Кружок юннатов что это
Кружки юннатов
Кружки юннатов — это основная форма организации юннатской работы в школах, на станциях юных натуралистов, в домах и дворцах пионеров, пионерских лагерях, клубах.
Кружки юннатов воспитывают у учащихся интерес и любовь к природе, сельскому хозяйству, расширяют и углубляют знания по биологии, химии, географии, основам сельского хозяйства. У ребят формируются навыки по выращиванию растений и уходу за животными. Юннаты изучают природу и учатся бережно относиться к ней. Занятия в кружках юных натуралистов развивают самостоятельность, инициативу, повышают интерес ребят к исследовательской работе, воспитывают культуру труда.
Учитывая местные условия, на станциях юных натуралистов организуют различные кружки: полеводов, садоводов, овощеводов, цветоводов, кролиководов, аквариумистов, орнитологов, друзей природы, механизаторов сельского хозяйства, агрохимиков, кружки биологического профиля—физиологов, микробиологов.
В этих кружках занимаются школьники начиная с IV класса. Ребята сами выбирают кружок, в котором будут заниматься под руководством опытного педагога, специалиста по данной теме. Учащиеся среднего и старшего возраста изучают темы по биологии отдельных видов растений и животных, селекции, семеноводству, агрохимии, охране природы, работают на школьных учебно-опытных участках, в ученических производственных бригадах, в колхозах и совхозах. Занятия в кружках проводят 1—2 раза в неделю.
Для младших юннатов работают кружки начальных классов. Там они получают основные сведения о природе и сельском хозяйстве, знакомятся с простейшими приемами ухода за растениями и животными, ставят нетрудные опыты на учебно-опытных участках, работают в уголках живой природы.
Ребята из кружков юных натуралистов совершают экскурсии в природу, бывают в колхозах, совхозах, лесных хозяйствах, на опытных станциях, в ботанических садах и зоопарках, в научно-исследовательских институтах, где знакомятся с работой передовиков сельского и лесного хозяйства, достижениями биологической и сельскохозяйственной науки, участвуют в походах и экспедициях по изучению родного края. Члены кружков участвуют в подготовке и проведении массовых мероприятий—слетов, выставок, праздников урожая и цветов, Дня леса, Дня птиц.
Планы занятий рассчитаны обычно на один-два года. Многие темы, задания кружки юннатов получают от ученых и специалистов сельского и лесного хозяйства. Ребята проводят наблюдения, ставят опыты. Итоги работы кружка, лучших юннатов обсуждаются на собраниях. Материалы, собранные юннатами во время походов и экскурсий, результаты опытнической работы изучают на занятиях кружка, оформляют альбомы, гербарии.
После окончания работы в кружке в течение одного-двух лет юннат может работать под наблюдением руководителя кружка по узкой специальности, например заниматься селекцией гладиолусов, сортоиспытанием смородины, историей культурных растений и другими темами.
Работы лучших юных натуралистов демонстрируются в павильоне «Юные натуралисты и техники» ВДНХ СССР, о них рассказывают в журнале «Юный натуралист».
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Программа кружка «Юный натуралист»
Пояснительная записка
Программа данного кружка рассчитана на удовлетворение любознательности тех учащихся, которые, живо интересуясь ботаникой и зоологией и стремясь к непосредственному общению с природой, хотят больше знать о повадках, поведении, физиологических особенностях животных, о том, как вступать с ними в контакт или оказывать посильную помощь.
К познанию природы, окружающей каждого человека естественной среды и интуитивно, и сознательно стремится каждый ребенок. Однако в реальной жизни далеко не всегда возможны систематические контакты с естественной природой, её отдельными биоценозами. Под руководством преподавателя ребёнок сможет в системе рассмотреть великолепные объекты природы, интересные для изучения со всех сторон.
На занятиях кружка ребята учатся вести наблюдения, работать с художественной и научной литературой. У них возникает потребность лучше и больше знать.
Во время проведения дидактических игр, развивается коллективизм, уважение друг к другу.
Общение учеников с педагогом на занятиях кружка теряет формальную направленность, когда четко выполняются установки социальных ролей “ учитель” и “ученик”. Ученики и учителя становятся единомышленниками, занимаясь тем, что их интересует.
Программа кружка рассчитана на 1 год, причём занятия могут проводиться в разновозрастной группе обучающихся.
Возраст детей – средние школьники 12-13 лет
Количество часов – 144 часа
Основная цель программы – формирование биолого-экологической культуры у детей, направленной на осознание целостности живой природы и человека, необходимости заботится обо всём живом на земле, воспитание нравственных качеств личности.
Программа предусматривает решение следующих задач:
1. Знакомство с видовым разнообразием растительного и животного мира, с их биологическими особенностями
2. Приобретение навыков и умений работать с художественной и научной литературой
3. Формирование у школьников умений сравнивать, вести наблюдения
4. Приобщение детей к охране природы родного края, вовлечение в защиту окружающей среды
5. Способствовать развитию коллективизма, повышению интереса к исследовательской работе
6. Содействие в организации и проведении учебно-воспитательного процесса
2. Самореализация через различные творческие дела, участия в конкурсах, экскурсиях, выставках
3. Коллективный подход
Формы и приемы работы:
1. Проведение практически работ, лабораторных опытов, экскурсии
2. Изучение научной и художественной литературы
3. Фенологические наблюдения
4. Наблюдение за природными объектами
5. Моделирование экосистем
6. Изучение флоры и фауны родного края
2. Вводное занятие. Знакомство с целями и задачами программы, техникой безопасности – 2 часа
Возникновение натуралистического движения – 2 часа
Первые кружки в стране. Образование станций юннатов и их деятельность.
Сформировать понятие “окружающая среда”. Изучить многообразие растений окрестностей школы. Выявить значение почвы как верхнего слоя Земли. Активизировать деятельность детей по озеленению территории школы, села.
Составление правил поведения в природе.
Признаки осени. Знакомство с распространенными растениями: деревьями, кустарниками, травами. Осенняя окраска листьев и кустарников.
Познакомить детей с особенностью животного живущего на суше и развивающегося в воде.
Книга тревоги. Путешествие по заповедным местам Приамурья.
Знакомство с Красной книгой России, Амурской области.
Знакомство с растениями и животными, занесенными в Красную книгу Амурской области.
Экологический КВН “Приамурье моё”
Познакомить с русской березкой. Лекарственные свойства. Традиционные народные промыслы, связанные с березой.
“Лук от семи недуг”. Практическая работа.
Внешнее строение. Бабочки-путешественники.
Бабочки, занесенные в Красную книгу. Справочное бюро.
Осень, ты моя подружка. Праздник.
Внешний вид. Птицы-синоптики. Игры.
Синичкина столовая- 2 часа
Внешний вид. Необычное в обычном. Беседа “Умеют ли птицы считать”. Игры.
О пользе зимующих птиц. Конкурс “Птичья столовая”. Занимательная часть.
Изменение природы зимой. Признаки зимы.
Общий вид деревьев и кустарников зимой. Синквейн.
Следы на снегу. Праздники, подсказанные природой.
Записки натуралиста. Занесённые в Красную книгу.
Сказки о медведях. Загадки русского народа.
Морские млекопитающие и человек. Репутация дельфина. Мир звука. Говорящие дельфины. Достижения в работе с дельфинами.
Познакомить детей с особенностями обитания приматов. Показать более высокую организацию среди других животных.
Рассказ о диком ананасе. Лекарственные свойства облепихи.
Беседа “Какие бывают музеи”.
Внешнее строение. Легенды о подсолнечнике. “Зеленый доктор”
Ода пшенице. Война и хлеб. Профессия – хлебороб. Народный промысел.
Внешний вид. Образ жизни. Мёд – продукт пчелиной деятельности.
Конкурс “Вспомни и назови”. Внешний вид. Сказка “Откуда у ежа иголки”.
Судьба кошки во времена прошлые.
Неприрученное домашнее животное. Породы кошек. Выставка. Интересные истории с кошками.
Конкурс “Мисс КисКис”
Предсказания поданных Нептуна.
Удивительные факты из жизни рыб.
Плоды и семена – 2 часа
Сбор семян и плодов для подкормки птиц в зимнее время.
Алоэ, агава, амараллис – 2 часа
Дать понятие о комнатных цветах. Родина комнатных растений. Как ухаживать за своим зелёными друзьями.
Астра, агерантум, амарант, арктотия – 2 часа.
Познакомить с однолетними цветами. Цветы в украшении сада, парка, города, балкона. Профессия “цветовод – озеленитель”
Семейство лилейных – 2 часа.
Познакомить с семейством лилейных, представителями произрастающими в Амурской области. Использование в дизайнере школьного двора.
Африканская фиалка – 2 часа.
Гостья из далека. Украшение в домашнем интерьере.
Как попали комнатные цветы в амурскую область.
Использование сухих цветов в декоративном творчестве.
Природа глазами детей.
Описание внешнего вида. Видовое разнообразие.
Бурундук, земляная белка – 2 часа.
Живые синоптики. Бурундук – живой барометр.
Оформление и выпуск газеты.
Проба пира. Оформление статей в СМИ.
Научно-практическая конференция – 3 часа.
Подготовка и проведение конференции на тему “ Мы выбираем жизнь”.
Юный натуралист – 2 часа.
Устный журнал. По страницам журнала “Натуралист”
Цветочный карнавал – 2 часа.
Презентация о цветах.
Биология и профессия.
Садовый дизайнер – 2 часа
Как украсить школьный двор. Подбор растений.
Создание проектов. Оформление работ.
Лучший юннат – 2 часа.
Оформление конкурсной работы.
Учебно-опытный участок – 2 часа.
История создания. Перспективы развития.
Зелёная планета – 2 часа.
Проведение игр, викторин, выставки работ.
Познакомить с правилами определения растений.
Биология в цифрах. Где нужны знания? Молодежный чемпионат.
Им выдана охранная грамота ( о деревьях долгожителях). Дуб в стихах, рассказах, загадках, песнях.
Русская природа в произведения литераторов – 3 часа.
Стихи, проза, песни о природе родного края.
Конкурс стихов амурских поэтов.
История людей живших в Амурской области. “Дом творчества”
Исследования в геологии. Краеведческий материал.
Помоги себе сам. Лекарственный отдел.
Индикаторы свежего воздуха. Исследования местности. Экскурсия.
Познакомить с понятием экосистема. Моделирование системы.
Оформление дневников наблюдения.
Посев семян в грунт и парники. Пикировка растений. Оформление клумб “Родина растений”.
Посадка растений на школьном дендрарии.
Подведение итогов. Награждение лучших.
Велосипедный поход. Биологические игры.
План воспитательной работы
№ | Мероприятия | Место проведения | Задачи | K-во уч-ся | Срок | Ответств. | |||
1. | Береза | 1-4 класс | Познакомить с традиционными народными промыслами, связанными с березой. | 24 | Декабрь | Верхотурова, Пермяков. | |||
2. | Веселый круговорот | 5-7 класс | Познакомить с круговоротом веществ в природе | 20 | Март | Верхотурова | |||
3. | День птиц | 8 класс | Познакомить детей с птицамисинопти-ками | 10 | Апрель | Верхотурова | |||
План методической работы | |||||||||
№ | Материал | Кол-во | Тип | Срок | |||||
1. | Гербарий листьев | 6 | Раздаточный материал | Октябрь | |||||
2. | Биогеоценоз (2 шт.) | 2 | демонстрации | Октябрь | |||||
3. | Биогеоценоз (2 шт.) | 2 | демонстрации | Март-апрель | |||||
4. | Биогеоценоз (2 шт.) | 2 | демонстрации | Июль-август | |||||
5. | Коллекция гриба-паразита | 10 | Раздаточный материал | Октябрь | |||||
6. | Спилы деревьев | 10 | Раздаточный материал | Декабрь | |||||
7. | Коллекция моллюсков | 20 | Раздаточный материал | Май |
Птичники, насекомники, водолюбы. Как в Москве появились юннаты
В СССР тысячи детей и подростков в возрасте от пяти до 15 лет называли себя юннатами — юными натуралистами. Биологические станции и кружки, на базе которых воспитывались будущие биологи, действовали по всей стране. Москва была на передовой — первыми работу с подрастающим поколением начали сотрудники биологической станции в парке «Сокольники».
О том, с чего началось юннатское движение в России, кто стоял у его истоков и при чем здесь Николай Дроздов, — в совместном материале mos.ru и агентства «Мосгортур».
Первые шаги
15 июня 1918 года в северной части парка «Сокольники», на границе с Лосиным островом, открылась первая в стране Станция юных любителей природы (сейчас — Федеральный детский эколого-биологический центр). Инициаторами открытия стали педиатр, председатель совета рабочих депутатов Сокольнического района, революционер Иван Русаков и учитель-биолог Борис Всесвятский, на много лет возглавивший биостанцию.
Юннаты работают на делянках. Автор С. Васин. 1947 год. Из коллекции МАММ
Юннатское движение создавалось в трудное для формирующейся Страны Советов время: Гражданская война, голод, рост количества беспризорников. В дореволюционной России не было организаций или учреждений, которые могли бы прививать детям и подросткам интерес и любовь к природе. Первым таким местом стала Станция юных любителей природы в Сокольниках. Вот какой афишей станция объявила набор практикантов:
«Дети рабочих — школьники, подростки и рабочая молодежь, любящие природу и желающие ее изучать, приглашаются записываться практикантами на Станцию юных любителей природы. На Станции будут производиться наблюдения над жизнью и развитием птиц, рыб, насекомых (в частности, пчел) и других животных; опыты над различными растениями, составление коллекций и т. д. Прием бесплатный, число мест ограниченно».
По задумке основателей биостанции, юные практиканты должны были пройти путь от созерцания природы до любви к уходу за растениями и животными. Они ставили простейшие эксперименты под руководством наставников, занимались физическим трудом, изучали научную литературу, выполняли общественно полезную работу, а также вели пропаганду знаний среди школьников.
Юннаты на опытном поле. Автор В. Микоша. 1938 год. Из коллекции МАММ
Руководители первой биостанции юных натуралистов среди прочего видели своей целью подготовку кадров для сельскохозяйственных, биологических и педагогических вузов. Однако предполагалось, что полученные знания будут полезными в жизни каждого юнната вне зависимости от того, какую профессию он выберет.
В первое время биологическая станция привлекала внимание экскурсиями для детей, рабочей молодежи, учителей и воспитателей детских домов. Ученые-энтузиасты знакомили всех желающих с миром природы в лесном питомнике и на водоемах. Основными темами экскурсий были «Жизнь птиц», «Цветение растений», «Жизнь общественных насекомых (пчел, муравьев)». Собранных во время экскурсий насекомых, а также растения дети забирали с собой, чтобы создавать в школах и детских домах уголки живой природы.
Юннаты работают на делянках. Автор С. Васин. 1947 год. Из коллекции МАММ
Постепенно на биостанции сформировалась группа практикантов из детей и подростков, которые проводили ежедневные наблюдения и ухаживали за птицами, насекомыми, обитателями аквариумов и растениями.
Восемь заповедей юнната
Состав практикантов постоянно менялся, поэтому выстроить четкую системную работу не получалось. Так родилась идея создать летнюю колонию для юных любителей природы. Инициативу поддержал совет рабочих депутатов Сокольнического района, и уже зимой 1919 года из работавших на станции детей летом выбрали первых натуралистов в возрасте 10–15 лет, наиболее интересовавшихся природой. Долгожданное открытие состоялось 7 апреля 1919 года.
Среди первых юннатов было много сирот и детей, чьи родители не могли их содержать. Биостанция стала для них домом и многим дала путевку в жизнь. По воспоминаниям первых натуралистов, условия не сильно отличались от детдомовских, но зато дети были вовлечены в научную деятельность.
Юннаты на пришкольном участке. Автор С. Васин. 1930-е годы. Из коллекции МАММ
Ребята делали обходы окрестностей, наблюдали за жизнью растений и животных, а полученные данные записывали в специальный дневник. Вот так выглядели наблюдения:
«Всю ночь на участке Биостанции пела болотная камышовка. В 1 час. 30 мин. послышалась первая песня самой ранней певицы — горихвостки. В 1 час. 47 мин. запели зарянки и певчие дрозды. В 2 час. закуковала кукушка. В 2 ч. 04 мин. послышались призывные звуки синицы-гаички. В 2 ч. 11 мин. пробудились пеночка-пересмешник, садовая славка, славка-мельничек. Послышались крики ворон. В 2 ч. 30 мин. слетел со своего гнезда сокол-сапсан, издав резкий крик: “кьяк, кьяк, кьяк”».
Со временем юннаты разделились по интересам, поэтому возникло четыре кружка: ботаников, которых называли огородниками, орнитологов (птичников), энтомологов (насекомников) и гидробиологов (водолюбов).
Дети обустраивали живые уголки и полностью брали на себя уход за флорой и фауной. С первого дня существования колонии они активно занимались сельскохозяйственными работами — сажали овощи, цветы и деревья, набивали парники навозом, работали на огородах и в садах биостанции.
Дрозд рябинник. Автор П. Смолин. 1952 год. Из коллекции Государственного Дарвиновского музея
А еще они много думали о том, каким должен быть юный натуралист и какие перед ним должны стоять задачи. Результатом размышлений стали заповеди юного натуралиста, которые дети записали сами. Заповеди гласили:
Примечание: не исполняющий этих заповедей-правил не может считать себя натуралистом.
Биошкола и юннаты-комсомольцы
Осенью того же года было решено открыть круглогодичную школу-колонию, которая официально заработала уже в октябре. Детей поделили на старшую и младшую группы — в зависимости от уровня знаний. Занятия проводили научные сотрудники, которые работали на биостанции. Кроме естественно-научных предметов дети изучали математику, родной язык, литературное чтение, гигиену и другое.
Принимали в школу-колонию с испытательным сроком, за время которого дети имели возможность ознакомиться со всеми сторонами жизни учреждения. Главным условием приема был интерес к природе. Все бюновцы — так воспитанники биостанции, юные натуралисты, называли сами себя — были равны. Ни у кого из них не было личных вещей — все было общее, за исключением белья.
В 1923 году основали комсомольскую ячейку, и юннаты стали активно участвовать в жизни не только родного города, но и страны. Бюновцы устраивали городские праздники, организовывали работу на школьных приусадебных участках, ездили в экспедиции по всем регионам Советского Союза.
Юннаты на пришкольном участке. Автор С. Васин. 1930-е годы. Из коллекции МАММ
О деятельности и достижениях бюновцев писали газеты «Московский комсомолец», «Пионерская правда» и «Молодой ленинец». Дети со всей страны присылали на станцию письма, в которых делились своими успехами и наблюдениями за живой природой, описаниями живых уголков в своих школах и детских домах. Корреспонденции приходило так много, что у директора биостанции Бориса Всесвятского появилась идея создания собственного издания — так в июле 1928 года вышел первый номер всем известного журнала «Юный натуралист», который выпускается и сегодня.
Идею создания секций для юных любителей природы постепенно подхватывали другие ученые. В 1923 году выдающийся натуралист, орнитолог и педагог Петр Смолин открыл свой первый кружок юных натуралистов в Московском зоологическом саду. В то время директором зоопарка был основатель Дарвиновского музея Александр Федорович Котс.
В 1924-м в зоопарке сменилось руководство, и Петр Петрович вынужден был уволиться. В том же году на базе его кружка был организован КЮБЗ — кружок юных биологов зоопарка, который существует до сих пор.
Портрет П. Смолина. Автор П. Петров. 1967 год. Из коллекции Государственного Дарвиновского музея
Смолин же перебрался на биостанцию в «Сокольниках», а с ним — и большая часть его учеников. Методика его работы во многом была схожа с принципами бюновцев. Петр Петрович говорил о своей тактике преподавания следующее: «Книжных знаний поменьше, природы побольше, не забывая о связи с современностью. Мы не знаем, какие знания пригодятся в жизни, поэтому я предпочитал не накапливать знания, а совершенствовать способы получения знаний. И природа дает в этом отношении ряд удачных примеров».
Под его руководством на биостанции были придуманы общегородские праздники День птиц и День леса. Ученый способствовал популяризации кольцевания птиц, а также всестороннему изучению в области орнитологии.
Юннаты в Дарвиновском музее
После биостанции в «Сокольниках» Смолин работал еще на нескольких станциях в разных уголках Советского Союза, пока в 1939 году Александр Котс не пригласил натуралиста в Дарвиновский музей на должность экскурсовода. Параллельно с работой в музее Смолин проводил занятия с детьми в разных московских биологических кружках.
Юннаты, кружок ВООП. Фото: Государственный Дарвиновский музей
В конце 1949 — начале 1950 года Петр Петрович создал юношескую секцию при Всероссийском обществе охраны природы. Вскоре она была преобразована в биологический кружок при Дарвиновском музее, но кружок сохранил самоназвание ВООП. Вооповцы занимались самостоятельной работой в заповедниках и экспедициях, готовились к Всесоюзным биологическим олимпиадам школьников. Показателем успешных результатов занятий в кружке считалось в том числе поступление юнната в высшее учебное заведение, особенно на биологический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова.
Петра Смолина не стало в 1975 году. Многие из его учеников связали жизнь с наукой — несколько десятков человек получили степень доктора наук, более сотни человек стали кандидатами наук, доцентами. Одним из учеников Петра Петровича был известный ученый-зоолог, телеведущий и популяризатор науки Николай Дроздов.
Вооповцы изучают природу. Фото: Государственный Дарвиновский музей
Созданный Смолиным кружок ВООП при Дарвиновском музее и сегодня продолжает принимать детей и подростков в свои ряды. В наши дни в ВООП занимаются ребята, которые любят природу, начиная с пятого класса средней школы. Занятия стартуют в сентябре — на первой встрече все рассказывают о своих летних поездках, связанных с полевыми исследованиями. Весь сентябрь новички считаются гостями. Войти в ряды вооповцев они могут после собеседования, на котором нужно доказать, что месяц, проведенный в компании юннатов и руководителей, прошел для них с пользой.