Кцсон что это такое
Комплексный центр социального обслуживания населения
Письмо Минтруда РФ от 05.01.2003 N 30-ГК «О номенклатуре учреждений (отделений) социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов»
Постановление Минтруда РФ от 27.07.1999 N 32 «Об утверждении Методических рекомендаций по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения «Комплексный Центр социального обслуживания населения»
Смотреть что такое «Комплексный центр социального обслуживания населения» в других словарях:
комплексный центр социального обслуживания населения — Учреждение социального обслуживания, предназначенное для оказания семьям и отдельным гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, помощи в реализации законных прав и интересов, содействия в улучшении их социального и материального положения … Справочник технического переводчика
комплексный центр социального обслуживания населения — 2.3.3.13 комплексный центр социального обслуживания населения: Учреждение социального обслуживания, предназначенное для оказания семьям и отдельным гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, помощи в реализации законных прав и интересов,… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Пятигорский комплексный центр социального обслуживания населения — Содержание 1 О Центре 2 Отделение социального обслуживания на дому … Википедия
комплексный центр по оказанию помощи лицам без определенного места жительства и занятий — 2.3.3.33 комплексный центр по оказанию помощи лицам без определенного места жительства и занятий: Учреждение социального обслуживания по оказанию содействия лицам без определенного места жительства и занятий в предоставлении им необходимых… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
ГОСТ Р 52495-2005: Социальное обслуживание населения. Термины и определения — Терминология ГОСТ Р 52495 2005: Социальное обслуживание населения. Термины и определения оригинал документа: 2.1.6 адресность: Принцип социального обслуживания населения, предусматривающий предоставление социальных услуг конкретным лицам… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Белоярский район — У этого термина существуют и другие значения, см. Белоярский район (значения). Белоярский район Герб … Википедия
Сонково — Это статья о посёлке. Об одноимённой железнодорожной станции существует отдельная статья. Посёлок городского типа Сонково Страна РоссияРоссия … Википедия
Почётные знаки Кировской области — Содержание 1 Статус 2 Список награжденных … Википедия
Свободный (Свердловская область) — У этого термина существуют и другие значения, см. Свободный. Посёлок городского типа Свободный Флаг Герб … Википедия
Малопургинский район — Герб (описание) … Википедия
Деятельность комплексного центра социального обслуживания населения.
Комплексный центр социального обслуживания населения является учреждением муниципальной системы социальной защиты населения, предназначен для оказания гражданам необходимых социальных услуг, находящимся в трудной жизненной ситуации. Центр содержится за счет средств, предусмотренных бюджетами городов и районов, а также за счет доходов от хозяйственной и иной деятельности Центра, осуществляемой в соответствии с законодательством Российской Федерации, и других внебюджетных источников финансирования.
Центр вправе открывать в качестве обособленных подразделений вне места своего расположения филиалы, выполняющие часть его функций. Филиалы Центра не являются юридическими лицами, действуют на основании утвержденного Центром положения и осуществляют свою деятельность от имени и в интересах Центра на основании доверенности, выдаваемой администрацией Центра.
Все структурные подразделения Центра в своей деятельности подчиняются директору.
Правом принятия на обслуживание Центром пользуются все граждане, нуждающиеся в социальных услугах, испытывающие трудности в удовлетворении основных социальных нужд и потребностей. Зачисление на обслуживание Центром осуществляется на основании:
— личного заявления граждан пожилого возраста и инвалидов или их законных представителей о предоставлении им социальных услуг;
— справки, свидетельства, удостоверения или другого документа установленного образца о праве на льготы в соответствии с действующим законодательством;
— справки, выданной органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, о размере пенсии, в том числе с учетом надбавок.
Граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в семьях или имеющие родственников, обязанных в соответствии с действующим законодательством их содержать, предоставляют также:
— справки от каждого члена семьи (родственника) с места работы (службы, учебы) о размерах заработной платы и других доходов.
Документы могут быть представлены в подлинниках или в копиях, заверенных в установленном порядке.
Социальные услуги, в т.ч. входящие в федеральный или территориальный перечни гарантированных государством социальных услуг, оказываются гражданам пожилого возраста и инвалидам Центром бесплатно, а также на условиях частичной или полной оплаты.
Основными задачами деятельности Центра являются:
1. Выявление граждан пожилого возраста, инвалидов и других лиц, нуждающихся в социальной поддержке, совместно с муниципальными органами (здравоохранения, образования, миграционной службы и т.д.), общественными организациями (комитетами Общества Красного Креста, ветеранскими организациями, обществами инвалидов, религиозными объединениями и т.д.).
2. Дифференцированный учет всех лиц (составление «банка данных»), нуждающихся в социальной поддержке в зависимости от видов и форм требуемой помощи, периодичности ее предоставления.
3. Определение конкретных видов и форм помощи, периодичности их предоставления, нуждающимся в социальном поддержке.
4. Оказание социальных, бытовых, торговых, медицинских, консультативных и иных услуг постоянного, временного или разового характера гражданам, нуждающимся в социальном обслуживании, в соответствии с Перечнем гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями.
7. Внедрение в практику новых видов и форм социального обслуживания в зависимости от характера нуждаемости граждан и местных условий.
8. Привлечение различных государственных, муниципальных и негосударственных структур к решению вопросов оказания социальной поддержки нуждающимся гражданам и координация их деятельности в этом направлении.
В структуру Центра входят следующие отделения:
— наблюдение за состоянием здоровья обслуживаемых лиц и проведение мероприятий, направленных на профилактику обострений хронических заболеваний;
— обучение родственников обслуживаемых граждан практическим навыкам общего ухода за больными.
· Служба срочной социальной помощи предназначается для оказания гражданам, остро нуждающимся в социальной поддержке, неотложной помощи разового характера, направленной на поддержание их жизнедеятельности. Срочное социальное обслуживание включает в себя следующие социальные услуги из числа предусматриваемых федеральным перечнем гарантированных государством социальных услуг:
— разовое обеспечение остро нуждающихся бесплатным горячим питанием, в т.ч. путем предоставления им талонов на бесплатное питание, или продуктовыми наборами;
— обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости;
— разовое оказание материальной помощи;
— содействие в получении временного жилого помещения;
— предоставление необходимой информации и консультаций по вопросам социальной помощи;
— оказание других видов и форм срочной социальной помощи, обусловленных региональными особенностями и предусмотренными территориальным перечнем гарантированных государством социальных услуг.
Отделение выполняет следующие задачи:
— работа с семьями, в которых проживают граждане пожилого возраста, инвалиды и несовершеннолетние дети;
— оказание консультативной помощи в организации обучения, профессиональной ориентации и трудоустройстве инвалидов;
— обеспечение координации деятельности муниципальных учреждений и общественных объединений для решения проблем граждан пожилого возраста, инвалидов и семей с детьми;
— предоставление правовой помощи в пределах компетенции органов социальной защиты.
· Отделение дневного пребывания детей организуется для бытового, медицинского, культурного обслуживания детей из многодетных, малообеспеченных семей, из семей «групп риска», детей с девиантным поведением, детей инвалидов, организации их питания и отдыха, проведения необходимой реабилитационной и коррекционной работы. Дети принимаются в возрасте от 7 до 16 лет, прошедший медицинский осмотр. Отделение обслуживает детей по направлениям: комиссий по делам несовершеннолетних, органов и учреждений социальной защиты населения, образования, здравоохранения, внутренних дел, опеки и попечительства; по просьбе родителей несовершеннолетнего; по представлению сотрудников Центра, при наличии заявления и справки из медицинского учреждения об отсутствии противопоказаний к принятию на обслуживание.
Основными направлениями деятельности отделения являются:
— содействие родителям детей, находящихся на обслуживание, в преодолении трудностей их воспитания, обучения и профессиональной ориентации;
— разработка и реализация программ и мер социальной реабилитации дезадаптированных детей, детей, испытывающих негативное влияние социальной среды и семьи;
— преодоление социальной изоляции детей с ограниченными возможностями;
— осуществление мер, способствующих реабилитации детей с ограниченными возможностями, их социализации (организация досуга, трудотерапия, игротерапия, обучение навыкам общения и др. приемам бытовой адаптации).
— согласовывает и координирует свою работу с лечебными учреждениями города и района, не дублируя их деятельность;
— осваивает и использует как традиционные, так и новые эффективные методики и технологии, а также нетрадиционные методы реабилитации;
— при необходимости по согласованию с органами здравоохранения направляет детей и подростков в лечебные учреждения для получения узкой специализированной медицинской помощи;
Дата добавления: 2018-05-01 ; просмотров: 8377 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Статья 17. Учреждения и предприятия социального обслуживания
Статья 17. Учреждения и предприятия социального обслуживания
1. Учреждениями социального обслуживания независимо от форм собственности являются:
1) комплексные центры социального обслуживания населения;
2) территориальные центры социальной помощи семье и детям;
3) центры социального обслуживания;
4) социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних;
7) центры психолого-педагогической помощи населению;
ГАРАНТ:
См. Методические рекомендации по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения «Центр психолого-педагогической помощи населению», утвержденные постановлением Минтруда РФ от 19 июля 2000 г. N 53
8) центры экстренной психологической помощи по телефону;
ГАРАНТ:
См. Методические рекомендации по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения «центр экстренной психологической помощи по телефону», утвержденные постановлением Минтруда РФ от 19 июля 2000 г. N 54
9) центры (отделения) социальной помощи на дому;
10) дома ночного пребывания;
11) специальные дома для одиноких престарелых;
12) стационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома-интернаты для умственно отсталых детей, дома-интернаты для детей с физическими недостатками);
ГАРАНТ:
См. Методические рекомендации по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения «Дом-интернат для умственно отсталых детей», утвержденные постановлением Минтруда РФ от 8 августа 2002 г. N 54
См. Положение о психоневрологическом интернате Министерства социального обеспечения РСФСР, утвержденное приказом Минсоцобеспечения РСФСР от 27 декабря 1978 г. N 145
13) геронтологические центры;
14) иные учреждения, предоставляющие социальные услуги.
ГАРАНТ:
См. Рекомендации по созданию и организации деятельности попечительских (общественных) советов при учреждениях социальной защиты населения, утвержденные постановлением Минтруда РФ от 29 октября 1998 г. N 44
См. ГОСТ Р 52881-2007 «Социальное обслуживание населения. Типы учреждений социального обслуживания семьи и детей», утвержденный приказом Ростехрегулирования от 27 декабря 2007 г. N 559-ст
2. К предприятиям социального обслуживания относятся предприятия, оказывающие населению социальные услуги.
3. Порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации учреждений и предприятий социального обслуживания независимо от форм собственности регулируется гражданским законодательством Российской Федерации.
ГАРАНТ:
См. Рекомендации по обеспечению учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов техническими средствами и оборудованием, утвержденные постановлением Минтруда РФ от 12 февраля 2001 г. N 18
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 17 настоящего Федерального закона
Работник социального обслуживания. Кто он и кому положено социальное обслуживание
Зачатки социальной помощи в России берут начало от петровского Указа 1701 года, он определял, что «для десяти человек нищих, больных и престарелых … быть в богодельне одному человеку здоровому, который за теми всякое вспоможение чинит». Между тем, профессия работника социального обслуживания появилась в России в 1991 году. Социальный работник – это тот, кто призван и подготовлен помочь человеку, который в помощи нуждается. Иногда именно он поднесет тот самый пресловутый стакан воды.
Центр социального обслуживания населения: кому он может помочь
Вера Фадеевна Ганич, заведующая организационно-методическим отделением КГБУ «Хабаровский комплексный центр социального обслуживания населения»
О том, какие услуги соцработник может оказывать людям и как его мотивируют для этой сложной и полезной работы – наш разговор с Верой Фадеевной Ганич, заведующей организационно-методическим отделением КГБУ «Хабаровский комплексный центр социального обслуживания населения»:
– Виды социальных услуг регламентированы федеральным законом, есть их официальный перечень. Социально-бытовые услуги направлены на поддержание нормальной жизнедеятельности человека, которому они оказываются, – это и полы помыть, и квитанции за ЖКУ оплатить, и на почту сходить, и продукты, товары первой необходимости купить, и даже обед приготовить. Социально-медицинские услуги тоже достаточно объемные: работник и сам следит за здоровьем подопечного – давление померит, в аптеку за лекарством сходит, и на прием к врачу запишет, и на дом доктора пригласит. Если говорить о социально- психологических услугах, то они направлены на коррекцию душевного состояния человека, ведь иногда с ним достаточно поговорить по душам, обсудить какую-то житейскую ситуацию.
– Кто может стать получателем социальных услуг?
– Получателем социальных услуг является гражданин, который признан нуждающимся в социальном обслуживании, если существуют обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности. Это полная или частичная утрата способности к самообслуживанию, когда человек не может самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в связи с заболеванием или возрастом. Если в семье есть инвалид, в том числе ребенок. Люди без определенного места жительства — тоже наша забота.
– Социальные услуги могут оказываться на основе частичной, полной оплаты или бесплатно. Кто имеет право на бесплатное получение социальных услуг?
– По федеральному законодательству – дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации; люди, которые пострадали от чрезвычайных ситуаций. На краевом уровне определен еще ряд получателей бесплатных социальных услуг – это одиноко проживающие участники и инвалиды Великой Отечественной войны, их вдовы, бывшие блокадники, узники концлагерей. Бесплатная социальная помощь оказывается также людям, имеющим ежемесячный доход меньше 1,5 величины прожиточного минимума, утвержденного в крае.
– Отсюда можно сделать вывод – все остальные граждане, в такой помощи нуждающиеся, получают ее на платной основе.
– Да. И это может быть как полная, так и частичная оплата. Опять же в зависимости от среднедушевого дохода человека.
Для того, кто имеет право на получение социальных услуг, разрабатывается индивидуальная программа предоставления социальных услуг (ИППСУ).
– А как часто социальный работник должен бывать у своего подопечного?
– В соответствии со стандартом – не менее двух раз в неделю. Но если есть необходимость, то и чаще. Время визитов тоже регламентировано. У соцработника обычно 13 получателей услуг. И все их надо успеть посетить. И кому-то из получателей нужны две услуги, а у кому-то и пять.
– Ваши подопечные – люди возрастные, с разными характерами и жизненными обстоятельствами. Социальный работник должен подобрать «ключик» к каждому. Значит, это должен быть человек, профессионально подготовленный, с определенным набором личностных качеств.
– Конечно, есть определенные стандарты профессии. Хотя специального образования соцработнику не требуется, достаточно иметь среднее, но, если он пришел в нашу службу, он будет обучен основам педагогики и конфликтологии, основам пенсионного законодательства, предоставления пособий и иных социальных выплат. При медколледже начинающий работник проходит обязательное обучение оказанию первой доврачебной помощи. Социальный работник должен быть в курсе нормативных документов, касающиеся получателей услуг.
Например, вводится проезд по социальной карте, и он подробно объяснит своим подопечным новую технологию. Наставником для молодого социального работника является заведующий отделением. С целью повышения психологической и профессиональной компетентности начинающих работников уже несколько лет в нашем центре работает школа молодого соцработника, науку им стать в ней проходят полгода. На первом занятии знакомим со структурой министерства социальной защиты населения края, учреждения. И всегда задаем вопрос: « Вы теперь понимаете, в какой сложной, многогранной и полезной службе работаете?». Обязательно говорим с начинающими о Кодексе работника социального обслуживания. Изучаем в школе и психологические особенности людей пожилого возраста, инвалидов. На занятия о конфликтах, стрессах на рабочем месте подключаем опытного психолога – нашим работникам необходимо быть эмоционально стабильными. На занятиях разыгрываются различные ситуации, случающиеся в реальной жизни.
Предположим, получательница социальных услуг вчера получила пенсию, а сегодня не может ее найти. И никого в доме не было, кроме соцработника да самой хозяйки. При обсуждении все вместе находим правильные решения. Но при всем полученном теоретическом материале, если в человеке нет сострадания и милосердия, мы его в профессии удерживать не будем. Ведь получатели социальных услуг – это зачастую люди одинокие, пожилые, немощные, им порой белье сменить, умыться и расчесаться непросто.
Старость никого не жалеет. Живет такая старушка в своем доме, и никого-то у нее нет, кроме соцработника, который становится для нее родным и близким человеком. Который ей и ногти подстрижет, и больную спину мазью натрет. Среди получателей – люди с самыми разными характерами. Есть и болезненно подозрительные, и конфликтные. И такие, кому хоть «золотого» соцработника предоставь, все равно будет не тот. Но социальный работник, умеющий сопереживать, сострадать, всегда находит общий язык со своими подопечными. Он понимает, что от него ждут не только помощь по дому, но и понимания, душевного участия. Социальный работник должен уметь терпеть и уважать, прощать и помогать, быть добросовестным и требовательным к себе.
Фото из архива В.Ф. Ганич, pixabay.com
6.3.1. Комплексные центры социального обслуживания населения
Государственное (муниципальное) учреждение «Комплексный центр социального обслуживания населения» создается в целях оказания семьям и отдельным гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, помощи в реализации законных прав и интересов, содействия в улучшении их социального и материального положения, а также психологического статуса.
Учредителем Центра может выступать орган социальной защиты населения субъекта Российской Федерации или муниципальный орган социальной защиты населения на основании решения, принимаемого органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. Учредитель оказывает Центру организационно-методическую и практическую помощь.
Деятельность Центра осуществляется по трем функциональным направлениям:
— решение общих вопросов социальной поддержки граждан;
— социальная поддержка семьи, женщин и детей;
— социальная поддержка граждан пожилого возраста и инвалидов.
Деятельность Центра направлена на проведение социальных, оздоровительных,
педагогических, профилактических и иных мероприятий, в связи с чем Центр осуществляет:
— мониторинг социальной и демографической ситуации, уровня социально- экономического благополучия граждан на территории обслуживания;
— выявление и дифференцированный учет граждан, нуждающихся в социальной поддержке, определение необходимых им форм помощи и периодичности (постоянно, временно, на разовой основе) ее предоставления;
— оказание гражданам социальных, социально-педагогических, юридических, психологических, медицинских, бытовых, торговых, консультативных и иных услуг при условии соблюдения принципов адресности и преемственности помощи;
— социальную реабилитацию детей-инвалидов;
— участие в работе по профилактике безнадзорности несовершеннолетних, защите их
— привлечение государственных, муниципальных и негосударственных органов, организаций и учреждений (здравоохранения, образования, миграционной службы, службы занятости и так далее), а также общественных и религиозных организаций и объединений (ветеранских, инвалидных, комитетов Общества Красного Креста, ассоциаций многодетных, неполных семей и так далее) к решению вопросов оказания социальной поддержки населению и координацию их деятельности в этом направлении;
— внедрение в практику новых форм и методов социального обслуживания в зависимости от характера нуждаемости населения в социальной поддержке и местных социально-экономических условий;
— проведение мероприятий по повышению профессионального уровня работников Центра.
Направления деятельности Центра могут корректироваться в зависимости от социально-демографической и экономической ситуаций в регионе, национальных традиций, нуждаемости населения в конкретных видах социальной поддержки и других факторов.
Осуществление медицинской, а также иных видов деятельности, отвечающих уставным целям, но требующих специального разрешения в соответствии с действующим законодательством, производится на основании лицензии.
Условия принятия, обслуживания и снятия с обслуживания граждан.
Социальное обслуживание граждан Центром может осуществляться на разовой, временной (на срок до 6 месяцев) или постоянной основе.
Зачисление на обслуживание производится на основании:
— заявления родителя(-ей), опекуна или попечителя;
— заключения специалиста по социальной работе;
— направления территориальных органов социальной защиты населения, опеки и попечительства, образования, здравоохранения и внутренних дел, а также общественных организаций и объединений;
— справки учреждения здравоохранения об отсутствии медицинских противопоказаний к обслуживанию.
Правом внеочередного принятия на обслуживание Центром пользуются инвалиды и участники Великой Отечественной войны, инвалиды боевых действий на территориях других государств, а также труженики тыла. Правом первоочередного принятия на обслуживание Центром пользуются также супруги погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, не вступившие в повторный брак; лица, подвергшиеся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированные; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; одинокие нетрудоспособные граждане и инвалиды, в том числе вынужденные переселенцы.
Противопоказаниями к принятию на обслуживание граждан Центром являются: психические заболевания в стадии обострения, хронический алкоголизм, венерические, карантинные инфекционные заболевания, бактерионосительство, активные формы туберкулеза, иные тяжелые заболевания, требующие лечения в специализированных учреждениях здравоохранения.
Реабилитационно-оздоровительные мероприятия в Центре проводятся с учетом рекомендаций учреждений здравоохранения и индивидуальных программ реабилитации инвалидов. Медицинские процедуры выполняются только по назначению врачей Центра или учреждений здравоохранения.
Снятие граждан с обслуживания производится приказом администрации Центра на основании личного заявления обслуживаемого гражданина, истечения сроков обслуживания, выявления медицинских противопоказаний, нарушений договорных условий оплаты за обслуживание, а также установленных норм и правил получения услуг или общественного порядка.
При отказе граждан от обслуживания при условии, что такой отказ может повлечь ухудшение их состояния, гражданам или их законным представителям должны быть разъяснены последствия принятого решения.
Работа по конкретным направлениям деятельности Центра обеспечивается его структурными подразделениями (отделениями). В состав Центра могут входить следующие отделения:
— срочного социального обслуживания;
— торгового обслуживания малообеспеченных граждан;
— психолого-педагогической помощи семье и детям;
— помощи женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
— профилактики безнадзорности детей и подростков;
— дневного пребывания детей и подростков;
— реабилитации детей и подростков с ограниченными физическими и умственными возможностями;
— социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов;
— специализированного социально-медицинского обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов;
— дневного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов;
— временного проживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
Организационно-методическое отделение создается для:
— осуществления социального мониторинга на территории обслуживания Центром; составления «социального паспорта» территории обслуживания Центром;
— проведения анализа и прогнозирования социальных процессов на территории обслуживания Центром и выработки предложений по совершенствованию системы социальной защиты населения;
— изучения эффективности деятельности структурных подразделений Центра и внесения предложений по повышению ее качества;
— обобщения и внедрения передовых видов и форм социального обслуживания населения;
— разработки и распространения методических и информационных материалов по актуальным вопросам социальной защиты населения;
— решения вопросов повышения квалификации работников Центра;
— информирования населения, в том числе через средства массовой информации, о деятельности Центра.
Консультативное отделение создается в целях защиты прав и интересов граждан, их адаптации в обществе путем содействия в решении социальных, психологических и юридических вопросов, в связи с чем оно осуществляет:
— консультирование по вопросам социального обслуживания граждан;
— содействие в решении правовых вопросов, входящих в компетенцию органов социальной защиты населения;
— оказание психологической помощи, в том числе экстренной по телефону доверия;
— предоставление консультаций по вопросам профессиональной ориентации, получения образования и трудоустройства инвалидов.
Обращение граждан в консультативное отделение может производиться как в открытой, так и в анонимной форме.
Отделение срочного социального обслуживания предназначается для оказания гражданам, вне зависимости от их возраста, остро нуждающимся в социальной поддержке, помощи разового характера, направленной на поддержание их жизнедеятельности. Срочное социальное обслуживание может включать в себя следующие социальные услуги из числа предусмотренных Федеральным перечнем гарантированных государством социальных услуг:
— обеспечение граждан бесплатным горячим питанием, в том числе путем предоставления им талонов на питание, или продуктовыми наборами;
— выделение нуждающимся одежды, обуви и других предметов первой необходимости;
— оказание материальной помощи;
— оказание гражданам юридической помощи в целях защиты их прав, психологической поддержки;
— содействие в получении временного жилого помещения;
— предоставление иных услуг, обусловленных региональными особенностями и предусмотренных территориальным перечнем гарантированных государством социальных услуг.
Отделение срочного социального обслуживания должно располагать минимальным набором лекарственных средств и изделий медицинского назначения для оказания доврачебной медицинской помощи при условии соответствующего их хранения и учета.
Отделение торгового обслуживания малообеспеченных граждан предназначается для продажи товаров первой необходимости малообеспеченным категориям населения по льготным ценам. Данное отделение может организовывать:
— розничную торговлю товарами первой необходимости;
— обслуживание граждан по предварительным заказам;
— формирование наборов товаров первой необходимости к праздничным датам;
— обеспечение товарами граждан, направляемых отделением срочного социального обслуживания;
— выездную торговлю, в том числе по предварительным заявкам граждан;
— бесплатное распределение среди нуждающихся граждан товаров, поступающих по линии гуманитарной помощи;
— иные формы деятельности в сфере обеспечения товарами первой необходимости населения, не противоречащие направлениям деятельности Центра и действующему законодательству.
Снижение себестоимости продукции, реализуемой в отделении торгового обслуживания малообеспеченных граждан, может достигаться за счет:
— дотаций из местного бюджета, денежных поступлений из фонда социальной поддержки населения, банковских ссуд;
— закупок товаров непосредственно у предприятий-производителей;
— внебюджетных средств, получаемых Центром от оплаты социальных услуг и предпринимательской деятельности;
— продажи части товаров по рыночным ценам;
— средств, получаемых от предоставления льгот по аренде помещений, водоснабжению, электроэнергии и другим коммунальным услугам;
— освобождения от уплаты налогов, перечисляемых в местный бюджет.
Средний размер снижения стоимости товаров, реализуемых через отделение торгового обслуживания малообеспеченных граждан, может устанавливаться органами местного самоуправления (органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации) или учредителем.
Право на получение услуг, предоставляемых отделением торгового обслуживания малообеспеченных граждан, имеют граждане, проживающие на территории обслуживания Центром, среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума, установленного для данного региона, а также иные граждане, направляемые отделением срочного социального обслуживания. Продолжительность прикрепления граждан к отделению торгового обслуживания малообеспеченных граждан определяется заведующим в зависимости от нуждаемости в данном виде услуг и очередности на обслуживание.
При зачислении на обслуживание граждане представляют дополнительно справку о размере среднедушевого дохода. Размер среднедушевого дохода обслуживаемых граждан рекомендуется пересматривать не реже двух раз в год.
Продажа товаров может производиться по предъявлении гражданами именной карточки с указанием в ней сроков обслуживания, по спискам или разовому талону на право приобретения товаров. Оплата товара за наличные деньги производится с применением контрольно-кассовых машин.
Отделение психолого-педагогической помощи семье и детям может создаваться с целью:
— повышения психологической устойчивости и формирования психологической культуры граждан, в первую очередь в сферах межличностного, семейного и родительского общения;
— помощи гражданам в создании в семье атмосферы взаимопонимания и взаимного уважения, благоприятного микроклимата;
— содействия гражданам в преодолении конфликтных ситуаций и иных нарушений супружеских и семейных отношений;
— помощи гражданам, испытывающим трудности в воспитании детей, ознакомления с особенностями психологии детского возраста;
— предотвращения возможного эмоционального и психического кризиса у граждан;
— психологической адаптации граждан к изменяющимся социально-экономическим условиям жизни.
Отделение психолого-педагогической помощи семье и детям осуществляет:
— помощь гражданам в воспитании детей, обучении детей и родителей здоровому образу жизни, поддержании психического и физического здоровья, успешном разрешении семейных конфликтов и иных вопросов;
— патронаж семей, имеющих неблагоприятные психологические и социально- педагогические условия;
— психологическое обследование личности граждан, анализ поведения, тестирование для определения оптимального варианта психолого-педагогической помощи;
— психологическую коррекцию нарушений общения у детей, искажений в психическом развитии ребенка, неблагоприятных форм эмоционального реагирования и стереотипов поведения, конфликтных взаимоотношений родителей с детьми и подростками, неадекватных родительских установок воспитания ребенка, нарушений супружеских отношений;
— диагностику психофизического, интеллектуального и эмоционального развития ребенка, изучение его склонностей и способностей, степени готовности к обучению в школе;
— психологические тренинги по снятию состояний тревожности, нервнопсихической напряженности у граждан, преодолению неадекватных форм поведения и другим направлениям;
— организацию деятельности групп взаимоподдержки, создание клубов общения, разработку и проведение циклов бесед, круглых столов и так далее.
Отделение помощи женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, создается с целью оказания психологической, юридической, педагогической, социальной и иных видов помощи женщинам, находящимся в опасном состоянии для физического и душевного здоровья или подвергшимся психофизическому насилию.
Отделение помощи женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, может осуществлять:
— социальный патронаж женщин, нуждающихся в социальной помощи, реабилитации и поддержке;
— мероприятия по повышению стрессоустойчивости и психологической культуры женщин, в первую очередь в сфере межличностного, семейного и родительского общений;
— помощь женщинам в создании в семье взаимопонимания и уважения, благоприятного микроклимата, преодолении конфликтов и иных нарушений супружеских и внутрисемейных отношений;
— социально-психологическую помощь женщинам в адаптации к изменяющимся социально-экономическим условиям жизни.
Отделение профилактики безнадзорности детей и подростков создается с целью:
— социального патронажа дезадаптированных детей и подростков, склонных к асоциальным поступкам и противоправному поведению;
— социальной помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Основными задачами отделения профилактики безнадзорности детей и подростков
— выявление источников и причин социальной дезадаптации;
— проведение психолого-медико-педагогического обследования, направленного на установление форм и степени социальной дезадаптации;
— разработка индивидуальных и групповых программ социальной реабилитации;
— привлечение к реализации программ социальной реабилитации учреждений, занимающихся коррекционной работой с детьми и подростками, органов образования, здравоохранения, внутренних дел, культуры, спорта и так далее;
— разработка рекомендаций и осуществление взаимодействия с семьями дезадаптированных несовершеннолетних для обеспечения преемственности коррекционно-реабилитационных мероприятий с ними в домашних условиях.
Отделение дневного пребывания детей и подростков предназначается для реализации программ их социальной реабилитации в полустационарных условиях. Дети и подростки посещают отделение дневного пребывания в свободное от учебы время. Продолжительность посещения должна соответствовать времени реабилитационного периода, определяемого индивидуальными программами.
В отделении дневного пребывания детей и подростков рекомендуется комплектовать реабилитационные группы численностью от 5 до 10 человек. Деятельность реабилитационных групп осуществляется на основе групповых программ, учитывающих индивидуальные программы реабилитации несовершеннолетних.
В период нахождения в отделении дневного пребывания дети и подростки обеспечиваются горячим питанием и лекарственными средствами. В отделении дневного пребывания детей и подростков рекомендуется выделять помещения для медицинского кабинета и кабинета психологической помощи, для проведения учебных занятий, досуга и кружковой работы, а также столовой.
Отделение реабилитации детей и подростков с ограниченными физическими и умственными возможностями предназначено для реабилитации (психолого-социальной, социально-педагогической, социально-медицинской, социально-бытовой, социально- трудовой) в условиях дневного пребывания детей и подростков с отклонениями в физическом и умственном развитии, а также обучения родителей особенностям их воспитания и методикам реабилитации.
Основными задачами отделения реабилитации детей и подростков с ограниченными физическими и умственными возможностями могут являться:
— поэтапная реализация индивидуальных программ реабилитации совместно с учреждениями здравоохранения, образования, физической культуры и спорта;
— организация досуга и внешкольного образования в зависимости от возраста и состояния здоровья детей и подростков;
— обучение навыкам самообслуживания, поведения, самоконтроля, общения;
— работа с родителями в целях реализации преемственности реабилитационных мероприятий и адаптации детей и подростков в семье;
— оказание консультаций семьям, в том числе по вопросам предоставления им льгот и преимуществ.
Дети и подростки-школьники посещают отделение реабилитации детей и подростков с ограниченными физическими и умственными возможностями в свободное от учебы время в течение необходимого для реабилитации срока в соответствии с индивидуальными программами реабилитации.
При зачислении в отделение реабилитации детей и подростков с ограниченными физическими и умственными возможностями дополнительно должны быть представлены документы о состоянии здоровья: история развития ребенка или амбулаторная карта подростка.
Из детей и подростков в отделении реабилитации детей и подростков с ограниченными физическими и умственными возможностями рекомендуется формировать группы численностью от 5 до 10 человек в зависимости от состояния здоровья, степени физического и умственного развития, а также возраста.
Отделение социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов создается для временного (до 6 месяцев) или постоянного оказания гражданам, частично утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в посторонней поддержке, социально-бытовой помощи в надомных условиях. Деятельность этого отделения должна быть направлена на максимально возможное продление пребывания граждан в привычной среде обитания и поддержания их социального, психологического и физического статуса.
Обслуживание на дому граждан осуществляется путем предоставления им в зависимости от степени и характера нуждаемости социально-бытовых, консультативных и иных услуг, входящих в федеральный и территориальный перечни гарантированных государством социальных услуг, оказываемых государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания, а также оказания, по их желанию, дополнительных социальных услуг.
Отделение социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов создается для обслуживания не менее 120 граждан, проживающих в городской местности, и не менее 60 граждан, проживающих в сельской местности или городском секторе, не имеющем коммунально-бытового благоустройства.
Обслуживание граждан осуществляется социальными работниками, состоящими в штате Центра. К обслуживанию граждан на дому могут привлекаться лица, в том числе не имеющие профессиональной подготовки, на условиях работы с меньшей нагрузкой, установленной для социальных работников, и пропорциональной оплатой труда.
При определении территории обслуживания и графика работы социальных работников следует учитывать необходимую частоту посещений обслуживаемых ими граждан (не реже 2 раз в неделю), характер и количество оказываемых услуг, компактность проживания, степень развития на территории обслуживания сети предприятий торговли, бытового обслуживания, учреждений здравоохранения, а также транспортных связей.
Специализированное отделение социально-медицинского обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов предназначается для временного (до 6 месяцев) или постоянного социально-бытового обслуживания и оказания доврачебной медицинской помощи в надомных условиях гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и страдающим заболеваниями, являющимися противопоказанием к принятию в отделение социального обслуживания на дому.
На специализированное отделение социально-медицинского обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов может быть возложено выполнение следующих задач:
— оказание гражданам квалифицированного ухода, социально-бытовой и доврачебной медицинской помощи на дому;
— наблюдение за состоянием здоровья обслуживаемых граждан и проведение мероприятий, направленных на профилактику обострений имеющихся у них заболеваний;
— морально-психологическая поддержка обслуживаемых граждан и членов их семей;
— обучение родственников обслуживаемых граждан практическим навыкам общего ухода за больными.
Работу отделения рекомендуется осуществлять во взаимодействии с территориальными учреждениями здравоохранения и региональными организациями Российского общества Красного Креста.
Специализированное отделение социально-медицинского обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов создается для обслуживания 60 граждан, проживающих в городской местности, и 30 граждан, проживающих в сельской местности или городском секторе, не имеющем коммунально-бытового благоустройства.
Для оказания социально-бытовых услуг и доврачебной медицинской помощи гражданам на дому в штат вводятся должности социальных работников и медицинских сестер. На должности социальных работников принимаются лица, прошедшие соответствующую подготовку по установленной программе.
К специализированным услугам, оказываемым специализированным отделением социально-медицинского обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов, могут относиться:
— оказание доврачебной медицинской помощи, вызов врача на дом, сопровождение обслуживаемых граждан в учреждения здравоохранения и посещение их в этих учреждениях в случае госпитализации;
— проведение медицинских процедур (измерение температуры тела, артериального давления, наложение компрессов, осуществление перевязок, обработка пролежней и раневых поверхностей, выполнение очистительных клизм);
— осуществление подкожных и внутримышечных введений лекарственных средств в соответствии с назначением лечащего врача;
— оказание санитарно-гигиенической помощи обслуживаемым гражданам (обтирание, обмывание, гигиенические ванны, стрижка ногтей, причесывание, смена нательного и постельного белья);
— забор материалов для проведения лабораторных исследований;
— кормление ослабленных граждан.
Отделение дневного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов относится к отделениям полустационарного типа и предназначается для оказания социальных, бытовых, культурных услуг гражданам, сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению, предоставления им медицинской помощи, организации питания и отдыха, привлечения к посильной трудовой деятельности и поддержания активного образа жизни.
В отделении дневного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов могут выделяться помещения для медицинского кабинета, клубной работы, библиотеки, столовой (буфета) и так далее. Для организации отдыха граждан рекомендуется оборудование спального помещения с предоставлением им индивидуальных постельных принадлежностей.
Обслуживаемые граждане могут при их добровольном согласии и в соответствии с медицинскими рекомендациями участвовать в посильной трудовой деятельности в специально оборудованных лечебно-трудовых мастерских или подсобных хозяйствах. Трудовая деятельность осуществляется под руководством инструктора по трудовой терапии.
Отделение временного проживания граждан пожилого возраста и инвалидов предназначается для предоставления гражданам пожилого возраста и инвалидам на срок до 6 месяцев благоустроенного жилья, оказания бытовых, санитарно-гигиенических услуг, при необходимости, медицинской помощи, а также организации их питания и досуга. Данное отделение рекомендуется организовывать для пребывания не менее 10 человек.
В отделение временного проживания граждан пожилого возраста и инвалидов зачисляются одинокие граждане пожилого возраста и инвалиды, полностью или частично сохранившие способность к самообслуживанию и свободному передвижению и временно нуждающиеся в уходе, а также граждане из их числа, проживающие в семьях, члены которых по объективным причинам (болезнь, убытие в командировку или отпуск и так далее) временно не могут осуществлять за ними уход.
Основными задачами отделения временного проживания граждан пожилого возраста и инвалидов являются создание для обслуживаемых граждан благоприятных условий проживания, приближенных к домашним, и организация за ними ухода. В соответствии с основными задачами отделение временного проживания граждан пожилого возраста и инвалидов может осуществлять:
— прием и размещение обслуживаемых граждан;
— проведение мероприятий по адаптации граждан к новым условиям проживания;
— оказание гражданам социальной, бытовой, медицинской, консультативной помощи;
— организацию рационального питания, в том числе диетического;
— организацию досуга проживающих;
— проведение мероприятий по восстановлению личностного и социального статуса;
— осуществление санитарно-гигиенических мероприятий.
Лица без определенного места жительства в отделение временного проживания граждан пожилого возраста и инвалидов не принимаются.