Начало сон внутри сна

Скрытый смысл

Анализ фильмов и философская пропедевтика

Вы здесь

«Начало». Сон или реальность?

Сегодня мы поговорим о фильме, который, кажется, ставит больше вопросов, чем даёт ответов — Начало Кристофера Нолана.

В интернете уже изучили каждый элемент сюжета – есть и инфографика уровней сновидения, и видео, в которых анализируются визуальные детали — всё с целью ответить на главный вопрос: возвращается ли Кобб к реальности в конце фильм? Или это был сон?

Хотя некоторые аргументы звучат вполне убедительно, правда в том, что мы никогда не сможем ответить на этот вопрос из-за отсутствия достаточных оснований.

Я имею в виду, что последний кадр ясно показывает, что Нолан намеренно сделал концовку двусмысленной.

Но что, если мы сосредоточились на неправильных вещах? Что если разгадка заключена не в сюжете, а в самой конструкции фильма? Что если мы никогда не сможем провести четкое различие между сном и реальностью, из-за того, что сама суть фильмов подобна сновидениям?

Начало: фильмы – это сны?

Во время обучения Ариадны мы видим сцену, где она и Кобб сидят на террасе кафе и пьют кофе.

Сцена построена так же, как в любом другом фильме, пока Ариадна не осознает:

это откровение не только для Ариадны, но и для зрителей.

Мы тоже не знали, что это был сон.

Мы не видели, чтобы они погружались в сон с помощью своего устройства, поэтому как мы можем узнать об этом? Кобб объясняет, как она была обманута:

Мы никогда не помним начало сна.

что Нолан действительно выделяет здесь, так это то, что, также, как и во сне, сцена в фильме часто начинается в середине действия, а не в начале.

Мы не видели, как они пришли в кафе, как садились и заказывали свой кофе, потому что в фильмах так не делается.

Фильм может перескакивать во времени без всяких объяснений того, как и почему персонажи появились в этом месте, и мы, как зритель, ПРИНИМАЕМ это.

Мы ПРИНИМАЕМ эллипсис (т.е. пропуск) в повествовании.

Точно так же, как во сне мы верим, что он реален, хотя появляемся посредине действия, так же мы погружаемся в фильм, хотя нас постоянно помещают в середину каждой новой сцены.

Почему фильмы, эти наборы движущихся картинок, способны погружать нас в некую реальность, так, что мы оказываемся в нее вовлечены? Нолан не первый, кто предположил, что то, как мы видим сны, похоже на то, как снимаются фильмы.

В книге «В мгновение ока» легендарный редактор фильмов Уолтер Мурч говорит, что причина, по которой фильмы работают, состоит в том, что именно сны научили нас погружаться в этот разрозненный рассказ.

Он говорит: «Мы принимаем монтаж «встык», потому что он похож на то, как сцены накладываются в наших снах … Во мраке кинотеатра, мы говорим себе, по сути, «это похоже на реальность, но оно не может быть реальностью, потому что оно визуально прерывисто; Следовательно, это сон».

На протяжении своего фильма Нолан постоянно проводит сравнение между логикой кино и логикой сновидений.

Подобно снам, фильмы воздействуют на нас на подсознательном уровне.

Давайте посмотрим на встречу Кобба и Имса в Момбасе. Мы попали в эту сцену так же, как и во многие другие сцены – с помощью адресного плана.

Мы переходим от разговора Кобба и Артура к общему плану Момбасы.

Мы понятия не имеем, сколько прошло времени и переходил ли Кобб в состояние сна — мы просто оказываемся посреди действия.

Может возникнуть соблазн сказать: «Ага! Тогда это должен быть сон, как и говорил Кобб!».

Но, повторюсь, это всего лишь кинематографический приём.

Позже, когда Кобба преследуют по улицам города, он застревает в переулке, который максимально сужается.

Я ничего не знаю о планировании города Момбаса, но это кажется довольно странным и … небезопасным.

Это можно интерпретировать двояко.

Первое — как указание на то, что все это сон. Клаустрофобия очень часто встречается в снах.

ИЛИ Второе — это может быть просто кинематографическим приемом, который усиливает напряжение сцены.

Необычные и необъяснимые структуры постоянно используются в кино, чтобы усилить напряжение и волнение зрителя, как всем известный лист стекла, который несут по улице.

Однако мы не обязательно трактуем эти сцены как сны внутри повествования.

Далее, Сайто внезапно появляется в своем автомобиле.

Что он там делает? Один из самых богатых людей в мире мог послать кого-то другого.

И что еще более важно, как он появился ТОЧНО в то время, когда Кобб нуждался в нем? Это довольно удобно.

Возможно, это указывает на то, что Кобб во сне. Конечно, такое исполнение желаний происходит в снах.

Но, с другой стороны, такие совпадения происходят в фильмах постоянно.

Если сны могут так увлечь нас, что мы верим в самые надуманные, нелогичные, бессмысленные сценарии, то Нолан, похоже, делает вывод, что в кино может быть так же.

Один из самых важных примеров этого – в сцене смерти Мол.

Кобб видит Мол, сидящую на краю окна в соседнем здании.

При этом, вся мебель перевернута в комнате, в которой находится Кобб.

Должны ли мы поверить в то, что Мол устроила погром, затем арендовала комнату в соседнем здании и села на подоконник, ожидая, когда ее муж вернется домой? Возможно, это ключ к тому, что все это сон.

Или, возможно, это всего лишь преднамеренный кинематографический прием.

Физическое расстояние между ними усиливает напряжение сцены и отражает их разногласие, находящееся в центре конфликта. Мол настаивает на том, что они во сне, а Кобб считает, что это реальность …

Поэтому мы снова вынуждены спрашивать себя: неправдоподобность сцены означает, что это сон? Или это еще один режиссерский прием? Для режиссеров обычное дело манипулировать пространством для драматического эффекта, даже если это противоречит здравому смыслу.

Например, в Сиянии география Отеля имеет некоторые пространственные особенности, которые эээ … невозможны.

Если эти окна смотрят наружу, то как эти люди выходят оттуда? Но в случае с Сиянием это делается сознательно, чтобы сделать образ гостиницы более жутким и мистическим.

Однако в Начале Нолан добавляет лишний слой неясности к своей и без того неоднозначной работе.

Если мы смотрим фильм о снах, а логика фильмов работает как логика снов, то как, черт возьми, мы можем понять, что в фильме реально, а что сон? И в этом блеск Начала — никак.

Начало также критикуют за то, что для фильма о путешествиях по подсознанию его «сны» выглядят обычными сценами, в отличие от психоделического абсурда, который мы часто ассоциируем со снами.

Может быть более необычный видеоряд выглядел бы и симпатично, но это бы лишило его упомянутой связи с приёмами кинематографа.

Например, сцена погони по заснеженным горам — это, по сути, дань уважения фильму «На секретной службе Её Величества» и в этом он больше похожа на фильм о Джеймсе Бонде, чем на фильм о снах.

Но, учитывая, что «Начало» — это своего рода ода самому кинематографу, то логично, что Нолан будет черпать вдохновение в одной из важнейших кинофраншиз при построении своей эстетики сновидений.

Учитывая, что глубокая любовь Нолана к кинематографу и его истории хорошо задокументирована, Начало может стать его самым личным фильмом.

Если вы один из тех несчастных, которые до сих пор мучаются в попытках понять неопределенный финал фильма, надеюсь, это видео дало вам некоторое умиротворение.

Мы никогда не узнаем, что сон, а что нет — и в этом все дело.

Попытка определить, во сне ли персонаж, находясь в системе, которая сама работает как сон – это… Своего рода парадокс.

Следующим видео будет подробный психологический разбор фильма «Начало». До скорой встречи!

Источник

В чем феномен фильма Кристофера Нолана «Начало» (и почему мы не сможем полюбить «Довод» так же)

Начало сон внутри сна. Смотреть фото Начало сон внутри сна. Смотреть картинку Начало сон внутри сна. Картинка про Начало сон внутри сна. Фото Начало сон внутри сна

Кристофер Нолан — выпускник филфака, который постиг кинопроизводство и режиссуру без учителей, прославился как самоучка, а в итоге получил степень почетного доктора в родном UCL. Когда в 2015 году он выступал с напутственной речью перед бывшими студентами Принстонского университета, англичанин сказал фразу, которая может служить ключом к пониманию его фильмов. «Обычно на таких встречах выпускникам советуют: преследуйте свою мечту, не переставайте грезить. Я не стану вам так говорить, потому что не верю в это. Следуйте за своей реальностью. Мы привыкли считать ее бедной родственницей наших фантазий. Но для меня сны и грезы — это подмножества настоящего мира, который гораздо богаче». А дальше Нолан добавил — хотя его не просили, — что в фильме «Начало» есть лишь один финал — тот, каким его видит каждый конкретный зритель. Если нам хочется думать, что Кобб (герой Леонардо ДиКаприо) и в самом деле воссоединился со своими детьми, то так оно и было. Но если его встреча с ними — это тот же вечный сон, из которого Кобб пытался выдернуть свою жену, то пусть будет так.

В новом «Доводе» предостаточно головоломок, научных парадоксов, отсылок и фокусов, которые не раскусить с первой попытки, но отчего-то кажется, что этот фильм не сможет будоражить наше воображение и продолжать ранить спустя десять лет — как «Начало». «Довод» все больше обращается к разуму, а людям в его истории отводится роль водителей, операторов и солдат («Мы все — солдаты Нолана», — говорит сыгравший русского злодея Юрий Колокольников в интервью «Кинопоиску»), без которых не будет работать нолановская машинерия. Сила «Начала» же — в обращении к самому человеческому, к подсознанию, страхам и надеждам героев. Поэтому самой убедительной из фанатских теорий, сплетенных вокруг фильма, спустя десять лет кажется такая: в сюжете не два, а три «внедрения мысли» (inception).

Так вот, если держать в уме эти правила (а Кристофер Нолан никогда не нарушает законы своих вселенных), то вырисовывается третий, самый важный inception фильма — внедрение Коббу мысли, что он должен отказаться от чувства вины перед мертвой женой ради чувства долга перед живыми детьми. Предпочесть горести и одиночеству жизнь с неполной, но семьей. «Хочешь ли ты стать стариком, переполненным сожалениями и ждущим одинокой смерти?» — несколько раз произносят герои фильма. А звонком для пробуждения героев всегда становится песня Эдит Пиаф Non, je ne regrette rien («Нет, я ни о чем не жалею») — и кстати, если вы поставите ее на будильник, то никогда и ничего не проспите. А в решающий момент, когда Кобба вновь затягивает в вечный сон вина перед Молл, сопротивляться соблазну ему мешает чувство ответственности перед другим человеком. Лица своих детей он уже не помнит, поэтому им его из лимба (самого глубокого и долгого из снов) не вытащить. Но это может сделать Сайто (Кен Ватанабе) — человек, который тоже оказался в лимбе и которого нужно любой ценой спасти.

Вдобавок Сайто — заказчик последней миссии Кобба и влиятельный бизнесмен, который гарантирует герою воссоединение с детьми. Здесь и вовсе соединяются две, кажется, самые важные и личные для Кристофера Нолана темы: профессионализм и семья. Все нолановские герои — перфекционисты и люди долга и чести, которые умрут, но выполнят свою работу безупречно. А сам режиссер ни разу не срывал сроки и не превышал сметы. И в этом ему всегда помогает семья. Брат Джонатан — соавтор половины фильмов, а супруга Эмма Томас — продюсер на каждом проекте. Джонатан над своими проектами тоже, кстати, работает с женой — Лизой Джой. В самой пронзительный момент «Начала» герои ДиКаприо и Котийяр кладут головы на рельсы и ждут прибытия поезда, который разбудит их смертельной болью. Поезд — символ кинематографа, которым одержимы и Кристофер и Эмма, и Джонатан и Лиза.

В этом и заключается магия «Начала». У каждого из зрителей есть свои лабиринты и чудища. Свои несбыточные мечты и тянущие ко дну страхи. Свои незавершенные или неначатые отношения. Свои ожидания от реальности и сомнения в ее прочности — поэтому лимб Кобба выстроен из небоскребов, уходящих в песок и океан. «Начало» — это история, противоположная тревожной «Матрице». История про то, о чем Кристофер Нолан говорил выпускникам Принстона, — про примирение с реальным миром, осознание того, что прошлое не вернуть (этим займутся уже герои «Довода»), а некоторые ошибки — не исправить (это миссия для экипажа фильма «Интерстеллар»). Фильм, который интересуют не экзистенциальные вопросы, а самые простые — например, как отпустить одну любовь, чтобы спасти другую.

А вторая причина власти «Начала» над нами — кристальная четкость придуманного Ноланом мира. На разработку вселенной он потратил больше десяти лет — и поэтому в фильме нет ни одной бессмысленной реплики и ни одного лишнего кадра. Ингмар Бергман говорил, что мастерство режиссера определяется его умением снимать сны. Неизвестно, владеет ли Нолан технологией осознанных управляемых сновидений (по крайней мере, путешествовать во времени он, судя по мелким отсылкам к Бэтмену в его фильмах, снятых до «Бэтмена», умеет), но в его грезах нет ни капли хаоса и сюра. Сценарий и диалоги объясняют вообще все: внезапный дождь; крушение поезда на узкой улице; свернутый в трубочку Париж; коттедж посреди небоскребов. Повторение имени Ариадны наводит зрителя уже на собственные открытия. Например, такое: Кобб — это же Одиссей, который несколько десятилетий (столько времени спящий человек проводит в лимбе) возвращался к семье! С каждым новым просмотром подсказки звучат все очевиднее, но фильм от этого оказывается лишь глубже. Как сон внутри сна.

В «Преследовании», самом первом, дешевом и самозваном фильме Нолана, есть герой по имени Кобб, который любит вламываться в чужие дома и повторять фразу: «У каждого есть своя особая коробка». И в этом тайнике обычно хранятся безделушки, имеющие для хозяина сентиментальную ценность. В «Начале», самом проработанном, уверенном и успешном из фильмов Нолана (и по сборам, и по «оскарам», и по оценкам на сайтах), герой по имени Кобб находит несколько таких коробок. И люди и правда хранят в них свои надежды и страхи. И кого-то из хозяев коробок взломщик Кобб делает счастливыми (как героя Мерфи), а кого-то губит (как героиню Котийяр).

Но самое главное — зрители тоже могут хранить в этом фильме свои собственные коробки и время от времени возвращаться, чтобы их проведать. Режиссер, должно быть, делает так же.

Источник

Панические атаки во сне

Под панической атакой понимается внезапный, неконтролируемый приступ выраженной, «пиковой» тревоги, который не имеет реальной и обоснованной причины. Это состояние сопровождается сильным страхом и телесными симптомами — учащенным сердцебиением, нехваткой воздуха, тяжестью и болью в груди, чрезмерной потливостью, дрожью в теле.

Такие приступы могут возникать не только днем, но и ночью. Во сне нет контроля сознания — тревога может проявляться в угрожающих, пугающих сновидениях, а может проявлять себя приступом панической атаки. Днем человек держит все эмоции в себе, а ночью контроль ослабевает, и возникает приступ. Панические атаки во сне имеют определенную опасность для здоровья человека, не стоит пренебрегать и недооценивать возможные неблагоприятные последствия. Качественный сон — это необходимое условие для полного восстановление физических и душевных сил. Во время приступа происходит резкое пробуждение с мучительным чувством тревоги и страха, сопровождающиеся все теми же телесными симптомами: учащенным сердцебиением, нехваткой воздуха, тяжестью и болью в груди, чрезмерной потливостью, дрожью в теле. Несколько таких ночей — и это приведёт к ухудшению общего самочувствия, раздражительности, снижению работоспособности, т.е. качество жизни будет утрачено.

Панические атаки во время сна провоцируют развитие бессонницы. Человеку кажется, что если он не будет спать, то это поможет избежать приступа. Отход ко сну оттягивается по разным причинам. Сама мысль, что скоро нужно ложиться в кровать вызывает беспокойство и страх.

Такие приступы могут возникнуть и у детей, и у подростков, и у взрослых; наиболее подвержены им люди, обладающие более чувствительной эмоциональной системой. Не всегда сразу можно распознать, что это состояние — именно паническая атака во сне, но уже то, что страдает качество ночного сна, является серьезным аргументом для обращения на консультацию к врачу психиатру, психотерапевту.

Это состояние имеет тесную связь и с биологическими, и с психологическими причинами, это расстройство, которое требует профессиональной помощи врача-психиатра, психотерапевта.

Причины

Биологические причины могут быть связаны с тем, что эндокринные железы начинают выбрасывать в кровь большое количество адреналина. Этот гормон в норме вырабатывается в экстремальных ситуациях, которые угрожают здоровью или жизни человека. Именно он влияет на ускорение всех физиологических реакций, то есть учащается сердцебиение, потовые железы и лёгкие начинают усиленно работать. Так тело готовится к защите или бегству от смертельной угрозы.

Но почему этот гормон начинает выделяться во время сна, когда человек находится в безопасности, и ему ничего не угрожает? Ответ на этот вопрос до конца пока не ясен. Скорее всего, здесь имеют место индивидуальные психологические причины — например, повышенная личностная тревожность как черта характера: чаще всего приступы возникают у мнительных, эмоционально ранимых и тревожных людей. Именно они всего склонны к самобичиванию и долгим переживаниям событий жизни; и/или негативный опыт отношений в прошлом, в которых человек приобрел такие качества, как недоверчивость, подозрительность, отсутствие внутреннего, психологического разрешения себе расслабиться («нельзя терять контроль ни на минуту, нельзя расслабляться — иначе что то случиться непоправимое»).

Провоцирующими факторами возникновения панических атак ночью во время сна являются:

По статистике, около 50% людей с диагнозом невроз или вегето-сосудистая дистония страдали от ночных панических атак.

Симптомы

Приступы паники происходят в период фазы глубокого сна — между 2 и 4 часами ночи. В редких случаях такое состояние возникает сразу после засыпания.

У панических атак во сне симптомы включают следующие проявления:

По времени ночной приступ длится от 10-20 минут. Из-за парализующего ужаса человек не в состоянии позвать на помощь. Иногда пробуждение возникает от собственного крика. Темнота в которой оказывается человек только усугубляет его состояние. Поэтому у панических атак ночью во время сна симптомы более выраженные, чем у дневных приступов.

В первые 5-10 минут после резкого пробуждения возникает растерянность и дезориентация в пространстве. Затем приходит осознание ситуации. Человек пытается утихомирить свой пульс, и успокоится. Чувства тревоги и страха могут беспокоить на протяжении нескольких дней, усиливаясь к вечеру. Это связано со страхом уснуть, и снова попасть в непреодолимый кошмар.

У панической атаки во время сна симптомом также является навязчивые мысли (т.н. обсессии). Возникает страх тяжелых болезней, смерти, сердечного приступа во сне. Без соответствующего лечения приступы могут учащаться и возникать каждую ночь.

Помощь при панических атаках

Сам человек, страдающий от панических ночных приступов, правильно оценить свое состояние не может. Нередко пробуждение с чувством страха и тревоги воспринимают за обычный ночной кошмар, поэтому не спешат обращаться за помощью. Но такие эпизоды становятся всё чаще, а самочувствие хуже. При возникновении панических атак во сне лечение должно назначаться только психиатром или психотерапевтом. На первичной консультации врач собирает анамнез. Только искренние ответы и доверительный разговор с врачом помогут правильно поставить диагноз и подобрать оптимальную терапию. Основная цель бесед с врачом — научиться быстро распознавать свою паническую атаку и со временем — научится с ней справляться, научиться помогать самому себе, получить личный опыт успешного преодоления, совладания, и тем самым — свести до минимума риск ее повторного появления.

У панической атаки во сне симптомы и лечение зависят друг от друга. При высоком уровне тревоги, а также при тяжелых или частых приступах хороший эффект дает курс противотревожных (анксиолитических) препаратов. Медикаменты подбираются индивидуально, и только с согласия пациента.

Если возникла паническая атака во сне, как бороться с ней без таблеток?

В начале заболевания быстро успокоится и привести в норму нервную систему помогают приемы релаксации и мышечного расслабления. Этому обучают на психотерапевтических сеансах. Также эффективно применяются дыхательные техники, лечебный гипноз, когнитивно-поведенческая психотерапия.

Индивидуальная, а затем групповая психотерапия — важный этап лечения панических атак. Человеку необходимо разобраться, понять, из чего складываются его индивидуальные причины приступов тревоги в дневное время. Научиться адекватно реагировать на различные стрессовые ситуации. Найти свой индивидуальный режим, составляющий здоровый образ жизни, четко выполнять рекомендации лечащего врача. Только в этом случае прогноз будет благоприятным.

Источник

Что мы делаем во сне? Жуткие истории о том, как гены и мозг «решают» за нас

Сон рождает чудовищ. Каждый из нас хотя бы раз в жизни видел кошмары – страшные сны, в которых нам приходится, например, бороться за выживание. Иногда сны бывают настолько реалистичными, что мы просыпаемся среди ночи в тревоге и холодном поту. Но откуда вообще берутся кошмары? И что не так с людьми, которые, во сне могут, например, встать, привести себя в поряличдок, сесть за руль, съездить по делам, а затем вернуться обратно и лечь в постель? Думаете, выдумки или преувеличения? Отнюдь. Как пишет в своей книге «Мозг, ты спишь?» доктор Гай Лешцинер, одна из его пациенток испытала на себе, то, что вытворяет во сне ее собственное тело. Оказалось, седовласая леди за 70 по имени Джеки по ночам каталась на мотоцикле и ничего из этого помнила! Более того, она бы так и жила в неведении, если бы родные, не рассказали ей о ее ночных заездах. К тому моменту когда Джеки оказалась на приеме у автора, он воспринял ее историю скептически. Ведь у многих пациентов со столь экстремальным «сомнамбулизмом» в итоге обнаруживались психиатрические или психологические корни их проблем. Но с Джеки все было иначе и ее проблемы начались задолго до того, как она оказалась на приеме у Лешцинера.

Начало сон внутри сна. Смотреть фото Начало сон внутри сна. Смотреть картинку Начало сон внутри сна. Картинка про Начало сон внутри сна. Фото Начало сон внутри сна

Пока мы спим наш мозг активно работает

Сомнамбулизм – расстройство парасомнического спектра, при котором люди совершают какие-либо действия, находясь при этом в состоянии глубокого сна.

Беспокойный мозг

Начнем с того, что сомнамбулизм и все вытекающие из него проблемы – невероятно распространенное явление среди детей. Самыми ужасными – больше для родителей – являются так называемые ночные ужасы, когда ребенок посреди ночи начинает кричать и плакать, потом снова засыпает а на утро – никаких воспоминаний. Как поведала доктору Лешценеру Джеки, хождение во сне началось у нее в раннем возрасте.

Ее полуночные выходки стали проблемой, когда она начала ходить в походы с другими детьми – никто не хотел ночевать с ней в одной палатке. «Я то и дело рычала – рассказала Джеки, – причем делала это довольно громко:

Я вставала посреди ночи и спускалась к реке. Я уходила в леса. Они не могли со мной справиться, так что меня раз за разом отвозили обратно домой.

Начало сон внутри сна. Смотреть фото Начало сон внутри сна. Смотреть картинку Начало сон внутри сна. Картинка про Начало сон внутри сна. Фото Начало сон внутри сна

Оказалосьво сне можно гулять по лесу и даже водить машину

К счастью, все эти годы медицина не стояла на месте и сегодня стало окончательно ясно, что мы в состоянии объяснить происходящее с Джеки. Да, да, все ее сложное поведение, включая рычания и ночной дрифт, скажем так. Все эти действия производятся человеком, когда он находится в фазе глубокого сна или так называемой REM-фазы (от английского raid eye movement) – когда мы видим сны, то погружаемся в REM-фазу и наши глазные яблоки приходят в движение.

Вообще, ученым уже давно известно, что у некоторых животных, например у дельфинов, птиц и китов, может спать только одно полушарие мозга – это позволяет им плавать или летать во сне. Удобно, не так ли?

Такой сон ученые называют «однополушарным». Этот хитрый эволюционный трюк не дает животным утонуть во время выполнения важных жизненных функций, например, выплыть на поверхность, чтобы получить необходимый для жизни кислород. Это также означает, что с точки зрения эволюции, такие мутации имеют смысл.

Например, в случае нарушений циркадного ритма хронобиологи и врачи могут диагностировать самые разные болезни и странные случаи. Так, мы уже рассказывали о синдроме задержке фазы сна – состоянии, при котором время засыпания откладывается до 3-4 утра, а раннее пробуждение похоже на пытку. Оказалось, всему виной мутация нескольких генов.

Начало сон внутри сна. Смотреть фото Начало сон внутри сна. Смотреть картинку Начало сон внутри сна. Картинка про Начало сон внутри сна. Фото Начало сон внутри сна

Некоторые люди умудряются во сне ходить, водить машину и играть в футбол

Во времена охотников-собирателей окружающий мир был враждебным и полным опасностей. И чтобы защищать друг друга и выжить, кто-то из племени бодрствовал всю ночь, защищая родных от нападения хищников. Точно так же как и СЗФС, история Джеки имеет свои эволюционные корни – когда-то именно эти генные комбинации привели нас к выживанию и даже к доминированию по всей планете. Но вернемся к сомнамбулизму.

В ночной тиши

Глубокий сон и полное бодрствование находятся на разных концах одного спектра, и, как бы это невероятно не звучало, мы можем находиться в обоих состояниях одновременно, – «Мозг, ты спишь?» 14 историй которые приоткроют дверь в ночную жизнь нашего самого загадочного органа».

У людей, как известно, однополушарного сна не бывает – по крайней мере в последние годы было установлено, что это не так. К счастью, в 2000 году швейцарским ученым удалось уловить активность мозга во время приступа сомнамбулизма с помощью ОФЭКТ – однофотонной эмиссионной компьютерной томографии.

Оказалось, что во время эпизодов сомнамбулизма область в глубине головного мозга (позвольте не нагружать текст сложными терминами) проявляет очень высокую активность. В это же время активность другого участка – лобно-теменной коры, значительно снизилась по сравнению с состоянием бодрствования. Если говорить совсем просто, то причина недуга Джеки кроется в небольших участках мозга, которые бодрствовали пока весь остальной организм спал.

Начало сон внутри сна. Смотреть фото Начало сон внутри сна. Смотреть картинку Начало сон внутри сна. Картинка про Начало сон внутри сна. Фото Начало сон внутри сна

Недавно ученые вовсе выяснили, что сон помогает мозгу забывать ненужные воспоминания

Есть еще несколько интересных случаев лунатизма, помимо тех, о которых рассказывал мой коллега Рамис Ганиев. Например, убийство во сне. Или, как пишет в своей книге биолог и популяризатор науки Александр Панчин, совершают опасные и странные поступки:

Одному мужчине приснилось, что он играет в американский футбол. С криком «Сейчас забью гол!» он ухватился за голову спавшей рядом жены и попытался бросить «мяч» к подножию кровати. Другой, не просыпаясь занимался с женой сексом, а утром ничего не помнил, – Александр Панчин, «Защита от темных искусств. Путеводитель по миру паранормальных явлений».

Более того, животным тоже снятся кошмары и они тоже лунатят во сне. Подробнее я рассказывала в статье про сонный паралич, рекомендую к прочтению.

Начало сон внутри сна. Смотреть фото Начало сон внутри сна. Смотреть картинку Начало сон внутри сна. Картинка про Начало сон внутри сна. Фото Начало сон внутри сна

Человеческий мозг – самый сложный орган тела

Итак, что мы имеем на сегодняшний день? Великое множество факторов, как окружающая среда, так и мутации генов, складываются в сложносплетенную цепь, на конце которой может оказаться как сомнамбулизм, так и расстройства циркадного ритма. Люди – сложные биологические машины и понять как устроен организм непросто.

Но возможно – нам с вами, все-таки, повезло больше, чем предыдущим поколениям – наука все чаще находит ответы на самые сложные вопросы и все чаще спасает жизни. А вам приходилось сталкиваться с проблемами со сном? Ответ будем ждать – как и всегда – здесь, а также в комментариях к этой статье. Будьте здоровы!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *