Начало во сне или нет
Упал или нет: концовка «Начала» и ее смысл
«Начало», или, что было бы точнее, «Внедрение», вышло больше десяти лет назад. Уже тогда Кристофер Нолан получил статус звездного режиссера, способного привлечь зрителей одним своим именем в титрах. «Начало» гораздо более явно, чем его «блокбастерный» прорыв «Темный рыцарь», показало склонность Нолана к масштабным, эмоционально сухим головоломкам.
Раньше у него уже были «Помни» и «Престиж» — головоломки куда скромнее по бюджету, в которых ему все-таки приходилось доверяться актерской игре, чтобы продать концепцию зрителям. Теперь же, когда бюджеты картин возросли до девятизначных цифр, Нолана начали больше интересовать запутанные логические связи между элементами сюжета, чем их влияние на героев. Поэтому, несмотря на впечатляющий каст, герои будто лишены внешних эмоций, предпочитая проговаривать свои чувства словами — особенность режиссерского почерка, которую позже начали активно критиковать в том числе и зрители, прочувствовавшие творческие наклонности Нолана.
Во главе сюжета «Начала» стоят схемы и предметы. История о команде специалистов, выполняющих сложнейшую миссию по внедрению мысли в человеческое сознание, — это своеобразный фильм-ограбление, только наоборот.
Зрителя долго вводят в курс дела — как герои погружают человека в сон, как ищут способ незаметно запустить нужный мыслительный процесс, как работают сны внутри сна и чем они полезны для дела, а также что будет с агентами, которые не смогут выбраться в реальный мир.
Так получилось, что люди в этой схеме тоже становятся своеобразными предметами, у которых есть свои правила работы. Они — шестеренки в механизме, который должен сработать безупречно. Помните ли вы имя Доминика Кобба, главного героя, которого сыграл Леонардо ДиКаприо? Вряд ли, но наверняка помните сбой в его функциях как шестеренки — тяжелое прошлое, где его обвинили в смерти жены и разлучили с детьми, которых он должен был оставить в США, чтобы избежать наказания. Все это добавляет в сложную систему внушенных сновидений потенциальный «баг» — проекцию жены Кобба, которая может обречь всю операцию на провал.
«Начало», несмотря на метафизические материи, почти лишено сюрреализма. Сны тут прямолинейны, без причудливых форм и странной потусторонней логики, а вся необычность сводится к четким правилам, объясняющим, почему по городской улице может поехать поезд, а пространство искривляется, подражая картинам Маурица Эшера. Довольно скудный набор образов для фильма о сновидениях.
Кобб и (не) его волчок
Логично, что при таком подходе к нарративу, главный вопрос открытого финала тоже связан с предметом — так называемым тотемом. В мире «Начала» тотем — физическая вещь с особым свойством, известным только ее хозяину, чтобы потенциальный сновидец, в рамках сна которого происходит операция, подделав тотем, не мог в точности его повторить.
Волчок Кобба — тотем его умершей жены. Если он падает — Кобб в реальности. Если крутится бесконечно — во сне. Фильм несколько раз концентрируется на нем, чтобы зритель точно не забыл эту деталь. В финале, успешно выполнив миссию по внедрению, Кобб возвращается в США, закручивает волчок и выходит на улицу к детям, не дождавшись результата проверки на реальность. Камера задерживается на тотеме, он слегка покачивается — и тут начинаются титры, а нам остается только гадать, упал ли в конце концов волчок.
Для фильма, который до этого четко проговаривал все сюжетные повороты, внезапная спекуляция в последнем кадре стала необычным ходом. Тут же в интернете начали появляться фанатские теории, авторы которых дотошно разбирали «Начало», разыскивая аргументы для своих доводов, простите за каламбур. Ведь в нарочито логичном фильме Нолана должны быть четкие ответы, просто они где-то спрятаны.
Вариантов была куча. К примеру, некоторые отмечали, что в последнем кадре волчок вертится почти в два раза дольше, чем раньше. Не признак ли это, что он так никогда и не упадет?
Другие утверждали, что все, что связано с волчком, — просто обман, отвод глаз. Все дело в том, что, когда Кобб присвоил себе волчок жены, он нарушил правила мира — только хозяин должен знать, что особенного в его тотеме. Наверняка это справедливо и в случаях, когда хозяин умирает.
Еще одна популярная теория обращает внимание на обручальное кольцо на пальце Леонардо ДиКаприо, которое то появляется, то исчезает. Ее автор предположил, что в реальности оно есть, тогда как во сне Кобб его не носит. Может ли кольцо быть истинным тотемом? Тогда получается, что в финале мы видим реальность. Правда, в этом случае непонятно, каким образом происходит тест — кольцо же появляется на пальце не само по себе.
А что насчет детей? В финале, как и до этого во снах, Кобб видит их со спины. Повзрослели ли дети за долгое время, пока герой ДиКаприо не мог с ними встретиться? Кто-то утверждал, что они совсем не изменились, кто-то уверен, что они заметно выросли.
Возможно, Кобб — это ненадежный рассказчик, поэтому события «Начала» вообще нельзя принимать за чистую монету.
Следовательно, сомнений не остается — Кейн появляется в финальной сцене, то есть она происходит в реальности. Но ведь в фильме есть много сцен без Кейна, которые точно разворачиваются не во сне. Получается, словам режиссера тоже нельзя верить. Возможно, он сказал это, чтобы не уходить в глубокие философские рассуждения.
Тем временем дискуссия не угасала так долго, что в стороне не смог остаться даже Нолан.
В поисках ответа
Нолан хочет, чтобы зрители интерпретировали концовку самостоятельно. Так ли важен его ответ, когда распространенная сейчас теория о смерти автора предлагает вообще отбросить авторскую трактовку, позволив каждому придерживаться своей точки зрения о содержании произведений.
Кристофер Нолан вторит этой идее, вспоминая предостережение своего брата Джонатана. Однажды после премьеры «Помни» режиссер подробно объяснил фильм фестивальной аудитории. Джонатан же заметил, что никто не обратит внимания на призывы самостоятельно интерпретировать фильм, если сразу после этого рассказать, что в него вкладывал конкретно ты. Поэтому мы наверняка так и не узнаем точно, было ли реальностью воссоединение Кобба с семьей.
И все же Нолан на одной из своих лекций поделился тем, какая тема «Начала» для него важнее всего. «Мне кажется, что мы постепенно стали воспринимать реальность как неудачную версию сна или некой мечты. А что если наши мечты, виртуальные миры, абстракции, которые мы создаем, — все это полноправные части того, что мы называем реальностью? В конце фильма Кобб уходит к детям, в этом его субъективная реальность. Ему уже все равно, упадет ли волчок. В этом и посыл: быть может, все уровни реальности одинаково важны», — рассуждал режиссер
Судя по всему, Нолан, несмотря на свой дотошный подход к построению правил и многоступенчатых схем, призывает нас выйти за пределы дихотомии «сон и реальность» и подумать, так ли важно их разделять. Для себя мы можем считать, что Кобб проснулся (или же нет), но одно мы знаем точно — он снова воссоединился с семьей, и это самое главное.
Начало — смысл фильма и объяснение концовки
Бесспорно «Начало» или «Inception» один из самых интересных и сложных фильмов современности. В интернете есть множество обрывочной информации по различным его елементам. Ну а больше всего фанатов интересует концовка, которую режисер фильма Кристофер Нолан решил оставить открытой, так и не дав ответа на главный вопрос: «остановился ли волчок в сцене воссоединения героя с детьми или продолжил вращаться?». Эта загадка уже 10 лет не дает покоя всем тем, кто остался неравнодушный к данному фильму и испытывает острую потребность знать и понять все.
Тотем — ключ к пониманию смысла фильма Начало
Начать стоит с метода которым герои отличают сон от реальности. У Доминика Кобба, Артура и Имса есть некие «тотемы» — обыденные небольшие предметы, фишка или игральная кость к примеру, которые как индикаторы показывают находятся ли их обладатель в чужом сне или нет. Данный метод изобрела Мэл (жена Кобба) и главная суть тотема заключается в том, что он обязательно должен иметь в себе какой либо изъян, о котором знает только его владелец: смещенный центр тяжести у игральной кости, ошибка в слове на фишке и так далее.
Имея в руках такой предмет и оказавшись в чужом сне любой человек сразу поймет это, ведь тогда игральная кость будет подать на разные стороны, а на фишке не будет никакой ошибки. Говоря проще, — тотем это необыкновенная вещь, которая в чужом сне превращается в обыкновенную.
Объяснение принципа роботы волчка
Тем не менее, данный принцип роботы тотема в чужом сне противоречит принципу роботы волчка, тотема Мэл. Он (волчок) действует совершенно наоборот. Это обыкновенная вещь, которая во сне начинает вести себя необычно. Поэтому если Кобб окажется в чужом сне, то с его помощью он не сможет определить реальность это или сон. В чужом сне волчок так же остановится и упадет как и в реальности. Все же знают, что волчки падают, поэтому воссозданный в чужом сне волчок тоже будет падать.
Кольцо — настоящий тотем Кобба
Почему же у Кобба, самого опытного извлекателя, такой плохо работающий тотем? На самом деле это не его настоящий тотем. Настоящий — обручальное кольцо. Во всех сценах где главный герой находится во сне, оно всегда надето на палец. Когда герой находиться в реальном мире — кольцо всегда в кармане. О его изъяне ничего не известно, но не сложно предположить что где-то на нем находиться зазубрина, или ошибка в гравировке, если такова имеется. Именно благодаря кольцу Кобб понимает находиться он в чужом сне или нет. Но зачем ему волчок?
Самый главный страх Кобба — это перестать понимать где сон, а где реальность. Именно потому он так пугается в сцене когда Ариадна начинает строить точную копию уже существующего моста.
Итак, стандартный тотем позволяет определить находиться ли человек в своем сне, но стандартный тотем не способен показать находиться ли человек в своем собственном сне. У волчка же другой принцип роботы. Он, в отличии от стандартного тотема не может определить находиться ли человек в чужом сне, зато покажет находиться ли человек в своем собственном. Именно в своем сне Кобб может заставить вращаться волчок бесконечно. Но он не может сделать это в реальности или в чужом сне. И именно для этого у него всегда при себе целых два тотема. Кобб не боится застрять в чужом сне, он боится застрять в своем собственном, поэтому мы всегда можем наблюдать сцену как он проверяет волчок, но не проверяет кольцо.
И что намного интереснее, каждый раз проверяя волчок Кобб надеется, что тот будет вращаться безконечно. Он хочет что бы окружающий его мир оказался сном, он не верит, что Мэл погибла и надеется, что она просто вернулась в реальность
Начало (Inception) 2010 — Русский трейлер
Объяснение концовки фильма Начало
Но что произошло в конце? Кристофер Нолан достаточно прямолинейно сказал что это фильм не о снах. Майкл Кейн сказал что спрашивал у Нолана какие сцены происходят во все, а какие и в реальности, и режиссера ответил, что все сцены с ним — это реальность, в том числе и концовка. А зная принцип роботы волчка и прислушавшись к комментарию самого Нолана можно с уверенностью сказать, что волчок остановился, потому что только в своем сне Кобб может заставить его крутися вечно, а понять ему находиться ли он в чужом сне поможет кольцо.