Культура иерархии что это
Ты друг или босс: типы корпоративных культур
Как строятся коммуникации? Как решаются конфликты? Как расставляются приоритеты? Ответы на эти и сотни других вопросов формируют корпоративную культуру — некоторую модель поведения, принятую внутри компании.
Среди базовых составляющих корпоративной культуры организации, например:
И даже по этим нескольким признакам культуру любой компании можно почти безошибочно отнести к одной из четырёх групп. О них мы сегодня и поговорим.
Корпоративная культура, построенная на строгих правилах и формальных процедурах.
Ключевые ценности такой системы: рациональность, стабильность и надёжность. Здесь действует принцип «чем больше правил, тем лучше». Фирмы обычно узкоспециализированы.
Для иерархических компаний характерно обезличивание сотрудников:
Лидеры обычно гордятся своими способностями к координации и организации. Их задача — гарантировать занятость и обеспечить долгосрочную предсказуемость работников.
Критически важно для этой культуры поддержание рентабельного выполнения операций: надёжно, гарантировано, точно в срок. Это и есть показатель успеха — а ещё плавность календарных графиков и низкие затраты.
Примеров такой организации компаний множество: от ресторана быстрого питания McDonald’s до конгломератов вроде Ford.
Система, ориентированная на выполнение задач и достижение конкретных результатов.
Главные принципы рыночных компаний: «Победа любой ценой», «Всё или ничего» и «Пленных не брать». Среди базовых ценностей — целеустремленность, конкурентоспособность, продуктивность.
Сотрудники соперничают друг с другом. Руководители непоколебимы и требовательны. Зато команду объединяет нацеленность на победу, стремление к успеху и забота о репутации.
Достижения измеряются проникновением на рынки, увеличением доли, конкурентным ценообразованием. Предполагается однозначная ориентация на конкурентоспособность.
Фокус таких организаций направлен на операции с внешними объектами: клиентами, поставщиками, госорганами — и на достижение конкурентных преимуществ. Главные установки: высокая доходность и сила бизнеса в нишах.
Агрессивность принято считать хорошей стратегией. А вот сохранение позиций — нетипичный для рыночной системы путь. Здесь предпочитают постоянно двигаться вперёд и опережать конкурентов в борьбе за лидерство.
Корпоративная культура, проникнутая сплоченностью, соучастием и индивидуальностью.
Клановая корпорация — дружественное место, объединяющее людей. Этот вид компаний был детально описан на примере японских фирм конца 1960-х и начала 1970-х годов.
Здесь нет строгих инструкций, жёсткой иерархии и конкурирующих прибыльных центров. Типичная характеристика фирмы-клана — «мы-культура»:
Такая компания напоминает большую семью. Лидеры играют роль воспитателей или даже родителей. Их основная задача – создавать для сотрудников гуманное внешнее окружение. Стабильность организации поддерживает преданность и традиции.
Бригады получают вознаграждения на базе подряда, сами нанимают и увольняют членов, организуют кружки качества — другими словами, имеют довольно весомые властные полномочия.
Обычно здесь поддерживают тёплую атмосферу и делают акцент на долгосрочной выгоде развития личности. В почёте сплоченность коллектива и благоприятный психологический климат. Успех определяется добротой и заботой по отношению к потребителям.
Самая передовая «идеальная» система: динамичная, творческая, предпринимательская, адекватно реагирующая на интенсивно меняющиеся внешние условия.
Она формировалась по мере того, как развитый мир переходил из эры индустриализации в эру информации. Её ключевые ценности: новаторство, лидерство, риск.
Люди здесь готовы подставлять собственные шеи. Власть перетекает от человека к человека, а лидеры считаются рисковыми новаторами. Главная задача менеджмента — ускорение предпринимательства, поощрение творчества, личной инициативы и свободы.
Структуры внутри компании формируются для решения отдельных задач и расформировываются сразу после завершения работы. Считается важным быть готовым к изменениям и встречам с новыми вызовами.
Связующая сущность адхократической системы — экспериментирование. Подчеркивается необходимость всегда быть «на передовой». В долгосрочной перспективе важен рост и приобретение новых ресурсов, а также лидерство на рынке. Успехом считается способность компании предоставить новые уникальные продукты или услуги.
Такие организации чаще всего можно встретить в аэрокосмической индустрии, IT, консалтинге и кинопроизводстве.
Хороших и плохих типов корпоративной культуры нет — есть только формальные и творческие, дружественные и агрессивные, инновационные и проверенные временем. А уж работоспособность каждой зависит в первую очередь от сферы деятельности компании и целей, стоящих перед ней.
Иерархическая культура
Самый ранний подход к трактовке организации в современную эпоху базировался на работе немецкого социолога Макса Вебера (Max Weber), который изучал европейские правительственные организации 1800-х гг. Главный вызов времени, перед лицом которого они оказались в начале промышленной революции, — времени, в которое творил Вебер, — состоял в необходимости продуктивно производить товары и услуги во все более усложнявшемся обществе. Для соответствия такому требованию в полной мере Вебер предложил семь характеристик, со временем признанных классическими атрибутами бюрократии (правила, специализация, система отбора по оценкам, иерархия, раздельная собственность, обезличивание, учет) (см.: М. Weber, 1947). Соответствие этим характеристикам гарантировало высокую эффективность. Они широко использовались организациями, главной целью которых было обеспечение рентабельного, надежного, плавно текущего и предсказуемого выпуска продукции. Вплоть до 1960-х гг. фактически в любой книге по менеджменту и организационным наукам принималось допущение, что иерархия, или бюрократия Вебера, есть идеальная форма организации, поскольку она приводит к стабильному, рентабельному, в высокой степени единообразному выпуску продукции и предоставлению услуг. Принимая во внимание относительную стабильность внешнего окружения, можно было интегрировать и координировать задачи и функции, поддерживать единообразие продукции и услуг, держать под контролем рабочих и выполняемые работы. Ключевыми ценностями успеха считались четкие линии распределения полномочий по принятию решений, стандартизованные правила и процедуры, механизмы контроля и учета.
Совместимая с этой формой (и ее оценкой в OCAI) организационная культура характеризуется как формализованное и структурированное место работы. Тем, что делают люди, руководят процедуры. Эффективные лидеры — это хорошие координаторы и организаторы. Важным является поддержание плавного хода деятельности организации. Долгосрочные заботы организации состоят в обеспечении стабильности, предсказуемости и рентабельности. Организацию объединяют формальные правила и официальная политика.
Диапазон организаций, представляющих собой характерные примеры иерархической культуры, простирается от типичного для США ресторана быстрого питания (например, McDonalds) до главных конгломератов (например, Ford Motor Company) и правительственных органов (например, департамент юстиции).
В основном иерархическая культура доминирует в больших организациях и правительственных органах, о чем свидетельствует громадное количество стандартизованных процедур, множество иерархических уровней (например, Ford имеет семнадцать уровней менеджмента) и акцент на подкреплении правилами всех сторон деятельности. Однако и в небольших организациях, таких как ресторан McDonalds, может преобладать культура иерархии.
Например, многие наемные работники типичного ресторана McDonalds — это молодые люди, которые не получили предварительного обучения или рабочей практики, а своего рода клеймом данного вида бизнеса является единообразие продукции во всех его заведениях. Ключевые ценности концентрируются вокруг поддержки рентабельности, надежности, быстроты обслуживания, плавности производственного процесса.
Новые наемные работники начинают с выполнения только одной конкретной операции (например, такой как приготовление картофеля фри). Почти полностью отсутствует сопровождение выполняемой работы какими-то полномочиями, поскольку картофель, предназначенный для превращения в картофель фри, отгружается центральным поставщиком в стандартных упаковках, температура масла устанавливается заранее, а специальный зуммер извещает наемного работника о том, когда пора вынимать поджарившийся картофель, Правилами определяется, сколько секунд может истечь с момента, когда зуммер умолкнет, до того момента, когда из масла должна быть извлечена последняя долька картофеля. В результате ему остается только сидеть и ждать сигнала. Свод правил, которые изучает каждый наемный работник и по которым он проходит испытание, составляет более 350 страниц и охватывает все стороны жизни организации, включая выбор одежды и поведение на работе. Единственное требование, удовлетворение которому заслуживает продвижения по служебной лестнице, состоит в знании этих правил и политики компании. Продвижение в пределах ресторана имеет особую последовательность. Необходимо неоднократное повышение в самом ресторане, прежде чем наемный работник сможет достичь управленческого уровня (например, от приготовления картофеля фри до приготовления гамбургеров с филе и картофелем фри, далее до продавца за прилавком, затем до бригадира и, наконец, до помощника менеджера торговой точки).
Рыночная культура
Другая форма организации стала обретать популярность в конце 1960-х г. по мере того, как организации все более оказывались перед лицом новых вызовов конкуренции. Она опиралась на иной набор основополагающих допущений, чем иерархия, и в значительной мере базировалась на работе Оливера Уильямсона, Билла Оучи и их коллег (О. Williamson, 1975; В. G. Ouchi, 1981). Специализируясь на изучении организаций, эти ученые установили альтернативный набор видов деятельности, который, как они утверждали, может служить фундаментом для обеспечения организационной эффективности. Самыми важными они считали операционные издержки.
Эта новая конструкция получила название рыночной формы организации. Термин рыночная организация» не имеет ничего общего ни с понятием маркетинговой функции, ни с представлением о потребителях на рынке. Он просто определяет тип организации, функционирующей как рынок, т. е. ориентированной на внешнее окружение, а не на свои внутренние дела. В основном ее внимание фокусируется на операциях с внешними клиентами, включая поставщиков, потребителей, подрядчиков, лицензиатов, профессиональные союзы, органы правового регулирования и т. д. В отличие от иерархии, где внутренний контроль поддерживается правилами, специализированными задачами и централизованными решениями, рынок работает, прежде всего используя механизмы рыночной экономики, в первую очередь монетарный обмен. То есть главный фокус рынка настроен на проведение операций (обменов, продаж, контрактов) с другими клиентами с целью достижения конкурентного преимущества. Прибыльность, итоговые результаты, сила в рыночных нишах, растяжимые цели и безопасные потребительские базы являются главными установками бизнеса организации.
Неудивительно, что стержневыми целями, которые доминируют в организациях рыночного типа, являются конкурентоспособность и продуктивность. Они достигаются благодаря сильному акценту на внешних позициях и контроле. Например, в Filips Electronics потеря рыночной доли в Европе и первое же отрицательное годовое сальдо в 1991 г. привели к охватившему всю корпорацию стремлению улучшить конкурентное положение фирмы. Под руководством нового главного управляющего эта раскинувшаяся по всему миру организация учредила некий процесс, получивший название Centurion. В его рамках были предприняты усилия, направленные на сдвиг самодовольной и самонадеянной иерархической культуры компании к культуре, приводимой в движение настройкой фокуса на потребителя, прибыльными оборотами активов и повышением корпоративной конкурентоспособности, т. е. к рыночной культуре. Для оценки показателей деятельности и установления новых растяжимых целей ежегодно проводились три совещания. Оценка с использованием OCAI показывает существенный сдвиг к культуре, движимой рынком, с начала до середины 1990-х гг.
Подобный пример рыночной культуры являет собой конкурент Philips компания General Electric. В конце 1980-х ее главный управляющий Джек Уилч дал ясно понять, что если какие-то направления бизнеса GE не будут на своих рынках первыми или вторыми, то они пойдут с молотка. За время пребывания на посту главного управляющего Уилч купил и продал более 300 направлений бизнеса. Культура GE под предводительством Уилча была отнесена к типу культуры, настроенной на жестокую конкуренцию под лозунгами «все или ничего» и «пленных не брать». Это стереотип рыночной культуры.
Базисные допущения рыночной культуры заключаются в следующем: 1) внешнее окружение — это не милость свыше, а враждебный вызов; 2) потребители разборчивы и заинтересованы в приобретении ценностей; 3) организация занимается бизнесом с целью усиления своего положения в конкуренции; 4) главная задача менеджмента — вести организацию к производительности, результатам и прибылям. Предполагается, что очевидная цель и агрессивная стратегия — это путь к продуктивности и прибыльности. По словам генерала Джорджа Паттона, рыночные организации «не интересует сохранение [своих] позиций. Пусть этим занимаются другие [враги]. [Они] непрестанно идут вперед, побеждая противника, неукоснительно маршируя к цели».
Рыночная культура оценивается в OCAI как место для работы, ориентированной на результаты. Лидеры являются твердыми хозяевами и суровыми конкурентами. Они неколебимы и требовательны. Организацию связывает воедино стремление побеждать. Долгосрочная забота концентрируется на конкурентных действиях и достижении растянутых во времени целей. Успех определяется в терминах рыночной долил проникновения на рынки. Важным считается опережение соперников по конкурентной борьбе и лидерство на рынке.
Клановая культура
Третья идеальная форма организации представлена верхним левым квадрантом. Она называется клановой, потому что напоминает организацию семейного типа. После изучения японских фирм в конце 1960-х и начале 1970-х гг. ряд исследователей пришли к заключению о существовании фундаментальных различий между рыночными и иерархическими формами организационных конструкций в Америке и клановыми формами этих конструкций в Японии (W. G. Ouchi, 1981; R. Pascale & A. Athos, 1981 ;J. Lincoln, 1990). Формы кланового типа проникнуты разделяемыми всеми ценностями и целями, сплоченностью, соучастием, индивидуальностью и ощущением организации как «мы». Они больше похожи на большие семьи, чем на объекты экономической деятельности. Вместо правил и процедур иерархии или конкурирующих прибыльных центров рынка типичными характеристиками фирм кланового типа являются бригадная работа, программы вовлечения наемных работников в бизнес и корпоративные обязательства перед ними. О том, что эти характеристики действительно таковы, свидетельствовали полуавтономная работа бригад, которые получали вознаграждение на базе бригадного (не индивидуального) подряда; самостоятельные наем и увольнение бригадами своих членов, существование кружков качества, которые поощряли рабочих высказывать предложения по улучшению собственной работы и повышению показателей деятельности компании. Не оставляла сомнения и окружающая наемных работников корпоративная среда, доверявшая им определенные властные полномочия,
Основные базисные допущения в клановой культуре состоят в том, что с внешним окружением лучше всего справиться, организуя бригадную работу и заботясь о повышении квалификации наемных работников; что потребителей лучше всего воспринимать как партнеров; что организация действует в бизнесе, создающем для рабочего гуманное внешнее окружение; и что главная задача менеджмента состоит в делегировании наемным работникам полномочий и облегчении условий их участия в бизнесе, проявления преданности делу и преданности организации.
Эти характеристики не новы, конечно, и для американских организаций. В их поддержку десятилетиями высказывались многие авторы исследований, касавшихся движения за гуманность отношений в бизнесе (D. McGregor, 1960; R. Likert, 1970; C.Agyris, 1962). Однако успехи японских фирм, которые приняли и реализовали эти принципы сразу же после второй мировой войны, добившись положительных результатов, организации США и Западной Европы разглядели только в конце 1970-х и в 1980-е гг. Они смогли понять, что клановые культуры не лишены здравого смысла с точки зрения хорошего ведения бизнеса. Было, например, установлено, что когда бурная, быстро меняющаяся внешняя среда создает менеджерам трудности в долгосрочном планировании и когда принятие решений сопряжено с неопределенностью, эффективным способом координации организационной деятельности становится несомненная уверенность в том, что все наемные работники разделяют одни и те же ценности, заповеди и цели. Внешняя среда после второй мировой войны оказалась такой, что японским организациям пришлось ухватиться за это открытие задолго до западных организаций.
Примером организаций кланового типа в Соединенных Штатах была People Express Airlines в течение первые пяти лет своих операций, пока ее основатель Дон Бёрр не столкнулся с финансовыми затруднениями, которые вынудили его продать компанию, чтобы избежать банкротства. Оставляя в 1980 г. Texas Air, Бёрр мечтал не только о создании прибыльной авиалинии, но и о построении модели идеально функционирующей организации. Бёрр привел с собой из Texas Air еще несколько руководящих работников и в течение двух лет игнорировал пророчества всех экспертов, пуская в оборот прибыль.
Это был самый впечатляющий успех в истории индустрии авиаперевозок.
Наиболее значимыми характеристиками People Express Airlines были: (1) минимум уровней менеджмента — Бёрра и экипаж самолета разделяло всего три уровня менеджмента; (2) неофициальность и самоуправление — кабинет Бёрра был просто еще одним залом для заседаний, и когда он использовался для этой цели, хозяин кабинета удалялся в какое-нибудь другое место; (3) собственность наемных работников — все они владели акциями компании и имели пожизненную гарантию занятости; (4) рабочие бригады — вся рабочая сила была организована в бригады по три-четыре человека, которые комплектовались главным образом на основе добровольного отбора; (5) участие наемных работников в принятии решений — принимать решения компании помогало по крайней мере четыре отдельных управленческих совета; и (6) ротация участников выполнения заданий — сотрудники регулярно переключались с выполнения одних заданий на другие таким образом, что пилоты, например, занимались обработкой багажа и резервированием мест. Граничившая с обожанием преданность Бёрру и концепции People Express Airlines позволяла держать заработки наемных работников на существенно более низком уровне, чем у соперничавших авиалиний, но моральный климат в организации оставался по-прежнему высоким. Эти характеристики не оставляют сомнения в том, что People Express была организована на базе клановой модели. Несовместимость этой клановой культуры с тем сортом компании, которая возникла после слияния People Express с глубоко проникнутой профсоюзным движением и соперничавшей с ней компанией Frontier Airlines, поставила детище Бёрра на грань банкротства.
Клановая культура, согласно оценке в OCAI, характеризуется как дружное место работы, где люди имеют много общего и доверяют друг другу. Она напоминает большую семью. Лидеры мыслят как воспитатели и, возможно, даже как родители. Организация держится вместе, благодаря преданности и традиции. Высока обязательность организации. Она делает акцент на долгосрочной выгоде от совершенствования личности, придает значение высокой степени сплоченности коллектива и моральному климату. Успех определяется в терминах здорового внутреннего климата и заботы о людях. Организация поощряет бригадную работу, участие людей в бизнесе и согласие.
Иерархическая культура
Иерархическая культура изначально стала исследоваться социологом М. Вебером. Согласно его научным трудам, перед руководителем организации возникает необходимость рационально и эффективно производить товары и оказывать услуги в обществе. Исходя из данного предположения разработано несколько критериев, которые признаны чисто бюрократическими и которые человеку необходимо достичь для того, чтобы осуществлять свою деятельность более эффективно. К таким критериям относятся: установление правил, существование иерархии, наличие раздельной собственности, процесс обезличивания, принятие системы.
По достижении руководителем всех названных критериев организация добьется должного развития и успеха. Данные критерии повсеместно применялись руководителями тех организаций, которые преследовали единственную цель – обеспечить надежный и бесперебойный выпуск продукции, а также планомерное развитие предприятия.
Иерархическая культура предполагает установление в организации относительно стабильного внешнего окружения. При таких условиях организация может свободно координировать и разрабатывать эффективные задачи и функции, способствующие достижению организацией необходимой степени развития. Установление в организации иерархической культуры способствует установлению жесткого контроля над деятельностью подчиненных, что обеспечивает стабильность оказания услуг и выпуска производимых товаров.
При установлении в организации иерархической культуры на руководителя возлагается обязанность по ее поддержанию. Для этого руководитель должен разрабатывать правила и особую политику управления подчиненными.
Иерархическая культура обычно устанавливается в организациях, имеющих большую численность сотрудников, в государственных правительственных органах. В таких организациях большое количество сотрудников, еще не получивших должного образования, или молодых специалистов.
Основной целью, которую преследует руководитель организации с иерархической культурой, является поддержание рентабельности предприятия, обеспечение моментального обслуживания, стабильного выпуска товаров или предоставления услуг.
При приеме в такую организацию нового сотрудника на него возлагается выполнение одной функции. За время выполнения данной функции работник осваивается в организации, изучает свод принятых правил. В процессе выполнения функций руководство может повысить работника в должности.
Рыночная культура
Рыночная культура была впервые сформирована в организациях в 1960 г. в результате складывания конкуренции на рынке. Данная форма организации была в дальнейшем разработана и подробным образом описана О. Уильямсоном и У. Оучи. Названные ученые выделили ряд критериев, которым должен следовать руководитель предприятия, чтобы добиться желаемого успеха.
Рыночная организация представляет собой особую форму организации, которая осуществляет свою деятельность как рынок и по законам рынка.
Основными направлениями рассматриваемой организации являются достижение согласия и заключение договоров с внешними клиентами.
Согласно рыночной культуре организации внутренний контроль осуществляется путем использования руководящим составом механизмов рыночной экономики. В качестве основного механизма используется монетарный обмен.
Целью организации, имеющей рыночную культуру, является достижение главенствующего положения на рынке. Достижение организацией главенствующего положения на рынке обеспечивает стабильное получение прибыли и формирование сильной, конкурентоспособной организации. Такие важные критерии, как достижение организацией стабильности и конкурентоспособности, также могут быть достигнуты организацией, имеющей рыночную культуру, путем укрепления внешних позиций на рынке, установления более жесткого контроля.
Минусами рыночной культуры организации являются:
1) направленность потребителя на определенный круг товаров и услуг;
2) организация вкладывает большие силы и средства для достижения на рынке конкурентоспособности;
3) программа, разрабатываемая руководителями, направлена на достижение прибыли и эффективных результатов.
Основным принципом рыночной культуры является разработка агрессивной политики управления. Руководители в рыночной организации разрабатывают строгие правила поведения, за неисполнение которых следует строгое наказание.
Успешность рыночной организации определяется исходя из степени проникновения организации на главенствующие рынки.
Рыночная культура требует от подчиненных строгого выполнения предписанных правил и норм поведения, а от руководителей – разработки более жестких и эффективных программ развития организации.
Особенностью рыночной организации также является длительная разработка конкретной цели и планомерное выполнение действий для ее достижения.
Поддержание рыночной культуры требует от руководителей больших затрат сил, времени и средств, так как другие рыночные организации для достижения конкурентоспособности также направляют свои силы.
Клановая культура представляет собой одну из форм организации. Данная культура носит наименование «клановой», потому что она сформирована по семейному принципу.
Сотрудники организации с клановой культурой осуществляют свою деятельность сплоченно, следуя всем установленным ценностям. Фирмы и организации, построенные по клановому принципу, похожи на большие семьи. В рассматриваемой организации отсутствует какая-либо иерархия культуры.
Работники клановой организации выполняют в основном бригадную работу по специально разработанной программе, которая предусматривает применение наемного труда.
При приеме наемного работника в организацию, имеющую клановую культуру, данная организация несет перед ним коллективную ответственность. При выполнении сотрудниками работы, которая оказывает положительное влияние на развитие фирмы, руководство выплачивает сотруднику вознаграждение.
В клановой организации устанавливается особая корпоративная среда, возлагающая на работников властные полномочия. Руководитель такой организации должен ориентироваться на систематическое повышение квалификационных навыков работников, а также должным образом организовывать бригадную работу сотрудников.
Клиент или потребитель продукции, выпускаемой клановой организацией, должен восприниматься как партнер, что обязывает сотрудников и руководителей относиться к ним с должным уважением.
Основной задачей руководства в клановой организации является делегирование наемным работникам полномочий.
От сотрудников клановой организации требуется преданное отношение к работе и самой организации.
В большинстве организаций с клановой культурой руководством применяются следующие принципы управления персоналом :
1) достижение в организации неофициальности и самоуправления работниками предприятия;
2) введение строго ограниченного, небольшого числа правил;
3) установление для сотрудников возможности приобретать на предприятии собственность (акции предприятия);
4) формирование в организации рабочих бригад;
5) участие работников в принятии решений;
6) введение в организации принципа последовательного выполнения деятельности.
В клановой организации устанавливается благоприятный климат, доверительные отношения между сотрудниками и достаточно высокие моральные нормы и правила.
С моральной точки зрения клановая культура является наиболее эффективной. В организации руководители мыслят, как воспитатели, а сотрудники преданы принятым традициям и ценностям.
Между сотрудниками организации устанавливается доверие и взаимовыручка.
Адхократическая культура представляет собой одну из форм организации, признанную одной из самых эффективных для ее развития.
Основным принципом достижения успеха, которому следует руководитель организации, является обязательное введение новых технологий в ее работу.
Адхократическая организация осуществляет свою деятельность в области освоения и разработки новых товаров. Руководитель данной формы организации разрабатывает программы, предусматривающие пути совершенствования услуг и работ.
Основной задачей руководителя адхократической культуры является поощрение творческих способностей сотрудников, их самостоятельности. Помимо установления руководителями предприятия поощрений за эффективно выполненную работу сотрудниками, за предлагаемые ими идеи, адхократическая культура также предполагает установление в организации строгого контроля над деятельностью подчиненных, требование соблюдения дисциплины.
В обязанность руководящих работников адхократической культуры входит предвидение прибыльности введения новых технологий.
Минусом адхократической организации является необходимость быстрой адаптации сотрудников к изменяющимся условиям под влиянием внешней среды. Адаптация и введение новых технологий в организацию неизменно приводят к развитию предприятия, достижению стабильности и получению прибыли.
Адхократическая культура предполагает использование труда наемных работников, которых формируют в бригады и распускают по выполнении ими поставленной задачи.
Организации, построенные на принципе адхократии, существуют непродолжительное время, по прошествии которого могут приобрести иную форму организации в зависимости от условий.
При разработке программ руководитель адхократической организации должен следовать принципу ускорения сотрудниками адаптации к внешней среде, разрабатывать более гибкие программы управления. При столкновении руководителя адхократической организации с какими-то непредвиденными ситуациями при их решении может применяться творческий подход.
Особенностью адхократического предприятия является особый принцип подчиненности, согласно которому власть переходит от одного сотрудника к другому либо от одной бригады наемных рабочих к другой, в зависимости от той задачи, которая была поставлена руководством и должна быть решена в установленные сроки.
Адхократическая организация не использует принцип авторитарности между руководителями и сотрудниками и установление централизованной организации.
При осуществлении работниками своих прямых обязанностей в адхократической организации приветствуется фактор некоторого риска и проявление сотрудниками индивидуализма.