Креативный кластер это что такое
Creative Clusters Что такое творческие кластеры и нужны ли они Москве. Серия репортажей от сайта Look At Me.
В старых материалах изображения недоступны. Приносим извинения за неудобства
Что такое творческие кластеры и нужны ли они Москве. Серия репортажей от сайта Look At Me.
Творческий кластер (creative cluster) – понятие, окончательно сформированное Саймоном Эвансом, куратором программы ЮНЕСКО Creative Cities. В его понимании это сообщество творчески-ориентированных предпринимателей, которые взаимодействуют на замкнутой территории. Проще говоря, заброшенный завод в центре города – идеальное место обитания дизайнеров, журналистов, музыкантов и художников, для которых высокие потолки и возможность работать круглые сутки подчас важнее бытового комфорта. «Такие места – они не только для работы, но и для жизни, для общения и для генерирования общих идей», – отмечает Эванс.
Нынешнее общество естественным образом переосмыслило старые индустриальные строения, вроде зданий заводов и мануфактур. В Европе это переосмысление стало последовательной политикой государства, которое такие шаги поощряет и всячески им способствует.
В середине 90-х будущий британский премьер Тони Блэр ознаменовал свою предвыборную кампанию лозунгом Cool Britannia. Лейбористы, от которых баллотировался Блэр, пришли к выводу, что после 18-летнего пребывания у власти консерваторов Британия снова оказалась на пороге самоопределения, – кроме принцессы, Элтона Джона и красных автобусов островитянам действительно нечем было заманивать туристов и нечего предложить на экспорт. Блэр пришел к власти – и Англию начали творчески облагораживать.
В былых индустриальных центрах – Ливерпуле, Манчестере и Шеффилде – целые кварталы были превращены в так называемые Creative Clusters – вольные поселения художников, дизайнеров и музыкантов на компактной территории. Эти районы, только родившись, сразу попали в разработанные мэриями туристические маршруты и стали полновесной частью городской инфраструктуры.
В Москве за Сreative Сlusters сойдут «Арма», завод «Флакон» или «Винзавод». Возникли они стихийно и достойной поддержки на муниципальном или государственном уровне пока не получили, оттого развиваются очень медленно и репрезентативной функции для города не носят. В той же Британии поддержка кластеров государством – обычное дело. Оно предоставляет льготы на аренду, выделяет кредиты на развитие и инвестирует подобные проекты.
В ближайшие несколько недель каждую пятницу мы будем публиковать своего рода профайл каждого из творческих кластеров, существующих ныне в Москве. Каждая из этих историй – не просто экскурсия в особые районы нашего города, но и попытка понять, оправдано ли существование подобных образований экономически и социально, и – что немаловажно, – нужны ли они жителям Москвы.
Креативные кластеры: что это
Британский совет выложил в интернет пособие для всех, кому интересны креативные кластеры и кто хотел бы создать свою подобную площадку или развить уже имеющуюся. Оно было разработано организацией совместно с консультантами из британских компаний Creative Edinburgh и Creative Dundee.
Скачать пособие на английском можно по ссылке. Работа представлена в виде наглядной инструкции на тему «Как создать собственный креативный кластер с нуля». С помощью Creative HubKit можно определиться с задачами и структурой будущего предприятия, составить план его развития и понять, как можно монетизировать вашу креативную площадку. Кроме теории, в пособии много примеров из реальной жизни (CodeBase, FuseBox, Impact Hub Birmingham в Великобритании, Factoria Cultural в Мадриде и др.).
Креативный кластер – это некое онлайн- или офлайн-пространство, которое соединяет представителей творческих профессий (дизайнеров, архитекторов, художников, музыкантов, режиссеров) и предпринимателей из сферы искусства. Такие пространства позволяют работать, общаться с единомышленниками, находить нужные контакты и развивать их.
Среди самых известных креативных кластеров в России – проект «Этажи» в Петербурге, галерея «Смена» в Казани, «Красный Октябрь», культурные центры «Гараж», «Винзавод», дизайн-завод «Флакон» в Москве.
В дополнение к Creative HubKit Британский совет также рекомендует ознакомиться с пособием The Art of Hacking, созданном командой FutureEverything из Манчестера.
Как создавать креативные кластеры в регионах?
В последнее время в медийном поле все чаще обсуждается проблема оттока населения из Сибири и Дальнего Востока. Свои схемы развития отдаленных от столицы регионов озвучивают как урбанисты, так и чиновники разных рангов, предлагая создание точечных проектов и даже новых городов. Учитывая огромную географическую, социально-историческую и демографическую вариативность регионов к востоку от Урала, единого рецепта успеха в данном вопросе нет. Одним из способов выхода из ситуации может стать создание сети креативных кластеров на основе старых промышленных объектов и территорий, разбросанных по городам. Такая тактика позволит сформировать ядро для роста креативной экономики, позитивную мотивацию у молодых специалистов.
Ускоряющаясся миграция креативного класса с востока страны наблюдается уже многие годы, и во многом это происходит из-за отсутствия комфортной рабочей и рекреационной среды. Люди не могут найти возможности для реализации своих амбиций, не чувствуют «плечо» комьюнити и уезжают искать себя в Москве, Санкт-Петербурге или за пределами страны. И ведь дело в том, что комфортная среда в данном контексте — не просто хорошо убранные улицы, аккуратные газоны и удобные тротуары, а именно атмосфера продуктивности, профессиональной динамики и качественных коммуникаций в соответствующем окружении.
Использовать исторические объекты и территории как основу для создания креативных кластеров необходимо очень вдумчиво, избегая формального подхода и штампованных решений. Разные города обладают богатейшим архитектурным наследием, которое важно грамотно использовать, принимая во внимание местные особенности объектов и их окружения. Знаковые локации необходимо не просто консервировать, а преобразовать в экономический потенциал. Индустриальные и культурные памятники локального значения можно и нужно подвергать многослойному переосмыслению для более качественного использования в будущем. Такой подход позволит восстанавливать и создавать совершенно новые территориальные бренды и точки концентрации креативной деятельности.
К сожалению, разработка кейсов на местах часто связана с большой инерцией идей. Речь идет и об архитектуре, и о концепции наполнения, функциональности территорий. Часто мы видим реализацию заранее устаревших схем, так как именно под них настроены механизмы согласований, подборки подрядчиков, конструктивные и визуальные формулы. Консерватизм и страх перед инициативностью – злейший враг проектов редевелопмента и особенно в креативной сфере. Бояться нужно не смелых идей, а их отсутствия, равно как и здоровой дискуссии между специалистами. К развитию креативных кластеров нужно привлекать людей со свежим взглядом, без личных интересов на местах и способных брать ответственность за собственные нестандартные решения. Другая крайность – новоделы, которые стирают индивидуальность площадки и являются плохой пародией на историческое наследие.
Еще один ключевой фактор успешности подобных кейсов – наличие открытых конкурсов, на которых должны отбираться действительно конкурентные и разнообразные концепции. Для большей корректности процесса к написанию техзаданий тендерных мероприятий можно приглашать незаинтересованную организацию-посредника. Она должна обладать богатым опытом и советующими компетенциями по реализации технических тендеров, творческих конкурсов. И самое важное – такой посредник должен быть по-настоящему заинтересованным в поиске лучшего, а не наиболее удобного проекта.
Важный аспект работы с промышленными площадками лежит в плоскости сохранения и интеграции в проект индустриальных артефактов: винтажных механизмов, станков, силовых установок, элементов инженерии и конструктива, памятников рабочего прошлого, которые можно сделать частью новой среды. У каждого креативного кластера должны быть своя индивидуальность и генеалогия, а если стереть историческое наследие предприятия, то оно превратится в кирпичную коробку, больше подходящую для нарезки под безликие офисы и торговые точки. Вместо привлечения представителей креативной индустрии такое место отпугнет их, еще больше разочарует в родном городе и попросту не будет работать и зарабатывать так, как это нужно. Экономика данного девелоперского продукта гораздо сложнее, чем в привычном строительстве, поэтому финансовая модель должна быть математически точной, а архитектура и дизайн-код являться прямым фактором повышения интереса целевой аудитории к площадке.
Заполнение пространства банальным набором разрозненных элементов в креативном кластере попросту не сработает. Такое место должно обладать центром притяжения, вокруг которого кристаллизуется комьюнити, создаются новые проекты, нити коммуникаций, совместные стартапы, экономические цепочки. Эффект синергии успеха повышает узнаваемость площадки и географию ее охвата.
Регионы обладают практически неограниченным потенциалом для формирования подобных площадок, а редевелопмент может стать одним из наиболее эффективных способов их развития. В классическом девелопменте может быть установлен некий порог гибкости использования, тогда как в редевелопменте такого предела фактически нет. Если внимательно изучить закономерности развития рынка за последние 10-15 лет, то становится ясно, что качественный редевплопмент в любом случае прекрасно адаптируется под актуальные тренды и становится успешным в их рамках.
Сегодня фактически любое здание, кроме классического жилья, можно сделать полифункциональным, переписать и улучшить сценарии его использования. Стандартный жилой дом с привычной планировкой, квартирографией и МОПами невозможно превратить в классические или гибкие офисы, а с бывшим индустриальным объектом провернуть такое дело можно. Утратившие свой функционал промышленные площадки в городах необходимо использовать в актуальной повестке, не зацикливаясь на устоявшихся моделях. 10 лет назад в старых цехах было принято открывать бутики, 5 лет назад – офисы, сейчас – мастерские и арт-пространства, а через год это могут быть лаборатории или микс всего вышеперечисленного. Даже непосредственно в рамках реконструкции можно держать руку на пульсе, модернизировать, перемещать функции объекта, изменять пропорции для поддержания эффективной модели работы. Формула успеха — это адаптивность, умноженная на многофункциональность.
Механистическое копирование московских концепций в регионах без учета местной специфики скорее всего приведет к несостоятельности продукта. Более того, схема, хорошо показавшая себя в Новосибирске, может оказаться неработоспособной в Иркутске или Тюмени. Так, например, в городах севера живет много людей, работающих вахтовым методом. Это всегда крайне сплоченные сообщества, для которых важно наличие компактно расположенных общественных площадок. И подобных примеров можно назвать десятки!
Развитие системы креативных кластеров в городах России непременно будет связано с эффектом низкой базы. Он поможет кейсам быстро набрать «массу», но, с другой стороны, без поддержания стабильной динамики развития первоначальный импульс быстро иссякнет. В данном вопросе важен стратегический подход, который не позволит идее сойти на нет после спада ситуативного интереса со стороны бизнеса, чиновников и пользователей. Отсутствие долгосрочного курирования проектов приведет к стремительному откату всех достигнутых результатов.
Сущность и значение креативных кластеров
Практика показывает, что творческие предприятия, преимущественно, находятся территориально близко друг к другу. Такая тенденция у субъектов креативных (творческих) индустрий проявляется даже больше, чем у предприятий других секторов. Политика, направленная на поддержку креативных индустрий на местном уровне, как правило, рассматривает такие индустрии как факторы городской регенерации и брендинга. Это своеобразная интерпретация научной теории американского экономиста, автора теории креативного класса Ричарда Флориды. В соответствии с этой точкой зрения, креативные индустрии выступают как поставщики культурных продуктов и услуг, что, в свою очередь, делает определенные города привлекательными для креативного класса работников и их инновационных работодателей.
Появление креативных кластеров в мире было обусловлено необходимостью представления продукции людьми творческих профессий для широкого обзора и сосредоточения ее в доступном для потребителей месте. Среди таких лиц сначала были художники, к которым впоследствии присоединились кинематографисты, дизайнеры, музыканты, журналисты. В связи с этим, для таких нужд начали рассматриваться пустые, заброшенные здания бывших промышленных зон или неиспользованные помещения, которые находились в частной собственности.
Вследствие взаимодействия участников творческого процесса и неограниченного времени для творчества формировалась комфортная среда для общения, работы, генерирования общих идей. При надлежащей поддержке местных властей такие творческие территории становятся составляющими городской инфраструктуры и интересными объектами общего доступа туристов, как это было в свое время в Великобритании. Льготы на аренду, предоставление доступных кредитов на развитие и собственно инвестирование средств местных бюджетов на развитие творческих кластеров – это неполный перечень той помощи, которую способны оказывать местные власти на местах создания таких креативных зон.
Необходимо отметить, что концепция развития креативных кластеров базируется на общей теории кластеризации бизнеса. Ее разработчиком считают американского экономиста Майкла Портера, сформулировавшего определение сущности «бизнес-кластера» как концентрации по географическому признаку взаимосвязанных между собой компаний, специализированных поставщиков в креативных отраслях, поставщиков услуг, фирм смежных отраслей и связанных институтов в конкретных отраслях, которые одновременно конкурируют и сотрудничают между собой.
Само же понятие «креативный кластер» (creative cluster) было сформулировано ведущим британским специалистом, куратором программы ЮНЕСКО «Creative Cities» Саймоном Эвансом, как сообщество творчески ориентированных предпринимателей, которые взаимодействуют на замкнутой территории. Однако, по мнению Эванса, креативный кластер отличается от классического кластера тем, что в его состав входят научные парки, медиа-центры, а также некоммерческие организации – учреждения культуры, центры искусств и художники.
Креативные кластеры являются локацией для жизни и работы, где сосредоточены производство и потребление творческой продукции (товаров, работ и услуг) вместе с их исполнителями. Источниками их развития является разнообразие и изменения, обеспечивающие им успешное развитие в мультикультурных городских поселениях, имеющих особые местные отличия, но одновременно связанных с внешним миром.
Британская исследовательница, профессор Лиза Де Проприс, охарактеризовала креативный кластер как:
— место, объединяющее творческих людей, имеющих общие интересы к происходящему, но не обязательно в той же области;
— место, где люди, отношения, идеи и таланты могут дополнять друг друга;
— среда, объединяющая разнообразие, инициативу или свободу выражения мнений (взглядов);
— мощные, открытые и постоянно меняющиеся сети, поддерживающие индивидуальную уникальность и идентичность.
Итак, исходя из данных соображений можно четко определить ключевые факторы, которые обеспечивают возможности создания творческого кластера, а именно: наличие сообществ творческих профессионалов, их взаимодействие на основе общего профессионального интереса и определенного места их деятельности (профессиональной локации – творческих округов, хабов, креативных городов и т. п.).
Поскольку в результате такого взаимодействия вырабатываются новые идеи, которые в дальнейшем материализуются в конкретные креативные продукты (работы, услуги), то вполне логично, что для благоприятного функционирования креативных кластеров важное значение играет рынок, который представлен творческими и культурными индустриями, и которые в свою очередь, формируют потенциал креативной экономики как отдельного сегмента национальной экономики. Кроме рынка, решающую роль при создании креативных кластеров играют еще культурный, географический факторы и политика органов власти различных локальных уровней по формированию благоприятной для их развития творческой среды с необходимой инфраструктурной поддержкой.
Определяющими факторами успеха деятельности творческих кластеров считаются: наличие действующих сетей и партнерства; мощная инновационная база с поддержкой научно-исследовательской деятельности; наличие развитых профессиональных и коммуникационных навыков креативного человеческого капитала.
Креативные кластеры возникают на конкретных территориях в результате органичного взаимодействия различных сфер: производственной, человеческого труда, науки, образования, услуг, определяющих направления их специализации, присущие конкретным территориям. В теории креативной кластеризации предлагается два подхода, определяющих динамизм развития креативных кластеров:
1. «Снизу — вверх», когда ключевым фактором их развития является наличие талантливых, инициативных специалистов, общего для них места локации и благоприятного для развития творчества креативной среды. Тогда характер их возникновения считается спонтанным. Со временем их локальная деятельность распространяется на большие территории, способствует масштабности развития креативных индустрий и их глобализации.
2. «Сверху — вниз», когда их развитие поддерживается национальными, региональными или местными органами власти, признают важность их функционирования, поскольку такие институты способствуют достижению стратегических целей развития экономики в целом.
Изучая особенности создания креативных кластеров, С. Эвансом определены четыре вида их пространственных локаций (сообществ), которые характеризуются различными видами связи, сотрудничества, конкуренции и идентичности, причем каждый тип креативного кластера имеет собственный четкий профиль SWOT (сильные и слабые стороны, возможности и угрозы):
1. творческие рабочие пространства под одной крышей (ко-воркинги, хабы и др.);
2. творческие округа в пределах одного города (с определенным адресом);
3. региональные творческие кластеры;
4. онлайн (виртуальные) кластеры в сети Интернет.
Ключевой особенностью идентичности каждого отдельного кластера является его творческая атмосфера.
Таким образом, изучение существующих научных мнений относительно концептуальных основ функционирования творческих (креативных) кластеров позволило определить их особенности и значение для национальной экономики:
1) креативные предприятия эффективнее развиваются в сообществе друг с другом, в местах с сильной местной идентичностью и одновременно являются открытыми для глобального мира, что значительно отличает их среди других предприятий. Они создаются как в малых городах, так и глобальных центрах, которые впоследствии становятся самодостаточными кластерами творческой активности и оказывают значительное влияние на их социально-экономическое развитие;
2) в креативном секторе экономики формируется новая ценность, когда на создание и распространение креативного продукта направляется взаимодействие технических инноваций, творческой активности и бизнес-предпринимательства. Такие предприятия имеют возможность быть гибкими и быстро адаптироваться к изменениям внешней среды, от чего будут зависеть их репутация, навыки и бренды;
3) основной стратегической задачей креативного сектора экономики является объединение ресурсов и группировка предприятий в сети, кластеры, креативные кварталы и другие виды партнерства, что способствует более масштабной экономии различных видов ресурсов;
4) творческие кластеры объединяют различные по направлению и сфере деятельности предприятия, учреждения, творческие платформы, площадки и талантливых людей, что является основой создания креативных городов, где потребляется и производится творческая продукция, а их взаимодействие способствует формированию здоровой конкурентной бизнес-среды;
5) креативные кластеры определяют новый вектор развития системы образования, обеспечивая формирование нового качества человеческих ресурсов с критическим мышлением, гибким к технологическим изменениям и потенциала креативного человеческого капитала, способствуют профессиональному развитию и реализации талантов.
Города и регионы, благодаря кластерной креативизации, также получают ряд преимуществ для собственного развития. В частности, развитие креативных кластеров способствует творческим людям превратить свое хобби в собственное дело, которое будет приносить им прибыль, а городу — поступления налогов от творческого бизнеса. Города превращаются в открытые креативные зоны, благоприятные для формирования творческого молодежного потенциала, где растет общественная активность молодежи и ее участие в реализации творческих, совместных с местными властями проектов, направленных на социально-экономическое развитие городов. Это, в свою очередь, влияет на рост уровня занятости местного населения и улучшения криминогенной ситуации на данных территориях.
Кроме того, города получают новую современную инфраструктуру, наполненную творческими видами предпринимательства дизайн-студиями, галереями, творческими мастерскими, арт-кафе, экспериментальными площадками и т.д., формирование которой закладывает фундамент для развития креативных индустрий как весомого по экономическому содержанию сектора национальной экономики.
Таким образом, творческие кластеры в креативной экономике являются эффективным средством коммуникации и формой сотрудничества творческих людей, местом генерации креативных идей, которые находят свое воплощение в новых для рынка креативных продуктах и услугах. Имея надлежащий уровень инфраструктурного обеспечения и государственной поддержки, они очень быстро растут и становятся главными очагами развития новых сегментов местных (региональных) рынков.
Список использованных источников
На Урале строят креативные кластеры. Объясняем, что это и как устроено, на примере заброшенного училища
В рамках всероссийской программы Агентства стратегических инициатив (АСИ) по преобразованию территорий Rurban Creative Lab в Нижнем Тагиле на площадке бывшего училища «Самородок» появится креативный кластер. Создать его предложила министр инвестиций и развития Свердловской области Виктория Казакова. Здание училища находится в центре города, и, по мнению организаторов, его можно быстро адаптировать в творческое пространство и показать результат.
Здание построили в 1952 году и использовали как общежитие. Позже — в 1990-е годы — в него заехал колледж. С 2016 года здание пустует — занятия прекратились, поскольку «Самородок» объединился с профессиональным колледжем имени Никиты Демидова и переехал.
По концепции, площадка бывшего «Самородка» может стать центром притяжения выпускников творческих профессий. Рядом с училищем находятся три профильных учебных заведения. Кроме того, в качестве потенциальных стейкхолдеров рассматриваются студия звукозаписи, школа IT-специалистов, центр современного искусства, центр развития туризма, кофейня.
Только местами лежат сложенными столы, тетради.
. и книги.
На развитие креативного кластера в Нижнем Тагиле компания ЕВРАЗ направила 10 млн руб. По словам вице-президента ЕВРАЗ Дениса Новоженова, такой проект будет актуален для молодых людей.
«Численность населения у нас снижается, а нам интересно, чтобы здесь оставались люди, которые будут работать на нашем предприятии. Будет хорошо, если молодежь будет хотеть жить в Тагиле и работать у нас. И, конечно, хочется, чтобы в нашем городе была приятная инфраструктура».
Глава Нижнего Тагила Владислав Пинаев также считает, что благодаря кластеру отток молодежи из города уменьшится. «Это безусловно внесет свою лепту. Но надо понимать, что нам нужно не просто создать условия комфортного проживания в городе, а необходимы рабочие места. Будут места — люди будут оставаться».
На входе висит плакат, напоминающий об учебном прошлом здания.
В сентябре пространство бывшего училища «Самородок» станет арт-резиденцией VI Уральской индустриальной биеннале. Организаторы выставки придумали проект «Краткая история современного искусства Нижнего Тагила».
Реализовать его будет художник и куратор из Красноярска, сотрудником красноярского музея Площадь мира Александр Закиров — он уже делал подобные проекты с сообществом красноярских художников.
Кроме того, координировать проект с тагильской стороны будет Аня Киященко, которая ведет инстаграм-канал tagilart.zip, посвященный истории и архивации тагильского искусства. Выставка объединит работы художников разных периодов от монументалиста Алексея Константинова — художников 70-х — начала 80-х, как Владимир Наседкин и Николай Грачиков, художников 90-х Сергея Брюханова и Олега Лысцова (Блябляса) — до современных команд (Зер Гут, Аня и Виталий Черепановы, Алиса Горшенина, группа «Жизнь как перформанс» и других).
Пример работы группы ЖКП
Также арт-резиденцией биеннале в этом году станет площадка Демидовского завода 1726 года в Черноисточинске. Это место также вошло в список пространств, на которых будут развивать креативный кластер.
Создание креативного пространства началось еще в 2020 году. Так, здесь уже прошел Демидов-фест, в рамках которого на площадке появились работы уличных художников.
В этом году на территории завода планируют открыть хостел. Кроме того, здесь должны появиться новые резиденты.
Также на территории проводят мероприятия разных форматов — от лекториев до корпоративов.
Кроме того, проходят мастер-классы по лепке из глины, мыловарению и росписи пряников.
Здесь же находится музей наличников.
Как рассказывает владелец завода предприниматель Александр Быков — он выкупил его в 2013 году, — изначально «Арт-резиденция» была для него «дорогим хобби». Однако с приходом новых резидентов пространство перестает быть убыточным. Более того, на площадке завода Быков создал производство мебели для клиентов премиум-класса, что делает проект прибыльным.