На приеме в поликлинике мать жалуется на беспокойство ребенка сразу после кормления плохой сон
Детский многопрофильный медицинский центр для детей от 0 до 18 лет
Детский многопрофильный медицинский центр для детей от 0 до 18 лет
САМЫЕ ЧАСТЫЕ ПРИЧИНЫ БЕСПОКОЙСТВА У НОВОРОЖДЕННОГО
— соблюдайте правильный температурный режим, не перегревайте ребенка (оптимальная температура +22);
— ежедневно купайте (при отсутствии противопоказаний);
— увлажняйте кожу ребенка при возникновении сухости;
— обрабатывайте естественные складки кожи;
— устраивайте малышу воздушные ванны при каждом переодевании;
Если опрелости все же возникли:
1.Тщательнее проводите гигиенические процедуры:
— максимально ограничивайте контакт кожи ребенка с мокрыми и испачканными пеленками или подгузниками
— меняйте их до 12 раз в день.
2. Готовьте ванны для малыша с отварами лекарственных трав (ромашка, череда, кора дуба).
3. Применяйте лечебные косметические средства (мази, кремы, лосьоны).
ГИГИЕНА ПОЛОСТИ НОСА
Важно помнить, что только при достаточном увлажнении слизистой носа нормальная работа ее защитных механизмов.
Если воздух в помещении становится сухим (при работе обогревателя), то снижается и увлажненность слизистой носа. В результате у малыша закладывает нос, затрудняется дыхание. Ребенок может отказаться от еды, поскольку ему трудно сосать. У него повышается восприимчивость к вирусным инфекциям.
Есть несколько способов добиться того, чтобы ребенок как следует, дышал носом:
1. Повышайте влажность воздуха в помещении:
— положите на батарею влажное полотенце и поставьте в комнате емкость с водой;
— используйте увлажнитель воздуха;
Причиной возникновения колик может быть:
— чувствительность к продуктам, съеденным матерью;
— спазмы кишечника;
— проглоченный во время кормления воздух;
— темперамент малыша.
— чаще выкладывайте малыша на живот;
— после кормления поднимите и подержите малыша вертикально, чтобы он избавился от воздуха, попавшего во время кормления;
— не начинайте кормить малыша, если заметили вздутие живота; сначала помогите ему избавиться от возникших газов.
Это можно сделать с помощью таких приемов:
— поносите ребенка на руках, прижав животом к своему телу;
— приложите к животу малыша теплую пеленку или сделайте ему теплую ванну;
— легкими движениями помассируйте живот ребенка ладонью по часовой стрелке.
Помогут и лекарственные средства:
— травяные чаи;
— гомеопатические капли;
— детские препараты на основе симетикона.
Важно помнить, что стул новорожденного должен быть желтым, однородным, кашицеобразным, без примесей слизи или сгустков крови.
Причинами запоров могут быть:
— недостаточное употребление воды ребенком и/или матерью;
— несбалансированное питание ребенка и /или матери;
— дисбактериоз кишечника;
— несвоевременное или неправильное введение прикорма;
— перевод на искусственное вскармливание;
— заболевание ребенка (рахит, гипотиреоз и др.)
Методы лечения запоров у детей грудного возраста
1. Диета:
— достаточный по возрасту прием жидкости;
— своевременное введение прикорма с содержанием пищевых волокон (фруктовое, овощное пюре, соки);
— уменьшение потребления продуктов с крепящим действием (творог, рис, мучное, чай);
— коррекция диеты кормящей матери;
— включить в рацион кисломолочные продукты;
— уменьшите употребление животных жиров, заменив их растительными;
— употребляйте продукты, содержащие пищевые волокна,- овощи, фрукты, крупы, хлеб грубого помола.
2. Общеукрепляющие меры:
— массаж;
— физические упражнения;
— соблюдение режима дня.
3. Применение слабительных средств.
-Высокая температура
Оказание помощи при повышенной температуре:
— уложить ребенка в постель;
— давайте обильное теплое питье;
— снимите лишнюю одежду, оботрите тело ребенка теплой водой;
— при ознобе помогите малышу согреться (укрыть одеялом).
— проветривайте помещение, в котором находится ребенок.
Жаропонижающие средства следует применять при температуре выше 38,5 С, если ребенок старше 3 месяцев, и при температуре выше 38,0 С у детей до 3 месяцев. Если у вашего ребенка ранее случались судороги, имеются заболевания сердца или нервной системы, то жаропонижающие средства применяйте уже при температуре 38,0 С.
Энциклопедия мам
Сон новорожденного ребенка
В первые месяцы после рождения ребенка многие молодые родители понимают, что смысл выражения «спит, как младенец» в реальности очень отличается от того, который в него вкладывает народ. Новорожденные могут часто просыпаться, плакать во сне и после пробуждения. А ночной сон превращается в «хождение по мукам»: малыш спит лишь на руках, в кроватке плачет, все время требует грудь. Такая ночная жизнь вредна не только ребенку, но и родителям. Понять, что беспокоит кроху, и как его успокоить, можно методом исключения возможных причин плохого сна. Но обо всем по порядку.
Сколько должен спать ребенок от 0 до 6 месяцев
Качественный сон новорожденного – это залог его здоровья, как физического, так и ментального. Малыши, которые испытывают хроническую нехватку сна, медленнее растут и развиваются хуже сверстников, ведь они не получают всех преимуществ, которые обеспечивает хороший и крепкий сон:
Однако важно понимать, что у детей оптимальное количество сна является индивидуальным. Поэтому рекомендованные часы нужно воспринимать, как средний показатель.
Норма сна для детей от 0 до 6 месяцев:
— от 0 до 1 месяца – 18-22 часа в сутки.
— от 1 до 3 месяцев – 18-20 часов в сутки.
— от 3 до 4 месяцев – 17-18 часов в сутки.
— от 5 до 6 месяцев – не меньше 16 часов в сутки.
Почему новорожденный плохо спит?
Но что же делать, если новорожденный плачет и не спит? Как его успокоить? Во-первых, нужно понять причину плача, потом постараться ее устранить.
Причина №1. Болезнь
Если ребенок все время плачет и плохо спит, а родители не могут его упокоить, то в первую очередь нужно убедиться, что малыш ничем не болен.
Новорожденный ребенок еще не в состоянии рассказать о своем самочувствии и тут родителям нужно полагаться только на личную наблюдательность и чуткость. Так, к примеру, если у малыша насморк – крепко уснуть ему не удастся. Из-за заложенности носа, ребенку приходится дышать ртом, слизистая пересыхает, что и вызывает дискомфорт. Капли на основе морской воды прочистят нос и облегчат дыхание младенца. Насчет лекарственных препаратов лучше консультироваться с педиатром.
Дерматит также может стать причиной детской бессонницы. Кроху беспокоит кожный зуд. Тут могут помочь антиаллергенные мази или успокаивающие крема для новорожденных, которые выбирают после консультации с педиатром.
Кроме того, плохой сон и беспокойство могут быть признаками прорезывания зубов у младенцев. Ведь этот процесс как раз начинается в районе 4-6 месяцев. В таком случае на помощь придут гели при прорезывании зубов. Например, натуральный гель Dentinale natura из Италии идеален для легкого прорезывания зубов. (ссылка на Dentinale)
Иногда новорожденный может безутешно плакать, потому что болят ушки. Это легко проверить, аккуратно нажав пальцем на впадину у основания ушной раковины. Если при этом малыш проявляет беспокойство или начинает плакать еще громче, то дело в ушной боли. В таком случае нужно незамедлительно обратиться к педиатру.
Но порой причины плохого сна и плача у новорожденных могут быть гораздо серьезней: например, повышенное внутричерепное давление. Тут важно понимать, что такая болезнь проявляется не только нарушением сна. Симптомы повышенного внутричерепного давления:
Диагностировать нарушения подобного рода может только специалист. Поэтому если состояние младенца вызывает беспокойство у родителей, необходимо обратиться к неврологу, он уже направит на нейросонографию (УЗИ головного мозга с доплером), и при необходимости назначит лечение.
Причина №2. Колики
Вдруг младенец начинает беспричинно плакать, поджимать ножки к животику, или же наоборот выгибается дугой – диагноз ясен, это колики. А вот природа кишечных колик все еще не ясна. Это частное возрастное явление, являющееся следствием физиологической незрелости младенца. Одна из самых распространенных версий – новорожденные имеют незрелую пищеварительную систему, что и вызывает вздутие и кишечные колики. Повышенное газообразование приводит к спазмам в животике, из-за чего малыш плачет, и успокоить его в такой момент довольно сложно.
Как помочь ребенку при коликах:
Если ребенок находится на грудном вскармливании, некоторые педиатры до сих пор советуют маме придерживаться диеты, чтобы минимизировать риск возникновения колик. Однако по данным ВОЗ, ограничение кормящей мамы в питании должны быть в разумных пределах. Правильная и разнообразная пища – залог здоровья и мамы, и ребенка. А колики нужно просто пережить. Обычно, они проходят сами после трех месяцев.
Если же новорожденный находится на искусственном вскармливании, то правильный выбор смеси, может значительно облегчить период дозревания пищеварительной системы младенца. Так, большинство педиатров сходятся во мнение, что лучше всего усваиваются смеси на основе козьего молока, которое переваривается и усваивается легче коровьего. Этот факт подтверждает и ряд научных исследований. Белковый состав козьего молока по своим свойствам ближе к женскому, оно легче переваривается и усваивается, мягче воспринимается детским животиком.
Причина №3. Голод
Как бы очевидно это не звучало, но иногда новорожденный не спит и безутешно плачет, потому что просто голоден. Норма потребления пищи также индивидуальна, как и многие другие физиологические потребности ребенка. А так как кроха еще неспособен рассказать, чего и сколько он хочет, родители не всегда могут понять это самостоятельно.
Если малыш находится на грудном вскармливании, тут и опытные педиатры, и ВОЗ рекомендует кормить не по часам, а по требованию. И не стоит беспокоиться о переедании – малыш не съест больше, чем ему надо. А перекормить грудным молоком просто невозможно.
Если же новорожденный находится на искусственно вскармливании, то тут дело обстоит сложнее. Очень важно подобрать качественную и безопасную смесь для кормления. Выбирая смесь для ребенка, стоит обратить внимание на продукт из козьего молока. Во-первых, потому что его состав ближе всех к грудному молоку женщины, а значит, легче усваивается. Во-вторых, благодаря хорошему усваиванию такого продукта, происходит более качественное насыщение ребенка. После такого кормления, он будет лучше и крепче спать.
Ритуалы перед сном
Конечно, это далеко не все причины плохого сна у новорожденных. Часто беспокойство, тревожность и плач могут быть реакцией на новые сильные эмоции или неудобную одежду. Но есть универсальный рецепт борьбы с бессонницей у новорожденных – это ритуалы перед сном:
Задача №22
Ребенку 1 мес. Мать жалуется на беспокойство ребенка, плохой сон. Ребенок от первой беременности, нормально протекавшей. Масса при рождении 3400 г, длина 51 см. Находится на естественном вскармливании, но кормится беспорядочно. После кормления беспокоится. Стул 1 раз в день, кашицеобразный, без примесей.
Температура нормальная, масса 3500, длина 54 см, кожа бледная, тургор тканей снижен. При контрольном взвешивании выяснено, что за кормление ребенок высасывает по 60-80 мл. Молока в молочной железе матери после кормления не остается. Ребенку был поставлен диагноз: дистрофия типа гипотрофии 1 степени.
1. Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства. Объясните родителям необходимость соблюдения режима питания.
2. Объясните матери необходимость соблюдение режима питания и обучите ее правилам введения докорма.
3. Продемонстрируйте технику контрольного взвешивания.
Эталон ответа к задаче №22
— беспокойство ребенка после кормления из-за недостаточного количества молока у матери
— низкая прибавка массы
Приоритетная проблема: беспокойство ребенка после кормления из-за недостаточного количества молока у матери
Цель: нормализовать питание ребенка к концу недели.
План | Мотивация |
1. М/с проведет контрольное кормление | для определения дозы высасываемого молока, выяснения дефицита массы |
2. М/с определит возрастную суточную и разовую дозу молока, дозу докорма | для выявления дефицита питания и его устранения |
3. М/с даст рекомендации матери по режиму кормления ребенка | для выработки условного рефлекса у малыша на кормление |
4. М/с по назначению врача порекомендует введение докорма (в виде адаптированной смеси) | для устранения недостающего объема питания |
5. М/с рекомендует кормящей женщине увеличить объем употребляемой жидкости до 3-х литров, включить в пищу продукты, стимулирующие лактацию (по назначению врача) | для устранения гипогалактии |
Оценка: мать свободно ориентируется в вопросах рационального питания ребенка, режима кормления. При проведении контрольного взвешивания наблюдается положительная динамика в прибавке массы. Цель достигнута.
Студент демонстрирует правильно выбранный уровень общения с родителями, доступно объясняет им необходимость соблюдения режима питания. Студент демонстрирует правильно выбранную методику обучения матери правилам введения докорма.
Студент демонстрирует манипуляцию на муляже, в соответствии с алгоритмом действий.
Задачи (стр. 8 )
| Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
Ребенок 6-ти месяцев находится на приеме в поликлинике в день здорового ребенка.
Диагноз: атопический дерматит
Ребенок с 3-х месяцев на искусственном вскармливании. Вес при рождении 3200, в последующие месяцы прибавка массы гр. С 2 месячного возраста у ребенка часто возникают опрелости несмотря на хороший уход. Кожа на щеках сухая, гиперемированная. На волосистой части головы себорея. Мать отмечает усиление кожных высыпаний после употребления ребенком в пищу яичного желтка, виноградного сока. Опрелости I-II ст. в паховых складках, в подмышечных областях, на складках шеи. Из носа слизистые выделения.
1. Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.
2. Объясните матери необходимость соблюдения диеты и обучите мать правилам ведения «Пищевого дневника».
3. Продемонстрируйте утреннией туалет кожи и слизистых грудного ребенка
— изменения кожных покровов в результате нарушения обмена веществ и неправильного питания;
— ребенок неправильно питается из-за незнания мамы правил кормления малышей;
— затруднение носового дыхания из-за выделений из носа.
Приоритетная проблема: неправильное питание ребенка из-за дефицита знаний матери о рациональном вскармливании.
Цель: мать через 1-2 дня расскажет об особенностях питания своего ребенка.
1. М/с проведет с матерью беседу о заболевании.
1. Для ликвидации дефицита знаний матери о заболевании.
2. М/с расскажет матери о причинах заболевания и значении соблюдения диеты.
2. Для ликвидации дефицита знаний матери о заболевании.
3. М/с научит мать ведению «Пищевого дневника».
3. Для выявления непереносимости продуктов.
4. М/с обучит мать уходу за полостью носа.
6. Для улучшения носового дыхания и облегчения приема пищи.
5. М/с организует консультацию врачей-специалистов (аллерголога, ЛОРа, дерматолога).
7. Для ранней диагностики.
Оценка: мать выявит непереносимые ребенком продукты питания и организует ему гипоаллергенную диету. Цель достигнута.
Студент демонстрирует правильно выбранный уровень общения с матерью, доступно объясняет ей необходимость соблюдения диеты. Студент демонстрирует правильно выбранную методику обучения матери ведению «Пищевого дневника».
Студент демонстрирует манипуляцию на муляже в соответствии с алгоритмом действий.
Ребенку 1 мес. Мать жалуется на беспокойство ребенка, плохой сон. Ребенок от первой беременности, нормально протекавшей. Масса при рождении 3400 г, длина 51 см. Находится на естественном вскармливании, но кормления проводятся беспорядочно. После кормления беспокоен. Стул 1 раз в день, кашицеобразный, без примесей.
Температура нормальная, масса 3500, длина 54 см, кожа бледная, тургор тканей снижен. При контрольном взвешивании выяснено, что за кормление ребенок высасывает по 60-80 мл. Молока в молочной железе матери после кормления не остается. Ребенку был поставлен диагноз: дистрофия по типу гипотрофии 1 степени.
1. Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства. Объясните родителям необходимость соблюдения режима питания.
2. Объясните матери необходимость соблюдение режима питания и обучите ее правилам введения докорма.
3. Продемонстрируйте технику контрольного взвешивания.
— беспокойство ребенка после кормления из-за недостаточного количества молока у матери;
— низкая прибавка массы.
Приоритетная проблема: беспокойство ребенка после кормления из-за недостаточного количества молока у матери
Цель: нормализовать питание ребенка к концу недели.
1. М/с проведет контрольное кормление
для определения дозы высасываемого молока, выяснения дефицита массы
2. М/с определит возрастную суточную и разовую дозу молока, дозу докорма
для выявления дефицита питания и его устранения
3. М/с даст рекомендации матери по режиму кормления ребенка
для выработки условного рефлекса у малыша на кормление
4. М/с по назначению, врача порекомендует введение докорма (в виде адаптированной смеси)
для устранения недостающего объема питания
5. М/с рекомендует кормящей женщине увеличить объем употребляемой жидкости до 3-х литров, включить в пищу продукты, стимулирующие лактацию (по назначению врача)
для устранения гипогалактии
Оценка: мать свободно ориентируется в вопросах рационального питания ребенка, режима кормления. При проведении контрольного взвешивания наблюдается положительная динамика в прибавке массы. Цель достигнута.
Студент демонстрирует правильно выбранный уровень общения с родителями, доступно объясняет им необходимость соблюдения режима питания. Студент демонстрирует правильно выбранную методику обучения матери правилам введения докорма.
Студент демонстрирует манипуляцию на муляже, в соответствии с алгоритмом действий.
Задача № 20
Ребенку 3 мес. Мать жалуется на беспокойство ребенка между кормлениями, плохой аппетит. Ребенок от III беременности, 2 родов. Масса при рождении 3200, длина 50 см. Находится на грудном вскармливании. Режим кормления не соблюдает. Маме кажется, что молока не хватает. Прибавки массы составили: за 1-й мес. 300 г, 2-й мес. 400 г. Длина тела в настоящее время 56 см.
Ребенок вялый, малоактивный, кожа бледная, сухая, на бедрах собирается складками. Подкожная клетчатка на животе и бедрах, на плечевом поясе истончена, сохранена на лице, тургор тканей снижен. Мышечный тонус снижен, слизистые суховаты, большой родничок слегка запавший. Тоны сердца приглушены. Стул скудный (1-2 раза в сутки), без патологии.
Диагноз: дистрофия по типу гипотрофии 2 степени.
1. Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства. Объясните матери важность соблюдения режимных моментов.
2. Обучите мать дополнительным методам согревания ребенка.
3. Продемонстрируйте забор кала на дизбактериоз с оформлением направления
— невозможность накормить ребенка из-за сниженного аппетита и недостаточного количества молока у матери;
— недостаточная прибавка веса и роста;
— нарушение физиологических отправлений из-за недостаточного питания.
Приоритетная проблема: невозможность накормить ребенка из-за снижения аппетита и недостаточного количества молока у матери
Цель: нормализовать питание к концу 3 недели.
1. М/с проведет контрольное кормление
для определения дозы высасываемого молока, выяснения дефицита массы и решения вопроса о гипогалактии
2. М/с определит возрастную суточную и разовую дозу молока, дозу докорма
для выявления дефицита питания и его устранения
3. На первое время (1 неделя) м/с порекомендует разгрузочное питание (кормление дробными дозами, уменьшение объема пищи, сокращение промежутка времени между кормлениями).
для выяснения толерантности к пище
4. По назначению врача м/с расскажет матери о водном режиме ребенка
для восполнения недостающего объема питания
5. По назначению врача, м/с проведет беседу с матерью о назначении корригирующих добавок в питании ребенка
С целью устранения дефицита белков, жиров, углеводов
6. М/с ежедневно будет следить за весом ребенка
Для решения об адекватности диетотерапии
Оценка: мать свободно ориентируется в вопросах рационального питания ребенка, демонстрирует знания о режиме питания, коррекции питания. При проведении антропометрии наблюдается положительная динамика в прибавке массы и роста.
Студент демонстрирует манипуляцию на муляже в соответствии с алгоритмом действий.
Участковая м/с на патронаже ребенка 7 месяцев. Мать предъявляет жалобы на беспокойство ребенка, плохой сон, потливость волосистой части головы. Ребенок еще не сидит. Получает коровье молоко с рождения, соки, желток не вводила. Гуляет мать с ребенком мало. Витамин D не получал. Общее состояние ребенка средней тяжести. Кожные покровы чистые, бледноватые. Большой родничок размером 2х2 см, края мягкие, кости черепа мягкие. Отмечается увеличение лобных и теменных бугров. Зубов нет. Живот мягкий, увеличен в объеме, распластан, печень увеличена на 1 см. Стул и диурез в норме. Диагноз: рахит II ст., период разгара, подострое течение.
1. Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.
2. Обучите мать ведению листа учета приема витамина D.
3. Продемонстрируйте сбор мочи на пробу Сулковича.
— беспокойство, плаксивость, потливость из-за вегетативной дисфункции;
— нерациональное вскармливание из-за отсутствия у мамы знаний по вопросу правильного вскармливания малыша;
— отставание ребенка в моторном развитии за счет гипотонии мышц;
— нерациональное использование прогулок.
Приоритетная проблема: нерациональное вскармливание
Цель: вскармливание наладится к концу 1-й недели.
1. М/с даст рекомендации по рациональному вскармливанию. Ребенку будет введено 3 прикорма (1-й в виде овощного пюре, 2-й в виде гречневой каши, 3-й прикорм в виде цельного кефира с творогом и печеньем) Также будут введены дополнительные продукты питания: соки (овощные и фруктовые), желток, пюре из мяса или печени
Для коррекции питания
для включения в пищевой рацион достаточного качества полноценных белков
2. М/с даст совет по организации режима прогулок ежедневно с максимальным использованием солнечных лучей, сон на свежем воздухе
Для активизации обменных процессов, улучшения аппетита
3. М/с проконтролирует прием витамина Д с лечебной целью по назначению врача
Для специфического лечения
4. М/с научит мать правильной даче витамина D в зависимости от концентрации раствора
Для специфического лечения
Оценка: мать свободно ориентируется в вопросах рационального вскармливания, демонстрирует знания о значении вит. D в профилактике и лечении рахита. У ребенка нормализовался сон, улучшился аппетит. Цель достигнута.
Студент демонстрирует правильно выбранную методику обучения матери ведению листа учета приема вит. D.
Студент демонстрирует манипуляцию на муляже, в соответствии с алгоритмом действий.
Участковая м/с осуществляет патронаж ребенка 3,5 месяцев. Ребенок находится на искусственном вскармливании.
Мать отмечает, что ребенок стал беспокойным, капризным, часто вздрагивает во сне, сон тревожный, непродолжительный, аппетит снижен, появилась потливость. Кожные покровы бледные, влажные, отмечается облысение затылка, большой родничок 2,5 х 2,5 см, края родничка податливы.
Ребенку был поставлен диагноз: рахит I ст., начальный период, острое течение.
Задания
1. Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.
2. Объясните матери необходимость проведения профилактики рахита и обучите мать правилам приема витамина D.
3. Продемонстрируйте антропометрию ребенка (измерение веса, роста, окружности головы и грудной клетки).
— беспокойный, тревожный сон, частая плаксивость, повышенная потливость за счет вегетативной дисфункции;
— искусственное вскармливание из-за отсутствия у мамы грудного молока;
— нерациональное использование прогулок.
Приоритетная проблема: беспокойный, тревожный сон, частая плаксивость, повышенная потливость за счет вегетативной дисфункции
Цель: нарушения со стороны вегетативной нервной системы исчезнут к концу 1 недели.
1. М/с даст рекомендации матери по рациональному питанию: 1-й прикорм в виде овощного пюре, 2-й прикорм будет введен в виде гречневой или овсяной каши. Прикорм вводят на 1 месяц раньше.
Для неспецифического лечения рахита с целью коррекции питания и нормализации минеральных и обменных процессов
2. М/с проконтролирует прием витамина D с лечебной целью по назначению врача
Для специфического лечения
3. М/с научит мать правильной даче витамина D в зависимости от концентрации раствора
Для специфического лечения
4. М/с организует прием др. лекарственных средств (витамина А, гр. В, С, препаратов Са по назначению врача)
Для нормализации минерального обмена, для обеспечения организма ребенка витаминами
5. М/с даст совет по организации режима прогулки ежедневно с максимальным использованием солнечных лучей, сон на воздухе
Для активизации обменных процессов
6. М/с посоветует маме создать спокойную обстановку, сухую, теплую, удобную постель, исключить посторонние раздражители
Для охранительного режима
8. М/с научит мать вести лист учета приема витамина D
Оценка: мать информирована о необходимости проведения профилактики рахита, о важном значении вит. D для организма ребенка. У ребенка нормализовался сон, улучшился аппетит. Цель достигнута.
Студент доступно объясняет матери необходимость проведения профилактики рахита. Студент рассказывает о том, как правильно вводить витамин D в зависимости от концентрации.
Студент демонстрирует манипуляцию на муляже в соответствии с алгоритмом действий.
Женщина обратилась в детскую поликлинику с ребенком 4,5 мес. с диагнозом: атопический дерматит
Ребенок находится на естественном вскармливании, получает апельсиновый сок, манную кашу на цельном молоке, 1/2 часть яичного желтка ежедневно.
При осмотре: себорея, за ушами значительное мокнутие, краснота, зуд.
1. Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.
2. Обучите мать проводить лечебную ванну.
3. Продемонстрируйте обработку кожных покровов и слизистых у грудного ребенка.
— изменение кожных покровов, зуд, мокнутие из-за проявления заболевания;
— риск из-за употребления в пищу продуктов питания, способствующих развитию заболевания.
Приоритетная проблема: риск из-за употребления в пищу продуктов питания, способствующих развитию заболевания.
Цель: в течение 1-2 дней мать наладит правильное питание ребенку, кожные проявления уменьшатся.
1. М/с обучит мать вести «пищевой дневник»
для выявления непереносимых продуктов питания
2. М/с объяснит матери, что нужно исключить из питания непереносимые продукты
3. М/с поможет матери составить меню
для организации рационального питания с учетом возраста и переносимости продуктов
4. М/с объяснит, как проводить лечебную ванну
для улучшения состояния кожных покровов
5. М/с обучит мать навыкам ухода за ребенком:
для нормализации состояния ребенка
Оценка: м/с отметит у ребенка уменьшение мокнутия и зуда. Мать продемонстрирует навыки ухода за ребенком и знания о рациональном питании. Цель достигнута.
Студент рассказывает о том, как правильно проводить лечебную ванну.
Ребенок в возрасте 4-х суток находится в палате совместного пребывания ребенка и матери.
В течение нескольких кормлений ребенок беспокоится у груди, с трудом захватывает сосок. Мать отмечает, что молока стало очень много, грудные железы плотные. Роды первые, срочные, без особенностей.
1. Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.
2. Расскажите о подготовке матери и ребенка к кормлению.
3. Продемонстрируйте технику пеленания новорожденного.
— дефицит знаний матери по подготовке к кормлению;
— беспокойство и нарушение сна из-за неэффективного кормления.
Приоритетная проблема: дефицит знаний у матери по подготовке к кормлению и эффективному вскармливанию ребёнка.
Цель: обучить мать правильному сцеживанию и подготовке грудной железы к кормлению.
1. М/с обучит мать сцеживанию молока
С целью своевременного опорожнения грудной железы
2. М/с порекомендует матери перед кормлением сцедить часть молока
Для эффективного захвата ребенком соска
3. М/с поможет правильно закладывать сосок ребенку в рот
Для эффективного сосания
4. М/с порекомендует матери сцеживать молоко после кормления
С целью предупреждения застоя молока
5. М/с порекомендует частое пеленание
С целью предупреждения опрелости и исключения беспокойства ребенка во время кормления
6. М/с будет контролировать активность сосания ребенка и состояние лактации у матери
С целью предупреждения обезвоживания и падения массы
7. М/с предупредит мать, что перед кормлением необходимо контролировать:
n свободное носовое дыхание
n отсутствие признаков охлаждения или перегревания
n чистое и сухое белье
Оценка: медсестра проверит эффективность сосания ребенка, оценит состояние грудных желез и лактации.
Студент рассказывает о том, как правильно подготовить мать и ребенка к кормлению.
Студент демонстрирует манипуляцию на муляже в соответствии с алгоритмом действий.
На прием к участковому педиатру обратилась мать с ребенком 4-х лет.
После осмотра был выставлен диагноз: энтеробиоз.
Жалобы на зуд в перианальной области, боли в животе, снижение аппетита, тошноту, нарушение сна, отмечается также ночное недержание мочи. Девочка со слов матери стала капризной, раздражительной. Заболела около 2-х недель назад.
Девочка активная, кожные покровы бледные, живот мягкий, слегка болезненный при пальпации вокруг пупка, вокруг ануса следы расчесов.
1. Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.
2. Объясните матери необходимость соблюдения санэпидрежима и обучите ее методам профилактики энтеробиоза.
3. Продемонстрируйте взятие мазка на энтеробиоз.
— тревожный сон из-за зуда в ночное время, вызываемого острицами;
— расчёсы в области ануса.
Приоритетная проблема: тревожный сон из-за зуда в ночное время, вызываемого острицами.
— сон ребёнка улучшится;
— повторного заражения не наступит.
1. М/с проведет беседу с матерью о заболевании, способах заражения.
Исключить риск повторного заражения.
2. М/с проведет с матерью беседу о гигиене постельного белья (необходимости каждодневной смены его или проглаживания утюгом) и ежедневной влажной уборке помещения.
Исключить риск заражения окружающих.
3. М/с порекомендует остричь ногти ребенку, подмывать его каждый вечер и утро, менять ежедневно нательное белье.
Для уменьшения зуда и расчесов.
Оценка: зуд в перианальной области не беспокоит ребенка со следующего дня после принятия антигельминтного средства, ребёнок спит хорошо. Цель достигнута.
Студент доступно объясняет матери необходимость соблюдения санэпидрежима, правил профилактики энтеробиоза.
Студент демонстрирует манипуляцию на муляже в соответствии с алгоритмом действий.
М/с детского сада при ежедневном осмотре детей у девочки 2-х летнего возраста на слизистой оболочке рта обнаружила несколько легко вскрывающихся пузырьков и эрозий, покрытых налетом желто-серого цвета, окруженных ярко-красным ободком. У ребенка усилено слюноотделение, губы отечны. Подчелюстные лимфоузлы увеличены и болезненны. Ребенок отказывается от пищи, капризничает, не играет с детьми, температура тела 37,3° С. М/с предположила, что у ребенка герпетический стоматит.
1. Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.
2. Объясните матери особенности питания ребенка при стоматите.
3. Продемонстрируйте манипуляцию обработки полости рта у ребенка.
— невозможность принимать пищу из-за боли и высыпаний на слизистой полости рта;
— невозможность общаться с детьми из-за болезни.
Приоритетная проблема: невозможность принимать пищу из-за боли и высыпаний на слизистой полости рта
Цель: ребенок начнет полноценно питаться.
1. М/с изолирует ребенка до прихода матери.
Для уменьшения риска заражения других детей.
2. М/с проведет беседу с матерью о питании ребенка (исключить горячее, соленое, кислое). Пищу давать в жидком виде.
Для уменьшения боли.
3. М/с научит мать обрабатывать полость рта перед приемом пищи 0,5% раствором новокаина со взбитым яичным белком или 5% анестезиновой взвесью.
Для снятия боли перед едой.
4. М/с обработает слизистую рта при помощи резинового баллончика раствором перманганата калия или 3% р-ром перекиси водорода, затем 0,25% оксолиновой мази (по назначению врача).
Для очистки слизистой рта.
5. М/с направит мать для осмотра к врачу.
Оценка: боль не беспокоит через 3-5 дней, ребенок охотно принимает пищу. Цель достигнута.
Студент доступно объясняет матери особенности питания ребенка при стоматите.
Студент демонстрирует манипуляцию на муляже в соответствии с алгоритмом действий.
В грудное отделение госпитализирован ребенок 14 дней с диагнозом: ринит.
Ребенок родился в срок массой тела 3,5 кг, длиной 55 см, закричал сразу, к груди приложен на 2-е сутки. Температура тела 36,8° С. У ребенка заложенность носа, слизистое отделяемое из носовых ходов. Мать не умеет проводить туалет носовых ходов ребенку. Ребенок беспокоится, плохо спит. Мать отмечает, что ребенок быстро перестает сосать грудь, так как не может дышать через нос. Мать обеспокоена, что ребенок голодный, не знает, как его можно докормить.
1. Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.
2. Продемонстрировать туалет кожи и слизистых.
— неэфективное сосание груди из-за заложенности носа и серозного отделяемого из носа;
— мать не умеет проводить туалет носовых ходов ребенку для улучшения носового дыхания;
— мать не знает, как докормить ребенка, если он недостаточно получает грудного молока;
— у ребенка плохой сон из-за нарушения носового дыхания.
Приоритетная проблема: неэффективное сосание груди из-за заложенности носа и серозного отделяемого.
Цель: через 2 дня ребенок будет высасывать из груди необходимое количество молока.
Медсестра регулярно перед кормлением будет проводить туалет носовых ходов ребенку, закапывать в нос назначенные врачом сосудосуживающие капли.
Для улучшения носового дыхания
Студент объясняет матери правила ухода за полостью носа.
Студент демонстрирует манипуляцию на муляже в соответствии с алгоритмом действий.
В инфекционное отделение госпитализирован ребенок 1 года с диагнозом: ОРВИ, стенозирующий ларингит.
Температура тела 36,4° С, пульс 130 в мин., частота дыхательных движений 40 в мин. Кожные покровы бледные, чистые. Дыхание в покое шумное с затрудненным вдохом. Во время вдоха втягиваются межреберные промежутки, надключичные области, яремная ямка. У ребенка сухой лающий кашель. В легких пуэрильное дыхание. Тоны сердца приглушены. Ребенок спит на маленькой подушке, сон беспокойный. Физиологические отправления в норме.
1. Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.
2. Объясните матери необходимость стационарного лечения.
3. Продемонстрировать взятие мазка из зева и нос на дифтерийную палочку. Оформить направление
— трудно дышать из-за воспалительного процесса и отека подсвязочного пространства;
— мать не понимает необходимости создать ребенку возвышенное положение в постели из-за незнания положения, облегчающего дыхание;
— плохо спит из-за сухого лающего кашля, затруднения дыхания.
Приоритетная проблема: трудно дышать из-за воспалительного процесса и отека подсвязочного пространства.
Цель: в течение суток дышать ребенку станет легче.
1. Медсестра создаст ребенку возвышенное положение в постели.
Для облегчения дыхания
2. Медсестра порекомендует матери часто проветривать палату (через каждые 2 часа по 15 минут)
Для обогащения воздуха в палате кислородом
3. Медсестра порекомендует ребенку обильное щелочное питье
Для улучшения отхождения мокроты
Оценка: дыхание у ребенка нормализовалось. Цель достигнута.
Студент доступно объясняет матери необходимость стационарного лечения.
Студент демонстрирует манипуляцию на муляже в соответствии с алгоритмом действий.
В отделение госпитализирована девочка. 8-ми лет с диагнозом: ревматическая хорея.
Марина раздражительна, часто плачет. Девочки по палате делают Марине замечание, так как она неопрятна, во время еды проливает суп себе на одежду, часто ложка выпадает у нее из рук. На сделанные замечания у девочки усиливаются некоординированные насильственные движения, гримасничанье. Сон тревожный, аппетит снижен.
Кожные покровы чистые, бледные. Пульс 100 в мин., ЧДД 20 в мин. Тоны сердца несколько приглушены, выслушивается систолический шум на верхушке и в т. Боткина. В легких везикулярное дыхание. Физиологические отправления в норме.
1. Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.
2. Объясните матери необходимость соблюдения охранительного режима и обучите ее общаться с девочкой.
3. Продемонстрируйте введение бициллина-3 600000ед
— невозможность общаться с девочками по палате из-за повышенной нервно-мышечной возбудимости;
— невозможность самостоятельно принимать пищу, одеваться, раздеваться, соблюдать мероприятия личной гигиены, пользоваться туалетом из-за некоординированных насильственных движений;
— снижение аппетита из-за заболевания;
— невозможность самостоятельно принимать пищу, одеваться, раздеваться, соблюдать мероприятия личной гигиены, пользоваться туалетом из-за некоординированных насильственных движений.
Цель: девочка с помощью медицинской сестры будет самостоятельно принимать пищу, одеваться, раздеваться, осуществлять мероприятия личной гигиены, пользоваться туалетом.
Мотивация
Медицинская сестра будет кормить ребенка, одевать, раздевать, осуществлять мероприятия личной гигиены, помогать пользоваться туалетом
1. Для удовлетворения универсальных потребностей ребёнка
Оценка: девочка с помощью медицинской сестры принимает пищу, одевается, раздевается, пользуется туалетом. Цель достигнута.
Студент доступно объясняет матери необходимость соблюдения охранительного режима для девочки.
Студент продемонстрирует манипуляцию в соответствии с алгоритмом
Ребенок 9 мес. находится в клинике с диагнозом спазмофилия явная (эклампсия).
Рахит II степени, подострое течение, период реконвалесценции.
Судороги у ребенка появились внезапно во время плача, ребенок при этом посинел. Мать поднесла ребенка к открытой форточке. Дыхание восстановилось, ребенок пришел в сознание, цианоз и судороги через 2-3 минуты исчезли. Мать вызвала «скорую помощь» и ребенок был доставлен в стационар. Ребенок родился в срок с массой 3300 г, длиной 52 см. Находился на искусственном вскармливании с 1 мес. Фруктовые соки получал с 3-х мес. нерегулярно, кашу 3 раза в день, овощное пюре редко. В возрасте 3-х мес. у ребенка был диагностирован рахит, но лечение не проводилось. При осмотре м/с выявила у ребенка симптомы рахита периода реконвалесценции, повышенную нервно-мышечную возбудимость, тревожный сон. Мать просит медсестру заменить овощное пюре на манную кашу, так как ребенок его плохо ест.
1. Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.
2. Объясните матери необходимость диетического питания при данном заболевании и обучите ее правилам приготовления кальцинированного творога.
3. Выполните на муляже внутримышечную инъекцию в возрастной дозе.
— повышенная нервно-мышечная возбудимость, угроза возникновения судорог;
— мать не представляет, как правильно кормить ребенка при данном заболевании;
Приоритетная проблема: повышенная нервно-мышечная возбудимость, угроза возникновения судорог.
Цель: судороги у ребенка будут вовремя замечены. К концу недели у ребенка уменьшится нервно-мышечная возбудимость.
1. Медсестра поместит ребенка в отдельную палату
Для обеспечения охранительного режима
2. Медсестра обеспечит постоянное наблюдение за ребенком
Судороги должны быть вовремя замечены и ребенку оказана неотложная помощь
3. Медсестра максимально ограничит неприятные для ребенка процедуры (уколы и т. д.)
Для предупреждения возникновения повторных судорог
Оценка: мать отмечает, что к концу недели ребенок стал более спокойным, судороги перестали повторяться.
Студент доступно объясняет матери особенности питания ребенка при спазмофилии и обучает, как правильно приготовить кальцинированный творог.
Студент демонстрирует манипуляцию на муляже в соответствии с алгоритмом действий.
Вы – м/с детской больницы. На Ваш пост поступил ребенок 5 лет с диагнозом: острый гломерулонефрит с нефротическим синдромом.
1. Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.
2. Объясните матери, какую диету необходимо соблюдать ребенку.
3. Объясните матери, как собрать мочу ребенка по Зимницкому.
— мать не понимает, что ребенка надо ограничивать в приеме жидкости;
— ребенок отказывается от еды, так как она несоленая.
Приоритетная проблема: мать не понимает необходимости ограничивать ребенку жидкость.
Цель: мать будет ограничивать жидкость ребенку, согласно назначению врача.
1. Медсестра убедит мать дать ребенку жидкость ограниченно, ровно столько, сколько назначено врачом
Для уменьшения отеков
2. Медсестра будет контролировать количество жидкости, потребляемой ребёнком
Выполнение назначения врача
Оценка: отеки уменьшились, мочеиспускание участилось. Цель достигнута.
Студент доступно объясняет матери сущность назначенной врачом диеты.
Студент демонстрирует правильно выбранную методику обучения сбору мочи по Зимницкому.
М/с на патронаже у ребенка 5 лет, больного корью. Ребенок болен 6-й день, второй день высыпания. Температура 37,8° С, пульс 120 в мин., ЧДД 28 в мин. На кожных покровах лица, верхней половине туловища пятнисто-папулезная сыпь, расположенная на не гиперемированном фоне. Сыпь местами сливается. У ребенка гнойный конъюнктивит, светобоязнь, серозное отделяемое из носа. Ребенок жалуется, что ему больно смотреть на свет. Мать не умеет промывать глаза, закапывать капли. Физиологические отправления в норме.
1. Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.