О чем стих сон
Анализ стихотворения «Сон» Лермонтова
Всего получено оценок: 56.
Всего получено оценок: 56.
Стихотворение “Сон” является одним из тех пророческих произведений, которые приходят ко многим поэтам и связаны с их гибелью. Краткий анализ “Сон” по плану раскрывает перед читателями мир поэтических предвидений и показывает, каким образом этот особый поэтический жанр нашёл место в творческом наследии Лермонтова. На уроке литературы в 7 классе его можно использовать для объяснения материала.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Сон.
История создания – это стихотворение написано незадолго до гибели Лермонтова, в 1841 году.
Жанр – лирическое стихотворение.
Стихотворный размер – пятистопный ямб.
Эпитеты – “полдневный жар”, “жёлтые вершины”, “мёртвый сон”, “вечерний пир”, “юные жёны”, “младая душа”, “знакомый труп”.
Метафоры – “дымилась рана”, “по капле точилась кровь”, “уступы скал теснилися кругом”, “душа погружена в грустный сон”, “чернеет рана”.
История создания
Когда Лермонтов уезжал во вторую кавказскую ссылку, которая и стала для него роковой, его друг Владимир Одоевский вручил ему блокнот и попросил привезти его обратно, наполненным стихами. Михаил Юрьевич много писал, чтобы выполнить наказ друга, искренне желавшего подбодрить его. В результате в этом блокноте оказались практически все стихи, относящиеся к последнему периоду творчества поэта, в том числе и “Сон”, написанный в 1841 году.
Как и многих писателей, Лермонтова посещали мистические предчувствия касательно его смерти. Именно им и посвящено произведение. Напечатали его два года спустя после роковой для него дуэли – в 1843 году в журнале “Отечественные записки”.
Стихотворение посвящено теме смерти, причём автор практически точно описывает собственную гибель. Возможно, он искал её – всем известно, что, будучи очень несчастным в кавказской ссылке и переживая по поводу перспективы оставить службу, Михаил Юрьевич искал ссоры со многими своими сослуживцами. Но, скорее всего, это стихотворение – проявление лермонтовского фатализма: поэт считал, что гибель его неизбежна и просто предсказал её в деталях. Это и есть главная мысль “Сна”.
Композиция
Композиционно это пятистрофное произведение делится на две неравные части: в первой две строфы, во второй – три.
Первая часть рисует печальную картину смерти молодого человека, которого убили выстрелом в грудь. Очевидно, что это произошло недавно: вытекающая из раны кровь ещё тёплая, она не успела ни засохнуть, ни впитаться в землю. Лирический герой видит себя и после смерти одиноким, лежащим среди песчаной долины, возле его тела нет даже убийцы. Герой заснул вечным сном и видит прекрасную картину.
С этой картины и начинается вторая часть композиции. В родной стороне ещё не знают о его смерти: там идёт пир и юные девушки весело разговаривают о лирическом герое. И только одна не разделяет всеобщего игривого настроения. Она задумалась и как будто погрузилась в сон, но на деле это предчувствие: она видит картину того, что произошло на самом деле. Композиция своеобразно закольцовывается: перед молодой девушкой предстает тело молодого человека, то есть читатель как бы снова “видит” его, но уже другими глазами. Также такая композиция не позволяет читателю надеяться на то, что всё завершится благополучно – автор показывает, что свершилось неизбежное.
Михаил Юрьевич написал “Сон” пятистопным ямбом, использовав перекрёстную рифму.
Это лирическое стихотворение, которое отражает мысли автора о жизни и смерти. Автор описывает несуществующую картину, но так, как будто всё произошло на самом деле, как будто лирический герой был свидетелем собственной смерти, которая случится совсем скоро.
При этом сон, о котором говорит поэт, также приобретает совершенно мистическое значение: в первой части это переход лирического героя в другую реальность, во второй – предчувствие, предвидение.
Средства выразительности
Использованные Лермонтовым тропы необходимы для того, чтобы созданная им картина была яркой и выразительной.
С их помощью создаётся безрадостная картина гибели молодого человека вдали от родины.
Краткий анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Сон»
1. История создания
Стихотворение «Сон» было создано поэтом незадолго до гибели, в 1841 году.
Уезжая во вторую ссылку на Кавказ, М.Ю. Лермонтов предчувствует свою гибель. Тем не менее, он вдохновенно пишет стихи, наполняя ими альбом, подаренный В. Одоевским перед отъездом. Среди последних произведений оказалось стихотворение «Сон».
Произведение было напечатано в журнале «Отечественные записки» в 1843 году, спустя два года после смерти автора.
2. Литературное направление
Стихотворение «Сон» относится к романтическому направлению. Об этом говорит мистическое содержание произведения, вопросы жизни и смерти, любви и одиночества.
3. Род
Произведение М. Ю. Лермонтова «Сон» — синтез любовной и философской лирики. В нем поднимаются вечные вопросы человеческого бытия.
4. Жанр
Жанр: мистическое стихотворение.
Сон, предчувствия и реальность соединяются в нем воедино, создавая фантастическую картину происходящего.
5. Проблематика
В стихотворении поднимается несколько важных для каждого человека проблем.
6. Тема
Стихотворение посвящено теме одиночества и смерти. Поэт, чувствуя себя одиноким при жизни, рисует грустную картину своей гибели.
Он с поразительной точностью описывает детали приближающихся трагических событий: южное палящее солнце, вершины гор и свинцовая пуля в груди поэта.
7. Идея
8. Пафос
Стихотворение проникнуто пафосом грусти и печали. Судьба героя вызывает жалость и сочувствие.
9. Система образов
В стихотворении М. Ю. Лермонтова «Сон» два главных образа:
Главным персонажам противопоставляются второстепенные герои. «Юные девы», собравшиеся на «вечерний пир», красивы, веселы и беспечны.
Образный ряд продолжается образом природы. Полдневный жар, горячий песок, желтые вершины гор, палящие лучи солнца — детали пейзажа дополняют общую картину трагических событий.
10. Центральные персонажи
Центральными персонажами являются рассказчик и девушка.
11. Лирический герой
Лирический герой стихотворения, неведомый рассказчик, судьба которого будто предвосхищает судьбу самого автора. М.Ю. Лермонтов проявил мистическое предвидение, рассказывая об обстоятельствах своей гибели устами лирического героя.
Совсем скоро несчастный поэт, так же как и его лирический герой, будет лежать «с свинцом в груди» далеко от Родины. А в далеком северном городе будет страдать в разлуке Варвара Лопухина, любимая девушка М. Ю. Лермонтова.
12. Сюжет
Сюжетная линия стихотворения развивается последовательно.
Истекающий кровью человек лежит «на песке долины», истекая кровью. На его груди зияет глубокая рана. Умирающему снится странный сон.
Далее следует содержание сна. Герой видит родную сторону, праздник, огни, веселящихся людей, вспоминающих о нем в разговоре. И только одна девушка грустна и печальна. Ее душа, погруженная в «грустный сон», тоскует о любимом.
Последняя часть стихотворения передает содержание жуткого сна красавицы.
Сюжет стихотворения «Сон» статичен. События не развиваются: все происходит в одно и то же время.
13. Композиция
Произведение состоит из пяти четверостиший, и делится на три смысловые части:
Подобную композицию можно назвать зеркальной. Герой видит во сне девушку, во сне которой отражается реальная картина происходящих с ним событий.
14. Художественное своеобразие произведения
Жуткая картина смерти в стихотворении М Ю. Лермонтова не воспринимается как трагедия. Мы чувствуем, что герой переходит в некое состояние вечного покоя.
В тексте нет ни восклицательных предложений, ни риторических вопросов. Герой умирает в одиночестве, а читатель слышит скупые короткие фразы: «лежал один я», «и солнце…жгло меня», «спал я мертвым сном». Ни боли, ни негодования, ни отчаяния.
Далее изображается веселый пир, и опять поражает отсутствие эмоциональности: «Шел разговор веселый обо мне».
Влюбленная девушка, увидевшая во сне труп возлюбленного, не рыдает и не бьется в истерике. Ее сон поэт называет просто «грустным».
Плавность повествования и тщательно отобранная лексика создают у читателя ощущение сна, после которого наступит пробуждение.
15. Размер, рифма, строфика
Глубокое по содержанию произведение написано поэтом самым обычным ямбом. Перекрестная рифмовка и чередующаяся женская и мужская рифмы делают речь размеренной и плавной.
16. Средства художественной выразительности
Достаточно сложный смысл произведения выражается автором минимальным количеством средств художественной выразительности. Однако каждый троп наполнен глубоким содержанием.
Поэт использует тропы:
17. Значение произведения
Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Сон» помогает понять личность великого поэта. В образе лирического героя перед нами предстает его одинокая ранимая душа.
18. Актуальность
Любое талантливое произведение существует вне времени, оно вечно. Так и стихотворение «Сон» сохраняет актуальность и в наше время. Ведь в нем говорится о бессмертии души, о любви, способной чувствовать любимого, несмотря на расстояние.
19. Мое отношение
20. Чему учит
Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Сон» содержит глубокий философский смысл. Оно учит нас не бояться смерти, не жалеть о бренном теле, а думать о бессмертии души.
Стихотворение и анализ «Сон»
В полдневный жар в долине Дагестана
С свинцом в груди лежал недвижим я;
Глубокая ещё дымилась рана,
По капле кровь точилася моя.
Лежал один я на песке долины;
Уступы скал теснилися кругом,
И солнце жгло их жёлтые вершины
И жгло меня — но спал я мёртвым сном.
И снился мне сияющий огнями
Вечерний пир в родимой стороне.
Меж юных жен, увенчанных цветами,
Шёл разговор весёлый обо мне.
Но в разговор весёлый не вступая,
Сидела там задумчиво одна,
И в грустный сон душа её младая
Бог знает чем была погружена;
И снилась ей долина Дагестана;
Знакомый труп лежал в долине той;
В его груди дымясь чернела рана,
И кровь лилась хладеющей струёй.
Краткое содержание
И. Занковский. Горный пейзаж. 1870
Сюжет произведения имеет последовательное развитие. Мы наблюдаем за истекающим кровью человеком, лежащим «на песке долины». На поверхности его груди зияет огромная рана. Страдальцу снится весьма странное сновидение.
Затем мы узнаём о содержательной стороне его сна. Умирающий юноша видит во сне родную землю, праздничные огни, радостных людей, которые вспоминают о нём в разговоре. Лишь единственная девушка, на этом весёлом празднике жизни, крайне печальна. Её сердце погружено в «грустный сон», оно болит и тоскует о возлюбленном.
Заключительная часть произведения повествует о содержании жуткого сна красавицы. Стихотворный сюжет отличается статичностью: все события происходят в одно и то же время.
История создания
Во время отъезда поэта во вторую ссылку на Кавказ, ставшую для Лермонтова роковой, его ближайший товарищ Владимир Одоевский вручил ему пустой блокнот с просьбой привезти обратно блокнот, но уже заполненный стихами. Выполняя просьбу друга и желая его порадовать, Лермонтов очень много писал. Таким образом, на страницах подаренного Одоевским блокнота оказались записаны практически все стихотворения, относящиеся к заключительному периоду творчества поэта. Там же, в 1841 году, было записано и стихотворение «Сон».
Известно, что Лермонтова, как творческого человека, время от времени посещали мистические предчувствия, касающиеся его судьбы. Этим предчувствием он и посвятил данное произведение. Первые читатели смогли ознакомиться со стихотворением спустя два года, после смерти автора на роковой дуэли. Публикация случилась в 1843 году, на страницах журнала «Отечественные записки».
Жанр, направление, размер
Произведение относится к жанру «мистическое стихотворение». В стихотворном тексте воедино соединяются сновидение, реальность и предчувствие. Это создаёт фантастическое полотно происходящего.
Стихотворение написано в рамках литературного направления «романтизм». Об этом свидетельствуют: мистическое содержание сюжета, а также вопросы о жизни/смерти, любви и одиночестве, поднятые автором. Для написания стихотворения Лермонтов использует пятистопный ямб с перекрёстной рифмовкой.
Композиция
Произведение включает в себя пять четверостиший и делится на три семантических части:
Такое композиционное решение справедливо назвать зеркальным: герой видит в своём сновидении девушку, во сне которой отражена реальная картина случившихся с ним событий.
Образы и символы
В данном произведении представлено несколько образов, два из которых центральные:
Темы и настроение
В произведении Лермонтов поднимает сразу несколько важных для каждого читателя тем:
Всё произведение проникнуто настроением печали, тоски и грусти: страшная судьба героя вызывает в сердцах читателей искреннее сочувствие и жалость.
Основная идея
Средства выразительности
Тропы, использованные Лермонтовым в произведении, необходимы для того, чтобы созданная им картина казалась читателям яркой и выразительной:
анализ стиха «сон» Лермонтова
Стихотворение «Сон», написанное в 1841 году, относится к последнему периоду творчества поэта. Оно было создано во время его второй ссылки на Кавказ, когда автор уже предчувствовал свою гибель и старался в полной мере выполнить наказ друга Владимира Одоевского. Все дело в том, что накануне отъезда поэт подарил Лермонтову изящную записную книжку, попросив, чтобы он вернул ее после поездки, полностью исписанную стихами. Этот жест поддержки и участия был рассчитан на то, чтобы укрепить веру Михаила Лермонтова в свои силы, однако Одоевский даже не предполагал, что видит своего друга последний раз.
Само стихотворение «Сон» существенно выбивается из ряда произведений, которые были созданы поэтом в этот непростой для него период. Автор мысленно поставил крест на своей карьере, понимая, что после второй ссылки на Кавказ вынужден будет уйти в отставку. Вместе с тем, состоявшись как поэт, Михаил Лермонтов также осознавал, что при нынешнем царском режиме и обострении взаимоотношений с правительством его произведения вряд ли будут опубликованы. Поэтому стихи этого периода отличаются остротой и неприкрытым сарказмом, чего не скажешь о лирическом и преисполненном трагизма произведении «Сон». В нем автор отождествляет себя с главным героем, который в долине Дагестана «с свинцом в груди лежал недвижим». Жизнь вытекала из него по капле и, постепенно проваливаясь в небытие, герой увидел необычный сон. В нем он снова был дома, и прекрасные девы, собравшись на «вечерний пир», живо обсуждали его персону. Лишь одна из девиц, внезапно погрузившись в сон, увидела его, лежащим в солнечной долине Дагестана, осознав, что герое девичьих споров и грез убит.
Многие исследователи творчества Михаила Лермонтова склонны считать, что поэт обладал не только литературным даром, но и умел видеть будущее. Ведь «Сон» — далеко не единственное произведение этого автора, в котором содержатся рифмованные предсказания. Близкие друзья Лермонтова утверждали, что он действительно мог заглянуть в потусторонний мир и иногда ронял в присутствии множества свидетелей странные фразы, которым впоследствии суждено было стать пророческими.
Поэтому никто не удивился, когда в записной книжке, подаренной поэту Одоевским, уже после гибели Лермонтова на дуэли было обнаружено стихотворение «Сон», предвосхитившее события, которым суждено было произойти всего через несколько месяцев после написания этого произведения.
Более того, очевидцы утверждают, что Михаил Лермонтов не только знал о своей гибели, но и не пожелал что-либо менять, считая, что такой поступок недостоин человека, чья участь предрешена. Поэтому во время дуэли, когда выяснилось, что право первого выстрела принадлежит поэту, он направил дуло пистолета в небо и, тем самым, показал, что готов смириться с собственной участью, которую весьма красочно и достоверно описал в стихотворении «Сон», не указав лишь имени человека, которому было предначертано свыше выполнить эту тяжелую и печальную миссию.
И снилась ей долина Дагестана;
Знакомый труп лежал в долине той;
В его груди дымясь чернела рана,
И кровь лилась хладеющей струёй.
Стихотворение «Сон», написанное в 1841 году, относится к последнему периоду творчества поэта. Оно было создано во время его второй ссылки на Кавказ, когда автор уже предчувствовал свою гибель и старался в полной мере выполнить наказ друга Владимира Одоевского. Все дело в том, что накануне отъезда поэт подарил Лермонтову изящную записную книжку, попросив, чтобы он вернул ее после поездки, полностью исписанную стихами. Этот жест поддержки и участия был рассчитан на то, чтобы укрепить веру Михаила Лермонтова в свои силы, однако Одоевский даже не предполагал, что видит своего друга последний раз.
Само стихотворение «Сон» существенно выбивается из ряда произведений, которые были созданы поэтом в этот непростой для него период. Автор мысленно поставил крест на своей карьере, понимая, что после второй ссылки на Кавказ вынужден будет уйти в отставку. Вместе с тем, состоявшись как поэт, Михаил Лермонтов также осознавал, что при нынешнем царском режиме и обострении взаимоотношений с правительством его произведения вряд ли будут опубликованы. Поэтому стихи этого периода отличаются остротой и неприкрытым сарказмом, чего не скажешь о лирическом и преисполненном трагизма произведении «Сон». В нем автор отождествляет себя с главным героем, который в долине Дагестана «с свинцом в груди лежал недвижим». Жизнь вытекала из него по капле и, постепенно проваливаясь в небытие, герой увидел необычный сон. В нем он снова был дома, и прекрасные девы, собравшись на «вечерний пир», живо обсуждали его персону. Лишь одна из девиц, внезапно погрузившись в сон, увидела его, лежащим в солнечной долине Дагестана, осознав, что герое девичьих споров и грез убит.
Многие исследователи творчества Михаила Лермонтова склонны считать, что поэт обладал не только литературным даром, но и умел видеть будущее. Ведь «Сон» — далеко не единственное произведение этого автора, в котором содержатся рифмованные предсказания. Близкие друзья Лермонтова утверждали, что он действительно мог заглянуть в потусторонний мир и иногда ронял в присутствии множества свидетелей странные фразы, которым впоследствии суждено было стать пророческими.
Поэтому никто не удивился, когда в записной книжке, подаренной поэту Одоевским, уже после гибели Лермонтова на дуэли было обнаружено стихотворение «Сон», предвосхитившее события, которым суждено было произойти всего через несколько месяцев после написания этого произведения.
Более того, очевидцы утверждают, что Михаил Лермонтов не только знал о своей гибели, но и не пожелал что-либо менять, считая, что такой поступок недостоин человека, чья участь предрешена. Поэтому во время дуэли, когда выяснилось, что право первого выстрела принадлежит поэту, он направил дуло пистолета в небо и, тем самым, показал, что готов смириться с собственной участью, которую весьма красочно и достоверно описал в стихотворении «Сон», не указав лишь имени человека, которому было предначертано свыше выполнить эту тяжелую и печальную миссию.
Анализ стихотворения «Сон» (М. Ю. Лермонтов)
Автор: Guru · 14.08.2018
Лермонтов много писал об отчужденности и тоске, городской скуке и об одиночестве. Не раз писатель ассоциировал себя с лирическим героем. Как и в стихотворении «Сон», поэт скорее пишет про себя, так как он чувствует какое-то непонятное волнение и тревогу.
История создания
М. Ю. Лермонтов, находясь второй раз в ссылке, работал над стихотворением «Сон» — это 1841 год. Когда поэт писал свои произведения, окружающие его люди замечали, что фразы и слова Лермонтова пророческие, но писатель не обращал на это внимания.
Со стихотворением «Сон» произошла мистическая история, многие люди связывают его со скорой гибелью Лермонтова. Умер поэт в этом же году, и как будто напророчил собственную гибель. Никто и подумать не мог, что Мартынов, товарищ Михаила Юрьевича, не откажется от дуэли и доведет свое намерение до конца, убив друга за злословие.
Жанр, направление и размер
Лермонтов использует довольно распространенный и простой размер написания – ямб. Для окраски и придания некоторым словам акцента, поэт чередует женскую и мужскую рифму и использует перекрестную рифмовку.
Образы и символы
Лирический герой рассказывает сон, где видит себя со стороны уже мертвым. Он лежит в жаркой пустыне, в долине Дагестана. Теряя сознание, он погружается в миражи: пир, вечер, родимая сторона. На этом балу, который так и светится огнями, происходит разговор юных девушек о лирическом герое. Но одна дама думает о своем и не ведет с ними беседу. Героине также снится сон: пустыня, долина Дагестана и лирический герой. Он уже был мертв, в его груди дымящаяся рана. Разделенные расстоянием молодые люди очутились рядом в последний час его жизни. К сожалению, этот час близости лишь демонстрирует им весь трагизм положения. Вместе со своей жизнью, он теряет свою любимую, она же теряет его. Оба во сне видят то, чего желают — друг друга. В этой мистической зарисовке есть важные символы, которые создают настроение стихотворения.
Темы и настроение
Основная идея
Смысл этих строк – утверждение романтического идеала, ведь поэты в эпоху романтизма грезили об идеальном мире, по которому остается только томиться, ибо идеал недостижим. Сон – воплощение этой вечной мечты о гармонии и счастье. В нем влюбленные навек соединяются незримыми узами.
Средства художественной выразительности
Стихотворение наполнено средствами художественной выразительности. Они передают все одиночество лирического героя, и волнения его души.
Эпитеты: «полдневный жар», «желтые вершины», «грустный сон», «хладеющей струей».
Наводят одновременно страх и грусть некоторые метафоры, используемые автором: «Глубокая еще дымилась рана», «И в грустный сон душа ее младая / Бог знает чем была погружена», «Уступы скал теснилися кругом».