Обломов без своего сна был бы созданием неоконченным сочинение

Сочинение: И.А.ГОНЧАРОВ «Обломов, без своего «сна», был бы созданием неоконченным. «

«Сон Обломова» не только осветил, уяснил и разумно опоэтизировал все лицо героя, но еще тысячью невидимых скреп связал его с сердцем каждого русского читателя». Где таятся корни этого столь противоре­чивого образа? Первая часть романа завершается вопросом Обломова: «Отчего я такой?» Ответ на него дан в чудном «Сне Обломова». В нем сам автор в живой картине жизни Обломовки объяснил происхождение обломовского характера. Вообще, первая глава необыкновенно совершенна. Ее чрез­вычайная и непринужденная насыщенность такова, что две­надцать страничек, в сущности, предвосхищают и исчерпы­вают все содержание объемистой книги.

С первых строк портрет Ильи Ильича выражает не только идею романа, но и все ее оттенки. «Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворен­ные губы, пряталась в складках лба, потом совсем пропада­ла, и тогда во всем лице теплился ровный свет беспечности».
[sms]

Сам Гончаров, рассказывая о прото­типах романа, говорил о том сладостном чувстве, которое ох­ватило его в молодости по приезде домой, в Симбирск, из Мо­сквы: «Дом у нас был, что называется, полная чаша Свои лошади, корова, даже козы и бараны, куры и утки — все это населяло оба двора. Амбары, погреба, ледники пере­полнены были запасами муки, разного пшена и всяческой провизии для продовольствия нашего и обширной дворни. Словом, целое имение, деревня». И еще: «и по приезде домой, по окончании университетского курса, меня обдало той же «обломовщиной», которую я наблюдал в детстве».

«Сон» — образный и смысловой ключ к пониманию всего произведения, идейно-художественного средоточия романа. Действительность, изображенная Гончаровым, простирается далеко за пределы Обломовки, но подлинная столица «сонно­го царства», безусловно, фамильная вотчина Ильи Ильича. «Сонное царство» Обломовки графически можно изобразить в виде замкнутого круга. Кстати, круг имеет прямое отноше­ние к фамилии Ильи Ильича и, следовательно, к названию деревни, где прошло его детство. Как известно, одно из ар­хаических значений слова «обло» — круг, окружность (отсю­да «облако», «область»).

Но еще явственнее в фамилии Ильи Ильича проступает другое значение, и его, на наш взгляд, и имел в первую оче­редь в виду автор. Это значение обломка. В самом деле, что такое обломовское существование, как не обломок некогда полноценной и всеохватывающей жизни? И что такое Обло-мовка, как не всеми забытый чудом уцелевший «блаженный уголок» — обломок райского сада Эдема?

Главную причину столь любовного отношения писателя к изображаемой жизни следует видеть в творческой натуре пи­сателя, в его понимании литературы. Он передал Обломову некоторые собственные черты («Мне, например, прежде все­го бросился ленивый образ Обломова в себе и в других»). Од­нако главное, по мнению Гончарова, в том, что в создании ис­кусства обязательно присутствует сердце художника: он должен испытать любовь к тому пласту жизни, который изо­бражает.

«Гончаров посягнул вложить в своего Илью Ильича сла­бости и недуги всякого человека, каждого из нас, слабости извиняемые, малоизвиняемые и неизвиняемые. В целокуп-ном образе органично сочетались с ними и многие благие за­датки, милые и симпатичные свойства, также присущие вся­кому человеку. И потому Обломов трогает, беспокоит и тревожит всякого человека». В этих словах современного критика Ю. Лощица — ключ к пониманию непреходящего значения образа Обломова.

«Сном Обломова» завершается первая часть романа. В том, как он написан, мы видим глубокую связь Гончарова с принципами натуральной школы. Полная отчужденность от интересов большого мира, «первобытная лень», консерва­тизм — таково обломовское бытие. «Забота о пище была пер­вая и главная жизненная забота в Обломовке», — подчерки­вает писатель. Отрыв от реальной жизни, власть сказки, чуда и воображения в фантастическом замысле, восприятие жизни как вечного праздника — таков внутренний мир обло-мовцев. Гончаров подчеркивает, что обломовцы не знали ре­альных забот, «многотрудной жизни», не знали, «зачем дана жизнь». Их идеал жизни — «покой и бездействие». Труд они «сносили. как наказание».

Весь пафос их существования сосредоточился в трех актах жизни (рождение — свадьба — похороны), а в промежутках между ними они погружались в обычную апатию. Всякие иные заботы — перемены и новше­ства — обломовцы встречали со стоической неподвижно­стью. И поэтому ничто не могло нарушить однообразия их жизни, всесильной власти над ними традиционных норм жизни, обрядов и обычаев, от другого житья-бытья они с ужасом отвернулись бы. В этой атмосфере мальчик превра­тился в лелеянный, тепличный «экзотический цветок», и «так же, как последний под стеклом, он рос медленно и вяло. Ищущие проявления силы обращались внутрь и никли, увя­дая». Романист постоянно показывает, как «пытливое внима­ние» одаренного мальчика не пропускает «ни одной мелочи, ни одной черты» в картине домашнего быта. Они «неизгла­димо врезываются» в его душу. «Его мягкий ум» напитыва­ется «живыми примерами и бессознательно чертит програм­му своей жизни по жизни его окружающей».

Как же Гончаров достигает подобной поэтичности и обоб­щающей широты в изображении «Сна»? Он мастер точного и пластического воспроизведения предметов домашнего быта, всякого рода деталей, поз, взгляда, жеста, обстановки. Он погружает свои сюжеты в густую ткань вещей, мелочных житейских привычек, поступков и помыслов. При всей этой связанности с будничными деталями жизни он остается не­изменно одухотворенным поэтом, умеющим в мелочах от­крывать общий смысл жизни, находить выражение в них ха­рактера героя и целого общественного уклада. Каждая мелочь в описании «Сна» становится поэтически ощутимой. Она гармонически входит в ткань его романа, служит рас­крытию идеи и характеров.[/sms]

Источник

«Обломов, без своего «Сна», был бы созданием неоконченным, не родным всякому из нас» (А.В. Дружинин). (ЕГЭ по русскому)

Гончаров-признанный мастер пера.В своём романе он показывает всю жизнь дворянина Ильи Ильича Обломова.Жизнь эта скучна и не интересна,ведь и сам персонаж большинство своего времени проводит не в действии,а лежа на диване,его нечего не интересует и никакие внешние факторы не могут заставить его заняться делом.У читателя возникают логичные вопросы:Почему Обломов такой?Его лень черта врождённая или преобретёная?И как бы отвечая на эти вопросы Гончаров приводит нам главу «Сон Обломова»

Символично то,что действие главы происходит во сне,который символизирует обыденное состояния Обломова. «Так он и не додумался до причины; язык и губы мгновенно замерли на полуслове и остались, как были, полуоткрыты. Вместо слова послышался ещё вздох, и вслед за тем начало раздаваться ровное храпение безмятежно спящего человека»

Обломов видит себя во сне семилетним мальчиком.Он любопытен:ему интересно всё,что происходит вокруг.Он бегает и резвится и лишь постоянный надзор матери и няни ограничивают его в действиях:«Няня! Не видишь, что ребёнок выбежал на солнышко! Уведи его в холодок; напечёт ему головку – будет болеть, тошно сделается, кушать не станет.

Он этак у тебя в овраг уйдёт!» И только во время послеобеденного сна он получает долгожданную свободу.

Но вот Обломову уже 12-14 лет.Он уже почти уверен в том,что жить надо по правилам Обломовки.Ему иногда, как резвому мальчику, так и хочется броситься и переделать всё самому, а тут вдруг отец и мать, да три тётки в пять голосов и закричат: «Зачем?»Так и заканчивались попытки Обломова проявить самостоятельность и способность к действию.Всё детство персонажа проходит в атмосфере сонного царства.Он как и все жители Обломовки ни чем не интересуется и не к чему в жизни не стремиться.

Глава «Сон Обломова»хоть и не является основной частью сюжета,очень важна,ведь в ней показана причина того,почему Обломов такой,какой он есть.Без неё образ главного персонажа казался бы читателю чужим и недоделанным.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Источник

«Обломов без своего «Сна» был бы созданием неоконченным, не родным всякому из нас. » (А. Дружинин)

Как известно, первые, еще неосознанные детские впечатления закладывают основу для дальнейшего развития и становления человека. Каким может вы­расти ребенок, перед чьим взором протекал размерен­ный, лишенный каких-либо потрясений, не прини­мавший нововведений, патриархальный уклад жиз­ни. Ребенок, чье естественное детское любопытство и активность подавлялись уже в самом зародыше. «Детский ум его наблюдает все совершающиеся перед ним явления; они западают глубоко в душу его, потом растут и зреют вместе с ним». Так растут вместе с 06-ломовым инертность, лень, безответственность: «. его все тянет в ту сторону, где только и знают, что гуляют, где нет забот и печалей. ». Оберегаемый в детстве от всех забот, потрясений, даже от «излиш­ней» учебы, не приученный к самостоятельности, не обремененный ответственностью, главный герой ро­мана не может и, взрослея, развить у себя качества, необходимые для полноценной жизни. Пассивность Обломова подкреплена его убеждением, что кто-то за него все сделает,— значит и уметь что-либо нет необ­ходимости. Штольц упрекает Илью Ильича: «Ты свое уменье затерял еще в детстве, в Обломовке. Началось с неуменья надевать чулки и кончилось неуменьем жить».

Обломову претит служба. Стремление других людей преуспеть в той или иной жизненной сфере вызывает у него снисходительную усмешку, удовлетворение тем, «что нет у него таких пустых желаний и мыслей, что он не мыкается, а лежит вот тут, сохраняя свое человече­ское достоинство и свой покой». Да, понятие о челове­ческом достоинстве, как, впрочем, и обо всем осталь­ном, у Обломова своеобразное, взращенное Обломов­кой, обломовщиной. Такая жизненная позиция передается там из поколения в поколение «с заветом блюсти ее целость и неприкосновенность». Любая ра­бота воспринимается как наказание, душевные волне­ния являются чуть ли не дурным тоном.

Ребенок, взгляды на мир которого, формируются, как правило, под влиянием родителей и ближайшего окружения, воспринимал такой порядок вещей, как само собой разумеющееся. Не оказалось в тот момент рядом с ним человека, способного расширить, изме­нить его мировосприятие, открыть другие радости, новые возможности, стимулировать желание позна­вать и открывать собственный потенциал. Так можно ли обвинять Обломова в том, что он вырос именно та­ким — ленивым, скучающим барином-мечтателем? Скорее всего, нет, так же как нельзя полностью оправ­дать его за бездарно прожитую жизнь, преданную ради спокойствия любовь.

И. А. Гончаров в своем романе хотел донести до чи­тателя мысль о том, сколь губительна может быть для человека окружающая среда. «Обломовщина. не вся происходит по нашей собственной вине, а от многих, от нас самих независящих причин. «Сон Обломова» и должен объяснить, почему Илья Ильич стал таким, каким он показан в начале романа. »,— так писал Гончаров, спустя 20 лет после публикации Обломова.

Источник

Сочинение «Обломов, без своего «Сна», был бы созданием неоконченным, не родным всякому из нас» (А.В. Дружинин)

К тому же сон в этом романе несёт дополнительную символическую нагрузку. Он обозначает обычное состояние героя: «Так он и не додумался до причины; язык и губы мгновенно замерли на полуслове и остались, как были, полуоткрыты. Вместо слова послышался ещё вздох, и вслед за тем начало раздаваться ровное храпение безмятежно спящего человека».

По композиции «Сон Обломова» является вставным эпизодом, а также внесюжетным элементом. Хотя эта глава и обладает известной законченностью и самостоятельностью, она не влияет на развитие сюжета, а призвана лишь чётче обрисовать характер главного героя.

На всём имении Обломова лежит печать лени и довольства. Все люди, от барина до последнего крепостного мужика, похожи друг на друга. Интересен и показателен в этом смысле эпизод с письмом, которое однажды принёс мужик, ездивший по делам в город. Барыня ругает его, что принёс письмо, ведь там может быть какая-нибудь неприятная весть. Мужик оправдывается: «Я и то не брал. На что, мол, нам письмо-то – нам не надо. Нам, мол, не наказывали писем брать – я не смею: подите вы, с письмом-то! Да пошел больно ругаться солдат-то: хотел начальству жаловаться; я и взял». И так всегда – всё, что не касается привычного уклада жизни «поел-поспал», пугает обломовцев. «Забота о пище была первая и главная жизненная забота в Обломовке».

Маленький Илюша видит себя во сне семилетним мальчиком. Он резв и игрив, ему любопытно всё, что происходит вокруг. Но неусыпный надзор матери и няни мешает ему осуществить свои желания: «Няня! Не видишь, что ребёнок выбежал на солнышко! Уведи его в холодок; напечёт ему головку – будет болеть, тошно сделается, кушать не станет. Он этак у тебя в овраг уйдёт!» И только время дневного сна давало ему свободу. Засыпали все, даже няня. И тогда начиналась самостоятельная жизнь.

Таким образом, глава, в которой автор романа описывает сон главного героя, важна и значима для понимания образа Обломова.

Источник

“Обломов, без своего “Сна”, был бы созданием неоконченным, не родным всякому из нас…” (А. В. Дружинин)

Сюжет романа И. А. Гончарова “Обломов”, события которого происходят в первой половине XIX века, – это жизненный путь Ильи Ильича Обломова с детских лет до самой смерти. Основная тема романа – обломовщина. Так сам автор называет в романе образ жизни, которому характерны апатия, пассивность, оторванность от действительности, созерцание жизни вокруг себя при полном отсутствии труда, какой-либо практической деятельности.

Известно, что Гончаров несколько раз определял жанр своего романа как сказку. Если “Обломов” – большая

Явление этого чужака вносит смятение и в ряды взрослых обломовцев, да настолько сильное, что они не решаются разбудить его, чтобы узнать, откуда он сюда забрел и зачем. Так и остается лежать мужик в канаве, и читателю неизвестно, проснется ли он когда-нибудь вообще. Даже разговаривать о незнакомом пришельце мужики боятся, хотя они вполне могли бы предположить, что он просто-напросто пьян.
Но если приехать или прийти в Обломовку трудно, то покинуть се пределы – действие для ее обитателей еще более невообразимое, можно сказать, дикое. Куда? Зачем?

Как и следует ожидать, представления обломовцев о земле вполне сказочны: “слыхали, что есть Москва и Питер, что за Питером живут французы или немцы, а далее уже начинался для них, как для древних, темный мир, неизвестные страны, населенные чудовищами, людьми о двух головах, великанами; там следовал мрак – и, наконец, все оканчивалось той рыбой, которая держит на себе землю”.
Но все это где-то далеко. А Обломовка как спала, так и будет спать мирно дальше. Удивительно точно описывает Гончаров, как сладко обломовцы умеют спать, то есть исполнять главное жизненное условие “сонного царства”. Спят, дремлют, млеют грезящие в забытьи и неземном блаженстве обитатели имения, господа и дворня, Илья, его няня.

Даже воздух спит, ибо “висит без движения”, даже солнце погружено в дремоту, потому что “стоит неподвижно”. “Это был какой-то всепоглощающий, ничем непобедимый сон, истинное подобие смерти”.
Волшебному царству сна, разумеется, противопоказан любой вид движения, действия. Поэтому Обломовка – мир принципиального безделья. Единственный освященный традицией вид труда здесь – приготовление и поглощение пищи. Не случайно автор описывает поедание огромного пирога, которое длится пять дней.

Сон – образный и смысловой ключ к пониманию всего произведения. События, описываемые в романе Гончарова, происходят далеко за пределами Обломовки, но подлинная столица “сонного царства” – усадьба Обломовых.
Каковы основные признаки такого царства в волшебной сказке? Прежде всего, это отгороженность от остального мира. В “сонное царство” почти невозможно проникнуть, а из него – выбраться.
Что ж, по степени своей закрытости Обломовка может потягаться с любым зачарованным, заколдованным царством. Много ли народу приезжает и приходит в нее на протяжении долгого сна Ильи Ильича? Там почти некого вспомнить, разве что забавный эпизод со спящим мужиком, которого дети обнаруживают в канаве и принимают за оборотня. Явление этого чужака вносит смятение и в ряды взрослых обломовцев, да настолько сильное, что они не решаются разбудить его, чтобы узнать, откуда он сюда забрел и зачем.

Так и остается лежать мужик в канаве, и читателю неизвестно, проснется ли он когда-нибудь вообще. Даже разговаривать о незнакомом пришельце мужики боятся, хотя они вполне могли бы предположить, что он просто-напросто пьян.
Но если приехать или прийти в Обломовку трудно, то покинуть се пределы – действие для ее обитателей еще более невообразимое, можно сказать, дикое. Куда? Зачем?

Как и следует ожидать, представления обломовцев о земле вполне сказочны: “слыхали, что есть Москва и Питер, что за Питером живут французы или немцы, а далее уже начинался для них, как для древних, темный мир, неизвестные страны, населенные чудовищами, людьми о двух головах, великанами; там следовал мрак – и, наконец, все оканчивалось той рыбой, которая держит на себе землю”.
Но все это где-то далеко. А Обломовка как спала, так и будет спать мирно дальше. Удивительно точно описывает Гончаров, как сладко обломовцы умеют спать, то есть исполнять главное жизненное условие “сонного царства”. Спят, дремлют, млеют грезящие в забытьи и неземном блаженстве обитатели имения, господа и дворня, Илья, его няня.

Даже воздух спит, ибо “висит без движения”, даже солнце погружено в дремоту, потому что “стоит неподвижно”. “Это был какой-то всепоглощающий, ничем непобедимый сон, истинное подобие смерти”.
Волшебному царству сна, разумеется, противопоказан любой вид движения, действия. Поэтому Обломовка – мир принципиального безделья. Единственный освященный традицией вид труда здесь – приготовление и поглощение пищи.

Не случайно автор описывает поедание огромного пирога, которое длится пять дней. Сон – образный и смысловой ключ к пониманию всего произведения. События, описываемые в романе Гончарова, происходят далеко за пределами Обломовки, но подлинная столица “сонного царства” – усадьба Обломовых.
Каковы основные признаки такого царства в волшебной сказке? Прежде всего, это отгороженность от остального мира. В “сонное царство” почти невозможно проникнуть, а из него – выбраться.
Что ж, по степени своей закрытости Обломовка может потягаться с любым зачарованным, заколдованным царством. Много ли народу приезжает и приходит в нее на протяжении долгого сна Ильи Ильича? Там почти некого вспомнить, разве что забавный эпизод со спящим мужиком, которого дети обнаруживают в канаве и принимают за оборотня. Явление этого чужака вносит смятение и в ряды взрослых обломовцев, да настолько сильное, что они не решаются разбудить его, чтобы узнать, откуда он сюда забрел и зачем.

Так и остается лежать мужик в канаве, и читателю неизвестно, проснется ли он когда-нибудь вообще. Даже разговаривать о незнакомом пришельце мужики боятся, хотя они вполне могли бы предположить, что он просто-напросто пьян.
Но если приехать или прийти в Обломовку трудно, то покинуть се пределы – действие для ее обитателей еще более невообразимое, можно сказать, дикое. Куда? Зачем?

Как и следует ожидать, представления обломовцев о земле вполне сказочны: “слыхали, что есть Москва и Питер, что за Питером живут французы или немцы, а далее уже начинался для них, как для древних, темный мир, неизвестные страны, населенные чудовищами, людьми о двух головах, великанами; там следовал мрак – и, наконец, все оканчивалось той рыбой, которая держит на себе землю”.
Но все это где-то далеко. А Обломовка как спала, так и будет спать мирно дальше. Удивительно точно описывает Гончаров, как сладко обломовцы умеют спать, то есть исполнять главное жизненное условие “сонного царства”.

Спят, дремлют, млеют грезящие в забытьи и неземном блаженстве обитатели имения, господа и дворня, Илья, его няня. Даже воздух спит, ибо “висит без движения”, даже солнце погружено в дремоту, потому что “стоит неподвижно”. “Это был какой-то всепоглощающий, ничем непобедимый сон, истинное подобие смерти”.
Волшебному царству сна, разумеется, противопоказан любой вид движения, действия. Поэтому Обломовка – мир принципиального безделья. Единственный освященный традицией вид труда здесь – приготовление и поглощение пищи. Не случайно автор описывает поедание огромного пирога, которое длится пять дней.

Таково это “сонное царство”, где почти никто не работает и не умирает, где не бывает потрясений, где “грозы не страшны”, а “звезды дружески мигают с небес”, где никто не желает быть пробужденным для иной, пусть даже прекрасной жизни.
Словно для того, чтобы подчеркнуть впечатление сказочности создаваемого им мира, писатель вводит в “Сон Обломова” образ няни, которая в зимние вечера нашептывает Илюше сказки о доброй стране, где гуляют добры молодцы да красавицы, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Весь сказочный быт Обломовки словно нашептывается няней. Она – душа и добрая волшебница “сонного царства”.

Няня Илюши – это, с одной стороны, традиционное лицо для русской усадебной жизни, с другой стороны – ее образ связан с памятью множествй локолений: исконными представлениями о добре и зле, о страшном и прекрасном. Репертуар народной сказительницы подробно изложен на страницах романа: тут повествование о “спящих царевнах”, окаменелых городах и людях и сказки о Емеле-дураке и богатыре Илье Муромце.
Этот Емеля – своеобразный прообраз Обломова в романе. В сказке добрая волшебница, являющаяся в виде щуки, избирает себе любимца, которого все обижают, тихого, безобидного лентяя, и одаривает его ни с того ни с сего. А он кушает, наряжается в готовое платье и женится на какой-нибудь красавице Милитрисе Кирбитьевне.
В этой сказке почти вся судьба Обломова. Его будут дурачить и морочить все кому не лень, а напоследок судьба пошлет ему в жены Агафью Матвеевну – новую Милитрису Кирбитьевну. Здесь, на Выборгской стороне, где живет в настоящее время Обломов, сказка и реальность как бы перемешаются.

И вот “грезится ему, что он достиг той обетованной земли, где текут реки меду и молока, где… ходят в золоте и серебре”.
Как во всяком сне, реально пережитое оказывается неотличимым от небылиц. То привидится одно, то другое, и непонятно, что на самом деле было, а что причудилось. Вместе с Ильей Ильичом мы видим картины его детства и понимаем, что инертность, апатия, боязнь всякой деятельности – это результат воспитания, когда мальчика растят, как “экзотический цветок в теплице”. “Усердно хлопотали, чтобы дитя было всегда весело и кушало много”. Сначала любознательный от природы мальчик убегает при любом удобном случае от няни, с нетерпением дожидаясь момента, “с которым начиналась его самостоятельная жизнь”, но его каждый раз ловят, не позволяют шага ступить самостоятельно, изнеживают, не пускают гулять по вечерам, чтобы ножки не простудить.

Постепенно любознательность ребенка угасает и сменяется ленью. В тринадцать лет отданный в пансион к Штольцу, он страдает, потому что ученье вызывает тоску, и с одобрения маменьки занятия пропускаются при первом же удобном случае, а случаев – пруд пруди: то грядет большой праздник, то родительская неделя, то ребенок кажется нездоровым. Нежные родители выискивают предлог, чтобы удержать сына дома.
Глава “Сон Обломова”, возвращающая нас к детству героя, по сути своей убеждает в том, что сном была вся его жизнь, завершившаяся сном вечным. “Однажды утром Агафья Матвеевна принесла было ему, по обыкновению, кофе и – застала его так же кротко покоящимся на одре смерти, как на ложе сна…”

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *