Критичен к другим что значит
Как критика в адрес других портит нам жизнь и как делать замечания
Задолго до появления в «Фейсбуке» кнопки «Прокомментировать» люди научились обсуждать новости, явления и других людей, оценивать их поступки и внешность, сплетничать и критиковать.
Способность видеть негативные стороны чего угодно заложена в нас эволюцией: она помогала нашему виду в буквальном смысле критично оценивать обстановку, вовремя выявлять врагов и выживать. Когда из дикой природы мы переселились сначала в деревни, а затем и в города, у критики появилась новая функция — формировать сообщества и укреплять их внутреннюю иерархию.
Положительные и отрицательные оценки, которые присваивают друг другу люди, можно считать своеобразной социальной валютой: чем больше «плюсов» мы получаем, тем выше наш шанс подняться по социальной лестнице. Поэтому мы так любим выставлять других людей в дурном свете (в разговоре с кем-то или даже в собственных мыслях) — понижая чей-то статус, мы как будто освобождаем себе место под солнцем.
Почему критиковать — плохо
В этом плане современный мир ничем не отличается от первобытных племен. Мы сплетничаем о своих коллегах, обсуждаем с друзьями общих знакомых, комментируем новости про звезд или даже собираемся в сообщества «хейтеров», чтобы критиковать чью-то жизнь. Конечно, никаких лучших побуждений за этим не кроется.
Такая критика имеет перед собой одну цель — потешить самолюбие критикующего. Акцентируя внимание на недостатках окружающих, мы сглаживаем собственные комплексы. «Да, у меня небольшая зарплата, зато я не пропускаю из-за работы утренники ребенка в детском саду». «Пусть у меня есть пара лишних килограммов, но я никогда не позволю себе выйти из дома с грязной головой». «Я все время чувствую себя уставшим, зато у меня активная жизненная позиция — не то что у некоторых». Такая критика может ранить адресата, если она высказана вслух. Но сам критикующий пострадает от нее в любом случае.
Культивируя внутреннее осуждение, мы подкармливаем собственные комплексы и снижаем свою самооценку — при таком раскладе она полностью зависит от успехов и неудач других людей. Чем больше мы концентрируемся на окружающих, тем меньше остается сил на работу над самим собой. Может казаться, что вы стараетесь самосовершенствоваться и учиться на ошибках других, на самом же деле вы просто соревнуетесь. Но у такой гонки не может быть победителя.
Как перестать критиковать
Первое, что нужно сделать, — признать, что вы критикуете. В данном контексте критикой можно считать любое отрицательное суждение о другом человеке, предмете или явлении (которое обычно создано или рождено людьми).
Когда вам что-то не нравится и этими чувствами непременно хочется поделиться, подумайте, какие конкретно вещи вас раздражают и почему вы считаете их неправильными, то есть определите, с какими вашими ценностями они идут вразрез. А теперь ответьте на два важных вопроса. Влияет ли объект критики на вашу жизнь? Готовы ли вы предпринять шаги, чтобы действительно изменить ситуацию? Если ответ в обоих случаях «нет», от критики стоит воздержаться. Ответ на первый вопрос дает понимание, есть ли какая-то угроза лично для вас. Например, когда вы с коллегой работаете над одним проектом и он тормозит процесс — это может стать вашей личной проблемой, так что имеет смысл ее обсудить. Но если вам просто кажется, что девушка из соседнего отдела медленно работает, лучше оставить свое мнение при себе. Второй вопрос — про действия — показывает, хотите вы помочь или для вас просто важно высказаться. Посмотрим на медлительного коллегу — вы готовы (если попросят) проконсультировать, разработать план для повышения эффективности и помочь на каких-то этапах реализации проектов? Или вам просто хочется обсудить его медлительность с другим коллегой за чашкой чая?
Чтобы побороть страсть к критицизму, имеет смысл постоянно подвергать критике собственные свои побуждения и культивировать толерантность — принятие чужих ценностей, даже если они идут вразрез с вашими. Можно использовать метод сравнения («Наверное, просмотр реалити-шоу доставляет ему такое же удовольствие в конце рабочего дня, как мне — чтение Бодлера. Что ж, все имеют право расслабиться»), тренировать эмпатию («Должно быть, она очень устала и поэтому никак не может собраться») и фокусироваться на достоинствах других людей («Да, у него есть привычка перебивать, но он действительно вставляет меткие ремарки»). Главное — в оценке окружающих не забывать о себе и своих собственных недостатках.
Как правильно критиковать
Иногда критика может быть полезна, тогда мы называем ее адекватной и обоснованной. Здесь нужно придерживаться нескольких важных правил.
И помните, что если поведение человека или любые аспекты его жизни никак не влияют на вашу, высказывать свое мнение стоит в одном случае — когда этот человек делится своими переживаниями, просит вашего совета или помощи.
Как правильно критиковать: советы и практические примеры
У критики есть две главных проблемы: шанс подпортить отношения с тем, кого вы критикуете, и шанс того, что ваши слова в принципе не будут услышаны. Многие не умеют воспринимать критику и поэтому полностью ее отбрасывают, даже если в ней есть по-настоящему полезные советы, исправляют недочеты из-под палки, а то и вовсе действуют назло. Несмотря на потенциальные риски, иногда без подобных замечаний не обойтись – на работе, в семейных и дружеских отношениях. В этой статье мы поговорим о том, как правильно критиковать – так, чтобы вас услышали, не обиделись и сделали то, о чем вы говорите.
Когда критика уместна?
Прежде чем обрушить критические замечания на коллегу или члена семьи, подумайте, почему вам так хочется это сделать? Конструктивен ли ваш негативный отзыв или вы просто хотите выместить отрицательные эмоции? Во втором случае отповедь вряд ли будет оправдана. Впрочем, есть и еще ряд ситуаций – не столь явных, – когда высказывать свое мнение на самом деле не стоит.
Критика не принесет пользы и может только навредить, когда вы:
Правильная критика возможна только тогда, когда вы хотите помочь человеку, предложив ему пути по улучшению ситуации. Важны сконцентрированность на исправлении/улучшении предмета обсуждения, желание помочь и готовность к тому, что ваши предложения в действительности могут человеку и не подходить. Образно говоря, задача критикующего предложить варианты, а задача того, кого критикуют, – рассмотреть их и решить, насколько они применимы. Чтобы такая коммуникация состоялась, одной стороне важно свои замечания грамотно подать, а другой – правильно принять (об этом мы говорим здесь).
Как правильно выразить свою точку зрения
Чтобы выбрать правильную форму для подачи критики, важно понять, почему люди относятся к ней негативно и отвергают ее. В целом, можно сказать, что в чистом виде критика бесполезна. Почему? Она включает в себя две составляющих, которые люди ненавидят больше всего:
Несмотря на то что люди ненавидят подчиняться, они с удовольствием сотрудничают. Если вы будете давать обратную связь не с позиции силы, а как равный – равному, ваши советы воспримут гораздо дружелюбнее. Чтобы подчеркнуть это сотрудничество, используйте местоимение «мы/наш», советуйте, предлагайте варианты совместной работы. Это не даст человеку занять оборонительную позицию. Конкретные примеры представлены ниже.
Второй важный момент – принцип бургера: критика лучше воспринимается, когда она «завернута» в два позитивных высказывания: положительная оценка – критика – положительная оценка. Поэтому, если вам хочется скорректировать поведение коллеги, родственника, друга или ребенка, сперва покажите, насколько ценен для вас этот человек, насколько важно то, что он делает, насколько в целом хороша его работа. Можно похвалить его качества или достижения. Только будьте искренни: фальшивые слова легко распознать. А если вы закончите разговор на положительной ноте, то закрепите положительный эффект после беседы.
Почему мы все равно используем грубую критику, если знаем, что она ранит?
Люди должны быть достаточно умны, чтобы понимать: жесткая критика – не работает. Тогда почему продолжают использовать ее? Дело в том, что это самый простой способ защитить собственное эго. Иногда мы прибегаем к ней не потому, что не согласны с чем-то, а потому что предмет обсуждения или сам человек задевает наши собственные комплексы или иные психологические проблемы.
Более того, любители часто критиковать, как правило, сами в детстве пережили травмирующий опыт, связанный с негативной обратной связью. Также это характерно для людей с расстройствами психики: для социопатов, нарциссов и др.
Помните: критика без похвалы и критика, подаваемая только с позиции силы, разрушает отношения. Таким образом вы говорите только одно: «Ты недостаточно хорош».
Как критиковать правильно: теория
На самом деле секрет правильной критики прост: убедитесь в том, что не критикуете, а даете обратную связь – это поможет вам решить проблему и не обидеть человека. Как отличить одно от другого?
Как видим, обвинительное «ты» в обратной связи заменяется на «мы», а вместо однозначных приказов даются более мягкие советы и предложения. Но помимо формулировок, важно учесть и то, в каком тоне вы говорите и по какому поводу. Так, идеальных людей не бывает, да и идеалы у всех разные. Поэтому давать обратную связь по каждой мелочи определенно не стоит.
Как понять, что вы слишком критично относитесь ко всему? Если кто-то скажет вам об этом напрямую, вероятнее всего, так и есть. Есть еще один способ выяснить это: вспомните, что вы говорите или думаете про себя, когда роняете что-то или совершаете досадную ошибку? Критически настроенные люди ругают себя или раздраженно вздыхают. Если вы настроены таким образом по отношению к самому себе, значит, критичны и к другим.
Если вы обижены или раздражены, любой ваш отзыв будет воспринят как критика, неважно, как вы его сформулируете. Это происходит потому, что люди реагируют прежде всего на эмоциональный тон. Поэтому необходимо прежде разобраться с собственными чувствами и по возможности остыть.
Как правильно критиковать: практика
Разберем указанную выше теорию на конкретных примерах. Для начала представьте: вы с другом договорились вместе пойти в кино, взяли билеты, но он опаздывает. Наверняка вам хочется сказать что-то вроде: «Вечно ты опаздываешь! Неужели так сложно хоть раз прийти вовремя?»
Однако гораздо эффективнее будет применить обратную связь.
Разница между критикой и обратной связью: примеры
Пример № 1. Муж не занимается воспитанием своей собаки, и она портит мебель в доме
Критика: «Твоя собака порвала все шторы и разгрызла диван! Удели время ее дрессировке, пока она не превратила нашу квартиру в хламовник!».
Обратная связь: «Я понимаю, что ты давно хотел собаку. Но меня огорчает, что мы не занимаемся ее воспитанием и она портит мебель. Что если мы прямо сейчас выберем кинолога, чтобы он начал ее дрессировать?»
Пример № 2: Друг уволился с работы и уже месяц не может найти новую
Критика: «А ты уже пробовал найти работу с помощью всем известного сайта? Собираешься ли дать объявление в газету? Ты уже посмотрел вакансию, которую я присылал?»
Обратная связь: «Сочувствую, найти работу в этот сезон не так-то просто. Что у тебя нового, какие интересные вакансии ты видел?»
Пример № 3: Приготовленная супругой пища вам не по душе
Критика: У нас на ужин снова эта гречка! Сколько можно ее готовить, она невкусная!
Обратная связь: Думаю, я просто не любитель гречки. Я столько съел ее в детском саду, что теперь просто не могу на нее смотреть. Конечно, потреблять крупы полезно. Мне, например, больше нравится рис. Может, будем готовить его?
Пример № 4 Клиент неверно выполняет упражнение в йога-студии
Критика: Вы неправильно держали спину, слишком сильно горбились. Не ставьте так руки. У вас никогда не получится правильная планка, если вы будете держать ноги в таком положении.
Обратная связь: Когда вы прогибаете спину таким образом, ваши мышцы провисают вместо того, чтобы напрячься. Если вы измените положение таза, то вам удастся сохранить спину прямой и правильно дышать. Вот так.
Полезные советы по грамотной критике
Не нужно бояться обратной связи: грамотный конструктивный отзыв полезен не только для критика, но и для критикуемого, потому что помогает совершенствоваться и стать лучшей версией себя. Главное – действительно хотеть помочь человеку, подготовиться к разговору и не рубить сгоряча.
Что делать, если вас критикуют.
4 вида критики. Основные мотивы критикующих. Как реагировать на критику и как ей противостоять.
Критика: хорошая и разная
Пример: жена-домохозяйка не успела приготовить к приходу мужа ужин и попросила его подождать полчаса. Муж очень голоден, к тому же он предупредил жену о времени своего прихода заранее. Как же может прозвучать его критика?
«Я расстроен, что ты не приготовила ужин, хотя заранее знала, когда я приду. Я очень голоден. Я прошу тебя лучше рассчитывать время в следующий раз». Это критика конструктивная и по форме, и по содержанию. Жена, скорее всего, будет реагировать спокойно и учтет критику на будущее. Вечер закончится в теплой обстановке.
«Полагаю, что тебе необходимо подумать над своей способностью планировать день. Пока ты не справляешься с этим». Эта критика вежлива и конструктивна, но только по форме; содержание же ее неверно, т.к. имеет место неправомерное обобщение. Возможно, весь день жены был спланирован хорошо: она успела отвести ребенка в школу, сходить на рынок за продуктами, навести дома порядок, забрать ребенка из школы и отвести его на дополнительные занятия, привести домой, накормить. У нее был объективно насыщенный день, и ее опоздание с ужином вовсе не явилось результатом неумелого планирования. Скорее всего, женщина среагирует именно на форму (агрессией, неуверенными оправданиями или обиженным молчанием). Она будет считать себя незаслуженно задетой. Однако если муж привык критиковать в конструктивной форме, то, возможно, жена также привыкла конструктивно отвечать. Вполне возможно, что конфликт будет разрешен, если муж признает, что был не прав и переформулирует фразу.
«Почему ужин не готов?! Как всегда, поесть нечего! Почему я должен ждать, приходя голодный домой после трудового дня?!» Это критика в целом верна по содержанию, но неправильна по форме. Скорее всего, жена будет оправдываться, а если поток критики не остановится, то либо «включится» защитная агрессия, либо она будет обиженно молчать, через полчаса поставив перед ним тарелку с едой. Возможно, она сделает для себя выводы на будущее, т.к. рациональное зерно в критике присутствует, но ее настроение будет испорчено. Несмотря на то что муж был прав по сути сообщения, она будет чувствовать обиду. Вечер (возможно, и не один) будет испорчен. При частом повторении такой ситуации взаимопонимание в семье ставится под вопрос.
«Неумеха! Плохая хозяйка мне досталась!» Эта фраза неконструктивна как по содержанию, так и по форме. Во-первых, муж осуждает не поступок жены, а дает негативную оценку ее личности, да к тому же в грубой форме. Во-вторых, такая «критика» не приносит пользы, она не помогает преодолеть недостатки в действиях человека, а лишь вызывает ответный всплеск негатива. В общем, это самый худший вид критики, буквально «разъедающий», подобно ржавчине, любые отношения.
Таким образом, лучше всего «срабатывает» полностью конструктивная критика, т.е. верная по содержанию и высказанная корректно и уважительно. Такая критика необходима каждому из нас, так как отражает, как в зеркале, наши недостатки, недоработки, ошибки. И именно потому, что она правильно высказывается, мы получаем шанс эти ошибки исправить. Конечно, и такая критика может быть неприятной, но именно у нее больше всего шансов быть услышанной и воспринятой.
Остальные разновидности критики вызывают в основном негативные эмоции, ведут к защитным реакциям либо самооправдания, либо отражения «нападения», либо к молчаливому самоедству. Это путь может привести к разрушению отношений либо к вынужденному сохранению «хорошей мины при плохой игре», когда критикуемый настолько сильно зависим от критикана, что не может разорвать отношения и принимает решение терпеть («Живу с ним и мучаюсь, но куда я уйду с двумя детьми?», «Начальник плохой, но зарплата хорошая»). Это путь неудовлетворенности, приводящий к депрессии и эмоциональным взрывам.
Кто и почему нас критикует?
Как мы выяснили, критика зачастую носит неконструктивный характер, и поэтому мы привыкли внутренне защищаться от нее. Какие же все-таки основные мотивы критикующих?
Нам завидуют. Популярная причина неконструктивной критики. Что такое зависть? Человек осознает, что ему чего-то не хватает (знаний, качеств, достижений, материальных предметов и т.д.), и старается обесценить для себя этот факт, замаскированно критикуя то, чему завидует: «Тебе очень идет это платье, оно прекрасно скрывает недостатки твоей фигуры!» Эта критика также может прикрываться маской благочиния, но она нужна только самому критикану, чтобы почувствовать установление некоторого баланса: да, пусть у нее есть то, чего нет у меня, зато я ей такое сказала!
Хотят испортить настроение, т.к. недолюбливают. Если отношения с кем-то не складываются, если существует постоянный фон недовольства, то возникает почва для постоянных уколов критики. Это может происходить между невесткой и свекровью, коллегами, «заклятыми» подругами. Человек, испытывающий неприязнь к другому, будет искать мельчайший повод для критики. Иногда она будет завуалированной («Какие вкусные блины! Ничего, что ты истратила полбутылки масла»), иногда прямой («Что ты за хозяйка, если даже посуду не умеешь мыть!»). Эта критика показывает общее отношение к человеку, и сколько к ней ни прислушивайся, критикан все равно найдет, к чему придраться.
Хотят добиться собственной эгоистической цели. Например, двум подругам в магазине понравилась одна и та же вещь. Одна начинает критиковать другую («Тебе не идет цвет, фасон, фигура не под эту кофточку»), а затем покупает ее себе. Или одна из сотрудниц узнала, что в отделе открывается вакансия на вышестоящую должность и заранее начинает критиковать потенциальных конкурентов в надежде получить это место.
И наконец, нам желают добра. Порой близкие люди, подруги, коллеги говорят нам что-то нелицеприятное, но верное. Вполне возможно, что мы совершили какую-то ошибку или не сделали то, что должны были сделать. Внутренне мы сами испытывали угрызения совести, и слова окружающих в данном случае показывают нам: другие люди тоже согласны с нашей совестью. Конечно, на некоторое время наши переживания усиливаются, мы даже пытаемся искать себе оправдания, но внутренний голос нам говорит: «Ты понимаешь, что была не права. Не пытайся обмануть саму себя». Если же окружающие промолчат, боясь обидеть, человек не только не вынесет полезного опыта, но и закрепит ошибочное поведение, думая, что в нем нет «ничего страшного», раз окружение промолчало. От конструктивной критики не нужно защищаться, ее нужно осознать и переработать, а если дух силен, то и поблагодарить того, кто критиковал.
Все эти мотивы могут сочетаться в разных пропорциях. Иногда в словах есть доля правды, но хорошо «сдобренной» либо негативным отношением, либо завистью, либо желанием самоутвердиться, либо «проехаться» за наш счет. В каждой ситуации, когда вас задевает критика, нужно учиться смотреть «за» нее, раскрывая мотивы, которые преследует критикующий. Это поможет вам правильно отреагировать.
Вас критикуют: как реагировать?
Можно выделить пять основных типов реакции на критику.
«Отрицание». Этот тип реакции весьма интересен и тоже «растет» из детства. Для того чтобы блокировать обвинения, человек может отрицать, что виновник произошедшего именно он. Все мы время от времени прибегаем к этому способу, особенно в ситуациях, когда оппонент не может быть уверен в нашей виновности. Ксерокс сломался? А я тут при чем? Им многие пользуются! Или: «это не я твои диски убрала, наверное, ты сам убрал и забыл!» Интересная ситуация складывается, когда критик приводит доказательства вины. В этом случае в ход идет либо реакция оправдания, либо агрессия. Впрочем, встречаются люди, которые применяют отрицание, несмотря на то, что их вина очевидна, Это вызывает недоумение окружающих, и за отрицающими закрепляется ярлык «чудаков».
«Анализ». Это самый правильный способ реакции на критику. В этом случае человек способен побороть негативные ответные эмоции, понять, носит ли критика конструктивный или деструктивный характер, и правильно на нее отреагировать. Такая реакция помогает человеку вынести из критики «рациональное зерно» и способствует личностному росту.
Учимся реагировать на критику правильно
Первым делом, вы должны определить, насколько конструктивной является критика, как по форме, так и по содержанию. Т.к. на форму (оскорбительную или деловую) реагируют прежде всего наши эмоции, а вы с ними справились, то вы готовы понять, есть ли в критике доля истины.
Оценив конструктивность критики и цели оппонента, вы должны сформулировать, что для вас важнее в этой ситуации: почувствовать себя победителем во что бы то ни стало или же сохранить отношения. Порой отношения с человеком для нас настолько важны, что мы обязательно должны обговорить ситуацию и прийти к согласию, как бы ни были возмущены.
Итак, теперь вы готовы к тому, чтобы правильно оценить критику, направленную на вас, и достойно отреагировать. Возможно, в первое время это будет занимать значительное время, и вы будете брать «молчаливую паузу», переводить разговор на другую тему или откладывать разговор. Однако постепенно вы сможете так «натренироваться», что будете преодолевать эмоциональный дискомфорт, определять конструктивность критики и цели оппонента за полминуты.
Психологи объясняют, почему нам так нравится осуждать других людей
Любите критиковать? Вам нравится находить недостатки в людях, которые выделяются из толпы или рискнули быть другими? Вы можете не считать свою привычку осуждать окружающих негативной, но ваши действия при этом говорят совершенно обратное.
Давайте представим, что вы отправляетесь в семейный отпуск и сейчас ждете в аэропорту рейса. Во время ожидания вы замечаете женщину с маленьким ребенком. Малыш неуправляем и создает в терминале настоящий хаос.
Первая мысль, которая приходит на ум, это неспособность матери контролировать своего ребенка. Затем вы замечаете, что одежда малыша испачкана едой и слегка маловата на него. Вы еще не осознаете этого, но уже подметили все недостатки этих людей. И сейчас вы вовсю удивляетесь, как они вообще могут позволить себе этот полет, если им не хватает денег даже на одежду.
Видите, как легко начать осуждать другого человека? Вы не знакомы с этой женщиной и не знаете ничего о ее жизни, но это не помешало вам сделать выводы, основываясь только на том, что вы видели на протяжении нескольких минут, находясь вместе в одном терминале.
Критиковать других настолько просто, что большинство людей даже не осознают, что занимаются этим. Это заложено в нас природой – быть внимательными и замечать вещи вокруг себя. Нами движут инстинкты выживания. В дикой природе животные замечают любое движение. По словам психологов, эти самые инстинкты помогают нам сохранять бдительность и быть готовыми защитить себя в любую секунду. Но правда в том, что критикуете вы ежедневно, и порой вам сложно удержаться от соблазна сделать это снова.
Есть и еще одна переменная в данном уравнении – пока вы критикуете других людей, они осуждают вас в ответ. Неприятно, не так ли?
Почему вы критикуете?
Вы настолько критично относитесь к другим людям, что используете это как основу для построения своего мировоззрения. По той же причине этим людям так просто критиковать вас в ответ. Осуждение окружающих никоим образом с ними не связано. Нет, проблема заключается в вас самих! Да, такое утверждение может показаться шокирующим, но ниже мы перечислим причины, почему вы так любите критиковать людей.
1. Это пробуждает ваши скрытые чувства.
Зачастую вы начинаете критиковать окружающих, но затем понимаете, что поступаете ничуть не лучше. Например, вы могли разозлиться на человека перед вами, задающего миллион вопросов оператору сервисного центра. Но как только подошла ваша очередь, вы тоже начали заваливать работника центра множеством вопросов. Видите, как просто разозлиться на кого-то, а затем начать делать то же самое? Склонность к осуждению говорит о вашей слабости и неуверенности в себе.
Возможно, ваше недовольство в сервисном центре не имело ничего общего с другим клиентом и его вопросами, но оно определенно было вызвано вашей нетерпеливостью в очереди.
2. Вам хочется почувствовать себя лучше.
Иногда критиковать других очень приятно. К примеру, вы останавливаетесь возле школы, чтобы забрать дочь домой пораньше и отвезти ее на прием к врачу. Вы заходите внутрь. Находясь в стенах школы, вам сложно удержаться от того, чтобы не подслушать разговор, доносящийся из кабинета директора. Одного из учеников отстранили от занятий и его отец в ярости кричит на ребенка. Вы же радостно улыбаетесь при виде своей отличницы.
Все учителя рады ее видеть, она со всеми здоровается. Вас одолевает чувство гордости, ведь это не вашего ребенка только что отчитали за проблемы с поведением. Должно быть, вы отличный родитель, раз смогли воспитать такую прекрасную девочку.
Но весь этот сценарий основан лишь на вашей привычке осуждать. Вы не знали, что ребенок за дверью потерял маму в автокатастрофе и что его отец не уделяет ему время. Неадекватное поведение ученика было криком о помощи, а вам хотелось просто сравнить свои родительские способности со способностями чужого отца. Вы вынесли неправильное суждение о ситуации, чтобы на ее фоне самому выглядеть и чувствовать себя лучше.
3. Вы заранее запрограммированы на негатив.
Знали ли вы, что вам под силу настроить свой мозг на определенный стиль мышления? Например, если вы каждый день будете говорить себе о том, насколько вы уродливы, то вскоре действительно начнете в это верить. А если вы говорите себе, как вы прекрасны и что можете добиться всего, чего захотите в этой жизни, то верить начнете и в это.
Ваши слова наделены огромной силой. Произнося положительные утверждения, вы становитесь увереннее в себе. Многие люди прибегают к критике и осуждениям, поскольку их разум запрограммирован видеть негатив в окружающих точно так же, как они видят ужасные вещи в самих себе.
Знали ли вы, что большинство суждений основываются на внешности человека? Вы предполагаете множество вещей по социальному статусу своей «жертвы», ее семейной жизни и работе, хотя все это лишь визуальные факторы. К сожалению, органы чувств искажают ваше видение.
Один из самых ужасных стереотипов – считать, что если человек худощавый, значит он здоров и является выходцем из богатой семьи. Аналогично, если человек полноват, то у него обязательно проблемы со здоровьем и печальное социально-экономическое положение. Вы автоматически причисляете бедных людей к числу тех, кого можно игнорировать.
Ваше сердце может осознавать, что разум принимает поспешные решения, но такова уж природа человека – осуждать тех, кто не дотягивает до его жизненных стандартов.
Иногда все мы чувствуем неуверенность в себе. Если вы тратите свое время на критику окружающих, то тем самым смещаете центр внимания с себя. Кроме того, очень приятно указывать на недостатки других людей, ненадолго забывая о собственных.
4. Это отводит от вас внимание окружающих.
Самыми большими критиками являются подростки. Им нравится указывать на все, что не вписывается в их подростковое понимание нормального. Любой, кто сделает себе какую-то новую прическу или оденется немного странно, автоматически становится жертвой буллинга.
Буллинг – это крайняя форма критики другого человека. Такие дети считают, что если они участвуют в разговоре, во время которого кого-то унижают, то остальные участники беседы поддержат их и тоже выскажут свое мнение. Поэтому можно с легкостью утверждать, что осуждение других людей тесно связано с появлением чувства единения.
5. У вас недостаточно информации.
Приходилось ли вам наблюдать за другими людьми? Некоторые любят посещать публичные места только ради того, чтобы понаблюдать за кем-то. Это дает им возможность оценить всех присутствующих.
Одинаковых людей не бывает, да и если бы между нами не было отличий, мир стал бы скучным местом. Некоторые люди наблюдают за другими в попытках чему-то научиться, в то время как остальные склонны только критиковать.
Попробуйте спокойно посидеть в торговом центре, аэропорту, продуктовом магазине или ресторане. Через какое-то время вы увидите членов самых разных слоев общества. Вы заметите представителей разных культур, возрастных групп и стилей жизни. За эти несколько минут вы сделаете множество выводов о них, основываясь лишь на внешности.
Вы можете увидеть пожилую даму с губами, накрашенными блестящей розовой помадой и в кричащем желтом платье. Ее яркий наряд может показаться неприятным для глаз, но вы не знаете, что она уже год как победила рак и яркие цвета просто помогают ей поддерживать хорошее настроение.
Конечно, вы об этом и не подумали, потому что полагались только на глаза. У вас не было достаточно информации, чтобы сделать правильное суждение. А что если бы вы 10 минут поговорили с ней о ее жизни? Ваши суждения об этой женщине остались бы такими же резкими?
Цена осуждения других людей
Вам может казаться, что негативное отношение к другим людям не влечет никаких последствий. Однако карма – штука могущественная. Ваша критика и мнение об окружающих обязательно к вам вернутся. Из-за своей привычки критиковать вы будете чувствовать себя ужасно, особенно если это заставляет людей страдать.
Избавьтесь от своей негативности, и вы перестанете осуждать других.
Чтобы исправить свое негативное мировоззрение, необходимо сделать шаг назад и хорошенько разглядеть собственное отражение в зеркале. Что в вашей жизни такого плохого, что вы так отчаянно пытаетесь найти изъяны в окружающих?
Вы не судья, поэтому прежде, чем вынести кому-то приговор, сначала задайте себе следующие вопросы:
Эти вопросы нарушают ваше привычное негативное мышление. То, что другие люди смотрят на вас и выносят суждения, основанные на вещах, о которых они и понятия не имеют, кажется вам неправильным. Так почему бы вместо этого не найти в другом человеке что-то позитивное?
Что же касается той женщины с маленькой девочкой в аэропорту, то вы могли просто спросить ее, не нужна ли ей помощь. Вы должны были подумать, как ей повезло иметь дочь и лететь вместе с ней через всю страну. Когда вы смотрите на вещи глазами оптимиста, это меняет все ваше мировоззрение.