Куда бы не шел за что бы не брался

Поиск ответа

Вопрос № 301456

Ответ справочной службы русского языка

Здесь верно: . куда бы вы ни направлялись.

Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, как правильно написать на билборде фразу » Куда бы Вы не направились!» Не или ни? Это как слоган. Подразумевается, что везде мы, и Вам поможем. Спасибо

Ответ справочной службы русского языка

Скажите, пожалуйста, как правильно: куда бы НЕ (или НИ) шли они, везде. спасибо

Ответ справочной службы русского языка

Ответ справочной службы русского языка

Не или Ни? Куда бы ты ни пришел, найдешь там лишь то, что принес с собой.

Ответ справочной службы русского языка

Скажите, пожалуйста, правильно стоят не и ни: куда б вы ни пришли и не сказали, что это так, вас всюду слушали. Большая просьба, ответьте, не пренебрегайте людьми, которым нужна ваша подсказка. Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: ни сказали, но фраза построена неудачно (получается: куда бы вы ни сказали).

Добрый день! Подскажите, почему слово Високосный пишется через И, а не через Ы. По чему это слово исключение?

Ответ справочной службы русского языка

Слово високосный происходит от искаженного латинского bissextus – «дважды шестой», т. е. год с двумя шестыми числами перед мартовскими календами в летоисчислении древних римлян. Со словом высоко прилагательное високосный никак не связано, букве ы в нем неот куда бы ло взяться.

Здравствуйте, как объяснить употребление частицы НЕ в придаточном предложении: В начале 20-х годов в Петрограде уже не было такого учреждения, куда бы НЕ приглашали Кони выступать с лекциями. Спасибо. Ольга

Ответ справочной службы русского языка

Частица не во второй части предложения выражает отрицание: «учреждений, куда его не звали, уже не осталось».

Сложность в том, что вторая часть формально (в том числе из-за частицы бы) похожа на придаточные уступки, которые пишутся с ни (например: Куда бы его ни звали выступать, везде его ждал успех). Однако это придаточное определительное.

Почему слово юриспруденция пишется именно так? Проверяем же мы слово агентство словом агент, клиентский словом клиент и т.д. Почему тут без т, коли однокоренное со словом юрист?

Ответ справочной службы русского языка

Написание объясняется историей слова. Юриспруденция пришло к нам из немецкого языка, в котором Jurisprudenz восходит к латинским корням jus (juris) ‘право, закон’ и prudentia ‘знание, наука’. Букве т в этом слове неот куда бы ло взяться.

Правильно ли употреблена частица НЕ во втором предложении: Вот почему в стране не осталось уже региона, куда бы НЕ затекали героиновые реки? Или нужно НИ? Объясните, пожалуйста, почему? Спасибо

Ответ справочной службы русского языка

Вы написали правильно, здесь пишется отрицательная частица не. У частицы ни другое значение – усилительное. Ср.: Куда бы ни затекали героиновые реки, везде поднимался уровень преступности.

Здравствуйте, как написать: Куда бы она НЕ/НИ пришла, все взоры будут устремлены на нее. Пожалуйста, приведите правило, как проверять, НЕ или Ни вставлять.

Ответ справочной службы русского языка

Правильно здесь: ни пришла. См. правила употребления частиц не и ни.

Заспорили тут в одной из соцсетей. Правильно ли написано слово «чтобы» в первой строчке данного стихотворения:

Чтобы вы сегодня ни хотели
И куда бы реки ни текли,
Главное, чтоб дети не болели,
Чтобы быть здоровыми могли…

По-моему, должно быть:

Что бы вы сегодня ни хотели
И куда бы реки ни текли.

Но слитно «чтобы» поставила сама автор.

Ответ справочной службы русского языка

Да, в первой строчке должно быть что бы. В данном случае это не авторское написание, а орфографическая ошибка, которую надо исправить.

как правильно писать: куда бы вы не направлялись, все равно остаетесь собой. не или ни? почему? на мой взгляд необходимо писать не

Ответ справочной службы русского языка

Добрый день! Скажите, какая частица (не/ни) должга быть в предложении:
И куда бы судьба не бросила меня, все мне снятся во сне дорогие края.
Заранее благодарна.

Ответ справочной службы русского языка

Правильно здесь ни. Сочетание снятся во сне избыточно.

Куда бы вас НИ (не) забросила судьба, какие бы вы красоты НИ (не) увидели. НЕ или НИ? Спасибо

Ответ справочной службы русского языка

Правильно с ни в обоих случаях.

Источник

За что бы ты ни брался, у тебя должны быть вера, вдохновение и бескорыстие

Куда бы не шел за что бы не брался. Смотреть фото Куда бы не шел за что бы не брался. Смотреть картинку Куда бы не шел за что бы не брался. Картинка про Куда бы не шел за что бы не брался. Фото Куда бы не шел за что бы не брался

Вот уже более месяца выдающийся русский путешественник Федор Конюхов доказывает всему миру, что нет предела человеческим возможностям. За всю историю переходов на весельных лодках через океаны еще никому не удавалось пересечь Южный океан и обогнуть мыс Горн на веслах.

Федор Конюхов бросил настоящий вызов стихии. Ибо в этих местах безраздельно господствуют гигантские волны, а океанские просторы населяют сотни тысяч айсбергов. Неслучайно координаты от 40 до 60 градусов южной широты бывалые моряки давным-давно окрестили «ревущими сороковыми» и «неистовыми пятидесятыми».

Куда бы не шел за что бы не брался. Смотреть фото Куда бы не шел за что бы не брался. Смотреть картинку Куда бы не шел за что бы не брался. Картинка про Куда бы не шел за что бы не брался. Фото Куда бы не шел за что бы не брался

«У меня все хорошо, штормовая погода ушла вперед, на восток. Передышка на пару суток. Океан успокаивается, уже нет этих гор из морской воды. Здесь волны именно горы. Разогнавшись на этом просторе, они поднимаются до невероятных размеров. Когда ходил в этих широтах на яхте, мог сравнивать: мачта на яхте «Алые Паруса» была 35 метров, волны достигали до первой краспицы, а это 8 метров. Сейчас на вёсельной лодке мне не к чему привязаться для сравнения, но по опыту и ощущениям последние два дня волны были 7-8 метров.

Слава Богу, сегодня у меня относительно спокойный день, удалось навести порядок на лодке. Просушить каюту, приготовить горячий обед. Хорошая новость — до мыса Горн по прямой 3000 морских миль. По лагу от Новой Зеландии прошёл чуть больше 2000 морских миль.

Оставшееся расстояние уже близко к трансатлантическому переходу. Однако это расстояние по прямой, а я уже знаю, что здесь, в Южном океане, чтобы пройти тысячу миль по прямой, надо в реальности преодолеть расстояние в полторы тысячи миль.

Куда бы не шел за что бы не брался. Смотреть фото Куда бы не шел за что бы не брался. Смотреть картинку Куда бы не шел за что бы не брался. Картинка про Куда бы не шел за что бы не брался. Фото Куда бы не шел за что бы не брался

Фёдор Конюхов
47’16 Южной широты
152’15 Западной долготы

Главное — идти. Дорога не кончается, а цель — всегда обман зрения путешественника. Ты поднялся на вершину, но тебе уже видна другая вершина; достигнутая цель перестает ощущаться целью. Многие люди любят поспать и не видят восходящего солнца. Где величие любви, если под боком у жены сопит ленивый обитатель хлева? Чем мужественней ты, тем слаще любишь. Жизнь в разлуке сурова, она отучает от ласки. Конечно, экспедиции отняли у меня много чудесных мгновений любви. Но я уверен, что только разлука научила меня любить по-настоящему.

Savills: Твоя жизнь – сплошное приключение. Как удается выходить из, казалось бы, безвыходных ситуаций?

Федор Конюхов: В стихах ради денег не бывает поэзии. В картине ради денег не бывает вдохновения. В путешествии ради денег не бывает духовности. На храм, строящийся без веры, не нисходит Святой Дух. За что бы ты ни брался, у тебя должны быть вера, вдохновение и бескорыстие.

Savills: Ты не раз заявлял, что молитвы во время странствий способствуют успешному завершению твоих экспедиций.

Федор Конюхов: Я люблю нашу Землю, люблю земную красоту, люблю небо и солнце, люблю море, реки и океан, люблю прекрасные сады, леса и луга. Но скучает душа моя о Боге и слезно ищет Его. Господи, дай мне адамово покаяние и Твое святое смирение.

Молитва — это храм. Но не камни главное в этом храме, а тишина. Ведь храм находится в твоем сердце. Так я молюсь здесь, в океане, представляя, что стоя не на палубе моей яхты, а в церкви, в часовне, которую построил, и вслушиваюсь в гимн Господу. Такова суть моего плавания.

Куда бы не шел за что бы не брался. Смотреть фото Куда бы не шел за что бы не брался. Смотреть картинку Куда бы не шел за что бы не брался. Картинка про Куда бы не шел за что бы не брался. Фото Куда бы не шел за что бы не брался

Вместо послесловия

В прошлом году Федор Конюхов посетил нашу гостиную. Тогда он рассказал о своем кругосветном путешествии на аэростате и поделился еще одной идеей покорения воздушного, а точнее безвоздушного океана. Между этапами весельной экспедиции готовится полет в стратосферу!

Действующий мировой рекорд высоты для теплового аэростата принадлежит пилоту из Индии. В 2005 году его установил бизнесмен Виджайпат Синганья, поднявшись на высоту более 21 километра. Федор Конюхов решил превзойти этот результат, покорив высоту в 25 километров. В настоящее время на фабрике Cameron Balloons, в Бристоле, уже изготовлен самый большой за всю историю воздухоплавания воздушный шар. К полету готовится специальное оборудование. Впереди — попытка поставить новый мировой рекорд!

Каждый раз, общаясь с Федором Конюховым, я вспоминаю замечательные слова писателя Константина Паустовского: «Странствия — лучшее занятие в мире. Когда бродишь — растёшь стремительно, и всё, что видел, откладывается даже на внешности. Людей, которые много ездили, я узнаю из тысячи. Скитания очищают, переплетают встречи, века, книги и любовь. Они роднят нас с небом. Если мы получили еще недоказанное счастье родиться, то надо хотя бы увидеть землю».

День 45. Штормовая неделя в Южном океане

20 января 2019

Неделя будет сложной и напряжённой. Погода в тихоокеанском секторе Южного океана резко ухудшилась. Сейчас весь отрезок от Австралии (остров Тасмания) до мыса Горн находится во власти трех циклонов. Я зажат между ними. Впереди у меня шторм, южнее моих координат штормит, и меня зацепило крылом, ветер ночью под 30 узлов. С запада идет очень мощный шторм, там прогнозируется ветер под 50 узлов (90 км в час). К середине недели они объединятся, и нам с лодкой придется выживать в этих условиях. Прошу ваших молитв.

Куда бы не шел за что бы не брался. Смотреть фото Куда бы не шел за что бы не брался. Смотреть картинку Куда бы не шел за что бы не брался. Картинка про Куда бы не шел за что бы не брался. Фото Куда бы не шел за что бы не брался

Сейчас пытаюсь «убежать» от надвигающейся непогоды, стараюсь идти на северо-восток, пока позволяет ветер, но через сутки он развернётся на северо-запад и погонит меня в центр шторма. На вёсельной лодке сложно уйти от него, на яхте за сутки можно пройти 300 миль, а на лодке не больше 50 миль. Так что шторма не избежать, и остается надеятся, что он зацепит меня по касательной, своим северным крылом. Вот такая у меня середина лета в Южном океане. До мыса Горн 2 860 миль. Это еще не район относительной недоступности для всех населенных пунктов, но уже близко к этому.

Фёдор Конюхов

48’09 Южной широты
148’27 Западной долготы

Беседовал Николай Тарасенко

Источник

Не, ни, не, ни.

Не или ни? Ни или не? Кто только ни задавался этим вопросом, кто (да что уж там, сознаемся!) ни проклинал все на свете, пытаясь вспомнить правило из школьной программы: что же, что именно здесь надо написать, не или ни.

А поскольку ошибки все-таки встречаются, причем и в рекламе, и в журнальных текстах, не говоря уж об Интернете, можно сделать вывод, что вспомнить удается далеко не всегда. Тогда в силу вступает правило, известное всем как «русский авось». Вот исходя из этого правила обычно и выбирают: не или ни.

Итак, ни. Существуют случаи, которые смело можно назвать простыми.

Мы пишем ни, и только ни в устойчивых выражениях (таких, как ни свет ни заря, ни днем ни ночью, ни жив ни мертв, ни рыба ни мясо). Ни с места! Ни шагу назад! Ни один человек не пришел на акцию (то есть никто). Он ни разу мне не позвонил (то есть нисколько). Это запомнить просто.

Но есть и непростые ситуации, куда же без них!

О, это «ни для усиления отрицания». Со школьных времен мы думаем о тебе с содроганием. А напрасно, между прочим. И это можно попробовать запомнить. Итак, в предложениях, где ни используется для усиления отрицания, обычно уже имеется отрицание (нет или не): Нет ни копейки денег. Он не дал мне ни рубля. Иногда отрицание только подразумевается: Ни копеечки (не было) в кармане.

Существует, правда, двойное отрицание с не (ты не мог меня не заметить). Но это двойное отрицание придает предложению смысл утверждения, а вовсе не отрицания! Что такое не мог не заметить? Это значит «заметил». Как сказали бы математики, «минус на минус дает плюс».

Однако вернемся к ни.

Если же речь идет о независимом восклицательном или вопросительном предложении, то пишется не: Кто не восхищался ею! Что он только не передумал!

Ни, и только ни мы напишем в так называемых уступительных придаточных, чтобы усилить утверждение.

Тут будет уместно вспомнить шлягер Аллы Пугачевой: «Я отправлюсь за тобой, что бы путь мне ни пророчил». Да, знаю, сама она поет не пророчил. Но это ошибка, увы. Ни пророчил, и только ни!

Источник

Правила русской орфографии и пунктуации (1956 г.)

ХIII Неударяемые частицы НЕ и НИ

Орфография

ХIII Неударяемые частицы НЕ и НИ

§ 48. Следует различать правописание неударяемых частиц не и ни. Частицы эти различаются по значению и употреблению.

1. Частица не употребляется для отрицания, например: Не я говорил об этом. Я не говорил об этом. Я говорил не об этом.

Необходимо обратить внимание на отдельные случаи употребления этой частицы:

а) При наличии отрицательной частицы не и в первой, и во второй части составного глагольного сказуемого предложение получает утвердительный смысл, например: не могу не упомянуть. (т. е. «должен упомянуть»), нельзя не сознаться. (т. е. «надо сознаться»).

б) В вопросительных и восклицательных предложениях частица не примыкает к местоимениям, наречиям и частицам, образуя с ними сочетания: как не, кто не, кто только не, где не, где только не, чем не, чего не, чего только не и т. п.; сюда примыкают вопросительные предложения с сочетанием нели, например: Ну, как не порадеть родному человечку! (Грибоедов). Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? (Пушкин). Чем ты не молодец? (Пушкин). Где он только не бывал! Чего он только не видал! Чем не работа! Обрыскал свет; не хочешь ли жениться? (Грибоедов). Да не изволишь ли сенца? (Крылов).

в) В соединении с союзом пока частица не употребляется в придаточных предложениях времени, обозначающих предел, до которого длится действие, выраженное сказуемым главного предложения, например: Сиди тут, пока не приду.

г) Частица не входит в состав устойчивых сочетаний: едва ли не, чуть ли не, вряд ли не, обозначающих предположение, далеко не, отнюдь не, ничуть не, нисколько не, вовсе не, обозначающих усиленное отрицание, например: едва ли не лучший стрелок, чуть ли не в пять часов утра, отнюдь не справедливое решение, вовсе не плохой товар, далеко не надежное средствo.

д) Частица не входит в состав сочинительных союзов: не то; не то – не то; не только – но; не то что не – а; не то чтобы не – а, например: Отдай кольцо и ступай; не то я с тобой сделаю то, чего ты не ожидаешь (Пушкин). Наверху за потолком кто-то не то стонет, не то смеется (Чехов). У партизан были не только винтовки, но и пулеметы (Ставский).

2. Частица ни употребляется для усиления отрицания, например: Ни косточкой нигде не мог я поживиться (Крылов). На небе позади не было ни одного просвета (Фадеев). Метелица даже ни разу не посмотрел на спрашивающих (Фадеев). В деревне теперь ни души: все в noлe(Фадеев).

Повторяющаяся частица ни приобретает значение союза, например: Нигде не было видно ни воды, ни деревьев (Чехов). Ни музы, ни труды, ни радости досуга – ничто не заменит единственного друга (Пушкин). Но толпы бегут, не замечая ни его, ни его тоски (Чехов). Я не знаю ни кто вы, ни кто он (Тургенев).

Необходимо обратить внимание на отдельные случаи употребления частицы ни:

а) Частица ни употребляется перед сказуемым в придаточных предложениях для усиления утвердительного смысла, например: Слушайтесь его во всем, что ни прикажет (Пушкин). Не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить (Пушкин). Куда ни оглянусь, повсюду рожь густая (Майков). Кто ни проедет, всякий похвалит (Пушкин).

Частица ни в придаточных предложениях указанного типа примыкает к относительному слову или к союзу, и поэтому придаточные предложения начинаются сочетаниями: кто ни, кто бы ни, что ни, что бы ни, как ни, как бы ни, сколько ни, сколько бы ни, куда ни, куда бы ни, где ни, где бы ни, какой ни, какой бы ни, чей ни, чей бы ни, когда ни, когда бы ни и т. п.

Эти сочетания вошли в некоторые устойчивые обороты: куда ни шло, откуда ни возьмись, во что бы то ни стало и т. п.

б) Частица ни встречается в устойчивых сочетаниях, которые имеют значение категорического приказания, например: ни с места, ни шагу далee, ни слова и т. п.

в) Частица ни входит в состав отрицательных местоимений: никто, никого (ни у кого) и т. д.; ничто, ничего (ни до чего) и т. д.; никакой, никакого (ни у какого) и т. д.; ничей, ничьего (ни у чьего) и т. д. и наречий: никогда, нигде, никуда, ниоткуда, никак, нисколько, нипочем, ничуть, а также в состав частицы -нибудь.

Пишется ни в устойчивых сочетаниях, в которые входят местоимения, например: остался ни при чем, остался ни с чем, пропал ни за что.

г) Двойное ни входит в устойчивые обороты, представляющие собой сочетание двух противопоставляемых понятий, например: ни жив ни мертв; ни то ни се; ни рыба ни мясо; ни дать ни взять; ни пава ни ворона и т. п.

Источник

Куда бы ты ни шел – ты уже там

Куда бы не шел за что бы не брался. Смотреть фото Куда бы не шел за что бы не брался. Смотреть картинку Куда бы не шел за что бы не брался. Картинка про Куда бы не шел за что бы не брался. Фото Куда бы не шел за что бы не брался

Куда бы не шел за что бы не брался. Смотреть фото Куда бы не шел за что бы не брался. Смотреть картинку Куда бы не шел за что бы не брался. Картинка про Куда бы не шел за что бы не брался. Фото Куда бы не шел за что бы не брался

Куда бы не шел за что бы не брался. Смотреть фото Куда бы не шел за что бы не брался. Смотреть картинку Куда бы не шел за что бы не брался. Картинка про Куда бы не шел за что бы не брался. Фото Куда бы не шел за что бы не брался

Куда бы не шел за что бы не брался. Смотреть фото Куда бы не шел за что бы не брался. Смотреть картинку Куда бы не шел за что бы не брался. Картинка про Куда бы не шел за что бы не брался. Фото Куда бы не шел за что бы не брался

Перейти к аудиокниге

Посоветуйте книгу друзьям! Друзьям – скидка 10%, вам – рубли

WHEREVER YOU GO, THERE YOU ARE:

MINDFULNESS MEDITATION IN EVERY DAY LIFE

Copyright © 1994 Jon Kabat-Zinn

Afterword © 2005 Jon Kabat-Zinn

© 1994 Jon Kabat-Zinn Afterword

© 2005 Jon Kabat-Zinn

© Кудрявцева Т.А., перевод, 2012

© Издание на русском языке. Оформление. ООО «Издательство «Эксмо», 2019

Майле, Уиллу, Наушону и Серене, куда бы вы ни отправились

Я хотел бы поблагодарить Майлу Кабат-Зинн, Сару Дуеринг, Ларри Розенберга, Джона Миллера, Даниель Леви Альварес, Рэнди Паулсену, Мартина Дискина, Денниса Хэмфри и Феррис Урбановски за чтение первых набросков рукописи, ценные замечания и поддержку. Я очень признателен Труди и Барри Сильверштейнам за то, что они предоставили в мое распоряжение ранчо Роки Хорс на все время моей интенсивной работы в самом начале написания этой книги, а также Джейсону и Вэнди Кук за прекрасное путешествие по Западу. Моя глубочайшая благодарность издателям – Бобу Миллеру и Мери Энн Нейплз – за их удивительный профессионализм и за удовольствие, которое я получил во время работы с ними. Я благодарен всем сотрудникам издательства «Гиперион», литературному агенту Патриции Ван дер Лейн, Дороти Шмидерер Бейкер и художнику Бет Мейнард – благодаря их вниманию и заботам и родилась эта книга.

Введение

Разгадать – но что? Когда дело доходит до разгадки, вы понимаете, что, куда бы вы ни отправились, вы уже там. Что бы вы ни закончили делать, вы закончили вполне конкретную работу. Что бы вы ни думали прямо сейчас, эта мысль обретается в вашем сознании. Что бы с вами ни произошло, это уже произошло. Наиболее важный вопрос – как вы собираетесь справляться с этим? Другими словами: «И что же теперь с этим делать?»

Нравится вам это или нет, но мы можем работать только с настоящим, текущим моментом. Однако мы слишком легко проводим свою жизнь, постоянно забывая, что мы находимся здесь – там, где мы уже находимся. В каждый конкретный момент мы оказываемся на распутье, носящем название «здесь и сейчас». Но стоит облаку забвения окутать настоящий момент – и мы потерялись. Вопрос «И что теперь?» становится реальной проблемой.

Потерялись – это значит, что мы на мгновение теряем контакт с самим собой и со всей полнотой своих возможностей. Вместо этого мы впадаем в роботоподобное состояние с присущим этому состоянию способом видеть, думать и действовать. В эти моменты мы разрываем связь со своей глубинной сущностью, которая дает нам самые значительные возможности творчества, обучения и роста. Если мы не будем осторожны, эти мрачные, тусклые моменты могут затянуться. Тень от этого облака способна покрыть большую часть нашей жизни.

Чтобы не позволить себе потерять контакт с самим собой, мы должны прервать на какое-то достаточно долгое время свой чувственный опыт, чтобы впустить текущий момент. Этот период достаточно длительный, чтобы действительно почувствовать текущий момент, увидеть его во всей полноте, удержать его в своем сознании и таким образом лучше познать и понять его. Только тогда мы сможем принять истину этого момента для нашей жизни, научиться у него и пойти дальше. Вместо этого нередко оказывается, что мы озабочены прошлым, тем, что уже случилось, или будущим, которое еще не наступило. Мы ищем какое-то другое место, где, как мы надеемся, все будет лучше, где мы будем счастливее, где будет так, как нам бы хотелось, чтобы было, или так, как все было раньше. Как правило, мы только частично знаем об этом внутреннем напряжении, если вообще знаем. Более того, мы в лучшем случае только отчасти понимаем, что делаем в своей жизни и со своей жизнью, и лишь отчасти осознаем последствия наших действий, а на более тонком уровне – последствия наших мыслей, на то, что мы видим и не видим, что мы делаем и не делаем.

Например, мы обычно совершенно бессознательно начинаем считать, что то, что мы думаем – наши мысли и мнения, которые находят пристанище у нас в голове в каждый конкретный момент времени, – является «истиной» и правдиво отражает то, что находится в окружающем мире и «здесь, внутри» в нашем сознании. Однако чаще всего это совершенно неверно.

Мы платим высокую цену за это ошибочное предположение, за наше почти сознательное игнорирование богатства текущего момента. Негативные последствия накапливаются понемногу, незаметно для нас изменяя окраску нашей жизни, из-за чего мы не в состоянии как-то изменить ситуацию. И, возможно, мы никогда не станем тем, кем можем быть на самом деле, никогда не узнаем обо всем богатстве наших возможностей. Вместо этого мы сами запираем себя внутри собственного вымысла, внутри которого нам якобы известно, кто мы есть, где находимся и куда идем; где мы предположительно знаем, что произойдет в дальнейшем. Таким образом, все время мы остаемся погруженными в мысли, фантазии и импульсы, главным образом связанные с прошлым и будущим, с тем, чего мы хотим, и тем, чего мы боимся и не любим. Все это постоянно сбивает нас с толку, лишая возможности видеть направление своего движения и почву, на которой мы стоим.

Книга, которую вы держите в руках, – о пробуждении от таких снов, об избавлении от кошмаров, в которые эти сны нередко превращаются. Незнание того, что вы попали в такой сон, буддисты называют неведением, или глупостью. Понимание этого незнания называют полнотой осознания. Работа по пробуждению от подобных снов – это медитация, систематическое развитие бодрствования сознания, осознание настоящего момента. Это пробуждение идет рука об руку с тем, что мы могли бы назвать «мудростью», с проницательным видением причин и следствий, а также взаимосвязи всего сущего, чтобы нас больше нельзя было поймать в созданную нами действительность.

Чтобы обрести свой собственный путь, нам придется уделить больше внимания текущему моменту. Это единственное время, которое у нас есть, чтобы жить, расти, чувствовать и меняться. Нам надо узнать как можно больше о невероятном притяжении Сциллы и Харибды прошлого и будущего, о сказочной стране, которую они предлагают нам вместо нашей жизни. Мы должны принять против него значительные меры предосторожности.

Когда мы говорим о медитации, важно понять, что это не какая-то сверхъестественная загадочная деятельность, какой нередко представляют медитацию в средствах нашей популярной культуры. Занятия медитацией не приводят к тому, что человек становится зомби, «овощем», ушедшим в себя самовлюбленным созерцателем собственного пупка, «человеком не от мира сего», адептом какой-либо секты, мистиком или восточным философом.

МЕДИТАЦИЯ ОЗНАЧАЕТ ПРОСТО СТАТЬ САМИМ СОБОЙ И ПОНИМАТЬ, ЧТО ЭТО ОЗНАЧАЕТ. ОНА ПОМОГАЕТ ПОНЯТЬ, ЧТО ВЫ ИДЕТЕ ПО ОПРЕДЕЛЕННОМУ ПУТИ, НРАВИТСЯ ВАМ ЭТО ИЛИ НЕТ, А ИМЕННО ПО ПУТИ, КОТОРЫЙ И ЕСТЬ ВАША ЖИЗНЬ.

Медитация может помочь нам увидеть, что этот путь, который мы называем своей жизнью, имеет определенное направление, что жизнь всегда движется вперед, мгновение за мгновением; и то, что происходит сейчас, в этот самый момент, оказывает влияние на то, что произойдет в дальнейшем.

Если то, что происходит сейчас, влияет на то, что случится потом, разве не имеет смысл время от времени осматриваться по сторонам, чтобы обрести возможность более тесно контактировать с настоящим моментом? Разве не своевременно взять под свой контроль внутренние и внешние отношения и совершенно ясно ощутить путь и направление, по которому вы сейчас идете? Если вы сделаете это, то, возможно, окажетесь в лучшем положении, чтобы наметить для себя лучший путь, более подходящий для вашей внутренней сущности, – путь души, путь, по которому следует ваше сердце, ваш Путь с большой буквы. В противном случае инерция бессознательного окажет влияние на ваше будущее. Дни, месяцы и даже годы быстро пройдут незамеченными, неиспользованными, недооцененными.

Слишком легко оставаться на окутанном туманом, скользком склоне собственной могилы. А порой можно очнуться незадолго до смерти в рассеивающемся тумане ясности, проснуться и понять, что все эти годы мы лишь думали о жизни, мечтали о том, как следовало жить; а то, что было важно тогда, – это в лучшем случае недопонятая полуправда, основанная на страхе или невежестве, всего лишь наши собственные ограничивающие мысли, а не правда или то, какой должна была быть наша жизнь.

Никто, кроме вас, не может выполнить за вас эту работу, хотя родные и друзья иногда отчаянно стремятся достучаться до вас, помочь вам более ясно рассмотреть сложившуюся ситуацию или отбросить собственную слепоту. Но только сам человек способен совершить духовное пробуждение. И вот, когда это свершится, вам станет ясно, что, куда бы вы ни шли, это идете именно вы. Перед вами разворачивается именно ваша жизнь.

В конце долгой жизни, посвященной обучению полноте осознания, Будда, у которого наверняка было много последователей, надеявшихся, что он обязательно укажет им, в какую сторону идти, так резюмировал это для учеников: «Будьте светом для самих себя».

В моей предыдущей книге «Бытие катастрофы» я постарался сделать путь полноты осознания доступным для большинства американцев, чтобы это не выглядело буддийским учением или мистицизмом. Полнота осознания должна достигаться со всем вашим вниманием и пониманием – а это общечеловеческие качества. Но в нашем обществе мы привыкли считать эти качества само собой разумеющимися и не думаем о том, чтобы систематически развивать их при помощи самопознания и мудрости. Медитация – процесс, в ходе которого мы шлифуем и углубляем свое внимание и мудрость, а затем все больше используем их в своей обычной жизни.

Книгу «Бытие катастрофы» можно рассматривать как карту, предназначенную для людей, оказавшихся перед лицом физического или эмоционального страдания или последствий слишком большого напряжения. Цель этой книги состояла в том, чтобы заставить читателей понять, направляя их внимание на то, что все мы так часто игнорируем, что есть вполне реальные причины, в силу которых стоит вплести полноту осознания в ткань их жизни.

Я не считаю, что полнота осознания – некоторая волшебная панацея или магазинчик со всякой всячиной, где можно найти решение любой проблемы, возникшей в вашей жизни. Я далек от этого. Я не знаю никаких волшебных решений и, честно говоря, не ищу ничего подобного. Наполненная жизнь раскрашена щедрыми мазками самых разных красок. К пониманию и мудрости ведет множество самых разных путей. У каждого из нас свои собственные, отличные от других потребности, ценности, которых он добивается в течение всей своей жизни. Каждый из нас обязан проложить себе свой собственный курс, и он должен соответствовать тому, к чему мы будем готовы в каждый конкретный момент.

Конечно, вы должны быть готовы к тому, чтобы практиковать медитацию. Вы должны прийти к ней в нужное время вашей жизни, в тот момент, когда вы будете готовы внимательно прислушаться к собственному голосу, собственному сердцу, к собственному дыханию – чтобы присутствовать в них без необходимости идти куда-то или делать что-то иное. Это тяжелый труд.

Я написал «Бытие катастрофы», имея в виду людей, которые обращаются к нам, например, для пациентов нашей клиники снятия стрессов Медицинского центра университета штата Массачусетс. Меня сподвигли на это замечательные преобразования сознания и тела, о которых сообщили мне множество людей. Эти люди положили конец своим попыткам справиться с серьезными проблемами, приведшими их в клинику традиционными методами, и решили участвовать в восьминедельном курсе, где они упорно стремились достичь открытости и способности слышать себя, что характеризует практику полноты осознания.

В книге «Бытие катастрофы» приводится довольно много подробностей, позволяющих читателю наметить свой собственный курс, по которому он будет продолжать идти по жизни, поскольку это своего рода направляющее руководство к действию. Оно предназначено для людей с серьезными медицинскими проблемами, страдающих от хронической боли, а также для тех, кто столкнулся с самыми разными стрессовыми ситуациями. Именно поэтому я счел необходимым включить в книгу очень много информации относительно стрессов и болезней, здоровья и исцеления, а также подробные инструкции о том, как медитировать.

ЭТА КНИГА СОВСЕМ ИНАЯ. ОНА ПРЕДНАЗНАЧАЕТСЯ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ОБЕСПЕЧИТЬ ЛЕГКИЙ И СВОБОДНЫЙ ДОСТУП К СУЩНОСТИ МЕДИТАЦИИ ПОЛНОТЫ ОСОЗНАНИЯ И К ЕЕ ПРИМЕНЕНИЯМ.

Книга написана для людей, чья жизнь может находиться во власти стрессов, боли и болезни, а может быть и свободна от них. Главным образом она написана для тех, кто не приемлет структурированные программы, а также для людей, которые не любят, когда им говорят, что следует делать, а чего не следует, но при этом достаточно заинтересовавшихся полнотой осознания и возможностью с ее помощью собрать целое из разрозненных кусочков.

В то же самое время эта книга также будет полезна тем, кто уже практикует медитации и желает расширить, углубить и укрепить свое стремление жить более осознанно и с большим пониманием происходящего. Здесь мое внимание было сосредоточено на сути осознанного понимания, на наших формальных попытках практики и на усилиях привнести все это во все аспекты вашей повседневной, обычной жизни. Каждая глава – это искра, вспыхивающая в одной из многочисленных граней алмаза полноты осознания. Легкий поворот этого алмаза – и вот перед вами уже новая глава, тесно связанная с предыдущей. Некоторые главы могут показаться вам похожими, но помните – каждая грань алмаза уникальна.

Это исследование алмаза полноты осознания предлагается всем, кто прокладывает себе курс так, чтобы привнести в свою жизнь здравомыслие и мудрость. Все, что от вас требуется, – готовность смело заглянуть в глубину текущего момента. Что бы вы там ни увидели – сохраняйте великодушие, доброту к самому себе и открытость тому, что может произойти потом.

В первой части этой книги рассматривается суть полноты осознания и описываются обоснования для того, чтобы начать или продолжить индивидуальные занятия, направленные на достижение полноты осознания, чтобы затем применить ее в самых разных областях вашей жизни. Это заставляет читателя экспериментировать, по-своему внедряя полноту осознания в те или иные аспекты его жизни. Во второй части изучаются некоторые основные аспекты формальной практики медитации. Формальная практика имеет дело с определенными промежутками времени, в которые мы целеустремленно прекращаем любую другую деятельность и занимаемся специфическими методами взращивания полноты осознания и концентрации. В третьей части исследуется множество вариантов применения медитации и возможности, предоставляемые полнотой осознания. Каждая глава во всех трех частях заканчивается четкими предложениями относительно того, как включить различные аспекты формальной и неформальной практики полноты осознания в свою жизнь. Вы найдете эти предложения под заголовком «Попробуйте».

Все описанное в данной книге позволяет вам заниматься практикой медитации самостоятельно, без использования других материалов или пособий.

Часть первая
Красота текущего момента

Восходит лишь та заря, к которой пробудились мы сами.

Что такое полнота осознания?

Практика полноты осознания – древняя буддийская практика, очень важная для нашей современной жизни. Эта значимость никоим образом не связана с буддизмом как таковым, она не требует от человека стать буддистом. Она предназначена для того, чтобы пробудить сознание и помочь ему начать жить в гармонии с собой и с окружающим миром. Она имеет отношение к исследованию, позволяющему дать ответ на вопрос – кто мы, каким мы видим окружающий нас мир и каково наше место в этом мире, она учит нас больше ценить полноту каждого проживаемого нами мгновения. Более всего прочего эта практика учит сопричастности ко всему происходящему.

С точки зрения буддизма наше обычное бодрствующее состояние сознания считается сильно ограниченным и ограничивающим, во многом напоминая продолжение сна, а не состояние активного бодрствования.

Медитация помогает нам пробудиться от этого неосознанного сна и бессознательного состояния, позволяя нам прожить жизнь с полным доступом ко всему спектру наших сознательных и бессознательных возможностей.

Мудрецы, йоги и мастера дзэн тысячелетиями систематически исследовали эту территорию сознания, и в процессе ее познания они узнали нечто, что теперь может с большой пользой применяться на Западе, чтобы уравновесить нашу культурную ориентацию на управление и подчинение природы, вместо понимания того, что мы – ее неотъемлемая составная часть.

КОЛЛЕКТИВНЫЙ ОПЫТ МУДРЫХ ЛЮДЕЙ ПРОШЛОГО ГОВОРИТ, ЧТО, ИССЛЕДУЯ НАШУ СОБСТВЕННУЮ ВНУТРЕННЮЮ ПРИРОДУ ЖИВОГО СУЩЕСТВА И В ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДУ НАШЕГО СОЗНАНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ТЩАТЕЛЬНОГО И СИСТЕМАТИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ ЗА САМИМ СОБОЙ, МЫ СМОЖЕМ ПРОЖИТЬ СВОЮ ЖИЗНЬ С БОЛЬШИМ УДОВЛЕТВОРЕНИЕМ, В ГАРМОНИИ И МУДРОСТИ.

Это также дарит нам взгляд на мир, дополняющий редукционистское и материалистическое мировоззрение, которое в настоящее время доминирует в западной философии. Но это представление не является особенно «восточным» или мистическим. Еще в 1846 году Торо в Новой Англии видел ту же самую проблему в нашем обычном состоянии сознания и с большой страстью писал о ее печальных последствиях.

Полнота осознания была названа сердцевиной буддийской медитации. Очень важен тот момент, что полнота осознания – это очень простое понятие. Ее сила – в практике и применении этой концепции.

Полнота осознания означает умение особым способом сосредоточивать свое внимание на текущем моменте, не судя о нем.

Этот вид концентрации помогает развить способность к большей внимательности, пониманию и принятию реальности текущего момента. Благодаря этой практике мы оказываемся перед фактом, что наша жизнь разворачивается мгновение за мгновением. Если мы не полностью присутствуем во многих из подобных моментов, то можем не только пропустить самое ценное в нашей жизни, но также не суметь понять богатство и глубину всех наших возможностей, их пользу для нашего роста и преобразования.

Недостаточное осознание текущего момента неизбежно создает и другие проблемы из-за наших бессознательных и автоматических действий и поведения, в которых нередко проявляются наши глубинные страхи и неуверенность.

Если на подобные проблемы не обращать должного внимания, они со временем множатся и могут в конечном счете создать у нас ощущение, что ничего не получается и мы выпали из жизни. Со временем мы можем потерять веру в свои способности перенаправить энергию таким образом, чтобы она приносила нам большее удовлетворение, счастье и, возможно, даже улучшала бы наше состояние здоровья.

Полнота осознания дает нам возможность встать на простой, но эффективный путь оторваться от привычных действий и мыслей, вернувшись к собственной мудрости и жизненной силе. Это возможность взять на себя ответственность за направление своего движения по жизни и качество собственной жизни, включая наши отношения в семье, с другими людьми, ко всему нашему огромному миру и планете, и, что самое главное, за наши отношения с самим собой.

Ключ к этому пути лежит в основе буддизма, даосизма и йоги, его можно также найти в трудах таких людей, как Эмерсон, Торо и Уитмен, в мудрости коренных американцев. Он заключается в умении ценить настоящий момент и взращивании тесного контакта с ним посредством непрерывного к нему внимания. Это – точка зрения, полностью противоречащая позиции, когда жизнь считается чем-то само собой разумеющимся.

ПРИВЫЧКА ПРЕНЕБРЕГАТЬ ТЕКУЩИМ МОМЕНТОМ В УГОДУ ПРОШЛОГО ИЛИ БУДУЩЕГО ВЕДЕТ К ПОТЕРЕ ОЩУЩЕНИЯ ВЕЛИКОЙ ПАУТИНЫ ЖИЗНИ, В КОТОРУЮ ВПЛЕТЕНО НАШЕ БЫТИЕ.

Это пренебрежение напрямую связано с недостаточным пробуждением и неполным пониманием своего сознания и того, как оно влияет на наше восприятие мира и наши действия. Это сильно ограничивает наше видение того, что означает быть человеком и как мы связаны между собой и с окружающим нас миром. Религия традиционно занималась подобными фундаментальными вопросами духовной структуры, но полнота осознания имеет мало общего с религией, кроме самого значения слова, обозначающего попытку проникнуть в таинственную глубину самого понятия «быть живым» и признания неразрывной связи со всем, что существует в этом мире. Когда мы с открытым сердцем посвящаем свое время вниманию к окружающему миру, не становясь жертвой своих личных пристрастий на уровне «нравится» – «не нравится», различных предубеждений, планирования и ожиданий, перед нами открываются удивительные новые возможности и появляется шанс освободиться от пут бессознательности.

Я предпочитаю считать полноту осознания просто искусством жить сознательно. Для этого совсем не обязательно быть буддистом или йогом. На самом деле, если вы познакомитесь хотя бы с основами буддизма, вы сможете понять, что самое важное для буддизма – быть самим собой и не пытаться стать тем, чем вы не являетесь. Суть буддизма в том, чтобы всегда быть в контакте с собственной глубинной сущностью и не мешать ей беспрепятственно идти своим путем. Это достигается благодаря пробуждению сознания и обретенному умению видеть все таким, каково оно есть на самом деле. Даже само имя Будда означает просто «тот, кто пробудился для понимания собственной истинной природы».

Таким образом, полнота осознания не будет противоречить никаким верованиям или религиозным традициям, а также научным представлениям, более того, она не пытается заманить вас в какое-то новое вероисповедание или идеологию. Это просто практический способ более полно ощущать свое присутствие в жизни посредством систематического процесса самонаблюдения, самоанализа и осознанных действий. В этом нет ничего безжизненно рассудительного, аналитического или бесчувственного.

Характер полноты осознания мягкий, благодатный, лелеющий. Это – истинная душевность. Однажды один из моих учеников сказал: «Когда я был буддистом, это сводило с ума моих родителей и друзей, но вот я стал буддой – и все довольны».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *