Коринфского ордера что это

Коринфский ордер

Коринфского ордера что это. Смотреть фото Коринфского ордера что это. Смотреть картинку Коринфского ордера что это. Картинка про Коринфского ордера что это. Фото Коринфского ордера что это

Полезное

Смотреть что такое «Коринфский ордер» в других словарях:

Коринфский ордер — Коринфский ордер. Пантеон Коринфский ордер один из трёх греческих архитектурных ордеров. Представляет вариант ионического ордера, более насыщенный декором. Характерной особенностью этого ордера является колоколообразн … Википедия

Коринфский ордер — один из трёх основных архитектурных ордеров. Имеет высокую колонну с базой, стволом, прорезанным каннелюрами, и пышной капителью, состоящей из нарядного резного узора листьев аканта, обрамлённого небольшими волютами. Сложился во второй… … Художественная энциклопедия

КОРИНФСКИЙ ОРДЕР — КОРИНФСКИЙ ОРДЕР, один из трех основных архитектурных ордеров. Имеет высокую колонну с базой, стволом с каннелюрами и пышной капителью из рядов листьев аканта и небольших волют. Сложился во 2 й половине 5 в. до нашей эры. Отличается пышностью и… … Современная энциклопедия

КОРИНФСКИЙ ОРДЕР — один из трех основных архитектурных ордеров. Имеет высокую колонну с базой, стволом, прорезанным желобками (каннелюрами), и пышной капителью, состоящей из рядов листьев аканфа и небольших волют … Большой Энциклопедический словарь

Коринфский ордер — относительно более новый и богатый древнегреческий архитектурный стиль, сложился ок. 400 г. до н.э., получил название от города Коринфа. Имеет высокую колонну с базой, стволом, каннелюрами и пышной капителью, состоящей из рядов листьев аканфа и… … Энциклопедия культурологии

Коринфский ордер — КОРИНФСКИЙ ОРДЕР, один из трех основных архитектурных ордеров. Имеет высокую колонну с базой, стволом с каннелюрами и пышной капителью из рядов листьев аканта и небольших волют. Сложился во 2 й половине 5 в. до нашей эры. Отличается пышностью и… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Коринфский ордер — один из трёх основных греческих архитектурных ордеров. Сложился во 2 й половине 5 в. до н. э. (примененная Иктином коринфская колонна в целле храма Аполлона в Бассах на Пелопоннесе, около 430 до н. э.) как более насыщенный декором вариант … Большая советская энциклопедия

Коринфский ордер — один из трёх основных архитектурных ордеров. Имеет высокую колонну с базой, стволом, прорезанным желобками (каннелюрами), и пышной капителью, состоящей из рядов листьев аканта и небольших волют. * * * КОРИНФСКИЙ ОРДЕР КОРИНФСКИЙ ОРДЕР, один из… … Энциклопедический словарь

Коринфский ордер — один из трёх основных греческих архитектурных ордеров. Сложился во 2 й половине 5 в. до н. э. (примененная Иктином коринфская колонна в целле храма Аполлона в Бассах на Пелопоннесе, около 430 до н. э.) как более насыщенный декором вариант… … Строительный словарь

Источник

Коринфский ордер

Как известно, из двух «старших» ордеров, дорический называют мужским ордером, и он действительно, по словам Витрувия «подражает суровой мужской красоте», ионический же воплощает женское начало. С символикой коринфского ордера дело обстоит несколько загадочней. Витрувий говорит, что он «подражает девичьей стройности».

На первый взгляд это выглядит несколько натянутым и не столь очевидным, как с в двух предыдущих случаях. Да и почему тогда существует один «мужской» ордер в противовес двум, воплощающим женское начало? И это у греков, славящихся своей любовью к логике и симметрии.

Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо пристальней рассмотреть символику деталей коринфской капители, а также учесть характер эпохи, в которую она родилась. К счастью, изобретение коринфского ордера хорошо документировано.

Витрувий указывает на то, что матерью «третьего» ордера была ионика. В этих двух ордерах действительно много общих черт, отсутствующих в дорическом. Также «девичий» ордер родился спустя пять столетий после первых обнаруженных образцов ионического.

Коринфского ордера что это. Смотреть фото Коринфского ордера что это. Смотреть картинку Коринфского ордера что это. Картинка про Коринфского ордера что это. Фото Коринфского ордера что это

Каллимах у могилы коринфской девушки. Иллюстрация из трактата Р. Фреара де Шамбре «Параллель между древними и современными ордерами», Париж, 1651 г.

Существует красивая легенда о происхождении коринфской капители, описанная Витрувием: «… одна девушка, гражданка Коринфа, уже достигшая брачного возраста, заболела и умерла. После похорон ее кормилица, собрав несколько вещичек, которыми эта девушка дорожила при жизни, уложила их в корзину, отнесла к гробнице и поставила на могилу, а чтобы они подольше сохранились под открытым небом, покрыла их черепицей. Эта корзинка случайно была поставлена на корень аканфа. С наступлением весны, этот корень, придавленный тяжестью, пустил из своей середины листья и стебельки, которые, разрастаясь по бокам корзинки и прижимаемые в силу тяжести углами черепицы, принуждены были загнуться в виде оконечностей волют.

В это время Каллимах, которого афиняне за изящество и утонченность его мраморных работ называли «искусник», проходя мимо гробницы, обратил внимание на корзину и на нежность обросших ее молодых листьев. Восхищенный новизной и причудливостью формы, он сделал для коринфян несколько колонн по этому образцу, определил их соразмерность и установил с этого времени правила для построек коринфского ордера».

Коринфского ордера что это. Смотреть фото Коринфского ордера что это. Смотреть картинку Коринфского ордера что это. Картинка про Коринфского ордера что это. Фото Коринфского ордера что это

Аканф — это обычный сорняк, известный каждому, кто хоть раз занимался прополкой огорода)))

У аканфа большие свисающие вниз листья, какие и запечатлел в своей капители Каллимах. Как и наш одуванчик, аканф может расти на самой неплодородной и каменистой почве, и поэтому он является символом силы возрождения.

Коринфского ордера что это. Смотреть фото Коринфского ордера что это. Смотреть картинку Коринфского ордера что это. Картинка про Коринфского ордера что это. Фото Коринфского ордера что это

Каменный столп Диониса из Дельф

Эта колонна изначально стояла на подиуме перед входом в храм Аполлона. Но колонна посвящена не Аполлону, а другому богу – Дионису, который чередуясь с богом солнечного света, правит в Дельфах по временам года.

Дионис – умирающий и воскресающий бог. Танцовщицы на капители – это его жрицы – фиады. Когда Диониса (по разным версиям в образе человека или животного) разорвали на множество частей и похоронили на Парнасе, из его останков на поверхность пробились побеги аканфа. Однажды фиады танцевали на месте погребения и ударами своих ног разбудили Диониса Ликноса (весеннего Диониса, Диониса младенца).

Но греки до поры до времени ассоциировали аканф только со смертью. В погребальных обрядах они на ряду с многими травами неизменно использовали аканф. Он традиционно встречается на белофонных лекифах – небольших стройных сосудах с изящным длинным горлышком, предназначавшихся для окропления могилы и тела покойника маслом в момент погребения.

Часто лекифы с документальной точностью изображают сцены похорон. На них всегда присутствует аканф – надгробный памятник обвязан лентами (пурпурными тениями) – часто листья аканфа воткнуты в тении или посажены в сосуд, или находятся в корзине у подножия стелы.

Встречаются листья аканфа, изготовленные из бронзы. Самый знаменитый пример – листья, украшавшие колесницу, на которой везли тело Александра Македонского из Вавилона в Александрию. Но помимо этого существует еще очень много колонн, вплоть до портика Октавии в Риме, где каменную капитель обвивают выполненные из бронзы листья аканфа. Зеленая патина изображает живые листья – жизнь, возрождение, силы природы, вечно умирающей и возрождающейся каждой весной.

Не стоит упускать из виду и значение треножника, присутствующего в Дельфийской колонне, также символизирующего новое рождение.

Коринфского ордера что это. Смотреть фото Коринфского ордера что это. Смотреть картинку Коринфского ордера что это. Картинка про Коринфского ордера что это. Фото Коринфского ордера что этоТреножники играли в Древней Греции туже роль, что сейчас кубки победителей спортивных соревнований. Они выставлялись на показ. В Дельфах была целая так называемая «улица треножников», которая вела к святилищу Диониса. Но треножники были и сакральными предметами – в Дельфах на одном из них сидела сивилла. Изначально треножник был простым котлом на трех ножках, который ставился над очагом.

Во многих эпосах мира котел – это источник неисчерпаемой силы, это щедрая материнская утроба, из которого мы все появились на свет и в которое уйдем, чтобы родиться снова. Многие мифы рассказывают о боге или герое, который искупался в кипящем котле, чтобы омолодиться. Этот мотив всем нам знаком с детства из «Конька-Горбунка».

Существует несколько построек V в. до н.э., в которых присутствует «девичий» ордер.

Коринфского ордера что это. Смотреть фото Коринфского ордера что это. Смотреть картинку Коринфского ордера что это. Картинка про Коринфского ордера что это. Фото Коринфского ордера что это

Это храм Аполонна в Басах (550 – 425 гг. до н.э.), в его целле находиться единственная в храме и самая ранняя коринфская капитель. Эта колонна была создана при жизни Каллимаха Афинского, который, если верить Витрувию, первым перевел «природные» бронзовые формы аканфа в камень. Спустя примерно век Скопас возводит храм Афины Алеи в Теге, в котором снаружи использует дорический ордер, а внутри – коринфский.

Также сочетание ордеров встречается и в толосах: в дельфийском (около 375 г. до н.э.), и в замечательном толосе Асклепия в Эпидавре, созданном Поликлетом младшим. В этих храмах бог небесный часто соединялся с подземной силой: Аполлон с Асклепием в Эпидавре, Афина с змеем Алеем в Тегее. Сочетание ордеров стало правилом, которому следовали архитекторы IV в. до н.э.: в храме Зевса в Немее или в храме Матери богов в Олимпии, построенном позже, ионический ордер сочетается с коринфским.

Коринфского ордера что это. Смотреть фото Коринфского ордера что это. Смотреть картинку Коринфского ордера что это. Картинка про Коринфского ордера что это. Фото Коринфского ордера что это

Так почему же коринфский ордер возник именно на рубеже V и IV вв. до н.э.? Дело в том, что в этот момент религиозные верования греков претерпевали кризис. Упорядоченное космическое представление о божественном пантеоне безотносительное к конкретному живому человеку начало вытесняться аттическим реализмом и стоическим рационализмом. Люди захотели других философских установок, взывающих к их личному внутреннему миру, а также личного спасения. Все это вызвало интерес к архаическим культам, в том числе и культу Диониса.

Использование греками коринфской колонны в единственном числе или же в небольшом количестве и только в интерьере свидетельствует о том, что роль этой колонны еще не свелось к только строительному элементу, и религиозно-символический образ этого ордера было кристально ясным.

При написание это текста использовалась статья
«Коринфский ордер» Дж. Рикверта

Источник

Коринфский ордер

Коринфский ордер – один из трех греческих архитектурных ордеров. Представляет вариант ионического ордера, более насыщенный декором.

Витрувий, римский архитектор и механик I век до н. э., сообщает, что этот ордер был изобретен скульптором Каллимахом, древнегреческим ваятелем аттической школы, из Коринфа (отсюда и название) во 2-й половине V века до н. э. Легенда гласит, что скульптор прогуливался по кладбищу и увидел на могиле недавно умершей девушки корзину с ее вещами, которую принесла ее кормилица. Плетеную корзину овили листья буйно растущего аканта.

Коринфского ордера что это. Смотреть фото Коринфского ордера что это. Смотреть картинку Коринфского ордера что это. Картинка про Коринфского ордера что это. Фото Коринфского ордера что этоАккант. Многолетние травянистые растения, реже полукустарники, высотой от 40 см до 2 м, с колючими листьями.
Цветки белые или пурпурные, собраны в кисть.

Эта корзина стала прообразом капители нового ордера – коринфского, а сам ордер стали называть «девичьим», в противоположность дорическому и ионическому – мужскому и женскому.

Коринфский ордер придает зданиям утонченности и грациозности в силу прихотливой символики кудрявых капителей.

Коринфского ордера что это. Смотреть фото Коринфского ордера что это. Смотреть картинку Коринфского ордера что это. Картинка про Коринфского ордера что это. Фото Коринфского ордера что это

Коринфский ордер появился в архитектуре античной Греции позднее других ордеров. В архитектуре использовался крайне редко и в основном появлялся в качестве дополнения к основным ордерам, при оформлении интерьеров.

В каноническом коринфском ордере колонна имеет высоту равную 20 модулям, то есть она становится еще более стройной по отношению к остальным.

Структура архитрава (это нижняя часть антаблемента, непосредственно опирающаяся на капители колонны; в тосканском и дорическом ордерах архитрав делается простым и гладким, а в ионическом и коринфском он горизонтально разделен на три части) такая же, как в ионическом ордере, с добавлением нового элемента в поддерживающей части карниза, полки с модулями в виде кронштейнов.

Коринфского ордера что это. Смотреть фото Коринфского ордера что это. Смотреть картинку Коринфского ордера что это. Картинка про Коринфского ордера что это. Фото Коринфского ордера что этоРсположение архитрава

В карнизе кронштейны

Коринфского ордера что это. Смотреть фото Коринфского ордера что это. Смотреть картинку Коринфского ордера что это. Картинка про Коринфского ордера что это. Фото Коринфского ордера что этоКронштейны на рамках поддерживают балки кессонных потолков. Левый кронштейн установлен на капитель колонны коринфского ордера.

располагаются непосредственно под слезниковой плитой, поддерживая ее.

Для капители коринфского ордера, характерна скульптурность пластической разработки. Форма и размеры лепестков, самые разнообразные. Под абакой

Коринфского ордера что это. Смотреть фото Коринфского ордера что это. Смотреть картинку Коринфского ордера что это. Картинка про Коринфского ордера что это. Фото Коринфского ордера что этоА база; Б колонна: 1 каннелюры; В капитель: 2 акант; 3 абака; Г антаблемент, 4 архитрав, 5 фриз, 6 карниз

расположен колокол – остов капители, на котором строится все богатство художественной композиции растительного орнамента капители. Орнамент выражает бурно разрастающуюся поросль аканта. Лист аканта раскрывается наподобие папоротника, раскручиваясь, соединяются в волютообразные завитки, поддерживающие углы абаки.

Фуст колонны имеет 24 каннелюры, по форме схожие с ионическим ордером.

Коринфского ордера что это. Смотреть фото Коринфского ордера что это. Смотреть картинку Коринфского ордера что это. Картинка про Коринфского ордера что это. Фото Коринфского ордера что это

Кстати, изображение стилизованных акантовых листьев является одним из самых распространенных орнаментальных мотивов как античной архитектуры, так и греческой и римской, в частности. Различают более острый по форме, греческий акант – «акант колючий», и с более округлой формой, характерный для римского зодчества – «акант мягкий».

Источник

Коринфский ордер в архитектуре

Коринфский ордер – 3-й по счёту греческий архитектурный ордер. У него имеется характерная отличительная особенность – наличие колоколообразной капители, которая покрыта стилизованными листочками аканта.

Насколько известно современной архитектуре, коринфский ордер оформился намного позже дорического и ионического. Стал развиваться в пятом веке до нашей эры. Этот процесс длился вплоть до четвёртого столетия до нашей эры. Коринфский ордер в архитектуре назвали «девичий».

Коринфского ордера что это. Смотреть фото Коринфского ордера что это. Смотреть картинку Коринфского ордера что это. Картинка про Коринфского ордера что это. Фото Коринфского ордера что этоСамые ранние из известных в настоящее время памятников этого ордера находятся в Греции. Это коринфская колонна, украшающая в Афинах главный фасад библиотеки Арианы. Знаменитый храм Зевса Олимпийского украшен колоннами этого же ордера. Следует отметить, что капитель украшена малыми и большими листьями, цветками, волютами. Стиль во многом повторяет аттическую базу, состоящую из 2-х торусов, которые разделены скоцией. Малоазийская база состояла из двух скоций с торусом над ними.

Коринфская капитель

Считается, что Коринфскую капитель изобрёл скульптор Каллимах из города Коринфа во второй половине пятого века до нашей эры. По этому поводу сохранилась очень красивая историческая легенда. Однажды мастер шёл по одному из местных кладбищ и подошёл к могиле умершей совсем недавно девушки. Её кормилица очень любила свою подопечную, поэтому она принесла и оставила на могилке корзинку с личными вещами умершей. Скульптор был вдохновлен, когда он увидел, как эту плетёную корзину очень красиво обвили листочки растения акант. Вот как раз эта корзина и послужила толчком для создания капители нового коринфского ордера.

Коринфский ордер современные архитекторы очень часто используют в своих проектах, когда хотят украсить здание.

Примеры колонн ионического ордера, которые мы можем изготовить из стеклопластика, пенополиуретана, полимербетона, стеклофибробетона.

Так же можем изготовить колонны на заказ по согласно Вашим чертежам.

Источник

Архитектура и Проектирование | Справочник

Вы здесь

Коринфский ордер

Каждый портик, перекрытие которого поддерживается колоннами, всегда будет сводиться к системе горизонтальных частей и вертикальных опор, независимо от того, как эти части будут трактоваться. Приложения этого конструктивного принципа в общем могут отличаться друг от друга лишь степенью выражения мощи или легкости. Другими словами, возможно существование только двух ордеров: ордера тяжелых пропорций – дорийского и ордера легких пропорций – ионийского.

Ордера, описанием которых мы сейчас займемся, неизбежно относятся к одному из этих двух основных типов. Только более или менее уклоняясь от них в деталях украшений, эти ордера по существу являются их разновидностями.

Коринфский ордер

Коринфский ордер, как разновидность ионийского. – Коринфский ордер, характерным признаком которого является капитель в виде корзины с листьями, обязан своей известностью римлянам, у которых он получил чрезвычайно широкое применение. У греков же он играл весьма второстепенную роль и рассматривается лишь как более роскошный вариант ионийского ордера.

Даже в то время, когда коринфский ордер уже завоевал себе особое положение в римском искусстве, Витрувий едва признает за ним право на самостоятельное существование и по общему характеру пропорций объединяет его с ионийским ордером. «Пропорции коринфского ордера, – говорит он, – отличаются от ионийского лишь большей высотой капители». И в представлении греков эти два ордера казались настолько однородными, что древнейшая из известных нам коринфских капителей дошла до нас в одном смешанном антаблементе с ионийскими капителями.

Коринфского ордера что это. Смотреть фото Коринфского ордера что это. Смотреть картинку Коринфского ордера что это. Картинка про Коринфского ордера что это. Фото Коринфского ордера что это
Рис. 221

Такое знаменательное сочетание существовало в храме Фигалии, возведенном Иктином через несколько лет после Парфенона. Целла была выдержана в ионийском ордере, но центральная колонна в ее глубине выделялась среди всех остальных своей коринфской капителью, как это видно на рисунке 221. По-видимому, капитель A была уцелевшим архаическим обломком, вновь употребленным при постройке нового храма, подобно метопам древнего храма в Селинунте, которые с таким благоговением были вделаны во вновь выстроенный храм.

Витрувий рассказывает, что первая коринфская капитель была произведением золотых дел мастера Каллимаха, творца золотой лампы, освещавшей в Эрехфейоне святилище Минервы, – мастера, жившего в Коринфе около 400 г.

Однако капитель Фигалии, использованная в V в. как готовый материал, доказывает, что элементы ее существовали намного раньше указываемого этой легендой времени. Как гипотезу, мы рискуем высказать предположение, что прототипом этого лиственного ордера являлась египетская капитель с украшением из пальмовых листьев, мотивы которой пользовались таким успехом в первые времена сношений Египта с греческим миром.

Во всяком случае, несомненно, что этот тип капители существовал задолго до Каллимаха, и роль этого художника могла заключаться лишь в том, что зачаткам коринфского убранства он придал определенные и законченные формы, т.е. сделал для коринфского ордера то, что Херсифрон для ионийского.

КАПИТЕЛЬ

Общий вид, подражание металлической модели. – По словам Витрувия, идея коринфской капители могла зародиться у ее творца при виде куста аканфа, листья которого охватывали корзину с дарами, поставленную на надгробную плиту.

Коринфского ордера что это. Смотреть фото Коринфского ордера что это. Смотреть картинку Коринфского ордера что это. Картинка про Коринфского ордера что это. Фото Коринфского ордера что это
Рис. 222

Единственной интересной подробностью этой легенды является упоминание в ней имени золотых дел мастера; и, действительно, примитивная коринфская капитель – подлинное произведение ювелирного искусства.

По замечанию Шипье, формы ее соответствуют скорее приемам работы по металлу, исполненной выбиванием, чем резцу скульптора: ее листва, так глубоко вырезанная, слишком хрупка для мрамора. Если же представить себе, что листья, покрывающие эту корзину, сделаны из чеканной бронзы, то ее форма станет вполне понятна. Каждый лист чеканился отдельно и ставился в ряд, прикрепленный к корзине обручем C, охватывающим ее кругом (рисунок 222).

Столь же естественно из металлических полос, скрученных в виде спирали, образуются и волюты. Просветы же (прорези) волют, которые так трудно выполнить в камне, представляются тогда просто вырезками, исполненными грабштихелем.

Таким образом, стоит только допустить, что формы коринфской капители скопированы с металлической модели, и все кажущиеся несогласованности находят удовлетворительное объяснение.

Эта гипотеза также как будто подтверждается обычаем покрывать капители металлическими украшениями, – обычаем, распространенным вплоть до эпохи Римской империи. От Плиния мы узнаем, что в римском Пантеоне существовали капители с украшениями из бронзы, а в Пальмире и Джераке встречаются колонны, гладкие корзины которых были обернуты в металлическую листву.

Детали и последовательные видоизменения формы капители. – Полностью восстановить древнюю капитель Фигалии не представляется возможным: слишком разноречивы и неясны сохранившиеся рисунки с ее изображениями. На рисунке 221 она воспроизводится лишь по тем общим чертам, которые встречаются на всех изображениях.

Зато капитель памятника Лисикрата (рисунок 223), возведенного в 335 г. до н.э., дошла до нас в почти неповрежденном виде.

Коринфского ордера что это. Смотреть фото Коринфского ордера что это. Смотреть картинку Коринфского ордера что это. Картинка про Коринфского ордера что это. Фото Коринфского ордера что это
Рис. 223

Корзина капители имеет правильную цилиндрическую форму. В покрывающих ее украшениях чувствуется нечто капризное, что вполне уместно в здании малых размеров; конечно, это было бы совершенно недопустимо в сооружении большого масштаба. Ее волюты, несколько хрупкие и сухие, не выдержали бы и малейшей тяжести, а в контурах их заметен недостаток твердости.

Это именно подражание в мраморе металлической модели, причем это подражание еще настолько близко к оригиналу, что и в его мраморной копии применяется металл: обруч, прикрепляющий нижние концы листьев к корзине, сделан из бронзы и представляет собой кольцо, вделанное у основания капители.

Присутствие маленьких дисков, расположенных между листьями второго ряда, объясняется рисунком 222: они напоминают те скрепы F, которыми листья прикрепляются к обручу C.

Центральным мотивом капители в памятнике Лисикрата и в храме Фигалии является плоская пальметта.

В Милетском храме (III в. до н.э.) мы также встречаем эту пальметту; позднее ее место займет выпуклая волюта. Листья здесь все еще сохраняют ту сухость и изрезанность очертаний которыми они отличались в памятнике Лисикрата. Впрочем, капитель Милета имеет одну характерную особенность, которая в римской архитектуре будет служить признаком архаизма: у нее чрезмерно сближены обе короны листьев; второй ряд листьев еле возвышается над первым.

Развалины круглого храма Эпидавра ближе всего подводят нас к тем формам ордера, которые окончательно установятся в римскую эпоху.

На рисунке 224, E показана громада этой капители, представляющей поистине совершенное произведение искусства. Однако здесь значительно меньше, чем на памятнике Лисикрата, заметно влияние металлической модели: второй ряд листьев выше, чем в Милете, а волюта имеет слегка выпуклые очертания. Все эти признаки дают основание предполагать, что данная капитель относится к более позднему времени.

Наряду с этими типичными ордерами существует ряд их второстепенных разновидностей, которые достаточно будет просто перечислить.

В развалинах на о. Делосе обнаружена вотивная колонна, капитель которой украшена только корзиной с листьями без волют; своим общим видом она напоминает коринфский, но более приземистый тип капители; быть может, она представляет свободное подражание египетской кампануле.

Это подражание протокоринфским египетским ордерам еще более ясно выражено в Пергаме, где некоторые капители кажутся копиями моделей эпохи Птолемеев.

Влияние египетских оригиналов заметно также и в вотивных колоннах театра Диониса, в их капителях с пальметтами, но без выреза листьев (рисунок 224, B). Оно обнаруживается и в колоннах на о. Фера, в Башне ветров в Афинах, а также и в других памятниках.

Коринфского ордера что это. Смотреть фото Коринфского ордера что это. Смотреть картинку Коринфского ордера что это. Картинка про Коринфского ордера что это. Фото Коринфского ордера что это
Рис. 224

В других случаях снова появляются ионийские формы, послужившие точкой отправления при выработке форм коринфской капители: высота капители храма Артемиды Лафрии в Мессене едва ли превышает высоту ионийской капители, ход ее волют также принимает ионийский характер, а листья расположены в один ряд. Этот ионийский ордер был бы вполне аналогичен ордеру Эрехфейона, если бы в последнем венчик пальметт был бы совершенно выпуклым.

Это возвращение к прототипам объясняет формы полукоринфских, полу ионийских капителей Посейдонии и Коры. Коринфский ордер, прежде чем принять в руках греческих художников, отдавших свое искусство на службу Риму, окончательную форму римского коринфского ордера, возвращается к своему первоисточнику – к ионийским формам.

АНТАБЛЕМЕНТ

Типичным примером антаблемента коринфского ордера является антаблемент памятника Лисикрата (рисунок 223). Его элементы со всех точек зрения носят ионийский характер: расчлененный архитрав, украшенный скульптурой фриз, карниз с зубчиками. Это – ионийский антаблемент времени его полного расцвета со всеми его составными частями, которые он имеет в архитектуре Ионии, но с большей роскошью в профилях и большей легкостью и утонченностью в формах.

Композиция антаблемента в храме Эпидавра может вызвать много замечаний: фриз профилируется в виде гуська и с недостаточной твердостью; мулюры карниза нагромождены друг на друга без гладких промежутков между ними, которые явились бы отдыхом для глаза. Шипье считает, что этот антаблемент был переделан в римскую эпоху. Что касается антаблемента Башни ветров, то он является уже произведением эпохи упадка.

Венчающая часть анта в Эпидавре профилируется гуськом и своими очертаниями напоминает профиль фриза. В Башне ветров ант имеет чисто ионийский характер. В других случаях ант заменяется полуколонной, представляющей в плане очень плоский овал. Остатки подобного рода полуколонн имеются в Британском музее среди обломков Эфесского храма; в театре Диониса мы можем найти другие, без сомнения более поздние, примеры этого вида антов.

В общем, в коринфском ордере только капитель обладает особыми характерными признаками. Греки рассматривали коринфский ордер почти как прихоть художника, и только в приложении к римской архитектуре из него выработается законченный ордер со всеми присущими ему особенностями.

Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L’Architecture

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *