На приеме в поликлинике ребенок 2 месяцев мать жалуется на беспокойный сон малыша
Доктор Комаровский о неврологических проблемах у детей
Особенности детской нервной системы
Нервная система у новорожденного претерпевает самые существенные изменения в процессе роста. Дети рождаются с незрелой нервной системой, и ей еще только предстоит сформироваться, окрепнуть. Самые интенсивные изменения приходятся на период новорожденности и первый год жизни, а потому найти те или иным неврологические симптомы у малыша в 2 месяца или в 6 месяцев любому доктору-неврологу не составит никакого труда.
В период становления функций нервной системы не все идет гладко, говорит Евгений Комаровский, отсюда и непонятный крик по непонятному поводу, спазмы и тики, икание и срыгивание, которые доставляют столько переживаний родителям и богатую пищу для деятельности докторов.
Если мамы поймут всю серьезность происходящих с ребенком процессов, вопросов, страхов и сомнений станет значительно меньше.
Головной мозг новорожденного по сравнению с телом довольно большой, по мере роста чада пропорции меняются, усложняется структура мозга, появляются дополнительные борозды.
Самые активные перемены происходят в период с рождения до 5 месяцев.
Спинной мозг и позвоночник у крохи растут неравномерно, и их рост выравнивается в своих темпах только к 5-6 годам. Скорость передачи нервных импульсов в нервной системе ребенка иная, чем у взрослого, и в соответствие с маминой и папиной она придет только к 6-8 годам.
Некоторые рефлексы, которые есть у новорожденного, уходят со временем и уже к году от них не остается следа, им на смену приходят рефлексы постоянные. Органы чувств у новорожденных функционируют с первых минут после появления на свет, но не так, как у взрослых. К примеру, четко видеть малыш начинает примерно в 1,5-2 месяца, а хорошо слышать он может уже на третий день после рождения.
Неврологические проблемы
Когда мамы с жалобами на дрожащий подбородок чада, на трясущиеся ручки или регулярную икоту приходят к врачу, тот прекрасно понимает, что в 99% случаев такие симптомы являются вариантом нормы, учитывая интенсивный процесс совершенствования нервной системы. Доктор знает, что эти маленькие «неприятности», скорее всего, пройдут сами по себе, и возможно, уже очень скоро. Но он, по мнению Комаровского, не хочет брать на себя ответственность за вашего ребенка, а потому ему проще сказать, что трясущийся подбородок — неврологический симптом, и назначить определенное лечение, от которого вреда не будет (массаж, плавание в надувном круге на шею, витамины).
Реальные проблемы неврологического плана, конечно, существуют, и они все без исключения являются очень серьезными, говорит Комаровский, но встречаются они всего у 4% детей.
Поэтому большинство неврологических диагнозов, поставленных малышам неврологами в поликлинике на очередном плановом осмотре, мало что общего имеют с настоящими заболеваниями.
Хуже всего, если доктор назначает ребенку медикаменты для устранения неврологических симптомов, которые по большому счету существуют только на бумаге.
Реальных ситуаций, когда такие таблетки нужны — не более 2-3% от всех установленных диагнозов. Но принимают их все, кому они прописаны.
Эффективным медикаментозное лечение Комаровский считает только для детей первого месяца жизни, если у них действительно в процессе родов возникли серьезные нарушения. Затем даже им показаны только массаж и физиопроцедуры.
Когда проблема действительно существует?
Внутричерепное давление — диагноз, который очень любят ставить детям в российских поликлиниках. Тогда, когда оно действительно есть, ребенок нуждается в срочной госпитализации, а не в домашнем лечении таблетками, говорит Комаровский. Если ребенок весел, бодр, активен, общителен, не надо лечить ему внутричерепное давление, поскольку его с огромной долей вероятности, вообще нет.
С этого в большинстве случаев и начинается поиск заболевания, которое, скорей всего, будет найдено.
Комаровский призывает мам перестать искать болезни у чада и просто понять, что для крика у ребенка есть масса других причин — голод, жара, желание общаться, желание обратить на себя внимание, неудобный подгузник и так далее. Все эти причины не имеют никакого отношения к неврологическим заболеваниям.
К больным причисляют очень активных детей, им немедленно ставят диагноз «гиперактивность», нездоровыми считают и спокойных и медлительных ребятишек, им ставят клеймо «заторможенность», неврологическими проблемами пытаются объяснить плохой сон и аппетит. Делать этого не надо, говорит Евгений Комаровский, поскольку настоящие неврологические болезни случаются редко, и звучат они грозно, пробиотики и гимнастика их не лечат.
К ним относятся эпилепсия, детский церебральный паралич, неврозы разной степени выраженности, болезнь Паркинсона, энцефалопатия, патологические непроизвольные нервные тики и другие состояния, многие из которых имеют врожденный характер.
Советы доктора Комаровского
Не нужно сравнивать своего ребенка с другими детьми и существующими в теории нормами развития малышей. Ваш ребенок — личность, которая развивается в соответствии со своими внутренними «настройками», они сугубо индивидуальны.
Длительные и регулярные прогулки, купание, закаливание, разумное питание (без перекорма), удобный для мамы и ребенка режим дня, который неукоснительно соблюдается, укрепляющий массаж каждый день, помогут справиться и с гиперактивностью, и с дрожащим подбородком, и нарушениями сна у ребенка.
Не допускайте передозировки кальция и витамина D, поскольку такие состояния действительно могут вызывать определенные проблемы с нервной системой. Об этом более детально следует поговорить с лечащим педиатром, который определит необходимые дозировки для вашего конкретного ребенка, учитывая возраст, вес и состояние здоровья малыша.
Тактика медицинской сестры
Действия | Обоснование |
1. Вызвать врача 2. Усадить удобно пострадавшего, обеспечить абсолютный физический и психический покой 3.Закапать 20% раствор сульфацила натрия или 0,25% раствор левомицетина. 4. Наложить стерильную монокулярную повязку 7. Измерить АД и подсчитать пульс 8. Обеспечить транспортировку в специализированный центр | Для оказания квалифицированной помощи Психоэмоциональная разгрузка Профилактика инфекции Профилактика инфекции Контроль состояния Для оказания квалифицированной врачебной помощи |
Подготовить аппаратуру, инструментарий, медикаменты:
— стерильный перевязочный материал, пипетки, палочки
Задача 57
Вы работаете медицинской сестрой отделения новорожденных родильного дома, где находится ребенок с желтушной формой гемолитической болезни новорожденного.
6. Назовите возможные причины развития ГБН.
7. Укажите возможные варианты организации кормления данного ребенка. От чего они зависят?
8. Укажите характерные изменения в ОАК при ГБН.
9. Организуйте фотолечение при ГБН?
10. Укажите анатомо-физиологические особенности недоношенных детей, требующие зондового кормления.
Задача 58
Ребенок родился от 1 беременности, протекавшей с токсикозом 2-й половины беременности. Оценка по шкале Апгар на 1-й минуте после рождения 3 балла.
4. Определите патологическое состояние ребенка и обоснуйте свое предположение.
5. Назовите количество шагов алгоритма реанимационных действий? Укажите их названия.
6. Определите длительность и критерии переходов на каждый последующий шаг.
Задача 59
На приеме в поликлинике ребенок 2-х месяцев. Мать жалуется на беспокойный сон малыша. При осмотре отмечаются участки выраженной гиперемии в области паховых складок и ягодиц.
2. Предположите диагноз.
2-4.Составьте план ухода и определите пути его реализации. Объясните
необходимость выполнения каждого пункта намеченного плана.
6. Укажите цель проведения утреннего туалета, обоснуйте необходимость обработки кожи новорожденных и грудных детей промокательными движениями.
Задача 60
Вы работаете медсестрой отделения патологии новорожденных детей. У ребенка 1-го месяца, находящегося на стационарном лечении с диагнозом «Перинатальная энцефалопатия» начался приступ клонико-тонических судорог.
4. Объясните понятие клонико-тонические судороги?
5. Составьте план оказания сестринской помощи.
6. Обоснуйте необходимость проводимых мероприятий.
Задача 61
Вы осуществляете патронаж к ребенку 14 дней. Мать жалуется на мокнутие пупочной ранки у малыша. При осмотре отмечается серозное отделяемое из пупочной ранки. Общее состояние ребенка не нарушено.
2. Предположите диагноз.
2-4. Составьте план ухода и определите пути его реализации.
Объясните необходимость выполнения каждого пункта намеченного плана.
6. Укажите обязательное условие обработки пупочной ранки новорожденного ребенка и обоснуйте необходимость его выполнения.
Задача 62
Патронажная медсестра посетила на дому ребенка 5-ти месяцев. При осмотре: температура – 39,6° С. Малыш вялый, капризный. Кожа сухая, розовая, горячая на ощупь, на щеках – яркий румянец.
4. Определите тип гипертермии в данном случае и объясните, почему Вы так считаете?
5. Составьте план оказания сестринской помощи.
6. Обоснуйте необходимость проводимых мероприятий.
Задача 63
Патронаж к ребенку 5 месяцев. Ребенок беспокойный, нарушены сон и аппетит, отмечаются зуд кожи, следы расчесов и коричневые корочки на голове. Ребенок с рождения на грудном вскармливании. Мама связывает заболевание с введением молочной каши. У мамы в детстве были упорные высыпания на определенные продукты.
2. Предположите диагноз.
2-4.Составьте план ухода и определите пути его реализации.
Объясните необходимость выполнения каждого пункта намеченного плана.
6. Укажите обязательные условия обработки волосистой части головы при гнейсе и обоснуйте необходимость их выполнения.
Задача 64
Девочка 7 лет заболела внезапно. После укуса пчелы в кисть правой руки появилось резкое беспокойство, отек правой руки. Состояние крайне тяжелое, сознание затемнено. Кожные покровы бледные, акроцианоз. Пульс слабый
7. Определите патологическое состояние ребенка в данной ситуации.
8. Составьте план оказания сестринской помощи.
9. Обоснуйте необходимость проводимых мероприятий
Задача 65
У ребенка 6 лет отмечается повышенная нервная возбудимость, ночные страхи, упорная анорексия, повторные приступы неукротимой рвоты, сопровождающиеся запахом ацетона.
2. Предположите диагноз.
2-4.Составьте план ухода и определите пути его реализации.
Объясните необходимость выполнения каждого пункта намеченного плана.
6. Укажите обязательные условия промывания желудка детям.
Задача 66
Ребенок 6 лет находится на лечении в детском отделении больницы с диагнозом «Билиарная дисфункция». При осмотре у малыша началась рвота.
4. Укажите механизмы развития гипо- и гиперкинетического типов дискинезии желчного пузыря.
5. Составьте план оказания сестринской помощи при рвоте.
6. Обоснуйте необходимость проводимых мероприятий.
Задача 67
Вы работаете медсестрой детского стационара. 3-х летнему ребенку поставлен диагноз «Язвенный стоматит». Ребенок отказывается от еды, выражено слюнотечение.
1-2. Назовите принципы и обработки слизистой полости рта этого ребенка и обоснуйте
необходимость их соблюдения?
3-4. Составьте план ухода и обоснуйте намеченные мероприятия.
6. Укажите цель проведения уксусного обертывания, обязательное условие и обоснование его выполнения.
Задача 68
Патронажная медсестра при посещении 9-ти ребенка обнаружила у него повышение температуры до 39,8° С, выраженную бледность кожных покровов, похолодание конечностей.
4. Определите тип гипертермии в данном случае?
5. Составьте план оказания сестринской помощи.
6. Обоснуйте необходимость проводимых мероприятий.
Задача 69
Патронаж ребенка 3,5 месяцев. Ребенок находится на ИВ с 2-х месяцев. Получает цельное коровье молоко. Витамин «Д» назначен с 1 месяца, но мать дает его недобросовестно. На свежем воздухе с ребенком бывает мало. Мать отмечает, что ребенок стал беспокойным, плаксивым, часто вздрагивает во сне, сон тревожный, аппетит снижен, появилась потливость. Кожные покровы влажные, отмечается облысение затылка.
2. Предположите диагноз.
2-4. Составьте план ухода и определите пути его реализации.
Объясните необходимость выполнения каждого пункта намеченного плана.
6. Укажите цель проведения гигиенической ванны грудному ребенку, обязательные условия и обоснование их выполнения.
Задача 70
Вы, участковая медсестра, посещаете ребенка 8 месяцев, имеющего проявления рахита. Внезапно у него произошла остановка дыхания.
4. Определите патологическое состояние ребенка в данной ситуации.
5. Составьте план оказания сестринской помощи.
6. Обоснуйте необходимость проводимых мероприятий.
Задача 71
К Вам обратилась мать девочки, которой поставлен диагноз «Энтеробиоз», с просьбой дать ей советы по уходу при данном заболевании.
2. Объясните понятие «Аутоинвазия»?
2-4.Составьте план ухода и определите пути его реализации.
Объясните необходимость выполнения каждого пункта намеченного плана.
6. Укажите цель проведения соскоба на энтеробиоз, обязательное условие и обоснование его выполнения.
Задача 72
Вы работаете медсестрой детского отделения. У ребенка 9-ти месяцев отмечается вздутие живота, урчание по ходу кишечника. Малыш беспокоен, сучит ножками, газы плохо отходят.
4. Определите патологическое состояние ребенка в данной ситуации.
5. Составьте план оказания сестринской помощи.
6. Обоснуйте необходимость проводимых мероприятий.
Задача 73
К вам обратилась мать ребенка 4-х лет с жалобами на повышение температуры до 38,7° С, появление везикул на туловище, слизистых оболочках полости рта, половых органов.
2. Предположите диагноз.
2-4.Составьте план ухода и определите пути его реализации.
Объясните необходимость выполнения каждого пункта намеченного плана.
6. Укажите обязательные условия обработки ногтей грудному ребенку и обоснуйте необходимость их выполнения.
Задача 74
Ребенку 8 месяцев. В течение 3-х дней малыш лечится по поводу ларингита. В настоящее время состояние ребенка внезапно ухудшилось, девочка стала беспокойной, появилось шумное дыхание, признаки ДН, лающий кашель.
4. Определите патологическое состояние ребенка в данной ситуации.
5. Составьте план оказания сестринской помощи.
6. Обоснуйте необходимость проводимых мероприятий.
Задача 75
Вы работаете медсестрой детского сада. 4 апреля при осмотре ребенка старшей группы обнаружили у него на коже мелкоточечную сыпь на лице, на верхней половине туловища, внизу живота. Сыпь сгущается в естественных складках. Зев ярко гиперемирован, язык «малиновый», отмечается гнойная ангина, белый дермографизм.
2. Предположите диагноз.
2-4.Составьте план ухода и определите пути его реализации.
Объясните необходимость выполнения каждого пункта намеченного плана.
6. Укажите обязательные условия взятия мазка из зева и носа у детей раннего возраста и обоснуйте необходимость их выполнения.
Задача 76
Вы работаете медсестрой детского отделения, где находится ребенок 5 лет с диагнозом «Тромбоцитопеническая пурпура». Вас вызвали в палату к ребенку по поводу начавшегося у него носового кровотечения.
4. Укажите характерное изменение в ОАК подтверждающее данный диагноз?
5. Составьте схему оказания сестринской помощи.
6. Обоснуйте проводимые мероприятия.
Задача 77
К вам обратилась мать ребенка 3-х лет с жалобами на повышение температуры до 39,2° С, выраженные катаральные явления, гнойное отделяемое из глаз. В настоящее время на лице, туловище и конечностях отмечается пятнисто-папулезная сыпь, которая, со слов мамы, появлялась этапно в течение 3-х дней (лицо ® туловище ® конечности).
2. Предположите диагноз.
2-4.Составьте план ухода и определите пути его реализации.
Объясните необходимость выполнения каждого пункта намеченного плана.
6. Укажите обязательное условие проведения физического охлаждения с помощью льда и обоснуйте необходимость его выполнения.
Задача 78
Мальчику 10-ти лет назначили явиться в процедурный кабинет утром натощак для забора крови из вены. В ходе выполнения манипуляции ребенок побледнел и потерял сознание.
4. Определите патологическое состояние ребенка в данной ситуации.
5. Составьте схему оказания сестринской помощи.
6. Обоснуйте проводимые мероприятия.
Задача 79
Вы работаете медсестрой детского сада. 10 января при осмотре ребенка 5-и лет одной из групп обнаружили у него припухлость в области околоушной слюнной железы справа, повышение температуры до 37,9°С.
2. Предположите диагноз.
2-3. Составьте план проведения карантинных мероприятий и пути его
7. Укажите возможные осложнения данного заболевания и признаки, по которым их можно предположить?
8. Укажите обязательные условия закапывания капель в ухо грудного ребенка и обоснуйте необходимость их выполнения.
Задача 80
Девочка 7 лет лечится по поводу обострения хронического тонзиллита. Врачом было назначено внутримышечное введение пенициллина. Через минуту после его введения появилась резкая бледность лица, рвота, одышка, судороги, пульс нитевидный.
4. Определите патологическое состояние ребенка в данной ситуации.
5. Составьте схему оказания сестринской помощи.
Тревожный симптом: патологии у новорожденных
Несмотря на то, что новорожденный ребенок находится под тщательным наблюдением педиатра и других специалистов, именно от маминой внимательности и реакции часто зависит своевременное выявление тех или иных патологий у малыша.
О том, какие симптомы нельзя пропустить у крохи во избежание серьезных проблем со здоровьем в будущем, нам рассказала врач-педиатр клиники «9 месяцев» Авдеева Наталья Николаевна.
— Наталья Николаевна, какие патологии чаще всего встречаются у новорожденных?
— Почти 99 % новорожденных детей имеют неврологические отклонения, которые поначалу бывают минимальными и, при адекватном ведении ребенка, в большинстве случаев нивелируются к году.
— Что значит «адекватное ведение ребенка»?
— Имеется в виду вовремя проведенный массаж, вовремя начатая гимнастика. Причем, хочу заметить, что даже у абсолютно здорового ребенка до года желательно провести как минимум три курса гимнастики и массажа, с привлечением хорошего специалиста. Это необходимо для того, чтобы ребенок научился вовремя поворачиваться, садиться, вставать, ходить. Такие курсы нацелены на доразвитие нервной и, как следствие, скелетно-мышечной систем.
— Какие симптомы могут «подсказать» маме, что у малыша имеется то или иное неврологическое отклонение?
— Родителям следует обязательно обратить внимание на такой симптом, как подергивание подбородочка. Это может свидетельствовать о том, что идет недоразвитие нервной системы и отдельных структур головного мозга. Также должно вызвать опасения вставание ребенка на цыпочки. Как правило, на такое явление не обращают внимания. Но если малыш встает на цыпочки и при этом перекрещивает ножки, плохо опирается — это может быть слабовыраженным симптомом вялого нижнего парапареза, а в дальнейшем, к годику, может вылиться в ДЦП.
Дело в том, что обычно диагноз ДЦП до года не ставят, так как этот промежуток времени — большой реабилитационный период, когда у крохи есть хороший потенциал для восстановления. Первый год жизни вообще по своей восстановительной способности несоизмерим больше ни с одним промежутком в жизни человека. Здесь должна проходить очень большая работа самой мамы в совокупности с работой невропатолога, врача мануальной терапии, массажиста, врача ЛФК. В лечении применяются водотерапия, медикаментозная терапия, массаж, гимнастика и др.
Еще одним тревожным для мамы симптомом должен стать тремор рук. Обратите внимание, в каких ситуациях это возникает. Норма — если это реакция на яркий свет, сильный звук. Если же малыш старше месяца часто вскидывает руки в абсолютно спокойной обстановке, это может указывать на судороги. Здесь тоже необходимо полноценное обследование. Потребуется измерить внутричерепное давление у ребенка, сделать электроэнцефалограмму, проверить реакцию на световые и звуковые раздражители в спокойном состоянии, во сне и т. д.
Если же в сочетании со вздрагиваниями и испугами у малыша наблюдается также высовывание язычка — это может указывать на такую эндокринологическую патологию, как врожденный гипотиреоз. Изначально в роддоме проводится скрининг, когда берут кровь на 5 инфекций, и генетики это просматривают. Но необходима дальнейшая консультация эндокринолога. Раннее начало лечения предотвращает инвалидизацию ребенка. В связи с вышесказанным, хочу отметить, что крайне нежелательна ранняя выписка из роддома — на 3-4 сутки. Ведь многие такие моменты выявляются как раз на 4-5 сутки — то есть тогда, когда мама, выписавшаяся раньше, уже остается с ребенком и с возникшей проблемой наедине.
— Помимо неврологических, какие еще патологии родители могут самостоятельно заподозрить у ребенка?
— О многом говорит реакция малыша на внешние раздражители. Так, если ребенок в 2-3 месяца не реагирует на звуки (погремушки, голос), нужно срочно обратиться к отоларингологу. Первая проверка слуха проводится еще в роддоме, но в трехмесячном возрасте лор-врач обязательно должен осмотреть кроху. В Казани, например, довольно часто выявляются дети, которые сначала хорошо реагируют на проверки, но в конечном итоге у них обнаруживается кондуктивная тугоухость. Дело в том, что до этого ребенок мог реагировать чисто интуитивно, скажем, не на мамин голос, а на мимику. Бывает, что уже в 3 года таких детей начинают лечить как аутистов, хотя в действительности все дело в тугоухости.
Также должны возникнуть опасения, если ребенок не следит за предметами (на расстоянии 30 см — самое яркое зрение у новорожденных — кроха должен «поймать» мамино лицо и потянуться за ним, попытаться удержать его в своем поле зрения), к 3 месяцам не реагирует на свет, на цвета. Конечно, сами цвета малыш еще не идентифицирует, но смена цветов должна вызывать у него какие-то эмоции (радость или, наоборот, раздражение). Реакцию зрачка на свет мама тоже может отследить самостоятельно. Для этого нужно вынести малыша на яркий свет из темного помещения. Если при этом зрачки крохи не сузились, остались такими же широкими, как в темноте — значит, ребенок не видит свет, что говорит о патологии сетчатки глаз. В то же время, одинаковое сужение зрачка — это уже патология неврологическая. В любом случае, нужно срочно обратиться к специалистам.
На плановом осмотре у хирурга в месячном возрасте следует обязательно обратить внимание врача, если малыш часто и обильно срыгивает. По сути, ребенок должен срыгивать. Первые три месяца кроха дает отрыжку практически после каждого кормления. Но он не должен «фонтаном» выдавать всю еду наружу. Если так происходит, и ребенок за первые месяц-два плохо прибавил в весе, необходимо исключать пилороспазм — серьезную хирургическую патологию, требующую госпитализации.
Также мама должна внимательно следить за частотой и объемом мочеиспускания у ребенка. Считается, что до трехмесячного возраста ребенок должен мочиться понемногу, но каждый час. Если происходит задержка мочеиспускания, малыш выдает редко, но много мочи — это весьма тревожный симптом, который может указывать на такое серьезное заболевание мочевыводящей системы, как уретерогидронефроз, к сожалению, в последнее время встречающееся довольно часто. Выявить его можно уже на поздних сроках беременности при ультразвуковом обследовании. Для исключения этой же патологии проводится УЗИ в месячном возрасте. Здесь важно не упустить время, так как уже к 3 месяцам, при отсутствии лечения, происходит отмирание тканей почки.
Еще одним тревожным для мамы «звоночком» могут явиться бледность и синюшность носогубного треугольника у малыша, когда ребенок синеет при кормлении, плаче. Все это может быть вызвано низким гемоглобином, и в таком случае бывает достаточно назначить лечение кормящей маме. Однако важно не пропустить и кардиологическую патологию. Опять же, на последних сроках беременности при УЗИ-обследовании определяют грубые пороки сердца, но могут быть и малые аномалии, которые выявляются только после рождения малыша. Часто к трем годам малые аномалии нивелируются сами собой, но вполне возможно, что потребуется вмешательство. Поэтому если мама заметила, что ребенок регулярно синеет, у него одышка, он потлив (в норме грудные дети не потеют!), имеют место бледность и посинение ногтевых фаланг — это может говорить о скрытом пороке сердца. Нужно заострить на этом внимание педиатра, сделать кардиограмму, УЗИ сердца и записаться на прием к кардиологу.
В заключение хотелось бы обратиться ко всем молодым мамам: будьте внимательны к своим малышам, доверяйте интуиции и не стесняйтесь задавать вопросы врачу, рассказывайте обо всех своих подозрениях.
Вовремя забитая тревога — залог своевременного и успешного лечения, а значит, и здоровья вашего крохи!
Таблица тревожных симптомов
Патологии | Симптомы | Действия |
Неврологические отклонения | Подергивание подбородочка. Вставание ребенка на цыпочки, при этом малыш перекрещивает ножки, плохо опирается. Это может быть симптомом вялого нижнего парапареза, в дальнейшем (к году) может вылиться в ДЦП. Тремор рук, надо обратить внимание в каких ситуациях это возникает. Норма — если это реакция на яркий свет, сильный звук и т. п. Если же малыш старше месяца часто вскидывает руки в абсолютно спокойной обстановке, это может указывать на судороги. Высовывание язычка. В сочетании со вздрагиваниями может говорить об эндокринологической патологии — врожденном гипотиреозе. | Необходимо обратиться к невропатологу. У многих детей неврологические отклонения минимальны и, при адекватном ведении ребенка, нивелируются к году. Применяются массаж, гимнастика, водотерапия, медикаментозная терапия и др. Могут потребоваться дополнительные обследования. |
Тугоухость | Ребенок не реагирует на звуковые раздражители (погремушки, голос). | Обратиться к отоларингологу. Первый скрининг проводится еще в роддоме, но лор-врач обязательно должен осмотреть малыша в 3 месяца. |
Патология сетчатки глаз | 1. Ребенок не следит за предметами, к 3 месяцам не реагирует на свет, на цвета (смена цветов не вызывает никаких эмоций). 2. После того, как ребенка из темного помещения вынесли на яркий свет, его зрачки не сузились, остались широкими. | Обратиться к окулисту. Внимательно следите за реакцией ребенка. У новорожденного 30 см — самое яркое зрение. Кроха должен «поймать» на расстоянии 30 см мамино лицо и потянуться за ним, попытаться удержать его в своем поле зрения. |
Хирургическая патология | Ребенок часто срыгивает «фонтаном», плохо набирает в весе при адекватном кормлении. Все это может свидетельствовать о пилороспазме. | На плановом осмотре у хирурга необходимо заострить внимание на имеющейся проблеме. |
Патология мочевыводящей | Считается, что в норме ребенок до 3-месячного возраста должен мочиться понемногу, но каждый час. Если происходит задержка мочеиспускания, малыш выдает редко, но много мочи — это может свидетельствовать о серьезном заболевании — уретерогидронефрозе, которое, при отсутствии своевременного лечения, приводит к отмиранию тканей почек. | Уретерогидронефроз часто выявляют на поздних сроках беременности при ультразвуковом обследовании. Для исключения этой же патологии проводится УЗИ в месячном возрасте. |
Пороки сердца | Бледность и синюшность носогубного треугольника. Ребенок синеет при кормлении, плаче. Все это может свидетельствовать о низком гемоглобине, и в этом случае часто достаточно назначить лечение кормящей маме. Однако если при этом у малыша наблюдается одышка, он потлив, имеются бледность и посинение ногтевых фаланг — это может говорить о скрытом пороке сердца. | Необходимо обратиться к педиатру, который назначит ребенку электрокардиограмму и УЗИ сердца. С результатами обратиться к кардиологу. |
Даже у абсолютно здорового ребенка до года желательно провести как минимум три курса гимнастики и массажа, с привлечением хорошего специалиста.
Первый год жизни вообще по своей восстановительной способности несоизмерим больше ни с одним промежутком в жизни человека.
Крайне нежелательна ранняя выписка из роддома — на 3-4 сутки. Ведь многие такие моменты выявляются как раз на 4-5 сутки — то есть тогда, когда мама, выписавшаяся раньше, уже остается с ребенком и с возникшей проблемой наедине.
На расстоянии 30 см новорожденный должен «поймать» мамино лицо и потянуться за ним, попытаться удержать его в своем поле зрения.
До трехмесячного возраста ребенок должен мочиться понемногу, но каждый час.
Если мама заметила, что ребенок регулярно синеет, у него одышка, он потлив, имеют место бледность и посинение ногтевых фаланг — это может говорить о скрытом пороке сердца.
Хабибуллина Зульфия Кабировна
Врач педиатр, невролог, врач высшей категории. Наталья Авдеева, врач-педиатр высшей каиегории