Кружок юид в школе что это такое
Программа кружка «ЮИД: Юные инспектора движения»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Зензеватская средняя общеобразовательная школа
Ольховского муниципального района
Утверждаю
Приказ. № ___ от « » ______ 20 __ г.
Директор _________ М.А. Проскурина
юные инспектора движения
Программа дополнительного образования детей 13 – 15 лет
Срок реализации — 1 год
Разработчик (автор/составитель):
Топилина Татьяна Александровна,
педагог дополнительного образования
первой квалификационной категории
Пояснительная записка
Направленность программы « ЮИД. Юные инспектора движения » по содержанию является социально-педагогической; по функциональному предназначению — учебно-познавательной; по форме организации — индивидуально ориентированной, групповой; по времени реализации — годичной подготовки).
Программа разработана на основе программы кружка «ЮИД» Кандаковой Елены Александровны учителя технологии Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов п. Светлополянск Кировской области Верхнекамского района переработана в соответствии с «Моделью программы дополнительного образования детей» составленной доктором педагогических наук, профессором Н.М. Борытко и кандидатом педагогических наук, профессором А.Н. Кузибецким
Новизна программы состоит в том, что важной составляющей здоровье сберегающей деятельности школы является создание безопасного пространства ребенка, которое подразумевает обучение детей и подростков безопасному поведению в повседневной жизни и рациональным действиям в возможных опасных и чрезвычайных ситуациях.
Дети значительное время находятся в образовательном учреждении, поэтому именно на школу родители возлагают ответственность за формирование у ребят навыков культуры поведения на дорогах, устойчивой мотивации к сохранению и укреплению здоровья. А ведь именно навыки, сформированные в детстве, перерастают затем в стойкие привычки.
Актуальность программы обусловлена тем, что из года в год увеличивается поток автомобилей на дорогах, что создает объективную реальность возникновения дорожно-транспортных происшествий. Причем, несчастные случаи все чаще происходят не на больших транспортных магистралях, а на маленьких дорогах, рядом с остановками, а иногда и во дворе дома. И, к сожалению, зачастую причиной дорожно-транспортных происшествий бывают дети.
Это происходит потому, что учащиеся не знают правил дорожной безопасности или нарушают их, не осознавая опасных последствий нарушений.
Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что образовательная программа разработана с учетом современных образовательных технологий, которые отражаются:
— в принципах обучения – индивидуальность, доступность, преемственность;
— формах и методах обучения – слайд-лекции, практикумы, выполнение проектов, исследовательская работа, олимпиады
— методах контроля и управления образовательным процессом – тестирование, анализ результатов конкурсов;
— средства обучения – тетрадь, тесты, видеофильмы, компьютер, мультимедийные презентации.
Общение с сотрудниками ГИБДД, беседы и игры на данную тему в непринужденной обстановке производит на детей более сильное впечатление, чем традиционный урок. В атмосфере общего творчества все усваивается намного легче, поэтому логично устраивать конкурсы рисунков, сочинений, проблемные ситуации.
Конкурсы по агитации дорожно-транспортной безопасности дают возможность детям проявить свои творческие способности.
Соревнования по фигурному вождению велосипеда с соблюдением правил дорожного движения дают возможность проявить себя на практике.
В том случае, когда учащийся чувствует себя водителем, отвечающим за положение на проезжей части дороги, помогает сознательней оценивать поведение пешехода и быть более требовательным к себе. Причем, знание основ медицинских знаний и умение оказывать первую медицинскую помощь в аварийной ситуации помогает учащимся уверенней чувствовать себя в жизни.
помочь воспитанникам усвоить требования Правил дорожного движения Российской Федерации,
Выработать в детях потребность в соблюдении правил дорожного движения для самосохранения.
Воспитать ответственного и активного агитатора безопасности дорожного движения.
повысить у учащихся уровень знаний по Правилам дорожного движения Российской Федерации;
обучить воспитанников грамотным действиям в непредвиденных чрезвычайных ситуациях на дороге.
оказать содействие учащимся в выработке навыков по оказанию первой медицинской помощи
развивать у учащихся умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;
способствовать развитию у учащихся таких умения, как быстрота реакции, внимательность, наблюдательность, зрительное и слуховое восприятие, логическое мышление, самообладание, находчивость.
воспитывать у учащихся дисциплинированность и ответственность за свои действия на дороге;
вырабатывать у учащихся культуру поведения в транспорте и дорожную этику;
Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключаются в том, что реализация данной программы позволит обучающимся получить систематизированное представление об опасностях на дороге и о прогнозировании опасных ситуаций, оценить влияние из последствий на жизнь и здоровье человека и выработать алгоритм безопасного поведения с учетом своих возможностей. Программа предполагает групповые занятия и индивидуальные, а также проведение массовых мероприятий. Программа уделяет внимания пропаганде знаний ПДД и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма через реализацию творческих возможностей детей и подростков и с этой целью используются такие формы проведения занятий, как выступление агитбригады, выпуск стенгазет, встреча с работниками ГИБДД, конкурс, викторина, игра.
Сроки реализации образовательной программы 1 год (34 часа).
— по количеству детей – коллективная, индивидуальная, групповая;
— по особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей — лекция, семинар, практикум, олимпиада, мастерская, эксперимент;
— по дидактической цели — вводное занятие, занятие по углублению знаний, практическое занятие, занятие по систематизации и обобщению знаний, по контролю знаний, умений и навыков, комбинированные формы занятий.
Режим занятий: 1 час в неделю, продолжительность одного занятия – 45 минут.
Ожидаемые результаты освоения программы.
Воспитанник будет знать:
основные понятия и термины из Правил дорожного движения РФ;
общие положения Правил дорожного движения РФ;
правила перехода проезжей части на площадях и перекрестках;
правила посадки в общественный транспорт и высадки из него;
правила поведения детей при перевозке;
Воспитанник будет уметь:
правильно вести себя, оказавшись в экстренной ситуации на проезжей части дороги;
пользоваться общественным транспортом;
самостоятельно выбирать безопасный путь движения в той или иной местности;
оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях
Воспитанник сможет решать следующие жизненно-практические задачи
участия в конкурсах, соревнованиях.
умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации
Воспитанник способен проявлять следующие отношения:
взаимной поддержки и выручки в совместной деятельности;
активной жизненной позиции образцового участника дорожного движения
Способы проверки : Проверка знаний и умений проводится после изучения каждого раздела в форме тестов, зачетов, соревнований, конкурсов, олимпиад. Оценивание личностных качеств проводится в процессе участия в практических занятиях по пропаганде Правил дорожного движения и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
Дополнительная общеразвивающая программа «ЮИД»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Дьяконовская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза А.М. Ломакина»
Октябрьского района Курской области
Утверждена на заседании педагогического совета Согласована б на заседании родительского Введена в действие приказом по
совета муниципального казенного комитета муниципального казенного муниципальному казенному общеобразовательного учреждения общеобразовательному учреждению общеобразовательному учреждению «Дьяконовская средняя общеобразовательная «Дьяконовская средняя общеобразовательная «Дьяконовская средняя
школа имени Героя Советского Союза школа имени Героя Советского Союза общеобразовательная школа имени
А.М. Ломакина» А.М. Ломакина Героя Советского Союза
Протокол №8 от 09.06.2021г. Протокол № 4 от 11.06.2021г А.М. Ломакина
от 16.06.2021г № 03-66А
социально- гуманитарной направленности
Возраст обучающихся: 10-14 лет
Срок реализации программы: 1 год(с 1 сентября 2021 г по 31 мая 2022 г)
Уровень освоения программы: стартовый(ознакомительный)
Автор: педагог дополнительного образования
Гребенникова Оксана Викторовна
1. Пояснительная записка
2. Цель и задачи программы
3. Содержание программы (учебно-тематический план, содержание учебно-тематического плана)
4. Планируемые результаты
5. Формы аттестации(контроля) и оценочные материалы
6. Организационно-педагогические условия реализации программы
7. Приложение к программе (календарный учебный график, план
Воспитательной работы объединения
Рабочая программа кружка «ЮИД»(Юные инспектора движения)
4 на 2021 – 2022 учебный год
Программа кружка «Юные инспектора движения» (ЮИД) разработана в рамках Федерального закона «О безопасности дорожного движения», закона Российской Федерации «О безопасности», «Правил безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах».
Нормативно-правовая база дополнительного образования детей(перечень основных законодательных документов и подзаконных актов в сфере дополнительного образования детей),
ФЗ №273-Об образовании дополнительного образования детей,
Концепция развития дополнительного образования детей,
Методические рекомендации по реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий,
Паспорт приоритетного проекта-Доступное дополнительное образование для детей,
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г.№28 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.
Приказ Министерства Просвещения РФ от 09.11.2018 №196 Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по ДОП,
Приказ Минпросвещения России от 16.09.2020 №500 Об утверждении примерной формы договора об образовании по дополнительным образовательным программам,
Приказ Минпросвещения России от 30.09.2020 №533 О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по ДОО,
Приказ Минтруда России 2018 №298н Стандарт педагога дополнительного образования детей и взрослых,
Примерные требования к дополнительным образовательным программам 06-1844 от 11.12.2006,
Распоряжение Министерства Просвещения РФ от 17.12.2019 №Р-136 Об утверждении метод.реком.по созданию Новых мест,
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года,
Указ президента РФ О национальных целях и стратегических задачах развития РФ до 2024 года,
Целевая модель развития региональных систем ДОД.
Актуальность программы основана на том, что в связи с бурным развитием автотранспорта увеличивается количество дорожных происшествий, в которых страдают и гибнут пешеходы. Поэтому, как никогда, становится актуальной проблема сохранения жизни и здоровья детей и подростков, которых необходимо научить правильному ориентированию в сложной дорожной ситуации, выработать навыки безопасного поведения на улицах и дорогах; воспитать культурного, грамотного пешехода. Несомненно, что привлечение внимания детей к теме безопасности на дорогах приведет к снижению травматизма в результате дорожно-транспортных происшествий.
Программа направлена на формирование у детей и подростков культуры поведения на дорогах, гражданской ответственности и правового самосознания, отношения к своей жизни и к жизни окружающих как к ценности, а также к активной адаптации во всевозрастающем процессе автомобилизации страны. Программа позволяет сформировать совокупность устойчивых форм поведения на дорогах, в общественном транспорте, в случаях чрезвычайных ситуаций, а также умения и навыки пропагандисткой работы.
Проблема безопасности дорожного движения имеет разные аспекты. Главным из них всегда будет сохранение человеческой жизни, особенно жизни детей и подростков. Поэтому школа первой должна поддержать идею общественного движения «Юные инспекторы дорожного движения», целью которого является объединение детей и взрослых, заинтересованных в снижении дорожно-транспортного травматизма.
Особенность программы заключается в создании условий для формирования безопасного образовательного пространства при взаимодействии с сотрудниками ГИБДД. Реализация программы рассчитана на один год. Отряд ЮИД состоит из учащихся 5 – 8 классов.
Работа проводится в форме теоретических и практических занятий. Содержание занятий, объем, и интенсивность нагрузок зависят от возраста и физического состояния здоровья обучающихся. Программа обучения построена по принципу от «простого к сложному» и углубления теоретических знаний и практических умений на каждом последующем этапе обучения.
Цель программы: создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
· Сформировать у обучающихся потребность в изучении правил дорожного движения и осознанное к ним отношения;
· Сформировать устойчивые навыки соблюдения и выполнения правил дорожного движения;
· Обучить способам оказания самопомощи и первой медицинской помощи;
· Повысить интерес школьников к велоспорту;
· Развивать у учащихся умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;
· Воспитывать чувство ответственности, культуры безопасного поведения на дорогах и улицах.
· Выработать у учащихся культуру поведения в транспорте и дорожную этику.
Развитие значимых для данной деятельности личностных качеств:
· самостоятельности в принятии правильных решений;
· убежденности и активности в пропаганде добросовестного выполнения
правил дорожного движения, как необходимого элемента сохранения своей
жизни;
· внимательности и вежливости во взаимоотношениях участников
дорожного движения;
· здорового образ жизни и навыка самостоятельного физического
совершенства.
· Развитие и совершенствование навыков поведения на дороге, оказания первой
· Формирование интереса к регулярным занятиям велоспортом, повышение
· Формирование совокупности устойчивых форм поведения на дорогах, в общественном транспорте, в случаях чрезвычайных ситуаций;
· Формирование глубоких теоретических знаний правил дорожного движения;
· Формирование у детей желание вести работу по профилактике ДДТТ и навыков пропагандисткой работы;
· Сокращение детского дорожно-транспортного травматизма по вине детей и подростков.
Организационно- педагогические условия реализации программы
Учебно – методическое обеспечение:
1. Государственный образовательный стандарт
2. Учебный план и учебные программы школы.
3. Методические рекомендации по курсу ОБЖ для проведения уроков ПДД.
4. Учебники по ОБЖ, ПДД.
5. Методические разработки для родителей, обучающихся и педагогов.
Основные методы, используемые для реализации программы кружка:
Программа кружка «ЮИД» относится к социально-педагогической направленности: создаются условия для социальной практики ребенка в его реальной жизни, накопления нравственного и практического опыта.
Работа кружка «ЮИД» основывается на различных видах деятельности:
® Изучение правил дорожного движения и пропаганда их в классах;
® Встречи и беседы с инспектором ГИБДД;
® Встречи с медицинским работником, с целью изучения основ медицинских знаний и применения знаний на практике;
® Проведение практических занятий по вождению велосипеда;
® Участие в различных конкурсах по профилактике дорожно-транспортной безопасности;
® Проведение игр, конкурсов, соревнований в школе.
В работе кружка участвуют учащиеся 5-8 классов. Создается актив детей для оказания помощи изучения ПДД во всех классах начального и среднего звена через агитацию, пропаганду, конкурсы, игры, соревнования.
Занятия проводятся 2 раз в неделю по 1 часу (68 часов в год).
· правила дорожного движения, нормативные документы об ответственности за нарушение ПДД;
· серии дорожных знаков и их представителей;
· способы оказания первой медицинской помощи;
· техническое устройство велосипеда.
· работать с правилами дорожного движения, выделять нужную информацию;
· работать по билетам, предложенным газетой «Добрая дорога детства»;
· читать информацию по дорожным знакам; оценивать дорожную ситуацию;
· оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему;
· пользоваться общественным транспортом;
· дисциплины, осторожности, безопасного движения как пешехода, пассажира, велосипедиста;
· взаимной поддержки и выручки в совместной деятельности;
· участия в конкурсах, соревнованиях.
· активной жизненной позиции образцового участника дорожного движения.
68 часов (2 часа в неделю)
Программа состоит из нескольких тематических разделов, которые взаимосвязаны между собой.
ЗАНЯТИЕ №1 (Сентябрь)
Положение об отрядах юных инспекторов движения Определение структуры отряда. Вы боры командира отряда, его заместителя, ко мандиров групп. Выбор девиза, речевки. Разучива ние песни «Марш юных инспекторов движения».
ЗАДАНИЕ: оборудовать уголок «ЮИД в действии!»; заполнить рабочие тетради-дневники. Подобрать форму ЮИД.
ЗАНЯТИЕ №2 (Сентябрь)
История развития автомотоспорта. Проблемы безопасности движения. Отечественные автомобили, мотоциклы, велосипеды. Правила дорожного движения в нашей стране.
ЗАДАНИЕ: Сделать подборку автомобилей различных марок в тетради. Провести с учащими ся 1-4 классов беседы о развитии отечественного ав томобилестроения. Предложить детям нарисовать различные автомобили, автобусы, мотоциклы.
Лучшие работы отметить сувенирами (ли стовки, значки).
Элементарные вопросы теории движения автомобиля — разгон, торможение, занос. Влияние погодных условий на движение автомобиля. Время реакции водителя.
ЗАДАНИЕ: нарисовать схему остановочного пути автомобиля и с помощью этой схемы провести в младших классах беседы о недопустимости перехода проезжей части дороги перед прибли жающимся транспортом. Использовать примеры детского дорожно-транспортного травматизма по городу, району, области.
Правила дорожного движения. Общие положения. Обязанности водителей и пешеходов.
ЗАДАНИЕ: изучить общие обязанности участ ников движения. Изготовить макет дорожного знака «Пешеходный переход» и провести с детьми 1-4 классов беседу об этом знаке. Начертить с детьми перекресток (или восполь зоваться транспортной площадкой) и изучить с детьми правила перехода улицы.
ПДД. Разметка проезжей части дороги. Ме ста перехода улицы. Перекрестки и их виды.
ЗАДАНИЕ: изучить разметку проезжей части. Вывести детей на экскурсию на ближайший пере кресток и объяснить на практике то, что изучили в теории.
Организация дорожного движения. Планирование дорожной сети в городе. Развитие технических средств регулирования. Провести встречу с работником отделения организации движения.
ЗАДАНИЕ: прочитать книгу Г. Юрмина «Светофор». Провести беседу с младшими школьниками, «Какими были и стали улицы нашего города?».
Правила дорожного движения. Светофорное регулирование движения. Значение сигналов све тофора. Выход на перекресток и ознакомление с работой светофора. Поведение пешеходов на регулируемых перекрестках. Спецмашины.
ЗАДАНИЕ: изучить фазы цикла светофора. Провести занятие с детьми «Трехцветный друг». Изготовить модель действующего свето фора и продемонстрировать его работу в под шефных детских садах и начальных классах.
Правила дорожного движения: дорожные знаки, их группы. Значение отдельных знаков. Установка дорожных знаков.
ЗАДАНИЕ: в рабочей тетради зарисовать до рожные знаки, написать их название. Выучить.
Сигналы регулировщика. Тренировка в подаче сигналов регулировщика. Наблюдение за работой регулировщика на перекрестке. Если в городе все перекрестки регулируемые, попросить сотруд ников ГИБДД провести показательный урок.
ЗАДАНИЕ: отработать сигналы регулировщика. Изготовить жезлы на весь отряд. Провести в млад ших классах занятие «Регулировщик-постовой».
ЗАНЯТИЕ № 10 (январь)
Общие вопросы порядка движения, остановки и стоянки транспортных средств. Отдель ные вопросы проезда перекрестков, пешеходных переходов и железнодорожных переездов.
ЗАДАНИЕ: с помощью макета усвоить принци пы проезда перекрестка. Провести в детских садах игру «Мы — на перекрестке».
ЗАНЯТИЕ №11 (февраль)
Права, обязанности и ответственность граждан за нарушения ПДД
ЗАДАНИЕ: выпустить газету, про вести в школе радиопередачу «На зеленой волне».
ЗАНЯТИЕ № 12 (февраль)
История ГАИ-ГИБДД. «На страже безопас ности движения». Роль отрядов ЮИД в преду преждении детского дорожно-транспортно го травматизма.
ЗАДАНИЕ: п ровести встречу с работниками ГИБДД.
Номерные, опознавательные и предупредительные знаки, надписи и обозначения.
Устная пропаганда ПДД среди учащихся и до школьников. Подготовкам проведение беседы. Проведение игр по безопасности движения. На глядные пособия, техника их изготовления.
ЗАДАНИЕ: в тетради составить текст беседы по Правилам дорожного движения. Придумать и записать игры.
ПДД для велосипедистов.
ЗАДАНИЕ: прочитать книгу А.В. Седова «Твой друг — велосипед». Взять на учет всех велосипедистов. Провести с ними теоретические и практические занятия с приемом зачетов у тех, кому исполнилось 14 лет, и выдачей им «Удостоверения велосипедиста».
Оформление «Уголка безопасности движе ния». Подготовка материалов для радиоузла.
Роль кабинета безопасности в пропаганде Правил дорожного движения.
ЗАДАНИЕ: оформить «Уголки безопасности» в младших классах и подшефных детских садах.
Документы юных инспекторов движения. Документация отряда. График патрулирования, контроль.
ЗАДАНИЕ: провести рейды «Юный пешеход» и «Юный велосипедист». Профилактическая работа с нарушителями.
Зачет по программе ЮИД. Оформление дневника отряда ЮИД о проде ланной работе.
ЗАДАНИЕ: провести беседы, игры, соревнова ния, зачетные занятия в младших классах и подшефных детских садах.
Программа кружка «Юные инспектора дорожного движения» (ЮИДД)
кружка «Юные инспектора дорожного движения» (ЮИДД)
Учитель Тербова Е.В.
Программа кружка «Юные инспектора дорожного движения» (ЮИДД) разработана в рамках Федерального закона «О безопасности дорожного движения», закона Российской Федерации «О безопасности», «Правил безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах» и реализует программу дополнительного образования социально-педагогической направленности.
Данная программа направлена на формирование у детей культуры поведения на дорогах, гражданской ответственности и правового самосознания, отношения к своей жизни и к жизни окружающих как к ценности. Программа позволяет сформировать совокупность устойчивых форм поведения на дорогах, в общественном транспорте, в случаях чрезвычайных ситуаций, а также умения и навыки пропагандисткой работы.
Из года в год увеличивается поток автомобилей на дорогах страны, округа и района. Это создает объективную реальность возникновения дорожно-транспортных происшествий. Причем, несчастные случаи все чаще происходят не на больших транспортных магистралях, а на маленьких дорогах, рядом с остановками, а иногда и во дворах домов. И, к сожалению, зачастую причиной дорожно-транспортных происшествий бывают наши дети.
Это происходит потому, что учащиеся не знают правил дорожной безопасности или нарушают их, не осознавая опасных последствий правонарушений.
Цели программы: создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах; охрана жизни и здоровья юных граждан, защита их прав и законных интересов путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий используя различные формы деятельности.
Сформировать у обучающихся потребность в изучении правил дорожного движения и осознанного к ним отношения через закрепление знаний ПДД и навыков безопасного поведения на дорогах;
Выработать навыки поведения на улице, дороге, перекрестках через решение проблемных ситуаций, игровые моменты, пропаганду безопасности движения
Обучить способам оказания самопомощи и первой медицинской помощи, грамотным действиям в непредвиденных чрезвычайных ситуациях на дороге;
Повысить интерес школьников к велоспорту, практическое закрепление знаний и умений по правилам вождения велосипеда на специально отведенной площадке;
Воспитывать ответственного образцового участника дорожного движения, активного агитатора безопасности дорожного движения;
Повышение безопасности дорожного движения за счет совершенствования системы подготовки и воспитания, учащихся культуре поведения на улицах и дорогах;
Активная пропаганда правил дорожного движения в школе, предупреждение нарушений дорожного движения детьми;
Активное привлечение в работу ЮИД по вопросам профилактики детского травматизма родителей и членов общественного совета школы;
Выработать у учащихся культуру поведения в транспорте и дорожную этику.
Особенность программы заключается в создании условий для формирования безопасного образовательного пространства при взаимодействии с сотрудниками ГИБДД. Возрастной состав обучающихся 8-10 лет. Реализация программы рассчитана на один год. Создаётся актив детей для оказания помощи изучения ПДД через агитацию, пропаганду, конкурсы, игры, соревнования. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу (78 часов в год).
По мере реализации программы используется самый широкий спектр форм и методов, обеспечивающих максимальное усвоение материала. Работа по программе «Юных инспекторов дорожного движения» предусматривает чередование лекционных и практических занятий, привлечение для проведения занятий самих учащихся, а также использование тестов или опросов для формирования общего мнения по конкретной проблеме.
В каждом конкретном случае средства и методы выбираются исходя из условий занятий. Так, занятия по теории проходят в классе ПДД в форме устного изложения материала, бесед, лекций, развивающих игр, конкурсов, соревновании, КВНов, экскурсий, практические занятия по фигурному вождению велосипеда проходят в школьном спортзале.
В процессе занятий могут быть использованы наглядные пособия, слайды, видеофильмы, обучающие стенды, модели дорожных знаков. Практические занятия, это отработка элементов техники фигурного вождения велосипеда.
Работа проводится в форме теоретических и практических занятий. Содержание занятий, объём и интенсивность нагрузок зависят от возраста и физического состояния здоровья обучающихся. Программа обучения построена по принципу от «простого к сложному» и углубления теоретических знаний и практических умений на каждом последующем этапе обучения.
Занятия по данной программе решают несколько проблем:
дети могут занять свободное время весьма полезным делом;
ребята активно вовлекаются в агитационно-массовую работу и могут проявить свои индивидуальные способности;
развиваются исследовательские и конструкторские навыки у детей;
занятия способствуют повышению самооценки и социального статуса детей;
различные формы работы воспитывают толерантность и гуманистическое отношение друг к другу.
Работа кружка «ЮИДД» основывается на различных видах деятельности:
Создание уголка безопасности дорожного движения;
Изучение правил дорожного движения и пропаганда их в классах;
Встречи с медицинским работником, с целью изучения основ медицинских знаний и применения знаний на практике;
Проведение практических занятий по вождению велосипеда;
Участие в различных конкурсах по профилактике дорожно-транспортной безопасности;
Встречи с инспекторами ГИБДД.
Развитие значимых для данной деятельности личностных качеств:
самостоятельности в принятии правильных решений;
убежденности и активности в пропаганде добросовестного выполнения
правил дорожного движения, как необходимого элемента сохранения своей
жизни;
ответственности, исполнительности, доброты, взаимовыручки;
внимательности и вежливости во взаимоотношениях участников
дорожного движения;
здорового образ жизни и навыка самостоятельного физического
совершенства.
В процессе обучения дети учатся:
· работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
· формулировать свои затруднения, обращаться за помощью;
· предлагать помощь и сотрудничество, осуществлять взаимный контроль;
· слушать собеседника, договариваться и приходить к общему решению;
· формулировать собственное мнение и позицию, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Аттестация обучающихся проводится в виде тестирования.
В тематический план включен следующий материал:
1. Правила дорожного движения:
• правила для водителей;
2. Основы доврачебной медицинской помощи:
• общие принципы оказания доврачебной помощи;
• техника наложения повязок;
• первая помощь при общих ранениях;
• первая помощь при повреждении мягких тканей, суставов, костей;
• первая помощь при несчастных случаях;
• первая помощь при ожогах и отморожениях;
• транспортировка при различных видах травм.
Программа состоит из нескольких тематических разделов, которые взаимосвязаны между собой.
Введение в образовательную программу кружка.
Теория. Цели, задачи кружка ЮИД. Утверждение программы. Организационные вопросы (структура отряда, положение, обязанности). Оформление уголка «Дорога, транспорт, пешеход».
Практика. Оформление уголка по безопасности ДД.
История правил дорожного движения.
Теория. История и развитие Правил дорожного движения. Информация о первом светофоре, автотранспорте, велосипеде, дорожных знаках…
Практика. Составление викторины по истории ПДД в уголок для классов.
Изучение правил дорожного движения.
Теория. Правила дорожного движения в России. Общие положения. Обязанности пешеходов, водителей, велосипедистов и пассажиров. Проблемы безопасности движения, причины дорожно-транспортных происшествий. Дороги и их элементы. Проезжая часть. Разделительная полоса. Полоса движения. Тротуар. Прилегающие территории. Перекрестки. Границы перекрестков. Пересечение проезжих частей на перекрестках. Населенные пункты.
ПДД для пешеходов – правосторонне движение, правила перехода дороги, места перехода проезжей части дороги. Обход стоящего транспорта у обочины. Движение пеших групп и колонн. Регулируемые и нерегулируемые перекрестки. Средства регулирования движения. Знаки.
ПДД для пассажиров – виды общественного транспорта, посадочные площадки и дорожные знаки, правила поведения в салоне транспорта, перевоз грузов. Взаимовежливые отношения пассажиров и водителя.
Дорожные знаки. Предупреждающие знаки. Дорожные знаки. Знаки приоритета. Дорожные знаки. Предписывающие знаки. Дорожные знаки. Информационно-указательные знаки. Знаки сервиса. Знаки дополнительной информации.
Случаи, когда значения временных дорожных знаков противоречат указаниям стационарных знаков. Дорожная разметка и ее характеристики. Горизонтальная разметка.
Случаи, когда значение временных дорожных знаков и линий временной разметки противоречат значениям линий постоянной разметки. Вертикальная разметка. Светофорное регулирование. Значение круглых сигналов светофора выполненных в виде стрелок. Пешеходные светофоры для велосипедистов. Светофоры для регулирования движения через железнодорожные переезды (1 часа).
Распределение приоритета между участниками дорожного движения. Главная и второстепенная дороги. «Правило правой руки».
Действие водителя при запрещающем сигнале светофора (кроме реверсивного) или регулировщика. Приоритет транспортных средств, подающих специальные сигналы. Транспортные средства, оборудованные маячками синего или синего и красного цвета и специальным звуковым сигналом. Транспортные средства, оборудованные маячками желтого или оранжевого цвета. Транспортные средства, оборудованные маячками бело- лунного цвета и специальным звуковым сигналом.
Определение регулируемых и нерегулируемых перекрестков. Общие правила проезда перекрестков. Регулируемые перекрестки. Проезд перекрестков, движением на которых управляет регулировщик. Проезд перекрестков со светофорным регулированием.
Преимущество трамваев на регулируемых перекрестках. Нерегулируемые перекрестки. Нерегулируемые перекрестки неравнозначных дорог. Нерегулируемые перекрестки равнозначных дорог.
Проезд пешеходных переходов. Проезд мест остановок маршрутных транспортных средств. Проезд мимо транспортных средств, предназначенного для перевозки детей.
Движение через железнодорожные пути. Приближение к железнодорожному переезду. Места прекращения движения в случаях, когда движение через переезд запрещено. Вынужденная остановка на железнодорожном переезде.
ПДД для велосипедистов – дорожные знаки, техническое состояние велосипеда, движение групп велосипедистов. Разметка проезжей части дороги. Остановка и стоянка транспортных средств. Влияние погодных условий на движение транспортных средств. Тормозной и остановочный пути.
Дорожные ловушки. Причины ДТП. Меры ответственности пешеходов и водителей за нарушение ПДД.
Практика. Решение задач, карточек по ПДД, предложенные газетой «Добрая Дорога Детства».
Встречи с инспектором ГИБДД по практическим вопросам.
Разработка викторины по ПДД в уголок.
Проведение занятия в начальной школе «Азбука дороги», «Сами не видят, а другим говорят».
Помощь начальным классам в создании схемы «Безопасный путь: Дом-школа-дом».
Участие в конкурсах по правилам ДД.
Основы оказания первой медицинской доврачебной помощи.
Теория. Первая помощь при ДТП. Информация, которую должен сообщить свидетель ДТП. Аптечка автомобиля и ее содержимое.
Раны, их виды, оказание первой помощи. Вывихи и оказание первой медицинской помощи. Виды кровотечения и оказание первой медицинской помощи. Переломы, их виды. Оказание первой помощи пострадавшему. Ожоги, степени ожогов. Оказание первой помощи. Виды повязок и способы их наложения.
Обморок, оказание помощи. Правила оказания первой помощи при солнечном и тепловом ударах. Транспортировка пострадавшего, иммобилизация. Обморожение. Оказание первой помощи. Сердечный приступ, первая помощь.
Практика. Встречи с медицинским работником по практическим вопросам.
Наложение различных видов повязок. Оказание первой помощи при кровотечении. Оказание первой помощи при ушибах, вывихах, ожогах, обморожении, переломах, обмороке, сердечном приступе.
Ответы на вопросы билетов и выполнение практического задания.
Фигурное вождение велосипеда.
Теория. Езда на велосипеде, технические требования, предъявляемые к велосипеду. Экипировка. Правила движения велосипедистов. Подача предупредительных сигналов велосипедистом световыми приборами и рукой. Дополнительные требования к движению велосипедистов: Правила проезда велосипедистами нерегулируемых перекрестков.
Препятствия (прохождение трассы):
— ворота с подвижными стойками;
— коридор из коротких досок.
Практика. Прохождение отдельных препятствий на велосипеде.
Фигурное вождение велосипеда.
Составление памятки: «Юному велосипедисту».
Раздел 6.Традиционно-массовые мероприятия (14ч)
Практика. Подготовка и проведение игр по ПДД в классах.
Выступление в классах по пропаганде ПДД.
Подготовка и участие в конкурсе агитбригад по ПДД.
Участие в различных конкурсах по ПДД (конкурсы рисунков, плакатов, стихов, газет, сочинений…)
правила дорожного движения, нормативные документы об ответственности за нарушение ПДД;
серии дорожных знаков и их представителей;
способы оказания первой медицинской помощи;
техническое устройство велосипеда.
работать с правилами дорожного движения, выделять нужную информацию;
читать информацию по дорожным знакам, оценивать дорожную ситуацию;
оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему;
пользоваться общественным транспортом;
дисциплины, осторожности, безопасного движения как пешехода, пассажира, велосипедиста;
взаимной поддержки и выручки в совместной деятельности;
участия в конкурсах, соревнованиях.
активной жизненной позиции образцового участника дорожного движения.