Коучинг что это в педагогике

Технологии коучинга в образовании

Коучинг что это в педагогике. Смотреть фото Коучинг что это в педагогике. Смотреть картинку Коучинг что это в педагогике. Картинка про Коучинг что это в педагогике. Фото Коучинг что это в педагогике

Цель коучинга в образовании – помогать учащимся учиться сознательно, с интересом приобретать знания, находить и максимально раскрывать потенциал, развивать навыки и умения, эффективнее усваивать программу и выполнять задания.

Многие принципы и технологии коучинга успешно применяют в педагогике. И это современный подход к обучению, который помогает осознавать смысл обучения, создает вовлечённость, поднимает мотивацию и повышает ответственность за результаты.

Коучинг в образовании — это

Все это помогает учащимся осознать свою ответственность за процесс обучения и иметь собственную мотивацию, подкрепленную личными целями.

Используя коучинг, педагог помогает ребенку понять свои возможности и ресурсы, определить цели, превратив проблемы в задачи.

«Сделать учебную работу насколько возможно интересной для ребенка и не превратить ее в забаву – это одна из труднейших и важнейших задач дидактики». К.Д Ушинский.

Если мы вспомним традиционный подход к обучению, то наверняка вам сразу представится строгая учительница в очках с указкой в руке. Она заставляет заучивать правила или параграфы из учебника, а потом требует, чтобы мы их рассказывали наизусть. Если не ответил или ответил не так – садись, два! Не слишком мотивирует учиться, не так ли? А развивает ли зубрёжка мозг ребёнка? Конечно нет.

Если копнуть глубже в историю, то уроки в школе те, какими мы их помним из советского прошлого – это модель обучения, перенесённая из подготовки прусских солдатов. Там вовсе не требовалось развивать самобытность учащихся и личное мнение было никому не нужным и даже опасным. Главной целью являлось беспрекословное подчинение и строгое повторение. Прошли века, а система никак не поменялась.

Вместе с тем, современный мир каждый день подкидывает нам новые задачи: начиная от интернета, заканчивая освоением космоса и клонированием человека. Каждое новое изобретение несёт за собой новые вопросы – как его использовать? Какие изменения это привнесёт в общество? Как это повлияет на человечество в целом?

Мир, задающий вопросы, требует людей, умеющих на них отвечать и умеющих ставить эти вопросы раньше, чем они появятся извне.

Поэтому в современное образование неизбежно начинают проникать коуч-технологии. В отличие от традиционного образования, они помогают учащимся размышлять, а не бездумно заучивать пустые факты и формулы.

Коучинг что это в педагогике. Смотреть фото Коучинг что это в педагогике. Смотреть картинку Коучинг что это в педагогике. Картинка про Коучинг что это в педагогике. Фото Коучинг что это в педагогике

Например, на уроках истории или литературы учитель может провоцировать учеников к размышлениям:

Или, к примеру, учитель биологии, химии или географии мог бы построить свой предмет на изучении различных природных явлений или географических объектов непосредственно взаимодействуя с ними – отличный способ пробудить интерес ребёнка, полностью вовлечь его в процесс.

Некоторые преподаватели предлагают ученикам создавать различные проектные группы, в которых они могут проводить исследование различных явлений. Реализуя такие проекты, учащиеся не только изучают предложенную тему более глубоко, но и тренируют свои навыки коммуникации, лидерства, партнёрства, умения договариваться, поиска информации, генерации нестандартных решений и т.д.

И, наконец, даже когда учитель, разбирая контрольную работу, отмечает то, что ребёнок сделал правильно, а не зачёркивает то, что выполнено не так – это тоже элементы коучинга. Ведь то, что мы подкрепляем своими действиями (в данном случае – учитель обращает внимание на ошибку) – то и фиксируется в памяти ребёнка. Тем самым принижая его самооценку и мотивацию. Если же просто сместить акцент на то, что уже получается хорошо — мы подкрепляем верные решения и тем самым подросток запоминает, что это слово пишется именно так. Ну и внутреннее ощущение «я молодец» и «у меня всё получится» в ребёнке прорастает ещё ярче и мощнее.

Что требует изменений?

Итак, чтобы обучение было успешным необходимо, чтобы его содержание соответствовало потребностям и интересам учеников. Чтобы ученики относились к учёбе осознанно, получаемые знания должны иметь для них личностный смысл. Многие педагоги реализуют коучинговый подход в образовании. На уроках часто подразумевается большой объем самостоятельной работы.

В этом помогают коучинговые технологии и инструменты:

Задумываясь о том, как сохранить активность учеников на уроке, их заинтересованность, как удержать внимание, как повысить эффективность урока, усвояемость материала и получить желаемый результат и учителю, и ученику, педагоги неизбежно приходят к поиску новых форматов в обучении. Таким образом, технологии коучинга в образовании помогают увеличить эффективность обучения школьников и студентов.

Источник

Консультация «Коучинг и его использование в образовании»

Коучинг что это в педагогике. Смотреть фото Коучинг что это в педагогике. Смотреть картинку Коучинг что это в педагогике. Картинка про Коучинг что это в педагогике. Фото Коучинг что это в педагогике ИРИНА НИКИТИНА
Консультация «Коучинг и его использование в образовании»

Современный мир быстро меняется. Постоянно разрабатываются новые методики, технологии, программы, вводятся образовательные стандарты (ФГТ, ФГОС и т. п, но образовательные учреждения работают постоянно. Объем информации растет с каждым днем, а образовательный процесс, несмотря на нововведения, ведется непрерывно. Образовательную деятельность в современных условиях можно сравнить с предпринимательской деятельностью. Если обратиться к финансовому словарю, то по законодательству РФ «Предпринимательская деятельность – это самостоятельная, осуществляемая на свой страх и риск, деятельность граждан и их объединений, направленная на систематическое получение прибыли от продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законном порядке.

В Российской Федерации регулирование предпринимательской деятельности основывается на нормах гражданского права. Руководителей образовательных учреждений побуждают именно на «свой страх и риск» искать новые эффективные решения по текущим проблемам, осваивать различные методы, подходы и технологии в работе с коллегами, родителями и, конечно, с воспитанниками; внедрять инновационные изменения в структуру и деятельность учреждения и образования в целом.

В настоящее время в управлении образовательным учреждением используются всевозможные способы и подходы. Одной из новых и предпочтительных методик является коучинг. Современное управление в стиле коучинга – это взгляд на сотрудников как на огромный ресурс учреждения, где каждый сотрудник является индивидуальной, уникальной, творческой личностью, способной самостоятельно решать многие задачи, проявлять инициативу, делать выбор, брать на себя ответственность и принимать решения. 1.6. Характеристика коучинга как методики

1. Коучинг – это наука об уме, собрание философских принципов, предназначенных для того, чтобы сопровождать людей на пути улучшения своей жизни.

2. Коучинг систематичен. Строго используется система этапов и подходов.

3. Все правила легко объяснимы и понимаемы.

4. Коучинг направлен на исследование или действие.

5. Коучинг беспристрастен. В нем не даются оценки или точки зрения.

6. Коучинг ориентирован на личность. Работа ведется с эмоциями, мыслями, идеями, реакциями людей, не меняя их внешнего окружения.

7. В коучинге большая часть работы заключается в прояснении смыслов, которые клиент вкладывает в то или иное слово, термин, действие.

1.7. Достоинства применения коучинга в образовании

Коучинг в сфере образования рассматривается как продолжительное сотрудничество субъектов воспитательно-образовательного процесса, которое помогает достигать высоких результатов во всех сферах жизнедеятельности, в том числе и в сфере обучения.

Важнейшая цель коучинга в образовании – помогать обучающимся с интересом приобретать знания, учиться активно и сознательно, развивать полученные ранее знания и умения, а также максимально раскрывать свой потенциал.

Основная задача коуча (педагога) – поддерживать у учащихся уверенность в своих силах, сформировать адекватную самооценку.

Коучинг в образовании – современный подход к обучению, который помогает осознавать смысл обучения, создает вовлеченность, повышает мотивацию и повышает ответственность за результаты.

Коучинг в образовании – это:

• формирование мышления успеха;

• определение сильных сторон ребенка;

• осознанное участие в процессе;

• достижение конкретных результатов.

Все это помогает учащимся осознавать свою ответственность, иметь свою собственную мотивацию, подкрепленную личными целями.

Если вспомнить высказывание К. Д. Ушинского «Сделать учебную работу насколько возможно интересной для ребенка и не превратить ее в забаву – это одна из труднейших и важнейших задач дидактики», то с уверенностью можно сказать, что именно в этом помогают коучинговыетехнологии и инструменты:

1. Самостоятельная работа и творческие задания;

2. Самопроверка, взаимопроверка;

3. Мозговые штурмы, открытые вопросы;

4. Повышение осознанности и мотивации.

ИТАК, ПОЧЕМУ ЖЕ АКТУАЛЕН КОУЧИНГ В ОБРАЗОВАНИИ?

1. В образовании все более отчетливо видна потребность в новых формах развития и обучения, соответствующих времени и задачам.

2. Задача личностно-ориентированного обучения официально заявлена во ФГОС.

3. Разработка практических технологий реализации личностно-ориентированного образования в учебно-воспитательной работе, как и системы подготовки педагогов к новому подходу.

4. Коучинговый подход максимально соответствует концепции личностно-ориентированного обучения, а коучинговые навыки органично встраиваются в профиль компетенций современного педагога и руководителя.

Управлять – значит приводить к успеху других участников, предоставлять шанс на успех каждому участнику образовательного процесса через раскрытие его способностей, развитие потенциала, поддержку личностными профессиональными качествами руководителя-готовность идти на риск, брать на себя ответственность за принятие решений.

Использование ИКТ в дошкольном образовании 1. Добрый день, уважаемые коллеги! Меня зовут Мурашова Инна Алексеевна и я являюсь молодым педагогом. Мне как молодому специалисту, интересны.

Использование электронно-информативных источников в образовании детей старшего дошкольного возраста Одним из новшеств последнего времени в работе воспитателей детских садов стало активное использование электронных образовательных ресурсов.

Использование ИКТ в дошкольном образовании для повышения качества образовательного процесса Использование информационно-коммуникативных технологий в дошкольном образовании для повышения качества образовательного процесса. Современное.

Коучинг что это в педагогике. Смотреть фото Коучинг что это в педагогике. Смотреть картинку Коучинг что это в педагогике. Картинка про Коучинг что это в педагогике. Фото Коучинг что это в педагогикеКонсультация для педагогов «Использование технологии ТРИЗ в музыкальном образовании старших дошкольников» Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия.

Коучинг «Работа с одарёнными детьми в детском саду» В группах детского сада может оказаться ребенок, который будет заметно отличаться от других детей группы. Он задает много вопросов, проявляя.

Медицинбол и его использование в физическом развитии детей Среди огромного количества оборудования для занятий гимнастикой и физической культурой, выделяются такие изделия, как медицинболы. Медицинбол.

Коучинг что это в педагогике. Смотреть фото Коучинг что это в педагогике. Смотреть картинку Коучинг что это в педагогике. Картинка про Коучинг что это в педагогике. Фото Коучинг что это в педагогикеПроект «Толерантность» и его значение в образовании детей дошкольного возраста Сегодня проблема толерантности очень актуальна, она возникла из-за сложившейся ситуации в обществе, к сожалению, существует очень много.

Консультация «Роль семьи в образовании детей дошкольного возраста» Семья – это организованная структура, которая при скоординированных действиях, выполняет определенные функции в образовании детей: участвует.

Источник

Коучинг-сессия как форма повышения педагогической компетентности

Коучинг что это в педагогике. Смотреть фото Коучинг что это в педагогике. Смотреть картинку Коучинг что это в педагогике. Картинка про Коучинг что это в педагогике. Фото Коучинг что это в педагогике Никитина Елена
Коучинг-сессия как форма повышения педагогической компетентности

В методической работе всё чаще используется такая форма повышения педагогической компетентности как коучинг, который выступает в качестве мощного средства, способствующего как личностному, так и коммуникативному развитию педагогов.

Коучинг есть раскрытие потенциала человека с целью максимального повышения его эффективности (Т. Гэллвей).

Коучинг (англ. Coaching) в сфере образования рассматривается как продолжительное сотрудничество субъектов образовательного процесса, которое помогает достигать высоких результатов во всех сферах жизнедеятельности, в том числе и в сфере обучения (Е. А. Цыбина, Н. М. Зырянова).

Коучинг – это способ создания условий повышения результативности педагогической деятельности, содействие самообразованию, саморазвитию воспитателей, с помощью консультирования (очного/заочного, тренингов, бесед, семинаров.

Коучинг означает – тренировать, наставлять, воодушевлять. Коучинг – это развивающее консультирование.

Разница между привычным консультированием и коучингом заключается в том, что коучинг есть активная форма обучения, направленная на личностную поддержку профессиональной деятельности. Основа данной техники – интерактивное общение, дискуссия (вопрос-ответ, где педагог не получает советов и рекомендаций, а только отвечает на вопросы, которые ему задает коуч, и сам находит резервы и пути для решения своих проблем.

Коучинг – это процесс повышения профессиональной и педагогической компетентностии эффективности в обеспечении трех областей руководства: а) коммуникативная область, предусматривающая намерения, видение и цели организации; б) выстраивание взаимоотношений и содействие взаимодействию, приводящие к высокоэффективной работе команды; в) обеспечение высокой эффективности исполнения и получения результата.

Коуч-сессия – это беседа Коуча (старшего воспитателя, опытного педагога, наставника и т. д.) с Клиентом (педагогом, которая предполагает определенную структуру построения и имеет свои характеристики. Задача данной беседы состоит в том, чтобы продвинуть Клиента к поставленной цели.

В данном виде консультирования Коуч опирается на возможности самого педагога, подводит его к самостоятельным выводам.

Во время проведения сессий Коуч пользуется техниками, которые активизируют Клиента, способствуют продвижению педагога от постановки цели через анализ реальности и выбор вариантов достижения цели к конечному результату.

Общую основу коучингаможно описать несколькими словами:

1) партнерство; 2) раскрытие потенциала; 3) результат.

Коуч (консультант, наставник) стимулирует творческий поиск решений и

поддерживает решимость педагогов достигать целей и осуществлять изменения

в своей профессиональной деятельности. Другими словами, в процессе коучинга

педагоги находят свой, уникальный способ достижения цели, а коуч создает

креативную атмосферу, особое пространство поиска альтернатив, атмосферу

доверия, где педагог чувствует, что его идеи и предложения не остаются без

Коучинг, который проводится в виде сессии, предполагает обязательное выполнение самостоятельных домашних заданий.

Коучинг проходит ряд этапов:

педагогами;

Таким образом, коучинг построен на мотивированном взаимодействии коуча и педагогов, в котором коуч создает специальные условия, направленные на раскрытие личностного потенциала каждого педагога для достижения им значимых для него целей в оптимальные сроки в конкретной предметной области знания.

Каждый Коуч проходит по-своему, но обычно все эти этапы, перечисленные выше, присутствуют на каждом этапе Коуч-сессии. На каждую Коуч-сессию Клиент приходит с какой-то задачей, которую нужно решить для достижения цели, а следовательно есть сложившаяся ситуация, есть ресурсы и можно составить план, чтобы изменить к лучшему то, что есть.

Основные характеристики коуч-сессии:

— периодичность (1-2 раза в неделю, продолжительность коуч-сессии в среднем от 30 до 90 минут, продолжительность самого коучинга в среднем от 2 месяцев до 1 года, бывает и дольше (в зависимости от целей и задач Клиента)

— самостоятельная работа Клиента между сессиями (домашнее задание)

— структурированность (есть определенный план беседы, контролируемый коучем, если Клиент отходит от темы, Коуч вернет беседу в нужное русло.

— после каждой коуч-сессии подводится итог, составляется план действий на период между этой сессий и следующей.

Коуч не просто задаёт вопросы. Он спрашивает, дает обратную связь и помогает клиенту найти ответы на такие вопросы, которых тот ещё не задавал или не хотел себе задать, а также помогает подойти к ранее изучаемой Клиентом проблеме с другой стороны. Искусство Коуча – это содействовать развитию творческого потенциала клиента.

Коучинг, как форма подготовки педагогов к организации педагогической

— позволяет развить способности педагогов в области эффективного

взаимодействия с детьми, родителями и коллегами;

— оказывает эффективную помощь по достижению поставленных целей в их

Конфуций говорил: «Давай наставления только тому, кто ищет знаний. Оказывай помощь только тому, кто не умеет внятно высказывать свои заветные думы. Обучай только того, кто способен, узнав про один угол квадрата, представить себе остальные три». В данном процессе осуществляется индивидуальная поддержка педагогов, которые ставят перед собой задачу профессионального и личностного роста, повышения персональной компетентности.

Источник

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №13

КОУЧИНГ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПОВЫШЕНИЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГОВ

Прутян Ирина Викторовна, классный руководитель МБОУ СОШ №13

Так что такое «коучинг»? Предлагаем несколько определений, данных его автором Тимоти Голви.

Это раскрытие потенциала человека с целью максимального повышения его эффективности. Коучинг не учит, а помогает учиться.

Это процесс, помогающий человеку взглянуть на развитие его личности, на конкретный этап её развития, то есть открыть человеку глаза на многие полезные ему вещи.

Это процесс, позволяющий личности при использовании нужных методов и приёмов добиться самых высоких результатов.

Это принципиально новое направление в педагогической науке и практике, в основе которого лежит постановка и максимально быстрое достижение целей путём мобилизации внутреннего потенциала, освоения передовых стратегий получения результата.

Философскими и психологическими основами коучинга являются методы диалога, гуманистическая концепция эмоционального интеллекта и др.

Следовательно, выбрав те оптимальные ресурсы, которые дают наибольший эффект, можно достичь высоких результатов малыми издержками.

Основоположник коучинга Милтон Эриксон сравнивал человека со звездой.

Он определил пять основных принципов коучинга, где каждый принцип — это луч. По его мнению, все люди:

1. Хороши такими, какие они есть.

2. Уже обладают всеми ресурсами для успеха.

3. Всегда делают наилучший для себя выбор на данный момент.

4. Имеют позитивные намерения за каждым поступком.

5. С каждым выбором «растут» или «умирают».

В дальнейшем эти принципы были доработаны его последователями, и в современной версии они выглядят следующим образом:

Гарантировать результаты в коучинге нельзя.

То, что получилось с одним, может не получиться с другим!

Изначально со всеми людьми всё в порядке, их не надо «чинить», внутри каждого есть гений.

У всех есть все необходимые ресурсы для достижения своих целей.

Каждый может научиться тому, чему он хочет.

В определённый момент времени мы делаем наилучший выбор из всех возможных.

У каждого действия есть изначально позитивное намерение.

Работа в паре (ученик-наставник) и разделение ответственности.

Приоритет настоящего и будущего (а не зацикливание на прошлом).

Помощь в создании новых возможностей и способностей, развитии своего потенциала.

Актуальность коучинга в образовании:

Коротко смысл педагогического коучинга можно определить как движение к цели через полное раскрытие потенциала человека или команды. Используя коучинг, люди достигают своих целей намного эффективнее и быстрее, формируют ясность в выборе своего развития. При профессиональной поддержке коуча, т. е. проводника, учащийся самостоятельно формулирует цели, нарабатывает стратегии и осуществляет наиболее удачные из них.

Рассмотрим феномен коучинга в образовании.

Педагогический коучинг — неформальная технология и искусство задавания вопросов, искусство мотивирования.

Создание адекватных организационно-педагогических условий, разработки технологии педагогического сопровождения, диагностики

Цель педагога — помочь ученику учиться, меняться и достигать целей;

цель ученика — решение конкретных задач и достижение прогнозируемого результата.

Педагог не приказывает, не руководит, не инструктирует, не даёт советы, одним словом, не оказывает давление, воздействие. Он слушает, чтобы понять; обдумывает, перефразирует, суммирует, задаёт вопросы, пробуждающие осознанность; вносит предложения, осуществляет

обратную связь. Главное — забота о том, чтобы учащийся (группа, объединение) решил проблему сам.

Данный метод построен на получение ответов на четыре основных вопроса:

ПОЧЕМУ это важно для тебя?

КАК ты можешь достичь цели?

КАК ты узнаешь, что достиг результата?

Решение этих вопросов приводит к мастерству в любом его проявлении.

Пошаговое описание технологии коучинга выглядит следующим образом:

определение цели ( что ученики должны вынести из встречи? );

открытие реальности ( что в действительности происходит, кто занимался рассмотрением проблемы, что накоплено в литературе… );

рассмотрение вариантов выбора ( возможностей и ресурсов );

подведение итогов ( ясность и осознанность со стороны ученика ( группы, класса ) , взятие им на себя обязательств, осознание, есть ли у него план действий, нужна ли ему поддержка, помощь, будет ли он действовать с решимостью ).

Педагог-коуч обязан быть:

нейтральным, нелинейным, всегда в контакте, добиваться ясности в мышлении и поведении ученика (группы, класса), суметь его замотиви-

ровать на изменения себя;

учитывать, что люди по способам обучения, усвоения и переработки информации сенсорными каналами делятся на визуалов, аудиалов и кинестетиков. Чтобы понимание сделать лучше, некоторым ученикам нужно услышать произносимые ими слова, другим нужно увидеть, что они написали. Третьим достаточно произнести это про себя;

определить, что для ученика важно, что является значимым, чтобы впоследствии говорить с ним на одном языке;

давать советы только в форме предложений, спросив разрешения и только в исключительных случаях; следует убрать страхи, сомнения, тревожность и прочее из своего арсенала средств и у своих подопечных.

Ученик (группа, команда) в момент понимания всё осознает сам, сам принимает более правильные решения и делает лучший выбор, чем сделал бы до беседы, начинает более чётко понимать тему, продуктивней осуществлять процесс развития.

Результаты применения технологии коучинга:

Развитие коммуникативных и организаторских умений, способности прогнозировать и проектировать свою учебную деятельность и деятельность других.

Получение навыков ставить цели и достигать успеха (результата), эффективно управлять временем; анализировать и структурировать информацию, работать в команде, быстро принимать решения в проблемной ситуации, преодолевать конфликты, ориентироваться на собственные успехи и сильные стороны других.

Всё перечисленное вполне соответствует достижению требуемых результатов, заявленных в Концепции модернизации российского образования.

1. Аткинсон М, Чойс Р. Т. Наука и Искусство коучинга : Внутренняя динамика коучинга. Компас для коучей. [Текст] / М. Аткинсон, Р. Т. Чойс. — М. : Международная Академия Трансформационного Коучинга и Лидерства, 2008. — 278 с.

2. Голви У. Тимоти. Работа как внутренняя игра: фокус, обучение, удовольствие и мобильность на рабочем месте / пер. с англ. [Текст] / У. Тимоти Голви. — М. : Альпина Бизнес Букс, 2005. — 252 с.

4. Парслоу Э., Рей М. Коучинг в обучении : практические методы и техники [Текст] / Э. Парслоу, М. Рей. — СПб. : Питер, 2003. — 204 с.

5. Уитворт Л., Кимски-Хауз Г., Сандал Ф. Коактивный коучинг : учебник / пер. с англ. [Текст] / Л. Уитворт, Г. Кимски-Хауз, Ф. Сандал. — М. : Центр поддержки корпоративного управления.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *