Ксенофобия и шовинизм в чем разница
Научная электронная библиотека
Национализм, шовинизм, сепаратизм, ксенофобия, социальная диссоциация как факторы, негативно влияющие
Придерживаясь схемы изложения материала, во избежание многозначности и неопределённости трактовок и суждений сле- дует определиться с понятиями – национализм, шовинизм, сепа- ратизм, ксенофобия, социальная диссоциация.
Национализм – 1. идеология и политика, исходящая из идей национального превосходства и противопоставления своей на- ции другим, подчиняющая общечеловеческие интересы и ценно- сти национальным интересам и трактующая нацию как высшую
83 Теория политики: Учебное пособие / Авт.-сост. Н.А.Баранов, Г.А.Пикалов. В 3-х ч. СПб: Изд-во БГТУ, 2003. 2,5 п.л.
ценность и форму общности. 2. Проявление чувства националь- ного превосходства, идей национального антагонизма и нацио- нальной замкнутости84.
Как правило, в словарях даются точные, краткие изложения, объяснения, понятия и значения термина. Что касается его сущ- ности, то она может быть не так однозначна и поверхностна, как может показаться на первый взгляд, что вызывает необходимость подробного анализа и исследования.
Содержательным и выражающим суть национализма являет- ся следующее его обоснование: «Национализм есть определен- ного рода мировоззрение, которое стоит за этими действиями и которое выражается в виде более или менее внутренне связанной системы идей или же идеологии. Оно и подталкивает отдель- ных людей или же целые государства к пресловутой дискрими- нации по национальному признаку, а также оправдывает ее в их глазах, поскольку она, без сомненья, идет вразрез с элементар- ной общечеловеческой моралью. Но в чем же состоит суть этого мировоззрения?85
тический флер, который призван скрыть неприглядное «нутро»
мировой политики и истории86.
Как справедливо отметил Р.Р. Вахитов : «…Национализм есть идеология, выражающая сугубо национальное мировидение, т.е. единственно возможный вид национальной идеи в строгом смыс- ле этого слова»87.
Национализму должное внимание как пороку человечества всегда уделялось особенное внимание во все времена. Так, в на- чале 20-го века его характеризовал юрист и государственный деятель, профессор гражданского права в Московском универси- тете, член госсовета, обер-прокурор Святого Синода К.П. Побе- доносцев: «Национализм в наше время можно назвать пробным камнем, на котором обнаруживается лживость и непрактичность парламентского правления. Примечательно, что начало нацио- нальности выступило вперед и стало движущею и раздражаю- щею силою в входе событий именно с того времени, как пришло в соприкосновение с новейшими формами демократии»88.
Рассмотрев национализм как один из самых негативных факто- ров межэтнического сосуществования, следует определиться и с другим не менее, если не более, опасным явлением, а также прояв- лением, способным привести к самым непредсказуемым послед- ствиям в периоды межэтнического кризиса, – шовинизмом.
Шовинизм – крайний, агрессивный национализм, проповеду- ющий национальную и расовую исключительность, разжигаю- щий ненависть и презрение к другим нациям и народностям89.
Проявление явного и агрессивного неуважения к представи- телям других народов, пренебрежение к ним и признание своей национальности выше остальных называется шовинизмом. Он не имеет ничего общего с любовью гражданина к своей родине – патриотизмом, но имеет свою историю развития в обществе.
Шовинизм (фр. chauvinisme) происходит от Никола Шовена (фр. Nicolas Chauvin) – полумифического солдата Наполеона Бо- напарта. Предположительно он принимал участие во французской революции и Наполеоновских войнах (1799–1815). Несмотря на непопулярность бонапартизма в период Бурбонской реставрации после 1815 года, Шовен, как повествуется, был ярым сторонни- ком Наполеона, нося в лацкане фиалку, что являлось знаком пре- данности его свергнутому Императору. Согласно мифу, Шовен оставался фанатично верным, несмотря на бедность, нетрудоспо- собность и оскорбления, которые он терпел.
Это люди, которые себя считают исключительными, а непохо- жими на себя- низшим сортом людей. И это касается не столько, как многие считают, отношений между мужчиной и женщиной (чувство превосходства над другим полом), это скорее неприязнь в политической, общественной и других сферах жизни. Это ис- ходя из толкования этого термина в словарях.
Шовинизм (франц. chauvinisme):
[1] крайняя форма национализма, проповедь национальной исключительности;
[2] противопоставление интересов одной нации интересам всех других наций;
[3] распространение национального чванства;
[4] разжигание национальной вражды и ненависти.
Шовинизм означает преувеличенно разгоревшиеся нацио- нальные страсти. Шовинизм – ненависть различной интенсив- ности, от неуважения и нелюбви до открытой вражды к лицам другой национальности, возникающая как под воздействием на- правленной пропаганды, так и в результате негативного поведе- ния самой нации, на которую распространяется ненависть.
Шовинизм – наступательный и хищнический патриотизм; па- триотическое ослепление, слепая привязанность ко всему своему и отвращение к чужому. Вот почему в процессе воспитания мо- лодёжи и развития у неё чувства патриотизма наряду с ним пред- ставляется необходимым прививать и чувство толерантности, корректности, уважения к представителям других этнических групп во избежание перерастания патриотизма в шовинизм. Ис- кренне любить свою Родину это одно и совсем иное принижать честь, достоинство представителей не своей страны и нации и за счет этого «возвышать» свою.
В целях борьбы с вышеуказанными проявлениями в обществе должна существовать единая идеология в контексте межэтниче- ского сосуществования в России. Не находя обоснованных, верно воспринимаемых и понятных ответов на вопросы идеологиче- ского содержания, а также в программах легитимно существую- щих партий, имеющих политико-правовое значение и влияние на доминирующую часть населения, молодые люди самостоятельно пытаются найти их в идеологии и деятельности альтернативных, зачастую нелегитимных групп. В обществе, где присутствуют элементы бездуховности и безнравственности, всегда найдётся самое простое и лежащее на поверхности решение – априори ви- новаты выходцы из других этнических групп, которые обворовы- вают и обманывают доверчивых граждан, торгуют наркотиками, создают этнические бандитские группировки. Это один из глав- ных факторов, способствующих развитию шовинизма.
Негативное проявление в межэтнической среде может про- являться и позиционировать себя в различных формах и ви- дах, в частности в проявлении национализма или шовинизма. Но не менее опасным представляется и сепаратизм – «борьба национальных меньшинств за образование самостоятельного государства. »92.
В период пристального внимания средств массовой информа- ции, политиков Запада ими неоднократно указывалось на свое- образие зарождения и развития сепаратизма и его проявления в Абхазии. Однако, следуя инерционности европейских суждений и представлений, следует отметить, что это единственный слу- чай, когда сепаратизм являлся вынужденной мерой для своей же безопасности. После завершения грузино-абхазского вооружён- ного конфликта желание жителей Абхазии сводилось к присо- единению к России. Власти России к такому самоотверженному шагу в то время не были готовы, что подчёркивает её нерешительность, чрезмерное значение мнения для РФ международных акторов в решении конкретных геополитических вопросов и про- блем. Затем на фоне спокойного и мирного развития в сознании жителей Абхазии наступила неопределённость в своём желании. Абхазия получила и получает экономическую поддержку от Рос- сии после отказа последней от экономической блокады и выхода из неё. Что же касается сегодняшних дней, то теперь их желание быть самостоятельным и независимым государством очевидно. На этом примере наглядно проиллюстрирована норма междуна- родного права на самоопределение. Однако, следует отметить, что данная норма была реализована и находит своё применение и использование в подавляющем большинстве случаев, когда ста- новится вынужденной мерой, и подтверждающая невозможность находиться в составе государства.
геополитической площадке мнение политической элиты России игнорировалось, что стало причиной Балканского кризиса, войн на территории Кавказа, Ближнего Востока, Африки и т.д. Однако их самоуверенность в отношении Крыма подвела. Политическая элита Россия во главе с президентом наглядно продемонстриро- вала свои способности, решительность и возможности, проявле- ние которых направлены на поддержание стабильности и мира.
То, что произошло на Украине, не было предусмотрено сцена- рием, разработанным политтехнологами США и ЕС. Конечный результат для них неожиданный. Таким образом, затраченные силы и средства пошли на пользу РФ, т.е. своему политическому оппоненту. Теперь в качестве собственной реабилитации делают- ся попытки давления на Россию. Госдеп: «США применят весь арсенал невоенного давления на Россию»93.
Распад Советского Союза явился не только причиной отноше- ния к России как к мировой колонии, но и послужил толчком для возрождения и дальнейшего развития сепаратизма на территории России.
6 августа 1990 года глава Верховного Совета РСФСР Борис Ельцин произнес историческую фразу: «Берите столько сувере- нитета, сколько сможете проглотить», в силу значимости и необ- ходимости эта фраза будет упоминаться не раз. Эти слова были с удовольствием подхвачены руководствами автономий, и мало кто из них услышал, что далее Ельцин сказал: «Но вы находитесь в центре России – и об этом нужно подумать94».
Вместо разумного использования предоставленного объёма суверенитета на основании однажды ставшей крылатой фразы, а вернее, её части, прогрессировало стремление в то время по- литических элит республик к самостоятельности и как можно большей независимости от центра.
Сепаратизм может проявлять себя не только в межэтнической среде, но и в национально однородной среде между различны- ми социальными группами. Как явление сепаратизм в широком смысле – это «стремление к отделению, обособлению от кого- либо, чего-либо»95. В жизни, в своей самой низменной форме, носящей неприглядную политическую накидку является отделе- ние элиты от общества и когда она расценивается как «элитар- ный клуб любителей власти», к которому ближе всех находится другой «элитарный клуб любителей имущественных привиле- гий». Эти две группы и определяют стратегические планы в об- ласти политики, экономического развития, социальной сферы, определения культурных ценностей (моральных, нравственных), межнационального сосуществования, идеологических установок либо в государстве в целом, либо в отдельном регионе, особенно в республике, в зависимости от уровня занимаемого положения в этой иерархии соответствующего «элитарного клуба».
На уникальности такого рода внутригосударственного, вну- триполитического сепаратизма произошли внутригосударствен- ные конфликты и противостояния последних лет в ряде госу- дарств Ближнего Востока, Африки, но которые в подавляющем большинстве случаев проходили по сценариям влиятельных дер- жав, являющихся к тому же ведущими международными полити- ческими акторами.
Нельзя не отметить, что сепаратизм является фактором, па- губно влияющим на межэтнические отношения, на отношения и связь власти и общества, что является основной причиной тор- можения как общественного развития в целом, так и причиной социально-политической напряжённости.
Стремление отдельных регионов и этнотерриторий в составе многонациональных государств к обособлению становится ис- точником социальной, политической и экономической нестабильности, а главное, несет угрозу вооруженного противостояния, от- крытой конфронтации. Это приводит к человеческим жертвам, росту миграционных потоков, разрушению региональной хозяй- ственной инфраструктуры, социальных институтов, снижению эффективности территориальной власти. Очевидно, что динами- ка процессов сепаратизма является негативным фактором и для государства в целом: нарушается механизм функционирования политической системы, падает легитимность центральной вла- сти, сфера общественных интересов сужается и даже испыты- вает кризис. Сепаратизм, создавая угрозу государственному су- веренитету, подрывает территориальную целостность, нарушает принципы геополитической безопасности государства, снижает его международный престиж.
На фоне проявления национализма, шовинизма, сепаратизма в период обострения межэтнических отношений, когда они пере- растают в межэтнические конфликты, вплоть до вооружённых столкновений, развивается либо чувство навязчивого страха в общении с представителями других наций, либо неприятие, не- терпимость по отношению к другим национальностям, которая расценивается как ксенофобия.
Исследуя и анализируя причины её проявления, с определён- ной степенью уверенности следует вывод, что она не рождается и не получает развития на пустом, беспочвенном месте, но пло- дородной почвой развития ксенофобии являются – проявление и развитие в межэтнических отношениях как мутанта национализ- ма, перерастающего в шовинизм и параллельно с ними сепара- тизма.
Одной из негативных разновидностей социальной мобильно- сти является социальная диссоциация. Она представляет собой сумбурную динамику разъединения сложных социальных си- стем-сообществ, протекающего под воздействием неблагоприят- ных внешних обстоятельств негативного характера, в виде политического, социального, экономического кризиса и как следствие кризиса в межэтнических отношениях.
Диссоциация в таких условиях выглядит как разобщение ин- дивидов, их разъединение, взаимоотчуждение. Когда обществен- ные силы и институты, призванные обеспечивать социальную интеграцию, слабеют, перестают выполнять свои объединитель- ные экономические, политические, морально-психологические и прочие функции, диссоциация обретает массовый характер со- циального бедствия.
Массовая диссоциация выступает, по сути, промежуточной формой между двумя полярными состояниями общественной си- стемы. С одной стороны, это здоровая стабильность с присущей ей оптимальной мерой социальной мобильности. С другой — хаос «броуновского» социального движения, где индивиды пере- мещаются не по устоявшимся каналам, а несутся в социальных вихрях играющей их жизнями капризной судьбы. Социальная диссоциация разделяет и вместе с тем связывает оба эти состо- яния.
Социальная диссоциация российского общества во многом со- впадает с её общими теоретическими характеристиками, вместе с тем имеет и свои особенности.
Это процесс разрушения сложной системы межэтнических связей под воздействием факторов политического хаоса, разбой- ничьего передела собственности, процессов становления новой социальной иерархии, т.е. возникновения новых социальных групп. В современном российском обществе продолжаются и сейчас процессы перераспределения собственности, власти, до- ходов, изменения образа жизни и соответственно ценностных ориентаций, что пагубно влияет на нравственные и моральные устои всего российского общества. Это наследие лихих 90-х го- дов прошлого века. На этой основе происходят сдвиги в пере- распределении объёма властных полномочий, меняются принципы управления и организации в сфере труда, меняется система занятости населения, изменяется вся школа ценностей – целей, установок и ориентации личности, происходит изменение всего образа жизни россиян.
Российское общество, как известно, является многонацио- нальным, каждый этнос имеет право на свою самобытность. Но это возможно лишь в одном случае – в дальнейшем совместном сосуществовании и позитивном развитии межэтнических отно- шений, что является залогом безопасности Российской Федера- ции как государства. Политической элите не следует проводить эксперименты в жизни общества на знаниях, не подтверждённых опытом (априори), в виде реформ без ясного обозначения ценно- стей, представления поставленной цели и последствий, которые могут привести к самым негативным, непредвиденным резуль- татам.
Чем отличается шовинизм от ксенофобии, в чём сходство, приведёте пример?
Сходство и различие шовинизма и ксенофобии:
Мне не нравится, что постоянно Россию и русских склоняют. Ну поддерживаете и поддерживайте, ну согласны и согласны. Мы здесь причем? А про уголовное дело бандеровку, рабство. ну, творческая, однако, личность.
По разным данным, погибло около 80 тысяч (из примерно 200 тысяч, оказавшихся в плену). Польские данные меньше, они говорят только о 20 тысячах погибших.
И ещё надо учитывать, что в это время в Европе свирепствовали эпидемии гриппа и тифа, что тоже не лучшим образом сказалось на судье военнопленных.
Как известно, 20 век был веком националистическим. В 21 веке националистические тенденции, которые никуда не делись, будут бороться с глобалистическими тенденциями и мультикультурализмом.
Конечно, поскольку индивидуальность всегда побеждает, так и национальная идентичность победит, случатся различные по своим масштабам войны, и та или иная нация займет свое место на вершине мира в качестве его полновластного хозяина.
Так что нашим потомкам нужно готовиться к войне.
Пора бы уже и привыкнуть. Кто в конце концов власть в Киеве захватил?
А те, во времена не столь отдаленные, точно такие же лозунги имели: «На Москву». Русский народ считали недолюдьми. Из детишек российских кровь сосали для раненых бравых немецких солдат. У меня тесть через такой концлагерь для подростков прошел. Кровь из него качали. Так до конца жизни и остался тощим и физически слабым. Кстати, украинец.
Но от чего-то я уверен, придет время и придется им, нацикам, ответ держать.
Шовинизм вместо ксенофобии
Встреча Дмитрия Медведева с руководством Федерального собрания была посвящена борьбе с ксенофобией и подарила несколько неожиданных формулировок. Собравшиеся обменивались мнениями, как достичь межнационального мира в стране. Председатель Госдумы Борис Грызлов утверждал: «Мы, русские, хотим жить в дружбе с другими, и эта черта не присуща другим национальностям». То есть, по Грызлову, ситуация получается безвыходная.
Лидер фракции ЛДПР Игорь Лебедев предложил изменить преамбулу Конституции, чтобы она начиналась со слов: «Мы, русский и другой многонациональный народ. » Это определение в случае принятия явно вызовет сложности при частом употреблении в официальных документах.
Лидер фракции КПРФ Геннадий Зюганов потребовал признать русских государствообразующим народом, как бы вернувшись в 2006 г., когда ту же идею продвигала «Единая Россия» (а еще раньше придумала партия «Родина»). Правда, идея в итоге была вычеркнута из законопроекта «Об основах государственной политики в сфере национальных отношений» как неконституционная и вызвавшая протесты в национальных республиках.
Неплохо подготовился председатель Совета Федерации Сергей Миронов, предложивший четко разделять национализм этнический и гражданский и уточнить для этого политический официальный язык. То есть Миронов предложил определить понятия. Но, к сожалению, его никто не понял.
Как бы то ни было, четко заметна идея, с разной степенью изощренности изложенная разными представителями власти. Получается, что межнациональный мир в России может обеспечить только русский народ как самый межнационально мирный.
Если оценивать жестко, то это попытка победить ксенофобию шовинизмом. Есть более привычная формулировка о «цивилизующей роли русского народа» – проблема в том, что она несколько устарела.
Впрочем, слово, как считают многие, сильно обесценилось в наше время победившего постмодернизма. Важен не прямой смысл, а символические конструкции. Наверное, не стоит слишком уж всерьез воспринимать словотворчество депутатов, сенаторов и президента. Попытка расшифровать их совместное послание в контексте российских событий дает примерно такие результаты: власть видит опасность и – одновременно – политический потенциал национализма. Опасность – в реальной возможности дестабилизации в стране. Потенциал прежде всего электоральный (ксенофобные настроения широко распространены), кроме того, национализм силен на улице. Власть пытается направить энергию национализма в нужное русло.
Здесь есть подмена целей. Цель власти – не допустить дестабилизации накануне выборов и выиграть их – по определению краткосрочна и необязательно совпадает с целями страны и многонационального народа. Всплеск национализма – следствие глубинных проблем в государстве и обществе. Невнимание к миграционным процессам, слабость государства (к выгоде чиновников), отсутствие образовательных и социальных лифтов, снижение качества человеческого капитала – составляющие диагноза много раз назывались. Все это проблемы, требующие осознания, тщательного изучения, построения подробных взаимосвязанных долгосрочных стратегий решения. Реальный путь долог, дорог, сложен и с точки зрения политики неблагодарен.
Сюрреальный путь – оседлать тему национализма с помощью магических словесных формул. Эх, как бы не забыли какой-нибудь предлог или запятую.
Валерий Коровин
Wed, Dec. 29th, 2010, 12:34 pm
Национализм и его виды (Фашизм, нацизм, патриотизм, шовинизм, ксенофобия, расизм, нация, этносы. )
Начал редактировать стенограму своей лекции на Селигере в лагере НАШИх, в сегменте движения «Россия молодая», прочитаную в 2009 году и анонсированную там с названием «Национализм и его виды». Выкладываю здесь первый фрагмент. Т.к. лекция читалась в лагере НАШИх, то и язык изложения соответствующий.
Национализм и его виды (Фашизм, нацизм, патриотизм, шовинизм, ксенофобия, расизм, нация, этносы. )
Тема национализма вызывает недопонимание даже у экспертов, которые, казалось бы, должны в этой теме разбираться профессионально. Здесь зачастую происходит путаница понятий, различные недоразумения, поэтому хотелось бы кратко, экспресс-методом осветить явление, называемое у нас национализмом.
Для того чтобы с национализмом эффективно бороться (если кто-то собирается с ним бороться), нужно знать своего врага в лицо, понимать основы этого явления, его суть. Необходимо хорошо знать тему, чтобы давать ответ тем, кто может обратить ваше внимание на отсутствие четкой грани между такими понятиями, как «национализм» и «фашизм», «национализм» и «патриотизм», ведь так сложилось, что патриотизм – это хорошо, а фашизм – это плохо. Национализм – это вообще что? Часто под национализмом понимают нечто другое, то, чем он не является, возникает путаница.
Границы перехода патриотизма в национализм, а национализма в шовинизм нужно чётко разделять, а понятия национализм, фашизм, расизм, ксенофобия, шовинизм – различать, понимать и отличать друг от друга. Также мы кратко рассмотрим понятия этнос, народ, нация, национальность, империя, для того чтобы полноценно себе представлять всю картину.
Национализм
После начала распада империй в Европе, на их месте начали образовываться государства-нации, устроенные по модели «республики». Государство-нация – это образование, которое ограничено административными границами, а населяют его граждане этого государства, атомизированные индивидуумы. Каждый гражданин имеет свой набор индивидуальных качеств. Соответственно стираются его коллективные качества, такие как этническая принадлежность, религиозная принадлежность, культурная, и т.д. Набор его индивидуальных качеств является главным критерием его оценки. Этот атомизированный гражданин, или индивидуум, и является главным субъектом государства-нации.
Что касается такого явления, как гражданин, то, например, несколько ранее, в Римской республике, где широко использовалось это понятие, «гражданин» был политизирован, т.е. неразрывно связан с понятием «политея». После французской революции гражданин стал просто индивидуумом, даже вне всяких политических позиций, т.к. права всех граждан без исключения уровняли, исчезла политическая градация. Таким образом, национализм, возникший в Европе – есть ни что иное, как политическое явление, выражающее любовь граждан к своему государству, понимаемому как административное государство-нация. Такая конструкция носит название политическая нация или просто нация.
Эта конструкция стала доминирующей в Европе, особенно после Первой мировой войны, когда окончательно распались последние империи в Европе, а на их месте сложились государства-нации, или просто европейские нации. К тому де периоду относится возникновение Лиги наций, создавшей основу современного политического миропорядка.
Либерализм
Одновременно с ценностями французской революцией в Европе установились т.н. либеральные ценности, то есть либерализм. Собственно, буржуазная французская революция стала провозвестником такого идеологического течения, как либерализм, окончательно сформировавшегося к началу XX столетия.
Роль государства в такой либеральной рыночной модели уходит на второй план. В идеале, в соответствии с либеральной моделью, государство вообще не должно вмешиваться в рыночные процессы. Либерализм утверждает, что рынок сам всё расставит на свои места. Таким образом либерализм бросает вызов государству. Он говорит влиянию государства на общество «нет», ибо общество, в либеральном представлении, должно заниматься исключительно личным обогащением, представляя собой атомизированную стихию рынка. Государство для либерального общества – не ценность, его влияние, в соответствии с либеральными представлениями, отодвигается на периферию общественной жизни. Государство начинает выполнять в таком обществе технические функции, связанные, в основном с вопросами безопасности, а конкретнее, охраны частных собственников, в первую очередь, крупных, от тех, кто на их собственность покушается. Рынок в либеральном представлении – единственная ценность, он всё ставит на свои места. Индивид со своими правами выходит на первый план и становится мерой всех вещей.
Национализм как ответ либерализму
Фашизм
Консервативная революция и национал социализм
В этот же период в Европе возникло движение консервативных революционеров, которые утверждали, что буржуазные ценности французской революции являются губительными для народов Европы. В противовес этому они предлагали восстановить традиции народов Европы, их изначальные ценности. Но восстановить их не эволюционно, как они разрушались, а революционно, т.е. сразу. Консервативные революционеры предлагали быстро, стремительно восстановить консервативные, традиционные ценности народов Европы, революционным путём, т.е. совершить консервативную революцию. Это движение называлось консервативно-революционным, или консервативными революционерами.
На его основе, опять-таки в рамках противостояния либерализму, набирающему обороты в Европе, вскоре возникло движение национал-социалистов. Национал-социалисты – это те (мы не берем исторический контекст этого понятия), кто провозглашает ценность нации, то есть государства-нации плюс социальные принципы, т.е. принципы социальной, социалистической справедливости. Это идеологическое течение получило название национал-социализм. В отличие от консервативной революции оно было более политизированным, менее романтичным и метафизическим, более приземлённым и конкретным.
Напомним ещё раз, что всё это происходило в Европе начала XX столетия, именно там, где родилось и укрепилось понятие государство-нация, ограниченное административными границами и населённое гражданами.
Таким образом государство-нация – это административная граница, населенная индивидуумами. Либеральным же государством называется то, в котором каждый гражданин рассматривается отдельно от государства. Государство же осуществляет исключительно полицейские функции и решает вопросы внешней безопасности.
Либерализм – это то, что утверждает, берет за основу индивидуума, т.е. отдельно взятого гражданина и рынок – регулирующий общественный инструмент, который всё расставит на свои места. Соответственно, либерализму противостоят сторонники государственных ценностей – государство должно регулировать общественные процессы, беря на себя функции социального регулятора.
В рамках этатистского движения в Европе возникает множество политических и идеологических течений, в частности таких, как: фашизм, консервативная революция, национал-социализм и др. Последний был особо распространён в Германии, где национал-социалистическое движение обрело большую популярность. Оно ветвилось на множество партий, политических групп, небольших маргинальных сообществ. Одним из таких сообществ Германии конца 1920-х годов была маленькая, как сейчас выражаются – карликовая Национал-социалистическая рабочая партия Германии (NSDAP). В эту карликовую партию, состоящую из семи человек, пришёл никому неизвестный художник, раненый фронтовик-ефрейтор, контуженный на всю голову, бывший участник Первой мировой войны, Адольф (Шикельгрубер) Гитлер.
Таким образом, националист, тот, кто отстаивает правые взгляды в политике, выражающиеся в поддержке идеи государства-нации – как ценности.