Ктуба у евреев что это

Ктуба — брачный договор

Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:

Оглавление

Составление и текст Ктубы [↑]

Первый этап церемонии бракосочетания — составление «ктубы», которую скрепляют подписями два свидетеля и сам жених. «Ктуба» — это документ, в котором перечисляются обязательства, которые берёт на себя жених, и права его будущей жены. В первую очередь «ктуба» подтверждает обязанности мужа, предписанные ему Торой: «Пищи, одежды и супружеской близости он не лишит её».

Текст «ктубы» составлен на арамейском языке — разговорном языке евреев Страны Израиля в ту пору. В наше время при составлении «ктубы» и при её оглашении раввин переводит текст на иврит, чтобы содержание этого документа было ясным жениху и невесте.

Начинается «ктуба» с того, что два свидетеля, подписи которых стоят под этим документом, заявляют: «Мы свидетельствуем, что жених такой-то, сын такого-то, сказал невесте такой-то, дочери такого-то: “Будь мне женой согласно закону Моше и Израиля. И, с помощью Б-жьей, я буду работать, уважать тебя, кормить тебя, заботиться о тебе, одевать тебя — так, как обычно ведут себя мужья в народе Израиля, по-настоящему заботящиеся о своих жёнах. Я дам тебе сумму денег, равную двумстам динарам [в случае, если невеста — вдова или разведённая, она получает сто динаров] и причитающуюся тебе, и я обязуюсь кормить тебя, одевать и обеспечивать тебе удовлетворение остальных нужд, равно как и супружескую близость в положенное время”. И согласилась такая-то, дочь такого-то, невеста, и стала его женой».

В продолжении «ктубы» уточняют сумму приданого, которое невеста приносит в дом жениха, и прибавку к «ктубе», которую жених обещает ей за это, гарантируя выплату «ктубы» стоимостью всего имущества — как движимого, так и недвижимого, — которое есть у него сейчас, и которое может появиться у него в дальнейшем. Он обязуется позаботиться о том, чтобы в случае его смерти или развода с нею она получила всю эту сумму денег.

Это обязательство жениха скрепляется совершением «киньяна» в знак того, что он не передумает и не будет пытаться изменить то, что записано в «ктубе». «Киньян» — действие символическое: берут платок, олицетворяющий в эту минуту то, что продаётся или передаётся, и передают его тому, кто это приобретает. Жених как бы «продаёт» своей невесте через свидетелей свои обязательства, записанные в «ктубе», а для большей верности ставит свою подпись под текстом «ктубы» рядом с подписями свидетелей. Заметим, что свидетелями не имеют права быть родственники жениха или невесты.

Та сумма денег, которую жених обязуется отдать своей будущей жене в момент нужды, состоит из двух частей: основная — 200 зузов (или динаров) девушке и 100 зузов (или динаров) вдове или разведённой, и добавочная.

В двух этих последних случаях жене обещают только 100 зузов отнюдь не потому, что ценят её меньше, но потому, что она уже получила «ктубу» от первого мужа: можно предполагать, что она уже имеет какую-то материальную базу.

В основной части «ктубы» перечисляется и приданое, которое приносит невеста. Муж имеет право использовать это приданое, однако доходы и убытки от этого целиком ложатся на счёт мужа — само же приданое как бы остаётся неизменным. И если случится, что муж разведётся с этой женщиной или умрёт, она получит «ктубу» вместе со всем приданым целиком.

Дополнительная часть «ктубы» — так называемая «прибавка трети». Муж, со своей стороны, прибавляет к основной части «ктубы» треть стоимости приданого, и эта сумма добавляется к той части «ктубы», о которой мы только что говорили. (Заметим, что не следует путать эту прибавку к «ктубе» с алиментами, которые человек обязан выплачивать своей бывшей жене каждый месяц).

Однако, в конечном итоге эти составные части не рассматриваются как самостоятельные суммы. «Ктуба» соединяет их в одно целое и говорит: «Итого — сама ктуба, приданое и прибавка — столько-то и столько-то».

Затем в тексте «ктубы» сказано: «И так сказал перед нами жених: “Ответственность за выплату этой суммы я принимаю на себя и на моих наследников после меня, на всё моё имущество, которое есть у меня под небесами — и недвижимое, и движимое, — которое есть у меня и которое я приобрету в будущем, начиная от сего дня и далее. Всё это является гарантией выплаты этой суммы целиком — даже та одежда, которая на мне”. И мы свидетельствуем, что жених принял на себя полную ответственность, совершив “киньян”. Таким образом, всё сказанное выше получило полную силу».

После этого следуют подписи свидетелей и самого жениха, которыми они скрепили «ктубу» перед самой «хупой». Дело в том, что запрещено находиться с женой в одном доме даже минуту без «ктубы» — поэтому, когда жених и невеста — теперь уже муж и жена — войдут в свой дом, с ними должна быть «ктуба», гарантирующая права жены.

«Ктубу» зачитывают публично сразу после того, как произносят благословения «эйрусин» и жених передаёт невесте кольцо. Жених, держа «ктубу» в правой руке, отдаёт её невесте, которая тоже берёт её правой рукой — раньше, чем начнутся семь благословений «нисуин».

В чём важность «ктубы» [↑]

Наши мудрецы относятся к «ктубе» с чрезвычайной серьёзностью — запрещая, как было сказано, находиться с женой даже мгновенье без «ктубы». Почему?

Функция «ктубы» не ограничивается только гарантией прав жены. Кроме того, «ктуба» — мощное средство предотвращения поспешных, необдуманных разводов, или, выражаясь словами наших мудрецов, она препятствует тому, чтобы «ты относился легкомысленно к разводу с женой».

Для того, чтобы придать наглядность сказанному, упомянем два основополагающих закона Торы о браке.

Тора предоставляет возможность иметь как две жены, так и больше. Единственным исключением был царь: «И пусть не обзаводится он множеством жён — да не отвратится его сердце от Б-га» (Дварим, 17). Впрочем, и это ограничение не было слишком строгим: царю позволялось всё же иметь восемнадцать жён. (Это следует из слов пророка Натана, обращённых от имени Всевышнего к царю Давиду, у которого в тот момент было 6 жён: «А если мало тебе — я прибавлю тебе ещё столько же и ещё столько же, — т. е. 6+6+6=18). Когда Тора говорит про царя: “И пусть не обзаводится он множеством жён”, она имеет в виду царя Шломо, у которого, как известно, было 1000 жён и наложниц, а это, в конце концов, действительно привело к тому, что “сердце его отвратилось от Б-га”.»

Можно легко себе представить положение вдовы в полигамном обществе: если муж нескольких жён умирает, вспыхивают споры о наследстве, в которых чаще всего побеждают «сильнейшие». В результате обязательно кто-то остаётся обделённым, возможно — вообще без средств к существованию.

2. По закону Торы женщину можно взять в жёны лишь при условии её полного согласия, а вот развестись с ней Тора разрешает, не спрашивая её согласия вообще. И хотя на мужа была возложена обязанность привести вескую причину своего желания развестись, её, в принципе, найти не так уж трудно.

Оба эти закона — разрешение полигамии и возможность развестись с женой против её желания — создали тяжёлую проблему: получение средств к существованию для овдовевших или разведённых женщин. На помощь им пришли мудрецы Торы, учредив «ктубу», которая разрешает эту проблему хотя бы частично. Например, если муж умирает, его вдова предъявляет «ктубу», согласно которой наследники или попечители имущества умершего обязаны выплатить ей сумму, обозначенную в «ктубе». Причём они должны сделать это ещё до раздела наследства — словно оплатить давнишний вексель, выданный ещё в день свадьбы.

Совершенно естественно, что самая старшая из жён покойного, обладающая огромным «стажем» руководства семьёй, получит свою «ктубу» из имущества покойного. Это даёт ей определённую обеспеченность, чтобы она могла спокойно дожить свои годы. Ведь 200 зузов в те времена были отнюдь не малой суммой: чтобы представить это себе, вспомним, что в популярной песне «Хад гадья», которую мы поём во время пасхального Седера, упоминается, что козлик был куплен всего за два зуза… А ведь 200 зузов — это только основная часть «ктубы», без «прибавки».

«Ктуба» также стала барьером для поспешных разводов. Во время ссоры с супругом, если он грозит развестись с ней, жена может показать разъярённому мужу «ктубу», как бы говоря: пришло время платежа! Надо полагать, что при виде этого документа муж поостынет, и, очень может быть, мысль о разводе совершенно покинет его.

Если семейный корабль и впрямь сел на мель и нет иного выхода, кроме развода, «ктуба» создаёт экономическую основу для первых шагов разведённой женщины в её новой, самостоятельной жизни.

[1] Раби Шимон бен Шетах — выдающийся мудрец Торы эпохи Второго Храма, жил в 1 веке. Сестра его, царица Шломцион, была женой царя Александра-Яная. Будучи главой Сангедрина, раби Шимон бен Шетах вёл тяжёлую борьбу с членами Сангедрина — цдуким (к которым примыкал и сам царь). Борьба эта закончилась победой мудрецов, верных еврейской традиции и получивших полную поддержку народа — прушим. Раби Шимон бен Шетах прославился честностью, беспристрастностью в суде, даже по отношению к царю. Он провёл через Сангедрин целый ряд решений, одно из которых, в частности, обязывало всех еврейских детей учиться в школе.

Все о еврейской свадьбе в вопросах и ответах

Все о еврейской свадьбе в вопросах и ответах

Источник

Что такое Ктуба?

Первый этап церемонии бракосочетания — составление «ктубы», которую скрепляют подписями два свидетеля и сам жених. «Ктуба» — это документ, в котором перечисляются обязательства, которые берёт на себя жених, и права его будущей жены. В первую очередь «ктуба» подтверждает обязанности мужа, предписанные ему Торой: «Пищи, одежды и супружеской близости он не лишит её».

Текст «ктубы» составлен на арамейском языке — разговорном языке евреев Страны Израиля в ту пору. В наше время при составлении «ктубы» и при её оглашении раввин переводит текст на иврит, чтобы содержание этого документа было ясным жениху и невесте.

Начинается «ктуба» с того, что два свидетеля, подписи которых стоят под этим документом, заявляют: «Мы свидетельствуем, что жених такой-то, сын такого-то, сказал невесте такой-то, дочери такого-то: »Будь мне женой согласно закону Моше и Израиля. И, с помощью Б-жьей, я буду работать, уважать тебя, кормить тебя, заботиться о тебе, одевать тебя — так, как обычно ведут себя мужья в народе Израиля, по-настоящему заботящиеся о своих жёнах. Я дам тебе сумму денег, равную двумстам динарам [в случае, если невеста — вдова или разведённая, она получает сто динаров] и причитающуюся тебе, и я обязуюсь кормить тебя, одевать и обеспечивать тебе удовлетворение остальных нужд, равно как и супружескую близость в положенное время». И согласилась такая-то, дочь такого-то, невеста, и стала его женой».

В продолжении «ктубы» уточняют сумму приданого, которое невеста приносит в дом жениха, и прибавку к «ктубе», которую жених обещает ей за это, гарантируя выплату «ктубы» стоимостью всего имущества — как движимого, так и недвижимого, — которое есть у него сейчас, и которое может появиться у него в дальнейшем. Он обязуется позаботиться о том, чтобы в случае его смерти или развода с нею она получила всю эту сумму денег.

Это обязательство жениха скрепляется совершением «киньяна» в знак того, что он не передумает и не будет пытаться изменить то, что записано в «ктубе». «Киньян» — действие символическое: берут платок, олицетворяющий в эту минуту то, что продаётся или передаётся, и передают его тому, кто это приобретает. Жених как бы «продаёт» своей невесте через свидетелей свои обязательства, записанные в «ктубе», а для большей верности ставит свою подпись под текстом «ктубы» рядом с подписями свидетелей. Заметим, что свидетелями не имеют права быть родственники жениха или невесты.

Та сумма денег, которую жених обязуется отдать своей будущей жене в момент нужды, состоит из двух частей: основная — 200 зузов (или динаров) девушке и 100 зузов (или динаров) вдове или разведённой, и добавочная.

В двух этих последних случаях жене обещают только 100 зузов отнюдь не потому, что ценят её меньше, но потому, что она уже получила «ктубу» от первого мужа: можно предполагать, что она уже имеет какую-то материальную базу.

В основной части «ктубы» перечисляется и приданое, которое приносит невеста. Муж имеет право использовать это приданое, однако доходы и убытки от этого целиком ложатся на счёт мужа — само же приданое как бы остаётся неизменным. И если случится, что муж разведётся с этой женщиной или умрёт, она получит «ктубу» вместе со всем приданым целиком.

Дополнительная часть «ктубы» — так называемая «прибавка трети». Муж, со своей стороны, прибавляет к основной части «ктубы» треть стоимости приданого, и эта сумма добавляется к той части «ктубы», о которой мы только что говорили. (Заметим, что не следует путать эту прибавку к «ктубе» с алиментами, которые человек обязан выплачивать своей бывшей жене каждый месяц).

Однако, в конечном итоге эти составные части не рассматриваются как самостоятельные суммы. «Ктуба» соединяет их в одно целое и говорит: «Итого — сама ктуба, приданое и прибавка — столько-то и столько-то».

Затем в тексте «ктубы» сказано: «И так сказал перед нами жених: “Ответственность за выплату этой суммы я принимаю на себя и на моих наследников после меня, на всё моё имущество, которое есть у меня под небесами — и недвижимое, и движимое, — которое есть у меня и которое я приобрету в будущем, начиная от сего дня и далее. Всё это является гарантией выплаты этой суммы целиком — даже та одежда, которая на мне”. И мы свидетельствуем, что жених принял на себя полную ответственность, совершив “киньян”. Таким образом, всё сказанное выше получило полную силу».

После этого следуют подписи свидетелей и самого жениха, которыми они скрепили «ктубу» перед самой «хупой». Дело в том, что запрещено находиться с женой в одном доме даже минуту без «ктубы» — поэтому, когда жених и невеста — теперь уже муж и жена — войдут в свой дом, с ними должна быть «ктуба», гарантирующая права жены.

«Ктубу» зачитывают публично сразу после того, как произносят благословения «эйрусин» и жених передаёт невесте кольцо. Жених, держа «ктубу» в правой руке, отдаёт её невесте, которая тоже берёт её правой рукой — раньше, чем начнутся семь благословений «нисуин».

В чём важность «ктубы»

Наши мудрецы относятся к «ктубе» с чрезвычайной серьёзностью — запрещая, как было сказано, находиться с женой даже мгновенье без «ктубы». Почему?

Функция «ктубы» не ограничивается только гарантией прав жены. Кроме того, «ктуба» — мощное средство предотвращения поспешных, необдуманных разводов, или, выражаясь словами наших мудрецов, она препятствует тому, чтобы «ты относился легкомысленно к разводу с женой».

Для того, чтобы придать наглядность сказанному, упомянем два основополагающих закона Торы о браке.

Можно легко себе представить положение вдовы в полигамном обществе: если муж нескольких жён умирает, вспыхивают споры о наследстве, в которых чаще всего побеждают “сильнейшие”. В результате обязательно кто-то остаётся обделённым, возможно — вообще без средств к существованию.

Оба эти закона — разрешение полигамии и возможность развестись с женой против её желания — создали тяжёлую проблему: получение средств к существованию для овдовевших или разведённых женщин. На помощь им пришли мудрецы Торы, учредив “ктубу”, которая разрешает эту проблему хотя бы частично. Например, если муж умирает, его вдова предъявляет “ктубу”, согласно которой наследники или попечители имущества умершего обязаны выплатить ей сумму, обозначенную в “ктубе”. Причём они должны сделать это ещё до раздела наследства — словно оплатить давнишний вексель, выданный ещё в день свадьбы.

Совершенно естественно, что самая старшая из жён покойного, обладающая огромным “стажем” руководства семьёй, получит свою “ктубу” из имущества покойного. Это даёт ей определённую обеспеченность, чтобы она могла спокойно дожить свои годы. Ведь 200 зузов в те времена были отнюдь не малой суммой: чтобы представить это себе, вспомним, что в популярной песне “Хад гадья”, которую мы поём во время пасхального седера, упоминается, что козлик был куплен всего за два зуза… А ведь 200 зузов — это только основная часть “ктубы”, без “прибавки”.

“Ктуба” также стала барьером для поспешных разводов. Во время ссоры с супругом, если он грозит развестись с ней, жена может показать разъярённому мужу “ктубу”, как бы говоря: пришло время платежа! Надо полагать, что при виде этого документа муж поостынет, и, очень может быть, мысль о разводе совершенно покинет его.

Если семейный корабль и впрямь сел на мель и нет иного выхода, кроме развода, “ктуба” создаёт экономическую основу для первых шагов разведённой женщины в её новой, самостоятельной жизни.

[1] Раби Шимон бен Шетах — выдающийся мудрец Торы эпохи Второго Храма, жил в 1 веке. Сестра его, царица Шломцион, была женой царя Александра-Яная. Будучи главой Сангедрина, раби Шимон бен Шетах вёл тяжёлую борьбу с членами Сангедрина — цдуким (к которым примыкал и сам царь). Борьба эта закончилась победой мудрецов, верных еврейской традиции и получивших полную поддержку народа — прушим. Раби Шимон бен Шетах прославился честностью, беспристрастностью в суде, даже по отношению к царю. Он провёл через Сангедрин целый ряд решений, одно из которых, в частности, обязывало всех еврейских детей учиться в школе.

Источник

Ктуба (брачный контракт)

Ктуба должна обеспечить и укрепить положение женщины в доме ее мужа, ее особые права, превосходящие права мужа, для того, чтобы возможность развода не была слишком легкой в его глазах.

Ктуба еврейской женщины — удостоверение ее почетного положения и свидетельство отличия Израиля от всех остальных народов.

После обручения читают ктубу — документ, имеющий юридическую силу, в котором перечисляются обязанности мужа по отношению к жене, гарантия верности, преданности и надежности.

Основной текст ктубы, дополнения к нему и даже его стиль очень древние. Суть ее содержания направлена на то, чтобы обеспечить и укрепить положение женщины в доме ее мужа, ее особые права, превосходящие права мужа, для того, чтобы возможность развода не была слишком легкой в его глазах.

В те времена, когда у евреев была учреждена ктуба, весь мир был погружен во мрак: в глазах всех народов женщина была собственностью мужчины, единственное предназначение которой — услуживать ему.

С распространением христианства положение женщины не улучшилось, а, наоборот, стало еще более шатким, так как один из основополагающих тезисов христианства — учение о воздержании от женщины, источника греха. Каждый, кто намерен очиститься от грехов, обязан, согласно этому учению, навсегда и полностью удалиться от женщины. Однако та природа, которую Творец внедрил в Свои создания, оказалась сильнее христианских догм, и вопреки им подавляющее большинство христиан воздавали женщине ту честь, которая ей полагается, чем вызвали яростный, гнев своих священнослужителей против всего женского пола вообще, не скупившихся на всевозможные позорные и жестокие клички и давших, в конечном счете, женщине прозвание «дщерь дьявола».

Поэтому учреждение мудрецами Израиля ктубы кроме того, что права жены и ее почетное положение хозяйки еврейского дома были превосходно определены и четко зафиксированы, сыграло также роль нового отличия Израиля от прочих народов мира. Отнюдь не «дщерь дьявола», но сердце и душа семьи, не «источник скверны», но домашний родник чистоты и святости, не рабыня и не прислуга, но богатство семьи. И так сказали мудрецы: «Мужчина обязан почитать свою жену более, чем самого себя» (Йевамот 62б).

ПЕРЕВОД ТЕКСТА КТУБЫ

Такого-то дня недели и такого-то числа такого-то месяца в такой-то год по сотворению мира согласно летоисчислению, принятому здесь в таком-то городе.

Свидетельствуем, что такой-то, сын такого-то, сказал девице такой-то, дочери такого-то: «Будь мне женой согласно вере и закону Моше и Израиля — а я буду работать, [чтобы зарабатывать на нужды дома] и почитать тебя, и дам тебе пропитание и всяческую поддержку по обычаю мужей израильских, работающих и почитающих жен своих и дающих им пропитание и всяческую поддержку по правде. И я даю тебе дар — двести серебряных монет, как полагается девицам согласно Торе, и пропитание твое, и одежду, и все необходимое тебе, и войду к тебе, как ведется в мире».

И эта девица, госпожа такая-то, согласилась стать его женой. И вот то приданое, которое она принесла ему с собой из дома отца своего: в золоте, серебре, украшениях, одеждах, постельном белье — всего столько-то и столько-то.

И соизволил жених, рабби такой-то, добавить ей за это треть вышеупомянутого дара в сумме столько-то и столько-то, итого — столько-то и столько-то.

И так сказал рабби такой-то, жених: «Ответственность за эту ктубу и за прибавку к этой ктубе, за приданое и за прибавку к приданому я принял на себя и на моих наследников после меня: выплатить из всего лучшего и красивого, что есть в моем имуществе, а также из всего того, что я приобрел под небесами, и из того, что я приобрету в будущем, как недвижимого, так и движимого имущества. Все это будет залогом и поручительством выплаты этой ктубы и прибавки к этой ктубе, и даже этот плащ на моих плечах — залог выплаты этого как при моей жизни, так и после моей смерти, начиная с сегодняшнего дня и до века».

Ответственность за эту ктубу и за прибавку к этой ктубе принял на себя рабби такой-то, жених, со всей строгостью подобных документов (ктуба и прибавка к ктубе), как заведено относительно дочерей Израиля и выполнено согласно постановлению мудрецов наших, благословенной памяти: не как асмахта и не как бланк документа.

И мы приняли киньян на это от рабби такого-то, жениха, для госпожи такой-то, невесты, согласно всему, что написано и перечислено выше, — вещью, пригодной для совершения киньяна; и все это твердо и непоколебимо.

Источник

Трактат Ктубот

Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:

Трактат Ктубот («Брачные договора») входит в третий из шести разделов Мишны, а также Вавилонского и Иерусалимского Талмудов, который носит название «Нашим» («Женщины»). Ктуба — это еврейский брачный договор, отсюда и название трактата — «Ктубот» (мн. число от «ктуба»).

Трактат в основном рассматривает законы, касающиеся семейной жизни в её различных аспектах и проявлениях, перечисляя, обсуждая и определяя привилегии и обязанности мужа и жены в их взаимных отношениях со дня их обручения.

Отдельными темами трактат рассматривает вопросы безнравственного поведения и супружеской неверности, права отца и мужа, а также разбирает иные темы, прямо или косвенно связанные с основной темой.

Трактат включает в себя 13 глав.

Глава первая посвящена обсуждению вопросов, касающихся дней недели, в которые разрешено бракосочетание, разбирает благословения, произносимые при бракосочетании, а также связанные с этим законы.

Разбираются положения, обязательные для включения в Ктубу для различных случаев: бракосочетания девственниц, вдов, разведенных, также женщин, принадлежащих к различным слоям социальной и религиозной жизни.

Разбираются законы, связанные с девственностью, попутно приводятся условия, касающиеся гиюра ребёнка, рассматриваются вопросы о достоверности показаний подвергшейся насилию, а также условий, при которых подвергшаяся насилию, не лишается возможности бракосочетания с коэном.

Глава вторая приводит дискуссию об условиях заключения Ктубы, возникающих в результате разногласий между мужем и женой в отношении того, была ли она до этого в браке как девственница, или как вдова.

Приводятся условия, при которых свидетели бракосочетания могут признать свои подписи недействительными.

Разбираются обстоятельства, при которых принимаются показания женщины, в случае, если она заявляет, что разведена или несмотря на то, что она была в плену, осталась девственницей.

Рассматривается ситуация, когда человек предполагает, что является коэном, а также разбирается вопрос, в каких случаях женщина, заключенная в тюрьму язычниками, разрешена и в каких случаях запрещена своему мужу.

Устанавливается принцип, согласно которому никто не может свидетельствовать о себе, приводится закон, согласно которому жены коэнов, находившиеся в осаждённом войсками городе, запрещены их мужьям, если не будет получено независимое доказательство в их пользу.

Перечисляются случаи, когда взрослые люди признаются свидетелями того, что они видели в детстве.

Глава третья устанавливает законы о санкциях за совращение женщин, в зависимости от их принадлежности к различным социальным категориям, проводится различие между ними и иными лицами, в отношении которых применяются или вообще не применяются компенсации или штрафы. Обсуждается вопрос о наложении двух санкций за одно действие, связанное с двумя правонарушениями.

Глава четвёртая разбирает права отца на приобретения его дочерей, а также компенсации, выплаты по брачному контракту, находки и иные доходы.

Рассматриваются претензии мужа на некоторые из этих прав и обязанности, которые он принимает взамен.

Разбираются различные права в отношении отца и мужа, является ли отец юридически или морально обязанным содержать своих детей, а также обязанности и привилегии братьев, в случае, когда молодая сестра претендует на средства из имущества умершего отца для собственного содержания.

Рассматривается вопрос о наказаниях для помолвленной гиерет, изображавшей блудницу, а также человека, ошибочно обвинившего свою жену в аморальном деянии.

Приводятся привилегии жены и ее детей согласно основополагающим правилам заключения брачного договора, даже если документ не был составлен должным образом или никогда не был написан.

Приводится и обсуждается ряд известных нормативных актов, принятых Санедрином в городе Уша.

Глава пятая продолжает устанавливать правила в отношении дополнений и изменений к положениям Ктубы, связанные с правами жены.

Приводятся законы, с какого момента женщины, выходящие замуж за коэна имеют право употреблять в пищу труму.

Обсуждается, при каких условиях муж может освятить работу жены, а также рассматриваются, какие услуги жена обязана выполнять для мужа.

Рассматривается вопрос, о периоде времени кормления женой ребёнка, разбираются вопросы о времени супружеской близости, а также санкции, если одна из сторон отказывается от исполнения супружеских обязанностей.

Разбирается вопрос о минимуме еды и одежды, которыми муж обязан обеспечивать жену в случае, если он содержит её через агента.

Глава шестая определяет права мужа на имущество жены, предметы рукоделия и ее приобретения.

Приводится размер приданого, которое дочь может ожидать от своего отца или от его имущества после его смерти.

Подробно рассматриваются обязанности по обеспечению брака сирот, их потребностей и предметов роскоши, делается упор на сохранение достоинства и самоуважения получателей помощи.

Разбираются вопросы, касающиеся свёкра, который обещал определенную сумму своему зятю, а также рассматривает случай, когда отец передал денежную сумму доверенному лицу в интересах своей дочери, которая желает, чтобы данная сумма была передана ее мужу.

Глава седьмая занимается законами, регулирующими отношения между мужем и женой, а также разбирает основания для прекращения брака, при которых муж, приняв обет, избегает отношений с женой, а также когда жена не получает какой-либо выгоды от мужа (например, от употребления в пищу определенного вида фруктов, наслаждения каким-либо особым удовольствием или от выполнения мужем каких-либо ее законных желаний).

Приводится закон, согласно которому морально или физически неполноценные женщины могут быть разведены без Ктубы, а также рассматривает основания для развода с женой из-за нежелательного физического состояния или рода занятий мужа.

Глава восьмая посвящена распоряжению денежными средствами, товарами, рабами, или земельной собственностью по наследству жены или вдовы, находящейся в ожидании левиратного брака или «халицы» (обряда освобождения от левиратного брака).

Приводятся законы ограничений требований мужа о возмещении его расходов на улучшение имущества жены.

Глава девятая приводит формы документов отказа мужа от права на собственность жены, а также излагает вытекающие отсюда правовые последствия.

Разбираются законы, касающиеся претензий жены, кредиторов и наследников имущества умершего человека.

Рассматривается вопрос о необходимости клятвы о честном ведении дела, которая может быть истребована с жены, которая торгует или управляет имуществом своего мужа, а также приводит формы и способы освобождения от такой клятвы.

Разбирается закон о клятве, которая может потребоваться от женщины, нарушившей условия Ктубы, а также рассматриваются ситуации, связанные с несовершеннолетним и гером.

Глава десятая определяет приоритет требований о взыскании средств по условиям Ктубы, разбирает ситуацию об освобождении от клятв двух или более жен, которые были замужем за одним и тем же мужем, а также рассматривает права их наследников.

Приводятся положения закона в случае уступки одной из женщин ее требования о разделении имущества покойного мужа, а также обсуждаются права кредиторов, имеющих долговые документы с разными датами.

Глава одиннадцатая приводит права и обязанности вдовы в отношении сирот ее покойного мужа, устанавливает законы, определяющие действительность или недействительность действий жены при продаже имущества покойного мужа, а также действий бейт дина или представителей, которые продают любое имущество по более высокой или более низкой цене, чем рыночная стоимость.

Перечисляются категории женщин, не имеющих права на выполнение каких-либо привилегий Ктубы, получение алиментов и т.п., а также тех женщин, которые имеют право лишь на отдельные привилегия, закреплённые Ктубой.

Глава двенадцатая определяет рамки обязательств мужа по отношению к дочери жены, содержание которой он взял на себя в течение определенного числа лет, а также обязательств наследников по отношению к вдове их отца.

Приводятся сроки, в течение которых, в соответствии с Ктубой, вдове и наследникам разрешено претендовать на исполнение условий Ктубы.

Глава тринадцатая приводит тексты различных судебных решений двух известных Иерусалиме судей по различным правовым ситуациям.

Приводятся предостережения о серьезных последствиях взяток, обсуждается валюта, в которой должны выплачиваться средства по обязательствам Ктубы.

Провозглашается также превосходство над всеми другими землями Эрец Исраэль, а также Иерусалима над всеми другими городами.

На нашем сайте представлены аудио-уроки р. Нохума Офмана по трактату «Ктубот» в рамках учебного цикла «Даф айоми»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *