Круг влияния и доверия что это
Круг влияния и доверия что это
Рассказывает детский психолог Наталья Городулина
Маленький ребенок получает от родителей много информации о том, как жить: «Здоровайся с соседями», «Не разговаривай с незнакомцами», «Слушайся воспитателей», «Отвечай, когда тебя спрашивают» и т.п. Иногда наши советы звучат противоречиво. Техника “Круги доверия” поможет прояснить для ребенка, что и с кем можно делать. Вы нарисуете пять кругов и объясните ребёнку, что можно делать с людьми из каждого круга.
Возьмите чистый лист бумаги.
1.Нарисуйте в середине жирную точку. Это место – семья. Родители и дети.
Это те, кого надо слушаться, с кем безопасно, кто может вас обнимать, целовать и к кому нужно обращаться за помощью, чтобы ни случилось. Те, кому нужно помогать.
2. Нарисуйте вокруг точки небольшой круг. Это – зона близких родственников, первый круг доверия. Бабушки, дедушки, тети, дяди, двоюродные братья и сестры — впишите сюда всех, кому вы сами доверяете.
С этими людьми тоже безопасно, с ними нужно быть вежливым, отвечать на расспросы, можно разрешать себя обнимать, целовать — если хочется. Можно принимать угощения, подарки, помогать. Но, если кто-то из них предлагает куда-то идти, — сначала нужно спрашивать разрешение у родителей. Если бабушка говорит одно, а мама — другое, мамино слово в приоритете.
3. Следующий круг доверия – это воспитатели, учителя, тренеры, друзья родителей, друзья детей.
Люди, с которым важно быть вежливыми, можно разговаривать, но на подробные расспросы о семье можно не отвечать. Чтобы куда-то пойти с кем-то из них — обязательно нужно разрешение родителей. Можно принимать угощения. Прикасаться эти люди могут, только если ребенок не против. Помогать им можно, если помощь по силам ребенку.
4. Еще один круг — соседи, врачи, дальние знакомые, продавцы и т.п.
С ними важно быть вежливым (здороваться, прощаться и говорить спасибо). На расспросы можно не отвечать. Принимать угощения — если родители разрешат. Трогать ребенка могут только по необходимости в присутствии родителя (врачи).
Никуда уходить с ними нельзя. Люди из этого круга обычно не просят помощи у детей, если это происходит — обязательно рассказать родителям.
5. За эти кругом находятся все остальным люди.
С ними можно не разговаривать. Ни в коем случае не принимать угощений и подарков, никуда не уходить, отказываться, если просят ребенка о помощи. В нормальной ситуации взрослый не будет просить незнакомого ребенка помочь ему, он должен обратиться к другому взрослому.
Что это такое круги и уровни доверия
В нашей жизни, к сожалению или к счастью, можно гарантированно надеяться только на самого себя. К этому нас приучают даже на религиозном уровне.
Помните извечное: на Бога надейся и при этом сам не плошай. Однако жизнь так уж устроена, что нам приходится постоянно с кем-то общаться, взаимодействовать, сотрудничать, работать в одном коллективе.
Поэтому для себя необходимо выделять определенные уровни доверия. Их также можно упрощенно называть кругами доверия. Чем меньше диаметр такого круга, тем ближе к вам находится доверенное лицо.
Непосредственно возле вашей персоны, то есть в самом малом кругу доверия, находятся ваши самые близкие люди. Причем, это не обязательно должны быть родственники.
Иногда посторонний человек становится намного ближе, нежели кровный родственник. А при наличии некоторых “особенно одаренных природой” родственников и врагов не нужно заводить.
Такие уровни доверия должны быть у каждого нормального здравомыслящего человека. Причем, везде — в личной жизни, на работе, в бизнесе, в интернет-коммуникациях, в сотрудничестве и прочих связях.
Если вы никак не разграничиваете людей, с которыми можно общаться откровенно, относительно открыто и сугубо на деловом или на каком-то ином ограниченном уровне, то есть большая доля вероятности, что вы сообщите неблагонадежным людям конфиденциальную информацию. А при современном засилье интернет- и прочих видов мошенников такая информация, попав в неподходящие руки, может обернуться в итоге против вас.
В том плане, что злоумышленники вполне могут ее использовать с противоправной целью. Например, для взлома ваших паролей, логинов, кодов, открывающих доступ к вашим электронным кошелькам, онлайн-страницам банков и т. д.
Так что, хотите вы того или нет, но определять уровни доверия все-таки нужно. Хотя бы из соображений элементарной безопасности.
Как говорится, если у вас нет паранойи, то это вовсе не означает, что никто за вами не следит.
На самом деле масштабы всеобщей слежки настолько велики, что простому человеку просто и в голову не придет никогда подобная мысль. Однако шутки-шутками, а доверять сегодня с коронным лозунгом “Даешь голову на отсечение!” можно только себе.
Но в некоторых особых случаях — даже здесь нет стопроцентной гарантии. Потому что, если человек злоупотребляет какими-то веществами, влияющими на психику, то это уже, как минимум, два совершенно разных человека. Трезвый и в определенной степени опьянения.
А по пьяной лавочке можно такого наговорить и нагородить, что, мама, не горюй!
А значит, в уровни доверия дополнительно необходимо будет также включить себя нормального и не совсем нормального либо совсем неадекватного. Дабы помнить о том, что необходимо свой язык периодически придерживать за зубами.
Конечно, кому-то такие советы могут показаться полным бредом. И автор при этом ни сколько не обидится. Субъективное мнение всегда имеет место. И никто не может отказать кому-либо в праве его иметь.
Однако объективно взвешивая перечисленные моменты трезво мыслящий человек найдет в них зерна истины. А человеку в розовых или еще каких-либо “очках”, чей разум затуманен каким-то утопическими идеями, бесполезно что-либо объяснять.
Смысл же любой статьи не в нравоучениях, а всего лишь в информировании. А там — каждый решает сам для себя, как ему стоит жить и что ему от этой жизни вообще нужно.
Никто не говорит, что нужно отгораживаться от всех Китайской стеной и вообще ни с кем не общаться. Нет, советовать так поступать — крайне глупо.
Да, и не нужно это вовсе. Достаточно только научиться фильтровать свой «базар», то есть понимать, с кем и о чем можно говорить, и при каких обстоятельствах.
Зоны/круги/сферы влияния, контроля и интереса — модель стратегии личного развития
В нескольких последних книгах неожиданно часто начала встречаться тема зон/кругов/ сфер влияния, контроля и интереса. При чем предметные области книг были разнообразные, а описания моделей очень похожи.
Захотелось разобраться, результаты оказались довольно интересными, чем и хочу поделиться.
Просьба: если ставите минус публикации, укажите, пожалуйста, в комментариях, что не понравилось.
Версии описания модели
Первая и, на мой взгляд, самая простая модель принадлежит авторству Стивена Кови и описана им в «7 навыках высоэффективных людей«, как инструмент для определения своей степени прокачанности в первом навыке высокоэффективных людей — проактивности:
Для этого предлагается оценить какую часть времени мы тратим на деятельность в рамках «круга влияния«, т.е. в той зоне, вещи и процессы в которой нам подвластны, а сколько в «зоне забот» — результаты нам интересны, но влиять на них мы не можем.
Проактивный подход (осознанная реакция на внешние события, исходя из личных ценностей, в противовес импульсивным реакциям на основе чувств, обстоятельств, условий, диктуемых окружающей средой) расширяет наш круг влияния, а следом и наши возможности.
Вторая модель от Бодо Шефера из его «Пути к финансовой свободе» и используется им для иллюстрации, что только беря на себя ответственность за принятие решения, а не перекладывая вину за свои провалы на других: гены, родителей или окружение, можно добиваться успеха. Собственно идея та же:
«Круг забот» превратился в «Личный мир«, а «Круг влияния» в «Сферу контроля«. Если первая пара понятий по сути одно и тоже, то во второй паре они различаются (подробнее о разнице «влияния» и «контроля» чуть позже).
А вот в механизмах изменения размеров сферы контроля/круга влияния есть различии. Проактивность явно не называется, но описанные рекомендации похожи:
Зона Контроля («это область, в которой вы хозяин и способны много менять»), Зона Влияния (это область, в которой вы можете косвенно, через третьи руки, влиять на результат) и третья внешняя область — все, что вне нашего интереса.
Никаких рекомендаций как расширять (и что расширять вообще нужно) в книге нет. Зато есть описание понятий, которое не плохо дополняет две первые модели.
Собираем «свою» модель
Вариант 1: Проблема возникла в зоне «нет интереса» и мы нашли ей решение. А зачем решали? К ней нет интереса, поэтому никак охват зон не поменяется. Есть правда вероятность, что пока решали, заинтересовались, но, скорее всего, решать ее мы и не будет.
Вариант 2: Проблема в зоне интереса и ее решение найдено. Последствия — научились решать, а значит либо получили контроль над средствами решения, т.е. добавили в зону контроля, либо нашли с чьей помощью можно решать, т.е. расширили зону влияния.
Вариант 3: Порешали проблему, попавшую в зону влияния. В итоге, если узнали новое решение из зоны контроля, то расширили зону контроля, а если воспользовались старым способом через третьи руки, то ничего не изменилось.
Вариант 4: Решили проблему в зоне контроля. Развитие нулевое, мы и так это все могли ранее.
Вариант 5: Не смогли применить решение проблемы, которую считали из зоны контроля. Итог — либо отдали территорию зоне интереса (старое решение не сработало, новое не смогли найти даже через использование третьих лиц), либо отдали в зону влияния (решение все же нашлось, но вне нашей власти).
Вариант 6: Не смогли найти решение проблемы из зоны интереса. Если от неудачи интерес не потеряли, то ничего не изменилось, если же потеряли, то зона интересов сжалась отдав кусок зоне «нет интереса».
Вариант 7: Нет решения проблемы вне зоны интереса. Ну, нет и нет. Кому это интересно?
Т.е. границы зон довольно динамичная структура, и могут двигаться не только на расширение, но и сужаться (неприятное осознание, гуру такого не обещали):
Зачем ждать пока придет враг проблема к нам, давайте быть проактивными и сами заранее займем территорию, куда упадет проблема, но к ней же готовы будем. Классно же?
Так, стоп, что это опять нарисована потеря территорий? Не решенных проблем же не было, должно только расширяться?
Нет, может не только расширяться, и это позволяет повышать свою эффективность. Во-первых, на разных этапах жизни человека зоны имеют разные размеры. В первые годы жизни эти зоны очень небольшие, с взрослением зоны увеличиваются, но в какой-то момент человек физически и умственно начинает сдавать и зоны начинают неотвратимо сжиматься.
Во-вторых, не только расширение, но и поддержание каждой из зон требует от человека затрат ресурсов, и возникают ситуации, когда чтобы в одну строну расширить, в другую нужно ужать.
В-третьих, самая ресурсо-затратная зона контроля, т.к. требует постоянного участия, именно поэтому она самая маленькая, зона влияния усилий требует меньше, поэтому ее можно держать побольше, зона интереса еще менее затратна.
Тогда почему так редко добиваются успеха те, кто все усилия переводит в зону интереса? Потому что результативность зон уменьшается в строну противоположную изменению затрат на ресурсы. И наиболее успешным будет путь баланса между быстрыми и затратными, средними, медленными и незатратными вариантами стратегий.
И как найти этот баланс для максимальной эффективности? Ответ был дан в самом начале — проактивно (осознано на основании на личных ценностей) планировать свои возможности, совмещая тренировку производительности с эффективностью выбираемых направлений. А саму модель кругов/зон/сфер использовать, как стратегию. В качестве же измеримого инструмента можно пощупать Колесо жизни.
Круги влияния
Круги влияния
Что такое проактивность
Простыми словами проактивность – это качество, которое помогает брать ответственность за себя и свою жизнь. Впервые о нем рассказал Виктор Франкл в книге «Человек в поисках смысла». По его словам, проактивные люди никогда не винят в происходящем события и обстоятельства.
В психологии это качество делят на две составляющие:
Есть качество, противоположное проактивности – реактивность. По определению, это зависимость действий человека от его реакции на внешние факторы. К последним относится погода, домашняя или рабочая атмосфера, настроение супруга или супруги и многое другое. Реактивных людей легко вывести из равновесия.
В качестве примера представьте ситуацию на работе. Допустим, вы спокойно выполняли возложенные на вас обязанности, общались с клиентами. Вдруг один из них незаслуженно накричал на вас. Испортится ли после этого ваше настроение? Скорее всего, да. Так проявляется реактивность.
Итак, проактивный человек тот, кто может самостоятельно выбирать, какой будет реакция на происходящее вокруг. Он уверенно идет к достижению поставленных целей, руководствуясь при этом исключительно своими принципами.
Лучше понять, что такое проактивность и реактивность, поможет сравнительная таблица. В ней описаны характеристики, присущие этим качествам:
Проактивность | Реактивность |
---|---|
Активность, инициативность, целеустремленность | Пассивность, бездействие |
Ответственность за совершенные действия | Зависимость от настроения и факторов, которые никак нельзя изменить |
Понимание свободы выбора | Передача ответственности другим |
Ориентированность на свои принципы и ценности | Зависимость от эмоций |
Изменение обстоятельств под свои потребности | Зависимость от обстоятельств |
мышлениеКстати, эту таблицу можно считать своеобразным тестом на проактивность. Честно проанализируйте, каких качеств у вас больше. На основании анализа сделайте вывод, к какой категории людей вы относитесь.
Плюсы проактивности
Иметь проактивное поведение полезно. У этого качества есть масса положительных сторон:
Плюс ко всему, вы становитесь независимым человеком, который всегда имеет свое мнение.
Как происходит процесс принятия убеждений группы?
Предположим, что какой-нибудь отличник переезжает с родителями в другой город и идет там в новую школу. Для любого человека естественно, что он хочет присоединиться к сильной группе лидеров. Может случиться так, что в новой школе лидерами являются двоечники и хулиганы.
Если раньше он был одним из лидеров, то наверняка ему захочется быть лидером и в новой группе. Перед школьником встает вопрос, что делать дальше: либо присоединиться к группе лидеров-хулиганов, либо открыто бросить им вызов, либо занять более низкую ступень в подростковой иерархии(видимые ему альтернативы).
Итак, предположим, что он решил дружить с хулиганами по каким-то своим причинам. С чем он может столкнуться? Прежде всего с несоответствием своих убеждений и убеждений группы. Например, убеждение “Нужно хорошо учиться” против “Хорошо учатся только ботаники”. Это несоответствие будет всегда поднимать кучу вопросов к нему со стороны других членов группы. Скорее-всего со временем он будет вынужден уступить этому давлению.
Конечно, может случиться и по-другому. Он может навязать свои убеждения другим членам группы, но такой исход маловероятен. Чего не может быть, так это статуса-кво. Вариантов немного: либо измениться, либо изменить, либо быть отвергнутым группой.
Подобный выбор характерен при вступлении практически в любую группу. Причем, чем группа сплоченнее, тем более жесткие требования у нее к своим членам.
Помимо убеждений, существует еще и деятельность группы. Группа не может существовать просто так, ничем не занимаясь. Например, приятели-хулиганы будут иметь соответствующую социальную активность, в которой наш школьник просто не сможет не участвовать, ведь именно социальная активность делает нас частью коллектива. Как итог, рано или поздно человек полностью усваивает чужие привычки и установки.
Этот эффект хорошо знают организаторы сект, которые при вербовке пытаются любыми способами вырвать человека из привычного социума. Например, это может быть какая-нибудь трехдневная лекция где-нибудь за городом, либо какой-нибудь “летний интенсив” где-то в другом конце страны. В результате человек уезжает с одними убеждениями, а через три дня возвращается уже немного изменившимся. Со временем человека убеждают, что он должен отказаться от общения с близкими, чтобы монополизировать канал воздействия на его психику.
Сопротивляться этому чрезвычайно сложно. Даже люди, которые умышленно внедряются в секты, для получения информации о ней, со временем начинают в себе сомневаться и у них возникает сочувствие к идеалам секты.
Один мой знакомый однажды поехал на “летний интенсив”, который проводила одна очень известная секта. Поехал он туда из-за жены, которая уже хорошенько подсела на крючок. Он хотел всё проконтролировать и защитить ее от злобных сектантов. Через две недели он уже и сам был “верующим”.
Правда в том, что круг общения действует на всех людей без исключения, вне зависимости от их изначального отношения к группе. Это похоже на ржавчину, которую не остановить, если кусок железа поместить во влажную среду. Как бы сталь не была тверда, против ржавчины у нее нет защиты.
За помощью к психологу
Не всегда в причинах отсутствия желаемого круга общения можно разобраться самому
Не всегда помогут и интернет-форумы: здесь важно осознать особенности именно своей личности. Сделать это поможет квалифицированный специалист — психолог или психотерапевт
С его помощью можно проработать внутренние страхи, комплексы. А также — сформировать видение того круга общения, которое хотелось бы иметь
Специалист сможет порекомендовать, что нужно вам изменить в себе, в своих реакциях, на какие особенности взаимодействия с другим человеком обратить внимание, чтобы стать приятным собеседником и свободно общаться с другими людьми.
Важный момент: очень часто отсутствие доверительных контактов связано не столько с внешними факторами, но и с внутренними установками и представлениями человека о мире и о себе самом. Мы уже говорили об этом в нашей статье. В таком случае специалист предложит пройти курс психотерапии, что поможет клиенту измениться самому и открыть новые перспективы, как для создания новых контактов, так и для поддержания старых.
Как видите, сформировать желаемый круг общения возможно. Надо только сделать правильные шаги в этом направлении.
Зоны общения
Это основа, на которую с 3–4 лет можно и нужно нанизывать уточняющие детали. На Западе, например, широко распространена методика кругов безопасности. Это упражнение позволяет максимально наглядно разъяснить маленькому ребенку, каким конкретно людям из его окружения можно доверять всецело, а кто железно попадает в категорию посторонних.
Как изображать круги, сколько их должно быть и в какой цвет их следует окрасить, теорий существует несколько. Для малышей в возрасте старше трех лет лучше выбрать самую простую модель из трех зон. Рисовать круги доверия нужно вместе, ребенку понадобятся ваша техподдержка и ваши подсказки. Для максимальной наглядности лучше возьмите большой лист бумаги и цветные карандаши.
1. В центре начертите большой круг. Попросите ребенка изобразить внутри самых близких членов семьи. Однако далеко не все родственники войдут в категорию проверенных. Вы должны сами точно определить, с кем ваш ребенок может уходить без вашего разрешения. Потом предложите ему раскрасить эту зону в любой цвет, который нравится ему. Дальше нужен ваш комментарий: «Этим людям ты можешь доверять безоговорочно. Им можно все-все рассказывать, с ними вместе я разрешаю тебе ходить куда угодно, от них тебе можно принимать подарки. И только эти люди могут целовать, обнимать и гладить тебя».
Как выбирать круг общения?
Люди интуитивно понимают, что круг общения очень на них влияет. И неплохо бы как-то его выбирать. Однако, в жизни не всегда это удается. Почему? Дело в том, что круг общения человека формируется при выполнении следующих условий:
Давайте рассмотрим их подробно.
Среда общения
Обычно, мы общаемся с теми, с кем нас свели обстоятельства. В школьном возрасте одноклассники и соседские ребята, потом однокурсники, потом коллеги по работе и семья. Выбираем ли мы обычно наш круг общения? Да, наверно, но в очень узких рамках.
Как бы мы ни говорили о вечной дружбе, однако правда заключается в том, что дружим мы с теми, кто рядом. Если пересекаются у нас с человеком дела и интересы, то дружим, а если нет, то постепенно дружба сходит на нет. Люди начинают встречаться все реже и реже, пока встречи не прекращаются совсем.
Почему же круг общения выбирается случайно? Дело в том, что любое общение завязано на какой-то цели. Если цели у человека нет, то подбираем в свой круг не мы, а нас.
Суть вот в чем. Если у человека нет цели, например, заниматься парашютным спортом, то очень маленькая вероятность, что у него будут друзья-парашютисты. Это может быть, но только если человек пересечется с ними случайно по каким-нибудь другим интересам. Если человек не интересуется бизнесом, то у него вряд-ли будут друзья-бизнесмены. Опять же, только случайно, если они пересекутся по другим интересам.
Отсюда напрашивается вывод, что выбирать нужно не столько круг общения, сколько деятельность. И чем более обширна деятельность человека, тем шире и разнообразней у него круг общения.
Навыки общения
Однако, для того, чтобы находить новых друзей, мало заниматься определенной деятельностью. Нужно еще и обладать навыками общения. По сути это просто ряд приемов, которые человеку нужно освоить.
К этим навыкам относится навык знакомиться, умение разговаривать на “одном языке”, умение не навязываться и многое другое.
По сути это знание негласных правил, знание алгоритма по которому принято общаться.
Услуги
Люди, которые являются частью коллектива, постоянно оказывают друг-другу услуги. Помогают в чем-то, советуют, организовывают и так далее. Если навыки общения — это своеобразная визитка, которая сообщает группе, что вы “свой”, то услуги это уже что-то более серьезное. То, что и создает отношения.
Скажем, у каждого из нас есть куча знакомых, с которыми мы можем перекинуться парочкой слов, но при этом мы не ощущаем их близкими. Почему? Потому, что нас с ними не объединяют никакие дела или услуги.
Таким образом, если мы хотим выбрать круг общения, то нужно сделать три вещи: выбрать соответствующую деятельность, затем умело пообщаться и поучаствовать в оказании услуг. Когда человек попадает в нужный круг общения, он начинает перенимать личностные качества, которые характерны для коллектива, в котором человек находится.
Как развить проактивность
Стать проактивным человеком, контролирующим свою жизнь, непросто. В этом вам поможет ряд упражнений. Залог успеха – регулярные тренировки.
Живите в кругу влияния, а не в кругу забот
Помните, о чем идет речь? Круг влияния – факторы, которые вы можете изменить. Круг забот – то, что вам неподвластно. Живите в первом. Управляйте не собой, а окружающей вас реальностью.
Не тратьте драгоценное время на раздражительность, обиды и другие негативные эмоции. Вместо этого спросите себя, можно ли изменить ситуацию? Если можно, подумайте каким образом. Делайте так каждый раз, когда сталкиваетесь с какими-то проблемами. Уже скоро вы заметите, что относитесь к ним гораздо проще, чем раньше. Теперь вы не расстраиваетесь и не нервничаете, а направляете усилия на поиск решений.
Тщательно анализируйте
Попробуйте подготовиться к проблеме заранее. План действий поможет вам не растеряться. Он состоит из нескольких пунктов:
Также уберите все лишнее. Это касается ненужных эмоций, а также чувства вины, которое может возникнуть, если допустите ошибку.
Задавайте правильные вопросы
У реактивного человека чаще всего возникают такие вопросы: почему, когда, кто? Вместе в ними появляются синдром жертвы, прокрастинация, желание обвинять в своих бедах окружающих.
Предотвращайте проблемы
Хороший способ развития проактивности. На чистом листе бумаги запишите, какие области жизни для вас важнее других. Это может быть что угодно: семья, здоровье, карьера.
Теперь задумайтесь о проблемах в каждой из них. О скрытых проблемах, которые однажды себя проявят. Нашли их? Пришло время определить, как можно защитить себя от них.
Если это здоровье, своевременно проходите медицинские осмотры. Пересмотрите свое питание, займитесь спортом. Выделяйте достаточное время для сна и отдыха.
В финансовой сфере вам пригодится умение планировать бюджет. Откладывайте часть каждой зарплаты, создавай себе «подушку безопасности».
Что сказать о семье? Отводите на общение с мужем, женой или детьми больше времени. В противном случае отношения испортятся, а чувства угаснут.
Наблюдайте за собой
Время от времени задавайте себе вопросы:
Спрашивайте себя о каждой области вашей жизни.
Осознайте важность промежутка в цепочке «стимул — реакция»
Многие реакции на те или иные события доведены до автоматизма. Вы же злитесь, когда внезапно хмурится небо и начинается дождь? Или когда коллега, видя, что вы заняты, просит помочь с его работой?
Попытайтесь найти тот промежуток между автоматической реакцией и стимулом. Как это выглядит на практике? Например, если дождь нарушил ваши планы, не спешите расстраиваться. Замените отдых на природе, просмотром интересного фильма. Или же спокойно отложите свои занятия и помогите коллеге.
Так вы научитесь контролировать то, что происходит вокруг вас.
Выясните, какие задачи могут подождать
Здесь придет на помощь матрица Эйзенхауэра. Согласно ей, все дела делятся на четыре группы:
Последний пункт однозначно вычеркивайте из плана дел. Второй также подождет. Остаются срочные и несрочные важные дела.
Срочные и важные задачи решайте в первую очередь, потому что они влияют на текущую ситуацию. Несрочные и важные, конечно, можно отложить и на потом. Но проактивный человек будет по мере возможности выполнять и их. Это защитит от ненужной раздражительности, гнева, стрессовых ситуаций.
Постоянно оценивайте, что работает, а что нет
Проактивным людям тоже свойственно ошибаться. Но, в отличие от реактивных, они не унывают, а пытаются найти другое решение проблемы.
Как сказано выше, проактивность побуждает готовиться к проблемам. Проанализируйте, когда они случаются. Может быть, это определенное время года. Или, например, праздничные дни.
Принимайте проактивные решения
Помните, иногда придется менять решение или подстраиваться под ситуацию. Не бойтесь. С первого раза найти идеальный вариант практически невозможно.
Инструкция для родителей
Обсуждайте внешний вид и поведение злодеев из фильмов и сказок. Спрашивайте ребенка: почему в реальной жизни настоящий бандит не рискнет выйти на улицу в черной маске с пистолетом в руке? Только не давайте готовых ответов. Важнее помочь ребенку сделать правильный вывод самому. Тогда он запомнит все гораздо лучше.
Покажите ему камеры наружного наблюдения. Пусть он поймет, что нападать на других открыто злодеи не станут.
Если плохой человек хочет, чтобы на него никто не обратил внимание, то он должен действовать очень скрытно и выглядеть совсем не подозрительно. Предложите малышу ответить на следующие вопросы: «Что злоумышленник может сделать, чтобы увести с собой чужого ребенка? Как он начнет разговор, чтобы окружающие подумали, что это не чужой дядя или тетя, а папа или мама малыша? Как преступник поведет себя, если ребенок закричит или побежит? Рискнет ли он гнаться за ним, тащить за собой? Что лучше: громко закричать, чтобы все-все вокруг точно поняли, что это чужой человек, или начать щипаться?»
Во время таких бесед аккуратно объясняйте, что есть люди добрые и злые и что вторые хотят казаться первыми. Донесите важную мысль: вежливый, улыбчивый и внешне приятный человек не всегда на самом деле добрый. Преступники как раз такими обычно прикидываются. Подскажите, что даже хорошие люди могут иногда нагрубить, поступить некрасиво. Достаточно это коротко пару раз обсудить. Но только снова обязательно в диалоге: пусть ребенок сам до всего доходит.
Круг влияния и управление жизнью
Теперь посмотрите на эти круги и определите, какой из них находится в фокусе вашего внимания и действий. Какой стоит на первом месте?
Есть события, обстоятельства, люди, которые вызывают в нас эмоции, заставляют обсуждать их, следить за ними. Но на деле эти события так далеки от нас, повлиять на них, мы не имеем возможности.
Почитайте сегодняшние новости: • Китай и Япония передумали праздновать 40-летие нормализации отношений. • Иран показал средства борьбы с авиацией США. • Дочь бывшего президента Ирана посадили в тюрьму. • Министром культуры Норвегии стала мусульманка. • В США сенат запретил авиакомпаниям платить экологический налог в ЕС.
Это важно для вас? Как вы это можете изменить?
Такие события, которые не являются для нас значимыми, развитие которых происходит независимо от нас и влиять на них мы не в состоянии, стоят за гранью Круга Влияния — в Круге Забот.
И те, кто фокусируются вне Круга Влияния, получается, растрачивают свои силы и энергию впустую, «обогревают улицу». Это реактивные люди.
Такие люди принимают на себя роль Жертвы, причины неудавшейся жизни ищут и находят во внешних обстоятельствах. Они ставят себя в зависимость от окружающих событий, людей, мировых проблем, температуры воздуха на улице и настроения соседа по лестничной площадке. Они недооценивают себя, свою способность решать и делать. Это приводит к тому, что их Круг Влияния начинает сужаться. Человек, уходящий от ответственности и не желающий брать на себя обязательства, отдает бразды правления своей судьбой кому-то другому. Ему легче сказать, что причина неудач мировой кризис или конец света.
Другая категория людей – проактивные люди (о них подробнее читайте в статье «Проактивность») напротив, своим приоритетом выбирают Круг Влияния. Они действуют там, где их усилия приносят результат. Их энергия созидательна. Она приводит к расширению Круга Влияния за счет позитивной и эффективной деятельности.
Как быть проактивным человеком и действовать в Круге Влияния?
1. Менять то, что непосредственно зависит от нас: навыки, умения, знания, отношение к сложившимся обстоятельствам. 2. Менять методы влияния на события, на которые мы лишь косвенно можем воздействовать. 3. Принимать то, что неизбежно, и научиться с этим жить.
Проактивность и реактивность по Стивену Кови
По мнению Стивена Кови, каждый человек изначально проактивен, независим от обстоятельств. Ситуация меняется тогда, когда он добровольно соглашается с такими изменениями. Реактивный человек, попадая в затруднительное положение, начинает винить внешние факторы. Проактивный же в этом время ищет наиболее благоприятный выход.
Стоит отметить существование двух типов внешних факторов:
Чтобы определить, проактивный или реактивный вы человек, задайте себе вопрос: в каком направлении я иду? Заняты ли вы тем, на что можете повлиять? Или двигаетесь в обратную сторону?
На схеме Кови круг влияния расположен внутри круга забот. Проактивный человек направляет усилия на реализацию задач в кругу влияния. Приведем пример проактивности в работе. Руководитель компании столкнулся с повышением цен на услуги связи. Реактивный человек вряд ли будет искать выход, анализируя сложившуюся ситуацию. Проактивный же займется внедрением новых стандартов связи, которые в итоге снизят затраты и улучшат взаимодействие с клиентами.
А что такое проактивность сотрудника? Примерно то же самое. Наделенный этим качеством человек никогда не испугается трудностей. Он в любом случае будет искать выход из сложившейся ситуации, а не жалеть себя и ругать обстоятельства.
Какие они – люди из желаемого круга общения?
Часто, приходя на прием к психологу, клиенты не могут четко сформулировать, каких же людей они хотят видеть вокруг себя. Они говорят: «хочу, чтобы меня понимали», «чтобы рядом были те, кто поможет в трудную минуту», «кто не будет шептаться за спиной». Но это – характеристика отношения к себе, а не людей.
Стоит задаться вопросом: а какие они — те люди, которыми хочется окружить себя? Какой их возраст? Как они выглядят? Что любят? Чем увлекаются? Какие их жизненные ценности и приоритеты?
Если вы молодая мама, то, скорее всего, вам будет интересно тоже с молодой мамочкой, которой близки проблемы, связанные с маленьким ребенком. Возможно, вы – страстный кулинар и желаете обмениваться рецептами и идеями с таким же ценителем вкусной и изысканной пищи. Может, вы любите путешествовать или читать книги, тогда стоит поискать людей, которые разделяют эти хобби. В любом случае, с такими людьми темы для разговоров долго не иссякнут и с ними можно по-настоящему почувствовать интерес к жизни.
Важно осознать: если вы поймете, каких людей хотите видеть, то оглянувшись, можете легко их найти вокруг себя. Другое дело – как с ними сблизиться?