Кружок ритмика что это
Что такое ритмика и в чем ее польза для развития детей?
Ритмика – особый вид музыкальной деятельности, передающий содержание музыки, настроение, характеры образов с помощью движений. При этом за основу берется музыка, а танцы и образные движения служат для более глубокого понимания и восприятия музыкального произведения. Чем полезна ритмика для дошкольников? Что она дает?
Для чего нужна ритмика?
Танцевальные и гимнастические движения под музыку применялись для воспитания и развития детей еще с древних времен (в Греции, Китае, Индии). Но как метод воспитания ритмику впервые обозначил швейцарец, композитор и педагог Эмиль Жак-Далькроз.
Какую же пользу несет ритмика детям?
Дети, занимаясь ритмикой, учатся выражать жанр музыкального произведения движениями, посредством сюжетно-ролевых танцевальных игр развивают равновесие, восприятие, память, внимание, мышление.
Как видно, регулярные занятия ритмикой весьма полезны для улучшения физической формы малышей дошкольного возраста. Помимо прочего, это способствует улучшению осанки, укреплению связок и мышц. Детишки становятся грациознее, раскованнее, их движения обретают выразительность.
При занятиях ритмикой с малышами педагоги используют различные методы обучения (словесный, наглядный, практический). А подача упражнений в виде увлекательной игры помогает дошкольникам в непринужденной форме осваивать не всегда простые движения.
С какого возраста можно заниматься с дошкольниками?
Подобрать игровые упражнения можно уже для детей 3-4 лет. Малыши этого возраста уже умеют выстраиваться хороводом и двигаться в нем, притопывать в такт музыке, ходить паровозиком, выполнять простые движения в парах, согласовывать свои движения с мелодией и т. д.
Но особой восприимчивостью к развитию музыкальных и танцевальных способностей отличаются малыши 5-6 лет. На этом этапе у детей активно развивается воображение и наглядно-образное мышление, речь, улучшается способность выразительно и эмоционально отображать суть танца, повышается навык регулирования возбуждения и торможения (дети могут быстрее переключаться между движениями). Дошкольники умеют координировать свои движения с действиями других участников занятий. Поэтому для детей 6-го года жизни уже можно включать в занятия упражнения, развивающие выносливость и силу.
На этом возрастном этапе у дошкольников еще слабы мелкие мышцы (особенно кистей рук), но достаточно развиты крупные (туловища, ног, рук). Малыши уже умеют соразмерять усилия своих мышц. Поэтому при выполнении упражнений на мелкие мышцы еще будут возникать трудности. Но старшие дошкольники уже могут выполнять движения различной амплитуды, переключаться с быстрых движений на более медленные, выполнять их во время бега, прыжков или ходьбы.
Особенности танца в ритмике
Танцы, входящие в программы по ритмике для дошкольников, обычно просты для исполнения детьми, доступны им, но при этом доставляют массу радости.
Это могут быть национальные танцы (включая хороводы), парные, танцы-импровизации. Такие композиции всегда содержательны: имеют сюжет, драматургию, несут в себе определенную идею. Все это выражается с помощью пластики и танцевальных рисунков – пространственных перестроений.
Народные танцы помогают приобщать дошкольников к народной культуре. Все они предназначены для группового исполнения, что помогает малышам развивать коммуникативные навыки. Хороводы и пляски учат малышей быть внимательными к партнерам, синхронизировать с ними движения, реагируя на ритм танца.
Наиболее доступными для детей младшего и среднего дошкольного возраста являются русские, украинские, чешские и белорусские танцы и пляски. А вот польские, болгарские, венгерские, итальянские, румынские весьма своеобразны, сложны композиционно и пластически, чаще всего довольно быстры по темпу. Они подходят для детей старшего возраста, которые уже понимают смысл изучения и оттачивания упражнений, могут разучивать подготовительные, базовые упражнения, которые затем используются в сочетании.
Разучивая новое движение, педагогу необходимо стремиться к тому, чтобы оно встречалось в разнообразных комбинациях, под разную музыку. Так малыши постепенно научатся воспринимать движение как средство для выражения образов, действий, чувств.
Если ваш ребенок не посещает детский сад, непременно отдайте его в кружок по ритмике. Так он, помимо всего вышеизложенного, приобщится к миру прекрасного, получит возможность выразить свои чувства, проявить характер в танце, улучшит физическую форму, научится лучше контролировать свои эмоции.
Программа по ритмике
Педагоги детских садов используют различные программы по ритмике для детей. Но все они строятся с учетом возрастных психофизических особенностей и навыков детей на каждом возрастном этапе. На таких занятиях детки приобретают грациозную походку, учатся владеть телом, раскрепощаться для выступлений на публике.
Кроме того, такие программы решают и другие задачи:
На ритмических занятиях дошкольники учатся определять и различать:
Достижение этих задач возможно, если характер движений будет соответствовать музыкальному образу, его развитию, а при воплощении программы будут использованы основные принципы педагогики: постепенность, последовательность и систематичность. То есть переход от простого к более сложному в соответствии с динамикой развития способностей детей во время регулярных занятий.
Музыкально-ритмические движения
К основным видам музыкально-ритмических движений относятся танцы, игры, упражнения, драматизации.
Игры в ритмике имеют не только правила, но и определенный сюжет, могут выполняться под музыку или пение. В сюжетных играх под музыку персонажи разыгрывают некое действие, передавая образы персонажей. В несюжетных играх детям необходимо выполнять определенные движения под музыку.
Игры под пение представляют собой вождение хороводов или инсценирование песен. В процесс по очереди вовлекаются дети по отдельности, небольшими группами, все вместе. Во время таких игр происходят перестроения (детям необходимо встать парами, шеренгами, в круг, в колонну), смена направления движения.
Танцы (пляски, хороводы)
Танец в ритмике может включать элементы не только народных, но и классических движений. Можно выделить следующие виды танцев и плясок:
Ритмические упражнения
Используются, когда необходимо разучить или отработать с детьми определенные движения или элементы, рисунок, перестроение. В таком случае педагог предлагает детям игру по их отработке. При разучивании ритмических упражнений нужно исходить, прежде всего, из возможностей каждого ребенка. Одни схватывают движения на лету, другим необходимы время, внимание и терпение педагога, его помощь.
Ритмика дома
Все эти виды занятий довольно сложны для того, чтобы их могли использовать в домашних условиях неподготовленные родители. Однако если они хотят заниматься с ребенком самостоятельно, когда, к примеру, малыш по какой-то причине не посещает детсад, существует более простой и доступный всем метод – ритмическая гимнастика. То есть выполнение определенных движений или упражнений под ритмичную музыку. Кстати, в детских садах гимнастика тоже широко используется в качестве музыкальных физических занятий.
Комплексов такой гимнастики в зависимости от возраста существует много, состоят они из вводной и основной частей. Приведем примеры для разных возрастов.
Комплекс для младших дошкольников
Основная часть:
Заканчивать комплекс следует упражнениями на восстановление дыхания (вдох-выдох с сопровождающими движениями рук, затем – вдох-выдох, лежа на полу).
Комплекс для среднего дошкольного возраста
Основная часть:
Заканчивают комплекс тоже упражнениями на восстановление дыхания.
Итак, ритмика помогает развивать у дошкольника не только музыкальные, но и интеллектуальные, творческие, социальные навыки, учит его быть более организованным. Поэтому ей уделяется такое внимание в дошкольных образовательных учреждениях. Однако и домашние занятия при условии их систематичности могут внести существенный вклад в гармоничное развитие малыша.
Программа кружка спортивно-оздоровительной направленности «Ритмика»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Данная программа составлена на основе Федерального Государственного Образовательного стандарта начального общего образования. Программа кружка «Ритмика » имеет спортивно-оздоровительную направленность. Программа предназначается для внеурочной деятельности учащихся 1-х классов.
Педагогическая целесообразность данной программы внеурочной деятельности обусловлена возможностью создания условий для организации активного отдыха младших школьников в группе продленного дня. Предлагаемая система практических заданий позволит педагогам и родителям повысить физическую активность детей, а выполнение музыкальных игровых заданий увеличивает эффективность обучения школьников двигательным действиям на фоне оптимальной двигательной активности и повышения двигательного опыта. Актуальность данной программы состоит в биологически необходимом объеме движений для младших школьников, смене умственного процесса на физическую деятельность, снижения утомляемости учащихся и активизации малоподвижных учащихся.
Основной целью программы кружка «Ритмика» является содействие всестороннему развитию личности школьника средствами танцевально-игровой гимнастики.
Обучение по программе «Ритмика» создает необходимый двигательный режим и положительный психологический на строй. Все это способствует укреплению здоровья ребенка, его физическому и умственному развитию.
Программа кружка «Ритмика» предусматривается решение следующих основных задач для детей 7-8 лет:
1. Укрепление здоровья:
— способствовать оптимизации роста и развития опорно-двигательного аппарата;
— формировать правильную осанку;
— содействовать профилактике плоскостопия;
— содействовать развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистой и нервной систем организма.
2 Совершенствование психомоторных способностей школьников:
— развивать мышечную силу, гибкость, выносливость, скоростно-силовые и координационные способности;
— содействовать развитию чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания, умения согласовывать движения с музыкой;
— формировать навыки выразительности, пластичности, грациозности и изящества танцевальных движений и танцев.
3. Развитие творческих и созидательных способностей занимающихся:
— развивать мышление, воображение, находчивость и познавательную активность, расширять кругозор;
— формировать навыки самостоятельного выражения движений под музыку;
— воспитывать умения эмоционального выражения, творчества в движениях;
— развивать лидерство, инициативу, чувство товарищества, взаимопомощи и трудолюбия.
Формы и режим занятий.
Ведущей формой организации занятий является групповой. Наряду с групповым, осуществляется дифференцированный и индивидуальный подход к детям. Продолжительность занятий – 30- 45 минут.
По окончании изучения программы дети должны
Знать назначение музыкальных игр и уметь их использовать в активном отдыхе
Уметь организовывать музыкальные игры среди детей
Способы определения результативности программы:
Диагностика, проводимая в конце года в виде педагогического наблюдения
Снижение заболеваемости и повышение уровня физической активности детей
Программа «Ритмика» делится на разделы:
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИГРЫ ПО РИТМИКЕ
Каждый раздел программы включает следующие виды упражнений:
1.ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА. Общеразвивающие упражнения и игры пальчиками в двигательных и образных действиях: сгибание и разгибание, приведение и отведение, противопоставление пальцев рук при работе двумя руками и одной рукой. Игры-потешки. Выполнение фигурок из пальцев.
2.ИГРОРИТМИКА. Специальные упражнения для согласования движений с музыкой. Хлопки в такт музыки. Ходьба под счет. Акцентированная ходьба.Движения руками в различном темпе. Различие динамики звука «громко — тихо». Выполнение упражнений под музыку.
3.1. Строевые упражнения. Построение в шеренгу и в колонну по команде. Передвижение в сцеплении. Построение в круг и передвижения по кругу в различных на правлениях за педагогом. Построение врассыпную, бег врассыпную. Перестроение из одной шеренги в несколько по ориентирам.
3.2. Общеразвивающие упражнения. Упражнения без предмета. Основные движения прямыми и согнутыми руками и ногами. Основные движения туловищем и головой. Полуприсед, упор присев, упор лежа на согнутых руках, упор стоя на коленях, положение лежа. Комплексы общеразвивающих упражнений. Упражнения с предметами. Упражнения с мячами, шарами, палками, лентами.
3.3. Упражнения на расслабление мышц, дыхательные и на укрепление осанки. Свободное опускание рук вниз. Напряженное и расслабленное положения рук, ног. Потряхивание кистями рук. Расслабление рук с выдохом. Упражнения на осанку, стоя спиной к опоре. Имитационные, образные упражнения.
3.4. Акробатические упражнения. Группировки. Сед ноги врозь, сед на пятках. Перекаты в положении лежа, руки вверх и в седе на пятках с опорой на предплечья. Равновесие на носках с опорой и без нее. Комбинации акробатических упражнений в образно-двигательных действиях.
4.1. Хореографические упражнения. Полуприседы, подъемы на носки, держась за опору. Стойка руки на пояс и за спину. Свободные, плавные движения руками. Комбинации хореографических упражнений.
4.2. Танцевальные шаги. Шаг с носка, на носках, полу присед на одной ноге, другую вперед на пятку. Пружинные полуприседы. Приставной шаг в сторону. Шаг с не большим подскоком. Комбинации из танцевальных шагов.
4.3. Ритмические танцы «Хоровод», «Мы пойдем сна чала вправо», «Танец сидя», «Галоп шестерками» (на при ставном шаге), «Если весело живется», «Танец утят», «Ла-вота», «Кузнечик».
Специальные композиции и комплексы упражнений: «Большой олень», «На крутом берегу», «Муренка», «Хо ровод», «Я танцую», «Чебурашка».
6.ИГРОПЛАСТИКА. Специальные упражнения для развития мышечной силы и гибкости в образных, игровых и двигательных действиях и заданиях. Комплексы упражнений.
7. МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИГРЫ ПО РИТМИКЕ: «Отгадай, Чей голосок», «Найди свое место», «Нитка — иголка», «Попрыгунчики-воробышки», «Мы — веселые ребята», «Совушка», «Цапля и лягушки», «У медведя во бору», «Водяной».
Подвижные и образные игры для строевых и общеразвивающих упражнений.
8. КРЕАТИВНАЯ ГИМНАСТИКА. Музыкально-творческие игры «Кто я?», «Море волнуется». Специальные задания. «Создай образ», «Импровизация под песню».
9.ИГРЫ-ПУТЕШЕСТВИЯ. «На лесной опушке», «Путешествие по станциям», «Путешествие в морское царство — подводное государство», «В гости к Чебурашке», «Поход в зоопарк», «Конкурс танца».
Ритмика как предмет двигательной активности
Всем учителям и педагогам известно, что важнейшим предметом двигательной активности в начальных классах является урок физической культуры. В нашей школе, в которой я работаю третий год учителем начальных классов, кроме этого урока ведется еще один предмет двигательной активности – ритмика.
Ритмика – это музыкально-педагогическая дисциплина, которая имеет целью активизировать восприятие детей через движение.
Сама я не владею музыкальным инструментом, поэтому в проведении этих уроков мне помогает коллега Иванова О.А.(учитель начальных классов), которая аккомпанирует на фортепиано. Проводить можно ритмику и под запись магнитофона, но это очень не удобно. Живая же музыка на уроке лучше воспринимается на слух, создает бодрое и радостное настроение, повышает жизненный тонус ребенка.
Младший школьный возраст – это возраст, когда ребенку необходимо постоянно двигаться, играть, бегать, танцевать. Поэтому ребятам очень нравится посещать уроки ритмики. А для того чтобы у ребенка не пропал интерес, необходимо планировать каждый урок так, чтобы в нем была какая-нибудь изюминка.
Насколько приятно бывает видеть ребят на уроке активными, жизнерадостными, улыбающимися, вот поэтому хотелось бы больше уделять внимания урокам двигательного цикла. Ведь как и уроки физической культуры, уроки ритмики способствуют физическому развитию детей: совершенствуется координация движений, улучшается осанка, походка, помогает организму легче справляться с большими нагрузками, стрессами, характерными для нормальной здоровой жизни. Музыкально–ритмическая деятельность направлена также на воспитание у каждого ребенка эстетических, физических, нравственных и умственных качеств, развивается познавательный интерес, память, вырабатывается устойчивость произвольного внимания, совершенствуется творческая активность.
1. Организационный момент.
Дети, здравствуйте, звонок,
Начинается урок.
Мы на ритмику пришли,
Вместе дружно, раз, два, три.
Ноги выше поднимайте
И под музыку шагайте.
Будем всё мы выполнять
Гармоничными чтоб стать.
Учитель сообщает тему и цели урока.
Чтобы сильным стать и ловким
Приступаем к тренировке.
Для начала мы с вами
Повращаем головой.
Оборот и оборот,
А потом наоборот.
«Круговые вращения головой».
Мы на плечи руки ставим,
Начинаем их вращать.
Так осанку мы исправим,
Раз, два, три, четыре, пять.
«Круговые вращения плечами».
Руки ставим перед грудью,
Рывки руками делать будем.
Руку правую я подниму,
А другую я вниз опущу.
«Рывки руками»
В руки взяли обруч. Улыбнись.
Вправо – влево наклонись.
«Наклоны»
На пол обруч положи
И на ноги посмотри.
Все ли правильно стоят
В центре обруча ребят.
А теперь давайте вместе
Все попрыгаем на месте.
Прыжки через обруч.
Дышим носом глубоко
Поднимаемся легко.
Упражнение на восстановление дыхания.
Все умеют танцевать,
Прыгать, бегать, рисовать.
Но не все пока умеют
Расслабляться, отдыхать.
Есть у нас игра такая –
Очень лёгкая, простая.
Все ребята очень бойкие
Будем играть в игру «Быстрые и ловкие».
У: (дети стоят в 3 колоннах)
Каждая колонна – отдельная команда. С началом музыки играющие берут обручи и двигаются по всей площадке, выполняя различные прыжки, бег, крутка обруча. С окончанием музыки – останавливаются. По команде учителя: «Быстрые и ловкие!», бегут и становятся в колонны в том же порядке, в котором стояли до начала игры, обруч на полу. Победительницей считается команда, которая построится быстрее и организованнее других.
Мы немножко поиграли,
А теперь в кружок все дружно встали.
(звучит мелодия, дети образуют круг)
Повторение ранее изученных танцевальных упражнений.
Раз, два, три, четыре, пять
Встанем, дети, в круг опять.
Изучение нового материала. «Веселые ладошки».
Ровным кругом друг за другом,
Мы идём за шагом шаг.
Стой на месте, дружно, вместе сделаем вот так.
На уроке ритмики поутру
Мы затеяли игру,
Ты – ромашка, я – вьюнок,
Становитесь вы в кружок.
Раз, два, три, четыре
Раздвигайте круг пошире.
Игра «Музыкальное объятие».
Дети двигаются под весёлую музыку. Когда музыка замолкает, каждый ребёнок должен крепко обнять кого-либо. Затем музыка продолжается, дети прыгают по залу парами. В следующий раз, когда музыка прекращается, дети обнимаются парами. По мере продолжения игры создаются все большие и большие круги, пока все дети не объединятся в одном музыкальном объятии.
3. Заключительная часть.
Выше голову держи,
Шире плечи разверни,
Рассчитаемся на первый и второй
Поклон мы выполним любой.
Встанем мы в шеренгу дружно
Марш по кругу выполнить нам нужно.
Всем знакома эта сцена?
В нашей школе …
Что такое ритмика и в чем её польза для развития дошкольников?
Что такое ритмика?
Ритмика (от греч. rhythmos — порядок движения) – это практические занятия, в ходе которых музыкальные образы передаются при помощи движений. В процессе выполнения специальных упражнений дети учатся воспринимать музыку и выражать полученные эмоции телом. Музыкальное сопровождение (аккомпанемент и фонограмма) – это важнейший компонент занятий ритмикой. Педагог специально подбирает различные по жанру, темпу, ритму и характеру мелодии, чтобы малыши могли познакомиться с музыкой во всем ее многообразии. Танцевальные движения помогают более глубоко прочувствовать музыкальный материал и являются вспомогательными средствами выразительности. На занятиях ритмикой используются, в основном, простые музыкально-ритмические движения следующих видов:
Занятия для детей дошкольного возраста проходят в игровой форме под музыку или пение. В сюжетных играх малыши вживаются в образы различных персонажей, имитируют повадки животных и птиц, разыгрывают мини представления. В несюжетных играх дети выполняют танцевальные движения и групповые перестроения. Занятия построены таким образом, что энергичные физические действия чередуются с успокаивающими упражнениями. Это позволяет избегать переутомления и поддерживать активность детей на оптимальном уровне.
Танцы в ритмике всегда несут в себе какую-либо идею. На занятиях дети не просто двигаются под музыку, а учатся передавать свои эмоции через движения.
О пользе ритмики для детей
Занятия ритмикой не только приносят детям массу положительных эмоций, но и способствуют разностороннему развитию дошкольников. Чем же полезна ритмика?
В каком возрасте можно начинать заниматься ритмикой?
По мнению основателя данного направления Э. Жак-Далькроза, формировать своеобразное «мышечное чувство» имеет смысл с первых лет жизни ребёнка. На занятиях для малышей 2-3 лет происходит знакомство с такими характеристиками музыки, как громко/тихо, быстро/медленно, весело/грустно. Крохи с большим удовольствием выполняют ритмические движения, тем самым развивая свою координацию и ловкость. Дети 3-4 лет уже могут научиться двигаться в такт музыке, ходить паровозиком, выстраиваться в хоровод, выполнять несложные танцевальные движения в парах и даже импровизировать. Чем старше дети становятся, тем более сложный музыкальный и танцевальный материал используется в занятиях. Дошкольники 4-6 лет обладают довольно развитыми воображением, наглядно-образным мышлением, памятью, а значит, им легче эмоционально выражать суть танца. Детям старшего дошкольного возраста подходят сложные по пластике и композиции произведения, требующие быстрой смены движений различной амплитуды. Таким образом, программы занятий ритмикой для дошкольников строятся с учетом возрастных психофизических особенностей детей. Также педагог всегда обращает внимание на индивидуальные возможности каждого ребенка.
Самое главное на занятиях ритмикой – это удовольствие, которое малыш получает от процесса движения.
Ритмические упражнения, которые можно выполнять дома
Занятия ритмикой проводятся в групповой форме и под руководством профессиональных педагогов, поэтому их полноценная реализация в домашних условиях труднодостижима. Если Ваш кроха по каким-либо причинам не может посещать занятия, то наиболее доступным и эффективным способом познакомить ребенка с миром ритмики является игровая гимнастика. Мини занятия желательно проводить несколько раз в неделю по 15-30 минут в хорошо проветриваемом помещении. Хвалите кроху за проявление внимательности и творческих способностей, позвольте ему дать волю своим чувствам. Важно, чтобы малыш получал удовольствие от процесса, поэтому заставлять ребенка повторять движения, если он этого не хочет, совершенно бессмысленно. Вот несколько несложных ритмических упражнений, которые можно выполнять с ребенком дома:
В ритмических упражнениях слуховые и зрительные впечатления соединяются друг с другом, а полученные от них эмоции естественным образом выражаются в движении.
Также в интернете Вы можете найти множество примеров логоритмических упражнений, одна из основных задач которых – развитие речи малышей.
Выводы
Ритмика для детей сегодня стала важным компонентом системы воспитания дошкольников. Занятия вводят малышей в мир музыки и движений, развивают пластику, координацию движений, грациозную походку. При помощи пластических средств выразительности ребенок начинает проявлять свои эмоции, что благоприятно сказывается на его общем эмоциональном фоне и способствует гармоничному формированию характера.
Заключение
Занятия ритмикой в Монтессори-центре «Созвездие» для детей от 2 до 6 лет построены в форме игры. Это наиболее знакомая и приятная для дошкольников форма активности. Малыши с удовольствием прислушиваются к ритму музыки и воспринимают ритмические движения. Наши опытные педагоги учитывают индивидуальные особенности детей (возраст, способность концентрировать внимание, возможность реализовать тот или иной комплекс упражнений, эмоциональный ресурс для восприятия музыкальной композиции), чтобы каждый малыш мог получить максимальную пользу от занятий. Ждем Вас в нашем центре!
Статью подготовила Монтессори-педагог
Соколова Оксана