Новые люди особенный человек четвертый сон веры павловны
Анализ 4 сна Веры Павловны (роман Чернышевского «Что делать?»)
В романе Вере Павловне снится несколько снов, которые раскрывают не только характер героини, но и предполагаемое социальное устройство будущего общества. Чернышевский уделяет огромное внимание деталям предполагаемой утопии.
В первом сне Вера видит себя заточенной в подвале. Внезапно освободившись, она оказывается в цветущем поле, позже же происходит ее выздоровление. Сон демонстрирует душевное исцеление героини. Теперь она не является вульгарной и гулящей женщиной. Момент, где Вера во сне помогает освобождать и других девушек из подвала повествует о том, что она также способна помогать попавшим в аналогичную беду.
Учитель проверяет на плагиат?
Закажи уникальную работу у наших авторов. Напишем в течение дня!
Связаться с нами:
Второй сон иллюстрирует следующее: Лопухов и Мерцалов прогуливаются в поле, рассуждая на тему грязи. словно разделяют грязь на естественную и фантастическую, демонстрируя мир возрождающийся и гниющий. Вера видит свою мать, а далее старую знакомую, которая настоятельно рекомендует девушке перестать обижаться на родительницу. Смысл данного сна в том, что Вера как бы избавляется от психологического давления прошлого: забывает о распутной жизни, прощает жестокость матери.
В следующем сне Вера понимает, что только она должна распоряжаться собственной жизнью и чувствами. Читая с певицей Бозио несуществующий дневник, героиня осознает, что любит Кирсанова, но не мужа. Это один из важнейших элементов эмансипации, который делает женщину полноправной хозяйкой своего тела и своей души.
Наконец в четвертом сне героиня видит всевозможных богинь, среди которых и она — повелительница собственной судьбы. Так же он видит намек на государственную и политическую утопию — рай, где все свободны, где царствует равенство. Картину четвертого сна следует рассматривать через призму нынешнего положения женщины и, собственно, завершения мира — появления нового государства. Итак, Вера независимая и свободная духовно и физически девушка, которая определенно хочет сама строить жизнь, распоряжаться чувствами.
Отдельно также трансформируется не только сама героиня, но и государство. Из «грязного» и полного лживыми чиновниками оно становится раем. По сути, это намек автора на необходимость проведения реформ. Данная точка зрения подтверждается и тем, что Чернышевский был ярким сторонником равенства и преобразования современной ему картины политической России. В конце четвертого сна держава уже — общество будущего, где главенствуют социалистический принципы «свободы, равенства и братства».
Краткое содержание снов Веры Павловны: первый, второй, третий, четвертый сон | Роман «Что делать?»
Краткое содержание снов Веры Павловны: первый, второй, третий и четвертый сон
Первый сон Верочки – краткое содержание
Верочка видит сон, в котором она заперта в подвале и парализована, «разбита параличом». Какой-то голос говорит Вере, что сейчас коснется ее руки и она выздоровеет. Действительно, Вера тут же выздоравливает, выбегает в поле, где резвится и радуется свободе.
Вдруг к Вере приближается незнакомка. У незнакомки все время меняется внешность: то она выглядит как француженка, то как русская, то как англичанка, то она грустна, то весела. Незнакомка говорит Вере, что она «невеста ее жениха», что у нее много разных имен, но ее настоящее имя – «любовь к людям». (Позже эта незнакомка появится в других снах Веры под именем «невеста своих женихов, сестра своих сестер».)
Вера видит во сне, как по полю ходят ее муж Дмитрий Лопухов и друг семьи Алексей Петрович Мерцалов. Они обсуждают грязь на полях. По словам Лопухова, есть грязь чистая и грязь гнилая. Чистая грязь образуется на поляне, где есть сток воды и где нет гнилости. Там, где нет стока воды и есть гнилость, образуется гнилая грязь. На такой почве растения вырастут нездоровыми. Мерцалов согласен с Лопуховым. Он говорит, что отсутствие движения есть отсутствие труда и что без движения заводится та самая гнилая грязь, гнилая почва.
Затем Мерцалов предлагает всем исповедаться друг перед другом. Он рассказывает историю своей семьи. Затем появляется Серж и говорит о своих богатых родителях. Мерцалов отвечает Сержу, что тот ни к чему не пригоден в жизни, потому что вырос в роскоши и безделье, то есть вырос на гнилой почве. Серж признает, что годится на то, чтобы проводить время со своей содержанкой Жюли и оплачивать ее вечеринки.
План-конспект урока литературы на тему: «Четвертый сон Веры Павловны (по роману Н.Г. Чернышевского «Что делать?»)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
урока литературы в 10а классе
1.Ф.И.О. Черепанова Н.В.
2.Место работы МБОУ СОШ № 15
3.Должность учитель русского языка и литературы
6.Тема урока «Четвёртый сон Веры Павловны»
(по роману Н.Г.Чернышевского «Что делать?»)
Расширить представления учащихся о «новых людях», помочь почувствовать их самобытность, красоту, богатую и напряжённую умственную жизнь.
определить значение сна Веры Павловны, взгляд писателя на роль женщины в обществе;
выяснить, как показано будущее в романе;
совершенствовать навыки работы с текстом произведения, развивать монологическую речь учащихся, умение анализировать и обобщать;
воспитывать социально значимую личность, умеющую ценить труд, знания, красоту, готовую служить Отечеству.
работа с разными источниками информации, работа с текстом художественной литературы, поиск ответа на проблемный вопрос
11.Формы работы обучающихся:
12.Необходимое техническое оборудование:
Словарь С.Ожегова, тексты романа «Что делать?» Н.Чернышевского
Организационный момент. Сообщение темы, задач урока.
— Сегодня на уроке мы продолжим работу по анализу глав из романа Н.Чернышевского «Что делать?»
— Тема нашего урока: «Четвёртый сон Веры Павловны»
— Эпиграфом к уроку возьмём слова Н.Чернышевского:
…будущее светло и прекрасно.
Любите его, стремитесь к нему, работайте для него,
приближайте его, переносите из него в настоящее,
сколько можете перенести.
Н.Г.Чернышевский. Роман «Что делать?»
1) выяснить значение сна и романа;
2) определить взгляд писателя на роль женщины в обществе;
3) рассмотреть, как показано будущее в романе.
Повторение. Актуализация знаний.
Когда и где родился Н.Чернышевский?
Какое образование он получил?
Он учился в Саратовской духовной семинарии,
затем в Петербургском университете на отделении
общей словесности философского факультета.
Какие языки он знал?
К 16 годам он знал английский язык, немецкий,
французский, греческий, латинский, польский,
В каком журнале работал Чернышевский?
В журнале «Современник»
Какое направление журнала «Современник» определилось под руководством Некрасова и Чернышевского?
Почему Чернышевский был арестован?
7 июля 1862 года он был арестован.
Поводом к аресту послужила прокламация
«Барским крестьянам от их доброжелателей поклон»
Когда состоялась гражданская казнь Чернышевского?
18 мая 1864г. На его груди была прикреплена
дощечка с надписью «Государственный преступник»
Каково было решение суда?
14 лет каторжных работ в рудниках,
с последующим поселением в Сибири.
Когда был написан роман «Что делать?»
Декабрь 1862г. – апрель 1863г.
Почему цензура пропустила роман в печать?
Содержание глав не вызвало опасений.
«Первое следствие дурацкого дела»
«Жизнь Веры Павловны в родительском семействе»
«Первая любовь и законный брак»
«Замужество и вторая любовь»
«Новые лица и развязка»
Кому посвящён роман «Что делать?»
Ольге Сократовне, жене писателя
Что можно сказать о жанре романа?
Какие проблемы поднимает автор?
-что делать для избавления народа от страданий?
— каким будет будущее?
— что из настоящего можно взять в будущее?
— какова роль женщины в обществе?
Почему Рахметова называют «особенным человеком»?
Сообщение ученика о Рахметове.
— Что такое ригоризм? Почему Рахметова называют ригористом?
Ригоризм – чрезмерная строгость, прямолинейность в соблюдении нравственных принципов в поведении.
Ригорист – человек, отличающийся ригоризмом.
Итак, Рахметов в романе Чернышевского – «особенный человек», ригорист, человек «другой породы», т.е. профессиональный революционер.
Умный, одарённый, отличающийся редкой трудоспособностью, он заранее готовит себя к революционной работе.
Огромно его желание освободить народ от угнетения.
— Зачем же перед «Четвёртым сном Веры Павловны», повествующем о будущем, дан рассказ о Рахметове?
Чтобы увидеть, ради чего ведётся революционная
борьба. Итог этой борьбы – светлое будущее.
«Четвёртый сон Веры Павловны»
Рассмотрим, как показано будущее в романе:
Как описывается природа? Стр.381
Природа очень красивая, природа радует
(социальная функция пейзажа)
Как выглядит город? Зачитайте. Стр.383
Дивный город, много чудных храмов, всюду статуи
Прекрасные библиотеки, музеи, театры
Что сказано о народе? Каков он? Стр.383
Народ прекрасен, он деятельный, живой, весёлый
Каково отношение к женщине? Стр.384
«…человеческого достоинства они ещё не признавали в ней…»
Какой будет жизнь в новом обществе? Гл.8, стр. 393
Много молодых, долго не стареют
Дети любят трудиться
Всё делают за людей машины
Во время труда люди поют:
им весело работать
Почему они так счастливы? Гл.10 (в конце), стр.400
Люди счастливы, потому что живут свободно,
разумно, творчески, развивая и совершенствуя
свои способности, наслаждаясь
гармонической полнотой существования.
Источником их жизни является труд.
Каково же будущее? Гл.11, стр.401
«…будущее светло и прекрасно…»
Что необходимо женщине, чтобы она была счастлива в новом обществе?
Свобода и равноправие с мужчиной
Вера Павловна, как и большинство «новых людей», рано начала работать, преодолевать невзгоды и трудности. Для неё недостаточно быть счастливой только в личной жизни. Она хочет жить для народа, бороться за освобождение других женщин. Её невозможно заставить что-либо делать против её воли.
Только когда женщина станет свободной, равноправной с мужчиной, можно говорить о свободном обществе.
Сравните Веру Павловну с Кукшиной, героиней романа И.С.Тургенева «Отцы и дети».
— Что общего и в чём отличие?
Роман Н.Чернышевского «Что делать?»
Роман И.С.Тургенева «Отцы и дети»
Задумываются о положении женщины в обществе
1) много читает, помогает мужу
только рассуждает о нигилизме
2) открыла мастерскую, трудится, чтобы
приблизить приход нового времени
ничего не делает, её убеждения фальшивы и неглубоки
3) счастлива сама и думает о счастье других женщин
считает себя «эмансипе»
Сообщение ученика о «Четвёртом сне Веры Павловны»
— Значение сна – изображение светлого будущего.
— Почему роман «Что делать?» можно назвать романом-утопией?
Утопия – нечто фантастическое, несбыточное, неосуществимая мечта
1) роман зовёт к действию, учит жить
2) воспевает деятельный, свободный труд человека;
3) показывает светлое будущее;
4) раскрывает роль женщины в обществе
Н.Чернышевского волновала судьба страны, народа, он звал на борьбу за светлое будущее, как и строки его идейного союзника, поэта Н.Некрасова:
…Не может сын глядеть спокойно
На горе матери родной,
Не будет гражданин достойный
К Отчизне холоден душой,
Ему нет горше укоризны…
Иди в огонь за честь Отчизны,
За убежденья, за любовь… (Н.Некрасов «Поэт и гражданин»)
— Обратимся ещё раз к эпиграфу.
Какие выводы для себя мы можем сделать после прочтения романа «Что делать?»
—Учиться, любить Родину, трудиться на благо Отечества
Домашнее задание: сочинение в форме эссе
2в. – Чем привлекает вас образ Рахметова? Что в нём вы не принимаете?
Индивидуальное задание: сообщение о жизни и творчестве Н.Некрасова
Письменно ответить на вопрос:
Можно ли назвать подвигом жизнь и творчество Н.Чернышевского? Почему?
Письменно ответить на вопрос:
Можно ли назвать подвигом жизнь и творчество Н.Чернышевского? Почему?
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДВ-124939
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Во Франции планируют ввести уголовное наказание за буллинг в школе
Время чтения: 1 минута
Исследования вакцины для детей младше 12 лет начнутся с 2022 года
Время чтения: 1 минута
В Оренбурге школьников переведут на дистанционное обучение с 9 декабря
Время чтения: 1 минута
ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Общество будущего в четвертом сне Веры Павловны
Общество будущего показано в романе в четвертом сне Веры Павловны. Человек будущего, предсказывает Чернышевский, переделает природу при помощи чудесных машин. Он заставит природу служить себе, навеки освободится от “власти земли” над собой, сбросит с себя зависимость от стихийных сил природы.
Труд перестанет быть тяжелым и позорным бременем, станет легким и радостным, ибо все тяжелые работы будут делать машины. Труд станет естественной потребностью и наслаждением для человека. Люди будущего, предсказывает Чернышевский, превратят
Человек будущего, освобожденный от нужды и забот, станет всесторонне развитым существом, сможет полностью раскрыть все богатства своей натуры. Люди будущего цветут здоровьем и силой, они стройны и грациозны, они не рабы машин, а творцы и созидатели.
Они – музыканты, поэты, философы, ученые, артисты, но они же работают на полях и заводах, управляют совершенными, ими созданными машинами. “Все они – счастливые красавцы и крас! авицы, ведущие
Рисуя победу социализма в России, Чернышевский в то же время предсказывает неизбежное торжество его во всем мире, когда будут сметены все искусственные границы между народами и каждый человек станет желанным гостем и полноправным хозяином в любом месте земного шара. Тогда исчезнет всякое угнетение человека человеком, наступит “для всех вечная весна и лето, вечная радость”.
С глубокой проницательностью предвидел Чернышевский, что социализм раскрепостит женщину от домашнего рабства, что общество возьмет на себя значительную долю забот о воспитании подрастающего поколения и обеспечении стариков. Он верил, что сменится всего несколько поколений, и социализм победит в России и во всем мире. Гениальное предвидение Н. Г. Чернышевского сбылось в наше время: многие страны Европы и Азии приступили к построению социалистического общества, следуя великому примеру советского народа, построившего социализм и идущего к коммунизму. “Будущее светло и прекрасно”,- неустанно повторял Чернышевский и страстно звал к борьбе за него: “Любите его, стремитесь к нему, работайте для него, приближайте””ег”67 переносите из него в настоящее;” сколько можете перенести: “настолько будет светла и добра, богата радостью и наслаждением ваша жизнь, насколько вы умеете перенести в нее из будущего.
Стремитесь к нему, работайте для него, приближайте его, переносите из него в настоящее все, что можете перенести”.
Основные герои русской классической литературы предшествовавшей Чернышевскому,-“лишние люди”. Онегин, Печорин, Бельтов, Рудин. Об
Ломов при всем различии между собой сходны в одном: все они, по словам Герцена, “умные ненужностн”, “титаны слова и пигмеи дела”, натуры раздвоенные, страдающие от вечного разлада между сознанием и волей, мыслью и делом, – от нравственного изнурения. Не таковы герои Чернышевского. Его “новые люди” знают, что им нужно делать, и умеют осуществить свои замыслы, у них мысль неотделима от дела, они не знают разлада между сознанием и волей.
Герои Чернышевского – творцы новых отношений между людьми, носители новой морали. Эти новые люди находятся в центре внимания автора, они – главные герои ромайа; поэтому уже к концу второй главы романа “отпускаются со сцены” такие представители старого мира, как Марья Алеюсеевна, Сторешников, Жюли, Серж и др.
Роман начинается необычно, с развязки – сценой таинственного исчезновения одного из героев. Такое загадочное начало нередко встречалось в произведениях западных романистов – Эжена Сю, Александра Дюма, широко известных в тогдашней России.
Чернышевский сам в третьей главе (“Предисловие”) разъясняет смысл этого приема: “Я употребил обыкновенную хитрость романистов: начал повесть эффектными сценами, вырванными из средины или конца ее, прикрыл их туманом”. Такое начало позволило, с одной стороны, привлечь к роману внимание широкой читающей публики, которой автор “забрасывал удочку с приманкой эффектности”, с другой стороны, помогало обмануть бдительность цензуры, сбить ее с толку обычными приемами авантюрного романа.
В дальнейшем изложении Чернышевский пародирует подобные романы, заявляя: “Я пишу без уловок и потому вперед говорю: трескучего столкновения не будет, все развяжется без бурь, без громов и молний”.
Роман разбит на шесть глав, из которых каждая, за исключением последней, в свою очередь делится на главки. Стремясь подчеркнуть исключительно важное значение заключительных событий, Чернышевский рассказывает о них в особо выделенной одностраничной главке “Перемена декораций”.
Очень большое значение в романе приобретают развернутые образыаллегории – сны Веры Павловны. Так, в первом сне в аллегорической форме изображена революция, которая несет – свободу закрепощенным женщинам, томящимся в “сырых, темных подвалах жизни”. Во втором сне дается изображение “реальной грязи”, все элементы которой здоровы. “Реальная грязь”, “чистая грязь”,- это народ, жизнь которого “имеет главным своим элементом труд”. “Колос, который вырастает из этой грязи от солнечного света, будет здоровый колос”. “Фантастическая грязь”, “грязь гнилая” – это паразитические классы, живущие чужим трудом.
Все, что порождается этой “фантастической грязью”, дурно.
Особенно велико значение четвертого сна Веры Павловны. В нем в аллегорической форме, в смене картин, рисуется прошлое, настоящее и будущее человечества. В четвертом сне Веры Павловны снова появляется революция, “сестра своих сестер, невеста своих женихов”.
Она говорит о равенстве, братстве, свободе, о том, что “нет ничего выше человека, нет ничего выше женщины”, рассказывает о том, как будет устроена жизнь людей и каким станет человек при социализме.
Характерной особенностью романа являются частые авторские отступления, обращения к героям, беседы с проницательным читателем. Значение этого воображаемого персонажа очень велико в романе. В его лице осмеяна и разоблачена обывательская часть публики, косная и тупая, ищущая в романах острых сцен и пикантных положений, постоянно толкующая о “художественности и ничего не понимающая в подлинном искусстве. Проницательный читатель – тот, кто “самодовольно толкует о литературных или ученых вещах, в которых ни бельмеса не смыслит,, и толкует не потому, что в самом деле заинтересован ими, а для того, чтобы пощеголять своим умом (которого ему не случилось получить от природы), своими возвышенными стремлениями (которых в нем столько же, как в стуле, на котором он сидит) и своей образованностью (которой в нем столько же, как в попугае) “.
Издеваясь и глумясь над этим персонажем, Чернышевский тем самым обращался к читателю-другу, к которому он питал, огромное уважение, истребовал от него вдумчивого, пристального,. подлинно проницательного отношения к рассказу о “новых людях”.
Введение в роман образа проницательного читателя объяснялось необходимостью привлечь внимание читающей публики к тому, о чем по цензурным условиям Чернышевский не мог говорить открыто и прямо.
Related posts:
Сны Веры Павловны: смысл и значение
Автор: Guru · 09.02.2018
Каждый, кто читал произведение Чернышевского «Что делать?», наверняка отметил своеобразие композиционного построения романа. Автор делится с читателями своими мыслями, рассказывает о своих идеалах посредством описания снов главной героини. Все они воспринимаются не буквально и таят в себе скрытый смысл.
Первый сон
О чем? Героиня была в заточении в подвале, но внезапно высвободилась из плена и оказалась в поле, где желтели спелые колосья. Одновременно с этим переходом случилось выздоровление Веры: она как будто была больна параличом, но после освобождения стала чувствовать себя лучше. С ней заговорила женщина, «невеста ее жениха», в этом образе автор изобразил любовь к людям. Девушка отправляется гулять по улицам города, помогая всем встречным, ведь новая знакомая просила ее выпускать девушек из подвалов и лечить их.
Смысл. Этот сон означает освобождение Веры из среды вульгарных и ограниченных людей старой формации. Подземелье – символ «темного царства», где темнота – невежество, а духота – несвобода. Родители героини – рабы условностей и стереотипов, недаром мать учит дочь соблазнять богатого человека и выходить замуж по расчету. В их мире женщина больше ни на что не способна. Покинув семью, Вера испытывает облегчение: ей больше не надо пытаться продать себя. Если раньше она жила в страхе и злобе из-за постоянного давления матери, то после освобождения к ней действительно приходит любовь к человечеству. Она узнает, что на Земле есть другие люди, не пошлые и не глупые. К ним она и подходит на улицах во сне, испытывая радость. «Любовь к людям» называет себя «невестой жениха Веры», потому что именно Лопухов открывает героине новый мир. Просьба выпускать всех девушек вдохновит героиню на создание швейной мастерской.
Второй сон
О чем? Лопухов и Мерцалов идут в поле, где говорят о реальной и фантастической грязи. В первой протекает здоровая и естественная жизнь, появляются колосья, а вторая – гнилая и фальшивая, в нет плодородия и сути. Во время этого разговора девушка видит свою мать, погрязшую в бедности и неусыпных заботах о пропитании для семьи. Зато в тот момент на лице изнуренной женщины просветлела улыбка. Потом Вера видит, будто она сидит на коленях у офицера. Это видение сменяется сценой, где героиня не может устроиться на работу. Старая знакомая девушки, Любовь к людям, объясняет, как важно Вере простить свою мать за злость и жестокость: Марья Алексеевна всю жизнь положила на то, чтобы вывести семью из нищеты, поэтому она и ожесточилась на мир, что поставил ее в такие трудные условия.
Смысл. Первые два сна – отражение взаимоотношений Веры Павловны с теми, кто принадлежал к миру прошлого. Этих людей можно назвать пошлыми, однако их таким сделали тяжелейшие жизненные обстоятельства. Как бы они не старались, им не выбраться в люди. Весь их труд едва может прокормить, но уж никак не изменить условия жизни. Реальная грязь – это мир этих забитых нищетой обывателей, которые, тем не менее, трудятся и приносят обществу пользу. Они могут переродиться в добрых, ответственных и нравственных горожан, но им необходимо дать возможность жить, а не выживать. Фантастическая грязь – это среда праздных, незаслуженно облагодетельствованных господ, от которых никакой пользы. Их волнуют только несущественные мелочи, их внутренний мир тесен и убог. Такое положение в обществе искусственно, поэтому в нем нет естественных и подлинно чистых людей, способных на развитие. Посредством этих сюжетов Чернышевский рисует картину социального состава русского общества – бедных и богатых. Согласно автору, под хорошей почвой понимается трудовая жизнь, которая и является правильной. На ней произрастают колосья морали и нравственности. Фантастическим является отсутствие труда, паразитизм.
Третий сон
О чем? Певица Бозио берет в руки несуществующий в реальности дневник Веры и читает его вместе с ней. Там изложены подробности отношений героини с Лопуховым. Из последней страницы, которую девушка боится открывать, становится ясно, что она хочет, но не может любить супруга. Она уважает и ценит его, но их чувства – всего лишь дружеская привязанность. Вера любит Кирсанова.
Смысл. В этом сновидении героиня постигает истинную природу своих чувств и приходит к выводу, что должна свободно распоряжаться собой, несмотря на узы брака. Главное – это сердечная склонность, и если она изменилась, нужно следовать за ней, а не блюсти формальные приличия из-за боязни общественного порицания. Это один из важнейших элементов эмансипации, который делает женщину полноправной хозяйкой своего тела и своей души. Она вправе решать, с кем ей быть.
Четвертый сон
О чем? Вера видит всевозможных богинь в хронологическом порядке: языческую Астарту, древнегреческую Афродиту, «Непорочность», как отражение Богоматери и т.д. Сквозь парад богинь ее ведет красавица, в которой Вера узнает себя – раскрепощенную и независимую повелительницу нового времени. Также перед ней появляется своеобразный райский сад, где труд доброволен, все равны, свободны, никто никого и ни к чему не принуждает.
Смысл. В этом сне автор изобразил общество будущего, где главенствуют социалистический принципы «свободы, равенства и братства». Все богини отражают социальную роль женщины, которая меняется со временем: от предмета наслаждения и восхищения до вполне логичного финала – эмансипации, когда дамы становятся полноправными членами общества и носительницами многообразных социальных ролей. Если Афродита – лишь развлечение для мужчин, а Непорочность – их собственность и репродуктивный орган, то сама Вера – это независимая, умная и развитая дама, которая равна сильному полу, а не принижена и использована им.
Если первый сон представляет собой символическую картину: не только героиня покидает старый мир, но и все девушки «из подвала», наконец, вырываются на свободу, то эмансипированными они становятся уже в четвёртом сне – такой же символической картине. Обновляется всё человечество, пережитки прошлого умирают. Мы понимаем, что писатель верил в вероятность наступления светлого будущего, и что каждый, кто мог видеть такие сны, каким-то образом приближал миг всеобщего счастья и свободы.