Кюи неразгаданный сон аннотация

Будь умным!

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2016-03-05

«>на произведение Ц. А. Кюи

«>Учащейся 4 курса специальности «Дирижирование. Академический хор» Пименовой Ольги

«>«Уснуло всё»- произведение » xml:lang=»de-DE» lang=»de-DE»>a «> » xml:lang=»de-DE» lang=»de-DE»>capella «> для смешанного хора. Автор музыки- Цезарь Кюи, автор литературного текста- Даниил Ратгауз.

«> Цезарь Антонович Кюи- «>русский композитор (1835-1918), музыкальный критик, деятельность которго протекала в период невиданного развития русской музыкальной культуры в 70х- 80х годах 20-го века.

«>Музыкальное наследие Кюи чрезвычайно обширно и многообразно: 14 опер (из них 4 детских), несколько сот романсов, оркестровые, хоровые, ансамблевые произведения, сочинения для фортепиано. Он- автор свыше 700 музыкально- критических работ.

«>Самые ранние романсы Кюи написаны около 1850 года («6 Польских песен», изданы в Москве, в 1901 г.), но серьёзно развиваться композиторская его деятельность начала лишь после окончания им академии. Громадное значение в развитии таланта Кюи имела дружба с «>Балакиревым «> (1857), являвшимся в первом периоде творчества Кюи его советником, критиком, учителем и отчасти сотрудником (главным образом, по части оркестровки, оставшейся навсегда наиболее уязвимой стороной фактуры Кюи), и близкое знакомство с его кружком: Мусоргским (1857), Римским-Корсаковым (1861) и Бородиным (1864), а также с Даргомыжским (1857), оказавшим большое влияние на выработку вокального стиля Кюи.

«>19 октября 1858 года Кюи женился на Мальвине Рафаиловне Бамберг, ученице Даргомыжского. К тому же времени относятся два фортепианных скерцо «>C-dur «> и «>gis-moll «> и первый опыт в оперной форме: два акта оперы «Кавказский Пленник» (1857—1858), позже переделанной в трёхактную и поставленной в 1883 году на сцене в Петербурге и Москве. Тогда же написана одноактная комическая опера в легком жанре «Сын Мандарина» (1859). В 60-е годы Кюи работал над оперой «Вильям Ратклиф», поставленной в 1869 г. на сцене Мариинского театра.

«>В 1876 г. в Мариинском театре состоялась премьера новой работы Кюи- оперы «Анджело» на сюжет драмы В.Гюго.

«>Цезарь Кюи участвовал в «>Беляевском кружке «>. В 1896—1904 годах Кюи состоял председателем петербургского отделения, а в 1904 г. выбран почетным членом Императорского Русского Музыкального Общества.

«>Замечательный лирик, способный воплощать в музыке самые возвышенные и глубокие чувства, в вокальном жанре композитор наиболее полно проявил себя в миниатюре. Истинной поэзией и вдохновением отмечены такие романсы и вокальные циклы, как «Эоловы арфы», «Мениск», «Сожжённое письмо», «Истомленная горем», «20 поэм Рипшена», «25 стихотворений Пушкина», «21 стихотворение Некрасова», «18 стиотворений А.К. Толстого» и др.

«>В 60-х годах в русской музыке сформировался ряд творческих школ и направлений, организовывались различные центры музыкальной жизни. Ведущее место занял кружок петербургских музыкантов «Могучая кучка», куда входили М.Балакирев, Ц.Кюи, М.Мусоргский, А.Бородин, Н.Римский-Корсаков. Всех их объединяла одна цель- продолжать дело, начатое Глинкой, «создавать музыку русскую, неразрывно связанную с искусством самого народа». Как критик Ц.Кюи играл важную роль в борьбе, которую вела «Могучая кучка» за свои национально-эстетические принципы.

«>И всё же определяющим в творческом наследии Кюи остаётся хоровая миниатюра. По облику и характеру своего дарования Кюи- типичный миниатюрист. Он почти не выходит из круга тихих и ясных, спокойно- созерцательных настроений. Среди большого количества произведений для хора особенно выделяются лирические: «Засветилась вдали», «Встрепенитесь, птички- песни», «Сияет солнце», «Уснуло всё», «Васильки на полях».

«>Именно здесь раскрывается ярче всего своеобразная индивидуальность композитора, очень тонкого и изящного в своих высказываниях. Стилю Кюи свойственны красивая мелодичность, изящная гармонизация, умение использовать хоровые краски. В его манере заметно стремление к лирической сглаженности, законченности и спокойному равновесию линий.

«>В этом лирическом наследии выделяются и стоят особняком несколько монументальных, развёрнутых хоров: «Жизнь», «Две розы», «Грозовые тучи». Эти хоровые произведения вошли в цикл «Шесть хоров», посвященный Бесплатному хоровому классу.

«>Как всякий истинно национальный художник, композитор сумел отразить в своём творчестве противоречивую и напряжённую обстановку эпохи.

«>Кюи как музыкальный критик

«>С «>1864 «> выступал как музыкальный критик, отстаивая принципы реализма и народности в музыке, пропагандируя творчество «>М. И. Глинки «>, «>А. С. Даргомыжского «> и молодых представителей «Новой русской школы», а также новаторские течения зарубежной музыки. В роли критика он часто публиковал разгромные статьи на творчество «>Чайковского «>. Систематическая музыкально-критическая деятельность Кюи продолжалась до начала 1900-х гг.

«> «>Творческое наследие композитора «>:

;color:#000000″> ;color:#000000″>14 опер

;color:#000000″> (За исключением ;color:#000000″> Флибустьера ;color:#000000″>, все оперы Кюи впервые были сочинены на русском языке.)

;color:#000000″>Кюи закончил две оперы других композиторов:

;color:#000000″> Также- произведения для оркестра, камерных инструментальных ансамблей, ;color:#000000″>фортепиано ;color:#000000″>, ;color:#000000″>скрипки ;color:#000000″>, ;color:#000000″>виолончели ;color:#000000″>; хоры, вокальные ансамбли, ;color:#000000″>романсы ;color:#000000″> (более 250), отличающиеся лирической выразительностью, изяществом, тонкостью вокальной декламации. Среди них популярны «Сожжённое письмо», «Царскосельская статуя» (слова А. С. Пушкина), «Эоловы арфы» (слова ;color:#000000″>А. Н. Майкова ;color:#000000″>) и др.

«>Хоры а капелла смешанные-23, мужские-3, женские-4, детские-7, 7 смешанных квартетов, духовные хоры- 4, мужские квартеты-9, хоры с сопровождением фортепиано, женские хоры с оркестром- более70ти названий, хоры из опер Кавказский пленник, Вильям Ратклиф, Анджело и др.

«>Большинство хоров- лирические миниатюры в жанре романса или песни (Засветилась вдали, Ноктюрн, Небо и звёзды, Васильки на полях, Встрепенитесь,птички-песни, Розы, Сияет солнце и др.); хоры философского содержания, иногда с элементами трагизма ( неразгаданный сон, две розы, Чайльд-Гарольд и др). Есть жанровые пьесы(Баркарола, Колыбельная), восточные хоры (Дарует небо человеку, Молитва бедуина), попытки воплощения общественно-гражданской темы (Голод, На Родине, Идут). Несколько больших развитых хоров (8ми голосное Жизнь; в сонатной форме- Грозовые тучи). Мелодичность, красивая гармонизация, законченность формы, изящество, умелое использование голосов и хоровых красок, выразительное прочтение текста (трудность- разная подтекстовка). Реприза динамизирована, кульминация. Постепенное включение партий, имитация, показ темы в различных голосах и регистрах, дивизи. Заботится о плавности и логичности голосоведения.

«> Поэт Даниил Максимович Ратгауз родился в Харькове 25 января (6 февраля) 1868 г. Окончил в Киеве гимназию и юридический факультет Киевского университета (1895). Служил присяжным поверенным. Жил в Киеве, наездами бывая в Петербурге. В 1910 г. обосновался в Москве. Отец поэтессы, прозаика и актрисы ;color:#000000″>Татьяны Ратгауз-Клименко «>.
Дебютировал в печати в 1887 г. Литературным «крестным отцом» стал ;color:#000000″>Василий Немирович-Данченко «>. Печатался в многочисленных газетах, еженедельниках и журналах («Наблюдатель», «Новый век», «Нива», «Север», «Сцена и жизнь», «Дамский мир», «Всемирная панорама», «Весь мир», «Пробуждение», «Огонек», «Новый мир», «Журнал для женщин», «Синий журнал», «Вестник Европы» и другие). Еще студентом послал свои стихи П. И. Чайковскому, который сочинил шесть романсов на стихи Ратгауза («Снова, как прежде, одни» «В эту лунную ночь», «Мы сидели с тобой»). На стихи Ратгауза романсы писали также Н. А. Римский-Корсаков, Ц. А. Кюи, С. В. Рахманинов, А. С. Аренский, Р. М. Глиэр, М. М. Ипполитов-Иванов, Ю. И. Блейхман, А. Т. Гречанинов. Первый сборник «Стихотворения» (Киев, 1893). За ним последовали книги стихов «Песни сердца» (Москва, 1896), «Собрание стихотворений» (Санкт-Петербург – Москва, 1900), «Песни любви и печали» (Санкт-Петербург – Москва, 1902; второе издание 1903), «Новые стихотворения» (Москва, 1904), трехтомное собрание стихотворений (1906), «Избранные стихотворения» (Киев, 1910), «Русским женщинам» (1915), «Мои песни» (1917; книга переиздана в Берлине в 1922 г.).
В 1918 г. переехал в Киев. В 1921 г. эмигрировал, после недолгого пребывания в Варшаве поселился в Берлине, с 1923 г. в Праге. Участвовал в литературном кружке «Далиборка», состоял в Союзе русских писателей и журналистов в Чехословакии. Вместе с В. И. Немировичем-Данченко считался старейшим и известнейшим из живших в Праге русских писателей. Печатался в газетах «Либавское русское слово», «Слово», «Сегодня», «Двинский голос», «Эхо», журнале «Для Вас» и других изданиях. Издал сборник «О жизни и смерти» (Прага, 1927).
В последние годы из-за тяжелой формы гипертонии был прикован к постели, однако продолжал писать. Незадолго до смерти начал готовить новый сборник, в который должны были войти стихотворения последних лет, а из старых — наиболее известные. Книгу издать не удалось.
Умер 6 июня 1937 г. в Праге. Похоронен на Ольшанском кладбище.

«> Литературный текст написан Даниилом Ратгаузом:

«>Уснуло всё. Замолкли птицы.

«>Весь мир кругом объяла тишь.

«>Сверкают бледные зарницы,

«>едва колышется камыш.

«>Уж темноокая, немая

«>нисходит ночь с немых высот

«>И песни неба, песни рая

«>она задумчиво поёт.

«>Но без любви мертва природа,

«>В ней счастья нет, нам счастья нет.

«>Как это часто встречается у поэтов-романтиков, лирическая пейзажная зарисовка наполнена глубоким философским содержанием.

«>Все мы наблюдали, как природа меняется с наступлением ночи. Солнце село, темно кругом, природа спит. Кажется, что весь мир кругом объяла тишь. Прислушавшись, можно услышать, как ветер колышет листву деревьев, пение сверчка.

«>Образы природы проецируются на чувства человека и осмысляются с духовно-нравственных позиций:

«>Но без любви мертва природа,

«>В ней счастья нет, нам счастья нет.

«>Можно предположить, что любовь в понимании поэта– не только чувство, живущее в сердце конкретного человека, но и любовь Творца вселенной к своему творению, одушевляющая и животворящая все сущее.

«>Уснуло всё. Замолкли птицы.

«>Весь мир кругом объяла тишь.

«>Музыкально- выразительные средства.

«> Произведение относится к жанру лирической хоровой миниатюры. Одним из стилевых истоков является присутствующая в скрытом виде танцевальность (полонез):

«>Хор написан в простой двухчастной форме, каждая из частей представляет собой период из трёх предложений.

«>В создании гармонического языка композитор опирается на традиционные гармонические средства с небольшим вкраплением альтерированных аккордов.

«>Ритм гармонических смен совпадает с общим ритмом.

«>Композиционная схема произведения

«>51 » xml:lang=»en-US» lang=»en-US»> «>такт(начинается с затакта).

» xml:lang=»en-US» lang=»en-US»>A «> » xml:lang=»en-US» lang=»en-US»>b

» xml:lang=»en-US» lang=»en-US»>a «>1 » xml:lang=»en-US» lang=»en-US»>b «>1

Источник

Аннотация на произведение Ц. А. Кюи «Уснуло всё»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2014 в 23:27, творческая работа

Описание работы

Произведение Цезаря Кюи «Уснуло всё» представляет собой образец романтического стиля. Это проявляется как в образном содержании (природа и человек), так и в особой тональности (мажор с элементами мажоро-минора), и в особых видах аккордов, например, альтерированной субдоминанте. Стиль письма- имитационная подголосочность. Всё это- атрибуты романтического стиля, присущего Кюи.

Файлы: 1 файл

АННОТАЦИЯ КЮИ.docx

на произведение Ц. А. Кюи

Учащейся 4 курса специальности «Дирижирование. Академический хор» Пименовой Ольги

«Уснуло всё»- произведение a capella для смешанного хора. Автор музыки- Цезарь Кюи, автор литературного текста- Даниил Ратгауз.

Цезарь Антонович Кюи- русский композитор (1835-1918), музыкальный критик, деятельность которго протекала в период невиданного развития русской музыкальной культуры в 70х- 80х годах 20-го века.

Музыкальное наследие Кюи чрезвычайно обширно и многообразно: 14 опер (из них 4 детских), несколько сот романсов, оркестровые, хоровые, ансамблевые произведения, сочинения для фортепиано. Он- автор свыше 700 музыкально- критических работ.

В 1851-55 гг. Кюи учился в Главном инженерное училище в Петербурге. Впоследствии, в 1904 году, Ц. А. Кюи был произведен в чин инженер-генерала.

Самые ранние романсы Кюи написаны около 1850 года («6 Польских песен», изданы в Москве, в 1901 г.), но серьёзно развиваться композиторская его деятельность начала лишь после окончания им академии. Громадное значение в развитии таланта Кюи имела дружба с Балакиревым (1857), являвшимся в первом периоде творчества Кюи его советником, критиком, учителем и отчасти сотрудником (главным образом, по части оркестровки, оставшейся навсегда наиболее уязвимой стороной фактуры Кюи), и близкое знакомство с его кружком: Мусоргским (1857), Римским-Корсаковым (1861) и Бородиным (1864), а также с Даргомыжским (1857), оказавшим большое влияние на выработку вокального стиля Кюи.

19 октября 1858 года Кюи женился на Мальвине Рафаиловне Бамберг, ученице Даргомыжского. К тому же времени относятся два фортепианных скерцо C-dur и gis-moll и первый опыт в оперной форме: два акта оперы «Кавказский Пленник» (1857—1858), позже переделанной в трёхактную и поставленной в 1883 году на сцене в Петербурге и Москве. Тогда же написана одноактная комическая опера в легком жанре «Сын Мандарина» (1859). В 60-е годы Кюи работал над оперой «Вильям Ратклиф», поставленной в 1869 г. на сцене Мариинского театра.

В 1876 г. в Мариинском театре состоялась премьера новой работы Кюи- оперы «Анджело» на сюжет драмы В.Гюго.

Цезарь Кюи участвовал в Беляевском кружке. В 1896—1904 годах Кюи состоял председателем петербургского отделения, а в 1904 г. выбран почетным членом Императорского Русского Музыкального Общества.

Замечательный лирик, способный воплощать в музыке самые возвышенные и глубокие чувства, в вокальном жанре композитор наиболее полно проявил себя в миниатюре. Истинной поэзией и вдохновением отмечены такие романсы и вокальные циклы, как «Эоловы арфы», «Мениск», «Сожжённое письмо», «Истомленная горем», «20 поэм Рипшена», «25 стихотворений Пушкина», «21 стихотворение Некрасова», «18 стиотворений А.К. Толстого» и др.

В 60-х годах в русской музыке сформировался ряд творческих школ и направлений, организовывались различные центры музыкальной жизни. Ведущее место занял кружок петербургских музыкантов «Могучая кучка», куда входили М.Балакирев, Ц.Кюи, М.Мусоргский, А.Бородин, Н.Римский-Корсаков. Всех их объединяла одна цель- продолжать дело, начатое Глинкой, «создавать музыку русскую, неразрывно связанную с искусством самого народа». Как критик Ц.Кюи играл важную роль в борьбе, которую вела «Могучая кучка» за свои национально-эстетические принципы.

И всё же определяющим в творческом наследии Кюи остаётся хоровая миниатюра. По облику и характеру своего дарования Кюи- типичный миниатюрист. Он почти не выходит из круга тихих и ясных, спокойно- созерцательных настроений. Среди большого количества произведений для хора особенно выделяются лирические: «Засветилась вдали», «Встрепенитесь, птички- песни», «Сияет солнце», «Уснуло всё», «Васильки на полях».

Именно здесь раскрывается ярче всего своеобразная индивидуальность композитора, очень тонкого и изящного в своих высказываниях. Стилю Кюи свойственны красивая мелодичность, изящная гармонизация, умение использовать хоровые краски. В его манере заметно стремление к лирической сглаженности, законченности и спокойному равновесию линий.

В этом лирическом наследии выделяются и стоят особняком несколько монументальных, развёрнутых хоров: «Жизнь», «Две розы», «Грозовые тучи». Эти хоровые произведения вошли в цикл «Шесть хоров», посвященный Бесплатному хоровому классу.

Как всякий истинно национальный художник, композитор сумел отразить в своём творчестве противоречивую и напряжённую обстановку эпохи.

Кюи как музыкальный критик

С 1864 выступал как музыкальный критик, отстаивая принципы реализма и народности в музыке, пропагандируя творчество М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского и молодых представителей «Новой русской школы», а также новаторские течения зарубежной музыки. В роли критика он часто публиковал разгромные статьи на творчество Чайковского. Систематическая музыкально-критическая деятельность Кюи продолжалась до начала 1900-х гг.

Творческое наследие композитора:

(За исключением Флибустьера, все оперы Кюи впервые были сочинены на русском языке.)

Кюи закончил две оперы других композиторов:

Также- произведения для оркестра, камерных инструментальных ансамблей, фортепиано, скрипки, виолончели; хоры, вокальные ансамбли, романсы (более 250), отличающиеся лирической выразительностью, изяществом, тонкостью вокальной декламации. Среди них популярны «Сожжённое письмо», «Царскосельская статуя» (слова А. С. Пушкина), «Эоловы арфы» (слова А. Н. Майкова) и др.

Хоры а капелла смешанные-23, мужские-3, женские-4, детские-7, 7 смешанных квартетов, духовные хоры- 4, мужские квартеты-9, хоры с сопровождением фортепиано, женские хоры с оркестром- более70ти названий, хоры из опер Кавказский пленник, Вильям Ратклиф, Анджело и др.

Большинство хоров- лирические миниатюры в жанре романса или песни (Засветилась вдали, Ноктюрн, Небо и звёзды, Васильки на полях, Встрепенитесь,птички-песни, Розы, Сияет солнце и др.); хоры философского содержания, иногда с элементами трагизма ( неразгаданный сон, две розы, Чайльд-Гарольд и др). Есть жанровые пьесы(Баркарола, Колыбельная), восточные хоры (Дарует небо человеку, Молитва бедуина), попытки воплощения общественно-гражданской темы (Голод, На Родине, Идут). Несколько больших развитых хоров (8ми голосное Жизнь; в сонатной форме- Грозовые тучи). Мелодичность, красивая гармонизация, законченность формы, изящество, умелое использование голосов и хоровых красок, выразительное прочтение текста (трудность- разная подтекстовка). Реприза динамизирована, кульминация. Постепенное включение партий, имитация, показ темы в различных голосах и регистрах, дивизи. Заботится о плавности и логичности голосоведения.

Поэт Даниил Максимович Ратгауз родился в Харькове 25 января (6 февраля) 1868 г. Окончил в Киеве гимназию и юридический факультет Киевского университета (1895). Служил присяжным поверенным. Жил в Киеве, наездами бывая в Петербурге. В 1910 г. обосновался в Москве. Отец поэтессы, прозаика и актрисы Татьяны Ратгауз-Клименко.
Дебютировал в печати в 1887 г. Литературным «крестным отцом» стал Василий Немирович-Данченко. Печатался в многочисленных газетах, еженедельниках и журналах («Наблюдатель», «Новый век», «Нива», «Север», «Сцена и жизнь», «Дамский мир», «Всемирная панорама», «Весь мир», «Пробуждение», «Огонек», «Новый мир», «Журнал для женщин», «Синий журнал», «Вестник Европы» и другие). Еще студентом послал свои стихи П. И. Чайковскому, который сочинил шесть романсов на стихи Ратгауза («Снова, как прежде, одни» «В эту лунную ночь», «Мы сидели с тобой»). На стихи Ратгауза романсы писали также Н. А. Римский-Корсаков, Ц. А. Кюи, С. В. Рахманинов, А. С. Аренский, Р. М. Глиэр, М. М. Ипполитов-Иванов, Ю. И. Блейхман, А. Т. Гречанинов. Первый сборник «Стихотворения» (Киев, 1893). За ним последовали книги стихов «Песни сердца» (Москва, 1896), «Собрание стихотворений» (Санкт-Петербург – Москва, 1900), «Песни любви и печали» (Санкт-Петербург – Москва, 1902; второе издание 1903), «Новые стихотворения» (Москва, 1904), трехтомное собрание стихотворений (1906), «Избранные стихотворения» (Киев, 1910), «Русским женщинам» (1915), «Мои песни» (1917; книга переиздана в Берлине в 1922 г.).
В 1918 г. переехал в Киев. В 1921 г. эмигрировал, после недолгого пребывания в Варшаве поселился в Берлине, с 1923 г. в Праге. Участвовал в литературном кружке «Далиборка», состоял в Союзе русских писателей и журналистов в Чехословакии. Вместе с В. И. Немировичем-Данченко считался старейшим и известнейшим из живших в Праге русских писателей. Печатался в газетах «Либавское русское слово», «Слово», «Сегодня», «Двинский голос», «Эхо», журнале «Для Вас» и других изданиях. Издал сборник «О жизни и смерти» (Прага, 1927).
В последние годы из-за тяжелой формы гипертонии был прикован к постели, однако продолжал писать. Незадолго до смерти начал готовить новый сборник, в который должны были войти стихотворения последних лет, а из старых — наиболее известные. Книгу издать не удалось.
Умер 6 июня 1937 г. в Праге. Похоронен на Ольшанском кладбище.

Литературный текст написан Даниилом Ратгаузом:

Источник

Кюи неразгаданный сон аннотация

Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования
«Белорусский государственный педагогический университет
имени Максима Танка»

Факультет эстетического образования
Кафедра хорового дирижирования

АНАЛИЗ
Хорового произведения
«Гроза»
Слова И. Белоусова Музыка Ц. Кюи

Исполнитель:
Студентка 11 группы
Заочного отделения
ЧумаковаО.В.
Руководитель:
Радкевич

Минск 2012
Содержание

I. Общие сведения о произведении и его авторах……………………………. 3
II. Анализ литературного текста…………………………………………………6
III. Музыкально-теоретический анализ………………………………………….8
IV. Вокально-хоровой анализ…………………………………………………. 10
V. Исполнительский анализ………………………………………………. 13
VI. Заключение………………………………………………………………. 15Список использованных источников…………………………………………..16
Приложения……………………………………………………………………. 17

I. Общие сведения о произведении и его авторах
Произведение Ц. Кюи на слова И. Белоусова «Гроза» написано в жанре хоровой миниатюры a cappela для женского хора (с дивизии). Хор написан в 1908 году.
Кюи Цезарь Антонович (1835-1918) – русский композитор, музыкальныйкритик, военный инженер, профессор. Обширное хоровое творчество Кюи многожанрово: хоры a cappella смешанные (23), мужские (3), женские (4), детские (7), 7 смешанных квартетов (их, по указанию автора, можно исполнять и хором); духовные хоры (4); мужские квартеты (9); различные хоры с сопровождением фортепиано; женский хор с оркестром – всего более 70 названий; также хоры из опер ( «Кавказский пленник», «ВильямРатклиф», «Анджело и другие).
Большинство хоров Кюи – лирические миниатюры, в жанре романса или песни («Засветилась вдали», Ноктюрн, «Небо и звезды», «Васильки на полях», «Встрепенитесь, птички-песни», «Розы», «Сияет солнце» и другие); имеются хоры философского содержания, иногда с элементами трагизма («Неразгаданный сон», «Две розы», «Чайльд-Гарольд» и другие). Есть жанровые пьесы(«Баркарола», «Колыбельная»), восточные хоры («Дарует небо человеку», «Молитва бедуина»)»; есть попытки воплощения общественной, гражданкой темы («Голод», «На родине», «Идут»). Имеется также несколько несколько больших, развернутых хоров (8-голосный «Жизнь»; в сонатной форме – «Грозовые тучи»).
Хорам Кюи свойственны мелодичность, красивая гармонизация, законченность формы, изящество, умелое использование голосов ихоровых красок, выразительное прочтение текста (известную трудность создает применяемая композитором разная подтекстовка в партиях). Простые формы Кюи мастерски обогащает, подчиняя их содержанию текста. Реприза, как правило, динамизирована, является общей кульминацией произведения. При гамофонно-гармонической фактуре Кюи применяет мелодизацию голосов, использует постепенные включения партий, поройимитацию, показ темы в разных голосах и регистрах; часто употребляет divisi, особенно в кадансах; заботится о плавности, логичности голосоведения.
Хоры Кюи распространены в педагогической практике, исполняются профессиональными и любительскими коллективами.
Белоусов Иван Алексеевич (1865-1930) – русский поэт-самоучка, писатель для детей, переводчик украинского и белорусского языков. Один изруководителей «Суриковского литературного кружка».
Родился в Москве в семье ремесленника из крестьян. Печататься стал с 1882 года. Его произведения появлялись в журналах «Вестник Европы», «Русское Богатство», «Русская мысль» и другие. Издавал журналы «Путь», «Наш журнал». Белоусову принадлежит полный перевод «Кобзаря» Тараса Шевченко (во второе издание, вышедшее в 1919, были включены и запрещённые ранеестихотворения). Кроме Шевченко, переводил итальянскую поэтессу Аду Негри, польскую — Марию Конопницкую, ряд украинских и белорусских поэтов. Писал историко-литературные статьи и рассказы для детей. В последние годы выпустил две книги воспоминаний — «Литературная Москва» и «Ушедшая Москва», где, в частности, вспоминал об Антоне Чехове, с которым был лично знаком.

Чтобы читать весь документ, зарегистрируйся.

Источник

Антология рус. хор. муз. a cappella. Вып. 5 и 5а. Кюи

Больше изданий в каталоге товаров

Автор полностью: Редактор-составитель Елена Дмитриевна Светозарова Объём в стр.: 136+128 Название полностью: Антология русской светской хоровой музыки a cappella XIX — начала XX века. С аудиоприложением на CD. Выпуски 5 и 5а. Кюи

Рекомендовано
редакционно-издательским советом
Санкт-Петербургской государственной консерватории
имени Н. А. Римского-Корсакова
в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений
по специальности «Хоровое дирижирование»

Издание «Антология русской светской хоровой музыки a cappella XIX — начала XX века» представляет собой учебное пособие по предмету «История русской хоровой музыки» и предназначено для студентов дирижерско-хоровых отделений консерваторий, музыкальных училищ, вузов культуры.

Антология состоит из 20 выпусков. Каждый выпуск посвящен творчеству одного из тех композиторов, которые сыграли наиболее важную роль в становлении и развитии русской хоровой музыки. Уникальность издания состоит в том, что в нем представлены все светские хоровые произведения а сарреllа этих композиторов, включая те, которые не переиздавались с дореволюционных времен или не издавались вовсе.

Каждый выпуск открывается вступительной статьей, в которой рассказывается об особенностях хорового творчества композитора. В совокупности эти очерки, расположенные в хронологическом порядке, составляют один из разделов курса лекций по предмету «История русской хоровой музыки». Завершается выпуск приложением, включающим в себя полные поэтические тексты в их оригинальном виде. К сборнику прилагается диск, содержащий аудиозапись всех опубликованных в нем хоровых произведений. Запись осуществлена Петербургским камерным хором под управлением заслуженного деятеля искусств России Николая Корнева. Издание русской светской хоровой музыки a cappella в таком виде и объеме осуществляется впервые.

Предисловие
Цезарь Антонович Кюи (1835–1918)
СЕМЬ ХОРОВ A CAPPELLA ДЛЯ СМЕШАННЫХ ГОЛОСОВ. Op. 28
Тетрадь I
1. Розы. Стихи В. Жуковского (посмотреть ноты)
2. Засветилась вдали. Стихи И. Сурикова
3. Молитва бедуина. Стихи А. Майкова
Тетрадь II
4. Небо и звёзды. Стихи М. Лермонтова
5. Ночь на берегу моря. Стихи И. Никитина
Тетрадь III
6. Вакхическая песня. Стихи А. Пушкина
7. Чайльд Гарольд. Стихи Г. Гейне (Перевод А. Майкова) (посмотреть ноты)
ПЯТЬ ХОРОВ НА СТИХИ К. Р.
1. Задремали волны
2. Серенада
3. Повеяло черемухой
4. Вернулся май
5. Баркарола
ШЕСТЬ ХОРОВ ДЛЯ СМЕШАННЫХ ГОЛОСОВ
1. Встрепенитесь, птички-песни. Стихи А. Александрова
2. Две розы. Стихи М. Вальдау (Перевод А. Плещеева) (посмотреть ноты)
3. Сияет солнце. Стихи Ф. Тютчева
4. Ноктюрн. Стихи К. Медведского
5. Жизнь. Стихи В. Гессена
6. Грозовые тучи. Стихи К. Случевского
Приложение. Оригиналы поэтических текстов

Предисловие
Цезарь Антонович Кюи (1835–1918)
ДВЕ ПЕСНИ ДЛЯ МУЖСКОГО ХОРА A CAPPELLA
1. Ave Maria. Стихи А. Мута (Перевод И. Тюменева) (посмотреть ноты)
2. Дорожная песня. Cтихи П. Иммергрюна (Перевод И. Тюменева)
СЕМЬ ВОКАЛЬНЫХ КВАРТЕТОВ НА СТИХИ Ф. СОЛОГУБА
1. Воды
2. Ризой бледно-голубою
3. Сокрытая красота
4. Я ждал
5. Васильки на полях
6. Зой
7. Неурожай
На родине. Из цикла «Двадцать одно стихотворение Н. Некрасова с музыкой Ц. Кюи»
ШЕСТЬ ХОРОВ ДЛЯ СМЕШАННЫХ ГОЛОСОВ A CAPPELLA. Op. 63
1. Неразгаданный сон. Стихи Д. Ратгауза
2. Уснуло все. Стихи Д. Ратгауза
3. Два врага. Стихи Д. Ратгауза
4. Туда, где лес шумит. Стихи А. Грешнера
5. Ушла, ушла весна. Стихи Д. Ратгауза
6. Слава. Стихи Н. Панова
Тишь. Из цикла «Шесть стихотворений Я. П. Полонского». Ор. 76, № 5
Голод. Из цикла «Шесть стихотворений Я. П. Полонского». Ор. 76, № 6
СЕМЬ ХОРИКОВ НА СТИХИ И. А. БЕЛОУСОВА. Ор. 77
1. Весеннее утро
2. Всюду снег
3. Затихают песни
4. Гроза
5. В лесу (Я в лесу)
6. Ласточка
7. В лесу (Потянул ветерок) (посмотреть ноты)
ДЕВЯТЬ ВОКАЛЬНЫХ КВАРТЕТОВ ДЛЯ МУЖСКИХ ГОЛОСОВ. Ор. 88
1. Слезы людские. Стихи Ф. Тютчева
2. Тихой ночью. Стихи Ф. Тютчева
3. Не рассуждай. Стихи Ф. Тютчева
4. Словно море. Стихи неизвестного автора
5. Летом. Стихи Н. Некрасова
6. Колыбельная. Слова народные
7. Край ты мой. Стихи А. К. Толстого (посмотреть ноты)
8. Полдень. Стихи Ф. Тютчева
9. Охотник и зайка. Стихи неизвестного автора
Идут. Стихи Н. Вильде
Приложение. Оригиналы поэтических текстов

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *