орел церковь пермский край телефон
Историческая справка Церкви Похвалы-Богородицы п. Орел.
Посёлок Орёл, 1966 год
Построена в 1735 году усердием господ Строгановых, как соборная, каковой и оставалась до перенесения собора в с. Новое Усолье в 1752 году. Первые сведения о перенесении Церкви Похвалы-Богородицы на новое место относятся еще к 1706 году, так как старую церковь основательно подмывало водой.
Каменная, одноэтажная одноглавая, двупредельная с четырехъярусной колокольней, увенчанная куполом с фонарем и высоким шпилем. Первоначально церковь состояла из основного объема — четверик с сильно вытянутым по оси запад-восток восьмериком с куполом и световым фонарем, трапезной и притвором. В 1810-1820гг. над притвором сооружена колокольня, в объемах повторяющая композицию летнего храма.
Алтарная аспида летнего храма Повалы-Богородицы пятигранная. Полуциркульная аспида зимнего предела Александра Невского (трапезная) выходит в помещение основного объема внутри храма.
Здание церкви уникально. Древнейшая часть его представляет типичный образец московской церкви XVIII в. Это единственный для Прикамья пример. Колокольня же в отличие от барочной архитектуры храма – образец уральского рационального классицизма. Несмотря на это разновременные объемы удивительно хорошо сгармонированы.
Углы восьмерика основного объема акцентированы трехчетвертными колоннами, восьмерика колокольни — лопатками. На фасадах храма, несмотря на следование традициям русского барокко видны следы зарождающегося классицизма — членение пилястрами, применение триглифов.
В начале ХХ века к притвору с северной, южной и западной стороны пристроены небольшие помещения сторожки, кристильни и входного тамбура, отчего в плане церкви появились элементы креста.
Достаточно хорошо сохранилось внутренне убранство церкви: замечательный резной деревянный золоченый иконостас (по преданию, перенесенный из старого деревянного собора Орла-городка.) Существующие врезки иконостаса в коренную кладку храма служат подтверждением этому. Выполнен в традициях парадных иконостасов мастеров Оружейной палаты Московского Кремля. Наличие в интерьере храма и в иконостасе икон письма царского изографа Ивана Максимова также подтверждает московское происхождение иконостаса.
Автор рукописной книги «Сатир» конца 17 века Потап Прокофьев, говорил о благоприятных условиях, в которые он был поставлен Г.Д. Строгановым при своей работе, как проповедник при церкви Похвалы Богородицы в Орле-городке: «И богати о довольстви, и украси о благолепствующими красотами, книг же и рез дарева со изобильством, звоном же и сосудами ударствим б».
Фото Андрея Ширинкина
После закрытия церкви в феврале 1941 года 42 иконы 17-18 века были переданы в Молотовскую (ныне Пермскую) художественную галерею, 59 икон и другая церковная утварь – в Усольский краеведческий музей. В 1946 году значительная часть их была возвращена вновь открытому в 40-е же годы храму.
В Пермской Государственной художественной галерее хранится немало подписных икон из этой церкви, принадлежащих кисти Строгановских мастеров Истомы и Никифора Савиных, Семена Бороздина, Семена Хромого, а также царевым жалованным мастером Оружейной палаты Иваном Максимовым.
Храм расположен на живописном берегу реки Камы, обънесен железной кованной ажурной оградой на каменном цоколе и столбах.
Иваницкий Петр Николаевич-
1888-1891 гг. – законоучитель в Усольском женском двухклассном училище;
1890-1891 гг.- учитель пения в Усольской церковно-приходской школе;
1891-1893 гг. — учитель словесности в Усольской церковно-приходской школе;
1895 г. – заведующий Орловской школы грамоты, законоучитель Орловского начального училища;
1902-1903 гг. — законоучитель Орловской церковно-приходской школы;
1911 г. – законоучитель Пешковского начального училища;
1916 г. — законоучитель Орловской церковно-приходской школы.
Награды:
1886 г – награжден серебряной медалью в память царствования императора Александра III;
1909г — награжден серебряной медалью в память 25- летия церковно-приходских школ.
1913г — предоставлено право ношения особого нагрудного знака 300-летия царствования дома Романовых.
Попов Владимир Васильевич:
1909 г. — награжден серебряной медалью в память 25- летия церковно-приходских школ.
Источники и литература:
1. Власова О.М., Казаринова Н.В. Подписные и датированные иконы из коллекции Пермской художественной галереи. Каталог выставки. Пермь, 1993г.
2. Клировые ведомости… за 1914 год. БКМ-КП-4202/1 ЛЛ.130. 133 Об-134, 134 об-135.
3. Коржавкина Л.Ф. Дело из Соликамского архива(К истории Похвальского храма XVIII века села Орел)// Коноваловские чтения. Вып. 1. Березники 1995 г. СС 23-31
4. Коржавкина Л.Ф. Строгановские вклады в Верхнекамские храмы//Строгановы и Пермский край. Пермь,1992 С 52-53.
5. Косточкин В.В. Чердынь, Соликамск, Усолье М.,1988 с 162-163.
6. Памятники археологии и архитектуры Березниковско-Усольского района. Усолье,1994 г С 61.
История храма
Вид на пристань Орла-городка
Стоял некогда на Каме-реке, в глухих пермских лесах, славный Орел-городок, Кергедан, как называли его местные племена, коми и пермяки, — селение в речном устье. Мал городок, да удал, крепость, опорная точка державы, столица обширных уральских владений именитых людей Строгановых. Именно здесь снаряжал свою дружину покоритель Сибири казак Ермак, отсюда отправился в глубь азиатского материка, раздвигая границы России. А в другую сторону везла река на потребу всех россиян соль-“пермянку”.
А головой всему, на самом краю мыса, подмытого рекой, — две каменные постройки: соборный храм Похвалы Богородицы, другой, поменьше, — Воздвижения Честного Креста, и чуть поодаль — палаты Строгановых, срубленные из отборных, толстых и прочных бревен.
Просто невероятно, как мог появиться в таком медвежьем углу, в такое, еще достаточно средневековое, время премудрый пастырь, блестящий самородок, на голову выше своих земляков.
Протопоп Потап Игольнишников, написавший солидную рукопись «Статиръ» — поучения на воскресные дни и праздники годового круга, в честь святых, на разные торжественные случаи. Поучения предваряются двумя предисловиями, дополняются авторскими молитвами по совершении первой части и всего труда, и вдобавок еще виршами — 68 силлабическими двустишиями, обращенными как к доброжелательному читателю, так и к завистливому хулителю — уж в чьи руки попадет книга.
Писалась она один год, четыре месяца и двенадцать дней. Время и место создания автор указал точно, приписал киноварью в предисловии к читателю: 8 апреля 1683—20 августа 1684, в царствие государей, братьев Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича, в вотчине именитого человека Григория Дмитриевича Строганова — Орле-городке, на Каме-реке, в устье реки Яйвы. Указал автор и то, что служил тогда священником соборной церкви Похвалы Богородицы.
Книга эта замечательна не только тем, что освещает личность человека, ее написавшего, происходившего из крестьян и выбившегося при тогдашних препятствиях из невежества и темноты, в которой родился и жил, но вместе с тем представляет образцы сильного красноречия, напоминающего собою лучшие произведения отцов Церкви. Находясь посредине народа грубого, на невежество которого он беспрестанно жалуется, подкрепляемый верою в Бога и сознанием правого дела, бедный, неизвестный приходской священник старается своими поучениями пробудить чистые нравственные начала в душах своих прихожан и дать им вместе с тем истинные понятия о Боге и мире. В этих проповедях, написанных языком простым, но сильным, заключаются не только превосходные памятники красноречия, но еще можно найти множество указаний на нравы, обычаи и образ мыслей того времени, словом, что собственно составляет историю народной жизни.
Посёлок Орёл, 1966 год
А отец Потап будто в колокол гремел: «Скорчена душа наша, если смотрит только на земное, а о небесном и Божественном не помышляет … »
20 августа 1684 года он поставил точку: «Прими, Господи, малое зерно пшенично, изросшее в иссохшем колосе ума моего. Сотвори его в мире вкорениться, умножь и рассей по лицу всея Российской державы и во всех верных, где прославляется имя Твое … Аминь».
Верил отец Потап, что мысли и слова его будут известны «всей Российской державе», а уж нам, его землякам, и подавно.
Желание сохранить шедевры архитектуры для будущих поколений присуще не только жителям столичных городов, но и нам, обитателям провинции. Тем более что здесь есть чем гордиться
446 лет Орлу-городку
Вопрос сохранности памятников архитектуры всегда был одним из самых проблемных на Руси. Первые попытки государства взять под контроль архитектурное наследие были предприняты чуть менее двухсот лет назад. В 1826 году вышел именной указ императора «О доставлении сведений об остатках древних зданий в городах и воспрещении разрушать оные», в котором губернаторам было «Волею Его Величества» строжайше воспрещено разрушать здания «древности». В этом же указе губернским и городским архитекторам предписывалось снимать подробнейшие планы и рисунки со старинных зданий, пересылать их в столицу со своими предложениями о «починке», которая бы «не переменяла древних планов и фасадов» данных сооружений.
Белинский писал: «Богатство мировой культуры образуется из множества национальных и местных культур», поэтому мы должны сохранить свою местную достопримечательность, внося тем самым вклад в одно общее большое дело – передать богатое наследие нашим потомкам, а им уже сохранить и передать будущим поколениям.
Практически каждый памятник испытывает в большей или меньшей мере негативное воздействие разного рода экологических факторов. Наиболее частые проблемы — это несоблюдение температурно-влажностного режима внутри зданий, наличие грызунов, насекомых, развитие грибков и плесени, подтопление фундаментов, подвальных помещений и коммуникаций, а также загрязнение воздушного бассейна.
Понятно, что святыни должны сохраняться. Но и люди должны иметь возможность зайти и молиться в святом месте. Закрыть храм на реставрацию — это все равно, что, допустим, закрыть больницу, где людям необходимо лечиться, под предлогом особой исторической ценности ее здания. Храм — это тоже больница, куда люди приходят лечить свои души. И это в первую очередь. А это значит, мы должны заботиться не только о благолепии храма, а в первую очередь обеспечить прихожанам комфортное пребывание в храме. Как театр начинается с вешалки, так и храм начинается с притвора. Значит необходимо улучшить его внешний вид, привести в соответствие с современными требованиями с общим обликом храма.
Вопрос проведения ремонтно-реставрационных работ стоит очень остро, требует больших денежных вложений и эту проблему трудно решить без помощи меценатов и благотворителей!
» data-medium-file=»http://orel.cerkov.ru/files/2013/02/GEDC0031-Копировать1-300×200.jpg» data-large-file=»http://orel.cerkov.ru/files/2013/02/GEDC0031-Копировать1-1024×682.jpg» width=»150″ height=»150″ src=»http://orel.cerkov.ru/files/2013/02/GEDC0031-%D0%9A%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%82%D1%8C1-150×150.jpg» alt=»» aria-describedby=»gallery-1-1074″ /> Настоятель храма — иерей Михаил Садков Иконостас главного придела
† Храм Похвалы Пресвятой Богородицы, п.Орёл
Мы рады приветствовать Вас на странице храма Похвалы Пресвятой Богородицы посёлка Орёл.
Всё течёт и изменяется, а проповедь Евангелия остаётся прежней, общедоступной. Раз люди «переселяются» в сеть интернет, то и мы за ними спешим поделиться радостной вестью о Воскресшем Спасителе.
Данная группа посвящена деятельности прихода храма Похвалы Пресвятой Богородицы в посёлке Орёл.
Адрес: 618455 Пермский край, Усольский район, п. Орёл, ул. Набережная 38 А.
† Храм Похвалы Пресвятой Богородицы, п.Орёл запись закреплена
23.10.2021 суббота
8:00(Утреня. Божественная Литургия)
15:30 (️Всенощное бдение)
Показать полностью.
24.10.2021 воскресенье
9:00 (Божественная Литургия)
Таинство Крещения совершается по субботам и воскресеньям (регистрация в 11:30)
телефон для справок: 8-919-446-31-77
† Храм Похвалы Пресвятой Богородицы, п.Орёл запись закреплена
Священнослужители осеняют нас крестным знамением. Такое осенение называется благословением.
Священническое благословение — не только благочестивый церковный этикет, обряд, добрая традиция. В нем заложен более глубокий сокровенный смысл.
Когда священник благословляет нас, то складывает пальцы так, что они изображают буквы: Iс. Хс., то есть Иисус Христос, «ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4, 12).
Показать полностью.
Это значит, что через священника благословляет нас Сам Господь наш Иисус Христос. Поэтому благословение священнослужителя верующие принимают с благоговением.
Уже первые христиане особо ценили священническое благословение и просили этого благословения на многие случаи как своей личной, так и общественной жизни. В наше время мы получаем это благословение за богослужением в храме. Как пишет святитель Иоанн Златоуст, всё, что делается без благословения Божия, получается в сто раз труднее, чем то, что делается с благословением.
Установил священническое благословение сам Господь Вседержитель, давая народу Своему первые чины богослужения. В Библии, в книге Чисел мы читаем:
«И сказал Господь Моисею, говоря: скажи Аарону и сынам его: так благословляйте сынов Израилевых, говоря им: Да благословит тебя Господь светлым лицем Своим и помилует тебя! Да обратит Господь лице Свое на тебя и даст тебе мир! Так пусть призывает имя Мое на сынов Израилевых, и Я благословлю их» (Числ. 6, 22-27).
Орел церковь пермский край телефон
Размышления:
Что скрывает изображение святого вместо окна в части восьмерика церкви?
Оказывается, иконостас.
И тут возникает вопрос, почему же не увеличили высоту здания?
Если утверждается, что иконостас перенесен из старой церкви Орла-городка, то для того, чтобы он полностью влез, не загораживая окон, логично увеличить количество рядов кирпича.
Определенно, был архитектурный план нового строения и должна была стоять задача грамотно разместить убранство церкви с затопляемого острова в обновленном пространстве на правом берегу Камы. Или Строгановы пожалели денег на строительство и сэкономили на кирпиче?
Можно прийти к выводу, что иконостаса именно в таком виде, такого размера изначально там быть не могло. Восемь окон церкви, по задумке, принимает свет с восьми сторон, как сияющая звезда.
Звезду с восемью лучами можно встретить на всех русских иконах Божьей Матери, покровительницы нашего Отечества. Про этот символ говорят: звезда Богородицы, русская, а также Вифлеемская. http://fb.ru/article/176877/vosmikonechnaya-zvezda-zn..
То есть, в архитектурном плане не был заложен такой высоты иконостас.
А может, планировалось изготовить новый, да в какой-то момент передумали. Построили церковь и только потом решили не тратить по чем зря господских денег, да перенести старый иконостас, который, в итоге, еще и по размеру не подошел. Ну, всякое бывает.
В переписи Кайсарова от 1623/24 гг. сказано: «Другой храм Похвалы Пречистый Богородицы древян клетски, вверх шатром о пяти верхах [пример фото №5], кресты и главы обиты железом белым, а в храме: образ местной Пречистыя Богородицы Владимирския. «.
В храме летописец перечисляет не мало богатых образов святых, то или иное их положение относительно царских дверей: «да на другой стороне царских дверей к северным дверем образ Спасов нерукотворенный в киоте большая пядница, киот обит железом белым басменным, образ обложен серебром басменным золочено. «. Можно ли утверждать, что речь идет об иконостасе в целом? Может быть.
Выходит, построена новая церковь, она чуть меньше предыдущей, так как иконостас великоват. Сам же иконостас вполне мог быть перенесен сюда из пятиглавой, но решение это было принято уже после сооружения храма.
https://vk.com/kergedan?w=wall-129667615_5975/all
Церкви Похвалы Богородицы ставились обычно в связи с воинскими победами.
Так и орлинская церковь была поставлена по случаю удачно отбитого нападения вражеских войск.
Действительно, осенью 1581 г. Никите Григорьевичу удалось в Орле-городке отбить атаки пелымского князя Кихека, вторгшегося в Пермь Великую с войском в 700 человек во главе с ханом Бехбелей-Ахтаном, пытавшимся завоевать земли и села Строгановых.
Биография Коровина А.И. сына орлинского иерея в 19 веке.
Андрей Иванович Коровин (13.08.1810), соликамскаго уезда, Орлинскаго села Богородицкой церкви священника Иоанна Егоровича Коровина и Коровиной (Горбуновой) Феклы Петровны (дочь священника) сын.
С 5 января 1851 года по июль был увещателем в военноследственной комиссии, учрежденной в г. Екатеринбург о хищничестве золота по уральским заводам, а с июля по январь 1853 года постоянным увещателем в той же комиссии; с 2 августа 1857 г. по сентябрь 1861 года был членом Екаринбургскаго духовнаго правления.
2 сентября 1861 года определен в Богословский завод к Введенскому собору на протоирейское место с возложением на него должностей благочиннаго Богословскаго округа, сотрудника епархиальнаго попечительства, законоучителя в окружном горном училище и члена оспеннаго комитета, а 14 сентября 1861 года за отлично-усердную и полезную службу и ревностное проповедание слова Божия возведен в сан протоиерея.
Сентября 9-го 1842 года за ревностное обращение раскольников в православие и усердное исполнение разных поручений, возлагаемых епархиальным начальством, награжден набедренником; 25 апреля 1848 года за долговременное и усердное служение Всемилостивейше пожалован бархатною фиолетовою скуфьею; 14 апреля 1858 года за постоянно усердную и полезную службу пожалован бархатною фиолетовою камилавкою; 25 апреля 1864 года за долгоременное благочестное служение усердно-ревностное прохождение разных должностей Высочайше награжден золотым наперстным крестом.
О. протоиерей Коровин здравствует и доселе.
Орел церковь пермский край телефон
Описание Церкви Похвалы Пресвятой Богородицы в пос. Орёл
До нашего времени сохранилась и действует только церковь Похвалы Пресвятой Богородице. В 1735 году усердием господ Строгановых вместо деревянной церкви была построена каменная, соборная. Соборной она оставалась до перенесения собора в село Новое Усолье в 1752 году. В 1810-1820 годах над притвором сооружена колокольня. В начале ХХ века к притвору с северной, южной и западной стороны пристроены небольшие помещения сторожки, крестильни и входного тамбура, отчего в плане церкви появились элементы креста.
Достаточно хорошо сохранилось внутреннее убранство храма. Замечательный резной деревянный золоченый иконостас перенесен из старого деревянного собора. Существующие врезки иконостаса в коренную кладку храма служат подтверждением этому. Выполнен в традициях парадных иконостасов мастеров Оружейной палаты Московского Кремля. Наличие в интерьере храма и в иконостасе икон письма царского изографа Ивана Максимова также подтверждает московское происхождение иконостаса.
В настоящее время приходская жизнь храма идет довольно активно.
Паломнические поездки к Церкви Похвалы Пресвятой Богородицы в пос. Орёл