Культура small talk что такое
Большая роль «маленького разговора»
О чем вы обычно думаете, когда встречаете кого-то впервые на работе / в лифте или когда вам предстоит сложный телефонный разговор с недовольным клиентом? Большинство носителей английского языка ответили бы: small talk. Как говорится, “Good beginning is half the battle!” (Хорошее начало – половина дела). Почему же иностранцы уделяют в общении такое большое внимание ненавязчивому и ни к чему не обязывающему разговору?
Мое неравнодушие к small talk зародилось очень давно. Проводя годы жизни в стажировках заграницей, я привыкала к стандартам общения, принятых в тех странах, да и изучение английского языка (а потом и методов его преподавания) в качестве профессии просто не оставляло шансов не впитать все тонкости нативного общения. Возвращаясь домой, я каждый раз переживала что-то вроде культурного шока, так как заново училась общению, но уже по правилам моего родного общества. Не могу сказать, что эти правила плохие. Они просто другие.
Однако, мой исследовательский интерес к «маленькому разговору» подогрелся именно после трудоустройства в компанию. Шесть лет назад передо мной встала задача отшлифовать навыки владения английским языком у сотрудников отдела Customer Technical Support, при этом серьезный акцент делался именно на так называемом “искусстве small talk”. Да, абсолютно согласна, что эти задачи должны идти в паре, так как без качественного уровня языка мы не сможем правильно составить фразу, нативно ее произнести, понять собеседника, ответить на его комментарий и так далее. При этом мне был предоставлен полный карт-бланш: ресурсы, время для занятий, техническое оснащение, система проверки результатов. Огромным преимуществом являлось то, что у сотрудников была ежедневная практика языка с клиентами из разных концов света. Вот тут-то работа и закипела…
Поскольку в тексте я привожу большое количество примеров на английском языке, то не помешает держать свой любимый онлайн-словарь-переводчик наготове, если у вас не очень уверенный уровень владения языком.
Итак, что же такое small talk и почему он так важен для бизнеса?
Согласно Cambridge Dictionary, “small talk: UK /ˈsmɔːl ˌtɔːk/ US /ˈsmɑːl ˌtɑːk/ — разговор о неважных вещах, обычно случается между людьми, которые недостаточно хорошо друг друга знают”. Например, “I don’t enjoy parties where I have to make small talk with complete strangers”. (Мне не нравятся вечеринки, где мне приходится «болтать ни о чем» с абсолютными незнакомцами).
Таким образом, small talk – это светская беседа, болтовня, разговор ни о чем, неформально называемая chit-chat. Тем не менее, как же непросто поддержать и инициировать его на практике. Носители английского языка утверждают, что small talk, пожалуй, один из самых важных навыков для общения в целом, так как он:
— позволяет избежать неудобного молчания,
— помогает легко познакомиться с кем-либо и выглядеть дружелюбнее,
— делает вас ближе со знакомыми и коллегами,
— приближает к стилю общения носителей языка и т.д.
Пусть на первый взгляд может показаться, что у small talk сложилась не очень хорошая репутация по сравнению с общением «по сути», но без него невозможно представить коммуникацию в мире бизнеса. Именно он выстраивает мостики к каждому участнику переговоров, определяет характер будущих отношений, открывает дверь в дружбу и даже романтику. Например, Марк Х. Маккормак (американский юрист, основатель и президент IMG) утверждал: “All things being equal, people will buy from a friend. All things being not quite so equal, people will still buy from a friend”. (Выбирая между товарами с одинаковыми характеристиками, люди купят их у друга. В случае товаров с разными характеристиками, люди все также купят их у друга). Соответственно, гораздо полезнее выстраивать дружеские отношения с партнерами, чем обмениваться визитными карточками.
Возможно ли овладеть “искусством small talk”?
Хорошая новость о навыках общения заключается в том, что они не обязательно должны быть врожденными, их можно приобрести. Этот soft skill тренируется и отрабатывается на практике, а затем внедрятся в нашу повседневную жизнь. В основном выделяют пять тем для small talk: Life, Work, Food, Travel, Weather.
Для Life уместно использовать фразы, связанные с эмоциональным восприятием собеседника, о текущих делах и о жизни как таковой:
Некоторые фразы-помощники при телефонной беседе:
О чем не говорят в small talk?
Безусловно, навык вести «светскую беседу» важен в любой сфере деятельности человека, но особое внимание им уделяется в деловом мире. Нередко работодатель путем простой на первый взгляд беседы про погоду, местные новости и снег весной сразу может принять решение о найме того или иного кандидата. Может показаться несправедливым то, что он еще не дошел до твоих профессиональных качеств и регалий, а решение уже принято и витает в воздухе. Поэтому искусство small talk на любом языке бесценно и ему поистине стоит учиться!
Отлично, скажете вы, нужно просто потренироваться задавать грамотные вопросы, научиться кратко и емко на них отвечать, не забывать улыбаться, и успех придет сам собой. Это верно, но нельзя забывать про «подводные камни» — запрещенные темы для small talk.
Деньги и финансы: избегаем разговоров о зарплатах и бонусах. Допустимое исключение – недвижимость. В некоторых кругах люди с радостью обсуждают рынок недвижимости и стоимость своих домов.
Политика: табу на все 100%, так как это крайне разобщающий предмет для разговора, и вы неминуемо заденете чувства кого-нибудь из собравшихся.
Религия: абсолютно запрещенная тема, так как касается личного выбора и духовной жизни.
Пол: small talk не предполагает разговора о личных отношениях мужчин и женщин. Более того, инициатора такой беседы могут привлечь к ответственности, так как он рискует ненароком оскорбить взгляды присутствующих.
Жизнь и смерть: в светской беседе не принято обсуждать то, что связно с горем, серьёзными переживаниями или хроническими болезнями. Часто носители английского языка могут завуалировать свои чувства и переживания, применив уместную пословицу или идиому, но не будут развивать тему дальше.
Внешний вид / возраст: нейтральный комментарий одежды – уместен, но не внешности и возраста. Порой нам может показаться, что мы сделали комплимент, но это может быть расценено скептически. Эта тема слишком чувствительна как для мужчин, так и для женщин, лучше ее избегать.
Личные комментарии: абсолютным табу в деловых переговорах является клевета и сплетни. Это лишает вас доверия и можете усугубить ситуацию впоследствии.
Вот так «маленький разговор» может сыграть большую роль в общении с носителями английского языка и культуры. В их реальности человек, минующий стадию small talk в общении, выглядит достаточно странно, подозрительно и недружелюбно. Такое поведение не располагает к общению и выстраиванию дальнейших социальных отношений. Это неотъемлемая часть социокультурной компетенции и этикета, сродни той белоснежной улыбке, которую вы увидите на лицах американцев, идущих по улице. Поэтому, немного знаний в области small talk не только не навредит, но и сможет вывести общение с носителями английского языка на качественно новый уровень.
Small talk или искусство непринужденной беседы
Содержание
Что такое small talk и когда ее использовать?
Легкая светская беседа может органично вписаться практически в любую ситуацию, где вы оказались один на один с плохо знакомым вам человеком, а в разговоре появилась неловкая пауза. Это может быть любое мероприятие от именин племянницы до корпоратива или делового ужина. Порой small talk может даже снять напряжение, когда вы стоите в очереди долгое время и уже начинаете ощущать, что обстановка накаляется, а недовольство людей вокруг приносит всем дискомфорт.
Допустимые vs запрещенные темы для small talk
Теперь, когда мы в курсе, в каких ситуациях уместно вести подобную непринужденную беседу, разберемся, какие темы допустимы, а какие нет.
Наряду с темами, которые прекрасно подходят для непринужденной светской беседы, есть и те, которые стоит обходить стороной:
You look lovely in this dress! This shirt goes really well with your blue eyes! This outfit is really stylish!
В остальном правила small talk соответствуют общепринятому этикету:
Этапы small talk и примеры полезных фраз
Начало беседы
Чтобы начать small talk, достаточно задать один вопрос или поделиться наблюдением, впечатлением от какого-то недавнего события. Например:
Have you noticed how great the weather has been for over a month already? It’s so unusual for such a rainy city!
What a beautiful day!
Can you believe all of the snow we’ve been having?
They say it will rain in the evening.
Did you catch the news today?
How about those Reds? Do you think they’re going to win tonight?
Have you seen the new Marvel movie?
This pasta is amazing, don’t you think?
Is there anything more delicious than this dessert?
This has been such a long day, a cup of coffee would be perfect now.
Have you worked here for a long time?
How do you find the evening?
I had no idea it would be so crowded today.
Для поддержания беседы достаточно реагировать на высказывания собеседника и задавать вопросы:
Uh-huh.
Seriously?
Really?
Sounds amazing!
This must have been lovely!
Oh, I see.
Wow!
I couldn’t agree more!
And what do you think?
And you?
Do you agree?
How come?
В завершение беседы стоит попрощаться, высказывая надежду на встречу в будущем:
It was nice talking to you.
It was a pleasure meeting you.
I hope to see you soon.
Keep in touch.
Don’t be a stranger!
Have a nice day!
Let me let you go.
Small talk или искусство легкой беседы
Умение начинать или поддерживать легкую беседу — это и есть small talk. Искусство вести непринужденный диалог выручает, когда в воздухе «зависло» тягостное молчание. А главное — пустой разговор помогает улучшить взаимоотношения с боссом и коллегами, найти союзников в коллективе, друзей и нужных знакомых.
На вопрос: «Что такое small talk», — правильный ответ: приобретенный навык по ведению легкой беседы. Имеется в виду сноровка быстро сориентироваться, о чем говорить, когда говорить не о чем, причем так, чтобы заинтересовать визави и оставить приятное впечатление от короткого small talk диалога.
Культура small talk столетиями усовершенствовалась жителями туманного Альбиона и успешно экспортировалась сначала в Европу и Америку, а затем по всему миру. Причина — завязать безопасный разговор много проще, нежели кажется, результат же превосходит ожидания. Налаживаются связи с окружающими людьми, что отрывает дополнительные возможности для успешной карьеры.
Способствует началу маленькой беседы искренняя улыбка. Она (даже в период ношения защитных масок) безошибочно идентифицируется собеседником по доброжелательному взгляду и появлению мимических морщинок вокруг глаз. Кроме того, позволяет непринужденно перейти к легкому диалогу.
Определитесь с темой для интересного small talk — она должна вызвать отклик у слушателя. Подсказка: люди охотно поддерживают непринужденные беседы, в которых обсуждаются (на выбор):
Обратите внимание: существует и табу. Чтобы произвести благоприятное впечатление специалисты рекомендуют не затрагивать темы, провоцирующие спор или ухудшающие настроение. Речь идет о:
Подчеркну: темы для small talk предназначены исключительно для позитивной болтовни (легких бесед). Следовательно, повествования о неурядицах или возмущении не инициируйте.
Сложностей в правилах светской беседы нет. Культура small talk требует соблюдения норм традиционного этикета с поправкой на короткую продолжительность разговора. Напомню основные постулаты.
Если к вам обращаются — спрячьте телефон (к мобильнику мы тянемся, когда чувствуем себя неловко — переборите скованность). Проявите заинтересованность к говорящему и его сообщению — для этого посмотрите в глаза собеседнику и улыбнитесь. Старайтесь поддерживать зрительный контакт до 5 секунд с комфортными интервалами, плюс обязательно пару раз кивните, чтобы подтвердить свое внимание.
Не перебивайте собеседника. Во время small talk длинные тирады отсутствуют — после одного-двух предложений обязательно последует обращение-вопрос. Плохим тоном считаются односложные ответы («да», «нет», «нормально»), долгие разглагольствования и непрошеные советы.
Испытываете затруднение с ответной репликой? Задайте уточняющий вопрос: «почему», «благодаря чему», «зачем», «из-за чего», «где», «когда»… Безотказно действует и эмоциональное повторение ключевых слов монолога визави. Также используйте комментарии-восклицания, типа: «ну, надо же», «кто бы подумал», «ничего себе», «супер», «замечательно», «вот это да», «поразительно», «прекрасно», «потрясающе»!
Говорите слова любезности, однако не перестарайтесь. Чтобы комплимент звучал естественно и не ассоциировался с лестью — завуалируйте его. Например: «До чего элегантное платье — вам очень идет. Подскажите, где можно приобрести столь удачную обновку».
Не делайте умозаключений, пытаясь понять, почему к вам обратились, ведь смол ток — это короткая болтовня, позволяющая избежать неловкого молчания.
Решили сами инициировать разговор? Начинайте с вопросов, исключающих односложные ответы. Для этого в конце фразы обязательно добавьте: «не так ли», «как вы считаете»? Важно: не употребляйте заумных слов и сложных оборотов речи.
Подскажу примеры удачных фраз для small talk, которые дают прекрасный стар дружелюбному диалогу. Отмечу: избежать тривиальности позволяют добавленные эмоции и личные впечатления.
Универсальная и самая подходящая для светской беседы тема, конечно, о погоде. Единственное ограничение: жалобы на ветер, холод, снег, дождь, жару… и перепады давления.
Примеры фраз small talk о погоде
Начать small talk диалог о метеорологических условиях подойдет даже в экстремальной ситуации, когда по дороге на службу встретили надутого, как сыч шефа… Разрядите обстановку легкой беседой о сообщениях синоптиков, не затрагивая производственные вопросы.
Великолепная тема — путешествия, но учитывайте: многим не по карману престижный или экзотический отдых. Посему начинать small talk диалог рекомендуется с ближних и не дорогих локаций.
Примеры фраз small talk о вояжах
Подсказка: small talk о путешествиях легко перевести на тему вкусных и экзотических национальны блюд разных стан мира.
В обеденный перерыв, на фуршете, кофе-брейке начните беседу с «питательных» вопросов.
Примеры фраз о гастрономических пристрастиях для удачного small talk
Сотрудники, умеющие в рабочие паузы вести непринужденную беседу вызывают симпатию коллег, обзаводятся союзниками и поддержкой. Однако помните: в коллективах встречаются люди, способные исказить смысл безобидных реплик. А еще хуже — передать, подчеркну, в личной трактовке и со своими комментариями содержание диалога руководителю. Словом, будьте осторожны.
Примеры безопасных фраз small talk для офиса
Недолюбливаете корпоративы из-за пустой болтовни, а проигнорировать мероприятие нет возможности? Избежать ярлыка нелюдима позволит простая уловка — переходите от одной группы сотрудников к другой. Наверняка, одна из бесед заинтересует…
Примеры пустой болтовни small talk на служебных вечеринках
Встретили бывшего однокашника, коллегу или просто знакомого, которого долго не видели? Не проходите мимо, сделав вид, будто не заметили. Очевидное пренебрежение не делает чести, поэтому остановитесь буквально на пару минут и «перебросьтесь» несколькими предложениями.
Примеры фраз для диалога small talk:
Не затягивайте легкую беседу. Если хотите возобновить общение, добавьте: «Хотелось бы еще встретиться и выпить по чашечки кофе. Давай обменяемся контактными номерами телефонов», — попрощайтесь. Однако будет чуточку сложнее в случаях, когда подобных намерений нет. Коучи рекомендую ограничиться фразами:
Важно: в любом смол толк обязательно похвалите собеседника и не заводите серьезный диалог.
Small talk: зачем он нужен и как правильно его вести
Объясняем, зачем нужен small talk и каким правилам стоит следовать, чтобы овладеть техникой светской беседы в совершенстве.
Зачем нужен small talk?
Порой людям кажется, что small talk — пустая трата времени, которая не стоит ни сил, ни потраченного времени. К тому же многих отталкивает некоторая неискренность подобных бесед. Однако этот пренебрежительный подход не совсем верный. Ведь small talk — это способ неплохо провести время на каком-нибудь мероприятии или встрече, завести новые и полезные знакомства с разными людьми, которые потом могут стать вашими друзьями. Так что же в этом плохого? Умение вести светские беседы так, чтобы собеседник вас запомнил как приятного и умного человека, важное качество во все времена — тем более сегодня, когда навыки грамотной коммуникации ценятся высоко.
Простые правила small talk
Подготовьтесь к мероприятию. Как правило, отправляясь на какое-нибудь деловое или светское мероприятие, вы можете понять, хотя бы в общих чертах, какие люди там будут. Это дает возможность подготовиться к событию и сразу подумать над несколькими темами, которые наверняка будут интересны и вам, и другим собравшимся. Скажем, если это закрытая театральная премьера, вполне логично поговорить о схожих мероприятиях, на которых вы были, или обсудить любимых режиссеров. Также, если у вас есть список гостей, можете сразу задаться целью пообщаться с кем-то конкретным: посмотрите социальные сети выбранного человека, узнайте о его увлечениях и, исходя из этого, составьте свой небольшой «план для общения». Экстравертам подобные подготовительные работы могут показаться излишними, но вот интровертам — а также просто стеснительным людям — это поможет чувствовать себя комфортнее при общении.
Не бойтесь: вокруг вас — обычные люди. Главное, о чем стоит помнить (и не только на мероприятиях, но и в жизни), что вас окружают обычные люди. Они могут отличаться от вас по разным критериям, но суть остается той же: всем бывает скучно на вечеринках, встречах и презентациях, все иногда испытывают неловкость. И большинство совсем не против перекинуться парой слов с новым интересным человеком. Поняв это, вы сильно облегчите себе жизнь и сможете знакомиться на мероприятиях с теми, кто вам действительно любопытен — и будет полезен в будущем.
Самое сложное — начать. С чего начинать small talk? Уж точно не с разговора о погоде или рассказа о своей нелегкой жизни. Банальности вроде «как дела?» тоже не подходят. Правильнее всего — задать открытый вопрос, чтобы продемонстрировать интерес к человеку и его мнению, и иметь возможность сделать какую-то ответную реплику. Например, можно поговорить о помещении, в котором проходит мероприятие (если оно чем-то примечательно, скажем, с точки зрения дизайна), про звучащую музыку или поинтересоваться мнением собеседника о какой-то актуальной, но не спорной проблеме (если речь идет о деловых встречах). И, конечно, не стойте в пресловутой закрытой позе: кто бы что ни думал о языке жестов, но скрещенные руки в начале беседы — точно плохой вариант.
Не заводите беседы на сложные темы. Даже если вам удалось слегка разговорить человека и вы видите, что всё идет хорошо, не стоит в рамках светской беседы переходить на обсуждение серьезных или глобальных тем. Всё это лучше оставить для личной встречи или повторной беседы чуть позже. Главная задача первого разговора — установить контакт с человеком и продемонстрировать, что вы сами — адекватный и интересный собеседник, с которым приятно и легко общаться.
Постарайтесь услышать собеседника. Сколько бы планов вы ни составляли, хорошая беседа без умения слушать вряд ли получится. Интересуйтесь мнением собеседника, постарайтесь делать это искренне и пытайтесь устроить обмен мнениями на разные темы, не уходя в спор. Это не так просто, как кажется, но научиться придется.
Тренируйтесь. С первого раза провести идеальную светскую беседу мало у кого получается. Поэтому здесь важна тренировка. Даже если вы не хотите на конкретном мероприятии ни с кем общаться, постарайтесь это сделать просто для опыта. Путем проб и ошибок вы рано или поздно достигнете в этом деле мастерства, и «перебарывать» себя ради заведения нового знакомства уже не придется.
Что делать после мероприятия? Если вам удалось с кем-то побеседовать и человек вас заинтересовал, не стесняйтесь продолжить общение. Начать стоит с того, что вы его можете добавить в «друзья» в социальных сетях и написать, что были рады пообщаться. Сегодня такое поведение не считается нарушением этикета. Позже вы сможете позвать его на какое-нибудь мероприятие, схожее с тем, где вы познакомились, или в переписке обсудить смежные темы.
Маленький разговор: почему в России нет культуры small talk
Я долго думал, почему такие разговоры столь тяжело даются россиянам, и вот что понял.
Что неприятного может случиться с вами в магазине? Например, вы заходите купить бутылку вина и надеетесь затеряться среди стеллажей. Я люблю выбирать вино, ориентируясь на дизайн этикетки, и для этого мне нужно повертеть, поразглядывать бутылки. Но как только погружаюсь в винную стихию, за спиной оказывается мужчина с дурацким галстуком: «Могу ли помочь вам с выбором?».
С детства привыкаешь, что все вокруг хотят что-нибудь тебе продать, а если не продать, то обмануть. Родители заклинают: «Не разговаривай с незнакомцами». Мама в ужасе шарахается от попрошайки и тянет тебя, маленького, за руку. Случайное общение в транспорте, на улице, в магазине становится предвестником проблем: заговорят, околдуют, облапошат, всучат.
Этот комплекс мне вбили в голову покрепче наркотических гвоздей из сорокинской «Теллурии» — не вытащишь никаким психотерапевтическим гвоздодером. Неделю назад я зашел в берлинский магазин Acne. Пока Аня, моя жена, примеряла платье, я разговорился с продавцом о черном цвете, Санкт-Петербурге, немецком языке. В течение нескольких минут разговора я старательно сжимался внутри, готовясь противостоять обману. Выйдя из магазина, я с ужасом почувствовал облегчение. Что случилось? Мы же просто… поговорили. Какая опасность угрожала мне в дорогом магазине одежды? У меня даже нет денег на все эти тряпки!
Я уж не говорю, что страх обмана усиливается от ощущения долга. Нам кажется, что разговор — это ресурс. Раз человек завел беседу, то мы должны посмотреть, примерить, похвалить, купить.
Разговор — это просто разговор. Никто никому ничего не должен.
Мы привыкли считать, что кастовое общество осталось только в Индии, на худой конец, в тюрьме. И не замечаем, что живем в нем каждый день.
Продавец, официант, таксист, курьер кажутся нам низшей кастой: они вынуждены трудиться на копеечной работе. Официант не ходит в другой ресторан, продавец покупает в другом магазине, где дешевле, таксист не может вызвать такси, а курьер не заказывает товары с доставкой на дом. Вместо этого они обслуживают нас, клиентов, которые всегда правы.
К сожалению, замечаю, что многие вокруг относятся к обслуживающему персоналу с презрением. Поговорить с курьером о погоде нельзя — пацаны не поймут. Угостить сотрудницу почты конфетой — странно. В приложении для заказа такси есть опция «Молчаливый водитель». Если и разговоришься с таксистом, то только чтобы после написать смешной диалог в фейсбуке.
Если не считать людей равными себе, «маленького разговора» не получится. Кроме того, сказывается диспропорция в доходах. Как рассказать продавцу, чья зарплата в три раза меньше твоей, что отдыхал в Испании? Нам трудно представить, что человек может работать официантом, потому что ему нравится эта работа и есть возможность заработать хорошие деньги.
Small talk — это разговор равных по доходам и социальному статусу, уважающих любой труд, любую профессию.
Small talk потому и называется «маленьким разговором», что обсуждаются незначительные темы: последние новости, погода, интересные наблюдения, впечатления от путешествий. Но у россиян нет маленьких тем.
Последние новости — политические. Погода всегда плохая, да и улицы не чистят. Позитивного мало, а путешествия случаются редко. Если люди случайно заговорят в заведении или на улице, их разговор легко перерастает в дебаты, жаркий спор. Или они высказывают друг другу все накопленное в душе.
Знакомая летела с детьми в самолете. Стюардесса, помогая пристегнуть малышей, за минуту успела посетовать на невозможность зачать ребенка и рассказать о грядущем разрыве с мужем. Вместо «маленького разговора» россияне делятся такими подробностями, что страшно слушать.
Мне кажется, это из-за отсутствия у нас культуры психотерапевтической практики. За рубежом люди годами занимаются с психологом и платят приличные деньги за возможность вывернуть душу наизнанку. В России сеансы психотерапии — признак слабости. Окружающие могут пристыдить: «Это все от безделья. Соберись, тряпка».
Чтобы разговаривать с посторонними на непринужденные темы, нужно систематически обсуждать свои проблемы со специалистом.
Потребность изливать душу — особенность нашего менталитета. Как же овладеть искусством «маленького разговора»? Как развить в себе такую потребность?
Во-первых, нужно чаще ездить туда, где small talk активно развит, — в южные, пассионарные европейские страны, в США. Можно смело заходить в небольшие и нетуристические заведения и просто расслабляться: «маленькие разговоры» имеют свойство самозарождаться и самоподдерживаться, нужно только суметь преодолеть собственный скепсис.
Многие распространенные в современной российской культуре вещи пришли к нам с Запада: крафтовая и кофейная революция, инди-журналы, молодые бренды одежды. Речь не о слепом копировании или подражании, не о благоговении перед всем иностранным, а о желании перенять чужой опыт, перенести культурные коды. Стоит только погрузиться в радость «маленького разговора» во время путешествия, как вы неосознанно перенесете его в общение с коллегами, с бариста в кафе и с хоть немного симпатичным человеком в любом месте — от почты до полицейского участка. Открытость и приветливость заразительны.
А во-вторых, если вам не нравится болтать с незнакомыми людьми обо всем подряд, ничего страшного. Быть интровертом отнюдь не стыдно, можно говорить только по делу и получать удовольствие от общения с друзьями. Верю, что волна «маленького разговора» все равно вас захлестнет.
Культура «маленького разговора» — это искусство уметь расслабиться и получать удовольствие от того, что мир вокруг меняется к лучшему. Обидно, что людей, наделенных подобным умением, встретишь у нас не часто.