сколько стоит открыть ремонт телефонов
Как открыть мастерскую по ремонту телефонов?
Задумываетесь о том, как открыть мастерскую по ремонту телефонов? Подробные инструкции, расчетные таблицы и полезные советы для вас в данной статье.
♦ Капитальные инвестиции – 150 000 рублей
♦ Окупаемость – 7–8 месяцев
Мобильные телефоны давно перестали быть предметами роскоши и превратились в доступную всем необходимость. Сегодня мобилку можно найти в кармане любого человека.
Поскольку цена мобильных телефонов – разнообразная, то понятно, что дешевые модели будут ломаться.
Мало кто, обнаружив поломку своей мобилки, сразу же выбросит ее и отправится в магазин за другой. Большинство сначала обратятся в мастерскую и заплатят за ремонт.
Если вы разбираетесь в устройствах мобильных телефонов, и друзья частенько обращаются к вам по этому поводу, то почему бы не задуматься о том, как открыть сервисный центр по ремонту телефонов.
Вам не придется вкладывать большие деньги в запуск стартапа, а зарабатывать ежемесячно вы сможете относительно неплохо.
Есть ли причины открыть центр по ремонту телефонов?
У этого бизнеса есть множество преимуществ:
Есть ли причины не открывать мастерскую по ремонту телефонов?
Если говорить о недостатках этого бизнеса, то среди наиболее явных:
В каких случаях следует открыть центр по ремонту телефонов?
В этот бизнес есть смысл входить:
Высококлассным специалистам, которые давно чинят телефоны, ноутбуки и прочую технику в качестве хобби или работая по найму.
Почему бы не открыть свой бизнес?
Менеджерам, которые могут любой стартап сделать прибыльным.
Если вы ищите перспективную идею, в которую можно вложить деньги, то стоит задуматься об открытии ремонтной мастерской.
Вам нужно лишь найти хорошего специалиста и начать зарабатывать.
Что прежде всего нужно сделать чтобы открыть сервисный центр?
Две формы открытия сервисного центра
Легальный сервисный центр.
Вы регистрируетесь как ИП, снимаете офис с конкретным юридическим адресом, платите налоги и т.д.
Такой способ подходит и мастерам, который собираются сами ремонтировать телефоны, и менеджерам, что хотят выполнять лишь посредническую функцию.
Допустим, вы хорошо ремонтируете телефоны и другую технику.
Друзья и знакомые это знают и регулярно подбрасывают вам работу, соглашаясь за нее платить.
Все ремонтные работы можно осуществлять прямо у себя дома, а клиентов искать при помощи «сарафанного радио».
Такой способ не подходит менеджерам.
Два вида сервисного центра по ремонту телефонов
Все мастерские делятся на два вида:
Вы сотрудничаете с конкретным производителем, заказываете у него запчасти, отчитываетесь о проделанной работе, выполняете гарантийное обслуживание телефонов и т.д.
Вы не перед кем не отчитываетесь и беретесь ремонтировать любые модели телефонов, которые к вам приносят клиенты.
В этом случае могут возникнуть трудности при заказе запчастей, да и получить консультацию будет не у кого.
Как рекламировать сервисный центр по ремонту телефонов?
Но наиболее эффективный способ рекламы – довольные клиенты!
Если вы сможете устранять большинство поломок мобильных телефонов и брать за это разумные деньги, то будьте уверенны, что вскоре у вас отбоя не будет от клиентов.
Календарный план открытия сервисного центра по ремонту телефонов
Подготовительный этап открытия мастерской не займет у вас слишком много времени.
Фактически самое сложное, что вас ожидает, – регистрационная процедура, которая из-за бюрократических проволочек может растянуться на несколько месяцев.
Если вы сможете ускорить ее, то аренду и обустройство помещения, покупку инструментов вы сможете осуществить достаточно быстро.
Еще быстрее пойдет дело, если вам не нужен мастер по ремонту телефонов, а вы сами собираетесь выполнять его функции.
Этап | Янв. | Февр. | Март | Апр. |
---|---|---|---|---|
Регистрация и получение необходимых разрешений | ||||
Аренда помещения и ремонт в нем (при необходимости) | ||||
Закупка инструментов для работы мастеров | ||||
Рекламная кампания | ||||
Открытие |
Бизнес-план открытия сервисного центра по ремонту телефонов
Допустим, вы решили открыть мастерскую в одном из больших городов.
Ремонт техники вы собираетесь осуществлять сами, поэтому мастера нанимать не будете.
Регистрация
Интересный факт:
Самый популярный телефон был и остается Nokia 1100, владельцами которого стали 250 000 000 человек. Телефон был доступен во всех магазинах начиная с 2003 года.
Регистрируетесь как индивидуальный предприниматель, выбирая форму налогообложения – ЕНВД.
Лучше приступать к регистрационной процедуре не сразу после возникновения идеи, а поработать некоторое время нелегально.
И лишь тогда, когда вы поймете, что у вас получается возвращать к жизни сломанные телефоны и вы сформируете хоть небольшую клиентскую базу, можно подавать документы на регистрацию.
Помещение
Открывайте свой центр там, где клиентам легко будет его найти: в центре города или в густонаселенном спальном районе.
О декоре помещения можно не беспокоиться, поскольку клиентов будет интересовать ваша квалификация, а не цвет стен офиса.
Если вы собираетесь сотрудничать с мастером на гонорарной основе, а себе оставляете функции менеджера, то разумным шагом будет открыть бизнес в одном из популярных торговых центров вашего города.
Вам достаточно небольшого уголка, где вы будете продавать запчасти, аксессуары к телефонам и принимать сломанные модели на починку.
Мастер же сможет раз в день приносить уже отремонтированные модели и забирать новую работу. Так, специалист сможет работать у себя дома, а вы – сэкономить на аренде и расширить комплекс услуг своего бизнеса.
Инструменты и оборудование мастерской
Помним, что комната у нас небольшая, а значит захламлять ее лишней мебелью не стоит.
Чтобы нормально работать, вам достаточно приобрести:
Статья расходов | Сумма (в руб.) |
---|---|
Итого: | 55 000 руб. |
Стол | 8 000 |
Стул или рабочее кресло | 1 500 |
Настольную лампу | 1 000 |
Ноутбук | 18 000 |
Сейф | 10 000 |
Телефонный аппарат | 800 |
Шкафчики для переодевания и хранения личных вещей | 5 000 |
Стеллаж или полку для хранения инструментов и запчастей | 3 000 |
Другое | 7 700 |
Вам также понадобится минимальный набор инструментов, чтобы осуществлять стандартные ремонтные работы телефонов.
Статья расходов | Сумма (в руб.) |
---|---|
Итого: | 35 000 руб. |
Паяльная станция с феном | 4 000 |
Ультразвуковая ванна | 2 000 |
UFS-3 box + HWK программатор с комплектом кабелей | 6 000 |
Блок питания | 2 000 |
Цифровой осцилограф | 8 000 |
Вакуумный пинцет | 1 000 |
Набор миниатюрных инструментов (отвертки, пинцеты и т.д.) | 5 000 |
Другое | 7 000 |
Персонал
Если хотите, то можете взять на полставки уборщицу и по совместительству бухгалтера.
Когда ваш сервисный центр по ремонту телефонов станет популярным, следует подумать о найме приемщика-продавца.
Сколько стоит открыть центр по ремонту телефонов?
Для запуска этого стартапа вам действительно не нужны огромные суммы денег.
Достаточно иметь 150 000 рублей.
Статья расходов | Сумма (в руб.) |
---|---|
Итого: | 150 000 руб. |
Регистрация | 10 000 |
Небольшой ремонт в мастерской | 20 000 |
Оборудование для мастерской | 55 000 |
Закупка инструментов | 35 000 |
Реклама | 10 000 |
Дополнительные расходы | 20 000 |
Ежемесячные расходы в этом виде бизнеса небольшие, и в основном будут уходить на аренду помещения, налоги, интернет и закупку инструментов.
Вы вполне сможете уложиться в сумму 30–40 000 рублей.
Сколько можно зарабатывать имея мастерскую по ремонту телефонов?
Формула заработка проста: чем больше у вас заказов, тем больше денег вы сможете зарабатывать каждый месяц.
Формируйте разумную ценовую политику, но не себе в убыток. Называя клиенту цену, прибавляйте к запчастям, которые вы использовали для починки телефона, 100%.
Если в день вы будете обслуживать хотя бы 5 клиентов, то дневная выручка составит не менее 3 000 рублей.
Даже работая с двумя выходными в неделю, в месяц вы сможете зарабатывать около 60 000 рублей.
То есть чистой прибыли получается около 20 000 рублей.
На начальном этапе мы вложили 150 000 рублей. При таком раскладе они окупятся за 7–8 месяцев.
Предлагаем вам также просмотреть видеоролик о том,
с чего следует начать открытие сервисного центра по ремонту телефонов:
5 советов тем, кто собирается открывать мастерскую по ремонту телефонов:
Теперь вы знаете, как открыть мастерскую по ремонту телефонов, и, если обладаете необходимыми знаниями и умениями, то внимательно присмотритесь к этому виду бизнеса.
Бизнес: мастерская по ремонту электроники в Воронеже
Как зарабатывать на сломанных ноутбуках и смартфонах
Сергей работал в ремонтном сервисе, но хотел открыть собственную мастерскую.
Он боялся, что не окупит даже затраты, но у него получилось.
Сергей ремонтирует технику уже 6 лет. Сначала он просто чинил телефоны друзьям, потом работал в профессиональных сервисах.
Большинство мастеров в сервисах работает сдельно и получает 30—40% от стоимости заказов. В Воронеже, в зависимости от уровня мастера, раскрученности точки и сезона в месяц получается 15—40 тысяч рублей.
Сергей быстро вышел на этот доход, но заработать больше не получалось. Чтобы расти, осенью 2017 года он открыл собственный сервис.
Помещение
Чтобы ремонтировать технику, не нужно специальное помещение: Сергей мог бы делать все и дома. Но люди не доверяют домашним мастерам, потому что в случае проблем их не найти.
Для мастерской достаточно помещения площадью 10—15 м². Главное, чтобы у места была хорошая проходимость и его было легко найти. Самые проходные места на центральных улицах и в оживленных магазинах давно заняты. А еще такая аренда обходится дорого — начинающему мастеру с минимумом оборудования будет трудно окупить такие траты.
Сергей решил открыть мастерскую в спальном районе, где живет сам. Если телефоны люди могут отнести в любой сервис по дороге на работу или в обед, то ноутбуки, телевизоры или принтеры им проще принести из дома в ближайший сервис.
стоит аренда мастерской на 50 м². Сергею удалось сбить цену до 12 000 Р
Оборудование и запуск
На ремонт Сергей не тратился. Раньше в этом помещении были магазин и аптека, ремонт после них не потребовался.
Разрешений на работу и сертификатов на оборудование для такой мастерской не нужно. Авторизованные мастера, которые работают с техникой на гарантии, получают от брендов специальные дипломы. При желании такой диплом можно получить самостоятельно. Но Сергей считает это лишним: за несколько лет никто никогда не спросил, есть ли у него диплом.
заплатил Сергей за инструменты для ремонта
Кассовый аппарат пока что не нужен. Закон требует от предпринимателя, оказывающего услуги, составить прейскурант, оформить уголок потребителя с жалобной книгой и выдавать клиентам бланки строгой отчетности и квитанции о приеме техники.
Траты на инструменты для ремонта — 50 000 Р
Инструмент | Стоимость |
---|---|
Микроскоп для припайки мелких деталей | 15 000 Р |
Паяльная станция с феном | 6000 Р |
Монитор для проверки компьютеров | 5000 Р |
Отвертки, лопатка, скальпель для разных моделей телефонов | 5000 Р |
Принтер для квитанций | 5400 Р |
Программатор ( UFS ) для перепрошивки микросхем | 5000 Р |
Мультиметр (тестер) | 2000 Р |
Настольные лампы | 2000 Р |
Ультразвуковая ванна | 2000 Р |
Универсальный блок питания | 1500 Р |
Антистатическая щетка и браслет | 800 Р |
Вакуумный пинцет | 300 Р |
Поставщики запчастей
Формально гарантия на запчасти есть — 2—4 недели после продажи. Но действует она, только если деталь еще не установлена на технику. Если установленный экран сломается, заказывать новый и менять его Сергею придется за свой счет. За 10 месяцев работы такое уже случалось несколько раз.
Реклама и клиенты
Лучшая реклама — это качество ремонта. Людям важно доверять мастеру и получить свою технику в идеальном состоянии. Если человек один раз отремонтировал Макбук у мастера и остался доволен, в будущем он придет к нему снова и будет рекомендовать его друзьям. Сейчас каждый четвертый клиент приходит к Сергею по совету знакомых.
Еще Сергей размещает объявления на бесплатных досках в интернете и работает как выездной мастер. Часто людям лень тащить телевизор в сервис или выходить из дома в дождь — им удобнее, чтобы мастер сам пришел к ним.
У Сергея есть группа во Вконтакте и аккаунт в Инстаграме. Они не приносят заказы, но иногда клиенты оставляют там отзывы.
Составить прейскурант — обязанность Сергея по закону. Но на практике следовать ему получается не всегда. Люди могут принести разную технику в любом состоянии.
стоит ремонт старой «Нокии» или советского приемника
Максимальная прибыль с одного ремонта составила 5000 Р — тогда Сергей восстановил ноутбук, который во время семейной ссоры сначала уронили, а потом окатили водой. Жаль, что семью не склеишь так же, как восстанавливают ноутбуки.
Проблемы
Самые большие сложности возникают с клиентами. Большинство хочет отремонтировать технику дешевле, быстрее и с годовой гарантией. Так получается не всегда, поэтому люди часто скандалят.
Распространенный случай — человек приносит дорогой телефон, у которого кончилась гарантия. Когда Сергей его разбирает, он понимает, что это восстановленный телефон с неоригинальными запчастями. Он говорит об этом клиенту, но тот не верит и считает, что Сергей пытается его обмануть.
Чаще всего клиенты недовольны ценой и временем ремонта. В Воронеже мало деталей, особенно для устаревших моделей. Если человек принес трехлетний смартфон, детали к нему приходится заказывать в Москве и ждать доставку от 3 до 5 дней. Людям кажется это слишком долгим, они злятся и могут забрать технику. Но заказывать запчасти заранее не имеет смысла — никогда не угадаешь, что принесут клиенты.
Деньги за работу Сергей берет, когда возвращает технику. Поэтому сначала он должен заплатить за запчасти из собственных средств. Только спустя несколько дней, а то и недель Сергей их вернет. На этот случай у него всегда есть резерв в 10—20 тысяч рублей. Деньги вперед Сергей берет, только если деталь дорогая и ее нет на складе в Воронеже.
берет Сергей за установку экрана на смартфон
В ремонте техники есть сезонность. Зимой и в непогоду люди приходят меньше. Перед крупными праздниками и после них клиентов становится в 2—3 раза меньше. За две недели до Нового года и первую половину января почти никто не приходил.
Сотрудников у Сергея нет, нанимать их пока рано. Пока что заказов для этого слишком мало, но в мастерской все равно приходится сидеть с 10:00 до 20:00. Когда заказов нет, Сергей подрабатывает программистом.
Результаты и планы
В день Сергей может отремонтировать до 6—8 предметов, но чаще всего у него бывает по 3—4 заказа. Даже с таким результатом он вышел в ноль на второй месяц.
Сейчас прибыль Сергея — 30—40 тысяч рублей в месяц. Из этой суммы он старается тратить не больше половины, а остаток откладывает на оборудование и открытие второй мастерской. Сергей считает, что может увеличить доход вдвое. Но 100 тысяч — это потолок для таких мастерских в Воронеже.
можно заработать максимум на ремонте техники в Воронеже
Чтобы зарабатывать больше, есть несколько способов:
Советы
Часто новички хотят купить инструменты на все случаи жизни. Сергей уверен, что лучше брать минимум. Проще арендовать недостающее в другой мастерской.
Важно дружить с другими сервисами и мастерами. Мастера помогают друг другу с оборудованием, обмениваются заказами, подменяют друг друга.
потратил Сергей на запуск бизнеса в 2017 году
Ремонтные мастерские как бизнес подходят не всем. Надо любить технику и хотеть ее чинить. Если вы не готовы проводить часы за паяльником, проще реализовать себя в другом.
Сколько стоит открыть мастерскую по ремонту электроники
Запуск в 2017 году — 84 000 Р
Трата | Стоимость |
---|---|
Мебель | 13 000 Р |
Вывеска и штендер | 9000 Р |
Оборудование | 50 000 Р |
Первый месяц аренды | 12 000 Р |
Операционные расходы в месяц в 2018 году — 18 000 Р
Трата | Стоимость |
---|---|
Аренда | 12 000 Р |
Коммуналка | 3000 Р |
Расходники | 3000 Р |
Прибыль в месяц
Мы ищем людей, которые открыли свой бизнес. Проект должен работать официально и приносить прибыль. Если вы хотите рассказать свою историю — заполняйте анкету.
Совершенно не раскрыта тема расходки. Припои, флюсы, жала для паяльника, химия разнообразная, да для той же УЗ-ванны, хотя бы. Для паяльной станции, опять же, нужны как минимум трафареты и шары.
Для сравнения, оборудование на рабочем месте мастера по ремонту электроники (специализация источники питания, без BGA, без телевизоров и т.п.), цены российских магазинов, работающих по безналу с НДС, примерно полугодовой давности:
— Осциллограф Uni-T UPO2102CS 31 т.р. (можно сократить до 15, взяв модель попроще);
— Мультиметр-пинцет SMD Mastech MS8910 2600 руб.,
— Мультиметр Uni-T UT61E 5200 руб.,
— Токовые клещи Mastech MS2115A 3200 руб.,
— Мегаомметр Uni-T UT501A 4000 руб.,
— Изм. иммитанса ChyFiremate E7-22 9000 руб.,
— Изм. ЭПС ESR-Micro v.5.0s 2900 руб.,
— Программатор MiniPro TL866 4900 руб. (без панелек),
— ЛАТР TDGC2-0.5 2800 руб.,
— ЛБП Uni-T UTP3315TFL 5300 руб.
Отвёртки-пинцеты в списке не указаны, расходка не указана. Вот и считайте. Лично я оцениваю запуск мастерской по ремонту в 0,3. 1 млн. руб. минимум, в зависимости от специфики ремонтируемой техники.
«Больше всего клиентов приносят 2ГИС, Яндекс, Гугл». А почему нигде не указаны расходы на рекламу? Для данного перечня могу грубо оценить примерно в 20-40 тыс. руб. ежемесячно. С кассой тоже интересно. На момент запуска не надо, но через полгода будет надо. А что с эквайрингом? Сложный ремонт может выйти в копеечку, люди часто платят кредитками. Да и вообще не очень охотно расстаются с наличностью, если сумма больше 1000 руб. (ну может в Воронеже и не так, местной специфики не знаю).
На чем теряют деньги в ремонте айфонов
Родион Куприн вместе с партнером открыл сервисный центр по ремонту техники в те времена, когда смартфоны и хипстеры только появлялись. Теперь технику ремонтируют на каждом углу. Родион рассказывает, что это за рынок.
Стартовый капитал вместо машины
Я открыл сервисный центр восемь лет назад, тогда мне было 25. Вообще я сеошник и до этого успел поработать в нескольких диджитал-компаниях: делал и продвигал сайты.
Первый опыт в бизнесе получил, когда мы вместе с партнером открыли интернет-магазин модной одежды. Покупали одежду с лейблами «Гучи», «Долче и Габана» на рынке в Лужниках и продавали через интернет-магазин. Клиенты понимали, что настоящие «Гуччи» не могут стоить три тысячи рублей, но хотели выглядеть модно. Минимум тридцать тысяч рублей на каждого в месяц у нас получалось. Но мне это было не по душе — всё же это были ненастоящие бренды. Однажды рынок в Лужниках закрылся, и эта история закончилась.
Я опять занялся сео и продвигал сайт сервисного центра по ремонту телефонов. Заявок приходило очень много, и я понял, что надо открывать свой центр.
Так совпало, что родители подарили мне 5000 долларов на день рождения. Я должен был подкопить и купить машину, но отдал эти деньги на запуск сервисного центра. А машины у меня до сих пор нет, езжу на складном велосипеде.
Эти деньги были нужны, чтобы запустить сервис. Я уже не помню точных цифр, но траты были примерно такими:
Это было восемь лет назад. А сейчас у нас мастерская с двумя мастерами и оборотом до 700 000 рублей в месяц. В самые прибыльные времена оборот доходил до 2 млн рублей.
Первые мастера хамили и обманывали
Наши знания в ремонте были скудными. Я всегда интересовался техникой и сам ремонтировал всё, что у меня ломалось. Но это было хобби, с чужими устройствами методом тыка нельзя.
Сейчас на этом рынке много профессионалов, но тогда ремонт ноутбуков и смартфонов был рынком рвачей и наглецов. На Патриарших прудах уже прорастали хипстерские бороды и появлялись модные татухи. Но если надо было отремонтировать телефон, приходилось идти к странным личностям на «Горбушке» или «Савке» — Савеловском радиорынке.
«Ремонт ноутбуков и смартфонов был рынком рвачей и наглецов»
Мы пытались найти мастера. Но все, кого собеседовали, нам не нравились. Казалось, они могут только врать, хамить и воровать. Хорошие ребята тоже были, но они уже где-то работали, а новые сервисные центры открывались почти каждый день. Пришлось нанимать мастеров, которые в первую очередь знали, как нагреть и развести. Это было родимым пятном всех ремонтников того времени.
Этих мастеров нельзя было оставлять одних. Я был свидетелем такого разговора с клиентом:
— Отдайте мне мой ноутбук!
— Он еще не готов. Мы отвезли его в другой сервисный центр.
— Как же, он лежит у вас на полке, это мой ноутбук.
— Надо же, как странно. Это ваш? Значит, забыли отвезти.
Просто мастер забыл отремонтировать ноутбук и выкручивался перед клиентом. И это было нормой в общении с клиентами, а для меня недопустимо.
Кое-как мы научились ремонтировать сами и подтянули знакомых. В нашем первом интернет-магазине работал курьер. Мы научили его ремонтировать телефоны, и он до сих пор работает у нас мастером. Кроме него, у нас работает еще один мастер.
Зарплата мастера обычно сдельная, от 40 000 ₽ до 120 000 ₽. Мастера очень пострадали из-за кризиса и конкуренции. Раньше зарплаты были ближе к верхней границе. Но сейчас сервисные центры на каждом шагу, поэтому таких денег уже нет.
Помещение не обязательно в центре
С помещением нам повезло. Это было время кризиса, помещения стояли пустые. Мы пошли от Сухаревской до Маяковской и стучали во все двери, даже без вывески «аренда». Тогда всё везде сдавалось. Так нашли помещение на Маяковской:
Мы всегда ориентировались на клиентов из интернета, поэтому нам не нужна была огромная вывеска и отдельный вход.
Цена аренды с того времени не очень изменилась. Сначала мы платили 20 000 тысяч рублей за помещение с одной комнатой в двенадцать квадратных метров с отдельным входом, а теперь — тридцать две тысячи рублей за помещение в два раза больше. В обоих случаях это помещения в центре Москвы.
В годы, когда мы начинали, важно было работать в центре, а сейчас — уже нет. Есть несколько форматов:
У нас что-то посередине. Мы отремонтировали помещение, но оно не выглядит шикарно и дорого. Заходишь и сразу понятно — мастерская:
Для сервисных центров, где ремонтируют ноутбуки, район не важен. Ноутбук — рабочий инструмент, и люди поедут куда угодно. Главное, чтобы быстрее отремонтировали. А телефоны ремонтируют в местных сервисных центрах около дома.
Внутренняя отделка влияет на выручку, но это зависит от посетителей. Те, кто ценит отделанные стены и евроремонт, ко мне не придут. Но придут те, кому я уже ремонтировал телефон и кто остался доволен.
Для москвичей рядом с домом — это плохо
Я думал, что бизнес будет быстро расти. Поэтому через полгода решил открыть вторую точку, а еще через три месяца — третью. Я считал, клиентов будет больше, если в разных регионах Москвы будут наши сервисные центры. Человек посмотрит на карту, увидит, что рядом с домом наша точка, и придет. Это было ошибкой.
Оказалось, что москвичи мыслят своеобразно. Они считают то, что рядом с домом — плохо, надо ехать на другой конец Москвы. Так все делают. Ход мысли примерно такой: «У меня в районе всё плохо: аптека дорогая и „Пятерочка“ с тухлыми продуктами. Поэтому я поеду на Маяковскую и там отремонтирую свой телефон».
Я этого не учел. Я опросил клиентов, почему они приходят в наш центр на Маяковкой. Они сказали, что удобно приходить на эту станцию метро. И я подумал, что если есть люди, которым удобно приходить на Маяковскую, найдутся и те, кому удобно на Красносельскую и Смоленскую. Но я ошибся.
«Я думал, что люди хотят, чтобы было близко, а они не хотят»
В наши новые шесть точек приходили всё меньше людей. Я думал, что люди хотят, чтобы было близко, а они не хотят. В Москве даже к парикмахерам ездят на другой конец города, хотя в любом районе есть парикмахерские.
Авторизованный центр и махинации мастеров
Авторизованный центр — сервисный центр, которому производитель разрешил делать ремонт от своего имени. При приеме устройства мастер смотрит, какая поломка случилась — гарантийная или нет. Если поломка гарантийная, сервисному центру заплатит производитель, если негарантийная — за ремонт платит клиент.
У нас неавторизованный центр. На Западе такие называют независимыми. Это звучит приятнее, и я так говорю клиентам. Мы ремонтируем технику на свой риск. Если сломаем или уроним устройство, должны возместить ущерб. Но такое редко случается.
Чтобы заключить договор с Эплом и открыть авторизованный центр, нужно потратить примерно полмиллиона долларов. Не знаю точно, как в регионах, но в Москве так. При этом для договора Эпл должен одобрить помещение и условия ремонта. Насколько я помню, существуют нормативы площади приемной и ремонтных зон. Приемная зона должна быть не меньше 110 квадратных метров, но я могу ошибаться. Получается, придется потратить дополнительные деньги на ремонт, помещение, оборудование.
«Чтобы заключить договор с Эплом и открыть авторизованный центр, нужно потратить полмиллиона долларов»
У авторизованных сервисных центров большой поток клиентов и совсем другой маркетинг, чем у нас. С одной стороны, там всегда отработанные процессы, но в реальности бывают разные ситуации.
Однажды я был свидетелем вопиющего безобразия, которое в нашем центре не может произойти.
Клиент сдал айфон в авторизованный центр. У телефона вздулась батарейка и из-за этого стал выпирать экран. Устройство было американским, то есть в России на него гарантии нет и принимать в сервисный центр его было нельзя.
Пока выясняли, что устройство нельзя было брать в ремонт, батарейку разнесло так, что из-за нее треснул экран. Человек сдавал аппарат, которым можно было пользоваться, а обратно ему отдали сломанный телефон, с которого нельзя было позвонить. Он был недоволен, мог даже в суд подать на центр. Но чем закончилось я не знаю.
Мастера в сервисных центрах иногда проводят махинации для знакомых и меняют им телефоны на новые без причины. Схема такая:
Страдает владелец сервисного центра, который заплатил за договор с Эплом полмиллиона долларов. Если махинация будет раскрыта, он рискует потерять авторизацию от Эпла за мошенничество.
Покупка и проверка запчастей в Китае
Покупку деталей организовать сложнее, чем готовых устройств, а запас запчастей нужен постоянно. На складе должны лежать самые ходовые, например дисплеи. Количество запчастей зависит от оборота. Сейчас у нас оборот около 700 000 в месяц, а запчастей на складе примерно на миллион.
Мы очень много ошибались с деталями и потратили на это много денег. Покупали запчасти в Китае и Москве, а они часто оказывались бракованными. Московские даже чаще были с браком.
Сложное проверить, что запчасть рабочая, тем более если это электроника. Да и проверка не гарантирует, что в устройстве она заработает как надо. Бывало, что мы закупали детали, они лежали на складе, и срок гарантии подходил к концу. Потом мы ставили запчасть в устройство и оказывалось, что она бракованная. Например, ставим новый экран в телефон, а через день клиент приходит и говорит, что он не может нажать букву «ю», сенсор не срабатывает. Приходилось менять экран на другой, а клиенту давать скидку. А это потеря денег для нас.
Если гарантия вышла, вернуть деталь или обменять на другую нельзя. В некоторые месяцы мы списывали бракованные детали на 100 000 рублей.
Производители техники практически не поддерживают ремонт устройств и не производят детали. Но условный Самсунг не может запретить ремонтировать устройства. Это то же самое, что запретить ремонтировать обувь. Так появился рынок деталей в Шэньчжэне — целый район, почти город. Я поехал туда и познакомился с коллегами со всего света. Все мы приезжали в Шэньчжэнь, чтобы покупать и тестировать детали для своих сервисов.
Запчасти бывают трех типов:
Мы можем рассчитывать на копии и восстановленные модули. Но это не значит, что мы ставим плохие детали. Рынок деталей — большая индустрия, на нём работают крупные производители. Чтобы произвести матрицу для дисплея, нужно дорогое производство. Копия или восстановленный оригинальный дисплей — качественный высокотехнологичный продукт. Можно говорить, что этот дисплей ничем не хуже оригинального.
Организовать поставку и тестирование запчастей было непросто. Приходилось много ездить, чтобы найти поставщиков. В общей сумме мы потратили 18 000 долларов на всё это, но в итоге заработали больше.
Мой партнер остался в Москве, а за запчастями нужно было постоянно ездить в Китай, поэтому я переехал туда жить. Я организовал там услугу по тестированию деталей для других сервисных центров. Например, чтобы проверить дисплей, не обязательно собирать телефон, можно купить устройство-тестер дисплея. То же самое для батарей.
Ремонт за триста
Владелец обувной мастерской: «Когда создаешь новый рынок, ты как мишень» в «Деле»
Ремонт смартфонов — простое дело. Думаю, проще ремонта обуви. У этого бизнеса низкий порог входа, поэтому очень быстро появилось много конкурентов.
Конкуренция в первую очередь сказалась на стоимости привлечения: трафик из контекстной рекламы стал дорогим. Да и еще появились болезненные явления, вроде «ремонта за 300 ₽», когда на самом деле цена в десять раз выше.
В такие сервисные центры выстраивается очередь клиентов. Они сдают сломанные телефоны, а потом им говорят: «У вас сложный случай, диагностика стоила 1800 рублей». По сути это обман: кто согласился за платную диагностику, скорее всего, заплатит за ремонт тринадцать тысяч.
«По сути это обман: кто согласился за платную диагностику, скорее всего, заплатит за ремонт тринадцать тысяч»
Другие сервисные центры говорят, что они авторизованные и у них ремонт по гарантии. Потом выясняется, что это обычный сервисный центр, и он не может делать ремонт по гарантии. У них есть только гарантия на ремонт: поменяют аккумулятор, и, если он перестанет работать, они бесплатно еще раз отремонтируют. Опять обман.
На наших глазах расцветали и умирали сервисы с инвестициями, например ismashed.ru и другие. Они всегда вели себя похожим образом: тратили деньги на контекстную рекламу, думали, что будут повторные обращения. Но клиенты редко обращаются за ремонтом повторно. В итоге расходов слишком много, а прибыли нет, и центр закрывается.
Клиенты слишком редко обращаются за ремонтом, и привычка обращаться в один и тот же центр не успевает сформироваться. Это не парикмахерская, куда ходят годами.
У клиентов очень сильна привычка гуглить. Если даже он ремонтировал устройство год или два назад в каком-то центре, он при новой поломке он всё равно прежде всего пойдет гуглить сервисный центр. Получается, если вы сидите в органической выдаче поисковиков, клиент вас найдет и вспомнит. А если нет — обратится в другой центр.
Курс доллара и спад бизнеса
В начале работы мы совершали много ошибок, но рынок нам всё прощал. До 2013 года особой конкуренции не было, клиенты шли к нам, и удавалось зарабатывать. Потом случился кризис, доллар подскочил. Полгода мы не могли выровнять цены. Работали по старым ценам, а запчасти закупали по новому курсу. Наш запас деталей сократился с трех миллионов до одного.
Стало приходить всё меньше людей в сервис. До кризиса в день приходило стабильно десять человек, а сейчас в самые хорошие дни — пять-семь человек.
Люди научились жить с мелкими поломками. Например, 70% всего ремонта — трещины на стекле. Когда человек роняет телефон, трещины его беспокоят один или два дня, а потом он привыкает. Вот в первые два дня все и несут телефоны в ремонт, а потом — нет. Во время кризиса люди привыкали жить с трещинами.
«Когда человек роняет телефон, трещины его беспокоят один или два дня, а потом он привыкает»
Вторая частая поломка — плохо держит аккумулятор. Люди приспосабливаются, начинают носить с собой внешние зарядки.
Год назад я решил переехать в Израиль, поэтому на сервисный центр не было времени. Он работал по инерции, я не вел рекламу и не занимался процессами. Теперь понимаю, что это было ошибкой, всё работает лишь бы как.
Сейчас планирую взяться за сервисный центр снова. У нас хорошее качество ремонта, на это жалоб нет. Но я много упустил в процессах: давал поблажки персоналу, мямлил, не мог принимать решения. Из-за этого мы тоже теряли деньги.
Я считаю, что такой бизнес может приносить 300 000 ₽ без кардинальных изменений структуры. Это один сервис, два мастера и приемщик. Новые отделения открывать не буду, это невыгодно. Сосредоточусь на одном сервисном центре, и буду его развивать.
Счет для ИП и ООО в Модульбанке
Удобный сервис, недорогие тарифы, защита от блокировок по 115ФЗ