Корпоративный психолог это кто и чем занимается
Один в поле не воин: почему штатный психолог — редкое явление в российском бизнесе
Психолог для работы с персоналом в штате российской компании — скорее исключение, чем правило. Каждый такой специалист работает с ограниченным набором проблем, а потому не может помочь всем сотрудникам сразу. О том, почему не нужно расстраиваться, если в вашей компании его нет, рассказал Антон Кушнер, основатель платформы корпоративного благополучия “Понимаю”.
Многие сотрудники HR-департаментов и отделов по работе с персоналом имеют психологическое образование и набор соответствующих компетенций. А вот штатный психолог, занимающийся личными проблемами сотрудников, — редкость, которая может встречаться в крупных консалтинговых, IT-компаниях и бизнесе сектора FMCG (производство товаров повседневного спроса вроде косметики, батареек и других). Крупным компаниям консультации психолога нужны при наличии долгосрочной и масштабной задачи. Это может быть работа с двумя-тремя топ-менеджерами и их задачами на год вперед.
Как правило, в крупной компании психолог совмещает в себе несколько ролей: HR с оценкой кандидатов и персонала, а также специалист по обучению и тренингам, например, по эффективным телефонным звонкам и работе с возражениями. Функционал полностью определяет работодатель.
Штатный психолог — обычное дело для банковского колл-центра на несколько тысяч специалистов. Там он поддерживает способность людей противостоять негативу со стороны клиентов. В этом случае психолог не принимает индивидуально, но помогает специалистам сбросить напряжение — работа стандартизирована и подразумевает долгосрочный характер.
Предприятия применяют различные опросники, которые измеряют вовлеченность всех сотрудников, динамику производительности труда, частоту опозданий, количество несчастных случаев на производстве, динамику предоставления больничных листов и другие показатели эффективности труда персонала. Косвенным образом на эти показатели влияет и работа психолога.
Штатный психолог действует в интересах работодателя, его главная задача — наладить рабочий процесс. Он может поработать и с личными вопросами сотрудника, но не в первую очередь.
В этом случае специалист занимается не индивидуальными консультациями, а обучением персонала, решением рабочих проблем.
Никого не удивить штатным психологом в государственных и окологосударственных учреждениях: больницах, хосписах, онкоцентрах. Там психолог и корректирует состояние персонала, и работает с «клиентами» учреждений. Например, в школах — решает вопросы инклюзии и взаимодействия с проблемными детьми.
«Психолог» или «психотерапевт»?
На самом деле, в компаниях консультируют именно психотерапевты, но в России таких специалистов традиционно называют «психологами». Слово «психотерапевт» ассоциируется с медицинской практикой и психиатрией, что вызывает у многих представление о клинических проблемах и становится барьером для похода именно к терапевту.
Нередко люди путают психологов, психотерапевтов, психиатров и психоаналитиков. Психолог — специалист с психологическим образованием, но далеко не каждый обучен психотерапевтическим методикам.
Со штатными психологами сотрудники чаще готовы обсуждать именно рабочие проблемы. Личные вопросы всплывают лишь тогда, когда человеку больше некуда обратиться с психологической травмой. Мы видим, что у подавляющего большинства людей существуют внутренние барьеры к личным беседам со штатным специалистом, потому что есть опасения, что информацию передадут руководству или кому-нибудь еще.
Компетенций психолога может не хватать. Даже самые умелые специалисты при работе на проблемных стрессовых участках будут выгорать, им понадобится супервизия, то есть помощь более квалифицированного психолога в разборе сложных случаев. Если супервизия не предусмотрена организацией, психолог вынужден оплачивать ее самостоятельно. Без супервизии и личной психотерапии психолог не будет развиваться, а значит перестанет выполнять свою работу.
Штатный психолог может поделиться рассказанной информацией, попасть в конфликт интересов с сотрудником. Специалист нанят работодателем, и он все равно будет консультировать сотрудников в его интересах. Внешнему консультанту все равно, что происходит в компании — он разбирает текущую проблему сотрудника вне зависимости от контекста. Штатный психолог вынужден учитывать контекст, потому что тоже находится в нем, что осложняет помощь в медиации конфликта и урегулировании проблем на производствах.
Стигмы. Знаю случай, когда компания наняла в штат высококлассных психологов и инвестировала значительную сумму в оборудование кабинетов для консультаций. Однако сотрудники просто не пошли к ним: многие убеждены, что если тебе нужна помощь психолога, ты слаб и коллеги увидят это.
В течение 10 лет психотерапевт станет неотъемлемой частью корпоративной жизни, культуры производства. Нам сложно представить работу белого воротничка без компьютера. То же будет и с психологом: он станет одним из важнейших инструментов работы человека. Но это не может быть один штатный специалист— при всем желании он не закроет весь пул работ.
Последнее время и крупные компании не хотят нанимать психологов в штат: они либо обращаются к онлайн-провайдерам либо приглашают специалистов на разовые проекты. В последнем случае точечную экспертизу можно получить без заключения трудового договора, который сложно расторгнуть. Задачи для психолога в бизнесе постоянно меняются, а внешний подрядчик снизит риски для компании.
Зачем нужен корпоративный психолог?
Корпоративный психолог – это специалист, который может выполнять в компании очень разные функции. Попробуем разобраться, зачем нужен корпоративный психолог в организации.
Если говорить обобщенно, работа корпоративного психолога бизнес организации заключается в деятельности в двух основных направлениях — оценка сотрудников и их консультирование.
Оценка
Консультирование
По сути, корпоративный психолог это посредник при согласовании потребностей сотрудников и организации, он является независимым экспертом и не имеет права занимать чью-либо позицию, чтобы оставаться объективным. Корпоративный психолог лишь консультирует как наиболее эффективно и экономично стимулировать коллектив к трудовой деятельности.
Отдельное направление работы корпоративного психолога – это индивидуальное консультирование сотрудников по их психологическим проблемам. При этом психолог должен иметь базовые знания и навыки в области психологического консультирования и психотерапии.
Предпочтительно, если консультирующий корпоративный психолог не занимается в компании оценкой персонала и не занимает руководящую должность, что может снижать степень доверия к специалисту. При консультативной работе корпоративного психолога стоит четко обозначить правила анонимности этой работы, а иначе за помощью к специалисту мало кто будет обращаться из-за страха, что полученная информация будет передаваться руководству.
По моему опыту, проблемы, с которыми чаще всего обращаются за консультациями сотрудники – это конфликты с руководством и коллегами, проблемы отношений с близкими людьми и кризис самореализации. Конечно, организация – это не бесплатный психотерапевтический центр, но помощь в решении психологических проблем может помочь улучшить душевное благополучие сотрудников и опосредованно сказаться на их продуктивности. Консультации корпоративного психолога — это управление стрессом “ через психику ”.
Как правило, корпоративный психолог работает в структуре отдела персонала или как отдельный специалист, который отчитывается непосредственно руководителю компании. В отдельных случаях, если корпоративный психолог занимается вопросами благонадежности персонала, он может быть прикреплен к службе безопасности компании.
Профессия Корпоративный психолог в России
О профессии Корпоративного психолога
Зарплаты: сколько получает Корпоративный психолог *
Начинающий: 25000 в месяц
Опытный: 50000 в месяц
Профессионал: 70000 в месяц
Востребованность профессии
На сегодняшний день многие крупные компании имеют в своем штатном расписании корпоративного психолога. Как правило, это структурированные организации с большим количеством сотрудников. При этом большинство работодателей, имеющих амбициозные планы, понимают, что благоприятный психологический климат в коллективе является важнейшим условием для успешного развития. В настоящее время руководители даже небольших организаций пользуются услугами корпоративных психологов. В связи с этим востребованность таких специалистов постоянно возрастает. На сегодняшний день квалифицированный корпоративный психолог пользуется на рынке труда большим спросом. Востребованность профессии высокая.
Для кого подходит профессия
В своей профессиональной деятельности корпоративный психолог постоянно общается с людьми, вникает в их проблемы и предлагает способы разрешения конфликтов. Это предъявляет определенные требования к специалисту.
Профессия подходит тем, кто:
Карьера
Корпоративный психолог чаще всего является сотрудником отдела по работе с персоналом. Как правило, это средний или высший административный уровень. Он разрабатывает рекомендации для руководства компании, принимает участие в разработке управленческих решений. Для такого специалиста существуют хорошие перспективы по дальнейшему карьерному продвижению. Многие квалифицированные специалисты могут выбирать компанию с лучшими условиями и более высокой оплатой труда. Возможно занятие руководящих административных должностей. Также есть возможность создать свой консультационный центр и работать в интересах нескольких компаний на договорной основе.
Обязанности
Обязанности корпоративного психолога включают в себя:
Менеджер по счастью: зачем компании нанимают корпоративных психологов
Обращение к психологу — конфиденциальный вопрос. Официальную статистику по запросам клиентов невозможно найти в открытом доступе, но специалисты периодически делятся общими наблюдениями и показателями. Согласно опросу издания Huffpost, проведенному среди психологов, чаще всего люди на сеансах обсуждают вопросы взаимоотношений, тревожность и баланс между личной жизнью и работой. Отсутствие баланса, а также неумение правильно выстроить его часто приводят к профессиональному выгоранию. По результатам международного исследования Института Гэллапа 23% сотрудников регулярно испытывают симптомы выгорания, а 44% — время от времени. На протяжении последнего года на ментальное здоровье людей также воздействовала пандемия COVID-19. В опросе компании FlexJobs говорится, что среди более 1500 респондентов 75% чувствуют симптомы рабочего выгорания — 40% от этого числа начали ощущать их именно во время пандемии.
В 2019 году профессиональное выгорание было включено Всемирной организацией здравоохранения в 11-ю Международную классификацию болезней. Синдром не классифицируется как медицинское состояние, а относится к факторам, которые влияют на здоровье человека. В МКБ-11 выгорание характеризуется мотивационным или физическим истощением, снижением работоспособности, нарастающим психическим дистанцированием или чувством негативизма (цинизма) к профессиональным обязанностям. Психолог Герберт Фрейденбергер, изучавший выгорание еще в 1970-е годы, также относил к симптомам частые головные боли и проблемы с желудочно-кишечным трактом, бессонницу, депрессию и раздражительность.
Задача корпоративного психолога, к которому обращается сотрудник с перечисленными симптомами, — определить присутствующие стресс-факторы и объяснить, как с ними работать. Данные исследований показывают, что чаще всего к выгоранию приводит несправедливое отношение к сотруднику, жесткие дедлайны, отсутствие четких ролей, ясной коммуникации и фидбэка со стороны руководителя. Психолог помогает клиенту выстроить диалог с руководством и создать инструменты и внутренние установки, которые помогут справиться с выгоранием. Один из вариантов психологической помощи — отказ от старых установок и заменой их новыми, более здоровыми и осознанными, которые учат гибкости и заботе о себе.
Руководителям важно понимать, что превентивные инструменты (тесты и тренинги) помогают определить выгорание и другие негативные эмоциональные симптомы у сотрудников на ранних стадиях. Многие современные компании уже внедряют инициативы, направленные на поддержание ментального здоровья команды. В апреле этого года руководство LinkedIn приняло решение отправить большую часть сотрудников в оплачиваемый отпуск, чтобы разгрузить специалистов от рабочих задач, вопросов и писем и предотвратить случаи профессионального выгорания. В Google стараются минимизировать стресс команды на фоне пандемии COVID-19. В компании появились долгосрочные планы удаленной работы и периодические выходные (дни «перезагрузки»), но практика показала, что этого недостаточно для борьбы со стрессом из-за коронавируса. Руководительница отдела глобальной устойчивости Google Лорен Уитт разработала серию видео для сотрудников, испытывающих синдромы выгорания. Каждый ролик посвящен отдельной теме: сну, дыханию, воспитанию детей и избеганию беспокойства.
Корпоративный психолог и рабочие конфликты
Разногласия на рабочем месте возникают по разным причинам: из-за плохо выстроенной коммуникации, размытых ролей и обязанностей, нездоровой корпоративной культуры и неумения специалистов общаться и решать конфликты. Согласно глобальному отчету компании CPP, 85% сотрудников в разной степени сталкивались с конфликтами на рабочем месте, при этом 29% из них конфликтуют практически постоянно. 34% респондентов отмечали, что разногласия были вызваны стрессом в процессе работы. Также, по данным CPP, 9% проектов так и не были реализованы из-за разногласий между специалистами. В целом сотрудники тратят около двух часов в неделю на рабочие конфликты и споры, из-за чего компании несут финансовые потери.
В случае конфликта между сотрудниками корпоративный психолог выступает в роли медиатора. Следуя универсальному протоколу медиации, он общается со всеми участниками конфликта, и под его контролем каждая из сторон конструктивно выражает свою позицию. Специалист помогает найти решение для урегулирования разногласий и следит, чтобы условие выполнялось, назначая с конфликтующими несколько дополнительных встреч. Разрешить конфликты также помогают превентивные меры — например, тренинг по конструктивной коммуникации. Психолог обучает сотрудников приемам бесконфликтного общения — объясняет, как давать обратную связь, выражать свою позицию и обсуждать рабочие вопросы так, чтобы не задеть коллег и сохранить конструктивность.
Личные проблемы сотрудников
К штатному специалисту обращаются не только с профессиональными запросами, но и с личными проблемами, которые влияют на качество работы. Опрос компании Bensinger, DuPont & Associates показал, что 47% сотрудников отмечают влияние семейных и личных проблем на рабочую продуктивность. Другие 15% респондентов рассказали, что пропускали работу по причинам личного характера. Согласно данным ВОЗ, около 10% трудоспособных взрослых не способны работать из-за личных проблем.
Иногда проблема сотрудника находится вне компетенций корпоративного психолога — специалист может увидеть клинические симптомы или необходимость в медикаментозной терапии. В таких случаях работника направляют к клиническому психологу, психиатру или психотерапевту. В профессиональном психологическом сообществе это общепринятая практика — определять границы своих компетенций и честно говорить клиенту, если их не хватает для решения проблемы.
Проблема доверия штатному психологу
От обращения за психологической помощью сотрудников чаще всего останавливают страх нарушения конфиденциальности и предубеждение о приоритетах психолога. Работник боится, что его переживания станут общественным состоянием, или опасается увольнения в случае недовольства компанией. Психолог работает в рамках этического кодекса Российского психологического общества, который составлен на основе закона «О защите персональных данных», Всеобщей декларации прав человека и других документов, регулирующих принципы проведения медицинских исследований. Согласно кодексу, информация, полученная психологом в процессе работы, не может разглашаться намеренно или случайно без согласия пациента. Также любые результаты психологических исследований должны быть представлены таким образом, чтобы не скомпрометировать пациента или самого специалиста.
Сейчас деятельность психологов в России не подлежит лицензированию — если специалист нарушит конфиденциальность, то ему не запретят работать. Единственные его убытки — репутационные потери. Клиент, чтобы восстановить справедливость, может пожаловаться в профессиональную ассоциацию, в которой состоит психолог. В таком случае есть вероятность, что его исключат из сообщества и внесут в черный список специалистов.
В компаниях за работой штатных психологов следит руководство, которое способно проконтролировать нарушение границ подчиненных. Руководители не получают личную информацию с сеансов, но им передают сводный отчет по психологическому климату в коллективе. Этот документ учитывает ряд показателей: удовлетворенность стилем руководства, обстановку в команде. Руководители изучают средние значения по своему отделу и анонимную обратную связь, с которой можно работать дальше. Например, быть лояльнее к дедлайнам и не поощрять сверхурочную работу.
Сегодня все больше организаций заинтересованы в благополучии своих специалистов, поскольку экономические показатели напрямую зависят от эмоционального комфорта сотрудников. Эти изменения заметны и в работе российских компаний. У онлайн-ритейлера Wildberries есть позиция менеджера по счастью, а сотрудникам Сбербанка доступен сервис психологической поддержки и курс Mindfullness для повышения стрессоустойчивости и профилактики эмоционального выгорания. В 2020 году психологическую поддержку для своих российских специалистов запустила компания PwC, начав сотрудничать с платформой дистанционных консультаций «Понимаю». В описании современных вакансий все чаще среди условий можно найти присутствие в компании корпоративного психолога и наличие комнаты для релаксаций. Это позитивное начинание российских компаний, так как работа с ментальными проблемами позволяет на 36% увеличить продуктивность команды и снизить количество больничных.
И себе, и людям: как и сколько зарабатывают российские онлайн-сервисы психотерапии
И себе, и людям: как и сколько зарабатывают российские онлайн-сервисы психотерапии
Корпоративный психолог в штате: для чего он нужен?
Пандемия стала причиной роста спроса на психологов, ведь они помогают справиться не только с проблемами личного характера, но и помочь решить рабочие вопросы. Как может бизнесу помочь корпоративный психолог – об этом далее, в нашем материале.
Психолог в штате компании – такая тенденция, лишь на первый взгляд выглядит модной и достаточно современной. Интересно, что даже на крупных советских производствах работали психологи. Они помогали составлять психологический портрет сотрудников и тестировать персонал. Времена изменились, но спрос на психологов стал только возрастать: многие компании нанимают специалистов для того, чтобы улучшить коллективный микроклимат и помочь персоналу справиться с теми проблемами, которые возникают в процессе работы. Отметим, что российские компании, нанимающие корпоративного психолога, следуют международному тренду.
В США штатные психологи стали появляться еще в 2000-ных. В России такой тренд проявился немногим позже, если не брать во внимание советский опыт. Его всплеск пришелся на пандемию. Психологи стали востребованы в финансовом и техническом секторе, в фармацевтике и на потребительском рынке. Если сравнить данные одного известного сайта по поиску работы, то с апреля по август 2020 года вакансий для психологов на нем было размещено на 27 % больше, чем за аналогичный период 2019.
В период пандемии участились тревожные и депрессивные состояния у работников, а также возникли психологические сложности с адаптацией к удаленной работе. Многим организациям пришлось увеличить количество рабочих часов психологам и подключить дополнительные ресурсы.
Психолог в штате: финансовая сторона вопроса
Какие проблемы решает корпоративный психолог?
Стресс, выгорание и конфликты в коллективе – вот основные причины обращения к штатному психологу. Бывает и так, что компании решают прибегнуть к помощи психолога для решения последствий уже состоявшегося конфликта.
Согласно статистике, к корпоративным психологам обычно обращаются рядовые сотрудники. Руководители гораздо реже прибегают к их услугам, а топ-менеджеры либо консультируются у стороннего специалиста либо все держат в себе. Хотя именно они относятся к группе риска, которой не стоит пренебрегать консультациями специалиста. Груз большой ответственности и отдаленность от основной части коллектива, которая на карьерных ступеньках находится ниже, могут привести к нарушениям микроклимата коллектива и проблемам в бизнесе.
Основная задача корпоративного психолога – помочь сотруднику соблюсти баланс между работой и личными ценностями. Именно от этого баланса зависит атмосфера в коллективе, желание работать и идти на результат. Отметим, что грамотный специалист сможет выстроить доверительные отношения с сотрудниками и найти способы для взаимодействия с HR-департаментом. Их совместная работа пойдет на пользу, как каждому отдельно взятому сотруднику, так и бизнесу.