Корнельский конспект — гениальный метод обработки входящей информации
Что такое конспект?
Изначальное значение слова «конспект» — краткая, сжатая запись любой входящей информации, например, лекции, книги, статьи, мозгового штурма или обсуждения.
Конспект – это не просто дословная передача информации, воспринятой из внешнего источника. Это творческое осмысление услышанного и увиденного, выраженное собственными, понятными автору конспекта мыслями и словами.
Хороший конспект позволит даже через длительное время восстановить весь объем изначальной информации без искажения и потери смыслов.
Корнельский метод конспектирования
Этот вид конспектирования называют еще рациональным (скоростным) конспектированием. Своё название метод получил по имени университета, в котором работал профессор Уолтер Паук – автор этого метода. Свой метод профессор Паук изложил в книге «How to study in College». Корнельский метод конспектирования по праву считается одним из самых распространённых в студенческой среде, потому что он одинаково хорошо подходит для конспектирования как естественнонаучных, так и гуманитарных дисциплин.
Важнейшим отличительным свойством этого метода является разделение пространства вертикально ориентированного листка на три поля: два поля разделены сплошной линией по вертикали (в пропорции примерно 1:3); внизу страницы необходимо оставить неподелённое пространство шириной около 7 см.
Основной частью при составлении конспекта является правая часть листа, куда записываются главные мысли, излагаемые лектором по ходу занятия. Причём в ходе переноса вербальной информации на бумагу важно последовательно переходить от записи главной мысли к фактам и примерам, которые должны её пояснять.
Сразу же после окончания лекции необходимо еще раз проработать зафиксированный материал. Суть работы заключается в том, что в левой (свободной) половине конспекта записываются короткие тезисы или реплики и вопросы, которые иллюстрируют основное содержание лекции, заключённое в тексте из правого поля.
По окончании этой работы в поле внизу листа записывается главная, ключевая мысль вышеизложенной информации. Если вы сможете написать резюме, значит, материал вы усвоили. Кроме того, это позволит спустя длительное время более живо воспроизвести в памяти содержание занятия в целом.
Важные моменты!
Не утрамбовывайте лекцию на одном листе. Разделите её на логические части. Если не получилось перенести новый кусок на следующую страницу, отчеркните его жирной линией. Резюмировать можно лекцию целиком или её отдельные главы.
По заметкам, сделанным при помощи метода Корнелла, легко готовиться к экзаменам. Ведь самое важное — понимать материал. А вы усвоите его и убедитесь в этом во время обработки лекций. Чтобы освежить знания в памяти, достаточно прочесть ваши короткие записи. Попробуйте устроить себе тест: закрыть правую половину листа с заметками и объяснить каждый тезис лекции из левой графы.
Отличие от последовательного (схематического) конспектирования
Принципиальным отличием обычного, последовательного конспектирования от корнельского конспекта является то, что в последовательном конспектировании особое значение имеет техника скоростного письма и умение «свёртывать» материал. Например, довольно часто при последовательном конспектировании информацию сокращают, исключая гласные буквы или заменяют некоторые слова на условные знаки, или сокращения.
Очень часто используют цветные фломастеры и ручки для выделения особенно важных мыслей. Некоторые уроки и лекции, где в подачи материала превалируют причинно – следственные связи записи приобретают вид схем. Такой конспект через длительное время очень тяжело восстановить в памяти.
Использования метода Корнелла в других сферах
Метод Корнелла на встречах и собраниях
Правая графа («Заметки») — записи, сделанные по ходу встречи или разговора.
Левая графа («Основные мысли») — основные идеи встречи, которые вы записываете уже после, анализируя свои записи.
Ваши записи почти наверняка будут сумбурными. Это ведь не лекция. Собеседник может сбиваться, перескакивать с темы на тему, терять мысль. Возможно, встреча даже покажется вам бесполезной, пока вы не проанализируете её и не выделите основные тезисы.
Резюме — итог встречи.
Метод Корнелла для подготовки к выступлениям
Левая графа («Основные мысли») — тезисы выступления.
Правая графа («Заметки») — раскрытие тезисов (кратко). Пометьте моменты, о которых обязательно надо упомянуть.
Резюме — главная мысль доклада.
Расписывая вручную тезисы, вы ещё раз их обдумаете, запомните. А перед выступлением сможете за несколько минут повторить доклад.
Метод Корнелла для планирования недели
Левая графа («Основные мысли») — планы на неделю.
Правая графа («Заметки») — разбивка планов на мелкие дела.
Резюме — главная цель недели.
Метод Корнелла вытащит вас из хаоса беспорядочных записей. Чёткую структуру обретут не только ваши заметки, но и ваши мысли!
Как эффективнее вести заметки. Метод конспектирования Корнелла
Метод Корнелла – это эффективный метод создания заметок cпомощью разделения страницы на три части, предложенный в 1950 году профессором Корнелловского университета Уолтером Паук.
Он позволяет сохранить материал в памяти, упорядочить его и облегчить подготовку к экзаменам за счет простого и эффективного обзора законспектированного материала за весь учебный период. Чем-то этот метод напоминает привычные для нас поля в тетрадях, когда на самом листе записывается основная тема, а сбоку дополнения и примечания.
Как правильно использовать метод Корнелла?
1. Левая часть листа (около ⅓ страницы) служит для записи ключевых слов и вопросов, относящихся ко всем сделанным справа пометкам.
2. Правое поле (около ⅔ страницы) служит для записи конспекта или лекции. Можно написать основные моменты в виде заголовков, либо расположить их по пунктам – они наиболее практичны и удобны для чтения. Помни, что не каждая маленькая деталь имеет важное значение и не забывай использовать сокращения. Важно, чтобы даже через год ты легко смог понять содержание конспекта.
3. Нижнее поле (примерно 7 см) служит для подведения итогов и включает новую информацию, которая вынесена из лекции и сформулирована на языке собственных мыслей.
В приложении можно скачать бланк, размеченный по методу Корнелла. Остальные лайфхаки вы найдете по хэштегу #Лайфхаки@foxford_edu
Моя вторая память: 5 необычных техник конспектирования
Катя Статкус
В школе и институте редко учат искусству конспектирования, хотя именно это умение может оказаться одним из ключевых навыков, обеспечивающих успех в учебе. Как структурирует свои пометки Билл Гейтс, что такое метод Корнелла и кто больше всех пропагандировал mind-mapping — «Теории и практики» рассказывают о пяти полезных техниках конспектирования для тех, кто по-прежнему предпочитает бумагу и ручку.
Метод Корнелла
Профессор Корнелльского университета Вальтер Паук разработал свой знаменитый метод конспектирования в середине прошлого века. Чтобы воспользоваться им, вначале придется сделать соответствующую разметку на листе А4. Нужно провести две горизонтальные линии: одну вверху, чтобы отчертить место для заголовка и даты, а другую — внизу, чтобы под ней можно было записать пять-шесть предложений, суммирующих содержание конспекта на этой странице. В оставшейся средней части листа нужно провести еще одну длинную вертикальную линию, разделяющую его на две неравные колонки, — та, что слева, должна быть значительно уже той, что справа (рекомендуется делать ее шириной чуть больше шести сантиметров). По ходу прослушивания лекции или чтения учебника, делайте записи в своей обычной манере в широкой колонке. Между предложениями лучше оставлять немного пустого пространства, чтобы оставалась возможность в них еще что-то дописать. После лекции заполните левую колонку — выделите самые важные идеи, имена, даты, сформулируйте вопросы и так далее. А в последующие 24 часа нужно будет заполнить еще и нижнее поле — в нескольких предложениях сформулировав суть своих записей на этой странице.
Подробнее о методе Корнелла можно почитать в книге его создателя Вальтера Паука «How to Study in College» или посмотреть вот этот видеотьюториал.
Метод Билла Гейтса
В 2003 году молодой предприниматель Роб Ховард познакомился с Биллом Гейтсом и, явно находясь под большим впечатлением от этой встречи, написал о ней пост в свой блог. Пожалуй, больше всего читателей Ховарда поразило то, что во время переговоров Билл Гейтс (на минуточку, один из самых обеспеченных людей в мире) делал пометки сам, от руки, а не в ноутбуке. Ховард немного описывает и метод, которым Гейтс структурировал материал. Лист его блокнота был размечен на квадраты, в каждом из которых он записывал связанный определенной тематикой блок. Например, один из квадратов в нижней части листа был отведен на вопросы, которые появлялись у Гейтса по ходу переговоров. Некоторые блогеры считают, что квадраты Гейтса — это переработанный традиционный метод Корнелла, и призывают читателей подогнать эту систему под собственные нужды, а не просто стремиться скопировать стиль создателя «Майкрософта».
Метод ментальных карт (mind-mapping)
Mind-mapping — это популярная техника записи, по правилам которой начинать нужно всегда в середине листа. В кружочке или в рамочке прямо по центру страницы нужно указать главное понятие, о котором пойдет речь в конспекте. И потом с помощью ответвлений в разные стороны записывать в новых кружочках ключевые слова и идеи, с ним связанные. Если вы собираетесь использовать этот метод, лучше запастись ручками как минимум трех разных цветов, чтобы делать более заметными разные ответвления. Главным популяризатором этой техники был Тони Бьюзан — английский психолог и телеведущий, который активно использовал метод ментальных карт в середине 1970-х годов в своей телепередаче «Use Your Brain». Сегодня к этому методу часто прибегают любители мозговых штурмов.
Метод предложений
Тем, кто пока не готов пробовать новые нелинейные методы конспектирования, можно посоветовать так называемый метод предложений. Он очень похож на стандартный метод стенограммы — когда вы просто пытаетесь зафиксировать на листе все, что говорит лектор. Отличие заключается лишь в том, что каждое предложение здесь нужно записывать с новой строчки и нумеровать его по порядку. Нумерация поможет легко сделать отсылку от одного предложения к другому с помощью всего лишь одной маленькой пометки (например, «см. №67») — больше не нужно разбираться в запутанных стрелочках, перечеркивающих половину записей.
Метод течения (flow method)
Если вы устали стенографировать в своих конспектах, можно попробовать этот, недавно сформулированный коучем Скоттом Янгом, метод конспектирования. В основе его лежит такая идея: слушать лекцию — это не пассивный процесс, чтобы по-настоящему получить от лекции пользу, нужно думать и развивать собственные идеи. Поэтому в конспекте, выполненном таким способом, следует записывать только ключевые моменты лекции и дать волю своим комментариям. Понятно, что такие записи будут довольно сильно отличаться от классических конспектов, поэтому на всякий случай возьмите на лекцию для подстраховки еще и диктофон.
Подробнее об этом методе можно прочитать в книге Скотта Янга «Learn More, Study Less».
Предварительный анализ государственного переворота 1 октября 1965 г. в Индонезии
Автор
Бенедикт Андерсон и Рут Маквей
Страна
Соединенные Штаты
Язык
английский
Предмет
Политическая история
Издатель
Корнеллский проект современной Индонезии
СОДЕРЖАНИЕ
Задний план
Работа и резюме
Кахин «не согласился с некоторыми взглядами, представленными в этой статье»; тем не менее, он назвал эту работу « tour de force » за «впечатляющий анализ» событий, несмотря на ограниченный доступ к информации. По его мнению, работа Андерсона и Маквея «содержит ряд важных выводов и значительный объем важных данных, которые другие авторы не приняли во внимание».
В первом абзаце резюме результатов исследования Андерсон и Маквей изложили свои предварительные выводы:
Интерпретация событий
[. ] Мы, Народ, можем полностью понять, что утверждал подполковник Унтунг, проводя свое патриотическое движение. Но как бы то ни было, это внутреннее дело армии. С другой стороны, мы, Народ, осознающий политику и обязанности революции, убеждены в правильности действий, предпринятых Движением 30 сентября для сохранения революции и народа. [. ]
Альтернативные теории
Исключая возможность того, что Сукарно и / или PKI организовали события 1 октября 1965 года, Андерсон и Маквей рассмотрели две дополнительные альтернативы. Первым был независимый шаг Унтунга и его движения по захвату контроля и увольнению членов Генерального штаба армии за их «западную ориентацию», « менталитет Ментенга » и «воспрепятствование усилиям Сукарно» без стремления к поддержке народа. Если Унтунг и его люди не хотели вовлекать гражданское движение, чтобы предотвратить пресечение попытки государственного переворота со стороны армии, Андерсон и Маквей тогда полагали, что Сукарно, должно быть, был ключевой фигурой. Это была последняя альтернатива, в которой президент действовал спонтанно после того, как Унтунг и его люди побудили его действовать против Генерального штаба армии, не зная, что слухи о надвигающемся перевороте были ложными. Опять же, Андерсон и Маквей оспорили эту теорию, потому что в случае, если Сукарно хотел устранить свою оппозицию, «наверняка позаботились бы о большем количестве генералов, особенно Сухарто и [ Умар Вирахадикусумах ]».
Прием
Тираж
Мы сочли важным распространить эту интерпретацию даже в ее нынешнем неполном состоянии, потому что спонсорство, которое мы назначаем перевороту, обычно не рассматривается; и мы опасались, что если мы подождем, пока не будет проведена окончательная история, следы этой группы и других участников, возможно, были бы успешно стерты с песков времени.
Андерсон и Маквей воспроизвели двадцать копий статьи, используя мимеографы, и разослали их как корнельским, так и не корнелльским ученым и официальным лицам, прося их комментариев и критики. Из-за деликатного характера документа они также потребовали сохранить конфиденциальность его содержания. Это решение было принято с учетом безопасности коллег и бывших студентов, работающих в Индонезии, из опасений, что они «могут быть привлечены к ответственности за взгляды, выраженные в документе». Несмотря на просьбу авторов, по крайней мере один экземпляр статьи был воспроизведен и распространен, получив известность как «Корнельская бумага».
Существование этого документа стало достоянием общественности после того, как The Washington Post ‘ s Джозеф Крафт опубликовал статью 5 марта 1966 года, сообщив содержание „исследование последних индонезийских событий группы ученых Корнельского университета“. Несколькими днями позже газета Post опубликовала письмо Кахина, в котором он критиковал Kraft за то, что он «значительно не ограничился обсуждением событий начала октября, чтобы спекулировать на более поздних событиях». Он пояснил, что этот документ был «предварительной попыткой [. ] реконструировать запутанные события, окружавшие переворот», и «не обсуждал и не подвергал сомнению суждение о любых последующих событиях». Согласно Кахину, бумага часто «исказила, лечила и искажена». Ученым и журналистам, запросившим копии исследования в Корнелле, было отказано, но некоторые из них получили четырехстраничный документ под названием « Гипотеза о происхождении анализа переворота» и приняли его за настоящую статью. Альтернативные версии тезиса статьи были также опубликованы выпускником Корнелла Дэниелом Левом в выпуске журнала Asian Survey за февраль 1966 года и Люсьеном Рей в британском журнале New Left Review в следующем месяце. В своей книге «Крах коммунистов в Индонезии» 1969 года автор Арнольд Бракман назвал Люсьена Рея « прикрытием для человека, который, исходя из содержания статьи, должен иметь доступ по крайней мере к одной версии« Корнельской бумаги »».
Еще в 1969 году в Бостоне на встрече Ассоциации азиатских исследований и недавно сформированного Комитета обеспокоенных азиатских ученых были проведены дискуссии по делу 30 сентября, на которых ни один из участников не процитировал «Корнельскую бумагу», хотя мы снова можно справедливо предположить, что все они знали о его существовании. Неспособность раскрыть эту ситуацию несправедливо по отношению к новому студенческому поколению, новым ученым и студентам, участвующим в проекте «Современная Индонезия», которые не имеют никакого отношения к работе.
Индонезийский ответ
Под руководством Нугрохо Нотосусанто из Центра истории вооруженных сил Индонезия опубликовала в 1966 году свой первый отчет о перевороте, «который был в значительной степени консолидированной версией армейской пропаганды, излагающей« доказательство »того, что попытка переворота была коммунистическим заговором». В 1967 году Гай Паукер, аналитик по индонезийским делам корпорации RAND, сообщил армии о существовании «Корнельской бумаги» и предложенных ею теорий. По словам ученого из Мельбурнского университета Кэтрин Э. МакГрегор, спонсируемая правительством США корпорация RAND «явно действовала, чтобы помочь режиму Нового порядка отстоять свою версию переворота и, следовательно, его легитимность». Совместно с подполковником Исмаилом Салехом и Паукером Нугрохо работал над публикацией английской версии отчета армии во время своего визита в Калифорнию в 1967 году. В предисловии к публикации говорилось, что оно было написано в ответ на «кампанию, проводимую определенными кругами в Западные страны против правительства Нового порядка ». В самой работе утверждается, что попытка переворота не была внутренним военным делом, после учета показаний членов PKI, сделанных во время серии военных процессов.
Когда Кахин посетил Индонезию в июне 1967 года, он встретился с офицером разведки, ответственным за координацию допросов политических заключенных и составление официального правительственного отчета об инциденте 1 октября 1965 года. Кахин запросил «гораздо более подходящую документацию» по этому событию, чтобы подготовить «более полный и научный» отчет и анализ переворота. Он обратился с аналогичной просьбой к судье, генералу Кабулу Арифину, и оба пообещали предоставить необходимые материалы для более полной документации. Однако документы не были предоставлены правительством, и, несмотря на последний запрос, сделанный Кахином в 1971 году, Корнельский проект современной Индонезии опубликовал отчет Андерсона и Маквея без сопроводительного правительственного отчета. Кахин считал, что обещания официальных лиц, с которыми он беседовал, «были отменены высшим авторитетом». Правительство Индонезии также пыталось убедить Андерсона пересмотреть результаты исследования, чтобы они соответствовали официальным отчетам, опубликованным Сухарто и его офицерами во время визитов в страну в 1967 и 1968 годах. Однако он поставил под сомнение их точность и достоверность.
Дальнейшее развитие
По состоянию на 1971 год, через пять лет после предполагаемой попытки государственного переворота, «полное научное исследование дела еще не появилось».
В своей книге 1978 года ученый из Национального университета Малайзии Гарольд Крауч обнаружил, что «показания лидеров PKI на судебных процессах [Mahkamah Militer Luar Biasa] (Специальный военный суд), а также мнения, выраженные эмигрантскими группами PKI в Европе и других странах, сделали «Корнельский тезис очень сложно защитить в первозданном виде». Изучая эти свидетельства, Крауч утверждал, что ИПК несомненно принимала участие в событиях 1965 года, но «обстоятельства и степень ее участия все еще не ясны».
Быстро записать лекцию со слов преподавателя, оформить конспект так, чтобы через месяц он пригодился в подготовке к экзамену — навык, которому не учат ни в школе, ни в ВУЗах.
Диктофоны, видеокамеры — студенты применяют любые технические новинки, чтобы облегчить трудный учебный процесс.
Но, оказывается, что доверяя технике сделать точную копию урока, студенту впоследствии приходится тратить втрое больше времени на повторение пройденного. А потому пока нет лучшего изобретения для конспектирования, чем простая ручка и бумага.
Преподаватель Cornell University (США) профессор Walter Pauk предложил ученикам колледжей методику быстрой записи лекции на бумагу. Американским студентам новшество пришлось по душе, и метод конспектирования Корнелла (так назвали предложение Паука) стали применять учащиеся других стран.
В чем суть методики?
Рассказывая о придуманной методике, профессор Паук в своей книге предлагает не механическое перенесение слов оратора в тетрадь, а фиксирование главных тезисов темы с последующей самостоятельной доработкой текста.
Шаблон конспекта по методу Корнелла
Работа над материалом проходит в три этапа:
Такой подход к предмету, поможет студентам не только запомнить материал, но и легко ориентироваться в теме, быть готовыми к вопросам на экзамене.
На конкретном примере
Рассмотрим пример на русском языке, как пишутся конспекты по методу Корнелла.
Есть следующий исходный текст:
«В 13 году до н. э. Август вернулся из длительной экспедиции на Запад, где он инспектировал положение дел в Галии и Испании. Сенаторы решили отметить его возвращение и постановили воздвигнуть на Форуме (главном месте Рима) памятник Августу. И не просто грандиозный каменный монумент, архитектура которого будет напоминать великие деяния императора, а жертвенник — религиозное сооружение, где Август и его приближенные смогут воздать хвалу богам. Но император выбрал другое место Рима – Марсово поле».
Образец краткой записи того текста, который приведен выше:
С чего начать?
Лист (формат А4) или тетрадную страничку надо разлиновать. Проведите вертикальные линии:
После, одной горизонтальной линией, разделите лист на две неравные колонки:
Можно для начала скачать готовый шаблон, а после разлиновывать лист самим.
Приступаем к работе
Как готовиться к экзамену?
Такая проработка материала, в отличие от утомительной зубрежки, даст положительные всходы. Понимая причины, логику, последовательность событий, даже самый робкий ученик докажет, что он разбирается в предмете.
Кому подходит?
Предложенная система удобна для записи предметов, основанных на точно сформулированных темах, имеющих логический порядок.
Если в изучаемом предмете темы плавно перетекают в следующие, а способы их исследования меняются, то метод Корнелла лучше заменить другим видом конспектирования.
Итог
Корнелльским методом студенты пользуются давно (более 60 лет). И отзывы учеников, изучивших эту нетрудную систему, доказывают ее эффективность:
Ангелина, СамГУ (Самарский университет):
«Прочитала книгу Паука в оригинале, так как русского варианта не нашла. И заразилась его идеей нового подхода к конспектам. Не всегда получалось дорабатывать сделанную на лекции запись. Но к экзамену подошла со счетом 18:7, т. е. 18 листов с личными пометкам, вопросами и выводами, а 7 листов написанных по старинке, без домашней проработки. И мне казалось, что вижу эти 7 листов впервые. Ничего не помнила! Зато «проработанные» 18 лекций почти не пришлось учить. Всего 20 минут самостоятельного анализа, сэкономили часы в предэкзаменационный период!»
Видео «Как записывать лекции? Cornell note taking!»