Крепкий мужик шукшин о чем
1959. Анализ произведения Шукшина Крепкий мужик Русский язык
Сочинение — Анализ произведения Крепкий мужик Шукшина. Русский язык
Рассказ написан в типичном для Шукшина жанре «рассказа – характера». Только, если обычно характерными героями являются «деревенские чудики», то здесь главный герой персонаж откровенно отрицательный, «дружок черта», собравший в себе все плохое, скопившиеся в простых русских деревенских людях. Автор завуалировано критикует режим того времени, показав в одной сцене все проблемы советского колхоза.
В двух предложениях мастерски описан путь русского села до заброшенной советской деревни. Символично название колхоза «Гигант».
Главный герой – колхозный бригадир Колька Шурыгин, предложивший председателю разобрать на кирпичи старинную деревенскую церковь. Дальнейшие события укладываются в один день – воскресенье, когда Колька решил разрушить церковь, победив своей безумной упертостью сопротивление односельчан и протест местного учителя. Даже мать и жена проклинают его, и не найдя понимания, он гонит на мотоцикле в райцентр за водкой, так как в родной деревне ему не продали.
Василий Макарович называет героя «крепкий мужик», показав читателю его как бы с положительной стороны. Вот ведь кирпич экономит. Позже становится понятно, что он просто упрямый.
На двух страницах уместилась вся деревня. Колькина жена, мать, кладовщик Михайло и сельский учитель. Все они протестуют против «крепкого» бригадира.
В судьбе деревенской церкви читатель легко может увидеть судьбу России. По словам матери героя, она и объединяла и «сил прибавляла…». Однако тут же и безысходность того времени. Церковь разрушена, надежды нет – а ты «пиши, пиши».
Шукшин писал этот рассказ в 1969 – 1970 годах, целых два года. Он несколько раз редактировал и переписывал текст. Произведение было можно сказать отшлифовано до мелких деталей. К примеру, церковная кладка – не кладка, а «литье». За церковь «всем миром» просили. Автор использует явно библейскую лексику, Колька – антихрист постоянно «чертыхается» в словах. Это тоже очень уточняет характер героя.
В нем воплощена вся разрушительная сила русского мужика, одержимого какой – либо идеей, пусть даже негативной и в Российской истории много тому примеров.
В итоге самодур Шурыгин, хоть и завершил задуманное, оказывается посрамленным и социально отверженным. Своим поступком он только добился бойкота односельчан и членов семьи. Человек, оторвавшийся от корней, не имеет будущего.
Анализ рассказа Крепкий мужик Шукшина
Как известно, в Советском Союзе церкви не пользовались особенным почтением. Люди в существенной части отстранились от религиозных воззрений, но прежний дух все-таки имел некоторое значение, церкви могли быть объединяющим элементом.
Рассказ Крепкий мужик говорит о бригадире колхоза, который занимается сносом церкви. Для того чтобы получить новые кирпичи на свинарник, он решает разрушить прежнее здание, которое числилось как складское. Конечно, подобное поведение не вызывает ни в ком одобрения, но сам Шурыгин (бригадир) считает себя человеком, который поступает верно, он не слушает людей и тешит себя мыслью о собственном величии и приобретенной популярности.
В каком-то смысле ситуация имеет двоякое значение и Шурыгина тоже возможно понять, да и чрезмерный консерватизм жителей деревни, тоже создает определенные сомнения. Тем не менее, держатся жители этой деревни не столько за старые устои, сколько за символ, за определенное миропонимание. Церковь, быть может, и не пользуется популярностью, но сохраняет целостность деревни, является символом, который всем по нраву.
Поэтому, когда бригадир все-таки решает сносить церковь, он получает существенное порицание людей. Проблема заключается совсем не в здании как таковом, но в разрушении устоев и разрушении совершенно необдуманном. Шукшин описывает именно такой необдуманный поступок, который ведет к утрате чего-то ценного.
Образ главного героя представляет собой разрушительную силу русского человека, который может быть одержим какой-то идеей. Именно с этой идеей и сносили храмы в период революции и уничтожали друг друга люди, которые ранее в этих храмах рядом молились. Вероятно, в каком-то смысле Шукшин как знаток русского характера, описывает именно ситуацию, когда деструктивная идея овладевает русским человеком и он идет на поводу у приобретенной концепции, считая себя вершителем верного дела.
Такое предположение подтверждается заключительной частью рассказа, где Шурыгин описывается как любитель быстрой езды. В этом есть намек на известную поговорку. Соответственно, есть намек и на описание типичного русского характера, который длительно запрягает, быстро едет, но часто едет не туда.
Вариант 2
В своем творении «Крепкий мужик» автор показал главного героя как человека, утратившего связь с духовным миром. В одном из абзацев описана деградация жителей захудалой деревни. Главной завязкой рассказа является предложение Коли Шурыгина – бригадира колхоза «Гигант». Шурыгин предложил главе колхоза снести на кирпичи старую церковь и построить вместо нее складское помещение. Глава дает свое согласие. Все дальнейшие действия в рассказе происходят в один день. В воскресный день Коля привел 3 трактористов, несмотря на бунт сельчан.
Основной персонаж Шурыгин Николай показал себя с отрицательной стороны и описывается в повествовании как «крепкий мужик». Для читателя «крепкий мужик» представляется как сильный и русский мужчина. «Крепость» Коли основывается на исторической памяти важного героя как Василий Духанин. Василий в свое время стал влиятельным человеком.
В коротком рассказе автор поместил почти все население деревни. Жена бригадира Кланька, его больная мать, приемщик Михайло и продавщица из местного магазина – все они ненавидели Колю Шурыгина. Кроме Коли главная роль принадлежит учителю. Молодой школьный учитель готов отдать жизнь ради спасения старой церкви.
В рассказе автор описал судьбу русского народа, основанную на истории становления, с того момента, как была возведена церковь. Коля оправдывался перед матушкой тем, что в церковь давно никто не ходил и ее не замечал. При разговоре с больной матерью, Коля понял, что народ надеется только на милость царя. Несмотря на жалобы жителей и учителя, церковь уже была разрушена до основания.
В своем рассказе Шукшин сохранил просторечие, простоту и разговорность. В произведении церковь олицетворяется с домом и спокойствием, которых не хватает каждому человеку. Церковь давала людям силы. Она хранила в себе традиций и прошлое русского народа. Автор взял за основу главную деталь в виде кирпичей. Кирпичи являются основой всей церкви. При разрушении церковь не рассыпалась, а разрушалась на отдельные куски.
Шурыгин покушался не только на церковь, но и на людские традиции и вероисповедание жителей. Поэтому Коля испытывал одиночество в работе и в родном доме. Продавщица отказывается продавать Коле выпивку и еду. Упадок церкви считается кульминационным моментом всего повествования. В рассказе церковь погибала мучительно и быстро. После прочтения творения у читателей остается ненависть к главному герою Шурыгину за отсутствие жалости, души и разума.
Конспект урока по рассказу Шукшина В.М. «Крепкий мужик»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
«Только бы остаться в истории…».
Урок по рассказу В.М.Шукшина «Крепкий мужик».
способствовать развитию интереса к личности и творчеству писателя;
проверить результаты самостоятельной работы, проделанной учениками при чтении рассказов;
выявить основные проблемы, поставленные автором рассказов;
развивать монологическую речь учащихся, воспитывать чувства прекрасного; обратить внимание учащихся на актуальные сегодня и одновременно вечные проблемы духовности, нравственности; помочь осмыслить себя как личность, назначение своей жизни.
Тип урока: аналитическая беседа
Технологии: проблемно-диологическая технология, технология продуктивного чтения
Оборудование: Портрет В.М.Шукшина, мультимедийный проектор, рассказы В.М.Шукшина.
Добрый, добрый… Эту медаль носят через одного. Добро – это доброе дело, это трудно, это не просто. Не хвалитесь добротой, не делайте хоть зла!
. Организационный момент. Разминка «Роды и жанры литературы». Элементы сюжета.
1.Вспомните пословицы разных народов. Какую жизненную мудрость они выражают?
Жизнь прожить не поле перейти.
Живи так, чтоб ни от Бога греха, ни от людей стыда.
Жизнь дана на добрые дела.
Не суди по силе рук, а суди по силе сердца.
. ОБРАТИМСЯ К ДНЕВНИКУ АЛЕКСЕЯ. (Чтение фрагмента)
Как вы думаете, важно ли, что именно приносит человеку известность – созидание или разрушение? Как вы понимаете смысл этого высказывания?
2.На прошлом уроке мы познакомились с жизнью и творчеством В.М. Шукшина. Дома вы прочитали очерк «Слово о малой родине».
Что, по вашему мнению, сформировало Шукшина как личность и человека искусства?
В чем проявляется искренность автора очерка?
В чем видел В.М. Шукшин смысл жизни?
Перед нами очерк, познакомьтесь со статьей в словаре литературоведческих терминов:
Что называется «очерком»? Найдите черты этого жанра в очерке «Слово о малой родине» В.М. Шукшина.
Размышляя над жанром рассказа, Шукшин писал: “Вот рассказы, какими они должны быть:
. АНАЛИЗ РАССКАЗА В.М. ШУКШИНА «КРЕПКИЙ МУЖИК».
1.Дома вы прочитали рассказ «Крепкий мужик». По ходу чтения у вас возникали вопросы, которые вы записывали на стикерах. Какие вопросы более всего вас взволновали? Какие мысли и чувства у вас возникли по ходу чтения? (Ответы учащихся).
В рассказе «Крепкий мужик» Шукшин показывает героя, оторвавшегося от корней, утратившего связь с духовными истоками русского человека.
3.Попробуйте рассказать о главном герое, что за человек Николай Шурыгин? Как характеризует Николая его речь?
Шурыгин, бригадир колхоза «Гигант», получив в эксплуатацию новое складское помещение (здание церкви), решил снести его, а кирпич, оставшийся после разрушения церкви, пустить на свинарник. Получив разрешение председателя колхоза, он готовит тракторы для сноса церкви.
Как объясняет Шурыгин свое желание сломать церковь? Почему бригадир Николай Шурыгин решил свалить церковь?
2) Он мечтает оставить по себе память, пусть геростратову, но славу
3) Шурыгину просто некуда девать силы. Он свалил церковь от нечего делать. Мужик- то крепкий.
Что говорит о нем его намерение построить из церковных кирпичей свинарник (именно свинарник, даже не клуб, которого нет в деревне, не жилой дом)?
Проследите, как ведет себя Шурыгин во время сноса церкви. Попробуйте объяснить причину такого поведения. Как изменились замыслы Шурыгина в процессе его деятельности?
2) Он мечтает оставить по себе память, пусть геростратову, но славу
3) Шурыгину просто некуда девать силы. Он свалил церковь от нечего делать. Мужик- то крепкий.
Мы уже говорили о неоднозначности произведений Шукшина. При внешней простоте они сложны и глубоки. Как вы думаете, чем пугает Шукшина поступок героя? Видит ли автор в нем определенную закономерность?
5. СООБЩЕНИЕ УЧАЩЕГОСЯ.
Подобных примеров достаточно в истории человечества. Сообщение ученика.
В 356 году до нашей эры в Древней Греции Герострат, грек из Малой Азии, разрушил храм Артемиды в Эфесе, желая прославиться и остаться в истории. Действительно, история сохранила его имя.
Другой эпизод-разрушение храма Христа Спасителя в Москве в 1931 году. Храм этот был построен на народные деньги, собранные по всей России, разрушение это оказалось заснятым на киноплёнку-день за днём, шаг за шагом. Будто гордились содеянным. Остались воспоминания оператора-хроникёра Владислава Микоши. Он пишет о том, как трудно погибал храм:
«Рабочие батальоны вгрызались в стены, но стены оказали упорное сопротивление. Ломались отбойные молотки, ни ломы, ни тяжёлые кувалды, ни огромные стальные зубила не могли преодолеть сопротивление камня». То же сопротивление оказывает старинная- на века – кладка и в рассказе Шукшина.
Прочитаем эпизод текста:
Шурыгин говорит председателю:
Какую связь вы видите между этим эпизодами из истории человечества и рассказом Шукшина?
Кульминационной сценой рассказа является сцена падения церкви, которая не может оставить читателя равнодушным. Обратим внимание на то, как Шурыгин говорит о гибели церкви:
( Отрывок с курсивом на экране. Читает ученик.)
Какие ассоциации возникают у вас при чтении отрывка?
1) Сразу кажется, что речь идёт о рваной ране на живом теле
Каким приёмом пользуется Шукшин, чтобы добиться такого ощущения у читателей? Шукшин, используя прием олицетворения,
«оживляет», «одушевляет» старое здание и передает ощущение невыразимой боли, жалости к церкви при помощи образов, напоминающих, если вдуматься, гибель живого существа.
6. Как односельчане, в том числе мать и жена Николая, отнеслись к его поступку? Почему они при этом не смогли защитить церковь?
1 группа. Как отнесся к поступку Шурыгина Учитель? Почему он не смог защитить церковь? Ответ аргументируйте словами из текста.
2 группа. Как отнеслись к поступку Шурыгина односельчане во время разрушения церкви? Почему они защитили церковь? Ответ аргументируйте словами из текста.
3 группа. Как отнеслись к поступку Шурыгина мать и жена? Почему они не защитили церковь? Ответ аргументируйте словами из текста.
4 группа. Как отнеслась к поступку Шурыгина продавщица? Ответ аргументируйте словами из текста.
Чем же была эта церковь для односельчан Шурыгина? Почему мы можем сказать, что разрушив церковь, Шурыгин предал свою «малую родину»?
Для людей церковь была-символом Веры, нравственная опора, душа народа. Церковь играла слишком большую роль в жизни людей.
Мих Матусовкий С чего начинается родина
Почему люди, не остановившие Шурыгина, потом отворачиваются от него
После содеянного, стена отчуждения отгораживает Шукшина от людей, в глубине души ощущающих, что в тот момент рухнуло не старое здание, давно поруганное, превращённое из храма в склад, а рухнуло что-то важное, частица их души и бытия.
Они осуждают Шурыгина за отсутствие души, ума, жалости, почтения к старине, истории, пренебрежение к вере, потому что его самовыражение происходит через разрушение святого.
Как к отнёсся Шурыгин к отчуждению со стороны односельчан?
2)«Хоть бы молиться ходили! А то стояла – никто не замечал. »- возмущался Шурыгин, столкнувшись с неожиданной для него враждебностью односельчан. Но это все равно, как если бы отрубили человеку палец: пока он у него есть, человек вроде бы и не замечал его, не носился с ним, не говорил: «Ах, как я люблю свой палец!», но попробуй, лиши его этого. А здесь речь о частице души.
Сумел ли воспользоваться «крепкий мужик» плодами своего труда? К какой мысли подводит нас автор?
Как вы понимаете финал рассказа?
Важные слова Шукшин произносит в последнем абзаце произведения: «Мотоцикл вырулил из деревни, воткнул в ночь сверкающее лезвие света и помчался по накатанной ровной дороге в сторону райцентра. Шурыгин уважал быструю езду».
Но отсутствие духовного начала в сочетании с силой, удалью, порывом ведет к разрушительным, непоправимым последствиям.
Посмотрите на иллюстрацию в учебнике. Соответствует ли вашему представлению о Николае Шурыгине иллюстрация художника? Что точно удалось передать художнику в образе Шурыгина?
V . ОБРАЩЕНИЕ К ЭПИГРАФУ УРОКА
И поэтому герой поразительно одинок и в своем селе, и даже в родном доме.. И звучат из толпы неодобрительные голоса, продавщица не хочет продавать ему бутылку, называют его «идолом», «дьяволом», жена не готовит ужин и уходит к соседям и даже мать бранится, и теми же словами, что и чужие бабы на улице у магазина: «идол», «дьяволина». Ей, старой, совестно и страшно за сына.
V . ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
Человек духовный чувствует красоту искусства, природы, народного Сердце его открыто навстречу людям и всему прекрасному. Такой герой часто говорит, что у него «душа болит», «ноет», «тоскует»
Шукшин отвергает жизненные принципы, основанные на жестокости, подчинении, высокомерии, отрицает мещанство, обывательство и призывает нас не быть равнодушными, не проходить мимо хамства. Нельзя не согласиться с мыслью Шукшина о том, что «без искренней, тревожной думы о человеке, о добре, о зле, о красоте» нет и писателя. И каждый его рассказ заставляет нас задуматься о серьёзных проблемах современности, о жизни, о поведении человека, его поступках. И вновь вспоминаются слова писателя:
Читать онлайн «Крепкий мужик» автора Шукшин Василий Макарович — RuLit — Страница 1
Колхоз «Гигант». Открыли новый склад, поэтому церковь, которую до этого эксплуатировали как склад, освободили, — вынесли много хлама, зловонного, старого, испорченного мышами. Церковь в селе, а нынче деревне, стояла с 17 века, — глаз радовала, возвещала о нахождении села на далекое расстояние. Работами по выносу вещей руководил Сергей Шурыгин, работающий бригадиром в местном колхозе. Он подошел к пустой церквушке, покарябал ее стену и отправился к председателю.
Бригадиру не хватало кирпичей, чтобы доделать свой свинарник, и он обратился к председателю колхоза с просьбой снести церковь, а ее кирпичи отдать ему на свинарник. Председатель сначала был против этого, сказав, что закрыть ее надо, а разбирать очень долго, потому что там не кладка, — церковь построена литьем и крепко стоит уже не один век. Шурыгин настаивал на своем, сказав, что с тремя тракторами легко справится за несколько часов, добавляя, что церковь теперь никому не нужна. Председатель дал добро и разрешил попробовать.
Для сноса церкви Шурыгин выбрал воскресенье, — подогнал три трактора, установил тросы на трех уровнях. Начал собираться народ. Если вначале Колька матерился, то сейчас, на публике, молча, насупившись, коротко приказывал. Люди стали задавать вопросы, — «Зачем? Кто приказал? Моет, не надо?» Кто-то откровенно причитал, кто-то громко ругался, — было понятно, вся деревня против сноса. Шурыгин продолжал свое дело, не обращая ни на кого внимания. Пришел учитель, встал под церковь, угрожал, что будет жаловаться, но крепкий мужик Колька отволок учителя в сторону и приказал тракторам газовать. Верхняя часть церкви треснула, а затем рухнула. Сопротивление Кольке было бесполезно, люди начали расходиться. В гневе ушел и учитель. За три часа все здание было снесено.
После работы Шурыгин пошел в магазин, но там ему не были рады, продавщица набросилась на него со злыми упреками. Он взял бутылку водки, каждый, кто встречался ему, говорил с ним со злом. Колька пошел домой, там мать обругала его, сказав, что теперь проклянут сына, и с ним может случиться все, что угодно. Колька ушел пить. Жена за второй бутылкой в магазин не пошла, и он не хотел видеть злую продавщицу, поэтому сел на свой мотоцикл и уехал в магазин, что в 18 километрах от деревни, напевая песенку и делая вид, что у него хорошее настроение. А кирпичи для свинарника были непригодными.
Настроение разрушения обычно присуще людям с низкими качествами, недалеким и глубоко невежественным. Они всегда радуются, когда что-то ломают, а потом не понимают, почему к ним все относятся плохо.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Шукшин. Все произведения
Читать онлайн «Крепкий мужик» автора Шукшин Василий Макарович — RuLit — Страница 1
В третьей бригаде колхоза «Гигант» сдали в эксплуатацию новое складское помещение. Из старого склада — из церкви — вывезли пустую вонючую бочкотару, мешки с цементом, сельповские кули с сахаром-песком, с солью, вороха рогожи, сбрую (коней в бригаде всего пять, а сбруи нашито на добрых полтора десятка; оно бы ничего, запас карман не трет, да мыши окаянные… И дегтярилн, и химией обсыпали сбрую — грызут), метла, грабли, лопаты… И осталась она пустая, церковь, вовсе теперь никому не нужная. Она хоть небольшая, церковка, а оживляла деревню (некогда сельцо), собирала ее вокруг себя, далеко выставляла напоказ.
Бригадир Шурыгин Николай Сергеевич постоял перед ней, подумал… Подошел к стене, поколупал кирпичи подвернувшимся ломиком, закурил и пошел домой. Встретившись через два дня с председателем колхоза, Шурыгин сказал:
— Церква-то освободилась теперь…
— Чего с ней делать-то?
— Закрой, да пусть стоит. А что?
— Там кирпич добрый, я бы его на свинарник пустил, чем с завода-то возить.
— Это ее разбирать — надо пятерым полмесяца возиться. Там не кладка, а литье. Черт их знает, как они так клали!
— Так. Тремя тракторами зацеплю — слетит как миленькая.
В воскресенье Шурыгин стал пробовать. Подогнал три могучих трактора… На разной высоте обвели церковку тремя толстыми тросами, под тросы — на углах и посреди стены — девять бревен…
Сперва Шурыгин распоряжался этим делом, как всяким делом, — крикливо, с матерщиной. Но когда стал сбегаться народ, когда кругом стали ахать и охать, стали жалеть церковь, Шурыгин вдруг почувствовал себя важным деятелем с неограниченными полномочиями. Перестал материться и не смотрел на людей — вроде и не слышал их и не видел.
— Николай, да тебе велели али как? — спрашивали. — Не сам ли уж надумал?
Подвыпивший кладовщик, Михаиле Беляков, полез под тросами к Шурыгину.
— Колька, ты зачем это?
Шурыгин всерьез затрясся, побелел:
— Вон отсудова, пьяная харя!
Михаиле удивился и попятился от бригадира. И вокруг все удивились и примолкли. Шурыгин сам выпивать горазд и никогда не обзывался «пьяной харей», Что с ним?
Между тем бревна закрепили, тросы подровняли… Сейчас взревут тракторы, и произойдет нечто небывалое в деревне — упадет церковь. Люди постарше все крещены в ней, в пей отпевали усопших дедов и прадедов, как небо привыкли видеть каждый день, так и ее…
Опять стали раздаваться голоса:
— Николай, кто велел-то?
— Да сам он. Вишь, морду воротит, черт.
— Шурыгин, прекрати своевольничать!
Шурыгин — ноль внимания. И все то же сосредоточенное выражение на лице, та же неподкупная строгость во взгляде. Подтолкнули из рядов жену Шурыгина, Кланьку… Кланька несмело — видела: что-то непонятное творится с мужем — подошла.
— Коль, зачем свалить-то хочешь?
— Вон отсудова! — велел и ей Шурыгин. — И не лезь!
Подошли к трактористам, чтобы хоть оттянуть время — побежали звонить в район и домой к учителю. Но трактористам Шурыгин посулил по бутылке на брата и наряд «на исполнение работ».
Прибежал учитель, молодой еще человек, уважаемый в деревне.
— Немедленно прекратите! Чье это распоряжение? Это семнадцатый век.
— Не суйтесь не в свое дело, — сказал Шурыгин.
— Это мое дело! Это народное дело. — Учитель волновался, поэтому не мог найти сильные, убедительные слова, только покраснел и кричал: — Вы не имеете права! Варвар! Я буду писать.
Шурыгин махнул трактористам… Моторы взревели. Тросы стали натягиваться. Толпа негромко, с ужасом вздохнула. Учитель вдруг сорвался с места, забежал с той стороны церкви, куда она должна была упасть, стал под стеной.
— Ответишь за убийство! Идиот…
— Уйди-и! — заревел Шурыгин. И на шее у него вспухли толстые жилы.
— Не смей трогать церковь! Не смей!
Шурыгин подбежал к учителю, схватил его в беремя и понес прочь от церкви. Щуплый учитель вырывался как мог, но руки у Шурыгина крепкие.
— Давай! — крикнул он трактористам.
— Становитесь все под стену! — кричал учитель всем. — Становитесь. Они не посмеют! Я поеду в область, ему запретят.
— Давай, какого. — заорал Шурыгин трактористам.
Трактористы усунулись в кабины, взялись за рычаги.
— Становитесь под стену! Становитесь все.
Но все не двигались с места. Всех парализовало неистовство Шурыгина. Все молчали. Ждали.
Тросы натянулись, заскрипели, затрещали, зазвенели… Хрустнуло одно бревно, трос, врезавшись в угол, запел балалаечной струной. Странно, что все это было хорошо слышно — ревели же три трактора, напрягая свои железные силы. Дрогнул верх церкви… Стена, противоположная той, на какую сваливали, вдруг разодралась по всей ширине… Страшная, черная в глубине, рваная щель на белой стене пошла раскрываться. Верх церкви с маковкой поклонился, поклонился и ухнул вниз.
Шурыгин отпустил учителя, и тот, ни слова не говоря, пошел прочь от церкви, Два трактора еще продолжали скрести гусеницами землю. Средний по высоте трос прорезал угол и теперь без толку крошил кирпичи двух стен, все глубже врезаясь в них. Шурыгин остановил тракторы. Начали по новой заводить тросы. Народ стал расходиться. Остались самые любопытные и ребятишки. Через три часа все было кончено. От церкви остался только невысокий, с неровными краями остов. Церковь лежала бесформенной грудой, прахом. Тракторы уехали.
Потный, весь в пыли и известке, Шурыгин пошел звонить из магазина председателю колхоза.
Проблематика
Судьба России – вот подлинная, всеобъединяющая проблема рассказа, а тема его – вся история её, начиная со «дня народного единства» – XVII века, когда и была построена церковь. На слова оправдания Кольки перед матерью, что церковь-де никто не замечал, та возражает, что усталый путник ещё издали её замечал, «она сил прибавляла…»
В разговоре с матерью выясняется и главная надежда народа – на доброго царя. Да, Васька Духанин с церкви крест своротил и большим человеком стал – но «тада время было другое. Кто тебя счас-то подталкивал – рушить её. Погоди, тебя ишо сама власть взгреет за это. Учитель-то… напишет куда следоват – узнаешь».
Однако чёртово дело сделано – церковь разрушена: «…свет фары выхватил из тьмы безобразную груду кирпича…
…- Вот он, твой семнадцатый век! Писать он, видите ли, будет. Пиши, пиши».
И вот он, завет «щуплой» интеллигенции – конечно, не Колькин завет, а самого Шукшина: пусть всё разрушено, пусть нет надежды – а ты «пиши, пиши».
Василий Шукшин — Упорный
Все началось с того, что Моня Квасов прочитал в какой-то книжке, что вечный двигатель — невозможен. По тем-то и тем-то причинам потому хотя бы, что существует трение. Моня… Тут, между прочим, надо объяснить, почему — Моня. Его звали — Митька, Дмитрий, но бабка звала его — Митрий, а ласково — Мотька, Мотя. А уж дружки переделали в Моню — так проще, кроме того, непоседливому Митьке имя это, Моня, как-то больше шло, выделяло его среди других, подчеркивало как раз его непоседливость и строптивый характер.
Прочитал Моня, что вечный двигатель-невозможен… Прочитал, что многие и многие пытались все же изобрести такой двигатель… Посмотрел внимательно рисунки тех «вечных двигателей», какие-в разные времена-предлагались… И задумался. Что трение там, законы механики он все это пропустил, а сразу с головой ушел в изобретение такого «вечного двигателя», какого еще не было. Он почему-то не поверил, что такой двигатель невозможен. Как-то так бывало с ним, что на всякие трезвые мысли… от всяких трезвых мыслей он с пренебрежением отмахивался и думал свое: «Да ладно, будут тут мне…» И теперь он тоже подумал: «Да ну. Что значит — невозможен?»
Моне шел двадцать шестой год. Он жил с бабкой, хотя где-то были и родители, мать с отцом, но бабка еще маленького взяла его к себе от родителей (те вечно то расходились, то опять сходились) и вырастила. Моня окончил семилетку в деревне, поучился в сельскохозяйственном техникуме полтора года, не понравилось, бросил, до армии работал в колхозе, отслужил в армии, приобрел там специальность шофера и теперь работал в совхозе шофером. Моня был белобрыс, скуласт, с глубокими маленькими глазами. Большая нижняя челюсть его сильно выдалась вперед, отчего даже и вид у Мони был крайне заносчивый и упрямый. Вот уж что у него было, так это было, если ему влетела в лоб какая-то идея,- то ли научиться играть на аккордеоне, то ли, как в прошлом году, отстоять в своем огороде семнадцать соток, не пятнадцать, как положено по закону, а семнадцать, сколько у них с бабкой, почему им и было предложено перенести плетень ближе к дому,- то идея эта, какая в него вошла, подчиняла себе всего Моню: больше он ни о чем не мог думать, как о том, чтобы научиться на аккордеоне или не отдать сельсоветским эти несчастные две сотки земли. И своего добивался. Так и тут, с этим двигателем: Моня перестал видеть и понимать все вокруг, весь отдался великой изобретательской задаче. Что бы он ни делал — ехал на машине, ужинал, смотрел телевизор — все мысли о двигателе. Он набросал уже около десятка вариантов двигателя, но сам же и браковал их один за одним. Мысль работала судорожно. Моня вскакивал ночами, чертил какое-нибудь очередное колесо… В своих догадках он все время топтался вокруг колеса, сразу с колеса начал и продолжал искать новые и новые способы — как заставить колесо постоянно вертеться.
И наконец способ был найден. Вот он: берется колесо, например велосипедное, закрепляется на вертикальной оси. К ободу колесо жестко крепится в наклонном положении (под углом в 45 градусов к плоскости колеса, желоб — так, чтоб по желобу свободно мог скользить какой-нибудь груз, допустим, килограммовая гирька). Теперь, если к оси, на которой закреплено колесо, жестко же прикрепить (приварить) железный стерженек так, чтобы свободный конец этого стерженька проходил над желобом, где скользит груз… То есть если груз, стремясь вниз по желобу, упрется в этот стерженек, то он же будет его толкать, ну, не толкать — давить на него будет, на стерженек-то! А стерженек соединен с осью, ось закрутится — закрутится и колесо. Таким образом, колесо само себя будет крутить.
Моня придумал это ночью… Вскочил, начертил колесо, желоб, стерженек, грузик… И даже не испытал особой радости, только удивился: чего же они столько времени головы-то ломали! Он походил по горнице в трусах, глубоко гордый и спокойный, сел на подоконник, закурил. В окно дул с улицы жаркий ветер, качались и шумели молодые березки возле штакетника: пахло пылью. Моня мысленно вообразил вдруг огромнейший простор своей родины, России,- как бесконечную равнину, и увидел себя на той равнине — идет спокойно по дороге, руки в карманах, поглядывает вокруг… И в такой ходьбе — ничего больше, идет, и все,почудилось Моне некое собственное величие. Вот так пройдет человек по земле — без крика, без возгласов,- поглядит на все тут — и уйдет. А потом хватятся: кто был-то! Кто был-то! Кто был… Кто был… Моня еще походил по горнице… Если бы он был не в трусах, а в брюках, то уже теперь сунул бы руки в карманы и так походил бы — хотелось, Но лень было надевать брюки, не лень, а совестно суетиться. Покой, могучий покой объял душу Мони. Он лег на кровать, но до утра не заснул. Двигатель свой он больше не трогал — там все ясно, а лежал поверх одеяла, смотрел через окно на звезды. Ветер горячий к утру поослаб, было тепло, но не душно. Густое небо стало бледнеть, стало как ситчик голубенький, застиранный… И та особенная тишина, рассветная, пугливая, невечная, прилегла под окно. И скоро ее вспугнули, эту тишину,- скрипнули недалеко воротца, потом звякнула цепь у колодца, потом с визгом раскрутился колодезный вал… Люди начали вставать. Моня все лежал на кровати и смотрел в окно. Ничего вроде не изменилось, но какая желанная, дорогая сделалась жизнь. Ах, черт возьми, как, оказывается, не замечаешь, что все тут прекрасно, просто, бесконечно дорого. Еще полежал Моня с полчаса и тоже поднялся: хоть и рано, но все равно уже теперь не заснуть.
Подсел к столу, просмотрел свой чертежик… Странно, что он не волновался и не радовался. Покой все пребывал в душе. Моня закурил, откинулся на спинку стула и стал ковырять спичкой в зубах — просто так, нарочно, чтобы ничтожным этим действием подчеркнуть огромность того, что случилось ночью и что лежало теперь на столе в виде маленьких рисунков. И Моня испытал удовольствие: на столе лежит чертеж вечного двигателя, а он ковыряется в зубах. Вот так вот, дорогие товарищи. Вольно вам в жарких перинах трудиться на заре с женами, вольно сопеть и блаженствовать — кургузые. Еще и с довольным видом будут ходить потом днем, будут делать какие-нибудь маленькие дела и при этом морщить лоб — как если бы они думали. Ой-ля-ля! Даже и думать умеете?! Гляди-ка. Впрочем, что же: выдумали же, например, рукомойник. Ведь это же какую голову надо иметь, чтобы… Ах, люди, люди. Моня усмехнулся и пошел к человеческому изобретению — к рукомойнику умываться.
И все утро потом Моня пробыл в этом насмешливом настроении. Бабка заметила, что он какой-то блаженный с утра… Она была веселая крепкая старуха, Мотьку своего любила, но никак любви этой не показывала. Она сама тоже думала о людях несложно: живут, добывают кусок хлеба, приходит время — умирают. Важно не оплошать в трудную пору, как-нибудь выкрутиться. В войну, например, она приспособилась так: заметила в одном колхозном амбаре щель в полу, а через ту щель потихоньку сыплется зерно. А амбар задней стеной выходил на дорогу, но с дороги его заслоняли заросли крапивы и бурьяна. Ночью Квасиха пробралась с мешочком через эти заросли, изжалилась вся, но к зерну попала. Амбар был высокий, пол над землей высоко — хватит пролезть человеку. Квасиха подчистила зерно, проковыряла ножом щель пошире… И с неделю ходила ночами под тот амбар с мешочком. И наносила зерна изрядно. И в самый голод великий толкла ночами зерно это в ступке, подмешивала в муку сосновой коры и пекла хлебушек. Так обошла свою гибель. Мотька был ей как сын, даже, наверно, дороже, потому что больше теперь никого не было. Была дочь (сыновей, двух, убило на войне), мать Мотькина, но она вконец запуталась со своим муженьком, закружилась в городе, вообще как-то не вышло толку из бабы, она сюда и носа не казала, так что есть она и вроде ее нет.
Конец ознакомительного отрывка
Вы можете купить книгу и
Прочитать полностью
Хотите узнать цену? ДА, ХОЧУ