Кто что существительное 1 класс
Презентация «Имя существительное» 1 класс
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Русский язык Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие и познакомимся с удивительным миром слов
Вспомни! Из чего состоит наша речь? Из чего состоят предложения? Русский язык
Наша речь состоит из слов. Все слова в русском языке являются какой-либо частью речи.
Арбуз, думать, весёлый, солнце, играть, большой, медведь, собака, бежать, хороший, рисовать, золотой. Русский язык На какие группы можно разделить эти слова? Почему? Запишите их в три столбика
Проверь себя арбуз солнце медведь собака весёлый большой хороший золотой думать играть бежать рисовать Русский язык Что обозначают слова каждой группы?
Давай подумаем! Слова, которые отвечают на вопрос что?, называют …………………………….. Слова, которые отвечают на вопрос кто?, называют……………………………….
Добавь словечко Явления природы: что? мороз, …. События: что? праздник, …. Состояние: что? обида, …. Русский язык В каждую группу существительных напишите ещё по три слова
Слова арбуз, светофор, расчёска, ножницы отвечают на вопрос ЧТО? и обозначают неодушевлённые предметы. Это НЕОДУШЕВЛЁННЫЕ ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ. Слова бабочка, мальчик, свинья, ёжик отвечают на вопрос КТО? и обозначают одушевлённые предметы. Это ОДУШЕВЛЁННЫЕ ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ.
Раздели на группы Свеча, кувшин, врач, голубь, воробей, пальто, карандаш, встреча, стрижи, девочка, класс, чайка. Русский язык
Проверь себя кто? врач голубь воробей стрижи девочка чайка что? свеча кувшин пальто карандаш встреча класс Русский язык одушевлённые неодушевлённые
Число имён существительных Русский язык Сколько предметов может обозначать имя существительное?
Запомни! Имена существительные употребляются в единственном и во множественном числе. Для обозначения одного предмета имя существительное употребляется в единственном числе (ед.ч.). Для обозначения нескольких предметов имя существительное употребляется во множественном числе (мн.ч.)
Проверь себя дерево девочка завод ученик язык травы корзины города, сороки деревни ед. ч. мн. ч. Русский язык
Напиши слова ед. ч. волна ягода яблоня сова воробей бревно помидор чиж мн. ч. волны ягоды яблони совы воробьи брёвна помидоры чижи Проверь себя Русский язык Имена существительные изменяются по числам
число род мужской женский неодушевлённое одушевлённое нарицательное собственное множественное единственное средний Имя существительное (кто? что?)
Имя существительное Постоянные признаки Непостоянные признаки одушевленные число неодушевленные собственные нарицательные род
Повтори! Что называется именем существительным? Какие бывают имена существительные? Как изменяются имена существительные? Русский язык Вот и подошёл к концу наш урок. До новых встреч, друзья!
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-529235
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Время чтения: 2 минуты
Утверждены сроки заключительного этапа ВОШ
Время чтения: 1 минута
Утверждено стратегическое направление цифровой трансформации образования
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения намерено расширить программу ускоренного обучения рабочим профессиям
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Подборка правил: имя существительное
Имя существительное — это самая существенная часть речи, в грамматике она считается часто встречающейся.
Знать о ней необходимо всем школьникам для того, чтобы правильно выполнять задания как в ЕГЭ, так и в ГИА. В частности, в экзамене 11 класса имеется задание, в котором нужно выбрать правильную форму имени существительного. Также эта подборка поможет сделать морфологический разбор любого существительного.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ: имя существительное — это часть речи, которая обозначает ПРЕДМЕТ и отвечает на вопросы КТО? или ЧТО?
Собственное и нарицательное
Одушевленные и неодушевленные
Число имён существительных
Род имени существительного
РОД — постоянный признак имени существительного. По родам существительные не изменяются.
ПРАВИЛО: чтобы определить род имени существительного, нужно поставить это существительное в начальную форму: с мячами — мяч (м. р.), на земле — земля (ж. р.), у моря — море (ср. р.).
Орфограмма «Мягкий знак (Ь) после шипящих на конце имён существительных»
Мягкий знак после шипящего на конце имени существительного показывает, что это существительное женского рода.
Склонение имени существительного
СКЛОНЕНИЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ — это изменение слов по падежам. Падеж определяется по вопросам.
Падежи и вопросы:
Чтобы легче запомнить вопросы падежей можно подставлять вспомогательные слова.
ПРАВИЛО: Чтобы определить падеж имени существительного, необходимо найти слово, с которым это существительное связано по смыслу, и поставить от него падежный вопрос.
ПРИМЕР: Старик ловил неводом рыбу. (А.С. Пушкин)
Ловил (чем?) неводом (Т. п.); ловил (кого?) рыбу (В.п.).
НАЧАЛЬНАЯ ФОРМА ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО — форма именительного падежа единственного числа (всегда определяется в морфологическом разборе).
Три склонения имён существительных
В русском языке имена существительные, которые имеют одинаковые окончания в одних и тех же падежах, распределяются по трём группам — СКЛОНЕНИЯМ.
ПРАВИЛО: чтобы определить склонение имени существительного во множественном числе, нужно поставить это существительное в начальную форму, определить его род и выделить окончание.
ОРФОГРАММА «Буквы Е и И в падежных окончаниях имён существительных»
ОРФОГРАММА «Буквы О и Е после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных»
Морфологический разбор
1. Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает.
2. Начальная форма (именительный падеж единственного числа).
3. Неизменяемые признаки: одушевлённое или неодушевлённое; собственное или нарицательное; род (мужской, женский, средний); склонение (1,2,3).
4. Изменяемые: падеж, число.
4. Роль в предложении.
ПРИМЕР УСТНОГО РАЗБОРА
Охотник увидел белку.
1. Белку — имя существительное. Обозначает предмет, отвечает на вопрос кого?
2. Начальная форма — белка.
3. Одушевлённое, нарицательное. Женского рода, 1-го склонения.
4. Употреблено в единственном числе, в винительном падеже.
5. В предложении является второстепенным членом предложения, поясняет сказуемое: увидел (кого?) белку.
ПРИМЕР ОФОРМЛЕНИЯ РАЗБОРА В ТЕТРАДИ
Белку — сущ., кого?, н. ф. — белка, одуш., нариц., ж.р., 1-го скл., ед.ч., В.п., второст. член (дополнение).
Как видите, имя существительное — это самая всеобъемлющая часть речи. Она описывает сразу большое количество вещей в этом мире, наименований, событий и прочего. Также его признаки позволяют произвести еще большее уточнение.
Подборка правил: глагол
Подборка правил: глагол (определение, признаки, неопределенная форма глагола, вид, спряжение, переходные и не переходные глаголы, возвратность глагола, наклонение, время, орфограммы, морфологический разбор). Читать далее
Подборка правил: имя прилагательное
В статье собрана подборка всех правил имени прилагательного + морфологический разбор. Читать далее
Как помочь детям учить буквы?
Детки возрастом 1,5-2 года, даже не научившись говорить, могут уже запоминать буквы. Читать далее
Сочинение-рассуждение к ЕГЭ: Буква Ё: её судьба и её будущее
В статье предлагается образец сочинения по ЕГЭ. Предмет — русский язык. Стиль изложения — научно-популярный. Повествование ведется от 1 лица. Читать далее
Подборка правил: имя числительное
Имя числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает количество и порядок предметов при счёте (пять, двадцать семь, шестьсот, девятьсот тридцать седьмой). Читать далее
Презентация «Имя существительное» для 1-4 классов
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
В ПОМОЩЬ ОБУЧАЮЩИМСЯ.
Имя существительное – это часть речи. Существительные отвечают на вопросы КТО? И ЧТО? и обозначает предмет. кто? = мышка, лягушка, комар, лисичка зайчик, волчок, медведь. что? = теремок.
Что могут обозначать существительные?
Род имен существительных.
Числа имен существительных.
Ь знак в конце существительных после шипящих.
3 склонения имен существительных.
Безударные падежные окончания имен существительных. Работа со словами помощниками. 1.Поставь имя сущ. В нач. форму( И. п) 2.По начальной форме определить род и склонение. 3.Если это сущ. женского рода (кроме сущ. З скл.)или мужского рода, посмотреть на согласный перед окончанием и выбрать нужное слово «помощник». 4. Поставить слово – «помощник» а ту же форму, в какой стоит существительное с безударным окончанием. Какое окончание под ударением будет у слова « помощника», такое же пишется и у существительного с безударным окончанием.
Курс повышения квалификации
Охрана труда
Курс профессиональной переподготовки
Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
Курс профессиональной переподготовки
Охрана труда
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Презентация «Имя существительное» разработана для обучающихся начальной школы.
Номер материала: 455338
Не нашли то что искали?
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Время чтения: 2 минуты
Утверждены сроки заключительного этапа ВОШ
Время чтения: 1 минута
Учителям истории предлагают предоставить право бесплатно посещать музеи
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В Оренбурге школьников переведут на дистанционное обучение с 9 декабря
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Что такое имя существительное в русском языке?
Имя существительное — это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?
Узнаем, что такое имя существительное в русском языке, определив его общее грамматическое значение и морфологические и синтаксические признаки.
Части речи
Все слова русского языка в соответствии с их общим грамматическим значением и морфологическими признаками распределяются по большим лексико-грамматическим классам, которые называются частями речи.
Части речи делятся на самостоятельные и служебные.
Самостоятельные части речи называют предметы, признаки, действия, количество и являются членами предложения.
Служебные части речи не имеют лексического значения и не называют ни предметов, ни признаков, ни действий.
В системе частей речи русского языка рассмотрим слова, которые называют предмет.
Существительное как часть речи
Ряд слов русского языка обладают общим грамматическим значением предметности, которое выражается грамматически в формах рода, числа и падежа. Если к такому слову можно задать вопросы кто это? или что это?, значит это имя существительное:
Имена существительные называют
Существительные одушевленные и неодушевленные
Одушевленность/неодушевленность — это постоянный грамматический признак имен существительных.
Одушевленные существительные обозначают нечто живое и отвечают на вопрос кто?
Неодушевленные существительные обозначают предметы и явления неживой природы, растения, совокупность живых существ и отвечают на вопрос что?
Следует понимать, что эта грамматическая категория может не совпадать с различением живого и неживого в природе.
В языке к одушевленным существительным относятся
Собственные и нарицательные имена существительные
По значению имена существительные делятся на собственные и нарицательные.
К собственным именам существительным относятся наименования отдельных предметов, которые выделяются из ряда однородных (имена, отчества, фамилии, географические и астрономические называния, названия литературных и музыкальных произведений, картин, журналов, организаций, исторических событий и т.д.):
Нарицательные существительные являются обобщенными названиями ряда однородных предметов без указания их индивидуальных особенностей.
Лексико-грамматические группы имен существительных
В зависимости от того, какой предмет по значению называют слова этой части речи, выделяют группы существительных:
Конкретные имена существительные называют конкретные предметы и явления действительности.
Они сочетаются с количественными числительными:
Абстрактные (отвлеченные) существительные обозначают действие или признак в отвлечении от его производителя или носителя признака.
Обозначаемые ими понятия нематериальны, их нельзя увидеть, измерить или потрогать. О них можно только размышлять, их можно описать или проанализировать.
Вещественные существительные обозначают вещества, материалы, лекарства, пищевые продукты, химические элементы и соединения и др.
Собирательные существительные обозначают совокупность однородных предметов как единое целое.
Род существительных
Грамматическая категория рода является постоянным признаком существительных.
Слова этой части речи распределены по родам с учётом окончаний в форме именительного падежа единственного числа.
Мужской род
1. существительные с основой на твердый и мягкий согласный и нулевым окончанием
2. некоторые существительные с окончанием -а/я, называющие лиц мужского пола
4. существительное «подмастерье».
Женский род
1. существительные с окончанием -а/я
2. существительные с основой на мягкий согласный и «ж», «ш» с нулевым окончанием
Средний род
1. существительные с окончанием -о/-е
2. существительные на -мя
3. существительное «дитя».
Общий род
1. существительные, называющие людей обоего пола по качествам
2. некоторые имена собственные
У слов, имеющих только форму множественного числа, род не определяется.
Число имен существительных
У имен существительных категория числа является непостоянным морфологическим признаком.
Число является словоизменительной категорией существительных, которая выражается в противопоставлении сопоставимых форм единственного и множественного числа:
Большинство существительных изменяются по числам. Ряд слов этой части речи имеет формы единственного или только множественного числа:
Склонение существительных
Склонение — постоянный признак существительных.
Падеж — это непостоянный признак существительных.
В зависимости от родовой принадлежности и падежных окончаний в русском языке различают три основных типа склонения существительных.
К первому склонению отнесем существительные женского, мужского и общего рода с окончанием -а/-я в форме именительного падежа (страна, юноша, конференция, дядя, егоза, забияка, грязнуля).
Ко второму склонению принадлежат существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием -о/-е в форме именительного падежа (гвоздь, соловей, шило, море)
Третье склонение составляют существительные женского рода с нулевым окончанием (тетрадь, роскошь, мозоль).
Существительные I, II и III склонения имеют следующую систему падежных окончаний.
Десять существительных на -мя (имя, вымя, бремя, время, знамя, семя, племя, стремя, темя, пламя) и слова «путь» и «дитя» являются разносклоняемыми.
Отдельные типы склонения имеют:
Заимствованные слова являются несклоняемыми существительными.
Подытожим рассуждения об имени существительном как части речи и укажем постоянные и непостоянные признаки.
Морфологические признаки имени существительного
I. Общее грамматическое значение предметности. Начальная форма — именительный падеж единственного числа.
Видеоурок
Конспект урока «Слова, отвечающие на вопросы кто? что?»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Урок русского языка в 1 классе по теме: «Существительные, отвечающие на вопросы кто?что?»
Цель: формировать умения распознавать слова, отвечающие на вопросы кто? что?
Задачи: учить определять (находить) и подбирать слова, которые отвечают на вопросы кто? что?, ориентировать на речевое развитие учащихся, обогащение их активного словаря понятиями и терминами по теме
развивать речь, любознательность, мышление, орфографическую зоркость;
воспитывать сдержанность, умение выслушать товарища, интерес к учению, любовь к родному языку.
Регулятивные универсальные учебные действия :
• целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
• планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
• оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
Учебные универсальные действия:
совершенствовать каллиграфические навыки;
• самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
• поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
• осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
• планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
• постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
формирование активной жизненной позиции
умение высказывать личные суждения
Оборудование: карточки для парной и индивидуальной работы, тетрадь в косую линейку,
1. Организационный момент
Придумано кем-то просто и мудро.
При встрече здороваться: Доброе утро!
Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым,
Доброе утро длится до вечера.
Доброе утро, девочки!
Доброе утро, мальчики!
Сегодня на уроке у нас присутствуют гости, повернитесь и пожелайте им доброго утра.
Ребята, у меня сегодня хорошее настроение, а у вас какое? Покажите мне.
Я желаю вам сегодня
2.Актуализация опорных знаний.
На прошлом уроке мы с вами говорили о предложении. Давайте вспомним, что такое предложение? (Группа слов, выражающая законченную мысль.)
Из чего оно состоит? (из слов.)
А зачем нам слова. (Общаться друг с другом., чтобы люди понимали других людей.)
А слова из чего состоят в устной речи? (из звуков?)
А в письменной речи из чего состоят? (из букв.)
— Отгадайте, какую букву будем писать:
Обруч, мяч и колесо
Вам напомнят букву … (О) характеристика буквы (гласная, обозначает гласный звук о, бывает ударным или безударным).
Напоминаю о написании буквы о.
Какие качества мы отрабатываем на чистописании? (Ширину букв, ширину соединений между буквами, наклон букв.)
Давайте вспомним правила работы во время письма:
Я тетрадочку открою
Я друзья от вас не скрою,
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я примусь.
Мы напишем строчную букву о, чередуя с заглавной О. Когда мы пишем заглавные буквы?
Возьмите карандаш и подчеркните самую красивую букву.
С какой целью мы проводим минутку чистописания? (Красиво и правильно писать.)
4.Работа со словарными словами.
-Это словарное слово, его нужно запомнить. Запишите это слово в тетрадь.
Придумайте устно предложение с этим словом. (Воробей прыгает по снегу).
Какой это мастер
На стёкла нанёс
И листья, и травы
И заросли роз?
(Мороз)
Это тоже словарное слово. Его также нужно запомнить.
Придумайте предложение с этим словом. (На улице стоит сильный мороз.)
-С какой целью мы проводим словарную работу? (Чтобы грамотно писать.)
5. Самоопределение к деятельности.
Давайте попробуем поставить вопрос к слову воробей. (Кто?) А почему? (Потому что он живой.)
Кто попробует сформулировать тему нашего урока.
Какие цели мы поставим перед собой? (Различать слова, о твечающие на вопросы кто? и что?)
6. Работа по теме урока.
Давайте разделим слова на 2 группы. По какому принципу мы можем их разделить?
Какой вопрос мы поставим к 1 группе?
А теперь давайте запишем эти слова в 2 столбика.
В одну будем ставить слова, отвечающие на вопрос кто?. а во вторую на вопрос что?
Обратите внимание к кому относятся слова, отвечающие на вопрос кто (живым существам, которые двигаются, размножаются)
К чему относятся слова, отвечающие на вопрос что? (неживым предметам)
Как вы думаете, много или мало в русском языке таких слов?
Физминутка для глаз
Давайте с вами вспомним работу в парах.
Соедини слова с вопросами кто? или что? (приложение)
Проверка с эталона.
Чтоб красиво написать
Надо пальчики размять
3.Работа по карточкам.
Запиши предложения, заменяя рисунки словами.
На ветке сидит .
Запиши предложения, заменяя рисунки словами.
растёт на клумбе.
2 человека у доски.
Подчеркните орфограммы. (Начало предложения, в слове «воробей» букву о.)
Если вы считаете, что данное слово, отвечает на вопрос кто?, то ставите знак плюс в колонке с вопросом «кто?», а если вы считаете, что слово отвечает на вопрос что?, то ставите знак плюс в колонке с вопросом «что?»