Коробка мультитроник на ауди а4 что это такое
Audi A4 2.0 multitronic: великий притворщик
В борьбе против органов управления инженеры Audi явили миру весьма интересную конструкцию автоматической бесступенчатой трансмиссии, именуемую «клиноцепной вариатор». Ключевое слово – цепной: роль более привычного для трансмиссий CVT ремня здесь выполняет плоская многозвенная цепь производства фирмы Luk.
В чем заключается преимущество «автомата» над традиционной «механикой», думаю, объяснять не надо. Вконец обленившееся человечество беспрестанно ищет все новые способы спихнуть свою работу на послушные железки. И ведь находит же! Но удовольствие длится недолго, и вот уже эйфория сменяется многочисленными претензиями: то, видите ли, расход топлива велик, то динамика разгона вроде как вялая. Что будем делать? И вновь идет поиск оптимума.
В борьбе против органов управления инженеры Audi явили миру весьма интересную конструкцию автоматической бесступенчатой трансмиссии, именуемую «клиноцепной вариатор». Ключевое слово – цепной: роль более привычного для трансмиссий CVT ремня здесь выполняет плоская многозвенная цепь производства фирмы Luk. Что это дает? Прежде всего цепь позволяет передавать больший крутящий момент на ведущие колеса по сравнению с традиционными клиноременными вариаторами. А еще теоретически цепь должна быть надежнее – впрочем, и ремни нынче таковы, что, вероятнее всего, переживут саму машину. Кстати, «мультитроником» оснащаются автомобили с приводом только на переднюю ось – как, например, этот Audi A4 с двухлитровым атмосферным мотором.
Прокатимся? Управление вариатором ничем не отличается от обычного «автомата»: такой же селектор, да и положения на нем те же самые. Да будет Drive! Под капотом начинает зарождаться жизнь: в то время как коробка плавно изменяет передаточное число, двигатель столь же плавно раскручивается, из-за чего процесс набора скорости кажется флегматичным. А как должен? Традиционные CVT-трансмиссии действуют менее изысканно: при разгоне мотор выходит на «крейсерские» обороты и работает на одной ноте, а вариатор плавно изменяет передаточное отношение. Так что multitronic в данном случае выглядит более предпочтительно: двигатель при наборе скорости издает вполне естественный звук.
«Мультитроник» наделен умищем недюжинной силы с адаптивной логикой, благодаря чему коробка подстраивается под стиль езды конкретного индивидуума. Если никуда не спешить, то мотор тихохонько шелестит себе в зоне низких оборотов, а набор скорости происходит по-кошачьи мягко и плавно. Но стоит только несколько раз ускориться «в пол», как вариатор расценивает это как призыв к действию и «отпускает» стрелку тахометра в зону максимальной тяги – и тогда машина словно просыпается. «A-четвертая» из кошки превращается в рысь: мягкость повадок никуда не девается, но чувствуется, что тонус здесь совсем иной – автомобиль набирает ход с гораздо большим энтузиазмом.
Так, а теперь прикажем вариатору превратиться в пятиступенчатую «механику». Это упражнение multitronic выполняет на твердую пятерку, мгновенно подчиняясь командам, которые поступают все с того же селектора. Кстати, в сравнении с механической коробкой вариатор Audi обладает лучшей топливной экономичностью и динамическими характеристиками – по крайней мере, по официальным данным. Но для этого придется вновь вернуться в автоматический режим. Неужели оптимум найден?
Похоже на то. Но технологически насыщенный multitronic – отнюдь не самая дешевая из возможных трансмиссий. Однако такой имиджевый брэнд, как Audi, может и должен принимать идеальные решения.
Устройство и принцип работы коробки передач Multitronic
Вариатор Multitronic представляет собой усовершенствованную разновидность бесступенчатой коробки передач CVT, разработанную компанией Audi. Особенность трансмиссии в том, что здесь обычный ремень заменен на металлическую цепь. Такое решение впервые позволило увеличить значение передаваемого крутящего момента до 300 Нм. Коробка отличается высокими потребительскими качествами и устанавливается в автомобилях премиум класса Audi. Похвастаться ей могут модели типа А4, А5, А6 и А8.
Устройство Multitronic
Вариатор Мультитроник состоит из следующих основных элементов:
Многодисковые муфты
Многодисковые муфты переднего и заднего хода технически выполняют роль сцепления, то есть через них крутящий момент от коленчатого вала двигателя (маховика) передается на первичный вал коробки передач. Конструктивно и по принципу действия они не отличаются от муфт переключения передач в автоматической КПП.
Муфты работают поочередно: переднего хода – когда селектор CVT установлен в положение “D”, заднего хода – если селектор находится в положение “R”, т.е. при движении назад. В нейтральном положении “N” и “P” муфты разомкнуты.
Применение подобных муфт предполагает обязательное наличие маховика со встроенным демпфером крутильных колебаний.
Планетарный механизм
Этот элемент применяется только при движении автомобиля задним ходом. Когда автомобиль движется вперед, фрикцион переднего хода соединяет входной вал КПП с водилом, планетарный механизм блокируется и вращается как единое целое. Передаточное число равно 1. А при движении автомобиля назад происходит блокировка коронной шестерни на корпус КПП. Блокировку производит фрикцион заднего хода. За счет этого планетарный ряд передает крутящий момент в обратную сторону. При этом скорость движения задним ходом регулируется системой управления, а передаточное число планетарного механизма также равно 1.
Вариаторная передача
Вариаторная передача состоит из двух клиновидных шкивов (ведущего и ведомого) и натянутой между ними цепью. Каждый из шкивов состоит из двух дисков с конической поверхностью. Через промежуточную передачу ведущий шкив соединяется с коленчатым валом двигателя. А с ведомого шкива крутящий момент передается на главную передачу. В процессе работы происходит изменение диаметра контакта цепи и конической поверхности шкива, за счет чего происходит плавное изменение передаточного числа и крутящего момента. Это возможно благодаря тому, что один из дисков на каждом шкиве подвижен.
Привод каждого из шкивов включает в себя два гидроцилиндра: прижимной и регулировочный. Первый прижимает металлическую цепь к дискам шкива. Второй – регулирует передаточное отношение, т.е. влияет на изменение диаметра контакта. Звенья металлической цепи используются разного размера, за счет чего снижается уровень шума при ее работе.
Система управления
Система управления Multitronic состоит из следующих элементов:
Датчики фиксируют положение рычага селектора, температуру и давление рабочей жидкости, оценивают число оборотов на входе и выходе КПП.
ЭБУ отвечает за выбор оптимального передаточного отношения, ориентируясь на желание водителя и условия движения. По показаниям сигналов датчиков ЭБУ определяет величину давления рабочей жидкости и направление потока с помощью электромагнитных клапанов в гидроблоке.
Гидравлический блок управления отвечает за управление фрикционами переднего и заднего хода, прижимными и регулировочными цилиндрами шкивов. Он также служит для регулирования давления рабочей жидкости и охлаждения фрикционов.
К исполнительным механизмам гидравлического блока управления относятся:
Масляной насос шестеренного типа, имеющий привод от первичного вала коробки, обеспечивает циркуляцию рабочей жидкости в системе. Эжекционный насос служит для охлаждения фрикционов. Его действие основано на подаче рабочей жидкости за счет разряжения. Охлаждение рабочей жидкости происходит в теплообменнике.
Вариатор Мультитроник механически связан с рычагом селектора. Коробка имеет те же режимы работы, что и классический автомат. Функция Типтроник, т.е. возможность управления коробкой в ручном режиме, в трансмиссии также имеется.
Принцип работы Multitronic
В основе принципа работы КПП Мультитроник лежит принцип работы обычного вариатора. Крутящий момент при помощи промежуточной шестерни через многодисковое сцепление поступает с двигателя на входной шкив. Далее он через цепь передается на выходной шкив и главную передачу и идет на колеса автомобиля.
Передаточное отношение при этом постоянно меняется за счет синхронно сдвигающихся шкивов. Этим процессом управляет ЭБУ.
Коробка Мультитроник: ее преимущества и недостатки
Вариатор типа Multitronic обладает следующими преимуществами:
Наряду с преимуществами вариатор Мультитроник имеет и недостатки. К ним относятся:
Делаем выводы
Коробка передач типа Multitronic экономична и комфортна в управлении. Но, приобретая автомобиль с этой КПП, нужно не забывать об ее своевременном обслуживании. Иначе ремонт элементов коробки может оказаться весьма дорогостоящим.
Разобрали вариатор Audi Multitronic (01J). Что внутри?
В 2000 году вариатор Multitronic, выпущенный совместно с LuK, начал широко использоваться в Audi на моделях A4, A6, A8 с мощными моторами с 1,8 до 3 литров. Вариатор отличается:
• отсутствием фиксированных передаточных отношений;
• возможностью передать крутящий момент только на передний привод.
Стоит отметить, что после появления в СНГ первых моделей Audi A4, A6, A8 из Европы водители не знали, что автомобили оснащены вариаторами: селектор Multitronic’а сложно отличить от гидромеханического «автомата». К тому же ручной режим с шестью передачами также путал водителей, а правду они узнавали, когда ремонтировали автомобиль.
Мы разобрали вариатор Audi Multitronic (01J), использовавшийся на Audi A4 (B6) 1.9 TDI 2003 года. Подробнее – в статье и видео:
Понадобился вариатор или АКПП? Выбирайте Multitronic и АКПП на Audi в компании «АвтоСтронг». Доставляем по Беларуси, России, Казахстану, оформляем гарантию на срок до 30 дней.
Как часто нужно менять масло и фильтры?
Менять масло требуется каждые 60 тысяч километров. Для Multitronic используется трансмиссионная жидкость G052180A2.
В вариаторе установлены 2 фильтра:
• в корпусе, причем добраться до него можно, только полностью разобрав вариатор;
• на линии подачи масла для охлаждения в вариатор, заменять фильтр надо при наличии в масле посторонних вкраплений. Стоимость такого фильтра – примерно двести восемьдесят долларов.
Отличается ли вариатор надежностью?
Специалисты Audi и LuK постоянно улучшали вариатор: первые модели, выпускавшиеся до 2005 года, еле-еле отрабатывали сто тысяч километров, глючили при замене масла. Проблемы возникали практически со всеми компонентами: например, инженеры официально признали наличие конструктивных дефектов в блоках клапанов. К тому же из-за такого небольшого дефекта, который приводит к снижению масла в системе, Multitronic получает значительные повреждения всего за несколько часов эксплуатации.
Срок службы вариатора – 300 тысяч километров, но работа с мощным двигателем, постоянные разгоны и буксировка прицепов постепенно «убивают» его.
О том, что вариатор неисправен, сигнализируют пробуксовки на ходу, дергания и рывки при разгоне, гул, шум и различные ошибки. Если взяться за переборку вариатора, чаще всего оказывается, что требуется замена практически всех его составляющих, реже подводят корпус и ЭБУ. Если год выпуска вариатора – до 2005-го, то потребуется заменить блок гидроклапанов, даже если он полностью исправен.
Почему нельзя буксировать автомобиль с вариатором?
Вариатор можно «убить» из-за буксировки, хотя, согласно инструкции по эксплуатации, буксировка разрешена. Во время этого процесса вариатор работает «с обратной стороны»: вращаются пакеты сцеплений, из-за чего в них происходит проскальзывание и сильный нагрев. Перегрев всей «входной стороны» вариатора становится причиной горения масла и заклинивания планетарного редуктора. Далее происходит установка ведущего шкива, после чего его царапает цепь.
Что ломается в вариаторе Multitronic?
Чаще всего появляются такие проблемы, как износ:
• цепи. Доходит даже до стачивания крайних пластин цепи. Изношенная цепь проскальзывает и задирает поверхность конусов шкивов;
• шлицов датчика крутящего момента. Они также могут заклинить, из-за чего возникнет необходимость заменить ведущий шкив;
• фрикционов муфты переднего хода. Причина заключается в пробуксовках и активной езде при непрогретом двигателе;
• трех соленоидов-регуляторов. Причина – примеси в масле и малый срок работы;
• планетарного редуктора. Редуктор сильно нагружают неконтролируемые пробуксовки муфты переднего хода. Результат – перекос осей и «кромсание» самих себя, а также солнечных шестерней.
Также с вариатором случаются такие проблемы, как:
• падение давления. Из-за износа тефлонового кольца, которое уплотняет трубочку к муфте переднего хода, падает давление масла фрикциону переднего хода. Вариатор буксует, автомобиль еле-еле начинает движение.
• перегрев ЭБУ. Причина – нахождение в горячем масле. Эту проблему инженеры исправили в 2003 году, усовершенствовав электронный блок. Постоянные вибрации приводят к тому, что в ЭБУ выходит из строя пайка, и вариатор встает в аварию. Практически всегда пайка поддается восстановлению.
• выход из строя дифференциала. Причина – слабая конструкция. Если он изнашивается, то придется менять вариатор: снять дифференциал нельзя, а если оставить его «как есть», то он быстро «убивает» дифференциал.
Выбирайте и заказывайте АКПП в каталоге «АвтоСтронг». Также на наших авторазборках вы купите запчасти на различные модели Audi.
Коробка передач Audi Multitronic печально известна. Мы путаем общие мнения с реальностью
Автор статьи: SkodaKodiaq.club
Если вы ищете ауди с автоматом, то вы должны быть бдительными. Купить коробку передач Multitronic легко по ошибке.
Автоматическая коробка передач не должна ничего раскрывать. Мы советуем вам проверить, является ли ваша Audi трансмиссией мультитроник.
Что такое трансмиссия Multitronic?
Является ли торговое название Multitronic автоматической, бесступенчатой трансмиссией s tronic Audi. Это имя согласуется с термином Типтроник, и «мульти» означает много. Это хороший термин, потому что в теории бесступенчатые передачи имеют бесконечно много соотношений в определенном диапазоне.
Работа переменной передачи довольно проста. Привод перемещается от одного вала к другому через многорядную цепь. Он, в свою очередь, работает на колесах, которые на самом деле представляют собой две пары движущихся конусов. Управляющая электроника изменяет расстояние между этими конусами и, как следствие, рабочий диаметр обоих колес. Благодаря этому меняется передаточное число.
Audi Multitronic — вариатор ауди
В предыдущей статье я писал об общей схеме построения бесступенчатой трансмиссии типа CVT. Однако каждый решил пойти своим путем …
В чем проблема трансмиссии s tronic Audi Мультитроник?
Бесступенчатая коробка передач не рассчитана на динамичное, резкое вождение. Многорядная цепь выдерживает около 300 Нм крутящего момента в ранних версиях и до 400 Нм в новейших, но это предельные значения. Чем больше момент, когда цепь должна двигаться, приближается к максимальному значению, тем быстрее она изнашивается.
Бесступенчатые коробки передач выдерживают чуть меньше, чем обычные автоматы. В идеале они работают на бензиновых двигателях с очень высоким крутящим моментом. Хуже, когда им приходится сотрудничать с дизелем. Мало того, что момент высокий, он все еще доступен с низких оборотов, и он растет довольно быстро. Прибавляя к этому сильное давление газа, мы получаем эффект ускоренного износа компонентов трансмиссии коробки на ауди.
При малейшей поломке следует без промедления обратиться к профессионалам и мастерам своего дела. Подробнее
Основные симптомы износа/выхода из строя трансмиссии Multitronic:
Сколько стоит контрактная коробка передач multitronic? — ремонт мультитроника ауди
Отремонтировать или купить подержанную коробку передач Multitronic?
По сути, все сводится к простому экономическому расчету и тому, хотите ли вы продолжать использовать свой автомобиль или хотите продать его. Зачастую классические механизмы ремонтируются за вдвое больше денег.
Популярность этих трансмиссий весьма благотворна, и тот факт, что они управляют автомобилями Audi. Это делает рынок подержанных запчастей и новых, даже оригинальных, доступных по приемлемым ценам, хорошо развитым.
Стоит ли бояться коробки передач Multitronic?
В автомобилях Audi с передним приводом трансмиссия Multitronic является наиболее распространенной. Тем не менее, это не золотое правило и не распространяется на кабриолеты.
С одной стороны, так должно быть, потому что после 100-200 тыс. км почти наверняка что-то случиться. Тем не менее, это часто не износ, а отказ контроллера. Его замена решает проблему и стоит недорого. Есть случаи преуспевания более 300 000 км без ремонта коробки передач и на автомобилях с двигателями TDI. Интересно, что Multitronic выдерживает довольно много автомобилей, эксплуатируемых в городе.
Зная, что неожиданно вам может потребоваться потратить несколько десятков тысяч рублей, вы можете купить автомобиль с коробкой передач s tronic audi и наслаждаться поездкой. Потому что на практике, хотя к бензину нужно немного привыкнуть, он очень хорошо работает на дизеле — он снижает расход топлива, работает очень плавно и повышает производительность.
Подводя итог: покупка Audi с Multitronik рискованна, потому что этот тип трансмиссии обычно не выдерживает такие пробеги, как Tiptronic, но это не такая большая драма, как преувеличение общих мнений.
В каких моделях Audi использовалась трансмиссия Multitronic?
Наконец, производство этого типа снаряжения было завершено в 2016 году. Он всегда устанавливался на автомобили с передним приводом и продольно установленным двигателем, поэтому он был ограничен моделями A4, A5, A6, A7 и A8.
Вот модели, в которых использовался этот механизм:
Audi A4 (B6),
Audi A4 (B7),
Audi A4 (B8),
Audi A5 (8T),
Audi A6 (C5),
Audi A6 (C6),
Audi A6 (C7),
Audi A7 (C7),
Audi A8 (D3),
Audi A8 (D4).
Как узнать, есть ли в автомобиле трансмиссия Multitronic?
Вы можете распознать этот тип снаряжения во время тест-драйва. Если коробка передач четко переключает передачи (стрелка тахометра регулярно падает на определенную скорость по мере увеличения скорости), это означает, что вы имеете дело с коробкой передач с двойным сцеплением Tiptronik или S tronic вариатор ауди. Не стоит удивляться возможности ручного переключения передач — Multitronic также предлагал это.
Разгоняйтесь плавно и наблюдайте за указателем тахометра. Если скорость меняется минимум до 20 км/ч, но не обороты, вы безусловно имеете дело с Multitronik — это явление не допускается в обычной коробке передач с фиксированными передаточными числами.
Multitronic: рецепт долголетия.
1) При покупке тщательная диагностика коробки обязательна. Воздержитесь от приобретения, если продавец не может внятно объяснить, когда, как и где последний раз менялась жидкость АКПП. Сразу после покупки смените жидкость — продавцу обычно не интересно тратить порядка 5.000 руб. на расходники + работа.
2) Забудьте про спортрежим. Мультитроник – не для гонок. Давить педалью акселератора кнопку желательно только в тех случаях, когда это действительно необходимо (например, чтобы уйти от столкновения).
3) Жидкость АКПП необходимо менять не раз в 60.000 км (как в регламенте), а в 2 раза чаще, она все равно не сливается полностью – пара литров старой остается и разбавляется 5 литрами новой. Жидкость – только оригинальную, все литровые коробки из одной партии. Менять там, где умеют и знают как правильно это делать. Помните, что загаженный гидроблок может доставить немало проблем.
4) Все переключения селектора производятся ТОЛЬКО при полной остановке машины. После переключения в драйв или на реверс не спешите сразу давить на газ – почувствуйте момент включения (около секунды), иначе получите трогание с ударом.
5) Нормальная работа коробки обеспечивается при номинальных характеристиках рабочей жидкости. Первые несколько километров старайтесь избегать резких ускорений и торможений, а по возможности, и полных остановок – особенно зимой.
6) Старайтесь, по возможности, избегать длительную езду «на тормозах» — продлите фрикционам жизнь. При покупке советую воздержаться от вариантов с московским пробегом.
7) При трогании на подъем не стесняйтесь пользоваться ручником. Движение назад со включенным драйвом не продляет ресурс фрикционов.
8) Никаких прицепов, буксировок кого-либо и выездов враскачку!
Вообще, при бережной эксплуатации, мультитроник выхаживает свыше 300.000 км (по рассказам тех, кто ремонтирует).