Креативность что это означает в педагогике
Креативность в образовательной среде: что это такое и можно ли её развивать?
Вхождение в новый этап развития общества — информационное общество — совместно с развитием идей постмодернизма неизбежно влечёт за собой повышение значимости образования, творческого подхода к обучению и личностной креативности каждого отдельного члена общества. В связи с наблюдаемыми изменениями от учителей как никогда требуется понимание ценностей современной информационной эпохи. Поскольку креативность в XXI веке выходит на лидирующие позиции в разных областях человеческой деятельности по всему миру, то значимость творческого подхода в образовательном процессе возрастает.
Одной из целей современного образования в России, зафиксированной на уровне ФГОС, является развитие творческих способностей учеников. Учитель в таком случае попадает в очень непростую ситуацию, так как система образования ставит перед ним цель, но обнаруживает затруднения в организации условий для её реализации. В качестве иллюстрации можно привести данные одного из исследований, проведённого на территории Великобритании в 2005 году. Я заранее приношу извинения за то, что привожу данные зарубежного исследования, но аналогичных данных в отечественной науке у меня нет. В данном исследовании было продемонстрировано, что подавляющее большинство учителей согласны с тем, что креативность можно развивать в рамках школьной среды (80,6%) и что развитие креативности является необходимым условием повышения успеваемости учащихся (77,6%). Однако большинство учителей (67%) не считают, что они каким-либо образом несут ответственность за развитие творческого потенциала детей.
Данный факт можно интерпретировать по-разному. На мой взгляд, одна из причин подобных результатов кроется в том, что в связи с необходимостью развития творческих способностей учеников у учителей закономерно возникают два вопроса, на которые современные законодатели не способны дать ответы:
В настоящей мини-статье я хотел бы осветить эти два вопроса с позиции современных знаний в области психологии креативности. Я заранее хотел бы обратить внимание читателя на то, что слово «осветить» вовсе не является в данном случае метафорой. Речь действительно идёт о том, чтобы только очень поверхностно коснуться этих двух фундаментальных вопросов. Как остроумно заметил Стендаль: «Одинаково трудно удовлетворить интерес читателей, когда пишешь о предметах малоинтересных, либо представляющих слишком большой интерес». Далее я последовательно постараюсь рассмотреть оба вопроса, предлагая одну из возможных точек зрения.
1. Что такое креативность?
Креативность можно определить как способность кого-либо создавать нечто оригинальное и полезное в определённых условиях среды.
Давайте рассмотрим данное определение по частям, чтобы лучше понять, что оно означает.
2. Можно ли развивать творческие способности?
Данный вопрос нередко трансформируется в другую форму: какова роль генетических и социальных факторов в развитии креативности? Одной из научных дисциплин, которая стремится дать ответ на поставленный вопрос, является психогенетика. С современной точки зрения под психогенетикой понимают научную дисциплину, занимающуюся изучением молекулярно-генетических закономерностей, лежащих в основе формирования психологических признаков. Одним из традиционных методов психогенетики является близнецовый метод. В нескольких близнецовых исследованиях было продемонстрировано, что, хотя генетические факторы влияют на развитие определённых компонентов креативности, средовые факторы (семья, школа, учителя, общение со сверстниками и т. д.) берут верх. Таким образом, социальные факторы оказываются ведущими в развитии творческого потенциала человека.
Из этого следует, что образовательная среда как один из социальных факторов может способствовать развитию творческих способностей детей. Однако каким образом можно подойти к процессу развития творческих способностей? Каким образом можно было бы представить себе схему самого процесса? Я приведу лишь один из возможных подходов к рассмотрению данной проблемы, который был предложен американскими психологами Дж. Кауфманом и Р. Бегетто.
Концепция четырёх уровней креативности
Концепция четырёх уровней креативности может быть полезна для понимания двух аспектов: (1) этапов развития креативности в жизни каждого отдельного человека и(2) уровней креативности, которые доступны для развития в рамках школьной образовательной среды. Если учитель фокусируется на интуитивном и всеобъемлющем понимании того, что такое креативность (творчество), то задача развития творческих способностей кажется абсолютно нереалистической. Однако концепция четырёх уровней позволяет провести более дробное деление и сосредоточить внимание учителя на тех уровнях, которые действительно можно стимулировать на уровне школьного образования. О каких четырёх уровнях идёт речь? С позиции концепции Дж. Кауфмана и Р. Бегетто каждый человек может проявлять свои творческие способности на следующих уровнях:
Взгляд на развитие творческих способностей через призму концепции четырёх уровней
Каким образом выше описанная концепция может быть полезна при выстраивании собственных представлений о развитии творческих способностей и выстраивании образовательного процесса? Ниже я постараюсь представить несколько важных приложений данной концепции для образовательной среды.
Следствие 1. Развитие творческих способностей человека/ученика происходит путём продвижения по ступеням от мини-креативности к более высоким уровням креативности. Другими словами, иерархия четырёх уровней представляет собой совокупность стадий развития творческих способностей. Например,при получении поддержки и необходимой обратной связи от учителя, ученик может развить свою мини-креативность до малой креативности.
Следствие 2. В условиях образовательной среды школы наиболее реалистичным и значимым оказываются два уровня креативности: мини-креативность и малая креативность. Мини-креативность акцентирует внимание на переживании озарений (инсайтов) в понимании и построении интерпретаций изучаемого материала (базовые понятия, теории, алгоритмы решений и т. д.), что однозначно свидетельствует в пользу того, что творческая составляющая всегда присутствует в жизни школьника на протяжении всего образовательного процесса. С другой стороны, малая креативность в большинстве случаев представляет собой вершину, которую требуется достичь (зона ближайшего развития). Поэтому если конкретизировать цель, поставленную на уровне образовательного стандарта, в терминах рассмотренной концепции, то можно было бы сказать так: стимулирование мини-креативности учащихся и продвижение к уровню малой креативности.
На мой взгляд, подобный подход может дать «полезный выхлоп». Если ученики в процессе обучения имеют возможность открывать для себя что-то новое и личностно значимое (мини-креативность), то они с большей вероятностью смогут прийти к более глубокому пониманию изучаемого материала. Другими словами, он начнёт иметь для них какое-то значение. Когда процесс обучения личностно значимый, ученики в большей степени склонны быть внутренне мотивированными. Иначе говоря, ученики оказываются вовлечёнными в процесс обучения на основе собственного интереса в противовес внешней мотивации получения более высокой оценки. В нескольких исследованиях было показано, что внутренняя мотивация (т.е. интерес к деятельности самой по себе, а не по причине получения за неё какой-либо награды) напрямую связана с более высокими показателями успеваемости и креативности. Таким образом, переживание опыта творческой деятельности (мини-креативности) выступает в качестве мотиватора для последующих академических и творческих достижений.
Несмотря на то, что простого ответа на вопрос «как развивать творческие способности учащихся?» нет, нам следует помнить о том, что у каждого ребёнка есть врождённый интерес к познанию мира. Следовательно, он есть и у школьника. Задача лишь в том, как говорил древнегреческий мудрец, чтобы зажечь факел познания. Несомненно то, что переживание процесса обучения как творческой деятельности является одним из источников, способных зажечь факел познания!
Статья по педагогике «Педагогическая креативность»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Педагогическая креативность как ведущий компонент структуры педагогической одарённости
1) ядро одаренности : способности (общие и/или специальные), развитые на уровне выше
Способность к осуществлению творческого подхода в педагогической деятельности (креативность): скорость мышления (количество идей, которое возникает за единицу времени);
способность быстро и без внутренних усилий переключаться с одной идеи на другую; способность к генерированию идей, которые отличаются от общепринятых, к парадоксальным, неожиданным решениям (для учителя – поиск новых форм, методов, средств учебной и воспитательной деятельности); ощущение утонченности идеи; способность удивляться; открытость и интерес ко всему новому; способность принимать решение в ситуациях неопределенности, не пугаться собственных выводов и доводить их до конца, рискуя личным успехом и репутацией; способность к гибкому образному мышлению, которое может проявляться в конструировании новой оригинальной наглядности; гибкость словесного мышления, яркий образный язык, умение „зажечь” учеников своим рассказом; выборочность в познании нового; поисково-
преобразуюший стиль мышления; творческая фантазия, развитое воображение; проблемное видение
ситуации; способность „нарушать покой”; глубоко погружаться в любимую деятельность; стремление к
изобретениям, творчеству; интерес к загадкам, парадоксам, импровизации; способность самостоятельно
принимать решения; быстро переключать внимание.
Способность постоянно развивать творческий педагогический опыт, компетентность:
желание повышать профессиональную компетентность, получать новые знания, развивать
соответствующие умения, навыки педагогической деятельности; способность быстро находить и
овладевать в творческом поиске новыми знаниями, расширять свой профессиональный кругозор; умение
целеустремленно изучать вопрос или проблему, связанные с педагогической деятельностью; чувство
удовлетворения от обогащения опыта педагогической деятельности и в то же время – творческое
недовольство уровнем достижений, как условие последующего роста профессиональной компетентности.
Способность формировать и реализовать творческую стратегию педагогической
деятельности: стойкая потребность в систематическом обогащении опыта педагогической
деятельности; способность к самостоятельному формированию глубоких и систематических знаний при
решении ключевых учебных и воспитательных проблем; умение разрабатывать гибкую стратегию
творческой педагогической деятельности на основе определения цели и построения соответствующей
программы; способность мобилизовать собственный опыт или быстро приобретать дополнительную
компетентность с целью решения важной и сложной педагогической проблемы; чувство
ответственности при выполнении творческих профессиональных заданий.
Педагогическая креативность учителя развивается на протяжении всей педагогической деятельности
и является решающим фактором его продвижения к вершинам педагогического мастерства. Еще
В.О.Сухомлинский подчеркивал, что только творческий учитель способен зажечь в учениках жажду
познания, поэтому каждому педагогу необходимо развивать креативность, являющуюся главным
показателем его профессиональной компетентности. Любая деятельность считается творческой, если ее
продукт характеризуется новизной, которая может иметь как объективный, так и субъективный, характер. В
педагогике таким продуктом могут быть новые учебные технологии, формы, методы обучения и
воспитания, рост педагогического мастерства учителя.
Креативность как один из компонентов профессиональной компетентности современного педагога
МКОУ «НШДС с. п. В-Акбаш»
Деловая игра с элементами тренинга
Тема: «Креативность – как один из компонентов профессиональной компетентности современного педагога»
Подготовила педагог-психолог МКОУ «НШДС с. п. В-Акбаш
Цель: актуализация творческого, креативного развития педагога, как одного из составляющих профессиональной компетентности педагога.
• Совершенствовать профессиональное мастерство педагогов, формировать у педагогов потребность в творчестве, развивать находчивость, сообразительность, нестандартность мышления.
• Вовлечь педагогов в коллективную деятельность, развивать умение и желание взаимодействовать друг с другом для решения нестандартных ситуаций.
• Создать благоприятные условия для общения и взаимодействия педагогов.
Введение в тему деловой игры.
Задание 1. Разминка Тест «Опытный педагог»
Задание 2- Разогрев Упражнение «Перекинь мяч»
Задание 3 – Тренинг «Качества творческой личности
Задание 4 – Признаки креативности Davis
Задание 5 – Упражнение «Объявление».
Задание 6– Творческое задание.
Задание 5 – Перевёртыши.
Задание 8– Упражнение «Сочиняем стихи»
Вывод по проделанной работе
Задание 10 – Упражнение «Рифмовка»
Заключительное слово ведущего.
На столах, разделенных на 2 команды, лежат цветные кружочки. Педагогам предлагается выбрать цвет и занять соответствующее место.
Итак, креативность представляется как ансамбль характеристик, имеющихся у каждого человеческого существа, характеристик, способных развиваться и дающих возможность их владельцу думать независимо, гибко, с воображением. Каковы бы не были различия, которые можно установить, креативность свойственна всем индивидам…» (Донсон,1997 г.).
Креативность является ведущим компонентом педагогической деятельности и является решающим фактором продвижения педагога к вершинам педагогического мастерства. Творческим продуктом креативного педагога могут быть новые образовательные технологии, формы, методы обучения и воспитания.
В последние годы укоренилось утверждение «У творчески работающего педагога – творчески развитые дети». Еще В. О. Сухомлинский подчеркивал, что только творческий педагог способен зажечь в детях жажду познания, поэтому каждому педагогу необходимо развивать креативность, являющуюся главным показателем его профессиональной компетентности.
Высокообразованные люди нужны любому коллективу профессионалов, который хочет добиться результатов.
Творческий педагог подразумевает помимо профессиональной подготовки, ряд других компонентов, имеющих, в основном, внепрофессиональный и надпрофессиональный характер, но в то же время необходимых сегодня в той или иной мере каждому педагогу.
Это, в первую очередь, такие качества личности,как:
• способность принимать ответственные решения;
• креативный подход к любому делу;
• умение доводить дело до конца;
• постоянно учиться и совершенствоваться.
Это и такие качества как:
• наличие гибкости мышления;
• наличие абстрактного мышления;
• наличие системного и экспериментального мышлений;
• умение потенцинировать диалог; коммуникабельность; сотрудничество.
В творческом процессе педагогаможно выделить такую последовательность этапов:
1. Возникновение педагогического замысла, направленного на решение педагогической задачи.
2. Разработка замысла.
3. Воплощение педагогического замысла в деятельности, в общении с людьми.
4. Анализ и оценка результатов творчества.
Творческий процесс педагога должен быть сопряжен с творческим процессом каждого воспитуемого и с творческим процессом всего педагогического коллектива.
Что мешает и заглушает творчество?
Внешняя критика, оценка правильно, не правильно.
Внутренняя критика, та же оценка.
Сравнение с другими людьми, детьми.
Одобрение оценка, мы привыкли к ожиданию внешней похвалы.
Страх неудачи, зацикливание на результат.
Сегодня мне бы хотелось остановиться на практическом примере одной из форм работы по развитию творческого потенциала педагогов, через использование деловой игры с элементами тренинга. Мы будем стараться активно искать нестандартные выходы из стандартных ситуаций, мыслить креативно, проявляя гибкость мышления, изобретательность, наблюдательность и воображение.
Тест «Опытный педагог ДОУ».
Упражнение «Перекинь мяч»
Цели: вербальное и невербальное общение, сближает членов группы. Оно направлено на раскрепощение членов группы, на установление контактов друг с другом и поиску быстрого решения поставленной задачи.
Процедура: Участники стоят в тесном кругу, им дается небольшой мячик (размером приблизительно с теннисный)и формулируется задание: как можно быстрее перекинуть этот мячик друг другу так, чтобы он побывал в руках у каждого. Ведущий фиксирует потребовавшееся на это время. Оптимальное число участников в кругу от 6 до 8; при большем их количестве целесообразно выполнять упражнение в нескольких подгруппах. Упражнение повторяется 3-4 раза, ведущий просит делать его как можно быстрее. Когда затраты времени доведены примерно до 1 с на каждого участника, ведущий просит изобрести и продемонстрировать способ, которым можно перекинуть мяч так, чтобы он побывал в руках у каждого, потратив лишь 1 с на всю группу.
Обычно через некоторое время участники придумывают и демонстрируют соответствующее решение. (Оно состоит в том, что все они ставят сложенные «лодочкой» руки друг над другом и поочередно разводят ладошки в стороны. Мячик, падая вниз, передается из рук в руки и таким образом успевает побывать у каждого участника). Задача решена!
Психологический смысл упражнения. Демонстрация того, как проблема может быть решена более эффективно с помощью нетривиального подхода к ней и как этому препятствуют стереотипы («перекинуть – значит подбросить вверх, а потом поймать»). Сплочение группы, обучение координации совместных действий.
Вопросы для обсуждения:
• Что мешало сразу же увидеть быстрый способ выполнения задания, какой стереотип при этом активизировался?
• Кому первому пришла мысль перебрасывать мяч, не подкидывая, а роняя его, и что подтолкнуло к этой идее?
• Какие ситуации, когда стереотипное видение мешало разглядеть простой и нетривиальный способ решения проблемы, встречались в жизненном опыте участников и как удавалось преодолеть эти ограничения?
III Этап. Тренинг «Качества творческой личности».
Участники группы сидят по кругу.
Инструкция: «Сейчас мы потратим некоторое время на то, чтобы сосредоточиться на себе, на своих мыслях, чувствах, переживаниях.
Сядьте, пожалуйста, поудобнее и медленно закройте глаза. Обратите внимание на ваше дыхание, ощутите, как воздух проходит через нос, горло, попадает в грудь, наполняет наши легкие. Ощутите, как с каждым вдохом в Ваше тело попадет энергия, а с каждым выдохом уходят ненужные сейчас заботы, напряжения. Обратите внимание на ваше тело.Почувствуйте ваше тело: все – от ступней ног до макушки головы. Вы сидите на стуле, слышите какие-то звуки., ощущаете прикосновение воздуха на вашем лице. Может быть, вам захочется изменить позу, сделайте это.
А теперь сосредоточитесь на идеи изменчивости мира, в котором мы живем. Наше сложное время характерно быстрыми и резкими изменениями. Порой они бывают молниеносными. Социальные и технологические изменения, которые в прошлые столетия тянулись десятки лет, теперь могут произойти в считанные месяцы или даже недели, и все это постоянно действует на каждого из нас. Подумайте об этом.
Какие мысли у вас возникают?. Как вы чувствуете себя в этом изменчивом мире? (эти вопросы тренер повторяет 2 – 3 раза).
Подумайте о том, какие ваши качества, особенности поведения помогают вам жить в этом изменчивом мире, а какие мешают?
А теперь вспомните, что вы сидите здесь, в этой комнате, и здесь есть еще другие люди.
Медленно откройте глаза.
После того как все участники группы открыли глаза, предлагаю всем еще некоторое время остаться со своими впечатлениями, чувствами, переживаниями и нарисовать их. Для этого участникам группы предлагаются бумага, краски, фломастеры, цветные карандаши, и т. д. Рисунки участников группы желательно расположить так, чтобы все могли их видеть на протяжении дальнейших занятий.
После того, как все закончили рисовать, и рисунки расположены на видном для всех месте,я продолжаю инструкцию: «Продолжим нашу работу.Сейчас мы объединимся в группы: по 4 – 5 человек в каждой – и поделимся нашими впечатлениями, размышлениями, расскажем, друг другу о том, какие наши качества, особенности поведения помогают, а какие затрудняют нашу жизнь в изменчивом мире. Составьте, пожалуйста, в вашей группе перечень этих качеств. Не стремитесь к обобщениям, пусть качества или особенности поведения, которые вы включите в список, будут конкретными. Будьте готовы в конце работы в малых группах поделиться с остальными тем, что у вас получится».
В ходе представления каждой группой своего перечня качеств, побуждаю остальных участников задавать вопросы, прояснять то, что им не вполне ясно. При этом записываю называемые качества, особенности поведения на доске или листе ватмана.
• Большое количество существующих признаков креативности Davis
• Осознанность – восприятие самого себя как человека творческого, способного создавать что-то новое.
• Оригинальность – гибкость в идеях и мыслях, находчивость, готовность оспаривать предложения, действовать исходя из принципа «А что, если?».
• Независимость – уверенность в себе, управление своим поведением на основе внутренних ценностей и критериев, умение противостоять внешним требованиям.
• Склонность к риску – готовность пробовать что-то новое, даже если это может привести к неблагоприятным последствиям, устойчивость к неудачам, оптимистичность.
• Энергичность – поглощение действиями, предприимчивость, восторженность, непосредственность, «легкость на подъем».
• Артистичность – выразительность, эстетические интересы.
• Заинтересованность – широта интересов, любознательность, склонность к экспериментированию и задаванию вопросов.
• Чувство юмора – игривость.
Тяга к сложности – интерес к непонятному и таинственному, терпимость к двусмысленности, беспорядку, совмещению несовместимого.
Непредубежденность – восприимчивость к новому, к другим точкам зрения, либеральность.
• Потребность в одиночестве – самосозерцательность, рефлексивность (склонность к самосознанию, способность работать одному, наличие внутренних потребностей, которые обычно не раскрываются перед окружающими.
• Интуитивность – проницательность, возможность видеть неявные связи и отношения, наблюдательность.
Для того, чтобы вас знали и ценили ваши профессиональные качества, вы должны уметь себя каким то образом презентовать.
1. Упражнение «Объявление».
— В течение 5 минут каждая команда должна составить краткое объявление о своих услугах, которое отражало бы профессиональную уникальность и включало нечто такое, чего не может предложить другой специалист. Затем это объявление зачитывается перед всеми. Мы можем задавать любые вопросы по содержанию объявления, для того чтобы удостовериться, действительно ли стоит воспользоваться данной услугой.
2. Задание командам.
3. задание – «Перевертыши».
Дети не всегда четко умеют выразить свои мысли, поэтому в любом случае вы должны научиться их понимать.
Вам нужно отгадать по «перевертышу» название известного фильма или пословицу.
Василий Иванович остается на работе – «Иван Васильевич меняет профессию».
Грустные взрослые – «Веселые ребята».
Громче стоишь – ближе не будешь – «Тише едешь – дальше будешь».
Крик баранов – «Молчание ягнят».
Мужик на телеге – мерину тяжелее – «Баба с возу – кобыле легче».
С ленью не засунешь и птицу в море – «Без труда не выловишь и рыбку из пруда».
Холодные ноги – «Горячие головы».
Не бойся велосипеда – «Берегись автомобиля».
В симфоническом оркестре не только мальчики – «В джазе только девочки».
Ручной кактус – «Дикая орхидея».
4. Упражнение «Сочиняем стихи».
Дано начало стихотворения, нужно придумать окончание.
• Утром настроение плохое…
• Весной везде повсюду лужи…
• После смены я решила…
• Всех решила удивить…
• Педагоги часто сердясь и бранясь…
Задание 6. Упражнение «Рассказ из зоголовков».
Автор упражнения Эдвард Де Боно, писатель, эксперт в области творческого мышления.
Вывод по проделанной работе:
Педагог должен быть креативным почему?
(современным, увлекательным, интересным, успешным и т. д.)
В заключении я предлагаю вам упражнение «Рифмовка».
Вам необходимо завершить в рифму несколько фраз, касающихся сегодняшней встрече.
Мы встречались, мы играли, креативность развивали …
• На игру мы приходили, где мы с вами научились …
• Креативность – что за птица?.
• Нам запомнилось так ярко…
• Завершилась наша встреча…
Вы знаете, что у каждого человека есть его собственный внутренний ресурс. Он помогает нам выстоять в трудную минуту, найти силы, когда кажется, что уже ничего не получится. Подумайте для себя, что это может быть.
Ваш творческий потенциал, увы, невелик. Но, может быть, Вы просто недооценили себя? Отсутствие веры в свои силы может привести Вас к мысли, что Вы вообще не способны к творчеству. Избавьтесь от этого и таким образом решите проблему.
У Вас средне выраженный творческий потенциал. Вы обладаете теми качествами, которые позволяют Вам творить, но у Вас есть определённые барьеры, тормозящие процесс творчества. Самый опасный из них — страх, особенно у людей, ориентированных на обязательный успех. Боязнь неудачи сковывает воображение — основу творчества. Страх может быть и социальный, страх общественного осуждения. Любая новая идея проходит через этап неожиданности, удивления, непризнания, осуждения окружающими. Боязнь осуждения за новое, непривычное для других поведение, чувства сковывает творческую активность, уничтожает творческую личность. Во всяком случае, Ваш творческий потенциал позволит Вам творчески себя проявить, если Вы, конечно, этого пожелаете.
46 и более баллов. В Вас заложен значительный творческий потенциал, который предоставляет Вам богатый выбор творческих возможностей. Если Вы на деле сможете применить Ваши способности, то Вам доступны самые разные формы творчества.
Можно выделить и проанализировать отдельные параметры:
3. 8 и 14 – постоянство
4. 9 – амбициозность
6. 11, 12 – слуховая память
Эти способности и составляют основные качества творческого потенциала.