Красная борозда что это за праздник
Красная борозда что это за праздник
Праздник первой борозды отмечают народы Западного и Центрального Дагестана – аварцы, даргинцы и лакцы.
Церемония назначалась не в определенную дату, а когда почва была готова. Первую борозду должен был проводить уважаемый и удачливый человек, у которого непременно растет борода. В него со всех сторон кидали снегом и комьями грязи. Считалось, если он выстоит с невозмутимым лицом, то и колосья будут сильными.
С поля все устремляются обратно в деревню. Молодежь бежит или едет на тракторе, пожилые женщины в черном хором распевают «Ля иляха илля Ллах».
Впереди – соревнования. Сельчане, разбившись по возрасту и полу, состязаются в беге. Стараются изо всех сил, порой в азарте хватая соперников за рубашку.
У финиша на импровизированной трибуне их ждут самые уважаемые люди селения с большими бубликами и фигурами из теста в руках.
Хотя это зрелище выглядит современно, корни его уходят в незапамятные времена, а призы для самых быстрых бегунов имели сакральный смысл.
В некоторых селах их богато украшают фруктами, орехами, конфетами или вареными яйцами.
После бега за селом устраивают скачки.
Смотреть на скачки приходят все: и взрослые, и дети.
Завершается праздник песнями и танцами.
Некоторые горянки облачены в старинные наряды с ярко-оранжевыми платками и множеством металлических украшений. Их балхаркам издавна дарили по множеству поводов – рождение, первый шаг, первый зуб…
Ведь гончарным ремеслом, прославившим селение на весь мир, занимаются только женщины.
Значит: их нужно уважать и беречь.
В последнее время праздник первой борозды в Балхаре превращается в приманку для туристов. В этот день в маленькое селение съезжается десяток автобусов и множество автомобилей со всей республики и из-за ее пределов. Балхарцы рады приезжим, щедро угощают их обрядовым кушаньем из семи злаков и наперебой зовут в гости.
Праздник заканчивается. Усталые сельчане расходятся по домам. Со следующего дня их ждет тяжелая работа на поле. Но первую борозду провели удачно, пахарь не дрогнул, а значит – урожай будет хорошим.
Праздник первой борозды
Такие обычаи существовали в самых разных уголках Земли. Дагестан пережил и приход ислама, и социализм, поэтому праздник первой борозды сохранился лишь высоко в горах. Правда, отдельные скептики утверждают, что здесь он был заново придуман в пятидесятые годы местным партийным руководством, но мы им верим лишь отчасти — советская власть, наравне с прочими потрясениями, оставила на древнем обряде свой отпечаток, так что теперь это причудливая смесь языческих ритуалов и мусульманских молитв с неистребимым привкусом эпохи строительства коммунизма. Добавьте гремучий кавказский темперамент, удивительные пейзажи и счастье от окончания зимы, длящейся в горах до полугода, хорошенько взболтайте на извилистых дагестанских дорогах, украсьте веточкой яблони, которая зацветает еще под снегом, и вы получите коктейль, отказаться от которого решительно невозможно.
Ну как не выпить за хороший урожай?
В конце марта — начале апреля один из трех районов лакского селения Балхар принимает гостей. Туда приходят мужчины со всего аула. На длинных столах их дожидаются глиняные кувшины с бузой — ячменным хмельным напитком, похожим на квас, пироги-чуду, вареники-кюрзе и бутылки с водкой. Не хватает только праздничного деревца, на котором развешаны вареные яйца, бублики и сладости, — его ставят лишь аварцы и даргинцы. Кавказское гостеприимство похоже на вид спорта, достойный включения в олимпийскую программу. Все пытаются превзойти щедростью и район, дежуривший в прошлом году, и собственных соседей. Иногородних гостей буквально разрывают на части, так что случается завтракать дважды, обедать трижды, а от десятка ужинов и вовсе прятаться, как заправский партизан.
Первая борозда
Празднование первой борозды проводится по инициативе руководителей сельскохозяйственных предприятий.
Праздник первой борозды традиционно большой праздник для всех регионов России. Ежегодно в эти дни закладывается основа богатства, которое будет кормить нас в течение года.
Праздник Первой борозды отмечается с давних пор обрядовая вспашка, весь ритуал, которого «насыщен действиями, имевшими магический смысл и символический характер», начинались с молитвы – благопожелания. Она посвящена будущему урожаю и содержит пожелания богатого урожая зерновых, а сорняки, чтоб выросли очень слабыми среди толстых, стеблей пшеницы. Пожелание это подчинено практической нужде крестьянина: чем меньше сорняков, тем богаче урожай и меньше работа хозяину поля, а также высказаны пожелания благоприятной погоде. Произнося эти пожелания в день проведения первой борозды, крестьянин хочет заранее уберечь свои посевы от природных катаклизмов. «Смысл празднования первой борозды- желание воздействовать на природу всевозможными иррациональными магическими приемами»
Таким образом, ежегодное торжество, отмечавшееся весной и заключавшееся в проведении первой борозды, было актом превращения девственной земли в землю-мать, производительницу всех плодов земли.
Весенняя страда — волнующее событие в жизни земледельца, наполненное радостными надеждами на высокие урожаи. Сельскохозяйственное производство имеет большое значение для процветания и благополучия района. Год из года труженики села трудятся в сельском хозяйстве, вкладывают свои силы в его развитие, стремясь получить хорошие результаты в растениеводстве и животноводстве.
© 2021 «АДМИНИСТРАЦИЯ МО «ПРИБАЙКАЛЬСКИЙ РАЙОН»»
671260, Российская Федерация, Сибирский федеральный округ, Республика Бурятия, Прибайкальский район, с. Турунтаево, ул. Ленина, д.67
ТЕМА: ПРАЗДНИК ПЕРВОЙ БОРОЗДЫ У НАРОДОВ ДАГЕСТАНА В XIX – В НАЧАЛЕ XX века
ТЕМА: ПРАЗДНИК ПЕРВОЙ БОРОЗДЫ У НАРОДОВ
ДАГЕСТАНА В XIX – В НАЧАЛЕ XX века
Традиционно в Дагестане особенно в горных ее районах наблюдалось продолжительная, снежная и морозная зима, которая сказывалась на запасах продуктов питания, как для домашних животных, так и для самих жителей. По этой причине все жители с нетерпением ждали прихода весны, с которым они связывали начало новой жизни, обильных урожаев, корма для скота и пробуждения всей природы после долгой зимы. Большим весенним праздником народов горного Дагестана был праздник первой борозды. Постоянного дня в году для проведения этого праздника не существовало. Отмечали его в зависимости от погодных и почвенных условий в середине или в начале марта.
В каждом селение были опытные земледельцы, которые по определённым признакам устанавливали время начала пахоты, предваряемое праздником первого плуга. Главное внимание обращалось на температуру и влажность почвы. Во многих аварских селениях поднимали почву лопатой и бросали: если она падала не комком, а рассыпалась, значит, пора было начинать пахоту. После этих процедур сельские власти объявляли о дне проведения первой борозды, а в некоторых сельских обществах назначали также ведущего праздника. Он должен был взять на себя не только проведение ритуальной борозды, но и все основные расходы по устройству торжества. В большинстве же случаев ведущий знал о своей миссии ещё за год до праздника и готовился к нему. 1 До совершения обряда первой борозды, т. е. до выхода плуга, никто не имел права начинать весеннюю пахоту, так как считалось, что урожай хлебов, обилие влаги для полей зависят от удачливости пахаря, проведшего первую борозду. Поэтому первым пахарем старались выбрать удачливого, известного, опытного земледельца, состоятельного хозяина. Зажиточность ведущего должна была обусловить богатый урожай. В больших селениях праздник проводился в порядке очереди ежегодно каждым кварталом. Со всего квартала или селения заранее несли продукты к устроителю праздника, а во многих селениях обязанность проведения праздника, выполнение всей материальной стороны его брал на себя первый пахарь, который иногда делал это безвозмездно, а в ряде случаев получал во временное пользование определённый участок пашни. В первый день сенокоса все жители села косили с этого участка сено для первого пахаря этого года. Женщины из числа его родственников собирали для него по селу молоко одного дня дойки. 2 У жителей некоторых селений /Бакни, Бускри, Хуршни, Дибгалик, Тлярата, Цагни, Гуладты, Харбук, Усиша, Бутри, Карбачи-махи/ принято было после окончания жатвы и обмолота привозить первому пахарю несколько мешков соломы из общественного фонда. О сроках проведения первой ритуальной запашки сельские власти ставили население в известность заранее, чтобы люди могли подготовиться не только к празднику, но и к последующей затем весенней страде, чтобы они могли закончить все другие дела до этой важной даты в жизни земледельца. После объявления для праздника началась всеобщая подготовка к нему: в домах, ведущих праздник, пекли хлеб, резали
1 Булатова А. Г. Традиционные праздники и обряды нагорного Дагестана в нач. XIX – XX в. Л., 1988. С.121.2. Гаджиалиева Д.Г. Праздник первой борозды. Журнал Начальная школа,1963.№3.С.43.
скот и т. д. Молодежь готовилась к соревнованиям. В селениях Ругуджа, Телетль и некоторых других лошадей и быков, предназначенных для участия в соревнованиях, готовили за несколько месяцев-хорошо кормили, делали массаж, не выводили на водопой, чтобы не сглазить, Также содержали собак и петухов. 1 Весь ритуал первой запашки был насыщен действиями, имевшими магический смысл и символический характер. В назначенный день с утра в доме устроителя праздника или на сельской площади собирались в одних селениях только мужчины, в другой все жители села, без различия пола и возраста, для угощения. Тем, кто по какой-либо причине не смог прийти, отправляли угощения домой. В ряде сельских обществ существовали символические способы добровольного возложения на себя обязанностейведущего на будущий год. Так, у ахвахцев села Цвалкилколо тот, кто при угощении в доме первого пахаря брал из массы грудинку, тем самым возлагал на себя обязанности ведущего проведения праздника на будущий год. После угощения в доме первого пахаря вызвавшийся проводить праздник в следующем году получал пирог с пожеланиями: « Да не будетзасухи, да будет урожай хорошим, а люди здоровыми! Пусть будет счастье и мир, а ты сам будешь здоров и удачлив!» 2 Затем присутствующая молодёжь торжественно несла пирог и деревце в дом будущего хозяина праздника. После проведения праздника прошение мужчины во главе с муллой, а также родные и близкие будущего ведущего несли в его дом эти хлебы, наколов их один на другой на острую палку и поверх них нанизывав куски мяса. После угощения пахарь, одетый чаще всего в шубу, вывороченную мехом наружу, в пушистой папахе, с горским плугом, и сопровождающие его представители духовенства, а также сельчане шли на место проведения борозды. Вывороченная шуба пахаря должна была обеспечить густые всходы, обильный урожай. Чтобы урожай был обильным, на рога быков, предназначенных для запряжения в плуг, надевали ритуальные хлеба (аварцы), хинкалы, баранки (даргинцы), рога смазывали жиром (лезгины), смесью бузы и толокна (лакцы). Быков украшали разноцветными амулетами против сглаза. При выходе первого пахаря из дома в спину ему бросали муку. Когда процессия шла по селу, женщины из домов поливали его водой, произнося при этом пожелания: «Да будет лето масленым, осень богатой, да будет путь ваш добрым, да настигнет вас удача, да уродится поле, да будет достаточно
1 Магомедсалихов Х.Г. Культура и традиции народов Дагестана. Махачкала, 2004. С.100. 2 Хасбулатов Х.М. Обряды, традиции и верования дагестанцев. Махачкала,2003. С.7.
влаги, да будут сенокосы в густых травах». В это время пахаря забрасывали комьями земли, снегом, сухим коровьим навозом, хлебцами с запеченными в них яйцами, стараясь бить побольнее. Однако камнями, даже мелкими, бить не разрешалось. Считалось, что это может вызвать град. Такое осыпание представляло собой магический акт, который должен был содействовать обилию урожая: как в изобилии сыпались на пахаря комья земли, также обильно должен потом идти дождь и сыпаться хлеб в закрома. В горных даргинских селениях смазывали лицо грязью первому пахарю, а тем, кто проводил с ним ритуальную борозду, запихивали землю за ворот, в карманы, в рот. Все эти действия не вызывали у тех, кто им подвергался, обиды. Они были закономерны во время обряда ритуальной запашки и относились к серии обрядов имитативно-продуцирующего цикла. Для проведения обрядовой запашки не требовалось выхода на настоящую пашню. Это был чисто символический акт, означавший начало полевых работ, поэтому мог быть произведён как на участке, так и на любом месте, например, на току. Даже в тех случаях, когда проводился на поле, вспаханном и засеянном в этот день, участок позже вторично перепахивали и засеивали. Как правило, процедура проведения первой борозды была чисто мужским делом, и женщины в некоторых селах были пассивными зрителями. Однако в некоторых сельских обществах отдельных народов и этнических групп женщины принимали определенное участие в обряде. 1 Развлекательная сторона преобладала во второй части праздника, посвященной увеселению собравшихся и включающей в свой состав соревнования, игры и веселье. Программа соревнований была очень разнообразной и насыщенной: в неё входили скачки на лошадях, бег молодых людей, подростков, детей, метания камней различными способами, борьба схватки специально подготовленных быков, собак, петухов. Призы для победителей заготавливал обычно устроитель праздника. Это были большого размера хлеба в виде калачей, утыканные яйцами, орехами, а иногда даже монетами.
1 Хасбулатов Х.М.Уркарах: история, культура, традиции. Махачкала, 2006. С.12.
День борозды
Косой сноп раннего света из окна уперся в бревенчатую стену. Я сладко потянулся. Утренняя зябь лизнула мои обнаженные ступни. Немым фильмом перед глазами пробежали кадры вчерашнего приезда: сумрак вечерней дороги с последней электрички, хлюпанье сапог по сырой колее, растопка печи в холодной избе, нехитрый поздний ужин и убаюкивающее потрескивание дров.
Печь была еще теплой. Едва слышно за забором всхлипывал и бурчал поток ручья, несущего воды с близлежащих полей. Я включил чайник и вышел на крыльцо.
Весеннее небо раскололось пополам. Средь дымки в юго-восточной стороне засветилась плешь восходящего светила. Северо-западная половина была густо замалевана серой пеленой облаков. Казалось, ночь стягивает свое покрывало, уступая место свету.
Вслед за запахом свежезаваренного кофе выплывает из избы Света, моя работяжка – женушка.
— Доброе утро! Когда приехали? – Звонкий голос нашей соседки, молодой пенсионерки Тамары доносится с соседнего крыльца. Она приветливо машет нам рукой.
— Поздненько вчера приехали. Электричка запоздала.
Под хлопанье дверей и гомон голосов с соседних фазенд деревня Боковая просыпается.
Все городские постарались выбраться к своим участкам еще вчера, в пятницу, чтоб сегодня с утра начать приборку на огородах. Дачный сезон открыт, и теперь каждые выходные мы будем выбираться в свои «пампасы» из шумного, грязного и суетливого города.
Скоро местные обитатели высыпают на свои участки. Разноцветные одежки мелькают меж заборин. Тамара с граблями наперевес обходит свои владения. Хохотушка Люба, соседка напротив, скликает дочку Женю с внучкой Олюшкой убирать прошлогодний мусор. Я же берусь за лопату и иду копать грядку под морковь.
За работой время летит незаметно. Сырая земля еще тяжела. Афонасий Михалыч, местный житель, вышел встречать с утреннего поезда свою родню.
— Вот ведь, Света твоя молодец. Какой порядок у вас. – Сильно окая, опершись на посох, говорит он, остановившись за забором.
Раньше местные старухи судачили, что Афоня колдун. Наверное, потому, что его небесно-голубые глаза совершенно не вяжутся с внешностью невысокого, щуплого сельского мужичка. Назло всем слухам Афоня их пережил и канули в лету сплетни и ярлыки «за глаза».
— Здорово, Михалыч. Кого встречаешь?
— Зойка хотела приехать да Света. Может и Сергей их привезет.
Из-за леска послышалось урчание мотора, и вскоре к Афониному дому подрулила «Нива». Зять Серега привез из города жену Афони Зою Ивановну и дочь Светлану.
Шумные приветствия приезжих звучат из-за заборов и скоро все дачники возвращаются к начатым делам.
Жена на веранде перебирает бумажные кульки с семенами. Я почти закончил копать гряду, когда мне в спину ударил резкий порыв ветра. С севера, из-за холма надвигалась черная туча. Подминая собой холодный ветер, она стремительно заволакивала небосвод. Небо вспыхнуло загогулиной молнии, и раскат грома закрепил серьезность намерения стихии. Лесные ели кряхтели и скрипели под напором ветра.
Дождь начался внезапно, выгнав под навесы всех тружеников. Канава вдоль огорода вмиг напыжилась бурным потоком. За стеной ливня уже не было видно дальних домов. Молнии подсвечивали водяной занавес. Гром иногда заглушал мурлыканье радиоприемника в углу.
Ливень бушевал более часа. За это время мы со Светой успели попить чайку и подготовить ингредиенты будущего обеда.
Дождь прекратился так же внезапно, как и начался, оставив за собой матовый туман на поле брани. Небо посветлело. Выглянуло солнце. Туча удирала за горизонт, неся за собой радугу, как расправленный павлиний хвост.
Весь огород рыдал остатками ливня. Земля набухла настолько, что невозможно было ступить, не провалившись в полсапога. О продолжении землеустройства и сева сегодня не могло быть и речи. Лишь лужайка перед Тамариным домом радостно искрилась мокрыми травинками.
— Остается только отдыхать. – Я пожал плечами.
— А давайте-ка устроим день борозды!?
— Расставим у меня на лужайке столы, закуски принесем своей и будем веселиться. Ведь мы всю зиму друг друга не видели. – Отражением в бочке солнце одобрительно подмигнуло соседке.
— А почему именно «день борозды»?
— Темнота! Раньше праздник первой борозды было одно из самых массовых мероприятий на селе, связанных с началом весенне-полевых работ. Мы – земле; земля – нам! Не отметишь день борозды – урожая не будет.
Предложение было разнесено по дворам и одобрено единогласно.
Солнце стало припекать. На лужайке установили три стола; я принес из бани лавки. Скоро стали подтягиваться с кульками и участники мероприятия.
— Илья, сходи-ка к Зое за посудой. У меня на всех не хватит. – Тамара постелила на столы старые клеенки.
Афоня был уже изрядно «под газом». Он, пошатываясь, подошел ко мне вплотную и, глядя на меня снизу вверх, как-бы шутя, но очень серьезно заявил:
— Пи. дюлей хошь? Ща-ас налома-аю! – Протянул он и картинно погрозил мне пальцем. Время, пока шел дождь, было потрачено им не бесцельно.
Светка взорвалась заливистым смехом.
— Идем, сейчас стаканы достану. – Она сунула мне в руки кастрюльку с вареной картошкой.
Неутомимый трудяга Игорь, главный электрик на селе, подошел к столам со своею женой Верой Степановной. Вечно торчащая в парниках, она не раз удивляла нас исполинскими размерами выращенных ею перцев.
Люба с родней принесли холодные шашлыки и самогонку. Из овощных ям были извлечены на белый свет прошлогодние заготовки.
Афонина Светка, женщина улыбчивая, добрая и настолько же толстая, с жареной рыбой на сковороде, выплыла из-за угла. Серега прогремел стеклопосудой в кульке. Афонасий Михалыч, чинно, под руку с женой, подошел к столам.
С миру по нитке – и столы уже ломятся нехитрыми яствами. Скоро закуска была порезана, и веселый гомон под звон стаканов воцарился над застольем.
Большинство сидящих не утруждали себя переодеванием, они пришли в одеждах, которые надевали для работы на грядках: трико с вытянутыми коленями, кофты местами без пуговиц, боты со сломанными замками. Старик Афоня был в костюме поверх выцветшей рубашки, застегнутой до верхней пуговицы.
Под стук вилок Вера Степановна с Тамарой уже обменивались планами огородных работ на завтра.
Захмелевшая Зоя Ивановна, в подпитии зачастую не стесняясь в выражениях, судачила Любе:
— Ну что за человек этот Антоныч! Ты видела, чтоб он дрова заготавливал? А дым-то из трубы идет! Вот! – до всех жителей деревни у Зои интерес да колкое словцо найдется.
Мы с Серегой травили неприличные анекдоты под заливистый смех Светланы.
По улице мимо лужайки прошли с дневной электрички жители соседней деревни Мутная. Они радостно всех поприветствовали и направились дальше, к мосту.
Серега метнулся к машине и, через четверть часа она уже стояла поодаль с открытым багажником. Динамики надрывались танцевальной музыкой. Захмелевший народ под музыку уморительно утаптывал ботами лужайку.
Дождавшись медляка, Афоня поправил пиджак и чинно подошел к моей Свете. Высокая и субтильная, она всегда стеснялась своего телосложения, но от предложения старика отказаться было нетактично.
Невысокий Афоня тщетно пытался прижаться в танце к Светлане, она же молча, смущенно краснея, отстранялась. Рядом вращался Игорь со своей супругой.
— Ты почто старика забижаешь? Нехорошо. – Слегка возмущенно вымолвил Афоня, завершая круг.
Танцоры вернулись к столу и веселье продолжилось. Тамара заварила чай с травками. Света принесла прошлогоднее варенье.
Скоро застолье ненадолго поредело – народ отвлекся затопить свои баньки. Из труб к небу взметнулись столбики дыма.
Афоня с Зоей ушли спать. Вслед за ними скромно удалились Игорь с Верой Степановной.
Серега, размашисто жестикулируя рассказывал мне про рыбалку на Нижнем Луху; наши барышни, понизив голос, перешли на темы личные, человеческие.
Наконец, наговорившись вдоволь, и барышни стали разбредаться.
— Ну, за удачу! – Мы с Серегой чокнулись. На сегодня застолье завершено.
Солнце близится к закату. Над ним зависло золотистое облачко, будто шляпа на колобке. Скоро в баньку. Столы разобраны и над лужайкой на их месте столбиком вьются мошки, предвещая назавтра ясный день.
Утром без лишнего шума все вывалились на грядки. Я не спеша подготовил гряду и передал земляные полномочия жене.
Время в работе пролетело незаметно. Начав собираться на обратную электричку, я подошел к Свете со спины. Разбивая бороздки и закладывая в них семена, она что-то мурлыкала себе под нос.
— Полчаса до выхода на электричку осталось; ты уж успевай, пожалуйста.
Второй рядок морковки был посажен ею быстрее и без уже песен.
Не берусь судить о влиянии песен на посадки; но, сильно забегая вперед, могу ответственно засвидетельствовать, что морковь в ряду, посаженном с лаской, родилась ровная и упитанная – как на подбор. Большинство корнеплодов из соседнего ряда, обиженных вниманием, были, в основном неправильной формы, кривые и мелкие.
Может быть, вовсе не посадки, а земля приняла ласку огородника?