Крыжовник чехов про что

Крыжовник

Микропересказ : Мелкий чиновник полжизни копит на маленькое поместье, голодает. Наконец, его мечта исполняется, и чиновник превращается в толстого, самодовольного барина, самоуверенно рассуждающего о нуждах народа.

Крыжовник чехов про что. Смотреть фото Крыжовник чехов про что. Смотреть картинку Крыжовник чехов про что. Картинка про Крыжовник чехов про что. Фото Крыжовник чехов про что

Встретившиеся на охоте ветеринарный врач Иван Иваныч и учитель гимназии Буркин шли по полю.

Иван Иваныч Чимша-Гималайский — ветеринарный врач, дворянин, высокий худощавый старик с длинными усами, рассказывает историю о своём брате Николае.

Буркин — учитель гимназии и товарищ Ивана Иваныча.

Буркин предложил Ивану Иванычу рассказать обещанную накануне вечером поучительную историю, но тут начался сильный и затяжной дождь. Стало не до рассказов, и учитель предложил Ивану Иванычу укрыться у их общего знакомого Алёхина, поместье которого находилось неподалёку.

Павел Констан­тинович Алёхин — помещик, знакомый Ивана Иваныча и Буркина, высокий и полный человек с длинными волосами, похожий на учёного или художника.

Алёхина приятели нашли возле веялки. Был он немыт, давно небрит и одет в кальсоны и грязную рубаху, подпоясанную верёвкой. Когда он вместе с гостями отправился мыться в купальню, «вода около него стала тёмно-синей, как чернила».

Алёхин принял гостей радушно, поселил в парадных комнатах. Прислуживала им молодая и очень красивая горничная. До истории Ивана Иваныча очередь дошла только после ужина.

Ветеринар рассказал о своём младшем брате Николае.

Отец их из простых солдат дослужился до офицера, оставив сыновьям наследный дворянский титул и маленькое имение. После смерти отца имение «оттягали за долги», Иван Иваныч «пошёл по учёной части», а Николай стал мелким чиновником.

В «казённой палате» Николай тосковал, вспоминал детство, проведённое в поместье, на лоне природы, и мечтал о собственной усадебке. Иван Иванович не поддерживал мечтаний своего доброго и кроткого брата, считая, что прятаться в усадьбе «от борьбы, от житейского шума» — это проявление лени и эгоизма, своего рода «монашество без подвига».

Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства и особенности своего свободного духа.

Просиживая штаны в канцелярии, Николай читал сельско­хо­зяй­ственные книжки, советы в календарях и копил на усадебку с барским домом, садом, прудом с гусями и карасями. И в каждой его мечте непременно присутствовали кусты крыжовника, ставшие для Николая символом барской жизни.

Жил Николай скупо, недоедал и каждую сэкономленную копейку нёс в банк. Шли годы. Николая перевели в другую губернию, где он женился ради денег на старой и некрасивой вдове. Жену он держал впроголодь, та начала чахнуть и через три года такой жизни умерла. Николай ни на миг не почувствовал себя виноватым в её смерти.

Наконец, он начал «высматривать себе имение» и выбрал совсем не то, о чём мечтал. Не было там ни фруктового сада, ни прудов с карасями, ни крыжовника. Была только река, загрязнённая кирпичным и костопальныи заводами, между которыми и находилось имение. Николай, однако, не горевал, посадил двадцать кустов крыжовника «и зажил помещиком».

В прошлом году Иван Иваныч проведал брата в имении, названном Гималайским. Встретила его толстая кухарка, похожая на свинью. Николай постарел, растолстел и тоже стал похож на свинью. Он стал с гордостью показывать брату имение, и Иван Иваныч с горечью увидел, что «робкий бедняга-чиновник» стал настоящим барином.

Николай судился с обоими заводами, заставлял мужиков называть себя «высокобла­городием», «и добрые дела творил не просто, а с важностью». На свои именины он служил молебен и ставил мужикам полведра водки, считая, что так положено.

Перемена жизни к лучшему, сытость, праздность развивают в русском человеке самомнение, самое наглое.

Когда-то Николай боялся иметь собственное мнение, а теперь решил, что знает народ, и изрекал «одни только истины»: образование для народа необходимо, но преждевременно, а телесные наказания в общем вредны, но иногда полезны и необходимы. Он считал себя дворянином, забыв, что его отец был солдатом, и гордился своей несообразной фамилией.

Вечером кухарка поставила на стол тарелку крыжовника — первый урожай с посаженных Николаем кустов. Ягоды были твёрдые и кислые, но Николай ел их с жадностью и нахваливал. Иван Иваныч видел перед собой «счастливого человека, заветная мечта которого осуществилась так очевидно», и им овладело «тяжёлое чувство, близкое к отчаянию».

Ночью Иван Иваныч слышал, как брат то и дело подходит к тарелке с крыжовником и ест его. Он думал, что мы видим только вот таких довольных всем людей, которые заслоняют «то, что страшно в жизни» — вырождение, пьянство, лицемерие, враньё. Только немая статистика знает, сколько людей сошло с ума от пьянства, сколько детей умерло с голоду.

…очевидно, счастливый чувствует себя хорошо только потому, что несчастные несут своё бремя молча, и без этого молчания счастье было бы невозможно.

Иван Иваныч понял, что он тоже всегда был доволен, счастлив и часто самодовольно рассуждал о народе, образовании, вере и свободе. Он считал, что и с образованием, и со свободой надо подождать, но теперь уверен, что несправедливо ждать, когда страдают люди. Неужели стоять возле рва и дожидаться, что он затянется илом, лучше, чем перепрыгнуть через него или построить мост?

От брата Иван Иваныч уехал рано утром и с тех пор невзлюбил город. Ему стало ненавистно мещанское счастье, выглядывающее из каждого окна. При виде его Иван Иваныч раздражается, скорбит и сожалеет, что слишком стар для борьбы.

Закончив рассказ, Иван Иваныч попросил Алёхина не успокаиваться, не давать счастью усыпить себя, а делать добро, ведь смысл жизни не в счастье, «а в чём-то более разумном и великом».

Буркину и Алёхину рассказ Ивана Иваныча показался скучным и неинтересным. Они сидели в красивой комнате с портретам дам и господ на стенах, и здесь хотелось слушать рассказы о красивых женщинах, а не о чиновнике, «который ел крыжовник».

Наконец, все легли спать. В окна всю ночь стучал дождь.

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Источник

Краткое содержание «Крыжовник»

Всего получено оценок: 4124.

О произведении

Рассказ «Крыжовник» Чехова был написан в 1898 году и считается одним из лучших произведений русской классической литературы XIX века. Он вошел в «Маленькую трилогию» автора, включающую также рассказы «Человек в футляре» и «О любви».

На сайте можно читать онлайн краткое содержание «Крыжовника» без предварительной регистрации.

Крыжовник чехов про что. Смотреть фото Крыжовник чехов про что. Смотреть картинку Крыжовник чехов про что. Картинка про Крыжовник чехов про что. Фото Крыжовник чехов про что

Место и время действия

События рассказа происходят в конце XIX века в царской России, в имении Софьино.

Главные герои

Краткое содержание

Иван Иваныч и Буркин шли по полю. Впереди виднелось село Мироносицкое. Буркин попросил спутника рассказать обещанную ранее историю. Однако неожиданно пошел дождь, и мужчины решили укрыться от непогоды у Алехина в Софьино. Хозяин встретил их на пороге одного из амбаров за работой – мужчина был весь в пыли, в грязной одежде. Алехин очень обрадовался гостям и пригласил их в дом.

Сходив в купальню, гости и хозяин расположились в креслах. Служанка подала чай с вареньем, и Иван Иваныч приступил к обещанному рассказу.

Иван Иваныч неожиданно поднялся и подошел к Алехину. Он начал пожимать хозяину руки, прося не успокаиваться, продолжать делать добро, ведь смысл жизни именно в этом, а не в личном счастье.

Потом все сидели и молчали. Алехину хотелось спать, но ему было интересно с гостями. В то, что говорил Иван Иваныч, он не вникал – слова врача не имели отношения к его жизни.

Крыжовник чехов про что. Смотреть фото Крыжовник чехов про что. Смотреть картинку Крыжовник чехов про что. Картинка про Крыжовник чехов про что. Фото Крыжовник чехов про что

Заключение

Пересказ «Крыжовника» будет интересен школьникам, а также всем, кто интересуется творчеством А. П. Чехова и русской литературой.

Тест по рассказу

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Источник

Крыжовник чехов про что. Смотреть фото Крыжовник чехов про что. Смотреть картинку Крыжовник чехов про что. Картинка про Крыжовник чехов про что. Фото Крыжовник чехов про что

Название произведенияКрыжовник
АвторАнтон Чехов
ЖанрРассказ
Год написания1898

Главные герои

Краткое содержание

Иван Иваныч и Буркин шли по полю с собаками, пошёл сильный дождь, и они решили укрыться в Софьино в поместье у своего приятеля Павла Константиновича Алёхина. Помещик увидел путников на дороге, обрадовался встрече и пригласил зайти в дом. Алёхин предложил гостям помыться, а молодая и очень красивая горничная Пелагея принесла простыни и мыло. Хоть купальня в доме была очень хорошей, сам Алёхин мылся очень редко, поэтому сконфузился, когда с него потекла сначала коричневая вода, а потом тёмно-синяя. Иван Иваныч вышел наружу, с шумом прыгнул в воду и поплыл под дождём, периодически от удовольствия он вскрикивал: Ах, боже мой…

А Николай Иваныч тем временем, сидя у себя в канцелярии, мечтал о своей усадьбе. Читал разные книжки о сельском хозяйстве, да объявления в газетах, где и сколько земли продаётся. Каждый раз, когда он чертил план своего будущего имения, то выходило у него одно и то же: барский дом, людская, огород, крыжовник. Жил Николай Иваныч очень скудно, жадничал, во всём себя ограничивал и каждую копейку клал в банк. Шли годы, Николаю исполнилось уже сорок лет, а он всё копил на усадьбу. Потом Иван Иваныч узнал, что его брат женился. Но оказалось, что женился он на некрасивой вдове, потому что были у неё деньги. Раньше эта женщина была замужем за почтмейстером и привыкла к пирогам, а Николай Иваныч держал её впроголодь, стала она от такой жизни чахнуть и года через три умерла. Но Николай Иваныч виноватым в смерти жены себя не считал. Деньги, как водка, делают человека чудаком

После смерти жены стал Николай Иваныч подыскивать себе имение. Купил сто двенадцать десятин с барским домом, но не было там ни сада, ни крыжовника, а была река с водой цвета кофе, потому что на одном берегу стоял кирпичный завод, а на другом костопальный. Но Николай Иваныч не грустил, купил двадцать кустов крыжовника, посадил их и зажил помещиком.

Тут Иван Иваныч решил рассказать Буркину и Алёхину о том, какая перемена произошла в нём самом, пока он гостил у брата.

Вечером во время чаепития кухарка поставила на стол целую тарелку крыжовника, это были ягоды с тех самых кустов, которые когда-то посадил Николай Иваныч на своей усадьбе. Ягоды были жёсткими и кислыми, но Николай Иваныч ел их с удовольствием, потому что сбылась его мечта, он достиг своей цели и был абсолютно счастлив и доволен собой.

Николай Иваныч смотрел на своего счастливого брата и им овладело чувство, близкое к отчаянию. Ночью он слышал, как Николай Иваныч вставал и брал с тарелки крыжовник. Иван Иваныч стал думать о том, как много на свете счастливых людей, какая это подавляющая сила. А ведь вокруг пьянство, враньё, бедность и вырождение, но во всех домах и на улицах тишина и спокойствие, и протестует одна лишь статистика. Иван Иваныч задумался о том, что такой порядок видимо нужен, что счастливый человек чувствует себя отлично лишь потому, что несчастные несут своё бремя молча.

Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясётся беда — болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других ;

Иван Иваныч вспомнил, что сам тоже часто самодовольно рассуждал о народе, образовании и свободе, говорил, что с этим можно подождать. Хотя сейчас он понимает, что не надо ждать, но он уже слишком стар для борьбы. Поэтому он обратился к Алёхину и сказал ему, чтобы тот не успокаивался и не дал себя усыпить, и пока он молод и полон сил, чтобы не уставал делать добро.

Потом Буркин, Алёхин и Иван Иваныч сидели в креслах и молчали. Рассказ никого не удовлетворил, Алёхин не вникал в смысл сказанных слов, так как сильно хотел спать, он рано встал по хозяйству. Гостям для сна отвели большую комнату, Иван Иваныч лёг и произнёс вслух, чтобы господь простил их грешных, а Буркин долго не мог уснуть из-за тяжёлого запаха. Всю ночь в окна стучал дождь.

Источник

«Крыжовник» читательский дневник

Крыжовник чехов про что. Смотреть фото Крыжовник чехов про что. Смотреть картинку Крыжовник чехов про что. Картинка про Крыжовник чехов про что. Фото Крыжовник чехов про что

Всего получено оценок: 824.

Всего получено оценок: 824.

«Крыжовник» – поучительный рассказ, в котором автор поднял вопросы поиски смысла жизни и истинного счастья, обнажив конфликт между духовными ценностями и материальными благами.

Краткое содержание «Крыжовник» для читательского дневника

Название: Крыжовник

Число страниц: 12. Чехов Антон Павлович. «Крыжовник». Издательство «Рипол-Классик». 2012 год

Жанр: Рассказ

Год написания: 1898 год

Крыжовник чехов про что. Смотреть фото Крыжовник чехов про что. Смотреть картинку Крыжовник чехов про что. Картинка про Крыжовник чехов про что. Фото Крыжовник чехов про что

Время и место

События происходят в конце XIX века в царской России, в имении Софьино, принадлежавшем помещику Алёхину. Своим названием рассказ обязан навязчивой мечте Николая Иваныча, ради достижения которой он пожертвовал очень многим.

Главные герои

Иван Иваныч Чимша-Гималайский – ветеринарный врач, дворянин, добрый, милосердный человек.

Николай Иваныч Чимша-Гималайский – младший брат Ивана Иваныча, чиновник, впоследствии помещик, целеустремлённый, но мелочный, скаредный до фанатизма.

Буркин – учитель гимназии, приятель Ивана Иваныча, приземлённый человек.

Павел Алёхин – помещик, сорокалетний мужчина, неопрятный, неряшливый, думающий лишь о своём хозяйстве.

Сюжет

Приятели Иван Иваныч и Буркин, попав под дождь, решили его переждать у их старого знакомого Павла Алёхина, чья усадьба располагалась неподалёку. Хозяин выглядел весьма неряшливо: лицо в пыли, грязная одежда, нестриженные волосы, грузная полнота. Однако он радушно встретил гостей, предложив им помыться, переодеться и выпить чая. Во время чаепития товарищи разговорились, и Иван Иваныч поведал им историю своего брата, Николая Иваныча Чимша-Гималайского.

После смерти отца братьям пришлось проститься с родовым имением, которое отобрали у них из-за долгов. Николай с девятнадцати лет был вынужден работать в казённой палате, и он страстно мечтал о собственной усадебке, где непременно должен был расти крыжовник. Ради достижения своей цели Николай откладывал деньги, урезая себя во всём и даже вступил в брак по расчёту. Однако и в семейной жизни он принялся экономить на всём, даже на еде. Жена, не выдержав подобного существования, вскоре скончалась. Это событие нисколько не расстроило Николая, который вскоре приобрёл имение. Он первым делом высадил кусты крыжовника и зажил помещиком.

Однажды, навещая брата, Иван Иваныч заметил, что тот изменился в худшую сторону: постарел, обрюзг, опустился, завёл привычку выражаться красноречивыми, но ничего не значащими фразами. Впрочем, Николай Иваныч, который угощал брата крыжовником, был весьма счастлив и доволен своей жизнью.

После визита к брату Иван Иваныч задумался о смысле жизни. Он удивлялся, как можно чувствовать себя счастливым, удовлетворённым, когда в мире так много страдающих людей. Иван Иваныч искренне не понимал, как можно оставаться слепым и глухим к тем, кто остро нуждается в помощи ближнего. Свой рассказ он завершил, сказав, что смысл жизни видит не в личном счастье, а в добре, которое должен творить каждый человек.

Ни Буркину, ни Алёхину не понравился рассказ Ивана Иваныча о каком-то чиновнике, который любил крыжовник. С гораздо большим удовольствием они бы обсудили женщин, крупу, сено – словом, всё то, что имело прямое отношение к реальной жизни. Однако время было уже позднее, и все трое отправились спать.

Вывод и своё мнение

Очень часто в погоне за призрачной мечтой человек не замечает того, что может сделать его по-настоящему счастливым: общение с близкими людьми, любовь, забота, милосердие. Зациклившись на достижении материальных благ, можно упустить самое ценное, что дарует человеку жизнь. На примере Николая Иваныча видно, что выбранный им жизненный путь отразился на нём далеко не самым лучшим образом.

Главная мысль

Человеческая жизнь только тогда полноценна и значима, когда в ней есть место добрым поступкам и искренней заботе о ближних.

Авторские афоризмы

«…Деньги, как водка, делают человека чудаком…»

«…Перемена жизни к лучшему, сытость, праздность развивают в русском человеке самомнение, самое наглое…»

«…Принято говорить, что человеку нужно только три аршина земли. Но ведь три аршина нужны трупу, а не человеку…»

«…счастливый чувствует себя хорошо только потому, что несчастные несут своё бремя молча, и без этого молчания счастье было бы невозможно…»

«…Уж коли задался человек идеей, то ничего не поделаешь…»

Толкование непонятных слов

Усадьба – жилой дом с хозяйственными сооружениями и участком земли.

Амбар – холодное строение для хранения зерна, муки.

Мельница – здание с приспособлениями для размола зерна.

Приказчик – помощник хозяина, управляющего.

Горничная – женщина, относящаяся к прислуге богатого дома.

Аршин – старорусская единица измерения длины, равная 0,7112 м.

Новые слова

Плёс – участок русла реки между двумя смежными перекатами.

Кальсоны – мужское нательное бельё, представляющее собой длинные исподние штаны.

Канцелярия – общее название государственных учреждений.

Источник

Анализ рассказа «Крыжовник» (А.П. Чехов)

Творчество Чехова является уникальным даже на фоне других титанов русской литературы. Его творчество затрагивает самые глубины человеческой души, разбирает самую изнанку человеческой жизни. Рассказы писателя представляют собой великолепное сочетание глубокомыслия и прекрасного литературного языка. Один из самых известных его рассказов – «Крыжовник», бесспорно, заслуживает отдельного разбора от Многомудрого Литрекона.

История создания

«Крыжовник» является частью «маленькой трилогии», в которую входят также рассказы «Человек в футляре» и «О любви».

Замысел произведения «Крыжовник» Чехову подарил Л.Н. Толстой, рассказав трагикомичную историю о петербуржском чиновнике, который много лет копил деньги на великолепный мундир, но умер, так ни разу и не надев его. В итоге красивая вещь оказалась только на его трупе.

Творческая история создания рассказа «Крыжовник» много раз претерпевала изменения. Так, изначально герой так и не женился, а своего барского положения добился только в старости. На первые ягоды крыжовника он поглядел равнодушно. Именно так выглядел черновой набросок сюжета. Но потом автор решил добавить драматизма и комичного, маловероятного «счастья» своему герою, поедающему любимые ягоды.

Направление и жанр

Рассказ «Крыжовник» был создан в рамках реалистического направления в литературе. Автор стремился перенести в своё творение окружавшую его действительность. Созданные им образы натуралистичны и повседневны. Ситуация, ставшая основой сюжета, является реальным случаем из жизни.

Жанр «Крыжовника» — рассказ. Произведение представляет из себя лаконичную историю с малым количеством действующих лиц. Отсутствует какая-либо конкретика, что позволяет легко переложить рассказанную историю на любую плоскость.

Композиция

Главная особенность композиции рассказа «Крыжовник» – наличие приёма «история внутри истории». В начале повествования Чехов изображает разговор между тремя персонажами, один из которых и рассказывает собеседникам о своем брате и его маниакальном пристрастии к деревне.

Этот приём позволяет придать произведению большую естественность, а также логично связать его с другими рассказами «маленькой трилогии».

Иван Иваныч Чимша-Гималайский вместе со своим попутчиком Буркиным из-за разыгравшегося ливня навещает своего друга – помещика Павла Алёхина. Во время дружеского чаепития Иван Иваныч рассказывает историю жизни своего брата – Николая Иваныча.

Всё своё детство братья провели в поместье своего отца, однако после его смерти оно было отсужено за долги. Для Николая это стало страшным ударом, поместье начало ассоциироваться у него со счастливым детством, и всю свою жизнь он потратил на то, чтобы приобрести своё собственное имение и вернуть утраченное счастье.

Николай Иваныч долго и упорно работал, копил деньги, экономил на всём и жил впроголодь. Из-за такого тяжёлого образа жизни умерла его жена – некрасивая, но богатая вдова, на которой он женился только из-за её денег. Однако в итоге Николай добился своей цели – он купил себе имение и посадил там кусты крыжовника.

Спустя много лет Иван Иваныч навестил своего брата, но был неприятно удивлён и подавлен тем, как изменился его брат. Николай превратился в типичного ленивого и недалёкого обывателя, думающего лишь о комфорте и богатом столе.

Расстроенный финалом пути своего брата Иван произносит монолог о том, что каждому счастливому человеку необходимо постоянно напоминать с помощью стука молоточка о страданиях других людей, которых он предпочитает не замечать. Подробнее о содержании рассказа… (+ отзыв)

Главные герои и их характеристика

Образы в рассказе «Крыжовник» немногочисленны, но оригинальны для русской литературы:

имя герояхарактеристика
иван иваныч чимша-гималайскийпожилой ветеринар. дворянин. герой-резонёр, выражающий мысль самого писателя. общественник. считает, что каждый человек должен направлять все свои силы на то, чтобы помогать окружающим. в связи с этим осуждает эгоистическое счастье обывателя, которое обрёл его брат николай.
николай иваныч чимша-гималайскийчиновник казённой палаты. дворянин. старательный работник и добрый человек. большую часть жизни был одержим идеей приобретения собственного поместья. ради этого шёл на любые меры, поспособствовал смерти своей жены. купив имение, превратился в беззаботного землевладельца, которого не интересует ничего, кроме собственного благополучия.
буркинбывший учитель. друг и собеседник ивана иваныча.
павел константинович алёхиннебогатый работящий помещик. вынужден много работать, чтобы выплатить все свои долги. устал от постоянного труда, хочет что-то изменить в своей жизни, но не может.

Тематика рассказа А.П. Чехова «Крыжовник» действительно интересна каждому человеку, обдумывающему свое место в жизни:

Проблемы

Проблематика рассказа «Крыжовник» была и будет актуальной, ведь в ней рассматриваются вопросы, универсальные для каждого времени.

Основная идея

Чехов деконструировал традиционный не только для русской, но и для мировой литературы штамп о маленьком человеке, который хочет построить свой собственный дом. Если у прочих писателей это стремление вызывает только одобрение, то Чехов показывает, что в этой мечте не ничего романтичного, что путь к этой мечте не всегда правилен и честен, а его итог зачастую сомнителен. Но главная мысль рассказа «Крыжовник» в том, что даже идеалы маленького человека безнравственны, даже его тихое счастье, рай в шалаше — всего лишь мелочный эгоизм ничтожества. Да, он не хочет золотых гор, но ему так же, как и богачу, наплевать на других, он такой же безнравственный и жадный, столь же бесполезен и даже вреден для общества. Вот, что хотел сказать Чехов в рассказе «Крыжовник»: не только пути достижения, но и цели маленького человека аморальны по своей сути. Они лишь унижают его человеческое достоинство.

Смысл рассказа «Крыжовник» главный герой, Иван Иваныч выразил во фразе:

Счастья нет и не должно его быть, а если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более разумном и великом. Делайте добро!

Чему учит?

Этот рассказ заставляет читателя быть благоразумным, думать своей головой и не зацикливаться на призрачных образах прошлого. Автор ставит под сомнение важность материального благополучия, заявляет о необходимости сострадания и взаимопомощи в обществе, осуждая обывательское равнодушие. Такой вывод можно сделать после прочтения рассказа «Крыжовник».

Идеалы личного счастья и тихой жизни вдали от суеты глубоко омерзительны автору, ведь в них нет того величия, на которое способен один лишь человек. Получается, в тихом омуте благополучия он губит свой природный потенциал и способствует деградации общества. Такова мораль А.П. Чехова и его рассказа «Крыжовник».

Критика

Рассказ Чехова был высоко оценён самим Немировичем-Данченко, который находил его очень глубокомысленным.

Борис Эйхенбаум видел в «Крыжовнике» выражение болезни всего русского общества. Он отмечал жизненность произведения и приписывал Чехову едва ли не мессианскую роль.

Л.Н. Толстой одобрял главную мысль А.П. Чехова о природе счастья и высоко ценил творчество своего коллеги.

В советское время заслуги Чехова ставились очень высоко, ведь в его творениях было много осуждения в адрес капиталистического строя и его заскорузлой формальности:

XIX век, особенно его вторая половина, был эпохой великой переоценки укоренившихся ценностей. Критика уродств буржуазно-дворянского строя стала важнейшей темой русской и мировой литературы. Вклад Чехова в разработку этой темы определился его умением увидеть драму там, где, казалось бы, не было и тени неблагополучия. Он сумел пойти в глубь действительности и в микромире повседневных будней показать чудовищную противоестественность строя господствующих отношений. (Бердников Г. П. Чехов // История всемирной литературы / АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М.: Наука, 1994. — Т. 8)

«В трилогии «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви» (1898), в рассказах и повестях конца 1890 — нач. 1900-х гг., в последнем рассказе «Невеста» (1903) Чехов рисовал духовный застой и порыв героя к лучшей жизни.» (З.С.Паперный, Чехов Антон Павлович // Большая советская энциклопедия. — 3-е изд.)

Восторженных похвал рецензентов удостаивались особенности речи героев Чехова и художественные детали в рассказе «Крыжовник». Символ крыжовника стал общеупотребительным обозначением мещанской зацикленности человека на материальном благе. Он встал в один ряд с «Шинелью» Гоголя. Речь героев Чехова ценится за счет ее естественности и жизненности. Так, например, автор тонко высмеивает мнимую значимость, которую приписывает себе и своему имению новоявленный барин:

В письмах своих брат называл свое имение так: Чумбароклова Пустошь, Гималайское тож. Приехал я в «Гималайское тож» после полудня.

В этой фразе сосредоточен весь пафос новоявленного дворянина, внука крестьянина, который изо всех сил старается быть более благородным и аристократичным, поэтому выдумывает своему домику у речки витиеватые названия.

В наши дни рассказ «Крыжовник» считается одним из ярчайших произведений Чехова, а монолог про молоточек наизусть знают многие жители России.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *