Литературный сонник по образам снов в произведениях русской литературы

Проект на тему «Сны и сновидения в русской литературе»

Проектно-исследовательская работа по теме:
«СНЫ И СНОВИДЕНИЯ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ»

Выполнили ученицы 9 класса

Тонких Алена Николаевна

3. Значение сна в жизни человека

4. Сны и сновидения
5. Примеры снов и сновидений в произведениях русской литературы
5.1. В.А. Жуковский «Светлана» (Сон Светланы)

5.2. А.С. Пушкин «Евгений Онегин» (Сон Татьяны)
5.3. А.С. Пушкин «Капитанская дочка» (Сон Гринёва)
6. Заключение

Сон всегда был тайной, загадкой для человека, и как всякая тайна, необыкновенно привлекателен. Интерес к снам характерен для всех эпох человеческой Культуры. К постижению феномена сна стремилась и наука, недаром сейчас создан Институт снов.

Есть одна старинная притча. Философу приснилось, что он стал мотыльком. И, проснувшись, он уже не знал, кто он: мудрый старец, видевший во сне, будто он стал мотыльком, или мотылек, которому снится, что он – мудрый старец. В этой притче сон и явь переплетаются.

Вот такое толкование этих понятий дает словарь В.И. Даля. Сон – физическое состояние покоя и отдыха, призрачного видения; это грезы, мечты, образы. Явь – реальная действительность, когда правильно оцениваешь понимаешь окружающее. Проблема сна и сновидений интересовала писателей и поэтов во все времена.

В данной работе предпринимается попытка рассмотрения сна и сновидений как средств отражения действительности на примере произведений русской литературы 19в.

Выбор темы обусловлен возрастающим интересом поэтов и писателей ко всему фантастическому, загадочному. Объектом исследования выбраны произведения художественной литературы как вида искусства, порожденного творческой фантазией поэтов и писателей. Из всех произведений, которые могли стать предметом исследования, выбраны лишь те, в которых снам отводится главенствующая роль в тексте повествования. Целью работы является определение смысла и роли сна в тексте того или иного произведения. При выборе произведений определенная сложность заключалась в их большом количестве, но при ближайшем рассмотрении оказалось, что использование снов в художественных текстах служит, как правило, сходным задачам, поэтому имеет смысл ограничиться наиболее типичными. Для работы над проектом мы выбрали следующие произведения: Жуковского «Светлана»; А.С. Пушкина «Капитанская дочка», и «Евгений Онегин».

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи :

— выбор произведений, наилучшим образом отвечающих избранной теме;

-определений роли сна в содержании этих произведений;

— систематизировать полученный результат.

Методы исследования: анализ художественного текста, работа с критической, справочной, научно-популярной литературой.

3. Значение сна в жизни человека

Мир сновидений и снов всегда интересовал человека. Бодрствуя, мы осознаем и оцениваем реальность, контролируем свои действия, анализируем ту информацию, которую получаем во время нашей активности. Но что происходит с нашим сознанием во время сна? Сон – один из самых загадочных процессов, которые происходят с организмом человека.

Начнем с того, что весь сон делится на два принципиально различных вида – медленный сон и быстрый сон. В свою очередь, медленный сон делится на 4 фазы. Получается, что всего различается 5 фаз сна. Сновидения считаются связанными с фазой быстрого сна. Эта стадия возникает примерно каждые 1,5—2 часа сна, и её продолжительность постепенно удлиняется. Она характеризуется быстрым движением глаз, стимуляцией варолиева моста, учащённым дыханием и пульсом, и временным расслаблением скелетных мышц тела. Новейшие исследования доказывают, что сновидения возникают также и во время медленного сна. Но только эти сны короче и не такие эмоциональные.

Все люди способны видеть сны, но не всегда могут о них вспомнить после пробуждения. Некоторым сны вспоминаются тусклыми и обесцвеченными, другим, напротив — яркими и насыщенными. Утверждение о том, что люди видят чёрно-белые сны, связано, скорее, с тем, что во сне они не воспринимают цветов вообще, в том числе чёрных и белых, а лишь образы предметов. Красочные сны обычно свойственны детям или людям с развитым воображением. Особой разновидностью снов являются осознанные сновидения, в которых человек осознаёт, что он спит, и иногда — пытается управлять сновидением.

Если за средний возраст принять 70 лет, то из них человек спит около 23 лет, из которых 8 видит сновидения.

Наука, изучающая сновидения, называется онейрология.

Древние люди считали, что сновидения посылаются человеку с целью оповещения о чем-либо. В древних и традиционных культурах бытовала вера в то, что это послание имеет отношение, прежде всего, к будущему человека или его окружения.

Вновь интерес к сновидениям возник с новой силой в конце XIX — начале XX веков в связи с бурным развитием психологии, физиологии и философии. Многие исследователи придерживались мнения о том, что сновидение представляет собой бессмысленный набор фантастических образов, которые возникают в связи с ослаблением роли сознания, которое отбирает впечатления бытия для формирования цельной картины действительности и продуцирования тех или иных действий для решения различных задач. В процессе сна сознание не контролирует эти впечатления, и они хаотически перемешиваются и порождают причудливые образы и мысли. Пытаться толковать сновидения, по мнению этих учёных, не имеет смысла.

Известные теории о толковании сновидений принадлежат таким исследователям, как Зигмунд Фрейд и Карл Юнг. Фрейд первым пытался создать систематическую психологическую теорию сновидений. Им был накоплен большой клинический материал, характеризующий типы и закономерности протекания сновидений, связь их с архаическим или инфантильным мышлением, с невротическими симптомами, фантазиями и т. д. А Юнг писал, что сновидение является «прямой манифестацией бессознательного», и только «незнание его языка мешает понять его послание». Сознательная, или «дневная» жизнь души дополнена бессознательной, «ночной» стороной, которую мы воспринимаем как фантазию. Юнг считал, что, несмотря на очевидную важность нашей сознательной жизни, нельзя недооценивать важность бессознательной жизни в сновидениях.

4. Сон и сновидение

Что же такое сон и сновидение? Сновидение — субъективное восприятие некоторой реальности, которая может включать в себя изображения, звуки, голоса, слова, мысли или ощущения во время сна. Человек, видящий сны обычно не понимает, что находится во сне, принимая окружающее за реальность, и обычно не может сознательно воздействовать на сюжет сна. Издавна считалось, что сновидение несёт некое зашифрованное сообщение. Как правило, в древних и традиционных культурах бытовала вера в то, что это послание имеет отношение, прежде всего, к будущему человека или его окружения. Сновидения посылались человеку высшими существами (богами и проч.) именно с этой целью.

Сон – состояние, периодически возникающее у человека, при котором прерывается двигательная и сенсорная активность. Во время сна снижается чувствительность, расслабляются многие мышцы, заторможены рефлексы 5. Примеры снов и сновидений в произведениях русской литературы

Из-за своей актуальности тема сна часто поднимается в культуре, в том числе в литературе. Использование мотива сна в произведениях является распространенным литературным приемом, встречающимся в мифах, эпосе, религиозных сочинениях, исторических хрониках, беллетристике и поэзии по всему миру с древнейших времен.

Как литературный прием, сновидение «служит для самых разнообразных целей формального построения и художественной композиции всего произведения и его составных частей, идеологической и психологической характеристики действующих лиц и, наконец, изложения взглядов самого автора».

Сюжет сна часто встречается и в произведениях русской литературы.

5.1. В.А. Жуковский «Светлана» (Сон Светланы )

Василий Андреевич Жуковский считается родоначальником и одним из самых ярких представителей русского романтизма. Обращение поэтов-романтиков к внутреннему миру человека, его переживаниям вызвало необходимость поиска новых художественных средств, способность передать тончайшие движения души. От сентименталистов В.А. Жуковского отличает характерная для романтиков устремленность в чудесный и таинственный мир, будто бы существующий за пределами земной реальной жизни. Ведущим жанром в творчестве Жуковского-романиста было баллада-лиро-эпическое произведение чаще всего легендарного, исторического, необычного и драматично-героического характера. О его творчестве заговорили в 1808 году, когда была опубликована поэма «Людмила», вернее, вольный перевод «Леноры», немецкого поэта Г.А. Бюргера. Появление этой баллады положило начало новому этапу в развитии отечественной поэзии. Позже в 1808 – 1812гг, опираясь на тот же сюжет, В.А. Жуковский создал оригинальную балладу «Светлана», связанную с русскими народными обычаями и поверьями, песенно-сказочными традициями. Баллада начинается с картин святочного гадания русских девушек. «Раз в крещенский вечерок // Девушки гадали: //За ворота башмачок, // Сняв с ноги, бросали…» На фоне этой картины дается образ Светланы. Он создан в духе сентиментальной поэзии: героиня то «молчалива и грустна» в тоске по жениху, то «пуглива и робка» во время гадания, то растеряна и встревожена, когда не знает, что ее ждет. Она не ропщет, а ищет облегчения своего горя в молитвах и слезах. За это ее и награждает поэт: все ужасы она переживает во сне, а наяву ее ждет радость, данная ей «провидением» за ее покорность и терпение. Ее жених возвращается к ней; баллада заканчивается картиной веселой свадьбы. С образом Светланы Жуковский В.А. связывает мысль о торжестве любви над смертью. Важное место в балладе отводится сну, страшному сну Светланы. Это был сон о том, будто ее «милый друг – мертвец». Черты романтизма явно присутствуют в этом эпизоде: скачка на конях ночью, карканье ворона – предвестника несчастья, гроб в избушке, оживающий мертвец. Проснувшись, Светлана не может разобрать сути, но очень боится грозного, ужасного сна. Сам автор дает ответ в своей балладе: «…здесь несчастье – лживый сон, счастье – пробужденье». Впервые в русской литературе В.А. Жуковский сказал читающей публике, что счастье надо искать в реальном мире, который и есть настоящая правда, а все остальное – ложь и обман. В своей героине Жуковский изобразил национальный женский тип. Его главные черты – мягкость, верность, покорность судьбе, а также поэтичность, идущую от глубинных фольклорных истоков. Чудесное у Жуковского – не бегство от действительности, а художественный прием заострения ситуации, раскрытия характера в необычных положениях. В сне – отражение жизни романтической души. Светлана – романтическая душа. Она боится за жениха. Этот страх – лишь ее сон. Выход из любой ситуации – вера в Провидение, в Бога, вера в то, что хорошее всегда побеждает. Даже рок, судьбу, с божьей помощью побеждает любовь.

5.2. А. С. Пушкин «Евгений Онегин» (Сон Татьяны)

А.С. Пушкин уделил сну Татьяны Лариной десять строф – точнее 145 стихов – в V главе романа «Евгений Онегин». Уверенно можно сказать, что эта часть произведения является самой загадочной и таинственной, сон Татьяны несет в себе глубокий смысл. Этот сон – зловещий знак судьбы.
Татьяна ложится спать, сняв свой шёлковый поясок. Ей снится странный и пугающий сон. Она одна идёт по снегу, впереди шумит ручей, над ним — тонкий мосток. Татьяна видит «большого, взъерошенного медведя», который переводит ее через поток, а затем начинает преследовать ее в лесу.

Татьяна пытается бежать, но падает из-за препятствий, возникших на её пути:

Снег рыхлый по колено ей;

То длинный сук ее за шею

Зацепит вдруг, то из ушей

Златые серьги вырвет силой;

То в хрупком снеге с ножки милой

Увязнет мокрый башмачок.

Медведь «проворно ее хватает и несет» в избушку и исчезает. В избе Татьяна через щелку в двери видит невероятных чудовищ:

Один в рогах с собачьей мордой,

Другой с петушьей головой,

Здесь ведьма с козьей бородой,

Тут остов чопорный и гордой,

Там карла с хвостиком, а вот

Полужуравль и полукот.

Среди неведомых существ как хозяина Татьяна узнает Онегина. Ветер распахивает дверь, и чудовища, дико смеясь, приближаются к испуганной Татьяне. Услышав грозное слово Онегина, все исчезают. Татьяне и Евгению удается быть вместе наедине до того момента, как в избушке оказываются Ленский и Ольга. Онегин явно недоволен визиту нежданных гостей:

И дико он очами бродит,

И незваных гостей бранит;

Татьяна чуть жива лежит.

Спор громче, громче; вдруг Евгений

На этом сон обрывается. Сон Татьяны – так называемый «вещий» сон, полный метафор к её собственной судьбе. Он предвещает ей будущее замужество: видеть во сне медведя, согласно народным верованиям, предвещает женитьбу или замужество. Кроме того, медведь во сне героини является кумом Онегина, а ее муж, генерал, действительно приходится Онегину дальним родственником.

Встав на «дрожащий гибельный мосток» и перейдя через бурлящий, «кипучий, темный и седой», «не скованный зимой» поток, Татьяна в символической форме открывает своё будущее. «Бурлящий» поток символизирует мечтательную юность героини, её мечты и любовь к Онегину. Перейдя мост, Татьяна оставляет прошлое позади.

Характерно, что Онегин появляется в этом сне в качестве «хозяина» демонических чудовищ, пирующих в избушке. Так обозначается «демонизм» героя, возведенный в N-ную степень.

Не только поэтому Онегин окружен причудливыми существами: для Татьяны он всё ещё загадка и окружен романтическим ореолом. Он не только «чудовище», он — «чудо».

Этот эпизод не только предсказывает будущие события, но и смещает в романе сюжетные акценты: с отношений Онегина и Татьяны внимание читателя переключается на отношения Онегина и Ленского.

5.3. А.С. Пушкин «Капитанская дочка» (Сон Гринёва)

Литературный сонник по образам снов в произведениях русской литературы. Смотреть фото Литературный сонник по образам снов в произведениях русской литературы. Смотреть картинку Литературный сонник по образам снов в произведениях русской литературы. Картинка про Литературный сонник по образам снов в произведениях русской литературы. Фото Литературный сонник по образам снов в произведениях русской литературы

Бросается в глаза явная абсурдность «сюжета» сновидения: «отец оказывается мужиком с бородой», он весело «поглядывает», вскакивает с постели и машет топором. Сновидение наполнено нарастающими и эмоциональными переживаниями героя: беспокойство, страх, ужас и недоумение.

В этом сне Пугачев благославляет, направляет Петрушу, оберегает на жизненном пути. Сколько раз он прощает его и в реальной жизни! Ему больно, что Гринев не оправдал его доверия, как больно отцу за сына, но Пугачев всё равно отпускает его вместе с невестой на все четыре стороны, по-христиански. Как пишет М. Цветаева, отпускает «изнутри своей волчьей любви».

Источник

Сны в русской литературе

Вы будете перенаправлены на Автор24

Сны в русской литературе

Ни для кого не секрет, что сон – это довольно мистическое и неподдающееся логическому объяснению проявление действия психики каждого человека.

Данное явление довольно часто встречается в русской литературе и активно используется авторами.

Что же значит сон в русской литературе?

Для ответа на этот вопрос, обратимся к небезызвестным произведениям русских классиков, таким как: «Евгений Онегин» А. С. Пушкина, «Обломов» И. А. Гончарова, «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова, «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского.

Во всех этих произведениях сон использован как литературный прием, имеющий достаточно весомое значение. Для чего же нужен сон и какие виды «снов» бывают в произведениях русских классиков? Чтобы разобраться в этом вопросе, обратимся к вышеуказанным произведениям.

В «Евгении Онегине» сон главной героини Татьяны выполняет функцию предсказания, предчувствия чего-то страшного, непоправимого. Девушке снилась ночь, холодный снег, олицетворяющие непреодолимые препятствия, дикие звери, символизирующие опасную ситуацию, главным виновником которой стал последний герой ее сна – Евгений Онегин. Можно утверждать, что сон Татьяны предсказывал дуэль между Онегиным и Ленским, бессмысленное убийство Ленского и разочарование Татьяны в предмете своей любви. Так, данный сон обозначал в этом произведении предчувствие, оправдавшееся впоследствии.

В произведении И. А. Гончарова, сон главного героя – Ильи Обломова, по сути, являлся отражением главной мысли романа. Если рассматривать все произведение целиком, то Обломов почти половину своей жизни «проспал». Такой сон скорее символизировал сущность Обломова и суть самого произведения. Таким образом, в данной ситуации сон является отражением сути романа как таковой.

Готовые работы на аналогичную тему

Таким образом, можно выделить следующие типы сновидений в произведениях русских классиков:

Так, все вышеперечисленное является основными типами сновидений, наиболее часто встречающихся в русской литературе. Каждый из них несет свое собственное значение.

В целом, можно сказать, что сновидения главных героев в произведениях русской литературы – это распространенный композиционный прием, помогающий читателю понять смысл произведения, чувства и переживания главных героев.

Значение снов в русской литературе

Как уже говорилось выше, каждый из типов сновидений в русской литературе несет свое предназначение и по-своему влияет на текст. Проанализировав несколько наиболее известных произведений русской литературы, можно прийти к выводу о том, что использование такого приема в произведении имеет множество значений и задач. Прием описания сновидения может служить:

Таким образом, можно прийти к выводу о том, что сновидение – это художественный, композиционный прием в русской литературе, различающийся по своим типам и задачам. Типы сновидений могут различаться от информирующего до описательного, каждый из них имеет свои собственные композиционные и идейные задачи, к которым, в основном, относится представление и осмысление эмоционального состояния главного героя или раскрытие идейного замысла произведения.

Итак, сновидения как литературный прием играют огромную роль в русской литературе. Они помогают читателю более глубоко понять произведение, более полно и ярко представить картину происходящего, а также помогают самому автору в раскрытии идейного замысла произведения. Сновидения, неся в себе как позитивную эмоциональную окраску, так и негативную, помогают сделать ярче эмоциональную картину произведения. Таким образом, данный литературный прием действительно играет большую роль в русской литературе.

Источник

Проект «Сны и сновидения в русской литературе»

В данной работе определяется место и роль снов и сновидений в художественных произведениях русских писателей XIX века: в романах «Евгений Онегин» А.С. Пушкина, «Обломов» И.А. Гончарова, «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского.

Просмотр содержимого документа
«Проект «Сны и сновидения в русской литературе»»

Гапоу со «Вольский педагогический колледж им. Ф.и. панферова»

«Сны и сновидения в русской литературе XIX века»

Проект по литературе

Выполнила
Протасова Екатерина,

студентка группы 1д1.

Глава 1. Сон как художественный прием и различные подходы

Глава 2. Роль сновидений в произведениях русских писателей

2.1. Сон Татьяны Лариной в романе А.С.Пушкина

2.2. Сон Обломова в романе И.А. Гончарова «Обломов»……. …с.10-12

2.3. Страшные сны Родиона Раскольникова в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»…………………с.12-16

Сон всегда был загадкой для человека. Как всякая тайна, он необыкновенно привлекателен, недаром вокруг этой загадки столько всего: и народные верования, и сказки, и предсказания, и колдовство. Интерес к снам характерен для всех эпох человеческой культуры.

Известно немало фактов, когда решение житейской или научной задачи приходило на ум не днём, а ночью, в сновидении. Так, немецкий химик Кекуле увидел во сне структурную формулу бензола. Дмитрию Ивановичу Менделееву сон помог создать периодическую таблицу химических элементов.

«Сном пользовались боги, чтобы сообщить людям свою волю», — говорил Гомер. В древней Спарте особые чиновники – эфоры – при обсуждении трудных государственных дел ложились спать в храмах, чтобы во сне увидеть правильное решение.

Проблема сна и сновидений интересовала писателей и поэтов во все времена. В данной работе предпринимается попытка рассмотрения сна и сновидений как средства отражения действительности, аллегорий и иносказаний на примере произведений русской литературы XIX века.

Актуальность данного исследования определяется тем, толкование снов всегда было и будет популярным занятием, привлекающим своей мистичностью. Выбранная тема может быть интересна многим, в особенности тем, кто увлекается литературой. Сны, описанные в произведениях литературы, могут быть интерпретированы читателями по-разному. Главное – понимать их значимость в масштабе целых произведений, соотнося этот художественный прием с общей картиной сюжета.

Объект исследования – романы: «Евгений Онегин» А.С. Пушкина, «Обломов» И.А. Гончарова и «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского.

Предмет исследования – сны и сновидения героев художественных произведений А.С.Пушкина, И.А. Гончарова, Ф.М. Достоевского.

Цель исследования – определение значимости сна как художественного приема в произведениях русской литературы.

Для реализации цели были поставлены следующие задачи:

1. Собрать материал по данной теме и проанализировать его.

2. Определить роль сна в масштабе целых произведений русской литературы.

3. Систематизировать полученный результат.

Для достижения поставленной цели использованы методы анализа, сравнения и обобщения. Порядок и структура работы определены хронологическим принципом изучения русской литературы.

В основу исследования была положена следующая гипотеза: если изображение сна – описание сновидения – весьма распространенный художественный прием, то, можно предположить, что его использование в русской классической литературе является важным средством не только для отображения психологического состояния героя, но и для отражения действительности, и зависит во многом от мировоззрения автора.

Практическая значимость: работа имеет практическую направленность и представляет интерес как для учителей литературы, так и для учащихся. Она поможет глубже изучить место и роль сна литературных героев, лучше понять произведение, поступки героев и их характер.

Глава 1. Сон как художественный прием и различные подходы к его изучению

Мир снов и сновидений с давних времен интересовал человека. Для него сон всегда был загадкой, тайной, ведь неизвестно, что происходит с сознанием человека во сне. Еще Аристотель в трактатах «О сне» и «О вещих сновидениях» предположил, что сновидения – это не «язык богов» или «странствия души», а явления, вытекающие из самой сущности человеческого духа и представляющие собой результат специфической деятельности мозга.

Знаменитый психиатр Фрейд создал оригинальную теорию, согласно которой, сон – это иллюзорное осуществление вытесненных желаний. Согласно другому психиатру, Юнгу, сны – прямое проявление бессознательного.

Древнегреческий философ Платон считал, что сны могут служить источником творческого вдохновения. Сновидения часто используются в мифах и в фольклоре, где они является выражением народных представлений о жизни и смерти. Сновидения связаны с другими жанрами устного народного творчества: загадками, заклинаниями, заговорами. Они часто включаются в сказки, былины, лирические песни.

Сны и сновидения во все времена интересовали писателей и поэтов. Можно вспомнить произведения мировой литературы, в названия которых вынесено слово «сон»:«Сон в летнюю ночь» В. Шекспира, «Сон» Дж. Г. Байрона, «Сновидение» А.С. Пушкина, «Сон» М. В. Лермонтова, «Дядюшкин сон», «Петербургские сновидения в стихах и прозе», «Сон смешного человека» Ф.М. Достоевского, «Тяжелые сны» Ф. Сологуба и др.

В русской литературе сны всегда играли большую роль. Многие писатели делали сон полноценным действующим лицом своих произведений. Сны героев позволяют лучше понять характеры, причины их поступков, отношение к людям и к себе. Во сне освобождается подсознание человека, поэтому он не может лгать, притворяться. Наверное, именно по этим причинам авторы часто прибегают к такому приему как раскрытие личности персонажа через его сон.

Литературные сны неоднократно становились предметом научного анализа. Русский писатель XX века Алексей Ремизов размышлял о формах русской духовности, как они отразились в классической литературе. По мнению Ремизова, в снах проявляются и отражаются индивидуальность человека, его жизнь и быт, дневные впечатления и занятия. В книге «Огонь вещей. Сны и предсонье» писатель пишет: «Редкое произведение русской литературы обходится без сна. В снах не только сегодняшние обрывки дневных впечатлений, недосказанное, недодуманное, в снах дается и познание, и сознание, и провидение, жизнь, изображаемая со сновидениями, развертывается в века и до веку» [14, с. 136]. Сон понимается автором как послание высших сил, существующих не только вне человека, но и внутри него. А. Ремизов называет сны в литературе «снами в рассказах» [14, с. 137].

Считается базовым определение, данное Ю. Лотманом: «сон – знак в чистом виде, так как человек знает, что есть сон, видение, знает, что оно имеет значение, но не знает – какое. Это значение нужно расшифровать» [10, с.123].

В исследовании Ю.А. Кумбашевой «Мотив сна в русской лирике первой трети XIX века» [9] сон-лирический мотив, сон как поэтический троп, метафора. Исследовательница прослеживает видоизменения мотива сна, его динамику в нескольких сменяющих друг друга лирических системах, раскрывает смысловой, жанровый и стилистический потенциал мотива. В качестве объекта изучения Ю.А. Кумбашевой выбрана эпоха 1800-1830-х годов. Русская лирика данной эпохи рассматривается в достаточно широком контексте: на фоне ряда произведений мировой литературы, творчества Г.Р. Державина, Н.М. Карамзина, В.А. Жуковского, К.Н. Батюшкова, А.С. Пушкина.

Ряд авторов, изучали литературные сновидения отдельных произведений русских писателей. Наиболее часто исследователи обращаются к творчеству А.С. Пушкина. Объектом изучения литературоведов, лингвистов и культурологов неоднократно становился сон Татьяны, занимающий особое место в структуре романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Среди таких исследований следует назвать работы Ю. М. Лотмана, B.М. Марковича, Ю.Н. Чумакова. Например, широко известна книга Ю. Лотмана «Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий», содержащая пояснения к тексту романа А. С. Пушкина, которые помогают глубже понять произведение классика.

На основе изложенного можно сделать вывод, что под сном понимается не только психофизическое явление, но и элемент художественного произведения. В научной традиции отсутствует четкое определение литературных сновидений. Сон персонажа обозначается разными понятиями: «сны в рассказах», «сон – знак», «устойчивый художественный прием», «мотив сновидения».

Сновидения восходят к архаичным культурам, являются неотъемлемой частью мифов, в том числе и религиозных.

С XIX века сновидение превратилось в метод характеристики персонажей и художественной реальности. Сон в литературном художественном произведении помогает читателю проникнуть в глубинные, природные, пласты подсознания литературных героев. Сон играет либо компенсаторную роль нереализованного желания, либо имеет значение предощущения поворотного момента в жизни человека, вмешательства судьбы в планы героя; либо незначительные впечатления дня, получаемые извне, сон превращает в гиперболические формы времени, пространства и причинности, объясняющие религиозные и эстетические воззрения художественных персонажей.

Глава 2. Роль сновидений в произведениях русских писателей XIX века

2.1. Сон Татьяны Лариной в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин»

А.С. Пушкин уделил сну Татьяны Лариной десять строф – точнее 145 стихов – в V главе романа «Евгений Онегин». Уверенно можно сказать, что эта часть произведения является самой загадочной и таинственной, сон Татьяны несет в себе глубокий смысл. Этот сон – зловещий знак судьбы.

Включая в повествование сон героини, автор помогает читателю понять образ Татьяны и обстановку, в которой жили и воспитывались провинциальные барышни, подобные ей. Татьяна читает иностранные романы, русских тогда еще не создали, но снятся ей русские, даже простонародные сны. Ее вещий сон, пронизанный фольклорными образами и символами, вероятно, вызван тоской героини по несбыточному счастью. Татьяне снится:

Идет по снеговой поляне,

Печальной мглой окружена.

Сон героини очень логичен и последователен, встречающиеся трудности в виде незамерзающего ручья, длинного пути в сугробах ей помогает преодолеть «лакей косматый». Татьяна замирает от ужаса, когда ее подхватывает медведь:

Упала в снег; медведь проворно

Ее хватает и несет;

Не шевельнется, не дохнет.

Сидят чудовища кругом:

Один в рогах с собачьей мордой,

Другой с петушьей головой,

Здесь ведьма с козьей бородой,

Тут остов чопорный и гордый,

Там карла с хвостиком, а вот

Полужуравль и полукот.

Используя систему художественных образов, Пушкин создает пародию на гостей, которые будут присутствовать на именинах Татьяны в доме Лариных. Но главное, кроме них Татьяна видит и того, кто «мил и страшен ей», Евгения, и причем в роли «хозяина» (все ему подчиняются), атамана шайки нечисти.

Вещий сон Татьяны – один из самых важных и интересных сюжетных ходов Пушкина, и неспроста он расположен в пятой главе – ровно посередине романа. Этот сон определяет дальнейшее развитие событий в жизни героев, предсказывая не только ближайшее будущее (дуэль), но и гораздо более отдалённое. Он также является не просто вещим – он в мельчайших подробностях отражает судьбы главных героев и помогает понять глубину переживаний девушки. Предвещает ей будущее замужество: видеть во сне медведя, согласно народным верованиям, предвещает женитьбу или замужество. Кроме того, медведь во сне героини является кумом Онегина, ее муж, генерал, действительно приходится Онегину дальним родственником.

Встав на «дрожащий гибельный мосток» и перейдя через бурлящий, «кипучий, темный и седой», «не скованный зимой» поток, Татьяна в символической форме открывает своё будущее. «Бурлящий» поток символизирует мечтательную юность героини, её мечты и любовь к Онегину. Перейдя мост, Татьяна оставляет прошлое позади.

Итак, картина сна является неотъемлемой частью романа в стихах «Евгений Онегин» А. С. Пушкина. В ходе анализа я пришла к выводу, что сон Татьяны выступает как средство ее характеристики: сон раскрывает внутренний мир героини, её мечты, тревоги. Кроме того, сон как художественный прием в произведении А.С.Пушкина предвосхищает будущее героев, благодаря сну Татьяны автор подготовил читателя к развязке сюжетной линии Онегин—Ленский, которая повлечет неизбежные изменения в судьбах главных героев — Онегина и Татьяны.

2.2. Сон Обломова в романе И.А. Гончарова «Обломов»

Сон Обломова является одним из ключевых эпизодов романа И.А. Гончарова «Обломов». Не случайно Гончаров назвал его «увертюрой всего романа». Это ключ ко всему произведению, разгадка всех его тайн. Перед читателем проходит раннее детство Ильи Ильича. Именно эпизод, посвященный детству Илюши, является одним из важных в идейном отношении. А.В. Дружинин написал о нем: «Сон Обломова» – этот великолепнейший эпизод, который останется в нашей словесности на вечные времена, был первым, могущественным шагом к уяснению Обломова с его обломовщиной…Обломов без своего «Сна» был бы созданием неоконченным, не родным всякому из нас, как теперь, – «Сон» его разъясняет все наши недоразумения и, не давая нам ни одного полного толкования, повелевает нам понимать и любить Обломова…» [5].
В Обломовке, которую герой видит во сне, формировался душевный склад мальчика, предопределивший его судьбу. Здесь лежат причины такого удручающего и неискоренимого в русской жизни явления, как «обломовщина», а с другой стороны – здесь же можно обнаружить истоки той «голубиной кротости» и незамутненной ясности души, которыми столь выразительно отличался Илья Ильич от других людей предприимчивого и меркантильного мира.

Обломов — барин, готовый дни напролет лежать на диване. Он не умеет работать и даже презирает всякий труд, способен лишь на бесполезные мечты. «Жизнь в его глазах разделялась на две половины: одна состояла из труда и скуки — это у него были синонимы; другая — из покоя и мирного веселья» [3, с. 59]. Он просто боится какой-либо деятельности. Даже мечта о большой любви не сможет вывести его из состояния апатии и покоя. Так проходила вся его жизнь, день за днем. Ничего не менялось в ее мерном движении.

«А между тем, он болезненно чувствовал, что в нем зарыто, как в могиле, какое-то хорошее, светлое начало, может быть, теперь уже умершее… Но глубоко и тяжело завален клад дрянью, наносным сором»[3].

Обломов видит себя семилетним мальчиком, резвым и игривым, ему любопытно всё, что происходит вокруг, он хочет узнать о мире больше. Но неусыпный надзор матери и няни мешает ему осуществить свои желания: «Няня! Не видишь, что ребёнок выбежал на солнышко! Уведи его в холодок; напечёт ему головку – будет болеть, тошно сделается, кушать не станет. Он этак у тебя в овраг уйдёт» [3, с. 122]. И только время дневного сна давало Илюше свободу. Засыпали все, даже его няня. И вот тогда начиналась самостоятельная жизнь маленького барина.

Потом Илья Ильич видит себя мальчиком лет 12-13 лет. И вот ему уже сложнее сопротивляться, ум его уже почти уяснил, что именно так, как живут его родители, и следует жить. Главное, что волновало его мать, это чтобы ребёнок был весел, толст и здоров. Всё остальное считалось второстепенным.

Именно этот сон во многом разъясняет образ героя. Из комнаты Ильи Ильича мы попадаем в царство света и солнца. Световое ощущение, пожалуй, центральное в данном эпизоде. Мы наблюдаем солнце во всех его проявлениях: дневное, вечернее, зимнее, летнее. Солнечные пространства, утренние тени, речка, отражающая солнце. После тусклой освещенности предыдущих глав мы попадаем в мир света: «Вся природа — и лес, и вода, и стены хижин, и песчаные холмы — все горит точно багровым заревом» [3, с. 125].

После таких волнующих пейзажей Гончаров переносит нас в небольшой уголок, где «счастливые люди жили, думая, что иначе и не должно и не может быть». Писатель знакомит нас с окрестностями деревни и ее жителями: «Тихо и сонно все в деревне: безмолвные избы отворены настежь; не видно ни души; одни мухи тучами летают и жужжат в духоте» [3, с. 117]. Здесь родился и формировался Обломов.

Дочитав главу до конца, осознаем единственную причину бессмысленности жизни Обломова, его пассивности и апатии. Детство Ильи – вот его идеал. Там в Обломовке – тепло, надёжно и очень защищённо чувствовал себя Илюша, а сколько любви… Этот идеал и обрёк его на дальнейшее бесцельное существование. А путь туда ему уже заказан. Обломовщина — это воплощение сна, неосуществимых стремлений, застоя.

Итак, Гончаров использует сон героя как сюжетный элемент романа, который не только помогает раскрыть внутренний мир персонажа, но и показать истоки характера Ильи Ильича. В главе «Сон Обломова» автор даёт подробное описание его детства, показывает, что обломовская лень – качество приобретённое, а не врождённое. У Гончарова сон – это способ увидеть прошлое, чтобы определить настоящее.

2.3. Страшные сны Родиона Раскольникова в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Сновидения являются важнейшим элементом художественного мира Ф.М. Достоевского. «Преступление и наказание» – самый насыщенный сновидениями роман писателя. Можно говорить не только о снах-новеллах, но и о цикле снов в контексте романа.

На протяжении практически всего романа в душе главного героя, Родиона Раскольникова, происходит конфликт, и эти внутренние противоречия обусловливают его странное состояние: герой настолько погружен в себя, что для него грань между мечтой и реальностью, между сном и действительностью смазывается, воспаленный мозг рождает бред, и герой впадает в апатию, полусон-полубред, поэтому о некоторых снах трудно сказать, сон это или бред, игра воображения. Однако в романе также существуют яркие, четкие описания снов Раскольникова, способствующие раскрытию образа главного героя, углублению психологической стороны романа.

Первый сон можно назвать «сном о лошади». Он снится Раскольникову накануне преступления. Герой называет его «страшным сном»: «…Страшный сон приснился Раскольникову. Приснилось ему его детство, еще в их городке…», «…в большую такую телегу впряжена была маленькая, тощая, саврасая крестьянская клячонка…» [4, с.53, 54]. Эту лошадь забили кнутом до смерти. Мальчик бросается ее защищать, плачет, «обхватывает ее мертвую, окровавленную морду и целует ее, целует ее в глаза, в губы» [4, с.57]. Раскольников просыпается «весь в поту» и решает отказаться от убийства: «Неужели ж я в самом деле возьму топор, стану бить по голове, размозжу ей череп Я ведь не вытерплю, не вытерплю!» [4, с.59].

Главная мысль этого эпизода, безусловно, заключается в неприятии убийства, и в частности неприятии убийства Раскольниковым. Это определяет его как человека, по природе гуманного.

В разных образах этого сна перед нами как бы четыре роли, которые играет Раскольников в жизни: роль жертвы (кляча), роль убийцы (Миколка), роль свидетеля страданий (толпа), роль борца за униженных (мальчик). Все эти четыре роли живут и спорят в душе Раскольникова, но роль убийцы временно берет верх. Этот сон символичен: Раскольников-мальчик любит ходить в церковь, олицетворяющую небесное начало на земле, то есть духовность, нравственную чистоту и совершенство. Но дорога в церковь проходит мимо кабака, который мальчик не любит. Кабак — это то жуткое, мирское, земное, что губит в человеке человека. Эти образы показывают, что внутри героя происходит постоянная борьба души и разума, которая будет продолжаться еще долго и после преступления. И только в эпилоге романа духовное восторжествует, душа одержит победу.

Отголоски первого сна Раскольникова встречаются на протяжении всего произведения: Раскольников, содрогнувшийся перед тем, что он задумал, все-таки убьет старуху и еще Лизавету, такую же беспомощную и забитую, как кляча: она не осмелится даже поднять руку, чтобы защитить лицо от топора убийцы.

Второй сон Раскольников видит уже после убийства, когда раздумывает о драгоценностях, спрятанных им во дворе старого дома под камнем. Герою снится уже пережитое: он идет к старухе-процентщице. «. На стуле в уголку сидит старушонка, вся, скрючившись и наклонив голову, так что он никак не мог разглядеть лица, но это была она. Он стоял перед ней: «Боится!» — подумал он, тихонько высвободил из петли топор и ударил старуху по темени, раз и другой. Но странно: она даже не шевельнулась от ударов, точно деревянная. Он испугался, нагнулся ближе и стал ее разглядывать; но и она еще ниже нагнула голову. Он пригнулся тогда совсем к полу и заглянул ей снизу в лицо, заглянул и помертвел: старушонка сидела и смеялась,— так и заливалась тихим, неслышным смехом. Бешенство одолело его: изо всей силы начал он бить старуху по голове, но с каждым ударом топора смех и шепот из спальни раздавались все сильнее и слышнее, а старушонка вся так и колыхалась от хохота» [4, с.89].

Этот сон удивителен по своей психологической точности и художественной силе. Достоевский нагнетает, сгущает краски (смех у старухи «зловещий», гомон толпы за дверью явно недоброжелательный, злобный, насмешливый), чтобы как можно более четко и достоверно отразить состояние отчаявшейся души героя, особенно усилившееся после провала «эксперимента над собой».

Последний, третий, сон главный герой видит на каторге, уже на пути к нравственному возрождению, глядя на свою теорию другими глазами. Раскольников болен, лежит в бреду. Под подушкой – Евангелие, принесенное Соней по его просьбе (однако ни разу доселе им не открытое). Ему снятся картины апокалипсиса: «Целые селения, целые города и народы заражались и сумасшествовали. Все были в тревоге и не понимали друг друга, всякий думал, что в нем в одном и заключается истина, и мучился, глядя на других, бил себя в грудь, плакал и ломал себе руки. Не знали, кого и как судить, не могли согласиться, что считать злом, что добром. Не знали, кого обвинять, кого оправдывать. Люди убивали друг друга в какой-то бессмысленной злобе. » [4, с. 230].

В этом сне Раскольников смотрит на свою теорию по-новому, видит ее антигуманность и расценивает ее уже как возможную причину возникновения ситуации, угрожающей своими последствиями (этот апокалипсис – и есть последствия воплощения теории Раскольникова в жизнь). Исследователи творчества Достоевского считают, что именно теперь, после третьего сна, происходит переосмысление героем смысла жизни, изменение его мировоззрения, постепенное приближение к духовному совершенству – то есть «совершается нравственное возрождение Раскольникова, трудное, болезненное, но все же очистительное и светлое, купленное ценой страдания», а ведь именно через страдание, по мнению Достоевского, человек может прийти к настоящему счастью.

Таким образом, в «Преступлении и наказании» никакой красочности роману сны не придают. Они не только являются осмыслением жизненной ситуации героя, но и предвещают грядущие перемены в жизни. Сны здесь помогают лучше понять внутренний мир очень сложного человека – Родиона Раскольникова. Сны Раскольникова символичны, их отголоски звучат на протяжении всего романа, помогают лучше понять замысел писателя, ведь у Достоевского сон – это выражение взглядов писателя, предупреждение о грядущих событиях.

С древних времен художественное изображение сновидений играло важную роль в фольклоре и в литературе.

Сны являются важнейшим художественным приемом, который помогают автору полномерно донести до читателя свою мысль. Сны героев позволяют лучше понять их характеры, причины их поступков, отношение к другим людям и к себе, а иногда вообще определяли их жизнь. Сны предрекают будущее персонажей, разъясняют их прошлое, помогают сделать правильный выбор или пытаются предостеречь от ошибок.

Проанализировав три произведения русской художественной литературы XIX века, я пришла к выводу, что функции сна в произведениях А.С. Пушкина, И.А. Гончарова и Ф.М. Достоевского были различны и подчинялись, прежде всего, тем задачам, которые ставили перед собой авторы.

Так, сон Татьяны выполняет композиционную роль и связывает содержание предшествующих глав с драматическими событиями шестой главы. Сон выступает как средство отражения действительности. Помимо этой функции, сон героини в романе Пушкина создает психологическую характеристику «русской души» героини, ее внутренние переживания. Сон раскрывает глубину образа Татьяны (она единственная поняла и почувствовала неординарность натуры Онегина) и противоречивость характера Онегина (он – один из чудовищ во сне Татьяны и, вместе с тем, он один имеет человеческий облик и руководит всеми монстрами).

Другой важной характерологической функцией сна Татьяны является свидетельствование о тесной связи пушкинской героини с народной жизнью, русским фольклором.

С помощью большого количества слов-символов, использованных в описании сна Татьяны, автор не только раскрывает образы, но и предоставляет читателю шанс заглянуть в будущее и узнать дальнейшие судьбы героев. Помимо этого, сон-пророчество Татьяны является художественным приемом, который делает текст романа более красочным и убедительным.

У Гончарова сон – это способ увидеть прошлое, чтобы определить настоящее. Роль главы «Сон Обломова» очень велика в раскрытии характера главного героя. Здесь подробно изображено становление характера и личности Ильи Обломова под влиянием барских условий жизни. Глава показывает этапы превращения обычного дворянского мальчика Илюши, живого и резвого, в Илью Обломова, ставшего символом лени, бездеятельности. Кроме того, это сон-мечта. Во сне Обломова показан идиллический уголок, благословенный край, мир «детства», свободный от любых страстей.

Общее назначение художественных средств, использованных Достоевским в романе, одно: наиболее полное раскрытие основной идеи произведения – опровержения теории, убивающей в человеке человека при осознании этим человеком возможности убийства им другого человека.

Каждый сон является зеркалом души Родиона Романовича, которое отражает именно то, что и хотел донести до читателя автор. В романе существуют яркие, четкие описания снов Раскольникова, способствующие раскрытию образа главного героя, углублению психологической стороны романа.

Таким образом, сны в русских романах многофункциональны. Они вбирали в себя все три времени: показывали картины прошлого, настоящего и будущего, раздвигая тем самым пространственно-временные границы текста и выполняя функцию памяти. Введение фантастических элементов (сна) реалистически мотивировано. Это и форма введения сюжетных элементов (например, экспозиции в романе И.А.Гончарова), и форма выражения авторских взглядов (в «Преступлении и наказании») и отражение бессознательного в психике героя (в произведениях Достоевского и Пушкина).

Выдвинутая гипотеза о том, что сны, как художественный прием в литературе, являются важным средством не только для отображения психологического состояния героя, но и для отражения действительности, и его использование зависит во многом от мировоззрения автора, нашла свое подтверждение: эти сны имеют огромное значение для понимания основной идеи романа, являются средством создания образа героя, раскрытия его внутреннего мира, отражения психологического состояния.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *