Космическая опера что это

Космическая опера

Космическая опера что это. Смотреть фото Космическая опера что это. Смотреть картинку Космическая опера что это. Картинка про Космическая опера что это. Фото Космическая опера что это

Космическая опера или просто космоопера — это такой жанр.

Содержание

Описание [ править ]

Космическая опера что это. Смотреть фото Космическая опера что это. Смотреть картинку Космическая опера что это. Картинка про Космическая опера что это. Фото Космическая опера что это

Первым произведением жанра космооперы стал роман Роберта Уильяма Коула «Битва за Империю: История 2236 года» (The Struggle for Empire: A Story of the Year 2236, 1900 г.). Однако произведение, вышедшее в 1900, особых подражаний не вызвало, т. к. тогдашний мэйнстрим соответствовал классике Жюля Верна и Герберта Уэллса. Тема же космоса стала по-настоящему популярной уже после Первой мировой, когда то, что незадолго до Первой мировой воспринималось скептически настроенными прагматиками как нереальная фантастика, стало превращаться в обыденность и уже было опробовано в войне.

Термин космоопера — слово-склейка «космоса» как основного места действия и сентиментальных перипетий «мыльной оперы», а также крайне популярной в то время «лошадиной оперы» — бесконечных произведений о приключениях бравых ковбоев, чей образ отличался идеализированностью и героизмом.

Техническая основа [ править ]

Это неограниченная, дармовая энергия и сверхсветовые полёты. Благодаря этому цивилизации в космоопере огромны, охватывают межзвёздные пространства и могут похвастаться гигантскими проектами вроде сфер Дайсона или боевых станций, разносящих планеты в пыль. А вот информационные технологии в классической космоопере середины XX века, как правило, были недоразвиты. Максимум — забавные говорящие роботы; изредка попадается разумный компьютер, чаще всего в качестве злодея, иногда — помощника и товарища главных героев. Тогдашняя фантастика вообще отличалась громоздкими и медленными компьютерами-шкафами того времени.

Звездолёты могут пересекать межзвёздные расстояния так же легко, как вы на машине — съездить за город на шашлыки. В особо махровых случаях они спокойно пересекают галактики из конца в конец или даже перемещаются из одной галактики в другую. Для этого они используют некую резиновую технологию, не существующую в реальности, позволяющую искривлять пространство, перемещаться в некое параллельное измерение или телепортироваться.

Источник

Космоопера

Космическая опера что это. Смотреть фото Космическая опера что это. Смотреть картинку Космическая опера что это. Картинка про Космическая опера что это. Фото Космическая опера что это

«Косми́ческая о́пера», «Космоо́пера» (от англ. space opera ) — один из жанров приключенческой научной фантастики, который обычно определяется по формальным признакам: действие произведений происходит в космическом пространстве и/или на других планетах (в Солнечной системе или за её пределами) в условном (обычно экзотическом) антураже; персонажи подчёркнуто героичны, а масштабы их деяний ограничены лишь фантазией авторов; как правило, произведения этого жанра поначалу носили чисто развлекательный характер, но впоследствии приёмы «космической оперы» вошли также в арсенал авторов художественно значительной фантастики.

Содержание

История жанра

Термин «космическая опера» был впервые введён в 1940 году Уилсоном Такером, который использовал его для обозначения халтурной коммерческой научной фантастики [1] :

Космическая опера что это. Смотреть фото Космическая опера что это. Смотреть картинку Космическая опера что это. Картинка про Космическая опера что это. Фото Космическая опера что этоВ наше время стало привычным, что в обиход вводятся новые словечки; мы тоже можем одно такое предложить. Если вестерн называют «конской оперой», слезогонный сериал для домохозяек — «мыльной оперой», то халтурную жвачку про космолёты и спасателей миров можно смело назвать «космической оперой»…Космическая опера что это. Смотреть фото Космическая опера что это. Смотреть картинку Космическая опера что это. Картинка про Космическая опера что это. Фото Космическая опера что это

Космическая опера что это. Смотреть фото Космическая опера что это. Смотреть картинку Космическая опера что это. Картинка про Космическая опера что это. Фото Космическая опера что это

Космическая опера что это. Смотреть фото Космическая опера что это. Смотреть картинку Космическая опера что это. Картинка про Космическая опера что это. Фото Космическая опера что это

Жанр «космической оперы» бурно развивался в 1940-е годы как направление подростковой приключенческой литературы (параллельно с концептуальной научной фантастикой в духе Кэмпбелла, у которой была своя «космическая опера» — цикл Айзека Азимова «Основание») и обычно ассоциировался с журналами «Fantastic Adventures», «Amazing Stories», «Captain Future» и некоторыми другими. В этот период появляются такие определяющие для жанра произведения, как «Звёздные короли» Эдмонда Гамильтона. [2]

Космическая опера что это. Смотреть фото Космическая опера что это. Смотреть картинку Космическая опера что это. Картинка про Космическая опера что это. Фото Космическая опера что это

Характерной особенностью «космической оперы» этого периода является сочетание футуристических и архаических элементов антуража — например, космические корабли и поединки на мечах, ядерные технологии и феодальная социальная структура и т. д. Неприемлемое с точки зрения канонов «строгой» фантастики, столь вольное сочетание анахроничных реалий в то же время способствовало развитию художественной свободы в фантастике и впоследствии регулярно применялось даже наиболее значительными авторами фантастических произведений (Урсула Ле Гуин, Джин Вулф, Сэмюэл Дилени, Фрэнк Герберт), что со временем сделало жанр «космической оперы» гораздо более респектабельным. В этот же период очевидные условности жанра были язвительно спародированы в целом ряде произведений — в том числе в романе Гарри Гаррисона «Билл — герой Галактики» и фильме Роже Вадима «Барбарелла» (1968).

Этапным событием для «космической оперы» стал выход фильма Джорджа Лукаса «Звёздные войны» (1977), в котором условности жанра были использованы в сочетании с фундаментальными мифологическими архетипами. Успех фильма, его продолжений и созданных на его основе романов значительно расширил аудиторию жанра, дав новый импульс его развитию. В следующие десятилетия приёмами «космической оперы» пользовались такие известные авторы, как Лоис МакМастер Буджолд (цикл «Барраяр»), Дэн Симмонс (цикл «Гиперион»), Вернор Виндж, Йен Бэнкс (цикл «Культура»), Дэвид Вебер (цикл «Хонор Харрингтон») и другие.

Космоопера в СССР

В СССР и России данный поджанр НФ появился в 1920-е годы — «Аэлита» А. Н. Толстого и «Пылающие бездны» Николая Муханова (не считая нескольких НФ произведений, написанных лично Циолковским в духе утопии — «На Луне» (1893) и «Вне Земли» (1918)). За год до войны (в 1940 году) вышла повесть Бориса Анибала «Моряки вселенной», написанная в стиле который стал характерным для советской фантастики 60-х годов XX века. [3]

Затем «космическая опера» как направление возродилась в 1960-х годах. Первым после длительного перерыва отечественным произведением этого жанра можно считать эпическую трилогию Сергея Снегова «Люди как боги» (отдельное издание — 1970). Следующим заметным произведением, сознательно написанным в традициях «космической оперы», стала повесть Ольги Ларионовой «Чакра Кентавра» (1988). Благодаря тому, что в конце 1980-х — начале 1990-х были впервые изданы значительными тиражами на русском языке многие зарубежные произведения жанра, приёмы «космической оперы» стали широко использоваться отечественными писателями-фантастами. Среди наиболее известных отечественных произведений этого направления следует упомянуть романы Сергея Лукьяненко «Принцесса стоит смерти» и «Звёзды — холодные игрушки».

Формы космической оперы

Литературные произведения

Космическая опера что это. Смотреть фото Космическая опера что это. Смотреть картинку Космическая опера что это. Картинка про Космическая опера что это. Фото Космическая опера что это

«Затерянный ковчег»

Произведения о затерянном в космосе без надежды на спасение космическом корабле, обычно огромном, и о людях, его населяющих, обычно технически деградировавших:

Планетарный «Романс»

Произведение, чьё действие ограничивается одной планетой, находящей в докосмической эре (см.: Planetary romance (англ.)):

Источник

Интересная фантастика. Космоопера. 5 книжных циклов, которые стоит прочитать

Космоопера является одним из самых старейших поджанров фантастики. Причем поджанром уютным и, в буквальном смысле, ламповым (во времена оные воображение читателя потрясали пожирающие километры перфокарт компьютеры-астероиды). Соответственно, за без малого век его истории было написано множество книг. И я хочу рассказать вам о нескольких моих любимых циклах, которые скрасят время любому поклоннику фантастики. Уточняю специально — некоторые известнейшие циклы я не включил в силу того, что они мне просто не зашли: например «Основание» и «Гиперион», а пару других я оставил для следующей подборки ( «Мошкиты», «Берсеркер»).

Для тех же, кто не в курсе — «опера» тут относится к размаху сюжета, а не намекает на «либретто исполняют уроженцы Омикрон Персей 8».

Содержание

Лоис Макмастер Буджолд — Барраярский цикл

5 премии «Хьюго» и 3 — «Небьюла» — исключительный показатель для одного цикла, согласитесь. В него входят книги:

За редкими исключениями (хороший «Союз капитана Форпатрила» и проходной «Джентльмен Джоул и Красная Королева»), в центре сюжета весьма небанальный главный герой. Майлз Форкосиган — этакий Тирион Ланистер далекого будущего, в котором дюжина разномастных по своему устройству и развитию планет соединена чем-то типа кротовых дыр. Исключительно умный калека, сын второго по значимости человека в Барраярской империи раз за разом спасает Родину. В отличие от большинства весьма прямолинейных и канонических по сюжету космоопер, Барраярский цикл в некоторых своих частях является чистейшим политическим детективом (в большинстве, пожалуй), а в некоторых — чем-то вроде закрученного боевика.

Главный герой выписан весьма убедительно со всеми своими плюсами и минусами. Тут нет новомодной чернушности и стремления показать, что «bad hero matters»: скоты и маньяки тут, в целом, скоты и маньяки.

Главное одно: каждый сюжет здорово закручен, логика его развития вполне здравая, без спасающих сюжет роялей в кустах. Сама детективная составляющая очень крепкая, равно как интересно прописаны и батальные сцены, чего никак не ждешь от автора-женщины.

Я начал читать Барраяский цикл классе в третьем (еще при Ельцине I), и, надеюсь, не закончу в ближайшее время. Как-никак, Буджолд не сидит без дела, и тот же «Союз капитана Форпатрила» был весьма неплох.

Произведений в цикле много, хватит на всю осень точно. Если вы любите и фантастику, и детективы (особенно политические), это как раз то, что нужно.

Аллан Коул, Крис Банч — Стэн

Цикл в силу этого оставляет минорное послевкусие. Но никак не по причине низкокачественного сюжета, отнюдь — книги в этом плане одни из лучших в своем жанре, и, открыв одну, оторваться будет ооочень сложно.

Вопрос именно в персонаже Императора. Написать тут что-то больше — значит раскрыть изрядную долю тайны. Уж лучше прочитать про Стэна и Императора и узнать всю подоплёку истории.

Андрэ Нортон — «Королева Солнца»

Выпустившись из Космической Школы, Дейн Торсон устраивается помощником суперкарго на борт торгового корабля «Королева Солнца». В погоне за прибылью команда попадает в массу передряг.

Классическая, уютная, ламповая фантастика. Первая книга вышла в свет в 1955 году, а последняя — в 1997!

Из-за отсутствия чернухи отлично подойдет, чтобы познакомить с фантастикой школьника. Редкий пример весьма почтенного по возрасту произведения, которое с большим интересом читается и сейчас. Тут нет психологизма и детективов, равно как и откровенно батальных сцен. Основной упор делается на то, как Торсон и его коллеги выпутаются из очередной каверзной ситуации. Вот тут-то как раз сюжет закручивается по полной.

Для иллюстрации я специально выбрал эту обложку, потому что хвалебные слова в адрес Винджа там пишет не кто иной, как еще один из титанов современной научной фантастики — сам Дэвид Брин.

Виндж — исключительно талантливый автор. Напиши он этот цикл в «золотую эру» научной фантастики, сейчас бы он почитался на уровне того же Азимова. Я не преуменьшаю. Виндж может вести повествование и от имени арахнидов в «Глубине в небе», и от коллективного разума стаи в «Детях неба». Собственно, последние объединены лишь именем Фама Ньювена, фигурирующего во всех этих книгах, в силу этого объединение в цикл несколько условно. Но это никак не отменяет того факта, что эти произведения стали знаковыми в современной научной фантастике, едва ли не как «Нейромант» в киберпанке.

Сказать прямо, я откровенно теряюсь в попытках дать какое-то общее описание всему сюжету.

«Глубина в небе» — история про нависший над планетой арахнидов звездолет землян. Полное, в духе Кроулевского «as above so below» отражение войны землян с землянами в небе на войну арахнидов с арахнидами под ними.

«Пламя над бездной» и «Дети неба» — про бегство и спасение группы землян от разбуженного ими в ходе исследовательских раскопок этакого сверхвысокотехнологичного Балрога Морготского.

Всего пара фраз на каждую книгу никак никак не раскрывают, насколько же они крутые.

Дэвид Брин — Возвышение

Сага о Возвышении (первая трилогия)
Новая трилогия Возвышения (вторая трилогия)
К циклу примыкают

Пожалуй, это самый протяженный во времени и пространстве цикл, который в своем финале выходит за рамки любой масштабности последних.

Возвышение — принятие старшими космическими расами новичков в уже устоявшуюся галактическую культуру. Зачастую старшая раса пробуждает разум младшей с помощью генной инженерии. За это включение новички на правах вассалов — «клиентов» — многие годы служат старшим. Процесс давно уже сложился, но неожиданно земляне — младенцы по меркам остальных рас — делают разумными дельфинов и обезъян. И вот ничтожную по меркам галактической культуры цивилизацию приходится держать за равных тем, чья культура насчитывает тысячелетия.

Неожиданно земляне находят затерянный флот Прародителей, мифической первой расы, которая пробудила упомянутых старших. Разумеется, отдать такой куш выскочкам-землянам никто не желает.

Просто для понимания — «Звездный прилив» получил комбо из премий «Хьюго», «Небьюла» и «Локус». Это как если стать чемпионом Олимпийских Игр, взять Нобелевскую премию или сдать на краповый берет — предел мечтаний и знак максимального признания в соответствующей области.

Разумеется, есть много других интересных космоопер, которые заслуживают того, чтобы их прочитать. К упомянутым в начале могу сходу добавить «Путешествия Тафа», «Мошкитов», Гаррисоновского Язона Дин Альта, «Берсеркера»… Если вдумчиво подойти к делу, то наберется и еще с пяток масштабных циклов.

Но именно эти пять циклов из подборки оставили у меня самые теплые воспоминания (первые три) и просто заворожили своим выдающимся сюжетом (последняя пара).

Если вам есть что-то добавить, пишите в комментариях: вдруг и я найду для себя что-то интересное.

Прошлые подборки

Где купить? (+ 20% промокод и 1 книга в подарок из подборки фантастики и фэнтэзи)

Надеюсь текст был интересен. Готовы что-то добавить к этому списку? Пишите в комментариях!

Источник

Space Opera

Космическая опера что это. Смотреть фото Космическая опера что это. Смотреть картинку Космическая опера что это. Картинка про Космическая опера что это. Фото Космическая опера что это

«Косми́ческая о́пера», «Космоо́пера» (от англ. space opera ) — один из жанров приключенческой научной фантастики, который обычно определяется по формальным признакам: действие произведений происходит в космическом пространстве и/или на других планетах (в Солнечной системе или за её пределами) в условном (обычно экзотическом) антураже; персонажи подчёркнуто героичны, а масштабы их деяний ограничены лишь фантазией авторов; как правило, произведения этого жанра поначалу носили чисто развлекательный характер, но впоследствии приёмы «космической оперы» вошли также в арсенал авторов художественно значительной фантастики.

Содержание

История жанра

Термин «космическая опера» был впервые введён в 1940 году Уилсоном Такером, который использовал его для обозначения халтурной коммерческой научной фантастики [1] :

Космическая опера что это. Смотреть фото Космическая опера что это. Смотреть картинку Космическая опера что это. Картинка про Космическая опера что это. Фото Космическая опера что этоВ наше время стало привычным, что в обиход вводятся новые словечки; мы тоже можем одно такое предложить. Если вестерн называют «конской оперой», слезогонный сериал для домохозяек — «мыльной оперой», то халтурную жвачку про космолёты и спасателей миров можно смело назвать «космической оперой»…Космическая опера что это. Смотреть фото Космическая опера что это. Смотреть картинку Космическая опера что это. Картинка про Космическая опера что это. Фото Космическая опера что это

Космическая опера что это. Смотреть фото Космическая опера что это. Смотреть картинку Космическая опера что это. Картинка про Космическая опера что это. Фото Космическая опера что это

Космическая опера что это. Смотреть фото Космическая опера что это. Смотреть картинку Космическая опера что это. Картинка про Космическая опера что это. Фото Космическая опера что это

Жанр «космической оперы» бурно развивался в 1940-е годы как направление подростковой приключенческой литературы (параллельно с концептуальной научной фантастикой в духе Кэмпбелла, у которой была своя «космическая опера» — цикл Айзека Азимова «Основание») и обычно ассоциировался с журналами «Fantastic Adventures», «Amazing Stories», «Captain Future» и некоторыми другими. В этот период появляются такие определяющие для жанра произведения, как «Звёздные короли» Эдмонда Гамильтона. [2]

Космическая опера что это. Смотреть фото Космическая опера что это. Смотреть картинку Космическая опера что это. Картинка про Космическая опера что это. Фото Космическая опера что это

Характерной особенностью «космической оперы» этого периода является сочетание футуристических и архаических элементов антуража — например, космические корабли и поединки на мечах, ядерные технологии и феодальная социальная структура и т. д. Неприемлемое с точки зрения канонов «строгой» фантастики, столь вольное сочетание анахроничных реалий в то же время способствовало развитию художественной свободы в фантастике и впоследствии регулярно применялось даже наиболее значительными авторами фантастических произведений (Урсула Ле Гуин, Джин Вулф, Сэмюэл Дилени, Фрэнк Герберт), что со временем сделало жанр «космической оперы» гораздо более респектабельным. В этот же период очевидные условности жанра были язвительно спародированы в целом ряде произведений — в том числе в романе Гарри Гаррисона «Билл — герой Галактики» и фильме Роже Вадима «Барбарелла» (1968).

Этапным событием для «космической оперы» стал выход фильма Джорджа Лукаса «Звёздные войны» (1977), в котором условности жанра были использованы в сочетании с фундаментальными мифологическими архетипами. Успех фильма, его продолжений и созданных на его основе романов значительно расширил аудиторию жанра, дав новый импульс его развитию. В следующие десятилетия приёмами «космической оперы» пользовались такие известные авторы, как Лоис МакМастер Буджолд (цикл «Барраяр»), Дэн Симмонс (цикл «Гиперион»), Вернор Виндж, Йен Бэнкс (цикл «Культура»), Дэвид Вебер (цикл «Хонор Харрингтон») и другие.

Космоопера в СССР

В СССР и России данный поджанр НФ появился в 1920-е годы — «Аэлита» А. Н. Толстого и «Пылающие бездны» Николая Муханова (не считая нескольких НФ произведений, написанных лично Циолковским в духе утопии — «На Луне» (1893) и «Вне Земли» (1918)). За год до войны (в 1940 году) вышла повесть Бориса Анибала «Моряки вселенной», написанная в стиле который стал характерным для советской фантастики 60-х годов XX века. [3]

Затем «космическая опера» как направление возродилась в 1960-х годах. Первым после длительного перерыва отечественным произведением этого жанра можно считать эпическую трилогию Сергея Снегова «Люди как боги» (отдельное издание — 1970). Следующим заметным произведением, сознательно написанным в традициях «космической оперы», стала повесть Ольги Ларионовой «Чакра Кентавра» (1988). Благодаря тому, что в конце 1980-х — начале 1990-х были впервые изданы значительными тиражами на русском языке многие зарубежные произведения жанра, приёмы «космической оперы» стали широко использоваться отечественными писателями-фантастами. Среди наиболее известных отечественных произведений этого направления следует упомянуть романы Сергея Лукьяненко «Принцесса стоит смерти» и «Звёзды — холодные игрушки».

Формы космической оперы

Литературные произведения

Космическая опера что это. Смотреть фото Космическая опера что это. Смотреть картинку Космическая опера что это. Картинка про Космическая опера что это. Фото Космическая опера что это

«Затерянный ковчег»

Произведения о затерянном в космосе без надежды на спасение космическом корабле, обычно огромном, и о людях, его населяющих, обычно технически деградировавших:

Планетарный «Романс»

Произведение, чьё действие ограничивается одной планетой, находящей в докосмической эре (см.: Planetary romance (англ.)):

Источник

Внутрисистемная космоопера

К нам В годы первых небесных трасс Стали ближе Луна и Марс, Но до звёзд не достать, Если ты не способен ждать. Тише едешь — слабей износ, Меньше топлива, меньше слёз. Под обстрелом частиц к световым скоростям Приближаться не стоит нам.

»— Виктор Аргонов, «Тысячу лет назад»

Вроде бы это сеттинг с забытыми звёздами — Солнечную систему потихоньку осваиваем, но дальний космос — всё ещё не досягаем и вряд ли в ближайшем времени будет.

Вот только сам сеттинг об этом не знает. Или усердно старается забыть. Потому что по всем остальным признакам, кроме сверхсвета — это вполне типичная космоопера. С космооперным размахом и штампами.

Люди здесь не хотят летать на Марс в унылых керосиновых жестянках современной космонавтики. И даже на фотонных ракетах — тоже не хотят. Они строят полноценный Космофлот по ГОСТу — могучие бронированные флоты, больше всего похожие на морские корабли времён Второй Мировой. И стреляют друг в друга эти корабли не управляемыми атомными ракетами — они грозно крутят башнями (в крайнем случае открывают бойницы в бортах) и выплёвывают во врага лучи, сгустки плазмы или хотя бы твердотельные снаряды.

Единое правительство Солнечной системы, или хотя бы федерация обитаемых планет? Нет-нет, это слишком скучно. И современные автору государства мы расширять до космических масштабов тоже не будем. Мы навыдумываем кучу новых стран с грозно звучащими названиями, оригинальным политическим строем, и дадим им воевать между собой. Возможно, даже введём Звёздных королей с герцогами и баронами, нужно же нашему герою спасти парочку принцесс. Ну да, эти короли будут не звёздные, а планетарные. И принцесса из маленького, но гордого астероидного княжества.

А ещё у нас, вполне вероятно, будут космические пираты, световые мечи, огромные боевые человекоподобные роботы, бравые космодесантники, несколько разумных видов… ну да, с разумными проблемы, потому что на планетах Солнечной никого не нашли, а из дальнего космоса к нам без сверхсвета прилетать не хотят. Ничего, мы их насоздаём, временно сняв (где-то в прошлом) запрет на ГМО и запрет на трансгуманизм. И сразу же введём их обратно, чтобы в настоящем у нас было побольше расовых проблем.

Словом, внутрисистемная космоопера — это все штампы жанра… только у вашего порога. Для их получения не нужно изобретать тирьямпампацию и летать куда-то к звёздам.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *