Коуч тренинг что это
Коучинг — искусство задавать правильные вопросы
В жизни практически каждого человека наступают моменты, когда вопросов гораздо больше, чем ответов на них или есть высокая цель, но не знаешь, как к ней подобраться. Бывает так, что вообще не представляешь, как дальше жить и т.д. И здесь может помочь коучинг. Это слово слышали все. Но знаете ли вы, что оно означает?
Давайте поговорим о том, что стоит за этим красивым, звучным названием.
Что такое коучинг
Смысл коучинга — подвести человека к решению проблемы, но так, чтобы путь решения он нашел сам. Это достигается с помощью вопросов, требующих размышлений и анализа, заставляющих включить мозг.
Другими словами, коучинг — это умение, мастерство, искусство задавать правильные вопросы, на которые нельзя ответить односложно — «да», «нет», «не знаю».
Важно! Коучинг направлен на работу с сознанием и с будущим человека.
Виды коучинга. Классификация
Виды и типы коучинга зависят от того, какой параметр положен в основу классификации. Все основные виды коучинга приведены в таблице.
коуч-клиент — решение конкретных проблем клиента
работа с главой компании и руководителями разных уровней
общение в мессенджерах, по телефону, skype, zoom, e-mail
личные встречи клиента с коучем
Уровень значимости задач
решение текущих задач
проработка среднесрочных задач
определение глобальных целей клиента
выход из затруднительных жизненных ситуаций
смена сферы деятельности, места работы или должности
проводится в организациях для сотрудников любых уровней
формирование гармоничных отношений в семье, может быть как групповым, так и индивидуальным
формирование правильного отношения и распоряжения финансами
коучинг личной эффективности
поиск ресурсов и возможностей для личностного роста
вольный стиль с подведением итогов и постановкой новых целей в в конце месяца
четкое планирование работы с клиентом
Коучинг может проводиться как для отдельного человека, так и для организации. Виды и техники выбираются в зависимости от запроса.
Разница между коучингом и тренингом
И коучинг, и тренинг направлены на развитие человека. Но в тренинге его учат, что и как делать. А в коучинге максимально используется потенциал самого человека.
Коучинг подходит не для всех. Если клиент не профессионал и не очень заинтересован в заявленной цели, коучинг не поможет. В подобной ситуации больше подойдет мотивационный тренинг.
Кто такой коуч
Коротко, коуч — человек, умеющий задавать правильные вопросы. Он выстраивает диалог с клиентом в рамках коуч-сессии.
Задача коуча — помочь клиенту превратить имеющуюся проблему в задачу и за счет своих ресурсов найти способ ее решения.
Разница между коучем и ментором
По сути и ментор, и коуч имеют своей целью развитие клиента в той или иной сфере.
В отличие от ментора коуч:
Ментор по статусу стоит выше клиента. Коуч — это партнер, своеобразное зеркало действительной реальности клиента.
Виды коучинга для организации
В последнее время многие организации имеют в своем штате бизнес-коуча. Цель его деятельности — улучшение работы организации. Основные задачи — раскрыть потенциал каждого работника, но в первую очередь, руководителей высшего звена. Для решения своих задач бизнес-коуч может применять все какие есть виды коучинга.
Виды коучинга, которые использует коуч при работе в организации — это чаще всего командный, организационный коучинг в сочетании с финансовым коучингом и коучингом личной эффективности.
Виды специализации в коучинге
Коучинг и его виды определяют те направления, в которых специализируются коучи. Основные направления специализации:
Как стать коучем
Чтобы стать коучем, лучше всего пройти специальное коуч обучение. Так, курсы коучинга предлагает Международная Академия Дополнительного образования EdPro.
По окончании курса вы получаете диплом государственного образца. Это даст возможность трудоустроиться, начать практику в качестве коуча и, соответственно, получать доход от этой деятельности.
Курсы коучинга можно пройти в Москве заочно или дистанционно. Подробно узнать о программе курса коучинга, который предлагает Академия EdPro, вы можете, перейдя по ссылке.
Чем может помочь коучинг
В чем вам может помочь коучинг:
Овладение техниками и методами коучинга позволит вам получить дополнительный источник дохода. Можно найти работу коучем в Москве? Конечно! Академия EdPro не только обучает, но и помогает своим выпускникам с трудоустройством.
Коучинг простыми словами. Что это такое?
Давайте сразу расставим все точки над «и», коучинг – это не простая консультация. Практически каждый человек до того, как окунается в эту деятельность, считает это обычными консультациями или тренингами. Все они думают, что уже знают, как это работает.
Но это ошибочное мнение, все совсем иначе. То есть, когда человек реально начинает разбираться в этом, представление о коучинге в корне меняется. Появляется четкое представление о том, что же такое коучинг, а также, чем он отличается от тех самых консультаций или тренингов.
В этой статье мы постараемся простым языком объяснить вам, что такое коучинг, как это работает и чем отличается от консультаций, наставничества (менторства) и тренингов. А также, расскажем о методах и этапах данного процесса и поведаем вам о перспективах работы профессиональным коучем.
Слово коучинг получило популярность в Великобритании. Так английские студенты называли частных репетиторов. Казалось бы, такое красивое слово и такой простой перевод. Однако, слово «coach» начало свое существование намного раньше и переводилось как «телега» или «карета».
То есть, коуч – это репетитор? Ну почти. Коуч – человек, который помогает своему клиенту в достижении поставленных целей. Вся суть коучинга в том, чтобы человек использовал именно те навыки, которые у него развиты лучше всего, то есть, делал то, в чем он более развит. Эти навыки раскроются и покажут себя именно во время коучинга.
Коучинг – процесс, в ходе которого, человеку помогают достичь определенной цели, которую он перед собой поставил. На практике, это период времени, в течение которого, клиенту помогают найти ответы на вопросы внутри самого себя, а также раскрыть свои навыки и способности. В конечном итоге, клиент приходит к достижению своей жизненной или профессиональной цели.
Настоящее решение – это такое, после которого вы совершаете новое действие. Если действия нет, решения вы так и не приняли.
Коуч, в отличие от ментора занимается не общим развитием клиента, а выработкой у него определенных умений. Например, навыки по управлению персоналом, умение общаться с противоположным полом и так далее. Ментор передает приемнику весь свой багаж знаний, который накопил за всю жизнь, а коуч помогает клиенту самому набраться опыта.
Коуч не дает ответы на вопросы, а помогает клиенту найти их внутри себя. Таким образом, коуч – вспомогательный инструмент для клиента, в отличие от ментора, который является уже готовым планом действий.
Если обратиться к терминологии, то большинство людей задаются вопросом, в чем разница между коучингом и тренингом. Более того, многие тренеры и коучи сами не могут ответить на данный вопрос.
Если вы обратитесь к коучу, то он начнет рассказывать вам стандартные истории о том, что коучи помогают людям найти ответы на вопросы и достичь своих целей. Но ведь это не дает полного понимания о том, что такое коучинг.
На деле все намного проще, тренер – это человек, который работает с группой людей, а коучинг – это занятие индивидуальное. Но, иногда, тренера работают индивидуально, а коучи переходят на групповые занятия, что окончательно всех путает.
В общем, если человек работает индивидуально, то, скорее всего, он коуч. А если он представляется как-то по-другому, то, возможно, ему просто не нравится слово «коуч».
Если отбросить все сложные схемы, можно разделить коучинг на две группы. Первая – работа коучинга «снизу», вторая – «сверху».
Что же такое коучинг «снизу» и чем он отличается от коучинга «сверху»? Все просто. Коучинг «снизу» – это наблюдение со стороны. То есть, коуч наблюдает за человеком. Его основная задача – не дать совет напрямую, а построить структуру наводящих вопросов таким образом, чтобы с их помощью клиент сам пришел к ответам, сам понял свою проблему.
Уметь делать что-либо и уметь объяснить человеку, как сделать что-либо – абсолютно разные вещи, которые требуют разных навыков.
Коучинг «сверху» – совершенно другая схема. Здесь мы не даем никаких наводящих вопросов и, тем более, не пытаемся давать советы. В этом случае все наоборот. Мы – объект наблюдения для клиента. Мы уже имеем успех в определенной области (сфере деятельности, будь то бизнес в онлайне или что-то еще) и продолжаем делать то, что у нас хорошо получается. А человек со стороны наблюдает за нами.
В первом варианте, коучинг может не приносить каких-то значительных результатов в области тренировки навыков вашего клиента и это не страшно. Самый главный навык, который он получит – умение самостоятельно находить и решать проблему, которая мешает ему двигаться дальше.
В этом мире есть три типа людей. Во-первых, есть те, которые делают вещи. Тогда есть те, кто видит, как все происходит. Наконец, есть те, кто спрашивает, что случилось? Кем ты хочешь быть?
Специальность «коучинг» не является академической, поэтому института, который выдавал бы такие дипломы, не существует. Все учебные центры лицензируются такими же центрами. Риск шарлатанства огромный, поэтому при выборе заведения стоит опираться на отзывы учеников и клиентов, а также, не забывайте про внутреннее чутье, ведь интуиция дана нам не просто так.
Международная Федерация Коучинга(ICF) – один из самых популярных учебных центров. Он объединяет свыше 24000 профессионалов в сфере коучинга из 50 стран мира.
Согласно кодексу ICF, коучи должны выполнять следующие пункты:
Не важно, есть у вас сертификат или нет, ваша главная задача – не навредить клиенту. Поэтому, следует придерживаться пунктов данного кодекса.
На уровне международной сертификации существуют следующие уровни коучинга:
Большинство коучей делают совершено по-другому. Они начинают с самостоятельного обучения. И только потом находят наставника. За то время, пока они ведут деятельность самостоятельно, они совершают ряд грубейших ошибок, но это помогает им понять всю суть работы изнутри. Как говорится, на ошибках учатся.
При работе с клиентом, коуч использует различные психологические методы, зависящие от опыта самого наставника и от поставленных целей. Такими методами могут быть:
Это процесс, который меняет отношение человека к учебе. То есть, репетитор не обучает клиента какому-то определенному виду практики. Он учит его учиться, если можно так сказать. Такой вид коучинга считается особым, так как он раскрывает в человеке стремление к саморазвитию, что, в свою очередь, приближает его к самореализации.
После такой практики вы станете смотреть на обучение совершенно другими глазами. Вы начнете черпать знания отовсюду, где их будут вам давать.
Советуем всем начинающим коучам ознакомиться и пройти обучение в сфере академического коучинга перед тем, как вы начнете работать с людьми.
Такой коучинг используется для улучшения качества работы компании или предприятия. В коллективе создается творческая атмосфера, которая способствует лучшей отдаче работников. Коучи наблюдают и помогают коллективу в достижении личных и профессиональных целей, которые становятся более осознанными.
Бизнес коуч дает мотивацию всему коллективу. И это не материальная мотивация, а, можно сказать, духовная. Любой человек после тренинга начинает работать намного эффективнее, чем работал раньше.
В процессе такого коучинга прорабатываются такие профессиональные качества, как навыки коммуникации, умение разрешить конфликт и другие.
Новой формой в этой сфере коучинга является финансовый коучинг, который помогает убрать барьеры, препятствующие достижению финансовых целей.
Личный коучинг призван помочь человеку с определением своего места и целей в жизни. Такой коучинг нередко применяется к человеку, который страдает дефицитом внимания.
Такой вид коучинга будет являться особенным, так как здесь коуч является спасителем. Здесь важно вытащить человека из его привычного образа жизни и дать ему мотивацию. Конечно, коучи – не врачи, но они могут помочь человеку упростить повседневную жизнь.
Основная цель личного коучинга – помочь клиенту выявить свои сильные стороны и научить его этим пользоваться.
Не существует гарантированной методики, с помощью которой можно войти в состояние Второго «я». По крайней мере мне она неизвестна. Однако я считаю, что ключ к ней есть, и это то, что Гэллуэй называет «расслабленной концентрацией». Это умственное состояние, когда игрок сосредоточен, расслаблен и доверяет себе.
1. Постановка цели и осознания ее реальности
Тут вроде все понятно. Клиент должен определить свою цель, а наша задача донести до него осознание реальности ее осуществления.
2. Анализ необходимых составляющих успеха
Нужно понять, что необходимо для того, чтобы достичь этой цели. Качества, средства для реализации и так далее.
3. Анализ имеющихся возможностей
Это и есть наши сильные стороны, точнее не наши, а нашего клиента. То есть, это те навыки, которые у клиента уже развиты на должном уровне. Зачем изобретать велосипед? Если у клиента уже есть полезные навыки и вы знаете, где и как они ему пригодятся, нужно с ними работать. Важно их быстро определить и указать на них человеку для дальнейшей работы.
4. Определение путей достижения целей, выбор стратегии
На этом этапе важно не только расписать стратегию и найти все необходимые дороги, но и научить клиента составлению своего расписания, плана. То есть, человек должен понять, что очень важно структурировать свою жизнь. Необходимо составлять планы на день, на неделю, на месяц, на год, на десять лет. Важно хотя бы примерно представлять свою жизнь через определенный период времени. Мы считаем, что на этом этапе главное, чтобы клиент понял важность структурирования и осознал все преимущества составленной стратегии.
5. Мониторинг достижения цели и анализ результата
Теперь наша основная задача – наблюдать. Наблюдение – большая часть нашей работы. Но не думайте, что это так легко. Нет, это довольно трудоемкий процесс. Очень важно тщательно следить за каждым действием клиента, чтобы он не совершил огромных ошибок. Да, на ошибках учатся, иногда даже полезно ошибиться, но задача коуча в том, чтобы человек осознал сою ошибку еще до того, как он ее совершит. Поэтому наша цель – тщательное наблюдение за человеком и помощь в достижении его цели.
«Я надеялся стать гуру и заработать»: Вся правда о коучинге в России
Текст: Виктория Чарочкина, Специальный корреспондент
«Вы будете работать с собственными состояниями, чтобы их можно было надевать как любимую кофточку», — щебечет коуч Александра Грак, доброжелательная женщина примерно 30 лет. Мы полчаса обсуждаем по скайпу мою проблему: чувствую, что у меня снизилась продуктивность на работе. Грак заявляет: случай типичный, но решать его придётся долго. За свою помощь она просит 3000 рублей за сессию (длится около часа).
Заканчивая разговор, я спрашиваю, когда мы обсудим детали моей работы. До сих пор коуч просила только оценить степень удовлетворённости условиями труда и оплатой и даже не спросила, где и кем я работаю. Отвечает: «Мне в подробностях знать о вашей работе для коучингового процесса необязательно. Главное, чтобы вы сами понимали, о чём речь».
Это настораживает: днём раньше я общалась с Ириной Сорокиной, слушательницей магистерской программы для коучей НИУ ВШЭ, и она построила разговор по-другому (сессия проводилась бесплатно в рамках обучения коуча). На первой встрече в течение часа расспрашивала о карьерном пути и сути моей проблемы (ей я тоже пожаловалась, что ничего успеваю), обратила внимание на обстоятельства жизни вне работы.
Грак уже не студентка, именно по коучингу у неё есть несколько красивых сертификатов (три из четырёх она получила по итогам онлайн-курсов), но чем дальше мы говорим, тем сильнее всё происходящее кажется мне шарлатанством.
Коучинг в России появился не так давно — его расцвет начался во второй половине 2000-х. Как и на любом новом рынке, самозванцев и просто специалистов с низкой квалификацией хватает. «Секрет» разобрался, как устроена новая индустрия.
Сейчас в России около 3000 сертифицированных коучей, а через пять лет нужно будет до 50 000, предсказывает ICF Russia Chapter, российское отделение Международной федерации коучинга (это самая большая некоммерческая организация, объединяющая больше 24 000 коучей в 117 странах мира). В этом прогнозе ICF, по словам его представителей, основывается на динамике спроса.
Пока профессионалов мало, деньги зарабатывают самозванцы, прошедшие подготовку на сомнительных вебинарах, двухнедельных курсах или просто написавших на визитке слово «коуч». Похожим образом когда-то развивался рынок услуг психотерапевтов и психологов — сейчас найти серьёзного профессионала нетрудно, но ещё десять лет назад под видом аналитиков часто выступали недоучки и любители эзотерики.
На самом деле даже специалистам сложно определиться, что такое коучинг и как он должен работать. Некоторые практикующие коучи считают, что их работа — тип психологического консультирования. Другие относят его к методам консалтинга и тренинга. Третьи называют себя философами.
Коучинг бывает личным и корпоративным. В первом случае клиенты к коучу приходят по собственной инициативе, во втором его нанимает компания (но работает он с сотрудниками при этом всё равно индивидуально). Диапазон цен — от 1500 до 15 000 рублей за сессию. Командный коучинг (это когда специалист работает с группой ключевых сотрудников) стоит в несколько раз дороже.
Как работает коуч? Клиент приходит к нему с наболевшим — это может быть конкретная проблема или абстрактное желание что-нибудь изменить. Коуч не даёт прямых указаний. Скорее он вместе с клиентом пытается найти путь к цели, задавая вопросы и помогая найти на них ответы. Советы — спорный момент. Некоторые коучи считают, что коллега, дающий советы клиентам, «возвышает себя и превращается в наставника». Другие говорят, что не давать никаких советов — это снять с себя ответственность за процесс.
«Когда слышу слово «коуч», у меня аж мурашки по коже, становлюсь хищником и пытаю говорящих, к какому коучу они собираются», — усмехается серийный предприниматель Николай Фоменко. Его NVF Group Production занимается строительством, развивает салоны красоты и управляет другой недвижимостью. В Ростове-на-Дону, откуда Фоменко родом, коучи активизировались в 2012 году. В месяц, вспоминает он, появлялось около 15–20 новых коучей. Многие ещё не завершили обучение и должны были наработать часы практики. Правда, клиентам об этом они не говорили.
Фоменко в тот период казалось, что он достиг потолка в развитии своего проектно-строительного бизнеса, и он хотел понять, что делать дальше. Перепробовав около пяти человек, от каждого после неудачи он услышал, что надо найти «своего» коуча, который его «почувствует». «Уже потом я понял, что это оправдание», — говорит он. Сейчас предприниматель считает, что коучи «не смотрели на ситуацию со стороны, а примеряли её на себя». Но уровень их компетенций не соответствовал уровню развития предпринимателя, поэтому никак помочь они не могли. Разочаровавшись, Фоменко сам пошёл учиться на коуча и теперь применяет полученные знания в управлении.
Первая программа обучения коучингу в России появилась в 1998 году, ещё несколько открылось в первой половине нулевых. В основном в страну привозили западные технологии и приезжали зарубежные коучи — например, Мэрилин Аткинсон, основатель Эриксоновского университета (в России и СНГ это крупнейшая обучающая организация). Тогда переводчики отказывались использовать слово «коучинг» — говорили, что такого нет. Позже стали развиваться отечественные программы.
Есть адепты голографического коучинга — «метода консультирования, построенного на голографической парадигме Вселенной», который «объединяет в себе последние достижения квантовой физики и восточной философии».
Несмотря на противоречия, профессиональное поле коучей сформировалось, пришли международные ассоциации и аккредитованные ими программы. Сейчас минимальный срок обучения, который необходим для получения сертификата профессионального коуча, в ICF составляет 128 часов. Чтобы получить другие уровни сертификации, нужно наработать 100, 500 или 2500 часов практики (уровни АСС, РСС, МСС). Первых в России несколько сотен человек, вторых — около 50, последних — двое. Каждый год коуч должен подтверждать свою квалификацию: не менее 40 часов занятий. Такие требования у профессиональных организаций вроде ICF, Assocation for Coaching.
Но не все участники рынка считают сертификаты ассоциаций достаточным подтверждением профессионализма коуча. Например, профессор Андрей Россохин настаивает, что для работы коучем нужно высшее образование. В России такая программа одна, но в мире коучинг преподают как отдельную университетскую дисциплину (например, в INSEAD, Stanford Graduate School of Business, Портсмутском университете, Лондонском университете и других). Программа «Психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование», которую Россохин запустил в Вышке, стала новым витком в развитии рынка. При этом ещё семь лет назад он не верил, что в России можно организовать высшее образование в области бизнес-коучинга. Тогда он работал в школе INSEAD на магистерской программе по психоаналитическому бизнес-консультированию вместе с профессором Манфредом Кетсом де Врисом, разработавшим психоаналитический подход к менеджменту. Именно Кетс де Врис предложил коллеге открыть подобную программу в России.
«Я несколько лет говорил Манфреду, что это вообще невозможно — образование в сфере коучинга здесь находится на самом раннем этапе развития, — вспоминает Россохин. — Люди после нескольких семинаров провозглашают себя коучами, а тут — двухлетняя программа. Я не хотел тратить время». Теперь его программа — среди лидеров магистерских коммерческих программ в России, за пять лет у неё более 250 выпускников, среди которых есть и ветераны коучинга. «Да мы все там учились», — вспоминает экс-президент ICF и основательница Европейского центра бизнес-коучинга Наталия Долина.
Параллельно с профессиональным развивался и дикий сегмент рынка. Андрей Россохин сравнивает развитие коучинга в России с тем, как развивалась психология: после распада СССР в страну стали приезжать иностранцы с самыми маргинальными и псевдонаучными направлениями. Семинары по НЛП тогда собирали по 200–300 человек. «Пара семинаров — и ты психолог, образование не нужно, можешь лечить любые проблемы за пять минут», — иронизирует Россохин. Но прошло несколько лет — и клиенты стали искать специалистов с профильным образованием, а приверженцев боевого НЛП и других псевдонаучных дисциплин отметать. Зато сомнительные методики перекочевали в коучинг.
Расцвет шарлатанства начался в конце нулевых вместе с популяризацией коучинга. Этому способствовал кризис — как в 90-е процветали экстрасенсы, так и несколько лет назад на сцену вышли разные волшебники для бизнеса.
Например, есть адепты голографического коучинга — «метода консультирования, построенного на голографической парадигме Вселенной», который «объединяет в себе последние достижения квантовой физики и восточной философии». Его основатель Зина Йенсен-Маар утверждает, что материальный мир представляет собой «гигантскую голограмму, созданную мыслями и эмоциями человека». Теория голографической Вселенной действительно существует, но Йенсен-Маар, во-первых, использует её как доказанный факт, а во-вторых, дополняет и обещает научить «улыбаться голограмме» так, чтобы «реальность изменилась в ответ».
«По-настоящему учиться долго и дорого, нужно инвестировать в себя и обучение. Однако люди часто верят, что достаточно овладеть простейшими техниками, что-то схватить и можно быстро зарабатывать деньги»Некоторые коучи используют тета-хилинг, энергоинформационное целительство, солопрактику и тому подобные аттракционы. Главная фишка этих техник — скорость. Если человек захочет решить свои проблемы с помощью коуча и НЛП, ему пообещают всего несколько сессий. Если человек захочет стать коучем-солопрактиком, ему тоже посулят, что он освоит курс за несколько недель.
«Коуч сказал, что я сразу почувствую изменения, буквально через неделю. Но я почувствовала только свои эмоции, а не результат», — старается сформулировать помягче Валерия Ежкова, основательница школы иностранных языков La Maison De Valerie. Когда она работала PR-директором в крупной международной компании и думала открыть своё дело, знакомые посоветовали специалиста, который брал 60 000 рублей в месяц. Но Ежкова нашла другого: «Это был начинающий коуч. Он привлёк дешевизной: зачем платить ежемесячно 60 000 рублей, если можно неделю походить на занятия по 2000 рублей?»
Через неделю она не очень далеко продвинулась в решении своей проблемы, чувствовала только злость и от коуча решила уйти. Сейчас встречается с другим специалистом раз в месяц и уже не ждёт быстрых изменений. У прошлого коуча, вспоминает она, было сразу два сертификата, но, видимо, получить их без психологического бэкграунда не проблема.
«Посчитайте, сколько в комнате чёрных предметов», — предлагает ведущая вебинара школы Virtus Coach. Участники отправляют число в чат. Ведущая предлагает по памяти написать число белых предметов в комнате, а потом сосчитать их. Удивлённые участники пишут, что их оказалось гораздо больше, чем они думали, и ставят много восклицательных знаков. Ведущая торжествующе подводит итог: вы фокусировались на чёрном, а не на белом, так же и клиенты фокусируются на негативе, а надо заставить их увидеть возможности. Ещё один её урок — посмотреть на проблемную ситуацию с трёх сторон: своими глазами, глазами человека со стороны и «глазами мудреца». Именно с позиции последнего, говорит ведущая, должен и смотреть на клиента коуч.
Полтора часа вебинара проходят в таких упражнениях, слайдах о том, что такое закрытые и открытые вопросы, а ближе к концу начинается рассказ об этапах коуч-сессии. За 20 часов занятий, которые стоят 10 000 — 20 000 рублей (в зависимости от формата), академия обещает обучить слушателя технологиям коучинга. Для сравнения: такого результата в ВШЭ обещают достичь только через два года полноценного обучения с постоянной практикой и её разбором. Например, каждую неделю ученики смотрят видео сессий с топ-менеджерами и обсуждают их, а также проводят сессии сами — каждую из них потом супервизирует преподаватель.
«По-настоящему учиться долго и дорого, нужно инвестировать в себя и обучение. Однако люди часто верят, что достаточно овладеть простейшими техниками, что-то схватить — и можно быстро зарабатывать деньги», — комментирует разные форматы обучения Андрей Россохин. Курсов «коучинга за несколько недель» действительно много, хотя в ICF аккредитовано только 11 программ (есть ещё несколько центров, которые признаны в профессиональном сообществе).
Остальные коучи объединяются в дублирующие ассоциации с названиями вроде «Международная ассоциация русскоговорящих коучей» и «Международная ассоциация голографического коучинга и менторства». Этими названиями щеголяют курсы, которые предлагают научиться коучингу онлайн и быстро. В ICF объясняют, что у таких организаций нет стандартов и понимания коучинга как отдельной дисциплины, а даже если они где-то и прописаны, то никто не следит за соответствием.
Те же люди, что в конце нулевых учили пикапу, а потом тому, как получить быстрые деньги и стать предпринимателем, теперь стали рассказывать, как проводить коуч-сессии. Причём многие из них и сами не проходят соответствующего обучения, говорит координатор сертификационных программ Эриксоновского университета Ирина Кадочникова: «Статистики нет, но часто появляются люди, которые просто прочитали одну книжку или вообще прошли одну коуч-сессию и решили: я уже слышал, какие вопросы коуч задаёт, и я тоже так могу».
Некоторые заявляют, что клиент просто не понимает, что такое коучинг. Другие говорят, что клиент сопротивляется изменениям. Третьи считают, что он не готов брать ответственность на себя. На волне популярности стали запускаться программы, имеющие мало отношения к коучингу. В 2011 году инфобизнесмен Андрей Парабеллум запустил «Коучинг на миллион», где предлагал сделать участников миллионерами: речь шла об обучении предпринимательским навыкам, это даже близко не было похоже на коучинг.
Ижевский предприниматель Зуфар Гарипов прошёл у Парабеллума и бизнес-тренера Николая Мрочковского другую программу. В 2012 году у него был убыточный бизнес на производстве одежды. Гарипов искал деньги и наткнулся на тренинг, который обещал за три недели превратить его в инфобизнесмена. «Я надеялся стать гуру и заработать», — вспоминает он. Уже в первую неделю после окончания курса он заработал 45 000 рублей и очень впечатлился. Себя он называл и тренером, и коучем, однако сейчас признаёт: коучинг — это не то, чем он занимался.
«Качество продукта, который я предоставлял, было не очень», — говорит Гарипов. Вскоре его стало огорчать, что помочь всем не получается, удовольствия от дохода не было, а тут как раз подвернулась возможность для нового бизнеса, и Гарипов с головой ушел в своё дело (сейчас он гендиректор сети кофебаров «Кофе Лайк»).
Гарипов говорит, что разочаровался в коучах и тренерах, и теперь советуется только с состоявшимися предпринимателями: «В бизнесе всё не так просто, как я когда-то рассказывал. На тренинге меня учили, что есть пять правил, которых надо придерживаться, и всё будет хорошо. Но сейчас я знаю, что бизнес — гораздо более сложный организм».
Такие программы дискредитируют понятие коучинга (у которого и так трудная судьба). В профессию приходят люди, которым кажется, что стать коучем легко.
«Для них нет никакой разницы — что ты прошёл курс за три дня, что программу за несколько месяцев. Мозг таких горе-коучей вмещает вот столько, а нужно вот столько, — разводит руками маркетолог Анастасия Вяткина, которая помогает инфобизнесменам с продвижением. — И потом все вокруг говорят, что коучинг не помогает. А почему? Потому что это уровень психолога на кухне с рюмкой водки».
Большинство тех, кто быстро и при этом поверхностно обучился модной профессии, не сомневаются в своих знаниях. Примеров осознания своей некомпетентности мало. Этому способствуют и клиенты. Многим достаточно того, что кто-то их просто выслушал.
Если клиент разочарован, ему говорят, что он пришёл не к тому специалисту, или обвиняют в глупости. «Одна из любимых отмазок инфобизнесменов: ты тупой, — смеётся Вяткина. — Им говорят: но вы же гарантировали, что я — то, у меня будет это… А они в ответ: да, но ты же тупой».
Некоторые заявляют, что клиент просто не понимает, что такое коучинг, и пришёл не к тому специалисту. Другие говорят, что клиент сопротивляется изменениям. Третьи считают, что он не готов брать ответственность на себя. «Единственный приемлемый клиент, который им остаётся, этот тот, который будет смотреть в рот, — возмущается Россохин. — Вообще-то это наша работа — помочь человеку понять что-то, открыться новому, взять ответственность на себя. И преобразовать это всё в изменения в своем бизнесе. А если он ко всему уже готов, зачем нужен коуч?»
Впрочем, Россохин не опасается, что дилетанты и шарлатаны дискредитируют профессию: «Коучинговая культура будет постепенно расти, увеличится спрос на профессиональных коучей с высшим образованием, супервизиями и рекомендациями».
Как любой новый и быстроразвивающийся рынок, рынок коучинга переживает кризис доверия, а опытным профессионалам взяться просто неоткуда — профессия слишком молода. Точно такой же путь проделал рынок психотерапии, а до него — маркетинга: специальность появилась ещё в середине XIX века, но её подлинная ценность обнаружилась только в 1950-х.