
c. физический и (или) психический недостатки, которые делают невозможным освоение образовательных программ
Объектом специальной педагогики является:
Выберите один ответ:
a. человек с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности, имеющий вследствие этого особые образовательные потребности
b. специальное образование лиц с особыми образовательными потребностями как социокультурный, педагогический феномен
c. изучение особенностей развития и образования человека, имеющего ограниченные возможности жизнедеятельности, особенностей его становления и социализации как личности
Сегодня возникают и развиваются новые области педагогического знания, предметом которых будут проблемы образования и развития тех категорий лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности, которые
Выберите один или несколько ответов:
a. находятся вне образовательного пространства
b. научное и практическое знание о которых невелико и недостаточно для выделения в самостоятельное направление в системе специальной педагогики
c. являются инвалидами 2 и 3 группы
Современная специальная педагогика состоит из следующих предметных областей:
Выберите один ответ:
a. тифлопедагогика; сурдопедагогика; тифлосурдопедагогика; логопедия; олигофренопедагогика; опорно-двигательная педагогика; педагогика эмоционально-волевой сферы
b. тифлопедагогика; сурдопедагогика; олигофренопедагогика; отрасль специальной педагогики применительно к лицам с нарушениями опорно-двигательного аппарата; отрасль специальной педагогики применительно к лицам с нарушениями эмоционально-волевой сферы
c. тифлопедагогика; сурдопедагогика; тифлосурдопедагогика; логопедия; олигофренопедагогика; отрасль специальной педагогики применительно к лицам с нарушениями опорно-двигательного аппарата; отрасль специальной педагогики применительно к лицам с нарушениями эмоционально-волевой сферы
Специальная педагогика и ее предметные области тесно связаны со смежными научными областями:
Выберите один ответ:
a. педагогика, психология, клиническая, социальная и специальная психология, физиология, медицина, социальная педагогика, физика, информатика, гуманитарные и естественные науки
b. педагогика, психология, клиническая, социальная и специальная психология, физиология и медицина
c. философия, история, педагогика, психология, клиническая, социальная и специальная психология, физиология, медицина, социология, лингвистика, психолингвистика, социальная педагогика, физика, информатика, гуманитарные и естественные науки
Специальные условия для получения образования — условия обучения, в том числе
Выберите один или несколько ответов:
a. специальные образовательные программы и методы обучения
b. индивидуальные технические средства обучения и среда жизнедеятельности
c. педагогические, медицинские, социальные и иные услуги, без которых невозможно освоение общеобразовательных и профессиональных образовательных программ лицами с ограниченными возможностями здоровья
Субъектом изучения и педагогической помощи, оказываемой в системе специального образования, является
Выберите один ответ:
a. человек с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности, имеющий вследствие этого особые образовательные потребности
b. изучение особенностей развития и образования человека, имеющего ограниченные возможности жизнедеятельности, особенностей его становления и социализации как личности
c. специальное образование лиц с особыми образовательными потребностями как социокультурный, педагогический феномен
Терминология каких предметных областей используется в специальной педагогике?
Выберите один или несколько ответов:
a. психологическая
b. медицинская
c. педагогическая
Дети, к которым кроме несовершеннолетних правонарушителей, детей и подростков с нарушениями поведения в настоящее время правомерно отнести детей из детских домов и приютов, детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев, — это
Выберите один ответ:
a. дети «биологического риска»
b. дети-инвалиды
c. дети «социального риска»
d. дети с физическими недостатками
Дети, у которых отклонения в поведении и различных видах деятельности возникают вследствие какого-либо органического дефекта или длительных хронических заболеваниях — это
Выберите один ответ:
a. дети-инвалиды
b. дети «биологического риска»
c. дети с физическими недостатками
d. дети «социального риска»
Сегодня наиболее сформировавшимися в теоретическом и прикладных аспектах выделяют такие направления специальной психологии, как
Выберите один или несколько ответов:
a. коррекционная психологи
b. психология девиантного поведения
c. олигофренопсихология
d. тифлопсихология
e. сурдопсихология
Современная специальная психология включает в себя:
Выберите один ответ:
a. психологию глухих
b. психологию детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения
c. психологию слепых
d. психологию детей с задержкой психического развития
e. психологию детей со сложными недостатками развития
f. психологию умственно отсталых
g. все варианты ответов верны
h. психологию детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата
i. психологию лиц с нарушениями речи
Специальную психологию можно определить как:
Выберите один ответ:
a. психологию особых состояний, возникающих преимущественно в детском и подростковом возрасте под влиянием различных групп факторов (органической или функциональной природы) и проявляющихся в замедлении или выраженном своеобразии психосоциального развития ребенка, затрудняющих его социально-психологическую адаптацию, включение в образовательное пространство и дальнейшее профессиональное самоопределение
b. психологию детей и подростков, формирующуюся под влиянием различных групп отклонений (органической или функциональной природы), проявляющихся в замедлении или выраженном своеобразии психосоциального развития ребенка, затрудняющих их социально-психологическую адаптацию, включение в образовательное пространство и дальнейшее профессиональное самоопределение
c. психологию особых состояний, проявляющихся в замедлении или выраженном своеобразии физического развития ребенка, затрудняющих его социально-психологическую адаптацию, включение в образовательное пространство и дальнейшее профессиональное самоопределение
В античном мире судьба людей с отклонениями в развитии была трагичной, так как:
Выберите один или несколько ответов:
a. в общественном устройстве того времени не было специальных школ
b. не было лекарственных средств для их лечения
c. носителя врожденного умственного или физического недостатка ждала либо физическая, либо гражданская смерть
d. они не считались гражданами, а их статус был сопоставим со статусом рабов
В отличие от западноевропейских советская система специального образования была:
Выберите один ответ:
a. лучше структурирована и специализирована на отдельных дефектах
b. полностью закрытой от средств массовой информации, общества и родителей
c. более гуманной и открытой для всех заинтересованных граждан
В России, как и в Европе в XIX веке, развиваются следующие направления помощи детям с отклонениями в развитии:
Выберите один или несколько ответов:
a. психиатрическое (специальное отделение при клинике)
b. лечебно-педагогическое (специальное отделение при больнице, школа-санаторий)
c. педагогическое (школа, детский сад, колония)
d. христианско-благотворительное (организационные формы — приют, богадельня, дом призрения)
e. семейное (семейные детские дома, семейный патронаж)
В Советской России система специального образования предусматривала создание сети специальных учебных заведений, где обучаясь, дефективные дети
Выберите один ответ:
a. получали хорошее образование
b. изолировались от общества
c. трудились в специальных мастерских
В эпоху Просвещения некоторые лица с отклонениями в развитии добиваются «гражданской реабилитации»:
Выберите один ответ:
a. о них не только продолжают заботиться, но и некоторых даже пытаются учить
b. им начинают выплачивать денежные пособия и некоторых даже пытаются лечить
c. о них заботятся, а некоторых даже пытаются социализировать
Ведущей тенденцией развития системы образования детей с особыми потребностями, начиная с 70-х гг., является
Выберите один ответ:
a. организация новых, крупных специализированных учебных заведений
b. переход к интегративным формам обучения
c. ранняя диагностика и специализация обучения
Интегративное обучение — это
Выберите один ответ:
a. передача обучаемым большого объема учебной информации на основе интенсивных технологий обучения, при неизменной продолжительности обучения и без снижения требований к качеству формируемых знаний
b. совместное обучении лиц, имеющих физические и (или) психические недостатки, и лиц, не имеющих таких недостатков, с использованием специальных средств, методов и при участии педагогов-специалистов
c. обучение, погруженное в общение, т.е. включающие в себя обмен информацией, основанной на взаимопонимании и взаимодействии