Корпоративная мобилизация что это
Корпоративная мобилизация что это
Ноутбуки пока дороги, карманные компьютеры имеют слишком много недостатков, а единых стандартов и протоколов, равно как удобных приложений, пока мало. Технологии развиваются быстро, но они же и накладывают ограничения. Мы лишь в самом начале того, что называется мобильной революцией.
И все же некоторые успешные компании и отдельные люди сегодня видят и используют те решения, которые завтра станут более совершенными и массовыми. И решения эти, если разобраться, совсем не плохи и очень полезны даже сейчас.
Виртуальный офис сегодня:
— редактирование, отправка/получение электронной почты;
— отправка/получение факсов;
— доступ к корпоративным информационными системам и базам данных;
— подготовка и распечатка документов (договоров, прайс-листов, счетов и пр.);
— координация работ в распределенной группе;
— оперативное размещение заявок, проверка наличия товаров на складе, цен и пр.
— проведение презентаций;
— доступ в Интернет.
На сегодняшний день можно выделить три основных группы работников, которым необходим «мобильный офис». Это торговый персонал, менеджеры высшего и среднего звена, а также сотрудники, работающие в выездных проектных группах (например, консультанты). Причем для каждого из них оптимальным является совершенно разный набор устройств.
Мобильный офис для торгового персонала может включать в себя карманный компьютер (PDA), сотовый телефон (возможно, интегрированный в PDA), миниатюрный принтер, иногда сканер штрих-кодов или обычный сканер.
Подобный офис включает средства доступа к корпоративной базе данных (размещение заказов, внесение информации о продажах, информация об остатках на складах), приложения для расчета цен и скидок (например, премия страховой компании может иметь очень сложный алгоритм расчета), возможность работать с шаблонами документов (договоры, счета и др.), получать электронную почту и сообщения (например, для корректировки маршрута). Стоимость подобных устройств сегодня вполне приемлема для большинства компаний.
Аналитики Datamonitor считают, что глобальный рынок корпоративных мобильных решений составит в течение 5 лет около 4,7 млрд долл., а по оценкам венчурной компании Ignition, с марта прошлого года через ее руки прошло около 3 тыс. бизнес-планов новых беспроводных компаний.
По мнению аналитиков IDC, развитие электронного рынка будет обеспечиваться во многом за счет введения новых мобильных услуг, а предприятия больше не будут удовлетворяться стационарным доступом и начнут расширять функциональность при помощи мобильной связи.
Для некоторых виртуальность вполне реальна
Сегодня эти технологии еще далеко не совершенны, однако они уже позволяют добиться существенных конкурентных преимуществ и экономии у использующих их предприятий.
На Западе все чаще говорят о новом классе компаний, мобильных интеграторах, которые занимаются «мобилизацией» существующих компаний.
Мобильные интеграторы, подобные компаниям Stellcom (www.stellcom.com) и Mobilocity (www.mobilocity.com), воплощают в реальность идеи из сферы беспроводных услуг, интегрируя многочисленные устройства, языки и протоколы, разрабатывая новые приложения. Как Stellcom, так и Mobilocity дружат с крупными инвестиционными банками. Morgan Stanley сыграл большую роль при предоставлении Stellcom 50 млн долл. в ноябре. J.P. Morgan не только инвестировал в Mobilocity 21 млн долл. в сентябре, но и является одним из его первых крупных клиентов.
Грядет корпоративная мобилизация
В такой уверенности пребывают производители смартфонов и планшетных компьютеров, разработчики бизнес-приложений и средств защиты информации, а также ведущие системные интеграторы. На чем эта уверенность основывается?
Свои доводы в пользу тезиса, вынесенного в заголовок, вышеупомянутые участники ИT-рынка вместе с ИT-директорами российских и зарубежных компаний изложили на первой российской конференции «День корпоративной мобильности/Enterprise Mobility Day».
Предпосылки и драйверы
Расширение функциональности смартфонов, появление и быстрое распространение планшетных компьютеров подталкивают пользователей обращаться к этим устройствам не только в частной жизни, но и при выполнении служебных обязанностей, а рост доли генерируемого мобильными гаджетами интернет-трафика в общем объеме свидетельствует о том, что такая возможность готова превратиться в действительность.
Потребительский опыт, приобретенный пользователями смартфонов и планшетных компьютеров в частной жизни, определяет их требования к ИT-сервисам, доступным в корпоративной среде. Наталья Горина (Market Visio) к этим требованиям относит удобство получения контента, скорость его доставки, а также его релевантность запросам пользователей. «Консьюмеризация подхода к использованию мобильных устройств в корпоративной ИT-среде, – заявляет она, – это данность, которой нельзя пренебречь и с которой нужно работать».
Следствием синергии личной и деловой мобильности станет смена подходов к корпоративным информационным системам и ресурсам, считает Тагир Яппаров (ГК «АйТи»). Поскольку вопреки сложившимся традициям «ветер перемен» на этот раз «дует» с массового рынка, в новых условиях у КИС будет гораздо больше пользователей и гораздо больше задач. Необходимость обеспечить мобильную и удаленную работу с корпоративными информационными системами и ресурсами ставит перед CIO новые вопросы – безопасности доступа сотрудников, его администрирования, интеграции мобильных приложений в существующую ИT-инфраструктуру.
Как превратить вызовы в преимущества
Корпоративная мобильность как способность организации предоставить сотрудникам повсеместный безопасный оперативный и удобный доступ с беспроводных устройств к корпоративным информационным ресурсам и системам, как справедливо считает Сергей Орлик (Центр корпоративной мобильности ГК «АйТи»), подразумевает выработку системного подхода и наличие выделенной экспертизы внутри ИT-департамента организации.
Причин тому несколько: и непосредственная заинтересованность топ-менеджеров компании в использовании преимуществ корпоративной мобильности, и необходимость при ее реализации согласовать интересы бизнеса с интересами ИT- и HR- департаментов. «Мобилизация» затрагивает все уровни ИT-ландшафта компании (безопасность, инфраструктуру, прикладные системы, рабочие места), и потому выбор решения неизбежно повлияет на ее основной бизнес.
От специалистов в области информационной безопасности «мобилизация» требует дополнительных усилий по контролю соблюдения специфических политик безопасности, по принятию мер против утечек информации в беспроводной среде, по разработке регламентов использования мобильных приложений и отслеживанию их выполнения.
На инфраструктурном уровне реализация корпоративной мобильности предполагает развертывание в офисе сети Wi-Fi, предпочтительно в самой современной версии стандарта – 802.11.n, инвентаризацию использующихся для доступа в КИС мобильных устройств, кон-фигурирование и управление ими, установку необходимого программного обеспечения и предоставление услуг Help Desk.
Для обеспечения доступа в корпоративные информационные системы сегодня наиболее подходят смартфоны на платформах Black-berry, iOS, Android и Windows Phone. Однако, по мнению С. Орлика, нельзя списывать со счетов и операционную систему Windows Mobile, отличающуюся глубинной проработанностью и управляемостью. В сегменте планшетных компьютеров за последние три-четыре месяца много шума наделала операционная система Android, которая и с точки зрения ценовой конкуренции, и с точки зрения стабильности функционала показала себя серьезным соперником. А через полгода, как ожидается, станут известны подробности о мобильной версии Windows 8.0, которая будет отличаться от десктопной.
Что касается уровня прикладных систем, то на нем потребуется «мобилизовать» корпоративные коммуникации (почту, мессенджер, VoIP-сервисы), а также доступ к файлам, систему электронного документооборота и другие базовые и специализированные корпоративные системы.
В результате должна получиться стройная концепция мобильности, инициированная бизнесом, для реализации которой ИT-департамент, исходя из принципов управления безопасностью организации в целом и мобильных устройств в частности, должен разработать план, политики, регламенты и стандарты. Специалисты ИT-службы наполняют и портфель мобильных сервисов, рассчитанных на разные группы пользователей (внешних партнеров и потребителей, топ-менеджеров, сотрудников, специалистов оперативных служб).
Постепенно продвигаясь от спонтанного использования мобильных технологий к всесторонней стратегии «мобилизации», организация сможет получить максимальный бизнес-эффект.
Вендоры нас поддержат
Корпоративная мобильность вызывает большой интерес у самых разных участников ИT-рынка. «Все хард- и софтверные производители смотрят сейчас в эту сторону», – отмечает Сергей Макарьин (ЦКМ «АйТи»), добавляя, что ситуация напоминает картину, наблюдавшуюся полтора-два года назад в сегменте облачных вычислений, с той разницей, что в области мобилизации корпоративных информационных систем и ресурсов сегодня уже имеются готовые решения и опыт их использования.
По данным сентябрьского опроса Gartner, 24% российских CIO включили «мобилизацию» доступа в КИС в ИT-стратегию компаний, но спрос на продукты и решения для ее обеспечения еще находится в стадии формирования, а потому в роли пионеров пока выступают крупные компании и госструктуры.
Одна из таких структур – корпорация РОСНАНО. В рамках выполненного для нее проекта, как рассказал Александр Фролов («РОСНАНО-Информ»), в мобильном клиенте СЭД на iOS для руководителя разработчикам удалось реализовать все базовые функции системы электронного документооборота: возможности автономной работы, создания и отправки поручений, обработки входящих поручений, контроля отчета по поручению; возможность записи аудио-резолюции (для iPad), локальное защищенное хранение данных. А до конца 2011 г. должна появиться возможность использования ЭЦП. Решение получилось настолько интересным, что компания «РОСНАНО-Информ» планирует открыто предлагать его на рынке.
Неудивительно, что возможность «снять сливки» подзадоривает поставщиков как мобильных устройств, так и программных продуктов, заинтересованных в приобретении столь крупных корпоративных клиентов.
Компания Samsung Electronics стремится предоставить пользователям своих мобильных устройств из бизнес-сегмента все базовые возможности (безопасность, унифицированные коммуникации, голосовую и видеоконференцсвязь, обмен моментальными сообщениями, виртуализацию). Несмотря на то что вендор разрабатывает устройства и на платформе Win-dows Phone, и на собственной ОС Bada, по мнению Александра Беленького (Samsung Electronics), сегодня наиболее подходящими для бизнес-пользователей являются планшеты на базе Android 3.0 – операционной системы, открытой для активного управляющего вмешательства.
Заинтересованность в корпоративных клиентах есть и у Apple. По словам Максима Богомолова (Apple), в январе нынешнего года в знаменитом магазине приложений вендора появился специальный раздел B2B. Уже сегодня в нем собрано большое количество полезных приложений для бизнеса, как собственной разработки Apple, так и от третьих компаний. Устройством для бизнеса М. Богомолов назвал iPad, полностью готовый к интеграции в КИС. Планшет бесшовно интегрируется с Microsoft Exchange, поддерживает технологию Microsoft ActiveSync, а также VPN. Кроме того, корпоративным пользователям Apple предлагает централизованную систему управления устройствами и систему для установки приложений.
От производителей устройств не отстают и крупные софтверные компании. В частности, компания SAP, располагающая мощной системой управления мобильными устройствами, по словам ее представителя Павла Деверилина, задалась целью к 2015 г. обеспечить доступ к своим бизнес-приложениям миллиарду пользователей. И достичь этой цели она собирается в том числе за счет «мобилизации» своих программных продуктов. К концу 2011 г. в портфеле SAP будет 27 мобильных отраслевых бизнес-приложений, разработанных на ее промышленной платформе Sybase Unwired Platform. И при участии партнеров число приложений продолжит расти.
Еще один производитель ПО для интеграции мобильных устройств в ИT-инфраструктуру предприятия – компания Cortado устами Сергея Быкова, регионального директора по продажам в Восточной Европе, заявила о своем намерении в ближайшем будущем разработать комплексное решение, чтобы осуществлять такую интеграцию «из одних рук», без привлечения программных продуктов сторонних поставщиков.
Иными словами, пул ведущих зарубежных и российских игроков, готовых поддержать своими решениями топ-менеджеров крупных компаний, которым важно получать корпоративную информацию на планшет/смартфон и работать с ней удаленно, сформирован. Интерес к таким решениям со стороны потенциальных заказчиков имеется. А значит, превращение корпоративной мобильности в массовое явление – дело времени. До большого взрыва осталось…
Корпоративные приемы: мобилизация персонала
Как бы тщательно не были разработаны программы и проекты, жизнь обязательно вносит коррективы в планируемые действия и их последовательность. Каждая корпорация располагает значительным «репертуаром приемов» — образом действий, доказавших свою успешность. Приемы относятся ко всем сферам корпоративного менеджмента — разрешению производственных проблем, ведению переговоров с трудными партнерами, реакциям на кризисы в отношениях с властями или потребителями.
Тем не менее если отвлечься от «пожарных мер», основу репертуара приемов каждой корпорации составляют два типа «умений» — умение найти оптимальную форму реагирования на действия конкурентов (конкурентные тактики) и умение заставить сотрудников «весело и с песнями» следовать по пути, предначертанному руководством корпорации (приемы мобилизации персонала).
Приемы «мобилизации персонала»
Реализация любой стратегии означает на практике выполнение новых, ранее не производившихся действий, причем как индивидуальных, так и коллективных. Соответственно, для успешного освоения данных действий необходимо:
научение устойчивому и эффективному выполнению новых приемов работы;
«разучение», т.е. выведение из практики и «организационной памяти» старых, оказавшихся неэффективных приемов работы.
Проведение приемов научения и «разучения» возможно на основе самых разнообразных приемов:
обучения действием «action learning» на рабочем месте;
использования приемов «наставничества»;
прохождения стажировок в иных фирмах и наглядного ознакомления с новыми приемами работы;
реализации специальных программ переподготовки (инструктажи, тренинги, семинары и т.д.).
Не меньшую важность, чем формальное обучение навыкам, имеет создание мотивов и условий к использованию новых приемов и форм работы. Это включает:
разработку новых приоритетов выполнения действий и стандартов их выполнения;
разработку и внедрение новой системы оценки персонала, опирающейся на количество и качество новых форм работы;
внедрение новой системы стимулирования, направленной на поддержание действенности параметров оценки персонала.
Дайджест DIRECTUM. Корпоративная мобилизация
Мобильность сегодня – необходимое условие эффективной работы. Возможность в любой момент обратиться к корпоративному контенту привлекает как крупные, так и небольшие компании. В дайджесте поделимся исследованиями наших экспертов в области мобильных ECM-приложений, а также расскажем о новых возможностях DIRECTUM Solo для Android.
DIRECTUM Solo для Android 1.0.6 – простое и функциональное рабочее место руководителя
В августе мы выпустили обновление DIRECTUM Solo для Android – мобильного приложения для руководителей среднего и высшего звена. Главным образом новшества коснулись процессов работы с документами – их просмотра и рецензирования. Так, с новой функциональностью в решении можно:
Панель работы с текстом DIRECTUM Solo для Android
Кроме того, был обновлен интерфейс приложения, благодаря чему стало проще ориентироваться в главном окне: счетчик на папке с входящими показывает количество новых объектов и их общее число. Приятное дополнение для пользователей – возможность установить «свое» изображение фонового окна, для этого достаточно указать нужный файл в настройках.
Обо всех возможностях приложения узнавайте в каталоге технических решений DIRECTUM. Ознакомиться с отзывами и скачать DIRECTUM Solo для Android можно на Google Play Market.
В какие мобильные приложения стоит инвестировать вендорам ECM-систем?
Производители систем по-разному понимают задачи мобильных приложений, потому и к вопросу разработки тоже подходят своеобразно. Кто-то предпочитает урезать функциональность до разумного предела. Кто-то старается создать точную копию основного клиента. Одни приложения жестко привязаны к сети, другие поддерживают работу офлайн.
Существует ли рецепт наиболее успешного мобильного ECM-приложения? Игорь Салтыков, бизнес-аналитик DIRECTUM, проанализировал все тонкости разработки мобильного клиента и изучил требования пользователей к приложениям. О результатах исследования читайте в материале эксперта.
Мобильные ECM-приложения: кому и для чего нужны
Другой эксперт компании DIRECTUM, Максим Кайнер, задался вопросом, кто, когда и с какой целью использует мобильные ECM-приложения, и, проведя исследование, получил интересную статистику по сотрудникам DIRECTUM.
Оказалось, что интенсивность работы при помощи мобильных приложений у рядовых сотрудников в 3 раза выше, чем у мидл-менеджеров, и почти в 4 раза выше, чем у топ-менеджеров. При этом рядовые сотрудники и активно работают с документами, и используют workflow-механизмы, и оперируют контентом (обращаются к ссылкам на документы, работают с папками и т.п.).
Эксперт проанализировал время использования мобильных ECM-приложений и их основные задачи. Графики и диаграммы наглядно иллюстрируют полученные результаты, а в качестве итога приведены сценарии использования и функциональность мобильных ECM-приложений, которые могут быть полезны для той или иной категории пользователей.
Узнайте подробности «мобильной» ECM-статистики из статьи аналитика.
Истории успеха наших клиентов
Отзывы и пожелания наших заказчиков задают направление для развития системы. В результате проектов внедрения повышается эффективность бизнеса клиентов, а мы получаем возможность расширить функциональность DIRECTUM.
В исполнительных органах власти Кировской области система DIRECTUM переведена на актуальную версию: государственные услуги оказываются быстрее, упростился процесс межведомственного взаимодействия.
В ведущей проектной организации Санкт-Петербурга на базе DIRECTUM построена единая корпоративная система. На основе интеграции с программой Autodesk Autocad в ведомстве разработана система управления проектно-сметной документацией.
Мобилизация персонала
Способности персонала к принятию быстрых правильных решений, оперативному выполнению работы, т.е. к мобилизации. Ценность любого выпускника хорошей программы МВА в том, что этот студент способен к быстрому принятию решений и к мобилизации, то есть к выполнению работы за короткий ограниченный срок. Для того, чтобы развивать эти способности, необходимо сделать такие изменения обычными, постоянными для компании или, хотя бы, обучать персонал и показывать естественность и постоянность изменений;
Командная работа. Именно командная работа, а не индивидуальное выполнение задач. Командная работа позволит иметь больше идей, и во время их реализовывать;
Видение является просто необходимым инструментом для управления изменениями. Представим ситуацию: Вы с группой коллег находитесь в лесу на поляне. Всем тепло и хорошо, каждый занимается своим делом, но Вы узнаете, что сейчас пойдет дождь и все могут промокнуть. В то же время, Вы знаете, что неподалеку растет большая груша, под ветвями которой все могут спрятаться. Что Вы можете предпринять?
Системы стимулирования и контроля (для этого нужен отдельный разговор) должны очень четко показывать сотрудникам что для нас важно и что именно требуется. Кроме того, с помощью системы стимулирования мы обеспечиваем мотивацию сотрудника к выполнению данной задачи, а значит, мы можем доверить задачу сотруднику;
Система ценностей должна включать в себя ценности постоянного развития, использования возможностей, открытости внешнему миру и т.п., то есть человек должен быть заинтересован в обмене информацией, использовании информации, в постоянном обновлении и переменах. Другие элементы корпоративной культуры должны соответствовать этим ценностям;
Какая в этом роль менеджера по персоналу? Самая важная! Если Вы не просто клерк, занимающийся кадровым делопроизводством, а менеджер по персоналу, Вы должны быть одной из ключевых фигур при подготовке и реализации любых серьезных изменений в компании, поскольку Вы лучше других знаете специфику людей, которые будут внедрять эти изменения и для которых эти изменения будут проводиться. Кроме того, Вы должны быть экспертом во всех технологиях, методах, вопросах управления персоналом.
«Отстреливайте революционеров!» В марте 2001 года в Harvard Business Review вышла статья с аналогичным названием. Знаете, кто может оказаться самым консервативным человеком в Вашей компании? Вчерашний бунтарь, революционер, инициировавший и проводивший изменения в компании. И не только потому, что он, как говорится, добился своего: реализовал свою идею, изменил то, что его не устраивало, добился признания и, скорее всего, продвижения в карьере. Для того, чтобы отстаивать и пробивать, внедрять какую либо новую идею, нужно в нее верить, нужно в нее вложить массу сил, времени, энергии, здоровья. Поэтому, вполне естественно, что идея будет и далее отстаиваться и защищаться, в том числе и от всяких посягательств выскочек-бунтарей…
Борис Жалило
(МВА, BBA, MSc, ACM)
Системный тренер-консультант
компании Business Solutions,
Старший партнер, Председатель Наблюдательного Совета
ВНИМАНИЕ!
15 декабря на «Клерке» стартует обучение на онлайн-курсе повышения квалификации для получения удостоверения, которое попадет в госреестр. Тема курса: управленческий учет.
Повышайте свою ценность как специалиста прямо на «Клерке». Подробнее