Красная борозда что за праздник

Праздник «Первой борозды» – один из обрядов Дагестанского народа

Календарные и семейно-бытовые обряды в своей основе является древнейшим видом народного творчества. Они были тесно связаны с хозяйственной деятельностью и убедительно показывают, как на самых ранних этапах развития человечества обряды и поэзия порождались трудовой практикой и сопутствовали ей.

Обряды приурочивались к наступлению новых периодов календарного года. Астрономическими вехами для обозначения таких периодов являются два равноденствия и оба солнцестояния.

Основным занятием народов Дагестана, наряду с животноводством, было земледелие, и их календарная обрядность носит ярко выраженный аграрный характер. В ней отразились древнейшие взгляды на природу и попытки воздействовать на нее, заботы дагестанского крестьянина о хлебе насущном, об урожае, от которого зависело благополучие его семьи.

Как и многие земледельческие народы Востока, народы Дагестана отмечали древний новый год в связи с весенним равноденствием в марте месяце три дня, т. е. 21-22-23 марта. Он известен иранским и тюркским народам под именем Навруз (новый день, новый год). Этот праздник знаменует обновление природы, пробуждение ее от зимнего сна.

Народы южного Дагестана, в частности табасаранцы, праздник встречи весны отмечали несколько раньше 14-15 марта. А 21-22 отмечалась первая вспашка.

В Дагестане широко известен обряд «первой борозды», который символизировал начало весенних работ.

В зависимости от погодных условий и высотности расположения аула этот праздник в разных селах отмечали в разное время после встречи весны.

Сопровождался праздник общим молением, жертвоприношениями, угощениями, соревнованиями в спортивных играх, скачках, песнями и танцами.

К празднику готовился и уважаемый всеми аксакал, на которого возложены обязанности пахаря.

Пусть стебель будет высоким,

Да будет богатый урожай

И многочисленны овцы!

Пусть дом наполнится зерном,

Шест для сушки наполнится мясом!

Пахарь начинал борозду, взрослые и дети забрасывают его снежками, комьями глины, размельченной соломой или сеном, брызгами воды обливали его и говорили: «Да пойдут дожди вот так! Да будет богатый урожай!»

Основное содержание обряда с помощью ритуальных действий и магических слов создать условия для богатого урожая, помочь природе родить его.

Процессия, следовавшая за пахарем, который проводил 2-3 символические борозды, возвращалась в село и на майдане устраивали веселье с угощениями. Самыми радостными моментами праздника были скачки и спортивные состязания. Пришедшими первые на скачках, бегах получали знамя, сделанное из платка, круглый хлеб с дырочкой. В финале бегут группа стариков и старух. Это бывало веселое зрелище. Шуты в масках сопровождают бегущих, подбадривают их, совершают акробатические трюки, требуют призов. Затем устраивались состязания в метании камня и поднятию тяжестей, стрельбе, борьбе, прыгании. После этого пели и танцевали.

Нам хочется рассказать о том, как праздник ПЕРВОЙ БОРОЗДЫ «УНСА-ЭТАЙ» отмечают в Ботлихском районе.

У ботлихцев большое количество обычаев, обрядов, ритуалов календарного цикла. Каждый год на очередном празднике первой борозды один из представителей аула добровольно брался провести праздник в следующем году. В его обязанности, кроме ритуального проведения борозды, входило угощение всех присутствующих на празднике. С этой целью он резал быка, готовил хлеб, призы, заботился о развлекательной части праздника.

При выборе пахаря ботлихцы, как и другие народы Дагестана, руководствовались определенными соображениями. В частности, пахарь должен был быть многодетным, достаточно пожилым, но не дряхлым, сильным, честным, щедрым, «добрым, с легкой счастливой рукой». Предполагалось, что «свойства этих людей магическим путем переходили на объект, в данном случае на поля и посевы, благотворно сказываясь на обилие урожая».

В случае хорошего урожая односельчане просили, чтобы «пахарь» остался и на следующий год.

По обычаю, начинавший сев, готовил к празднику специальное деревце «эра» и угощение. В конце праздника «эра» передавалось «пахарю» следующего года.

По ботлихскому варианту этого праздника его «хозяином» на будущий год назначается тот, кто в присутствии всех брал палку с мясом (особую, ставившуюся на дороге жердь с подвешенным к ней куском мяса).

Источник

Первая борозда

Празднование первой борозды проводится по инициативе руководителей сельскохозяйственных предприятий.

Красная борозда что за праздник. Смотреть фото Красная борозда что за праздник. Смотреть картинку Красная борозда что за праздник. Картинка про Красная борозда что за праздник. Фото Красная борозда что за праздникПраздник первой борозды традиционно большой праздник для всех регионов России. Ежегодно в эти дни закладывается основа богатства, которое будет кормить нас в течение года.

Праздник Первой борозды отмечается с давних пор обрядовая вспашка, весь ритуал, которого «насыщен действиями, имевшими магический смысл и символический характер», начинались с молитвы – благопожелания. Она посвящена будущему урожаю и содержит пожелания богатого урожая зерновых, а сорняки, чтоб выросли очень слабыми среди толстых, стеблей пшеницы. Пожелание это подчинено практической нужде крестьянина: чем меньше сорняков, тем богаче урожай и меньше работа хозяину поля, а также высказаны пожелания благоприятной погоде. Произнося эти пожелания в день проведения первой борозды, крестьянин хочет заранее уберечь свои посевы от природных катаклизмов. «Смысл празднования первой борозды- желание воздействовать на природу всевозможными иррациональными магическими приемами»

Таким образом, ежегодное торжество, отмечавшееся весной и заключавшееся в проведении первой борозды, было актом превращения девственной земли в землю-мать, производительницу всех плодов земли.Красная борозда что за праздник. Смотреть фото Красная борозда что за праздник. Смотреть картинку Красная борозда что за праздник. Картинка про Красная борозда что за праздник. Фото Красная борозда что за праздник

Весенняя страда — волнующее событие в жизни земледельца, наполненное радостными надеждами на высокие урожаи. Сельскохозяйственное производство имеет большое значение для процветания и благополучия района. Год из года труженики села трудятся в сельском хозяйстве, вкладывают свои силы в его развитие, стремясь получить хорошие результаты в растениеводстве и животноводстве.

Красная борозда что за праздник. Смотреть фото Красная борозда что за праздник. Смотреть картинку Красная борозда что за праздник. Картинка про Красная борозда что за праздник. Фото Красная борозда что за праздник Красная борозда что за праздник. Смотреть фото Красная борозда что за праздник. Смотреть картинку Красная борозда что за праздник. Картинка про Красная борозда что за праздник. Фото Красная борозда что за праздник

Красная борозда что за праздник. Смотреть фото Красная борозда что за праздник. Смотреть картинку Красная борозда что за праздник. Картинка про Красная борозда что за праздник. Фото Красная борозда что за праздник

Красная борозда что за праздник. Смотреть фото Красная борозда что за праздник. Смотреть картинку Красная борозда что за праздник. Картинка про Красная борозда что за праздник. Фото Красная борозда что за праздник

Красная борозда что за праздник. Смотреть фото Красная борозда что за праздник. Смотреть картинку Красная борозда что за праздник. Картинка про Красная борозда что за праздник. Фото Красная борозда что за праздник

© 2021 «АДМИНИСТРАЦИЯ МО «ПРИБАЙКАЛЬСКИЙ РАЙОН»»

671260, Российская Федерация, Сибирский федеральный округ, Республика Бурятия, Прибайкальский район, с. Турунтаево, ул. Ленина, д.67

Источник

Красная борозда что за праздник

Праздник первой борозды отмечают народы Западного и Центрального Дагестана – аварцы, даргинцы и лакцы.

Красная борозда что за праздник. Смотреть фото Красная борозда что за праздник. Смотреть картинку Красная борозда что за праздник. Картинка про Красная борозда что за праздник. Фото Красная борозда что за праздник

Красная борозда что за праздник. Смотреть фото Красная борозда что за праздник. Смотреть картинку Красная борозда что за праздник. Картинка про Красная борозда что за праздник. Фото Красная борозда что за праздник

Церемония назначалась не в определенную дату, а когда почва была готова. Первую борозду должен был проводить уважаемый и удачливый человек, у которого непременно растет борода. В него со всех сторон кидали снегом и комьями грязи. Считалось, если он выстоит с невозмутимым лицом, то и колосья будут сильными.

Красная борозда что за праздник. Смотреть фото Красная борозда что за праздник. Смотреть картинку Красная борозда что за праздник. Картинка про Красная борозда что за праздник. Фото Красная борозда что за праздник

С поля все устремляются обратно в деревню. Молодежь бежит или едет на тракторе, пожилые женщины в черном хором распевают «Ля иляха илля Ллах».

Красная борозда что за праздник. Смотреть фото Красная борозда что за праздник. Смотреть картинку Красная борозда что за праздник. Картинка про Красная борозда что за праздник. Фото Красная борозда что за праздник Красная борозда что за праздник. Смотреть фото Красная борозда что за праздник. Смотреть картинку Красная борозда что за праздник. Картинка про Красная борозда что за праздник. Фото Красная борозда что за праздник

Впереди – соревнования. Сельчане, разбившись по возрасту и полу, состязаются в беге. Стараются изо всех сил, порой в азарте хватая соперников за рубашку.

Красная борозда что за праздник. Смотреть фото Красная борозда что за праздник. Смотреть картинку Красная борозда что за праздник. Картинка про Красная борозда что за праздник. Фото Красная борозда что за праздник

У финиша на импровизированной трибуне их ждут самые уважаемые люди селения с большими бубликами и фигурами из теста в руках.

Красная борозда что за праздник. Смотреть фото Красная борозда что за праздник. Смотреть картинку Красная борозда что за праздник. Картинка про Красная борозда что за праздник. Фото Красная борозда что за праздник

Хотя это зрелище выглядит современно, корни его уходят в незапамятные времена, а призы для самых быстрых бегунов имели сакральный смысл.

Красная борозда что за праздник. Смотреть фото Красная борозда что за праздник. Смотреть картинку Красная борозда что за праздник. Картинка про Красная борозда что за праздник. Фото Красная борозда что за праздник

В некоторых селах их богато украшают фруктами, орехами, конфетами или вареными яйцами.

Красная борозда что за праздник. Смотреть фото Красная борозда что за праздник. Смотреть картинку Красная борозда что за праздник. Картинка про Красная борозда что за праздник. Фото Красная борозда что за праздник

После бега за селом устраивают скачки.

Красная борозда что за праздник. Смотреть фото Красная борозда что за праздник. Смотреть картинку Красная борозда что за праздник. Картинка про Красная борозда что за праздник. Фото Красная борозда что за праздник

Смотреть на скачки приходят все: и взрослые, и дети.

Красная борозда что за праздник. Смотреть фото Красная борозда что за праздник. Смотреть картинку Красная борозда что за праздник. Картинка про Красная борозда что за праздник. Фото Красная борозда что за праздник

Завершается праздник песнями и танцами.

Красная борозда что за праздник. Смотреть фото Красная борозда что за праздник. Смотреть картинку Красная борозда что за праздник. Картинка про Красная борозда что за праздник. Фото Красная борозда что за праздник Красная борозда что за праздник. Смотреть фото Красная борозда что за праздник. Смотреть картинку Красная борозда что за праздник. Картинка про Красная борозда что за праздник. Фото Красная борозда что за праздник

Красная борозда что за праздник. Смотреть фото Красная борозда что за праздник. Смотреть картинку Красная борозда что за праздник. Картинка про Красная борозда что за праздник. Фото Красная борозда что за праздник Красная борозда что за праздник. Смотреть фото Красная борозда что за праздник. Смотреть картинку Красная борозда что за праздник. Картинка про Красная борозда что за праздник. Фото Красная борозда что за праздник

Некоторые горянки облачены в старинные наряды с ярко-оранжевыми платками и множеством металлических украшений. Их балхаркам издавна дарили по множеству поводов – рождение, первый шаг, первый зуб…

Красная борозда что за праздник. Смотреть фото Красная борозда что за праздник. Смотреть картинку Красная борозда что за праздник. Картинка про Красная борозда что за праздник. Фото Красная борозда что за праздник

Ведь гончарным ремеслом, прославившим селение на весь мир, занимаются только женщины.

Красная борозда что за праздник. Смотреть фото Красная борозда что за праздник. Смотреть картинку Красная борозда что за праздник. Картинка про Красная борозда что за праздник. Фото Красная борозда что за праздник

Значит: их нужно уважать и беречь.

Красная борозда что за праздник. Смотреть фото Красная борозда что за праздник. Смотреть картинку Красная борозда что за праздник. Картинка про Красная борозда что за праздник. Фото Красная борозда что за праздник

В последнее время праздник первой борозды в Балхаре превращается в приманку для туристов. В этот день в маленькое селение съезжается десяток автобусов и множество автомобилей со всей республики и из-за ее пределов. Балхарцы рады приезжим, щедро угощают их обрядовым кушаньем из семи злаков и наперебой зовут в гости.

Красная борозда что за праздник. Смотреть фото Красная борозда что за праздник. Смотреть картинку Красная борозда что за праздник. Картинка про Красная борозда что за праздник. Фото Красная борозда что за праздник

Праздник заканчивается. Усталые сельчане расходятся по домам. Со следующего дня их ждет тяжелая работа на поле. Но первую борозду провели удачно, пахарь не дрогнул, а значит – урожай будет хорошим.

Источник

Праздник первой борозды

Красная борозда что за праздник. Смотреть фото Красная борозда что за праздник. Смотреть картинку Красная борозда что за праздник. Картинка про Красная борозда что за праздник. Фото Красная борозда что за праздник

Такие обычаи существовали в самых разных уголках Земли. Дагестан пережил и приход ислама, и социализм, поэтому праздник первой борозды сохранился лишь высоко в горах. Правда, отдельные скептики утверждают, что здесь он был заново придуман в пятидесятые годы местным партийным руководством, но мы им верим лишь отчасти — советская власть, наравне с прочими потрясениями, оставила на древнем обряде свой отпечаток, так что теперь это причудливая смесь языческих ритуалов и мусульманских молитв с неистребимым привкусом эпохи строительства коммунизма. Добавьте гремучий кавказский темперамент, удивительные пейзажи и счастье от окончания зимы, длящейся в горах до полугода, хорошенько взболтайте на извилистых дагестанских дорогах, украсьте веточкой яблони, которая зацветает еще под снегом, и вы получите коктейль, отказаться от которого решительно невозможно.

Ну как не выпить за хороший урожай?

В конце марта — начале апреля один из трех районов лакского селения Балхар принимает гостей. Туда приходят мужчины со всего аула. На длинных столах их дожидаются глиняные кувшины с бузой — ячменным хмельным напитком, похожим на квас, пироги-чуду, вареники-кюрзе и бутылки с водкой. Не хватает только праздничного деревца, на котором развешаны вареные яйца, бублики и сладости, — его ставят лишь аварцы и даргинцы. Кавказское гостеприимство похоже на вид спорта, достойный включения в олимпийскую программу. Все пытаются превзойти щедростью и район, дежуривший в прошлом году, и собственных соседей. Иногородних гостей буквально разрывают на части, так что случается завтракать дважды, обедать трижды, а от десятка ужинов и вовсе прятаться, как заправский партизан.

Источник

ТЕМА: ПРАЗДНИК ПЕРВОЙ БОРОЗДЫ У НАРОДОВ ДАГЕСТАНА В XIX – В НАЧАЛЕ XX века

ТЕМА: ПРАЗДНИК ПЕРВОЙ БОРОЗДЫ У НАРОДОВ

ДАГЕСТАНА В XIX – В НАЧАЛЕ XX века

Красная борозда что за праздник. Смотреть фото Красная борозда что за праздник. Смотреть картинку Красная борозда что за праздник. Картинка про Красная борозда что за праздник. Фото Красная борозда что за праздник

Традиционно в Дагестане особенно в горных ее районах наблюдалось продолжительная, снежная и морозная зима, которая сказывалась на запасах продуктов питания, как для домашних животных, так и для самих жителей. По этой причине все жители с нетерпением ждали прихода весны, с которым они связывали начало новой жизни, обильных урожаев, корма для скота и пробуждения всей природы после долгой зимы. Большим весенним праздником народов горного Дагестана был праздник первой борозды. Постоянного дня в году для проведения этого праздника не существовало. Отмечали его в зависимости от погодных и почвенных условий в середине или в начале марта.

В каждом селение были опытные земледельцы, которые по определённым признакам устанавливали время начала пахоты, предваряемое праздником первого плуга. Главное внимание обращалось на температуру и влажность почвы. Во многих аварских селениях поднимали почву лопатой и бросали: если она падала не комком, а рассыпалась, значит, пора было начинать пахоту. После этих процедур сельские власти объявляли о дне проведения первой борозды, а в некоторых сельских обществах назначали также ведущего праздника. Он должен был взять на себя не только проведение ритуальной борозды, но и все основные расходы по устройству торжества. В большинстве же случаев ведущий знал о своей миссии ещё за год до праздника и готовился к нему. 1 До совершения обряда первой борозды, т. е. до выхода плуга, никто не имел права начинать весеннюю пахоту, так как считалось, что урожай хлебов, обилие влаги для полей зависят от удачливости пахаря, проведшего первую борозду. Поэтому первым пахарем старались выбрать удачливого, известного, опытного земледельца, состоятельного хозяина. Зажиточность ведущего должна была обусловить богатый урожай. В больших селениях праздник проводился в порядке очереди ежегодно каждым кварталом. Со всего квартала или селения заранее несли продукты к устроителю праздника, а во многих селениях обязанность проведения праздника, выполнение всей материальной стороны его брал на себя первый пахарь, который иногда делал это безвозмездно, а в ряде случаев получал во временное пользование определённый участок пашни. В первый день сенокоса все жители села косили с этого участка сено для первого пахаря этого года. Женщины из числа его родственников собирали для него по селу молоко одного дня дойки. 2 У жителей некоторых селений /Бакни, Бускри, Хуршни, Дибгалик, Тлярата, Цагни, Гуладты, Харбук, Усиша, Бутри, Карбачи-махи/ принято было после окончания жатвы и обмолота привозить первому пахарю несколько мешков соломы из общественного фонда. О сроках проведения первой ритуальной запашки сельские власти ставили население в известность заранее, чтобы люди могли подготовиться не только к празднику, но и к последующей затем весенней страде, чтобы они могли закончить все другие дела до этой важной даты в жизни земледельца. После объявления для праздника началась всеобщая подготовка к нему: в домах, ведущих праздник, пекли хлеб, резали

1 Булатова А. Г. Традиционные праздники и обряды нагорного Дагестана в нач. XIX – XX в. Л., 1988. С.121.2. Гаджиалиева Д.Г. Праздник первой борозды. Журнал Начальная школа,1963.№3.С.43.

скот и т. д. Молодежь готовилась к соревнованиям. В селениях Ругуджа, Телетль и некоторых других лошадей и быков, предназначенных для участия в соревнованиях, готовили за несколько месяцев-хорошо кормили, делали массаж, не выводили на водопой, чтобы не сглазить, Также содержали собак и петухов. 1 Весь ритуал первой запашки был насыщен действиями, имевшими магический смысл и символический характер. В назначенный день с утра в доме устроителя праздника или на сельской площади собирались в одних селениях только мужчины, в другой все жители села, без различия пола и возраста, для угощения. Тем, кто по какой-либо причине не смог прийти, отправляли угощения домой. В ряде сельских обществ существовали символические способы добровольного возложения на себя обязанностейведущего на будущий год. Так, у ахвахцев села Цвалкилколо тот, кто при угощении в доме первого пахаря брал из массы грудинку, тем самым возлагал на себя обязанности ведущего проведения праздника на будущий год. После угощения в доме первого пахаря вызвавшийся проводить праздник в следующем году получал пирог с пожеланиями: « Да не будетзасухи, да будет урожай хорошим, а люди здоровыми! Пусть будет счастье и мир, а ты сам будешь здоров и удачлив!» 2 Затем присутствующая молодёжь торжественно несла пирог и деревце в дом будущего хозяина праздника. После проведения праздника прошение мужчины во главе с муллой, а также родные и близкие будущего ведущего несли в его дом эти хлебы, наколов их один на другой на острую палку и поверх них нанизывав куски мяса. После угощения пахарь, одетый чаще всего в шубу, вывороченную мехом наружу, в пушистой папахе, с горским плугом, и сопровождающие его представители духовенства, а также сельчане шли на место проведения борозды. Вывороченная шуба пахаря должна была обеспечить густые всходы, обильный урожай. Чтобы урожай был обильным, на рога быков, предназначенных для запряжения в плуг, надевали ритуальные хлеба (аварцы), хинкалы, баранки (даргинцы), рога смазывали жиром (лезгины), смесью бузы и толокна (лакцы). Быков украшали разноцветными амулетами против сглаза. При выходе первого пахаря из дома в спину ему бросали муку. Когда процессия шла по селу, женщины из домов поливали его водой, произнося при этом пожелания: «Да будет лето масленым, осень богатой, да будет путь ваш добрым, да настигнет вас удача, да уродится поле, да будет достаточно

1 Магомедсалихов Х.Г. Культура и традиции народов Дагестана. Махачкала, 2004. С.100. 2 Хасбулатов Х.М. Обряды, традиции и верования дагестанцев. Махачкала,2003. С.7.

влаги, да будут сенокосы в густых травах». В это время пахаря забрасывали комьями земли, снегом, сухим коровьим навозом, хлебцами с запеченными в них яйцами, стараясь бить побольнее. Однако камнями, даже мелкими, бить не разрешалось. Считалось, что это может вызвать град. Такое осыпание представляло собой магический акт, который должен был содействовать обилию урожая: как в изобилии сыпались на пахаря комья земли, также обильно должен потом идти дождь и сыпаться хлеб в закрома. В горных даргинских селениях смазывали лицо грязью первому пахарю, а тем, кто проводил с ним ритуальную борозду, запихивали землю за ворот, в карманы, в рот. Все эти действия не вызывали у тех, кто им подвергался, обиды. Они были закономерны во время обряда ритуальной запашки и относились к серии обрядов имитативно-продуцирующего цикла. Для проведения обрядовой запашки не требовалось выхода на настоящую пашню. Это был чисто символический акт, означавший начало полевых работ, поэтому мог быть произведён как на участке, так и на любом месте, например, на току. Даже в тех случаях, когда проводился на поле, вспаханном и засеянном в этот день, участок позже вторично перепахивали и засеивали. Как правило, процедура проведения первой борозды была чисто мужским делом, и женщины в некоторых селах были пассивными зрителями. Однако в некоторых сельских обществах отдельных народов и этнических групп женщины принимали определенное участие в обряде. 1 Развлекательная сторона преобладала во второй части праздника, посвященной увеселению собравшихся и включающей в свой состав соревнования, игры и веселье. Программа соревнований была очень разнообразной и насыщенной: в неё входили скачки на лошадях, бег молодых людей, подростков, детей, метания камней различными способами, борьба схватки специально подготовленных быков, собак, петухов. Призы для победителей заготавливал обычно устроитель праздника. Это были большого размера хлеба в виде калачей, утыканные яйцами, орехами, а иногда даже монетами.

1 Хасбулатов Х.М.Уркарах: история, культура, традиции. Махачкала, 2006. С.12.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *