Кроткая достоевский о чем

Кроткая Достоевский краткое содержание

Кроткая Достоевский краткое содержание повести

Повесть «Кроткая» впервые была опубликована Федором Михайловичем Достоевским в 1876 году. В этом произведении автор отражает тяжелейшее душевное состояние главной героини, которое приводит к добровольному уходу из жизни молодой женщины. Поводом для создания писателем данной истории послужило случившееся в Петербурге самоубийство нищей швеи, при этом девушка выбросилась из окна на четвертом этаже, держа в руках икону. После этого происшествия Достоевский, по его собственным словам, не переставал думать о несчастной душе, которая уничтожила сама себя, и в результате его длительных и напряженных размышлений появилось соответствующее произведение.

Кроткая достоевский о чем. Смотреть фото Кроткая достоевский о чем. Смотреть картинку Кроткая достоевский о чем. Картинка про Кроткая достоевский о чем. Фото Кроткая достоевский о чем Ф. М. Достоевский повесть «Кроткая»

Рассказ ведется от лица мужчины, занимающегося выдачей денежных средств в долг под солидные проценты и ставшего супругом центральной героини повести. Однажды к нему приходит совсем юная девушка, находящаяся в поиске должности гувернантки, она приносит в заклад последние остатки своего весьма скромного имущества. Ростовщику искренне нравятся чистота, невинность и в то же время несомненное чувство собственного достоинства, присущие посетительнице. Он немедленно решает, что в дальнейшем она станет принадлежать именно ему, нисколько не сомневаясь в том, что сумеет завладеть этой кроткой и доверчивой девушкой.

Мужчина предлагает новой знакомой стать его женой, подчеркивая, что, несмотря на его теперешнее ремесло, он происходит из дворянской семьи и является штабс-капитаном в отставке. Избранница рассказчика, измученная нищетой и отчаянием, соглашается на брак, она готова искренне любить супруга и подарить ему свое сердце. Однако сам ростовщик мечтает не о сердечных чувствах, а о безграничной и безоговорочной власти над другим живым существом, поскольку его душа уже отравлена и уязвлена многочисленными неудачами и поражениями, настигавшими этого человека на жизненном пути.

Муж центральной героини повести полагает, что он не сумел ничего добиться, считая свою деятельность ростовщика унизительной для себя, он пытается каким-либо образом отомстить обществу. Мужчина мечтает о том, чтобы хотя бы одно создание преклонялось перед ним и воспринимало его в качестве настоящего героя. Рассказчик начинает воспитывать Кроткую, которой в повести не дается никакого конкретного имени, желая, чтобы она в моральном отношении стояла перед ним на коленях. Ростовщик холодно и жестко пресекает ласку и нежность с ее стороны, ему необходима полная покорность и преклонение перед ним

Кроткая достоевский о чем. Смотреть фото Кроткая достоевский о чем. Смотреть картинку Кроткая достоевский о чем. Картинка про Кроткая достоевский о чем. Фото Кроткая достоевский о чем

Женщина чувствует себя глубоко оскорбленной такой реакцией на ее чувство, она пытается протестовать и по-своему сводить счеты с мужем. Кроткая в течение нескольких дней не произносит ни слова, она надолго покидает дом, однажды она насмешливо интересуется у супруга, действительно ли его изгнали из полка в связи с тем, что он не решился принять участие в поединке из-за собственной трусости. Рассказчик ощущает, что в душе жены лишь возрастает ненависть и презрение к нему, в один из вечеров он кладет на столик перед ее кроватью револьвер.

Женщина в полнейшем отчаянии заканчивает жизнь самоубийством, выбросившись из окна. Мужу становится ясно, что именно он уничтожил ее привязанность, при этом притворяться любящей супругой она не могла, что и привело Кроткую к роковому решению.
В повести показана трагедия чистой и целомудренной души, готовой любить, но оказавшейся в руках морального тирана. В итоге героиня истории предпочитает умереть, осознав, что уже не сумеет подарить мужу настоящее чувство и сделать его счастливым.

Источник

Краткое содержание Кроткая Достоевского

Начинается эта повесть с того, что однажды к ростовщику приходит очень худенькая, приятная молодая девушка, которая хочет заложить свои вещи. Ростовщик сразу же чувствует родственную душу в лице этой молодой девчонки. Ему кажется, что сама судьба свела их вместе, и что она – именно та, кого он ждал всю жизнь. Но несмотря на то, что девушка, и так кротка и чиста, он решает еще больше подавить ее. Показать ей свою власть и могущество. И он начинает воспитывать Кроткую. В лице этой слабой женщины, он мстит всему обществу, которое не стало ему подчиняться. На подсознании он выбирает себе жертву, которая вышла за него замуж и ждала совсем другой роли в его жизни.

Кроткую не устраивает такое положение дел, она постоянно бунтует – то замыкается в себе и молчит сутками напролет, то убегает из дома. А однажды, пока ростовщик спит, она подносит к его лицу револьвер, и долго держит его у виска. Но как только револьвер убран, становится понятно – теперь власть навсегда в руках ее жестокого мужа. Она любит его и ненавидит одновременно, и это просто психологически ломает ее.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Достоевский. Все произведения

Кроткая. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Робинзон Крузо родился в семье среднего достатка. Его отец мечтал, что сын станет его помощником. Но Робинзон был авантюристом. Дальние страны манили его. Несколько его морских путешествий прошли удачно, пока однажды их корабль не захватили пираты.

В Венецию на службу был приглашён богатый и родовитый мавр – генерал Отелло. Он часто посещал венецианского сенатора и рассказывал ему и его дочери Дездемоне о своих жизненных испытаниях, о военных сражениях

Из школьной программы все знают, что Крылов был баснописцем. Однако Иван Андреевич был еще и драматургом. В 1800 году он написал пьесу «Подщипа», имеющую в своей структуре канон и построенную на принципах триединства классицистической драматургии

Маленькая девочка Катя в раннем детстве осталась без родителей. И на ее судьбу выпадет очень много испытаний и всевозможных приключений.

В дом Оргона приезжает некий Тартюф. Для Оргона этот человек был невероятно мудрым и уважаемым. Тартюф умел красиво разговаривать, раздавал поучения другим. Благодаря общению с ним

Источник

Кроткая кратко

В двух словах: Женившись на бедной девушке, ростовщик пытается выместить на безответной сироте злобу за перенесенные в жизни обиды, надеясь на то, что она будет безропотно жить в постоянной мольбе за его благородную душу. Однако девушка вступает с мужем в непримиримый нравственный поединок…

Рассказчик часто себе противоречит. Например, так и остаётся непонятным: он женился на «кроткой» из жалости, или для того, чтобы мучить её, мстя всему миру за свою судьбу, как мучил он своих клиентов. Кроме того, мысли рассказчика сумбурны и сбивчивы. Он как бы старается привести их в порядок, что ему удаётся лишь к концу повести, где несчастный добирается до сути дела, ему открывается истина.

Интересна также история самого рассказчика: он был отставным штабс-капитаном блестящего полка (ушёл в отставку добровольно). Там, как и везде, его не любили, а поводом к его отставке стала случайность. После этого он вёл бедную бродяжью жизнь, пока не умерла его родственница, оставившая ему три тысячи рублей. После этого рассказчик и стал ростовщиком, мечтая при этом накопить достаточную сумму и начать новую жизнь.

В конце рассказчик пребывает в порыве доброты и благодеяния: он в ногах у жены (с которой не разговаривал всю зиму), клянётся в любви, обещает счастье. Но как она поняла ранее, с ним нужно было «по-честному»: если любить, то всецело и преданно, или не любить совсем. Но она то ли не смогла сделать выбор в ту или иную сторону, то ли не захотела обманывать рассказчика «полулюбовью». Поэтому повесть завершается очень печально — самоубийством главной героини.

Источник

«Кроткая» — фантастический по достоверности рассказ

В рассказе есть Предисловие. В Предисловии автор предуведомляет читателя, что рассказ назван «фантастическим», тогда как он «в высшей степени реален». Да-да, столь правдоподобен, будто всё сказанное Главным героем записано на стенографе.

Внимание, Достоевский не может стать другим: из текста рассказа выставлен крючок с наживкой, чтобы все поверили, что в нём описаны обыденные события — не имеющие отношения к Законам Мироустройства.

Значит, на самом деле всё как раз наоборот: в «фантастическом рассказе» есть Великий смысл, в формулу сведенный в исповеди Версилова в более позднем романе «Подросток»…

ЛЮДИ НЕ МОГУТ ЖИТЬ В СОГЛАСИИ,
ПОТОМУ ЧТО НЕ ПОНИМАЮТ ДРУГ ДРУГА
И, ПРЕЖДЕ ВСЕГО, САМИХ СЕБЯ.

Один думает о происходящем одно, другой — иное,
на самом деле нет ни этого, ни того,
ибо ИСТИННАЯ СУТЬ ОТ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА СОКРЫТА.
ТАК БЫЛО, ЕСТЬ И БУДЕТ, ПОКА…

Вот, что следует из «внешних обстоятельств» жизни, внешнего вида двух главных героев и того, что они сами говорят о себе…

ОН — закладчик. ОНА молча закладывает у него вещи.
ОН «строг, строг и строг». «Строгость у него это сухость».
ОН — отставной штабс-капитан блестящего полка,
родовой дворянин, независим и прочая… ОНА после смерти своих родителей (отец — личный дворянин) уже три года находится в рабстве у своих «скверных тёток» на «подённой безжалостной работе» с битьём и попрёками.
ОНА «молода, добра и кротка», «искренняя, но с характером». ОН отрекомендовался ей Мефистофелем…

Кроткая достоевский о чем. Смотреть фото Кроткая достоевский о чем. Смотреть картинку Кроткая достоевский о чем. Картинка про Кроткая достоевский о чем. Фото Кроткая достоевский о чемБ. А. Заборов. Иллюстрации к фантастическому рассказу
Ф. М. Достоевского «Кроткая». 1978.
Выбор между «толстым купцом и закладчиком, цитирующим Гёте».

В ней была такая искренность, ОН разом решил — женюсь!

Тем временем тётки вознамерились продать её соседнему толстому лавочнику с двумя бакалейными. Пятьдесят лет ему. «Он уж двух жен усахарил и искал третью, вот и наглядел её: «Тихая, дескать, росла в бедности, а я для сирот женюсь». Действительно, у него были сироты.

ОН вызвал её из дома и тут же у ворот объяснил, что сочтёт за счастье и за честь… «Объявив благородно мои недостатки, не пустился объявлять о достоинствах, прямо сказал, что сыта будет, ну а нарядов, театров, балов — этого ничего не будет, разве впоследствии, когда цели достигну. Этот строгий тон решительно увлекал меня».

ОНА долго думала и тут же у ворот сказала «да».
Несколько раз ОН заметил «беглую складку в её лице»,
но не придал этой складке должного значения…

ОН «облагодетельствовал» ЕЁ.
И возник союз между ПАЛАЧОМ и ЖЕРТВОЙ.
Тот союз, что ведёт к БУНТУ, СМЕРТИ, ОТЧАЯНИЮ…

Кроткая достоевский о чем. Смотреть фото Кроткая достоевский о чем. Смотреть картинку Кроткая достоевский о чем. Картинка про Кроткая достоевский о чем. Фото Кроткая достоевский о чемБ. А. Заборов. Иллюстрации к фантастическому рассказу
Ф. М. Достоевского «Кроткая». 1978.
Смерть КРОТКОЙ, оказавшейся БУНТАРКОЙ…

Всё осложнилось тем, что ОНА НЕ БЫЛА КРОТКОЙ…
Кроткий человек, по определению, — долготерпеливый,
потому что преисполнен покорности, незлобивости,
смирения, «мухи не обидит», ангельский, голубиный…

ОНА БЫЛА ГОРДОЙ, ибо…
«Гордость — утешительница слабых» (Вовенар).

СУТЬ КРОТОСТИ — способность держать своё негодование,
гнев и ярость под контролем, не опускаясь до мести…
СУТЬ ГОРДОСТИ — стремление отстаивать свою честь,
используя всё, что позволяет питать самоуважение,
чувство собственного достоинства, полноты жизни…

КРОТКАЯ использовала все формы сопротивления тирану-мужу: ухмылки, взгляды, дерзкий вид; споры и несвойственные ей выходки вплоть до припадков; потом начался БУНТ — она стала уходить из дома, хотя ей было это запрещено; в конце концов взяла в руки револьвер…

«Эта прелесть, эта кроткая, это небо» превратилась
«в тирана, нестерпимого тирана его души и мучителя!»

Кроткая достоевский о чем. Смотреть фото Кроткая достоевский о чем. Смотреть картинку Кроткая достоевский о чем. Картинка про Кроткая достоевский о чем. Фото Кроткая достоевский о чемБ. А. Заборов. Иллюстрации к фантастическому рассказу
Ф. М. Достоевского «Кроткая». 1978.
Отчаяние ТИРАНА, оказавшегося ЧЕЛОВЕКОМ С СЕРДЦЕМ…

Всё осложнилось тем, что ему
РЕШИТЕЛЬНО НЕЧЕМ БЫЛО ГОРДИТЬСЯ…

Роковую роль сыграло событие в театре, довольно пустяковое недоразумение, ссора между офицерами двух соревнующихся полков. Долгом чести офицера было вступиться в защиту обиженного товарища и вызвать на дуэль того, кто оскорбил полк. Герой повести не решился на такой поступок, что было всеми признано ТРУСОСТЬЮ. По приговору офицеров герой произведения должен был оставить полк.

«В моей жизни было потом, после полка много позора и падения». ПАДЕНИЯ ВОЛИ И УМА, вызванное отчаянием положения. У него не было почти никаких средств к жизни, поэтому он просил милостыню, ночевал в доме Вяземского на Сенной для петербургских низов.

Три года он был деклассированным элементом и вдруг бывший офицер смог подняться: получил наследство и открыл кассу ссуд. Став ростовщиком, он мог мстить обществу, которое его оттолкнуло, но мстить лишь до некоторой степени, на короткое время — с момента отдачи под залог до выкупа. Это, конечно, давало удовлетворение, но, однако, только частично.

Ему был нужен кто-нибудь такой, кто давал возможность
полностью удовлетворить садистские чувства.

Кроткая достоевский о чем. Смотреть фото Кроткая достоевский о чем. Смотреть картинку Кроткая достоевский о чем. Картинка про Кроткая достоевский о чем. Фото Кроткая достоевский о чемО. Маркина. Иллюстрация к рассказу Достоевского «Кроткая».
ЖЕРТВА, доведенная своим страданием до предела —
только частично отвечает за свои поступки.
Самоубийца осталась КРОТКОЙ, которую ждёт благодать?

ОН ещё до женитьбы узнал, что ОНА ГОРДАЯ. Это его не смутило: «Ну, гордая! Я, дескать, сам люблю горденьких. Гордые особенно хороши, когда… ну, когда уж не сомневаешься в своём над ними могуществе».

«Чрезмерная гордость — вывеска ничтожной души» (Тургенев).
ГОРДЫЙ ТРУС доказал это положение со всей очевидностью…

«Принимая ее в дом свой, я хотел ПОЛНОГО УВАЖЕНИЯ. Я хотел, чтоб она стояла предо мной в мольбе за мои страдания — и я стоил того. О, я всегда был горд, я всегда хотел или всего, или ничего». ОНА должна была понять, что ОН «суров, горд и в нравственных утешениях ни в чьих не нуждается, страдает молча».

ОН создал целую систему истязаний своей ЖЕРТВЫ.
«О, без всякой натуги система сама собой вылилась».

Кроткая достоевский о чем. Смотреть фото Кроткая достоевский о чем. Смотреть картинку Кроткая достоевский о чем. Картинка про Кроткая достоевский о чем. Фото Кроткая достоевский о чемИ. Коржев. «Молчание». 1994.
«Молчание глубоко, как Вечность; разговоры мелки, как Время».
«Речь — удел человека; молчание — удел Бога, но и зверя, и смерти… А потому мы должны постигнуть оба искусства». Карлейль

Вскоре после свадьбы стало ясным, что несмотря на все старания Кроткой, душевный контакт между ним и ею невозможен. Они стали все больше и больше отдаляться друг от друга. Кроткая всё больше уходила в молчание. А МОЛЧАНИЕ ЭТО СИМПТОМ «УМИРАНИЯ».

«Гордый человек точно обрастает ледяной корой.
Сквозь кору нет хода никакому другому чувству» (Толстой).

ОН говорит: «Я все молчал, и особенно, особенно с ней молчал, до самого вчерашнего дня, — почему молчал? А как гордый человек». Между супругами выросла СТЕНА. Такой стеной герой хотел отгородить себя сперва от общества. ОН занимался ростовщичеством, чтобы жить «вдали от вас всех». Потом такая стена выросла между ним и Кроткой. Они уже не составляли никоего единства. Это было ОДИНОЧЕСТВО ВДВОЁМ. Вскоре у каждого появилось СОБСТВЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО. И они были в них СОВЕРШЕННО ОДИНОКИ.

ОН винит во всём Кроткую и закономерности бытия… «Вы думаете, я её не любил? Кто может сказать, что я её не любил? Видите ли: тут ирония, тут вышла злая ирония судьбы и природы! Мы прокляты, жизнь людей проклята вообще!»

Их внутренние миры разнонаправленны:
у него — вниз, у неё — вверх…
«Гордый ум всегда бывает умом мелочным;
гордая душа — это душа возвышенная» (Пьер Буаст).

Кроткая достоевский о чем. Смотреть фото Кроткая достоевский о чем. Смотреть картинку Кроткая достоевский о чем. Картинка про Кроткая достоевский о чем. Фото Кроткая достоевский о чем«Я всё ей говорил, что повезу ее в Булонь купаться в море, теперь, сейчас, через две недели, что у ней такой надтреснутый голосок, я закрою кассу, что начнётся всё новое, а главное, в Булонь, в Булонь!»

Рассказывает Лукерья — служанка…

«Стоит она у стены, у самого окна, руку приложила к стене, а к руке прижала голову, стоит этак и думает. И так глубоко задумавшись стоит, что и не слыхала, как я стою и смотрю на неё из той комнаты. Вижу я, как будто она улыбается, стоит, думает и улыбается. Посмотрела я на неё, повернулась тихонько, вышла, а сама про себя думаю, только вдруг слышу, отворили окошко. Я тотчас пошла сказать, что «свежо, барыня, не простудились бы вы», и вдруг вижу, она стала на окно и уж вся стоит, во весь рост, в отворенном окне, ко мне спиной, в руках образ держит. Сердце у меня тут же упало, кричу: «Барыня, барыня!» Она услышала, двинулась было повернуться ко мне, да не повернулась, а шагнула, образ прижала к груди и — и бросилась из окошка!»

Кроткая достоевский о чем. Смотреть фото Кроткая достоевский о чем. Смотреть картинку Кроткая достоевский о чем. Картинка про Кроткая достоевский о чем. Фото Кроткая достоевский о чемПетербургский двор-колодец.
И понёсся из Петербургского двора-колодца в Небо крик…
Не ОНА — ЖЕРТВА, ОН — ПАЛАЧ — кричал,
что «сведя мысли в точку», ИСТИНУ осознал…

«Косность! О, природа! Люди на земле одни — вот беда!
«Есть ли в поле жив человек?» — кричит русский богатырь.
Кричу и я, не богатырь, и никто не откликается.

Говорят, солнце живит вселенную.
Взойдет солнце и — посмотрите на него, разве оно не мертвец?
Всё мертво, и всюду мертвецы.
Одни только люди, а кругом них молчание — вот земля!

«Люди, любите друг друга» — кто это сказал? чей это завет?
Стучит маятник бесчувственно, противно. Два часа ночи.
Ботиночки ее стоят у кроватки, точно ждут ее…
Нет, серьезно, когда её завтра унесут, что ж я буду?»

Опять логический сбой… Нет у него «завтра»,
ибо не будет принято его раскаяние,
и эта «страшная минута» превратится в долговечность…

Жизнь — пустыня, по ней мы бредем нагишом
Смертный, полный гордыни, ты просто смешон!
Ты для каждого шага находишь причину —
Между тем он давно в небесах предрешен.

Кроткая достоевский о чем. Смотреть фото Кроткая достоевский о чем. Смотреть картинку Кроткая достоевский о чем. Картинка про Кроткая достоевский о чем. Фото Кроткая достоевский о чемА. А. Ушин. Иллюстрация к рассказу Ф. М. Достоевского «Кроткая».
Счастье, строящееся на полном порабощении и подчинении,
оказалось недостижимым. Подчинению КРОТКАЯ противопоставила
СВОБОДУ — «умерла, помолившись»…

ЖИТЬ С ЛЮДЬМИ НЕ МОГЛА — И УМЕРЛА:
УМЕРЛА В СОГЛАСИИ С СОБОЙ И С МИРОМ.

Слышите, звучит над Россией «звон похоронного колокола»?
Бу-у-ум! Люди осиротели, так как нет жизни без веры
в возможность счастья, простого счастья, на земле.
Бу-у-ум! Лишь кроткие сохраняют веру, что им поможет Бог.
Бу-у-ум! Кто мы, где мы, куда идём.

Кроткая достоевский о чем. Смотреть фото Кроткая достоевский о чем. Смотреть картинку Кроткая достоевский о чем. Картинка про Кроткая достоевский о чем. Фото Кроткая достоевский о чемНатюрморт XIX века. Увядший чертополох.

Leave a Reply Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Источник

Загадки Кроткой

Автор представляет героя закоренелым ипохондриком, человеком, живущим в вечных страхах и в вечном поединке с жизнью, которая у него всегда под подозрением. А то стал бы он, еще даже и не женившись, заранее обустраивать себе целую систему безопасности в будущем браке и водружать мысленные баррикады для сосуществования с Кроткой, приходившей к нему, закладчику, со своими жалкими копеечными вещицами очень юной, болезненной и трогательной в своей «гордыньке» барышней. Поединок заканчивается гибелью Кроткой, бросившейся из окна с иконой Богородицы в руках…
Так у Достоевского… А нам что за дело до этой старинной супружеской драмы – нынче-то все проще, все не так… Да и девиц таких, как Кроткая, где сыскать? Вчерашних вышколенных в строгих правилах институток (или гимназисток), замученных обстоятельствами жизни, лютой бедностью, но с невиданным упорством держащихся при том драгоценных для них принципов и идей, и основанного на этих принципах чувства независимости и собственного «Я». Так воспитаны.
Тип этот женский, – детище заимствованной в западных католических и протестантских пансионах и внедренной в России при Екатерине II системы женского воспитания, был не раз блистательно явлен Достоевским в его романах, – он прекрасно знал его и в жизни. Та же Катерина Ивановна в «Преступлении и наказании», на краю жизненного краха бредящая своим когдатошним фрейлинским шифром. Или Мария Исаева – первая жена Достоевского, реальный прототип Катерины Ивановны, и даже Анна Григорьевна Сниткина – супруга и истинный друг последних пятнадцати лет жизни Федора Михайловича… При всех ее действительно высоких душевных добродетелях и заслугах, и она ведь была из тех девушек, научившихся самостоятельно зарабатывать, твердых, решительных, с принципами, и… с некоторой духовной ограниченностью, увы, о чем есть свидетельства в воспоминаниях и документах, к Достоевскому относящихся.

Корень зла – по Достоевскому – в самом человеке, в средоточии его духа. Увы: духа больного. Причем больного очень давно – со времен прародителей Адама и Евы, и по наследству от них переданного и нам, их потомкам, да еще и поколениями многократно преумноженного. Потому-то Достоевский писал не о нарушениях правила, не об исключениях, но обо всех, о человеке вообще, о том, что касается и каждого, и человечества в целом, и на все времена. Потому-то и все случающееся с его героями происходило не в каком-нибудь конкретном сыром и мрачном Петербурге, на изображении реалий которого постоянно застревают сценографы, или в Скотопригоньевске («Братья Карамазовы»), дублирующем до микронной точности топографию и топонимику Старой Руссы, а во Вселенной, где Скотопригоньевск – есть образ Вечного города – то самого Рима-блудницы, вожделеющей «хлеба и зрелищ». Именно в «Столичном городе» – так назывался трактир в Скотопригоньевске, и именно так величался всегда Рим, происходит самый важный разговор о Боге Ивана Карамазова с братом Алешей. А топография и топонимика служат Достоевскому вовсе не для примитивного обнаружения прообразов «Скотопригоньевска», но для восхождения к гораздо более высоким символическим начертаниям, как в примере со Столичным городом.
Достоевский мыслил в масштабах Священной Истории, движимой Промыслом Божиим, и другой истории для него не существовало. Той истории, в которой России, с трагическими процессами ее расцерковления, происходившего на глазах у Достоевского, принадлежало центральное место…
***
Образ Кроткой не прост для постижения. Он как та жанровая игра самого Достоевского, сотворен мерцающим, меняющимся, все время преображающимся. Не просто читателю распознать природу этого образа, увидеть, что Кроткая – вовсе не кроткая. Да, это юное, уже много страдавшее и болезненное существо, которое вызывает жалостливое сочувствие. Но с другой стороны: с первых дней общения со своим будущим мужем она выказывает изначальную предубежденность против него. В своих реакциях Кроткая являет цепь непрерывных скрытых и явных осуждений этого неудачника-закладчика и сверх того – неисходное чувство высокомерного превосходства над ним. Становясь «все дерзче и дерзче», она выказывает вовсе не малую способность к бунту и сопротивлению. Пытаясь сохранить свое личное достоинство, она ничуть не уступает ни в степени своих внутренних амбиций и гордыни своему противнику – супругу. Кротость, или, точнее, скрытность, молчаливость, – она лишь личина тайной духовной гордости и превозношения, которые выдает только «огонь», вспыхивающий в ее глазах от малейшего укола самолюбию, злые, едкие, «дурные» улыбки, мстительность, стремление в любой даже унизительной и проигрышной ситуации найти для себя «выгодную» высоту, сохраняя в своем «горделивом смирении» (!) чувство своего внутреннего превосходства – по известному принципу «уничижение паче гордости». «Бунт и независимость» – вот что было…». И все это ради сохранения собственного достоинства, своего драгоценного «Я», или, выражаясь по-церковному, «самости» вчерашней благообразной и хорошо воспитанной институтки или гимназистки, – барышни из числа первых образчиков нарождавшейся тогда интеллигенции, цену себе знать уже научившейся, а милосердию и великодушию к страдающему, пусть даже и по собственной вине человеку,– нет.
У Достоевского Кроткая вначале хотела и пыталась «любить», но натолкнувшись на напускную строгость тяжело недугующего гордыней супруга, перешла к ответным действиям, начав его тиранить по-своему. Началась война. Когда же с его глаз начала спадать пелена и его скрытая, изуродованная предрассудками гордыни любовь всё-таки стала вырывается наружу, вдруг оказалось, что вот этого-то она понести уже и не может и не хочет: ведь тут потребовалось бы смирение, самоотречение, пришлось бы стереть из памяти все ее обиды, простить, признать его достойным любви, увидеть и собственную неправоту… И Кроткая милости и смиренному прощению предпочитает самоубийство.

«Зачем умерла эта женщина?» – восклицает герой вслед за автором, знающим, что любовь к Богу и любовь к ближнему исключают любовь к себе. Его (Федора Михайловича Достоевского) создание – Сонечка Мармеладова – не только не убивает себя, но своим смирением, умением устранять свое «Я» и подлинно самоотреченно любить, тем самым и спасает гордеца Раскольникова. А рядом с ней, казалось бы, и любящие, и достойные, и прекрасные женщины, но… отягощенные, как и Кроткая, самолюбием и тайным превозношением, а потому терзающие и разрушающие все и всех вокруг себя…
Достоевский как никто другой (вскоре вслед ему пойдёт Чехов, любивший идеал русской смиренной женщины, выпестованный в веках в народном почитании и воспевании Пресвятой Богородицы и стремлении русских жен походить на Неё) именно от женщины ожидал спасения миру благодаря её великой готовности ко смирению. Он ведал, что на смирении женщины стоит мир, что любовь, без отречения от самолюбия не может совершиться как любовь: не сможет помогать, врачевать, поддерживать и, тем более, спасать любимых.
***
Достоевский в образе Кроткой не смягчает реальности, взирая на нее трезво и довольно жестко. Не случайно ведь трагический финал этого брака предопределяется с самого начала: Кроткая приносит в заклад икону. Герой-закладчик также далек от подлинной веры, от молитвы, хотя потребность молиться в сердце его еще жива. Но, жаждая утолить боль после гибели Кроткой целительным словом Псалтыри, он не находит сей святой Книги в доме, да и по церковнославянски читать тоже не умеет…
Горе.

Лишь незадолго до самоубийства служанка Лукерья застает Кроткую сидящей перед тем самым принесенным в заклад образом, с которым она в конце концов и выбрасывается из окна. Вообще слово Бог с большой буквы в тексте рассказа, – не всуе, а сознательно, из веры произносит одна только Лукерья. В самом начале рассказа она говорит весьма знаменательное слово: «Бог вам заплатит, сударь, что нашу барышню милую берете, только вы ей это не говорите, она гордая».
Лукерья гимназий, понятно, не кончала. Она кухарка и вера, еще не сокрушенная институтским воспитанием и науками, в ее сердце живет. Ее речь – и для автора, – слово действительно православного человека. Одно – в начале, другое – в конце, перед самоубийством: «Давно, барыня, следовало бы барину к вам прийти прощения попросить… Слава Богу, что вы помирились…», – немного, но сколько в них добра и мягкости, и ума природного, сколько Божьего тепла излучают они, напоминая двоим о погубленной возможности жертвенно любить. Потом, добавим к слову, слуги этого изумительного русского типа (Пушкиным открытого) появятся во множестве у Чехова. Он-то эту Лукерью и выведет на первый план, как, к примеру, в «Студенте», в образе маленькой, рябой, забитой Лукерьи на «вдовьих огородах», переживающей рассказ о страстях Христовых с великой силой живого неиспорченного гордостью сердца.
Герой Достоевского – человек горячий, пылкий, взрывной… Он может видеть за собой свою неприглядную «наготу», может называть ее соответствующими именами, он может признаваться в трусости и в своем тщеславии, он может любить, – он человек, в котором гордость не съела до конца горячего сердца, сердца, способного к возрождению. Его образ у Достоевского приводит на ум образ «разбойника благоразумного», а с ним и все столь дорогие христианскому сердцу мотивы о неправедности всех человеческих судов друг над другом, о сострадании к ближнему в его падениях, о святой вере в то, что человек, пока «еще не умер, может покаяться. ».

ПРО ИНСТИТУТОК
Этюд из книги «Воздыхания окованных. Русская сага».

Белоснежные воротнички, сдержанная, в меру свободная простота манер, твердость знающего, чего он хочет и что нужно хотеть характера, безупречная выдержка, множество полезных навыков и умений и при этом весьма жадная потребность пожить при возможности на полную катушку, непременно «быть любимой» (любить самим – это уж оставлялось для жертвенных неудачниц Сонечек Мармеладовых)… И долг и еще раз долг – чем не хороши?
Этот женский тип не стороной прошел по XIX веку в России… Он очень глубоко врос в русскую жизнь, смешался с русской почвой, привнес много ценного и полезного, но все-таки чуждого в корне своем духу туземному, православному. Вопрос тонкий и деликатный. Уж очень в этом русском женском типе смешалось добро и зло… А потому и полезно было бы держаться того, что Станиславский называл «правдой жизненных образов» (которая «заразительна»).
…Они много трудились, учили, лечили, умели довольствоваться крайней скудостью условий жизни, никогда не ныть, не жаловаться, не распускаться. Эти женщины были людьми долга: достойными, кристально честными и великодушными… Но не случайно в романах Достоевского – а Федор Михайлович был тонким знатоком женской души – этому идеальному и красивому женскому типу почти всегда противостоял другой тип, который мы могли бы объединить в образе Сонечки Мармеладовой (разумеется, подразумевая здесь строй ее души, а не что иное).
Первый тип, хорошо известный писателю, – к нему можно было отнести и некоторых его дальних родственниц, и хорошо знакомых ему сестер Корвин-Круковских – Анну и Софью, ставшую знаменитым математиком Ковалевской, и даже саму Анну Григорьевну, супругу и доброго ангела последних 14 лет жизни писателя. К ним вполне можно было бы отнести жизненный девиз Софьи Ковалевской: «Говори, что знаешь; делай, что обязан; и пусть будет, что будет».

Однако много выше ставил Федор Михайлович живое христианское самоотверженное, сокрушенное и смиренное сердце, никогда не ведающее о своих самопожертвованиях (как евангельская левая рука о добре, которое делала правая). Нет почти ни одного произведения у Федора Михайловича, где красоте, – казалось бы, достойной и заслуживающей уважения в своей основательной горделивости, – не противопоставлялся бы иной строй сердца – «Сонечек», познавших на деле, что стоит за евангельским словом: «Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником».
Осмелюсь высказать предположение, что симпатичный (в лексическом звучании этого слова в середине XIX века) тип образованной русской женщины-институтки, а следом и курсистки отозвался не только положительными сдвигами в сфере просвещения, но еще значительнее – и разрушительнее! – аукнулся он в сфере духовной: в оскудении веры, духа и благодати, покрывавших старинную простоту патриархально-семейной русской жизни. Ведь женщина – главное соединительное и охранительное начало семьи, но секрет состава сего «цемента» – в духе подлинного христианского смирения, о котором теперь мало кто правильно понимает…

Хороши были три чеховские сестры, а места себе в жизни своей найти не могли – попросту им всегда хотелось быть там, где их нет. Из этого корня возродилась, только в новом качестве, экзальтированность русской жизни. Как рядом, бок о бок они шли: оскудение духовности и благодатности, вытеснение всего мистического из человеческого сознания рассудочностью, позитивизм, нигилизм и, наконец, дурная мистика и экзальтация. Куда-то надо же было бедному духу человеческому, вытесняемому, выбиться, где-то найти себе кормежку – но только чтобы по пути смирения не идти, только чтобы гордынька не пострадала… Вот и пришел час спиритизма, хлыстовских оргий и кокаинового блеска расширенных зрачков… Начинался Серебряный век с его ярмонками (как произносили это словцо в старину) не личностей, не тщеславий даже, нет! – но индивидуальностей и экзальтации без берегов, не чурающейся ничего, что только могло подхлестнуть давно уставшие, истрепанные чувства.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *