Кран с зеленой ручкой для чего
Что означает цвет ручек шаровых кранов, стоит ли обращать внимание на цвет ручки при выборе крана?
Видел в продаже шаровые краны с ручками разного цвета, что означает цвет ручки и стоит ли этому (цвету) уделять внимание при покупке крана?
Тут ещё важно учитывать о каких именно шаровых кранах идёт речь (фирма производитель).
Так к примеру ручки шаровых кранов «Бугатти» окрашиваются в чёрный
Иные варианты по цвету кранов именно этого производителя («Бугатти») это скорей всего подделка, или кран ввезён в страну неофициально.
У иных производителей (не «Бугатти») есть краны с ручками и иных цветом, зелёные ручки, белые, красные, синие и.т.д.
Шаровые краны «FADO» с белыми ручками устанавливаются на системы отопления, или полотенцесушители.
Краны с с зелёными ручками, на питьевую воду, то есть зелёная ручка указывает на то со при изготовлении кранов использовались экологически чистые материалы.
Краны с синими ручками, кран для холодной воды.
Кран с красной ручкой, универсальный может использоваться и на горячей и на холодной воде.
Видел в продаже шаровые краны с оранжевыми ручками, такие краны используются с системами солнечных коллекторов.
Помимо цвета, ручки шаровых кранов отличаются между собой и конструктивно, ручка-рычаг, ручка-бабочка, ручка-флажок и.т.д.
Моё мнение, не совсем правильно ориентироваться только на цвет ручки при выборе шарового крана.
У разных производителей цвет ручки может указывать на разные характеристики крана, то есть цвет не ориентир, разве что кроме жёлтого
Восемь эффективных способов определить фальшивые краны BUGATTI
Одним из самых проблемных мест любой технически сложной системы, не важно будь то сантехническая, водопроводная или отопительная, является регулирующая и присоединительная арматура. Из-за этого к ней предусмотрены усиленные стандарты по долгому сроку службы и надежности всех элементов системы. Шаровой кран как раз и является наиважнейшей частью такой системы. Придя на замену обычным вентилям из чугуна, он стал успешно справляться с такими различными средами, как различные жидкости, газы, и даже горюче-смазочные материалы.
В основе выдающихся эксплуатационных свойств шаровых кранов от известного итальянского производителя компании Bugatti Valvosanitaria лежат безупречность конструкции, полный контроль производственных процессов и безупречный контроль качества входящих в продукцию материалов.
Корпуса кранов Bugatti изготавливаются из кованой латуни и покрываются никелем, запорные шары изготавливаются только из латуни, хромированный шток и латунная регулирующая гайка, алюминиевые или стальные ручки. Покупатели давно оценили преимущества запорной арматуры Bugatti, особо выделяя высокое качество продукции. Качество производимой компанией Bugatti Valvosanitaria продукции удостоверена сертификатом ISO 9001/ 2000.
В связи с популярностью в РФ продукции компании Bugatti Valvosanitaria не стоит удивляться тому факту, что очень часто на рынке появляются подделки различного уровня исполнения.
За последнее время зафиксированы неоднократные случаи появления на рынке дешевых поддельных шаровых кранов под маркой Bugatti. Производятся такие товары в основном в КНР, реже в Польше.
Подделку можно определить не прилагая серьезных усилий. Предлагаем 8 простых, но очень эффективных способов выявить копию или подделку шаровых кранов Bugatti.
Первым делом следует обращать внимание на цену. Ведь ни одна серьезная компания, к каким бы доводам она не прибегала (скидки, распродажа, ликвидация склада), никогда не сможет предложить вам высококачественный товар по низкой цене. Продавец не может продавать товар в убыток себе, иначе он просто разорится.
2.Логотип BUGATTI в ромбе.
3.Маркировка «MADE IN ITALY».
С конца 2003 года по просьбам российских дилеров итальянский производитель стал делать надпись, состоящую только из заглавных букв. На сегодняшний день некоторые модели кранов имеют вдавленную надпись «MADE IN ITALY». Обратите также внимание на штрих-код: в нем не должно быть сплошных нулей.
4. Определенная марка латуни
Шаровые краны Бугатти выплавляют из кованой латуни марки CW617N, о чем есть соответствующая информация на корпусе изделия. Безусловно, надпись можно подделать, но более легкий, по сравнению с оригинальным краном, вес полностью выдают такие изделия.
5. Шаровая вставка Bugatti.
6. Регулировочная гайка.
7. «Антивзрывная» конструкция.
В начале 2000-х годов в связи с серьезным ужесточением европейских норм безопасности запорная арматура Bugatti претерпела серьезную техническую доработку: шток стал вставляться изнутри корпуса, а не снаружи, как раньше.
Поддельный кран часто не может выдержать даже номинальное давление, не говоря уже о пиковых высоких перепадах давления.
8.Форма и цвет ручек
Так называемая ручка «бабочка» встречается только на запорной арматуре размером от 1/4 до 1 дюйма.
Мирового лидера и законодателя моды в области шаровой арматуры Valvosanitaria Bugatti почти на всем протяжении истории компании преследовали подделки. Словосочетание «шаровой кран Bugatti» за 50 лет существования итальянского гиганта стало нарицательным, отлично зарекомендовавшим себя брендом и эталоном качества. И понятно, что некоторые продавцы, пытаясь нажиться на известной марке, продают поддельную продукцию. Чтобы приобрести гарантированно подлинный продукт, следует покупать краны только у официального представителя Bugatti Valvosanitaria.
Маркировка шарового крана или вентиля
Маркировка шаровых кранов и вентилей
Наверное, многие обращали внимание на значки, цифры и буквы расположенные на корпусе шаровых кранов фитингах и вентилях.
Давайте разбираться, начнем по порядку.
DN – переводится как диаметр номинальный.
Аналогом общепринятого обозначения DN в российском сегменте встречается обозначение русскими буквами как Ду.
Под условным проходом или (номинальным размером) понимают параметр для трубопроводов, арматуры и фитингов в качестве характеристики присоединяемых частей.
Условный проход (номинальный размер) не имеет единицы измерения и приблизительно равен, внутреннему диаметру, присоединяемого трубопровода, выраженному в миллиметрах и соответствует ближайшему значению из ряда чисел.
Значения номинального диаметра следует выбирать из ряда:
* Допускается применять только для гидравлических и пневматических устройств.
** Для арматуры общего назначения применять не допускается.
Следует помнить, что этот стандарт не распространяется на системы кондиционирования воздуха и вентиляции.
На большинстве изделий можно увидеть продублированный размер в английских дюймах.
Определением дюйма является верхняя кавычка после цифры, наши 25,4 миллиметра равняется 1” английскому дюйму.
Получается, условный диаметр соответствует ближайшему значению DN из предложенных чисел в ГОСТе!
Одним словом условный диаметр!
Таблица перевода DN-Ду в дюймы
DN или Ду | Дюймы |
6 | 1/8″ |
8 | 1/4″ |
10 | 3/8″ |
15 | 1/2″ |
20 | 3/4″ |
25 | 1″ |
32 | 1 1/4″ |
40 | 1 1/2″ |
50 | 2″ |
Настоящий стандарт распространяется на соединения трубопроводов и арматуру и устанавливает ряд номинальных давлений по ГОСТ.
Под номинальным давлением понимается наибольшее избыточное рабочее давление при температуре рабочей среды 20 °С, при котором обеспечивается заданный срок службы соединений трубопроводов и арматуры, имеющих определенные размеры, обоснованные расчетом на прочность при выбранных материалах и характеристиках прочности их при температуре 20 °С.
Значение PN рассчитывается в Мегапаскалях. Для сравнения, PN1 = 0,1 МПа или 1 кгсилы/см2 который в свою очередь равен 0,98 барам). Попросту, если на изделии стоит обозначение PN10 то следует принимать что оно рассчитано на давление не превышающее 10 бар.
Перед обозначением WOG в цифрах указывается номинальное давление, которое возможно при условии использования прибора в комнатной температуре, измеряемое в фунт./кв. дюйм или Psi.
На сегодняшний день стандарт считается устаревшим, номинальное давление о котором он говорит указывается для холодной воды, а номинальное давление для высоких температур, а так же для масла и газа все равно нужно смотреть в паспорте изделия.
Цифры расположенные перед абривеатурой CWP обозначают (холодное рабочее давление) измеряемое в фунт./кв. дюйм или Psi.
Направление потока или → стрелка
Стрелка, нанесенная на корпус изделия, указывает направление потока, пренебрегать этим значком категорически нельзя, чаще используется на обратных клапанах, запорных клапанах или так называемых вентилях.
ГОСТ 21345-2005 говорит о том, что маркировка кранов с односторонней подачей среды должна содержать стрелку, указывающую направление подачи рабочей среды. Почему, для такого крана нельзя пренебрегать направлением, было рассмотрено в предыдущей статье.
По логотипу можно понять к какой фирме производителя относится изделие.
Некоторые фирмы производители на свои изделия ставят клеймо с датой выпуска изделия.
Маркировка CE означает, что изделие создано согласно всем европейским нормам и требованиям.
«LF» или LEAD FREE означает что материал изделия с очень низким содержанием свинца или не содержит свинца вовсе.
Марка стали, сплава
На кране может присутствовать клеймо обозначающее тип материала, из которого сделан корпус изделия.
На изделиях из нержавейки, встречающихся довольно таки редко в обычном водопроводе может наноситься буквенная аббревиатура НЖ или, например цифровой индекс 304 или 316,
что по стандарту AISI означает 304 или 316 марку нержавеющей стали.
А например, индекс CW617N означает состав латуни, который приблизительно соответствует российскому аналогу ЛС59-2.
Борьба со свинцом в составе латуни, или безсвинцовые сплавы
Камнем преткновения в составе латуни является процент содержание свинца Pb.
В своё время, в Европе сильно озадачились тем, что в латуни присутствует большое количество свинца.
Все знают, что трубы и арматура с повышенным содержанием свинца негативно влияет на здоровье человека, в вязи с чем, некоторые европейские предприятия переквалифицировались на производство так называемой безсвинцовой латуни состоящей только из меди и цинка.
Но такое производство потребовало больших затрат при выпуске той же продукции, стало необходимым заменять и модернизировать оборудование что привело к повышению себестоимости изделий без свинца в три раза по сравнению с теми же изделиями выпускающимися ранее.
Согласно международным нормативам, свинец не должно превышать в сплаве 3%.
На данный момент, самый популярный сплав латуни используемый в инженерной сантехнике CW617N.
Этот сплав содержит минимальное количество свинца 1,6–2,6% и является подтвержденным стандартом качества латуни, которая допускается для использования в системах питьевого водоснабжения европейского уровня.
На российском рынке сантехническая арматура без свинца встречается редко.
Иногда попадается контрафактный сантехнический товар из Китая, в котором количество свинца может зашкаливать и не поддаваться измерению.
В связи с чем, потребителю следует обращать внимание и хорошо разбираться в маркировке латуни, чтобы избежать приобретения подделок с высоким содержанием токсичного металла.
Разобравшись с маркировкой, становится определенно понятно, что не все краны одинаково полезны в том или ином случае.
Кран шаровый ручка В-В Ду15-100мм.
Кран шаровый ручка В-В Ду15-100мм.
Среди запирательной арматуры в наше время шаровые краны выходят на первое место по популярности, оставляя далеко позади вентили и прочие устаревшие механизмы. Простые в устройстве и вместе с тем надёжные, долговечные и не требующие ухода, они не зря лидируют как у ведущих крупных предприятий, так и у обычных потребителей.
Разнообразие ассортимента шаровых кранов позволяет современному покупателю обустроить свой трубопровод не только с наибольшей безопасностью и эффективностью, но и с наибольшим удобством для себя. И если за срок эксплуатации, стойкость к разным вредным воздействиям среды и прочие рабочие свойства отвечают материалы крана, то за удобство потребителя главным образом отвечает способ присоединения и тип рукояти.
Для бытовых целей чаще всего используется кран шаровый ручка В-В. Особенно часто используются в газопроводах. Соединение с трубой- с помощью резьбы. Обозначение «в-в» означает, что с обеих сторон резьба находится внутри муфты. Аналогичный кран шаровый ручка В-Н обладает двумя разными муфтами. С одной стороны у него резьба внутренняя, с другой – наружная. По первым буквам слов «внутренняя» и «наружная» и составляется аббревиатура-маркировка.
Кран шаровый ручка В-Н обладает рукоятью, выполненной в форме односторонней ручки. Окрашенный ярким цветом для лучшей видимости конец ручки приподнят над трубой на ножке и выступает наружу, что обеспечивает удобство захвата. Безусловно, кран шаровый ручка В-В или В-Н гораздо удобнее в обращении, нежели старые газовые вентили с плоскими ручками в форме капли. Такие ручки плотно прилегали к трубе и были слишком тонкими, вследствие чего поворачивать их было крайне неудобно, и они врезались в ладонь. Ручка современных- чаще всего гладкая, с закругленными краями, она более приспособлена под ладонь. Обычно такие ручки более плоские. Бывают и ручки с угловатыми краями, однако, они по толщине значительно превышают таковые с закруглёнными. Как следствие – ручка удобно обхватывается и не режет ладонь, даже если для её поворота требуется прилагать значительное усилие. Впрочем, при правильной эксплуатации крана шар ходит мягко безо всякой смазки. Если же оставлять их надолго открытым не полностью, то на зеркальной поверхности шара может скапливаться осадок. Если осадок имеет значительную толщину, то он создаёт препятствие, нечто вроде барьера в месте поворота, и открыть после этого кран полностью либо не удаётся, либо же приходится прикладывать значительное физическое усилие. При усилии осадок счищается об корпус и попадает в проводимую среду, что значительно ухудшает её качество.
Изготовлен кран шаровый ручка В-В может быть из различных материалов – в зависимости от той среды, в которой будет использоваться. Для обычной системы холодного водоснабжения с небольшим напором подойдёт даже изделие из пролипропилена или полиэтилена. Если давление в трубах временно или постоянно значительно повышается, или же это система горячего водоснабжения или горячего масла – больше подойдёт никелированная латунь. Латунь более устойчива к воздействию высоких давлений и температур, нежели сталь. Однако в большинстве случаев наиболее оправданным является кран шаровый ручка В-Н из нержавеющей стали. Антикоррозионные свойства нержавеющей стали отбрасывают необходимость в защитном покрытии изделия, к тому же она устойчива к тому диапазону температур и давлений, который случается чаще всего в бытовых условиях.
При правильной эксплуатации срок службы исчисляется годами, при этом ход останется по-прежнему плавным и мягким без регулярного смазывания и прочистки. Конечно, вероятность поломки вследствие каких-то непредвиденных обстоятельств (например, резкий перепад давления в трубе) никогда не может быть полностью исключена. В таком случае обычно отремонтировать кран шаровый ручка В-Н или В-В можно не отсоединяя кран от трубопровода. Если же отсоединение всё же требуется (для капитального ремонта или замены крана), то свинтить резьбу можно за считанные секунды.
Особенности выбора шаровых кранов
В. Поляков, С. Шовкопляс
Рынок водопроводной арматуры предлагает широкий выбор шаровых кранов для водопровода разных типоразмеров, конструкций и исполнений. Их цены могут различаться в разы. Наряду с высококачественными изделиями торговля может предлагать менее качественную арматуру практически по одной и той же цене. На что нужно обращать внимание при выборе шаровых кранов для внутридомовых водопроводных сетей?
Шаровые краны во внутридомовых водопроводных сетях сейчас практически полностью вытеснили пробковые конусные краны благодаря своей надежности и долговечности, которая на порядок выше, чем у старых конструкций. Главное, чем обеспечивается надежность шаровых кранов в качестве запорной арматуры по сравнению с затворами с конусной пробкой – рабочая среда (вода) с твердыми абразивными частицами пропускается в шаровом кране мимо уплотняемых поверхностей через отверстие в сферическом затворе, на проход, а в кране с конусной пробкой –вокруг нее.
Притертая пробка конусного крана уже через несколько циклов открывания/закрывания может потерять герметичность из-за абразивного воздействия нерастворимых механических примесей в рабочей среде, омывающей уплотняющую поверхность. Кроме того, пробковые краны имеют значительное гидравлическое сопротивление.
Шаровые же краны (с полнопроходным сечением, которое примерно совпадает с условным диаметром трубы Ду) в открытом виде практически не оказывают сопротивления потоку. Частично проходные шаровые краны – специальное решение, которое применяется там, где нужно намеренно ограничить поток.
Частично проходные шаровые краны различают на:
Шаровый кран предназначен для полного перекрывания потока, работает в режиме открыто/закрыто и не предназначен для дросселирования потока! Более того, производители шаровых кранов снимают их с гарантии, если у неисправного крана обнаруживаются признаки того, что он использовался для частичного перекрывания потока (в качестве регулировочного вентиля).
Шаровые краны были разработаны довольно давно, но лишь с появлением надежных уплотнений приобрели широкую популярность и массовый спрос. Уплотнения, применяемые в водопроводных шаровых кранах, изготавливаются из износостойкого нитрил-бутадиенового синтетического каучука (NBR, как правило, черного цвета) или тефлона (политетрафторэтилен, фторопласт, как правило, белого или желтоватого цвета) с термоприсадками и с добавками антифрикционных веществ (например, графита или дисульфида молибдена).
Благодаря улучшению технологии производства сферических затворов и современным материалам для уплотнений было достигнута высокая надежность, снижены усилия поворота затвора, повышена герметичность и обеспечена долговечность шаровых водопроводных кранов, что обусловило массовый спрос на них и предложение от большого числа фирм-изготовителей.
Главный элемент устройства шарового крана – подвижный и гладкий затвор сферической формы со сквозным круглым отверстием, служащим для прохода потока вещества, см. рис. 1.
Рис. 1. Схема водопроводного шарового крана
Сферический затвор (поз. 2) располагается в центральной части корпуса крана между седлами (поз. 3) – двумя спрофилированными уплотнительными кольцами. Затвор, в свою очередь, закреплен на поворотном штоке (поз. 5) с ручкой-рычагом (поз. 12) или двулепестковой ручкой (ручкой «баттерфляй»,«бабочка», поз. 6).
Для полного открывания или закрывания шарового крана нужно в определенную сторону повернуть затвор ручкой на 90° до упора.
В закрытом положении пропускное отверстие в шаровом затворе располагается перпендикулярно оси корпуса и трубопровода. При открывании затвора отверстие в нем занимает положение вдоль оси трубы, создавая свободный проток через корпус крана. Положение ручки сразу позволяет понять, закрыт или открыт кран – в открытом положении рычаг или лепестки ручки-бабочки располагаются вдоль трубы (корпуса крана) и поперек – когда поток перекрыт.
Виды шаровых кранов
Помимо отношения диаметра пропускного отверстия по отношению к диаметру условного прохода Ду трубопровода шаровые краны (условно) подразделяют по различным признакам.
По способу крепления к трубе шаровые водопроводные краны делят на:
Муфтовые – присоединяются к трубам внутренней конической или цилиндрической резьбой. Обычно применяются во внутриквартирных и внутридомовых коммуникациях небольших диаметров (до 50 мм).
Сварные – присоединяются к трубам с помощью сварки. Это обеспечивает максимальную герметичность стыков и используется на ответственных и труднодоступных участках протяженных наружных магистралей. К этому виду арматуры относят и пластиковые шаровые краны, в которые ввариваются трубы из синтетического материала, например, полипропилена.
Фланцевые – монтируются на трубах с диаметром, как правило, более 50 мм с помощью разборных или неразборных фланцев. Фланцевый крепеж применяют там, где возможен частый монтаж/демонтаж трубопроводной арматуры, а также в помещениях, где запрещены сварочные работы.
Комбинированные – присоединяются к трубам разными способами. Такие изделия применяются в системах коммуникаций с разными соединениями – резьба/сварка, фланец/сварка и т. п., включая хомуты. По материалу корпуса краны шаровые разделяются на:
Латунные – также называемые металлическими, они встраиваются в стальные и пластиковые трубопроводы.
Пластиковые – встраиваются в трубопроводы из сантехнической пластмассы.
Силуминовые – изготавливаются из более дешевого и менее качественного аналога латуни – силумина, сплава алюминия с кремнием. Такие изделия отличаются хрупкостью и требуют осторожности при монтаже. Из-за склонности к образованию трещин их рекомендуется использовать только в трубопроводах холодной воды.
Порошковые – изготавливаются из цветных материалов методами порошковой металлургии – спекания под давлением; склонны к растрескиванию корпуса и срыву ниток резьбы.
По конструкции запорного элемента шаровые краны бывают:
С плавающим шаром – в таких изделиях сферическая пробка не плотно соединена со шпинделем и относительно него может смещаться. Под действием давления входного потока, закрытый затвор прижимается к уплотнительному кольцу на выходе, тем самым, перекрывая кран. Такая арматура используется в трубопроводах диаметром не более 200 мм, поскольку на линиях с большими диаметрами и давлением, затвор создает слишком высокую нагрузку на уплотнениях и работа крана затрудняется.
С шаром в опорах – в таких изделиях сферическая пробка имеет специальные опоры. Осевой выступ (цапфа) в нижней части шара входит в особое углубление, а седла под действием давления прижимаются к поверхности шарового затвора. Благодаря опорам усилия, необходимые для управления краном, значительно уменьшаются, что позволяет применять менее мощные приводные устройства, чем в случае с кранами с плавающим шаром. Из-за более сложной конструкции устройства такого типа стоят намного дороже обычных шаровых кранов.
С дополнительными функциями – например, для стравливания воздуха, с дренажем, с фильтром, с регулятором и т. д.
Материал корпуса шарового крана
Рис. 2. Кран из цинково-алюминиевого сплава (ЦАМ) через 2 года эксплуатации
Отличить, сделан ли кран из латуни или из ЦАМ можно по весу: кран из ЦАМ заметно легче. Но сравнивать по весу конструктивно подобные краны надо без ручек – недобросовестные производители часто «компенсируют» недостаток веса применением более массивного рычага (ручки) из крашеного черного металла.
Латунь имеет характерную желтизну. Если шкуркой или надфилем слегка снять гальванопокрытие на корпусе крана, то можно увидеть, латунь ли это. Цвет ЦАМ – серебристый, не меняющийся при окислении. Безопаснее всего приобретать кран, у которого естественный цвет латуни виден на каком-либо участке без гальванопокрытия, (рис. 3).
Рис. 3. Естественный цвет латуни виден на резьбовом патрубке крана Valtec Base
Качественные латунные шаровые краны обычно изготавливают методом горячего объемного прессования из свинцовосодержащей латуни марки CW617N по EN 12165, похожей по составу на латунь марки ЛС59-2 по ГОСТ 15527. Это способ предпочтительнее центробежного литья под давлением, так как горячепрессованные детали намного прочнее литых. Латунные детали кранов из прутка (шаровой затвор, шток, сальниковая гайка), как правило, делаются из латуни марки CW614N (ЛС 58-3), см. таблицу 1. Краны с корпусами из нержавеющей стали применяются в пищевой промышленности и излишне дороги для водопроводной арматуры.
Таблица 1. Состав латуни для водопроводных шаровых кранов
Сальниковые узлы
Сальниковый узел шарового крана обеспечивает его герметичность по отношению к внешней среде. Конструктивные решения этих узлов могут быть различными (таблица 2) и во многом именно они определяют эксплуатационные свойства крана.
Таблица 2. Распространенные конструкции сальниковых узлов шаровых кранов
Самой надежной и практичной на сегодня день признана конструкция с прижимной гайкой с наружной резьбой, см. поз. 7, таблица 2, она применяется, в частности, в кране Valtec Base.
При выборе крана следует учитывать, что шаровые краны с неремонтопригодными сальниковыми узлами прослужат до первой протечки по штоку, после чего весь кран подлежит замене.
У крана, в котором шток вставлен снаружи, а не изнутри корпуса, давление может выбить этот шток. С одной стороны, такое решение делает кран ремонтопригодным, но с другой стороны, имеется опасность выбивания штока давлением рабочей среды. Сальниковая гайка может не удержать шток от выдавливания – незаконтренное резьбовое соединение под действием продольной силы в условиях знакопеременных нагрузок и вибрации стремится к раскручиванию даже при самотормозящей резьбе.
При вибрации сила трения в резьбе существенно ослабевает, что ведет к самопроизвольному раскручиванию. Такая же проблема возникает в накидных гайках обжимных фитингов. Именно поэтому их полагается время от времени докручивать.
Сила давления рабочей среды стремится вытолкнуть шток шарового крана из сальникового патрубка. Если шток вставлен изнутри – эту выталкивающую силу воспринимает буртик штока, опирающийся на корпус крана (рис. 4; поз. 5, 7 табл. 2).
Когда шток вставлен снаружи, выталкивающую силу воспринимает резьба сальниковой гайки (рис. 5). Вибрации крана и знакопеременные температурные нагрузки приводят к самопроизвольному откручиванию сальниковой гайки и появлению течи. При отсутствии должного контроля гайка может частично выйти из резьбового зацепления. В этом случае при малейшем скачке давления часть резьбы, оставшаяся в зацеплении, будет смята и шток будет выбит из крана.
Самый неудачный вариант сальникового узла – если опорный буртик штока смещен вверх и прижимается сальниковой гайкой (рис. 6). В этом случае, по замыслу конструкторов, сальниковая гайка одновременно выполняет функцию ограничителя хода штока и прижимного элемента в уплотнении.
Кроме возможного выбивания штока давлением, в данной конструкции добавляется опасность полного заклинивания шара штоком. Это может произойти при пережатии уплотнения сальниковой гайкой.
Шаровый затвор
В большинстве латунных шаровых кранов для внутридомовых водопроводов затвор представляет собой шар (рис. 7 А). Иногда снизу затвора выполняют круговую проточку (рис. 7. Б). При этом под затвором образуется «отстойник», где неизбежно будет скапливаться шлам. Если в кране с обычным шаром расстояние от поверхности затвора до стенки корпуса везде примерно одинаковое, то в шаре с проточкой появляется зона малых скоростей потока, что приводит к осаждению нерастворимых частиц.
Иногда шар обтачивают в псевдокуб, протачивая еще и его боковые стороны (рис. 7 В). Это решение применимо для кранов, которые редко используются для открывания/закрывания потока, поскольку кромки боковых проточек при частом повороте затвора могут деформировать или повредить кольца седельных колец, что существенно сократит срок службы крана.
Для борьбы с пресловутой «сальмонеллой» и устранения застойной зоны в нижней глухой проточке, как показано на рис. 7 Б, производители в последнее время стали выпускать краны со сквозным отверстием в нижней части шарового затвора (рис. 7 Г). Однако в этом случае сальниковый узел при открытом кране может подвергаться воздействию гидравлических ударов без их ослабления.
Рис. 7. Сечения шаровых затворов
Для уплотнений шаровых кранов применяется тефлон, он почти полностью вытеснил остальные материалы. Тефлон – достаточно дорогой материал, поэтому на нем пытаются сэкономить. Толщина тефлоновых колец в седлах крана может быть настолько мала, что при повышении температуры тефлон из кольца превратится в некую волнообразную структуру, не способную выполнять функцию уплотнения.
Уплотнительные элементы из тефлона дешевых марок отличает зернистость и шероховатость, что заметно визуально. Такой тефлон прослужит недолго, так как может выкрашиваться кромками шарового затвора.
Тефлоновые седельные кольца предварительно обжаты. Рабочая кромка кольца при этом деформируется, принимая сферическую форму. В связи с этим, шаровой кран должен открываться и закрываться с некоторым усилием. Если кран открывается совершенно свободно, это свидетельствует либо о недостаточном усилии предварительного обжатия, либо о том, что под седельные кольца установлены «демпферы» из эластомера. Эластомеры имеют меньшую температурную стойкость и долговечность сравнительно с тефлоном, т. к. эластомер со временем уменьшает предварительное поджатие, его материал «релаксирует» и впоследствии теряет свои уплотняющие свойства.
Шаровой затвор постоянно находится под воздействием потока рабочей среды, в которой могут присутствовать нерастворимые абразивные частицы, «бомбардирующие» поверхность затвора. Поэтому важно, чтобы наружная поверхность затвора имела высокую твердость. Особенно страдает шаровый затвор, если его используют для регулирования потока и устанавливают в промежуточном положении (рис. 8).
Рис. 8. Шаровой затвор крана после года интенсивной эксплуатации
Для снижения абразивного износа поверхность затвора, как правило, имеет полированное твердое гальванопокрытие из хрома. Хром наносится на медную или никелевую подложку. Её отсутствие резко снижает срок службы крана. При гальванизации хром осаждается в виде «островков», между которыми имеется сетка микротрещин. При эксплуатации эти микротрещины заполняются продуктами коррозии подслоя (медь или никель) и таким образом получается прочное монолитное покрытие.
В последнее время появились шаровые краны с тефлоновым покрытием шарового затвора. Тефлоновое покрытие предназначено в основном для уменьшения трения при повороте затвора. Даже кратковременная эксплуатация этих кранов выявляет крайне низкую стойкость такого покрытия из-за недостаточной твердости тефлона в условиях потока рабочей среды с механическими включениями. Часто для затвора используется не коррозионностойкая латунь, а черный металл. Это можно проверить отверткой с магнитным наконечником. Качественный сферический затвор должен быть отлично отполирован и быть зеркально-блестящим, а не матовым.
Конструкция шарового крана
Несмотря на кажущуюся простоту, шаровый кран имеет ряд конструктивных особенностей.
Рис. 9. Продольный распил корпуса шарового крана
На рис. 9 видны следующие элементы конструкции корпуса:
а – резьба, соединяющая корпус крана с резьбовой полумуфтой, должна иметь не менее трех ниток. Как правило, это метрическая резьба с шагом 1,25 мм;
b – длину присоединительной трубной резьбы для кранов из горячепрессованной латуни допускается уменьшать на 10%. В частности, для кранов с номинальным диаметром 1/2″ размер «b» должен составлять не менее 11 мм;
с – минимальная ширина буртика, ограничивающего присоединяемую трубу в муфтовом патрубке крана при завинчивании;
d – минимальная толщина стенки корпуса для заявленного номинального давления (PN) у литых кранов «d» должна быть примерно втрое больше по
сравнению с кранами с горячепрессованными корпусами.
Рис. 10. Регулирование потока шаровым краном
Регулирование потока шаровым краном не допускается, поскольку кроме активного износа уплотняющей поверхности (см. рис. 8) шаровые краны имеют весьма тонкую стенку корпуса. Она способна выдержать заявленные в паспорте давления и температуру, но, при попытках использовать шаровой кран в качестве регулирующего органа, стенка не в состоянии противостоять длительному воздействию кавитации дросселированного потока и разрушению стенок корпуса абразивными частицами (рис. 10) в напорной зоне.
Крепление рукояти
Даже такая незначительная особенность, как способ крепления рукояти шарового крана, может сказаться на его долговечности и безопасной эксплуатации.
Рис. 11. Узлы крепления рукоятки шарового крана
На рис. 11 представлены наиболее распространенные конструктивные решения этого узла. Самым надежным считается крепление с самоконтрящейся гайкой (рис. 11 В). Интегрированное в гайку полиэтиленовое кольцо с внутренним диаметром, меньшим, чем диаметра штока, предотвращает самопроизвольное откручивание гайки из-за переменных усилий и вибрации трубопровода. Крепление рукояти обычной гайкой (рис. 11 Б) требует обслуживания: время от времени гайку приходится подтягивать. Слабая затяжка гайки превращает рукоять в рычаг, которым можно сломать шток. Наименее удачным является узел, в котором рукоять крепится винтом (рис. 11 А). Внутренняя продольная резьба в штоке значительно его ослабляет, т. к. ее живое сечение (по впадинам резьбы) чрезвычайно мало (рис. 12).
Рис. 12. Излом штока по внутренней резьбе
Виды шаровых кранов
Компании, производящие шаровые краны для внутридомовых водопроводных инженерных систем, обычно предлагают нескольких серий кранов разных типоразмеров, каждая из которых рекомендована для строго определенных условий эксплуатации. В таблице 3 приводится перечень типов шаровых кранов VALTEC, которые многие годы успешно эксплуатируются в нашей стране.
Таблица 3. Серии шаровых кранов производства VALTEC
Маркировка на корпусе шарового крана
На внешних сторонах корпуса шарового крана производители обязательно наносят ряд обозначений (см. рис. 13). Все маркировочные символы должны быть максимально четкими. Расплывчатость и нечеткость обозначений может свидетельствовать об изношенности форм или о том, что перед покупателем – дешевая подделка.
Рис. 13. Маркировка на корпусе шаровых кранов
На шаровом кране обычно указываются:
Эмблема (торговый знак, клеймо) компании-производителя – обязательный атрибут качественного изделия.
DN – номинальный диаметр, который может быть указан в миллиметрах (15, 20, 25, 32, 40 и 50 мм), или в дюймах (например, ½, ¾, 1, 1 ¼, 1 ½ и 2”).
PN – рабочее давление в барах. В зависимости от диаметра и конструктивных особенностей конкретного изделия, это значение может находиться в пределах от 15 до 40 бар.
Материал корпуса – марка латуни по EN.
Дата производства изделия – 04/11.
Устранение неисправностей шаровых кранов
Несмотря на простоту конструкции и длительный ресурс, запорная арматура шарового типа может сломаться. В определенный момент шаровые краны могут перестать герметично перекрывать воду или поворачиваются с большим трудом. Это первые признаки износа таких изделий, длительность эксплуатации которых часто уменьшается из-за жесткости воды, к тому же содержащей механические загрязнения и абразивные частицы.
Видео. Устранение неисправности в шаровом кране VALTEC BASE
С течением времени соли откладываются на внутренних частях изделия, в том числе – и на запорной сфере, и она при повороте начинает царапать уплотняющие кольца. Со временем вся поверхность затворной сферы будет постепенно покрываться налетом, контаминанты могут внедряться в поверхность уплотнителя, которые затем царапают сферическую поверхность затвора. В результате этих двух процессов герметичность крана может нарушиться. Почему шаровой кран не пригоден для регулирования потоков и должен эксплуатироваться в полностью открытом/закрытом положении, описано выше.
Процесс осаждения солей жесткости на поверхность затвора быстрее протекает в трубопроводах систем горячего водоснабжения и отопления. Особенно – в централизованных городских сетях, где качество теплоносителя обычно оставляет желать лучшего. В процессе монтажа перед кранами рекомендуется устанавливать фильтр грубой очистки воды. Это несколько защитит запорный элемент от износа мелкими частицами ржавчины.
Защитить шаровые краны от налета можно только путем качественной водоподготовки. В качестве профилактики, раз в квартал, а лучше – раз в месяц, шаровый кран нужно несколько раз проворачивать из одного крайнего положения в другое, чем снять отложения.
Если шаровый кран внезапно перестал работать вообще, то дело может быть не во внутренних неисправностях, а в поломке его ручки (рычага) и износа ее посадочного отверстия. Чтобы убедиться в исправности самого крана нужно открутить крепежный винт, снять рукоять и попробовать провернуть шток изделия разводным ключом или плоскогубцами. Если шток заблокирован, то арматурный элемент надо заменить.
Если при повороте ручки в положение «закрыто» вода продолжает поступать, то вероятнее всего произошло налипание солей на затворную сферу. Такой кран нужно заменить. Для восстановления частичного функционирования нужно несколько раз повернуть ручку в крайние положения, если необходимо – с использованием инструмента, соблюдая осторожность, чтобы не сломать изделие.
Если шаровый кран потек по штоку, то поступать в этой ситуации нужно в зависимости от конструкции сальникового узла (см. табл. 2). Резиновые уплотнительные кольца со временем теряют свои герметизирующие свойства, теряют эластичность, вследствие чего возможно протекание. Исправить эту неполадку можно только на шаровых кранах с сальниковой гайкой. Для этого ее нужно подтянуть, предварительно сняв ручку изделия. Если кран не снабжен сальниковой гайкой, его придется менять на новый целиком. Кроме того, течь может возникнуть и по причине появления трещины в корпусе или по резьбовой муфте. Такие неисправности характерны для дешевых изделий из довольно хрупкого силумина – со временем микротрещины, образованные при монтаже и затяжке резьбы, разрастаются. Очевидно, что такой кран нужно заменить как можно быстрее.
В целом же шаровые краны – надежные и долговечные изделия для водопроводных внутридомовых систем. Это явно не то устройство, на котором можно сэкономить – последствия от того, что кран, отсекающий магистраль, неожиданно перестанет исправно функционировать, очевидно, будут дороже разницы в цене между качественным изделием и дешевой подделкой. Выбрав кран от изготовителя с проверенной репутацией, следует применить его точно по назначению и соблюсти рекомендации по эксплуатации и монтажу. В таком случае шаровый кран прослужит долгое время без поломок и неожиданностей.
Читайте статьи и новости в Telegram-канале AW-Therm. Подписывайтесь на YouTube-канал.