Крузенштерн и лисянский что открыли и в каком году

кругосветная экспедиция Крузенштерна и Лисянского

История о первой кругосветной экспедиции И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского. О том, как два капитана обогнули земной шар впервые под флагом российского военного флота вопреки жестоким обстоятельствам, которые препятствовали их мечте.

Предпосылки и цель экспедиции

7 августа 1802 года, всего через неделю после подачи прошения, проект был утвержден. Решено было также отправить с экспедицией посольство в Японию, возглавить которое предстояло Николаю Резанову. Начальником экспедиции был назначен капитан-лейтенант Крузенштерн.

Состав экспедиции, подготовка к плаванию

На борту «Надежды» находились:

мичманы Фаддей Беллинсгаузен и Отто Коцебу, впоследствии прославившие русский флот своими экспедициями

посол Резанов Николай Петрович (для установления дипотношений с Японией) и его свита

ученые Горнер, Тилезиус и Лангсдорф, художник Курлянцев

загадочным образом в экспедицию попал и известный скандалист и дуэлянт граф Федор Толстой, вошедший в историю как Толстой-Американец

Иван Крузенштерн. 32 года. Потомок обрусевшего немецкого дворянского рода. Выпущен из Морского корпуса досрочно в связи с русско-шведской войной. Неоднократно участвовал в морских сражениях. Кавалер ордена Святого Георгия IV степени. Служил волонтером на судах английского флота, посетил берега Северной Америки, Южной Африки, Ост-Индии и Китая.

Макар Ратманов. 31 год. Первый лейтенант шлюпа «Надежда». Одноклассник Крузенштерна по Морскому корпусу. Самый старший из офицеров экспедиции. участвовал в русско-шведской войне, затем, в составе эскадры Федора Ушакова, во взятии крепости Корфу и Ионических островов. Отличался редкой храбростью, а также прямотой в высказываниях.

Николай Резанов. 38 лет. Из обедневшей дворянской семьи. Служил в Измайловском лейб-гвардии полку, затем секретарем различных канцелярий. Вызвав ревность фаворита императрицы Платона Зубова, был отправлен в Иркутск инспектировать деятельность предпринимателя Григория Шелихова. Женился на дочери Шелихова и стал совладельцем огромного капитала. Добился у императора Павла разрешения на основание Российско-Американской компании и стал одним из ее руководителей.

Граф Федор Толстой, 21 год. Гвардии поручик, член свиты Резанова. Прославился в Петербурге как интриган, авантюрист и шулер. В экспедицию попал случайно: вызвал на дуэль своего командира полка, и во избежание неприятностей по решению семьи оказался в плавании вместо двоюродного брата.

Вильгельм-Теофиль Тилезиус фон Тиленау. 35 лет. Немецкий врач, ботаник, зоолог и, натуралист. Великолепный рисовальщик, составивший рисованную хронику экспедиции. Впоследствии сделает себе имя в науке. Бытует версия, что многие его рисунки скопированы с работ его коллеги и соперника Лангсдорфа.

Барон Георг-Генрих фон Лангсдорф, 29 лет. Доктор медицины. Работал врачом в Португалии, в свободное время проводил естественнонаучные исследования, собирал коллекции. Действительный член Физического общества Геттингенского Университета. Санкт-Петербургской Академии наук.

Иоганн-Каспар Горнер, 31 год. Швейцарский астроном. Вызван из Цюриха для участия в экспедиции в качестве штатного астронома. Отличался редким спокойствием и выдержкой.

Общая численность команды корабля – 54 человека.

Юрий Лисянский. 29 лет. С детства мечтал о море. В возрасте 13 лет досрочно выпущен из Петербургского морского корпуса в связи с Русско-Шведской войной. Участвовал в нескольких сражениях. В 16 лет произведен в мичманы. Кавалер ордена Святого Георгия 4-й степени. Отличался исключительной требовательностью к себе и подчиненным.

Подготовка к экспедиции

Маршрут экспедиции Крузенштерна и Лисянского

Экспедиция вышла из Кронштадта 26 июля по старому стилю (7 августа по новому стилю), взяв курс на Копенгаген. Далее маршрут следовал по схеме Фалмут (Великобритания) — Санта-Крус-де-Тенерифе (Канарские острова) — Флорианополис (Бразилия) — Остров Пасхи — Нукухива (Маркизские острова) — Гонолулу (Гавайские острова) — Петропавловск-Камчатский — Нагасаки (Япония) — остров Хоккайдо (Япония) — Южно-Сахалинск — Ситка (Аляска) — Кадьяк (Аляска) — Гуанчжоу (Китай) — Макао (Португалия) — остров Святой Елены — острова Корву и Флориш (Азорские острова) — Портсмут (Великобритания). 5 (17) августа 1806 года экспедиция вернулась в Кронштадт, совершив все путешествие за 3 года и 12 дней.

26 ноября 1803 года корабли под российским флагом «Надежда» и «Нева» впервые пересекли экватор и попали в Южное полушарие. По морской традиции был устроен праздник Нептуна.

Мыс Горн и Нука-Хива

В Тихий океан Нева и Надежда вышли порознь, но капитаны предусмотрели этот вариант и заранее договорились о месте встречи – Маркизский архипелаг, остров Нукухива. Но Лисянский решил по дороге зайти еще и на остров Пасхи – проверить, не занесло ли сюда «Надежду». «Надежда» же благополучно обогнула мыс Горн и 3 марта 1804 вышла в Тихий океан, а ранним утром пасхального воскресенья 24 апреля 1804 года, на 235-й день плавания, в солнечном мареве показалась земля. Нука-Хива сегодня – маленький сонный остров. Всего две дороги и три деревушки, одна из которых – столица под названием Таиохае. На весь остров – 2770 душ, которые неспешно занимаются производством копры и подсобным хояйством. Вечерами, когда спадает жара, сидят у домов или играют в петанг, привезенную французами забаву для взрослых… Центр жизни – крохотный причал, единственное место, где можно увидеть сразу несколько человек сразу, да и то ранним утром в субботу, когда рыбаки привозят на продажу свежую рыбу. На 4й день стоянки у Нуку-Хива к капитану прибыл гонец от короля со срочной вестью: на рассвете с горы увидели далеко в море большой корабль. Это была долгожданная «Нева».

Уже в Тихом океане корабли пересекли экватор еще раз 25 мая 1804 года.

Русское посольство Николая Резанова и Ивана Крузенштерна ожидало ответа сегуна у берегов Японии. Только спустя два с половиной месяца «Надежде» позволили войти в порт и приблизиться к берегу, и в гавань Нагасаки корабль Крузенштерна с послом Резановым вошел 8 октября 1804 года. Японцы заявили, что дней через 30 из столицы приедет «большой человек» и объявит волю императора. Но неделя проходила за неделей, а «большого человека» все не было. Спустя полтора месяца переговоров японцы выделили, наконец, посланнику и его свите небольшой дом. А затем отгородили возле дома садик для моционов – 40 на 10 метров.

Послу объявили: принять его при дворе нет никакой возможности. Также сёгун не может принять подарки, потому что он должен будет ответить тем же, а Япония не располагает большими кораблями, чтобы послать их царю… Японское правительство не может заключить с Россией соглашение о торговле, потому что закон запрещает сношения с другими нациями. И по этой же причине всем российским кораблям впредь запрещалось входить в японские гавани… Однако император распорядился снабдить моряков провизией. И выдал 2000 мешков соли, 2000 шелковых ковриков и 100 мешков пшена. Дипломатическая миссия Резанова была провалена. Для экипажа «Надежды» это означало: после многих месяцев на рейде Нагасаки они могут, наконец, продолжить плавание.

Следующим местом встречи «Невы» и «Надежды» был определен расположенный неподалеку порт Макао. Крузенштерн прибыл в Макао 20 ноября 1805 года. Военный корабль не мог долго находиться в Макао даже с грузом мехов на борту. Тогда Крузенштерн заявил, что намеревается купить столько товаров, что они не поместятся на его судне, и ему необходимо подождать прибытия второго корабля. Но неделя шла за неделей, а «Невы» все не было. В начале декабря, когда «Надежда» уже собиралась выходить в море, появилась, наконец, «Нева». Ее трюмы были забиты пушниной: 160 тысяч шкурок морского бобра и котика. Такое количество «мягкого золота» было вполне способно обрушить меховой рынок Кантона. 9 февраля 1806 года «Надежда» и «Нева» покинули китайский берег и взяли курс на родину. «Нева» и «Надежда» довольно долго шли вместе, но 3 апреля, у мыса Доброй Надежды, при пасмурной погоде потеряли друг друга. Местом встречи на такой случай Крузенштерн назначил остров Святой Елены, куда и прибыл 21 апреля.

Крузенштерн, чтобы избежать встречи с французскими каперами, выбрал обходной путь: вокруг северной оконечности Шотландии в Северное море и далее через Кильский пролив – в Балтийское. Лисянский в районе Азорских островов узнал о начале войны, но все равно пошел через Ла-Манш, рискуя встретить французов. И стал первым капитаном в мировой истории, который совершил безостановочный переход из Китая в Англию за 142 дня.

Что открыли Иван Крузенштерн и Юрий Лисянский

На карту мира были нанесены новые острова, проливы, рифы, бухты и мысы

Исправлены неточности карт Тихого океана

Русские моряки составили описание побережья Японии, Сахалина, Курильской гряды и многих других районов

Крузенштерн и Лисянский провели всесторонние исследования океанических вод Русским мореплавателям удалось изучить различные течения и открыть Межпассатные противотечения в Атлантическом и Тихом океанах

Экспедиция собрала богатые сведения о прозрачности, удельном весе, плотности и температуре морской воды на различных глубинах

Значение экспедиции для развития географии и других наук

Ивана Крузенштерна наградили орденом Святой Анны II степени

Император Александр I по-царски наградил И.Ф. Крузенштерна и всех участников экспедиции. Все офицеры получили следующие чины:

командиры ордена св. Владимира 3 степени и по 3000 руб.

лейтенанты по 1000

мичманы по 800 рублей пожизненного пенсиона

нижние чины, по желанию, уволены в отставку и награждены пенсионом от 50 до 75 рублей.

По высочайшему повелению была выбита особая медаль для всех участников этого первого кругосветного путешествия

Юрий Лисянский стал первым капитаном в мировой истории, который совершил безостановочный переход из Китая в Англию за 142 дня.

Короткая справка о жизни участников экспедиции по ее завершении

Участие в этом походе изменило судьбу Лангсдорфа. В 1812 году он будет назначен русским консулом в Рио-де-Жанейро и организует экспе­дицию во внутренние районы Бразилии. Собранные им гербарии, описания языков и традиций индейцев до сих пор считаются уни­кальным, непревзойденным собранием.

Первое пересечение экватора русскими моряками

Из офицеров, совершивших кругосветное плавание, многие с честью служили в русском флоте. Кадет Отто Коцебу стал командиром корабля и сам позже совершил в этом качестве кругосветное путешествие. Фаддей Беллинсгаузен позднее возглавил кругосветную экспедицию на шлюпах «Восток» и «Мирный» и открыл Антарктиду.

За участие в кругосветном путешествии Юрий Лисянский был произведен в капитаны второго ранга, получил от императора пожизненную пенсию в 3000 рублей и единовременную награду от Российско-Американской компании в 10 000 рублей. После возвращения из экспедиции Лисянский продолжил службу в Военно-Морском флоте. В 1807 году возглавлял эскадру из девяти кораблей на Балтике и ходил к Готланду и Борнгольму для наблюдения за английскими военными судами. В 1808 году был назначен командиром корабля «Эмгейтен».

После того, как Иван Крузенштерн совершил кругосветное плавание, он был прикомандирован к Петербургскому порту для создания труда о кругосветном плавании. В 1811 году его назначили преподавателем Морского кадетского корпуса. В начале Отечественной войны 1812 Крузенштерн пожертвовал на народное ополчение треть своего состояния (1000 рублей), около года как член дипломатической миссии путешествовал по Англии, свои впечатления изложил в записках, оставшихся в рукописи.

они вне скучных стен
Лисянский и Крузенштерн
влекла романтика морей
так в путь скорей.

Источник

Первыми вокруг света

Крузенштерн и лисянский что открыли и в каком году. Смотреть фото Крузенштерн и лисянский что открыли и в каком году. Смотреть картинку Крузенштерн и лисянский что открыли и в каком году. Картинка про Крузенштерн и лисянский что открыли и в каком году. Фото Крузенштерн и лисянский что открыли и в каком году

В этом году исполнится двести десять лет с начала первого кругосветного плавания двух русских кораблей под руководством капитан-лейтенантов Ивана Федоровича Крузенштерна и Юрия Федоровича Лисянского. Их приключения изобилуют «белыми пятнами», неоднозначными происшествиями и интригующими событиями. Каждый исторический факт, проливающий свет на эту экспедицию, вызывает неподдельный интерес, как у экспертов, так и у любителей родной истории.

Начиная рассказ об этом плавании, необходимо отметить, что традиции отечественных дальних морских странствий берут свой отсчет гораздо раньше, чем начало девятнадцатого века. Мысль осуществить кругосветное путешествие возникла в российских умах еще в 1732-ом. Осенью этого года сенаторы решали вопрос о том, по суше или по морю будет добираться на Восток экспедиция Витуса Беринга. Призванные в Сенат для совета члены Адмиралтейской коллегии, в числе которых были адмиралы Н.Ф. Головин и Т.П. Сандерс представили хорошо обдуманный проект кругосветного путешествия. Возглавить плавание хотел сам Головин, который считал такое предприятие отличной школой – «. офицеры и матросы в один такой путь обучатся более, нежели в десять лет при здешнем море». Однако сенаторы по неизвестным, но очевидно веским причинам, не послушались именитых адмиралов и предпочли сухой путь. Это решение обрекло Беринга на немыслимые трудности с транспортировкой тысяч пудов снаряжения из Северной столицы до Охотска, где была запланирована постройка кораблей. Но все-таки это был первый план кругосветного путешествия.

Следующая серьезная попытка была гораздо ближе к осуществлению. В 1786-ом году П.П. Соймонов (личный секретарь Екатерины II) направил в Коммерц-коллегию «Записку о звериных промыслах и торге на Восточном океане». В ней содержались опасения за русское хозяйство в Америке и высказывались меры по защите от экспансии англичан. К слову, руководители морского и торгового ведомств уже давно задумывались над этим вопросом. 22 декабря 1786-го года вышел Указ императрицы, предписывающий немедленно отправить из Балтийского моря два вооруженных корабля. Возглавить экспедицию поручили опытнейшему моряку Григорию Ивановичу Муловскому (к слову, двадцати девяти лет от роду). Маршрут прокладывался «встречь солнцу»: Балтийское море – южная оконечность Африки – Новая Голландия (Австралия) – российские земли в Новом и Старом Свете. Но тут начался военный конфликт с Турцией. Экспедицию отменили, а эскадру Муловского отправили воевать в Средиземное море. А вскоре грянула война и со Швецией. В середине 1788-го года Муловского назначили командиром «Мстислава». Сюда же прибыл досрочно выпущенный из кадетского корпуса семнадцатилетний Ваня Крузенштерн. Именно ему Муловский поручил забрать шведского адмирала Лилиенфилда после того, как 36-пушечный «Мстислав» заставил сдаться 74-пушечную «Софию-Магдалену».

Крузенштерн и лисянский что открыли и в каком году. Смотреть фото Крузенштерн и лисянский что открыли и в каком году. Смотреть картинку Крузенштерн и лисянский что открыли и в каком году. Картинка про Крузенштерн и лисянский что открыли и в каком году. Фото Крузенштерн и лисянский что открыли и в каком году

История же первого отечественного похода «около всего света» началась в 1799-ом году, когда Иван Федорович изложил в военно-морском министерстве свои взгляды на организацию подобного плавания. Необходимость этого назрела давно, владения России в Америке нуждались в быстром, регулярном снабжении продовольствием и вещами, которые до этого момента возили через всю Сибирь по ужасным дорогам до самого Охотска. Таким же трудным был обратный путь для меховых товаров в Китай. Согласно предложению Крузенштерна экспедиция могла бы доказать целесообразность подобных плаваний, а также провести многочисленные исследования Мирового океана, позволить России встать в один ряд с Великобританией, Испанией, Францией. Проект долгое время обходили вниманием, пока к императору с похожим предложением не обратилась богатая и влиятельная Российско-Американская компания.

Справедливости ради необходимо отметить, что разработка проекта кругосветной экспедиции не принадлежит ни РАК, ни Крузенштерну. В ней приняло участие огромное количество народа, в числе которых были министр коммерции граф Н.П. Румянцев, морской министр Н.С. Мордвинов и целый ряд выдающихся ученых Академии наук. Летом 1802-го года проект экспедиции получил высочайшее одобрение, и началась непосредственная подготовка к походу, которую должен был возглавить Иван Федорович Крузенштерн, утвержденный на эту должность 7 августа этого же года. Любопытно, но изначально он отказывался от участия. Поводом служили перемены в его личной жизни, моряк женился и вскоре должен был стать отцом. Переубедить его сумел лишь сам Н.С. Мордвинов, объявивший, что если капитан не согласиться исполнить задуманное, то предприятие вообще не состоится.

Основную часть средств для снаряжения похода выделило руководство Российско-Американской компании, личный состав Иван Федорович выбирал сам и лишь среди добровольцев. Второе судно он отдал Лисянскому, а своим помощником определил опытного и смекалистого офицера Макара Ратманова, прославившегося в войнах с французами и шведами. Корабли было решено купить за границей. Для этой цели в Англию отправился капитан-лейтенант Лисянский. За семнадцать тысяч фунтов стерлингов он приобрел два старых, но достаточно крепких трехмачтовых шлюпа «Темза» и «Леандр», которые позже переименовали в «Неву» и «Надежду».

Крузенштерн и лисянский что открыли и в каком году. Смотреть фото Крузенштерн и лисянский что открыли и в каком году. Смотреть картинку Крузенштерн и лисянский что открыли и в каком году. Картинка про Крузенштерн и лисянский что открыли и в каком году. Фото Крузенштерн и лисянский что открыли и в каком году

В феврале 1803-го года у правительства появилась идея направить в Японию дипломатическую миссию для установления торговых отношений. Ее возглавил Николай Петрович Резанов. Камергер и действительный статский советник пользовался симпатией влиятельных лиц государства (в частности Г.Р. Державина), а также удачно женился на дочери Г.И. Шелихова. Материалы, связанные с его личностью, крайне противоречивы, однако, несомненно, это был очень изворотливый и тщеславный человек. Резанов получил многочисленные наставления от правления РАК и министерства коммерции, большинство из которых было одобрено императором. Во многих из этих бумаг он считался руководителем экспедиции. Однако взаимоотношения с Иваном Федоровичем нигде не были прописаны, и по прибытии на судно посол официально не сообщил о своих полномочиях. Это вполне очевидно, поскольку вряд ли кто-нибудь из военных офицеров пошел бы в плавание под его начальством.

7 августа 1803-го года подгоняемые попутным ветром «Надежда» и «Нева» оставили Кронштадтский рейд. Отметившись в Копенгагене и английском порте Фалмут, благополучно пережив первый шторм, суда сделали остановку у испанского острова Тенерифе.

Как только корабли покинули Европу, то есть, когда у Крузенштерна почти не осталось шансов прервать экспедицию и вернуться, Резанов в приватных беседах стал знакомить офицеров со своими инструкциями и полномочиями. Именно в это время начались первые конфликты между капитаном и послом, ни разу до этого не бывавшим в море, но пытавшимся навязать Крузенштерну свою волю. Письмо, вскоре отправленное Иваном Федоровичем в Правление РАК за объяснениями, хорошо свидетельствует о сложившейся ситуации: «…будучи подчинен Резанову, не могу быть полезным, а бесполезным быть не хочу». Ратманов также поддержал своего командира, отправив позднее в окружение министра военно-морских сил П.В. Чичагова письмо следующего содержания: «…покорнейше прошу меня, как старшего морского офицера, избавить от начальства господина Резанова и вместе с капитан-лейтенантом Крузенштерном вернуть в Россию, поскольку поступки его с капитаном для всех благородных душ очень не нравятся…».

Крузенштерн и лисянский что открыли и в каком году. Смотреть фото Крузенштерн и лисянский что открыли и в каком году. Смотреть картинку Крузенштерн и лисянский что открыли и в каком году. Картинка про Крузенштерн и лисянский что открыли и в каком году. Фото Крузенштерн и лисянский что открыли и в каком году

26 ноября 1803-го года орудия русских кораблей в первый раз отсалютовали нашему флагу в южном полушарии. На кораблях в этот день был устроен праздник, матрос Павел Курганов исполнил роль Нептуна, приветствуя членов экспедиции с первым появлением в южной области. 21 декабря, переплыв Атлантический океан, «Надежда» и «Нева» бросили якоря возле острова Святой Екатерины, отгороженного проливом от Американского континента в районе Бразилии. Великолепная тропическая природа, необычный облик местных жителей, разнообразие растительного и животного мира произвели на путешественников из России огромное впечатление. Ратманов написал в дневнике: «…видом, климатом, богатством места наилучшие, во всем тут изобилие; и жаль что не нам оное принадлежит. ». Ученые совершали походы вглубь острова и даже на материк, собирали гербарии, коллекции животных, рыб, насекомых. Крузенштерн лично руководил большинством научных работ, принимая участие в исследованиях. Моряки заменили части такелажа кораблей, а офицеры занимались астрономическими расчетами, промеряли глубину вод, выполняли съемку местности, составляли морские карты.

К этому моменту разногласия между Иваном Федоровичем и Резановым приняли открытую форму, живя на «Надежде», общались они лишь с помощью переписки. Николай Петрович требовал от руководителей экспедиции подчинения, пытался управлять Лисянским, однако все его приказы игнорировались – другого и нельзя было ожидать от морских офицеров. После того, как он заявил об опасности плавания через мыс Горн и, похоронив все планы кругосветки, потребовал идти в Японию через африканское побережье, офицеры прямо заявили Резанову о том, что не считают его главой экспедиции и не будут выполнять его приказы. Как повели себя в этом конфликте остальные лица экипажей доподлинно установить трудно. Однако сам посол утверждает в дневниках, что все время подвергался оскорблениям и унижениям со стороны всех членов команды «Надежды». Несмотря на то, что многое в сообщениях Резанова признано ложью, существуют отзывы ученых (официально находившихся у него в подчинении) о существовании некоторых проблем, связанных с личными качествами Николая Петровича.

Крузенштерн и лисянский что открыли и в каком году. Смотреть фото Крузенштерн и лисянский что открыли и в каком году. Смотреть картинку Крузенштерн и лисянский что открыли и в каком году. Картинка про Крузенштерн и лисянский что открыли и в каком году. Фото Крузенштерн и лисянский что открыли и в каком году

4 февраля корабли покинули берега Бразилии, а 3 марта 1804-го года прошли мыс Горн и попали в Тихий океан. Вскоре в спустившемся густом тумане суда потеряли друг друга. «Нева», как было решено заранее, отправилась к острову Пасхи, а «Надежда» поплыла к Маркизским островам. На кораблях постоянно велись магнитные, метеорологические и гидрологические наблюдения. Возле мыса Горн была замерена скорость течения, а во время нахождения «Невы» у острова Пасхи Юрий Лисянский составил ее карту и уточнил координаты.

Крузенштерн и лисянский что открыли и в каком году. Смотреть фото Крузенштерн и лисянский что открыли и в каком году. Смотреть картинку Крузенштерн и лисянский что открыли и в каком году. Картинка про Крузенштерн и лисянский что открыли и в каком году. Фото Крузенштерн и лисянский что открыли и в каком году

В июне 1804-го года экспедиция достигла Гавайских островов. Здесь кораблям предстояло надолго расстаться, встреча была назначена на ноябрь 1805-го года в китайском порте Кантон. «Надежда» согласно плану прошла океан к юго-востоку от островов Японии и развенчала миф о существовавших в этом месте землях. Сразу по прибытию в Петропавловск Николай Петрович вызвал к себе коменданта Камчатки Павла Кошелева и потребовал судить Крузенштерна. Дела подобного рода не являлись прерогативой коменданта, тем не менее, он должен был как-то отреагировать на требования царского сановника. К счастью, генерал-майор не страдал чинопочитательством и спокойно провел расследование дела, сумев в итоге помирить конфликтующие стороны.

Спустя шесть недель «Надежда» покинула Петропавловскую гавань и отправилась в Японию. 15 сентября члены экипажа отмечали день коронации Александра I. По этому случаю Резанов выступил с длинной речью и подарил всем участникам экспедиции медали. На одной стороны их был изображен император, на другой выбита надпись: «Закон – залог блаженства всех и каждого». А у восточных берегов страны Восходящего солнца жестокий тайфун захватил корабль. Крузенштерн, отмечая бесстрашие и мужество матросов, писал в дневнике: «…необходимо обладать даром стихотворца, дабы обрисовать ярость оного».

Крузенштерн и лисянский что открыли и в каком году. Смотреть фото Крузенштерн и лисянский что открыли и в каком году. Смотреть картинку Крузенштерн и лисянский что открыли и в каком году. Картинка про Крузенштерн и лисянский что открыли и в каком году. Фото Крузенштерн и лисянский что открыли и в каком году

В порту Нагасаки «Надежда» стояла до середины апреля 1805-го года. И хотя миссия Резанова провалилась, отправление русского корабля провожали сотни простых японцев на маленьких лодках. Обратно на Камчатку Крузенштерн вернулся совершенно неизвестными ранее курсом, вдоль западных берегов Японии, попутно сделав описание острова Цусима. Сегодня эта часть Корейского пролива называется проходом Крузенштерна. Затем мореплаватели изучили южную часть Сахалина и пролив, ныне носящий имя капитана, пересекли гряду Курильских островов, где едва не погибли в скалах.

В Петропавловске экспедицию покинул Резанов, отправившись в Русскую Америку. Ратманов написал по этому поводу: «посол хотел отправиться в Петербург, но получа депеши, переменил намерение, что не новое для нас, к тому мы уже сделали большую привычку. 13 июня он отправился на Кодьяк, распрощавшись с нами. Не мыслю, чтобы кто-либо из нас о сей разлуке надел траур».

Время, оставшееся до встречи с «Невой», Иван Федорович посвятил изучению Сахалина, который еще со времен плаванья Лаперуза считался полуостровом. Ему не хватило совсем немного времени и везения, чтобы найти устье Амура и восстановить истину. Из Петропавловска «Надежда», нагруженная мехами на продажу, отправилась в Китай.

Не менее интересными были приключения «Невы». Когда «Надежда» уплыла вперед, экипаж судна продолжил исследования флоры и фауны Гавайских островов. Местные жители принимали гостей из далекой страны довольно приветливо. Даже в селении Тавароа ничто не напоминало о трагедии двадцатипятилетней давности, когда был убит Кук. Благодаря помощи островитян судовые этнографические коллекции пополнились уникальными образцами местной одежды и утвари.

Через несколько недель Лисянский привел судно к поселению Павловскому на территории Аляски. Русские жители острова Кадьяк с восторгом встретили путешественников, проделавших такой дальний и трудный путь. По просьбе представителей Российско-Американской компании в августе 1804-го года военные моряки приняли участие в освобождении обитателей форта Архангельское, расположенного на острове Ситха. Они были захвачены в плен тлингитами (индейцами с юго-востока Аляски), которыми командовали американские матросы.

Более года «Нева» стояла у берегов Аляски. Лисянский вместе со своими помощниками рисовал карты бесчисленных островов, проводил астро- и метеонаблюдения, составил краткий словарь языков северо-западной части Америки. В сентябре 1805-го года, нагрузив корабль мехами с русских промыслов, Юрий Федорович направил его к берегам Китая. Три месяца понадобилось морякам на переход, сильные ураганы и туманы замедляли движение. В штормовых условиях «Нева» села на мель у неизвестного мореплавателям острова и лишь благодаря самоотверженным действиям моряков корабль удалось спасти. Остров по настоянию команды назвали именем Лисянского. А на самом клочке суши поставили шест, под которым закопали бутылку с бумажкой, содержащей всю информацию об открытии.

4 декабря 1805-го года команда «Невы» увидела знакомый силуэт «Надежды». Продав меха и загрузившись китайскими товарами, корабли пересекли Южно-Китайское море и через Зондский пролив вышли в Индийский океан. Им предстояло обогнуть Африку и вернуться домой в Россию. 15 апреля 1806-го года суда пересекли меридиан российской столицы, закончив обход земного шара.

Обратное плавание было довольно благополучным и бесконфликтным, хотя и омрачилось неожиданным самоубийством второго лейтенанта «Надежды» Петра Головачева. Обстоятельства, подтолкнувшие офицера к такому поступку, туманны, однако нельзя сбрасывать со счетов накопившуюся огромную усталость и нервное истощение членов экспедиции. Это хорошо видно по последним дневниковым запискам Ратманова, которые становятся все более и более бессвязными.

Возле мыса Доброй Надежды корабли расстались, и до самого возвращения в Кронштадт их плавание проходило раздельно. На острове Святой Елены Крузенштерн узнал о начавшейся войне с Францией. Опасаясь кораблей противника, он добирался до родины в обход Британских островов с остановкой в Копенгагене. 19 августа 1806-го года, то есть спустя три года и двенадцать дней, «Надежда» бросила якорь в Кронштадтском порту, где ее уже две недели дожидалась «Нева».

Лисянский, тщательно проверив запасы продовольствия и воды, рискнул совершить безостановочное плавание до Англии. Он говорил «. подобное предприятие принесет нам большую честь; еще ни один мореплаватель не отважился на столь далекий путь, не останавливаясь где-либо для отдохновения». Расстояние от Кантона до Портсмута (13 923 миль) судно прошла за сто сорок дней.

По прибытии оба корабля посетил Александр I, а 27 августа император в резиденции на Каменном острове принял Ивана Федоровича, наградив его орденом Святого Владимира. Путешествие Крузенштерна и Лисянского признали научным и географическим подвигом. В честь этого события была выбита медаль: «За путешествие кругом света 1803-1806». Итоги экспедиции были собраны в географических трудах капитанов, а также ученых-естествоиспытателей В.Г. Тилезиуса, И.К. Горнера, Г.И. Лангсдорфа и других участников.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *