Краеведение что это для детей
Краеведение в дошкольном возрасте
Ольга Еремина
Краеведение в дошкольном возрасте
Одной из основных задач воспитания дошкольников является воспитание у них любви к родному краю, Родине, чувства гордости за нее.
Большое значение для формирования, расширения и углубления представлений о родном крае, воспитания любви к своей малой родине имеет применение в учебно-воспитательном процессе местного краеведческого материала, так как сведения краеведческого характера более близки и понятны детям и вызывают у них познавательный интерес.
Краеведение одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с жизнью, помогает формировать нравственные понятия и чувства.
Краеведческий материал имеет большое значение в расширении кругозора детей, в развитии их интеллектуального потенциала. Краеведческийподход в воспитании детей способствует реализации основных дидактических принципов педагогики: от близкого к далёкому, от известного к неизвестному, от простого к сложному.
Условия, способствующие приобщению детей старшего дошкольного возраста к культуре родного края.
При этом должны соблюдаться условия:
1. Непосредственное участие в краеведческой деятельности и взрослых, и детей.
2. Использование народного опыта непосредственно в жизни детей (сбор лекарственных трав, работы на садово-огородном участке);
3. Усвоение традиционных культурных эталонов не только детьми, но и их родными, близкими, сотрудниками детского сада.
4. Немаловажную роль в развитии патриотизма и любви к родине должна играть семья. Именно здесь должны закладываться базовые ценности и прививаться любовь к родному краю.
Основная идея краеведческой деятельности заключается в формировании у детей старшего дошкольного возраста системных знаний по истории и культуре родного края, воспитании чувства любви к своей малой родине, гордости за нее.
В основу этой идеи легли следующие принципы:
1. Принцип историзма.
Он реализуется путем сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сведения их к трем временным измерениям: прошлое – настоящее – будущее. Так, изучая с детьми историю родного края, знакомить их с его современным состоянием, а также перспективами обновления и развития. Подобный подход учит ребят более глубоко осмысливать последовательность событий, выявлять причинно-следственные связи, содействует формированию исторического мышления.
2. Принцип гуманизации.
3. Принцип дифференциации.
Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном городе с учётом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.
4. Принцип интегративности.
Предполагает сотрудничество с семьёй, центральной детской библиотекой, музеями города и т. п. Содержание краеведческого материала определяется с учётом сочетания всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями края.
5. Принцип наглядности.
Заключается в изготовлении пособий и игр на основе исторического и краеведческого материала для того, чтобы донести до детей информацию интересно и доступно.
В процессе формирования основ краеведения ребенок:
• приобретает определенную систему знаний о связи и взаимозависимости человека, животных, растительного мира и мира людей родного края, об особенностях общения человека с окружающим миром и воздействии этого взаимодействия на него самого;
• овладевает представлениями о себе, своей семье, своей принадлежности к определенной нации, элементарной историей своего рода;
• определяет свою социальную роль;
• имеет элементарные представления об истории родного города, его достопримечательностях;
• обогащает словарный запас, развивает память, мышление, воображение;
• приобретает доброжелательность, чуткость, навыки сотрудничества в процессе общения друг с другом;
• развивает самостоятельность, творчество, инициативность;
• учится самоорганизации, взаимопомощи.
Немаловажным фактором при ознакомлении детей с родным городом и краем является предметно-развивающая среда. Именно в определенном предметно-развивающем пространственном окружении ребенок приобретает идеалы, овладевает культурой и приобретает эстетический вкус.
Предметно-развивающая среда выполняет две важные функции: информационную и развивающую.
Следует отметить различные приемы приобщения детей дошкольного возраста к культуре и истории родного края.
К первой группе методов Е. С. Бабунова, кандидат педагогических наук,относит следующие приемы: объяснение, напоминание, сравнение, сопоставление, проблемные вопросы, выдвижение гипотез, загадок, обучение детей постановке вопросов, аргументации, рассуждениям («если, то», доказательствам.
Ко второй группе методов относятся приемы: сюрпризные моменты, введение народных и сказочных персонажей, разыгрывание ролей, создание ситуации успеха, постановка детей в позицию воображаемого героя.
К третьей группе методов относятся творческие задания, составление коллажа, «родового дерева»; коллекционирование атрибутов народного быта.
Таким образом, разнообразие форм, средств, методов и приёмов краеведческой деятельности влияют на уровень знаний о явлениях и объектах окружающего мира, на положительное эмоциональное и эстетическое отношение к ним, а главное на содержание и качество детских взглядов на культурно-исторические ценности, на приобщение к культуре родного края.
Список используемой литературы:
1. Антонова Г. П. Познавательная деятельность детей 6-7 лет \ Г. П. Антонова, И. П. Антонова. М. : Мысль. 1991
2. Бабунова, Е. С. Критерии и показатели воспитания и развития детей старшего дошкольного возрастана идеях с средствах народной педагогики : метод. пособие \ Е. С. Бабунова.Магнитогорск: МаГУ. 2004.
3. Выготский Л. С. Психология развития ребенка. М. : Эксмо. 2003
4. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений \ Под ред. Л. Г. Нисканен. М. : «Академия». 2002
5. Немов Р. С. Психология в 3 кн. Кн.2: Психология образования. М. : Владос. 2007
Формирование дружеских отношений в дошкольном возрасте Составил воспитатели: Крицкая Марина Валерьевна Медведева Светлана Викторовна. Друг всегда меня сможет выручить, Если что-нибудь приключится.
Развитие самосознания в дошкольном возрасте Содержание Введение…. 3 1. Начальный этап формирования личности ребенка…. 4 2. Развитие самосознания.
ГТО в дошкольном возрасте «Зачем нужно ГТО в дошкольном возрасте?» Историческая справка. Всесоюзный физкультурный комплекс «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО) носил.
Игра — ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте Игра-ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте Игра — основной вид деятельности дошкольника. Большую часть своего времени дети этого.
Режиссерские игры в дошкольном возрасте Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. В современной.
Опытно-экспериментальная деятельность в дошкольном возрасте. Видео «Чем больше ребенок видел, слышал, пережил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее.
Развитие трудовой деятельности в дошкольном возрасте Трудовая деятельность дошкольников отличается от деятельности взрослых. Она не приводит к получению значимого результата,но имеет большое.
Развитие воли у детей в дошкольном возрасте. В нестоящее время все чаще наблюдаются нарушения психического здоровья, нервно-психические расстройства у детей. По данным некоторых исследований,в.
Строительная деятельность в младшем дошкольном возрасте. На третьем году жизни дети приобретают широкий и разнообразный двигательный опыт;уверенно бегают,ходят,постепенно осваивают круг необходимых.
Консультация «Краеведение в системе дошкольного воспитания — первая ступень социализации ребёнка»
«Патриотизм — это не значит только одна любовь к своей Родине.
Это гораздо больше. Это — сознание своей неотъемлемости от Родины и неотъемлемое переживание
вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней».
Алексей Николаевич Толстой
Краеведческое воспитание дошкольников рассматривается в качестве составляющей части базовой культуры личности дошкольника. Краеведческая деятельность педагога современного детского сада имеет огромное общественно-политическое и культурное значение; играет важную роль в воспитательно-образовательном процессе.
Главная цель краеведения – воспитание нравственного гражданина, любящего и знающего свой край.
Современное образование требует от педагогов воспитания социально активных, самостоятельных, творческих личностей, социализированных, адаптированных к условиям современной жизни. Именно краеведческая деятельность создает оптимальные условия для саморазвития ребенка. В случае соблюдения систематичности и непрерывности в своей организации, краеведческое воспитание даст эффективные результаты, позволит организовать краеведческую работу в определенной плановой системе в течение всего воспитательно-образовательного процесса.
Краеведение в детском саду является важной областью работы в плане воспитания всесторонне развитого человека. В наш неспокойный век все более возрастает роль нравственного воспитания. Одной из норм нравственности, выработанных народом за многовековую историю, является любовь к родному краю. Краеведческая деятельность сплачивает коллективы, укрепляет дружбу на основе общих дел и замыслов.
Предельно ясно, что внедрение в воспитательную деятельность мероприятий краеведческой направленности оказывает положительное влияние на глубину знаний и общее развитие дошкольников.
Социально-личностное развитие дошкольника является многогранным процессом, предполагающим присвоение культурных и нравственных ценностей общества, формирование личностных качеств, определяющих взаимоотношения с другими детьми и людьми, развитие самосознания. Одним из факторов социализации дошкольников является краеведческая работа, в процессе которой ребенок сталкивается с реальной действительностью, конкретными жизненными ситуациями, связанными с преодолением трудностей, с проявлением волевых усилий, самостоятельных решений, согласованных действий, что способствует приобретению нравственного опыта.
Задачами социального развития выступают:
-развитие социальных эмоций, развитие чувства патриотизма-любви к родному краю, родной стране, привязанности, преданности и ответственности по отношению к людям, населяющим её;
-усвоение детьми нравственных ценностей;
-налаживание межличностных отношений как нравственной основы социального поведения;
-воспитание этических ценных способов общения, сотрудничества;
-развитие интереса к самопознанию и воспитание у ребёнка уважения к себе.
Развитие растущего человека как социально ответственной и активной личности немыслимо без осознания им культурного наследия.
Опыт последних десятилетий показывает, что интерес к прежним патриотическим идеалам и традициям значительно снизился, а новые идеалы еще только формируются. Образовался некий вакуум в эмоционально-ценностном отношении к родным местам, родной стране, заполнить который необходимо ценностями и традициями регионального значения.
Краеведческую работу в самом обобщенном виде можно представить как деятельность,включающую следующие компоненты:
1. Содержательный (знания о родном крае).
2. Оперативный (разнообразные действия, оперирование умениями, приемами).
3. Результативный (новые знания, новый специальный опыт, идеи, взгляды, потребности и качества личности).
Содержательный компонент предполагает выяснение предмета краеведческой работы, ее назначения. Дошкольное краеведение – это деятельность по ознакомлению детей с историческим и культурным наследием своего края, с природными, промышленными и другими особенностями. Оно предполагает всестороннее изучение определенной территории в образовательно-воспитательных целях.
Оперативный компонент краеведческойработы помогает ответить на вопрос: «С помощью каких приемов, методов и форм можно познать родной край?»
Результативный компонент краеведческой работы выражается прежде всего в том, что дети под руководством взрослых приобретают различные знания из жизни родного края в процессе его изучения.
Функции формирования системы ценностных отношений
1. Просветительная функция. Основными объектами познания в процессе краеведческой работы являются люди, культура, труд и природа.
Вооружая подрастающее поколение знаниями о крае, формируем готовность и желание детей быть полезными своему народу, по мере взросления вносить свой вклад в улучшение жизни родного края.
2. Своеобразной функцией краеведческой работы является демаскировочная. Сущность ее заключается в том, что в процессе краеведческой работы раскрываются свойства предметов, явлений, существование которых не предполагалось (снимается «маска» с познанного объекта, обнаруживаются его истинные свойства).
3. Комментирующая функция. Усвоение знаний о каком-либо объекте в процессе краеведческой работы сопровождается его моральной оценкой, т. е. одобрением или осуждением различных явлений социальной действительности и поступков людей в зависимости от того, какое нравственное значение они имеют.
4. Ориентирующая функция. Краеведческая работа, в процессе которой окружающие предметы и объекты познаются и переживаются, а также получают соответствующие моральные оценки, регулирует отношения детей к людям, предметам в окружающей среде, учит правильно ориентироваться в ней. Эмоциональное восприятие факта, явления или предмета может усиливать или ослаблять их значимость для субъекта, побуждать к определенному действию.
5. Стимулирующая функция. Краеведческая работа, направленная на познание родного края и сопряженная с полезной деятельностью в родном городе или селе, создает стимулы для развития мотивационной сферы.
Стимулами, выступающими как внешнее явление или обстоятельство, в процессе краеведческой работы могут быть как ее содержание, так и отдельные компоненты организации деятельности.
Например, знания дошкольников об участии их земляков в Великой Отечественной войне, восхищение их мужеством стимулируют деятельность детей по оказанию помощи инвалидам войны; эта работа воспринимается ими как долг перед старшим поколением. Однако дети не могут еще осознавать потребности общества с той глубиной, чтобы они воспринимались ими как собственные и непосредственно побуждали бы к деятельности. Перед педагогом встает задача обеспечить наличие тех мотивов, которые стали бы непосредственными побудителями деятельности. В качестве таких побудителей выступают эмоции детей, возникающие в процессе «открытия своего края», вызывающие чувство удивления перед тем, как он богат и как мало знают о нем. Обнаружение новых свойств, сторон знакомого предмета (здесь в силу вступают просветительная, демаскировочная и комментирующая функции) повышает интерес к предлагаемой деятельности.
Средствами-стимулами коллективной деятельности, которыми располагает краеведческая работа, могут быть игры, соревнования, стремление дошкольника утвердить себя в коллективе, а также интерес к родному краю,его объектам по предметно-практическому основанию: общность территории, соседство, имеющийся опыт общения с людьми края и другие, которые педагог может использовать для «завязки» процесса изучения родного края и участия в его преобразовании.
На первый план краеведение выдвигает умение воспитанников осмысливать происходящее, видеть жизнь в ее постоянном развитии, обновлении и тем самым дает возможность личности в процессе социализации определить свою траекторию саморазвития.
Перед педагогом встает задача обеспечить наличие таких мотивов, которые стали бы непосредственными побудителями к познанию. В качестве таких побудителей выступают эмоции детей, возникающие в процессе «открытия своего края», вызывающие чувство удивления перед тем, как он богат и как мало знают о нем.
Педагогу в процессе работы с ребенком важно обеспечить перевод внешних требований, отражающих принятую в социуме систему норм, стандартов или ценностей поведения, во внутренние установки личности дошкольника. Он информирует детей о своеобразии окружающей среды, отбирает в этой среде объекты, наиболее значимые для воспитания у дошкольников самостоятельности мышления, умения аргументировать выбор своего поведения, в целом использовать особенности социума как ресурс для формирования системы нравственных ценностей растущей личности.
Результативный компонент краеведческой работы выражается прежде всего в том, что дошкольники под руководством воспитателя приобретают различные знания из жизни родного края в процессе его изучения.
«Краеведение должно научить каждого ребёнка смотреть на окружающее не глазами потребителя, а глазами творца, деятеля, активного участника преобразования, совершенствования, рационализации, украшения» В дошкольном краеведении начинается не только изучение разнообразной жизни края и его роли для всего общества, но и закладывается возможность перехода от «констатации фактов и выражений эмоций к полезной деятельности». В процессе познания и преобразования родного края в детях утверждается важнейшие патриотические чувства – ответственность за судьбу своей малой и большой Родины, а также духовность, нравственность, гражданственность.
На первый план краеведение выдвигает умение воспитанников осмысливать происходящее, видеть жизнь в ее постоянном развитии, обновлении и тем самым дает возможность личности в процессе социализации определить свою траекторию саморазвития в будущем.
Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки патриотических и гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре. Потенциал детей дошкольного возраста уникален, именно в этом возрасте дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, приобретая чувство привязанности к месту, где родился и живет, чувство восхищения культурой своего народа, гордость за свою страну.
Консультация «Режим и гигиена — неотъемлемая часть воспитания здорового ребёнка» Здоровье – это не только отсутствие болезни, травм, физических дефектов. Здоровье – более широкое понятие, под которым понимают состояние.
Деловая игра для педагогов «Сюжетно-ролевая игра в системе воспитания детей дошкольного возраста» Цель: повышение педагогической компетенции педагогов по проблеме активизации игровой деятельности дошкольников в условиях детского сада.
Деловая игра «Сюжетно-ролевая игра в системе воспитания детей дошкольного возраста» Цель: повышение уровня знаний и умений воспитателей при организации сюжетно-ролевой игры; совершенствовать умения находить выход в сложных.
Презентация «Группа раннего возраста — первая ступень развития» Группа раннего возраста является первой ступенью дошкольного развития и образования ребёнка. Именно в этом возрасте у ребёнка формируются.
Консультация «Речевая культура ребёнка как проблема воспитания» Своевременное развитие речи зависит не только от физического состояния ребенка, но и от его психического развития. При отставании в общем.
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Краеведение как средство патриотического воспитания дошкольников» Наш Крым славится своей историей, известными архитектурными памятниками культуры, красивыми уголками природы. Я люблю свой Крым, свой город,.
Консультация «Особенности дошкольного возраста и трудности социализации» В дошкольный возраст ребенок вступает, достаточно хорошо ориентируясь в привычной среде, умея обращаться со множеством доступных ему общественных.
Словесные методы в системе экологического воспитания дошкольников Чрезвычайно большие возможности для воспитания дошкольников открывает природа. К. Д. Ушинский называл ее прекрасным воспитателем молодого.
Театрализованная деятельность в системе нравственно-экологического воспитания Театрализованная деятельность в системе нравственно-экологического воспитания. Театрализованная деятельность включает в себя: 1. Этюды.
Краеведческая работа в детском саду
Валерия Витальевна Орлова
Краеведческая работа в детском саду
В современных условиях под краеведением понимается комплекс научных дисциплин разных по содержанию и частным методам исследования, но в целом ведущих в своей совокупности к научному и всестороннему познанию родного края.
Важность данной проблемы отражена в целом ряде документов: В законе Российской Федерации «Об образовании». Один из целевых ориентиров документа направлен на защиту национальных культур и региональных культурных традиций. В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивается, что система образования призвана обеспечить «историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».
Детское краеведение не может не заинтересовать воспитателей, поскольку несет в себе огромный образовательный, воспитательный и развивающий потенциал.
Широкие возможности, открывающиеся в рамках краеведения, вместе с тем возлагают и определенную ответственность на воспитателя, ведь его главная задача состоит в том, чтобы знания, передаваемые детям, в конечном счете, стали основой духовности, правильного эмоционально-го восприятия окружающей действительности.
Развивающая среда является главным фактором, способствующим успешному развитию ребенка. Поэтому необходимо создать такую среду, которая будет способствовать познавательному, эколого- волеологическому, нравственно- патриотическому и эстетическому развитию детей.
Развивающая эколого-краеведческаясреда состоит из следующих базовых компонентов: экологический кабинет (живой уголок, лаборатория, библиотека, зона коллекций); краеведческая комната, земельный участок (зоны наблюдений, экспериментов, экологическая тропа и т. п.).
Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда задач, характерных для определенного дошкольного возраста. В работес детьми младшего дошкольного возраста можно выделить следующие задачи:
1. Формировать первичные представления о себе и своей семье.
2. Дать первые представления о родном поселке.
3. Развивать умение понимать простейшие взаимосвязи в живой и неживой природе.
4. Воспитывать уважение к труду взрослых.
В работес детьми старшего дошкольного возраста решаются следующие задачи:
1. Познакомить детей с основами истории, географии, биологии, культуры родного поселка, района, области.
2. Способствовать развитию склонности детей к элементам исследовательской деятельности.
3. Способствовать формированию навыков природоохранной деятельности.
4. Стимулирование детей к отражению полученных знаний о своей Родине в творческой и практической деятельности.
Предметами и объектами изучения для детей младшего и среднего дошкольного возраста являются: я и моя семья, мой дом, моя улица, мой детский сад, мой поселок, родная страна, растительный и животный мир, неживая природа, времена года, наши праздники, интересные люди.
Старшие дошкольники изучают : географическое положение, символику родного края, историю, промышленность, сельское хозяйство, природные зоны, растительный и животный мир, водоемы, почву, климатические условия, природные достопримечательности, интересные места, интересных людей.
Основные формы организации детей – индивидуальная, подгрупповая, фронтальная.
Основными формами работы с детьми дошкольного возраста по краеведению являются:
— чтение художественных и познавательных текстов,
— встречи с интересными людьми,
— практические работы,
В эколого- краеведческой работе с детьми используются методы, рекомендованные кандидатом педагогических наук Николаевой С. Н. :
Так же используются специфические методы (Ясвин, Дерябо) : отождествление, эмпатия, рефлексия, ретуализация, метод экспектации (отражение).
— исследовательские методы- способы организации поисковой творческой деятельности по решению новых для них познавательных проблем;
— метод стимулирования и мотивации (познавательные игры, учебные дискуссии, создание эмоционально- нравственных ситуаций);
— метод самостоятельной познавательной деятельности;
— метод социального проектирования- система интегрированных процедур в образовательном процессе.
Одним из немаловажных условий в краеведческой работе является тесная взаимосвязь с родителями, активное включение их в педагогический процесс (родительские собрания, участие в акциях, творческие конкурсы, проектная деятельность, участие в фотовыставках, посещение занятий, участие в праздниках, викторинах и т. п.).
Благодаря совместной работе дети начинают воспринимать родителей как друзей и союзников, с которыми надежно и интересно. Родители, участвующие в мероприятиях учатся понимать чувства ребенка, его точку зрения, видеть его возможности.
Установление прочных связей с социумом значительно повышает уровень краеведческой работы. Внешние связи должны строиться с учетом интересов детей, родителей и педагогов.В рамках осуществления взаимодействия с социумом воспитанники:
— посещают музеи, библиотеки, школы;
— участвуют в конкурсах (поселковых, районных, Всероссийских);
— участвуют в спортивных соревнованиях;
— встречаются с интересными людьми края.
Грамотно организованная краеведческая работа позволит детям получить большой запас знаний, почувствовать себя активными участниками в жизни края и поможет искренне полюбить свою Родину.
Фотоотчет «Работа по ОБЖ в детском саду» Ни для кого не секрет, что на дорогах России каждый год гибнут взрослые и дети. Количество дорожно-транспортных происшествий.
Итоговая работа «Мини-музей в детском саду как форма партнерского взаимодействия с семьями воспитанников» •В начале 2015г в МБДОУ №95 города Норильск решено было создать в группе «Умка» собственный фольклорный мини-музей «Русская изба». В «русской.
Пение — путь к здоровью. Вокально-хоровая работа в детском саду “Пение – путь к здоровью. ” Вокально- хоровая работа в детском саду. “ Музыка начинается с пения. ” Курт Закс Россия издавна славилась хоровыми.
Работа по ПДД в нашем детском саду Наш детский сад «Колосок» расположен на живописном берегу Маныча в хуторе Дальний. В течении всего года сотрудники нашего детского сада.
Работа по взаимодействию с родителями в детском саду с целью создания единого образовательного пространства. Актуальность Семья – поистине высокое творенье. Она заслон надёжный и причал. Она даёт призванье и рожденье. Она для нас основа всех начал.
Работа с иллюстрациями в детском саду Работа с иллюстрациями в детском саду Основная задача воспитания дошкольников – гармоничное развитие личности ребенка, которое происходит.
Работа с родителями в детском саду — фотоотчет Стенгазета- это один из интереснейших способов работы с родителями. Это направление очень эффективное, так как вызывает много положительных.
Шефская работа в детском саду-фотоотчет Шефская работа – важная составляющая воспитательного процесса не только в школе, но и в дошкольных образовательных учреждениях. Она направлена.
«Молодой воспитатель в современном детском саду-это…». Творческая работа на конкурс «Педагогический дебют-2017» Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть.