Коричневая свеча зажигания что означает
Что означает цвет свечей — черные, коричневые, белые?
Цвет свечей зажигания позволяет быстро продиагностировать двигатель. Свечи подбираются по калильному числу. Правильное число гарантирует самоочищение и эффективную, долгую работу свечей. Разумеется свечи должны быть вычищены и иметь выставленный по щупу зазор.
Свеча №1 — эталонная, такая должна быть в полностью исправном двигателе. Юбка центрального электрода имеет светло-коричневый или светло-серый цвет, следов износа электродов нет, отложений нагара мало — свеча хорошо самоочищается.
Мягкий черный («пушистый») нагар свечи №2 сигнализирует о переобогащенной горючей смеси или повреждении воздушного фильтра, т.е. его засоре и ухудшении прохождения воздуха.
Белесый цвет изолятора свечи №3 напротив указывает на переобедненную топливную смесь, недостаток бензина в горючей смеси. Езда при повышенных нагрузках на такой смеси может грозить перегревом и последующим прогаром выпускных клапанов.
Черный смолистый осадок обычно сопровождается сильной вибрацией двигателя (мотор «троит») и сообщает о нерегулярной искре свечи зажигания или минимальном давлении в цилиндре.
Свече №6 наверное просто не повезло с цилиндром, она покрыта следами масла и топлива, металлическими опилками — разрушился или завис клапан, частичное разрушение поршня.
Цветные отложения (красно-коричневые, желтые) или нагар кремово-белого цвета (похожий на известняковую пыль) появляются в результате воздействия масляных присадок (веществ, добавляемых в масло с целью улучшения его технических характеристик). Заметьте, такой осадок не удаляется в процессе эксплуатации двигателя, его нужно счищать собственноручно.
Толстый слой черного нагара сообщает о трудностях самоочищения двигателя, т.е. свечи не нагреваются до температуры самоочищения, и/или топливная смесь слишком богатая.
Не всегда в данных проблемах виноваты свечи. Это может быть плохой бензин, не отрегулированная топливная система, подающая слишком богатую или бедную смесь. Перебои могут быть вызваны пробоет проводов высокого напряжения. Для более равномерного износа свечей зажигая можно менять их местами.
КРАСНЫЙ, БЕЛЫЙ, ЧЕРНЫЙ НАГАР НА СВЕЧАХ ЗАЖИГАНИЯ: ПРИЧИНЫ, ДИАГНОСТИКА, УСТРАНЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ
Свечи зажигания устанавливаются в автомобиле для выполнения двух функций – воспламенения рабочей смеси в камере сгорания и отвода лишнего тепла после детонации. Их грамотная работа серьезно влияет на тяговые свойства двигателя, и если мотор начал нестабильно работать на холостом ходу, с трудом заводиться или «дергаться», следует обратить внимание на состояние свечей.
Производители автомобилей прописывают в техническом паспорте информацию о том, как часто необходимо менять свечи зажигания. Но данные значения чаще всего преувеличены в маркетинговых целях, и менять свечи водителю приходится чаще, чем планируют разработчики автомобиля. При возникновении подозрений на неисправность свечей зажигания, проверить их состояние можно довольно просто, обратив внимание на цвет нагара, образованный на электродах. Это позволит определить, какие именно системы автомобиля привели к выходу из строя свечей зажигания.
ПОЧЕМУ ВОЗНИКАЕТ НАГАР НА ЭЛЕКТРОДАХ СВЕЧЕЙ ЗАЖИГАНИЯ
Автомобильные свечи работают в «жесткой» среде, где на них происходит не только термическое, но и химическое воздействие. При сгорании топлива на электродах свечей образуется серый налет, что сигнализирует о стабильной работе системы. При этом также на свече зажигания может возникнуть красный, черный или белый нагар, что должно заставить водителя автомобиля задуматься не только о замене свечей, но и о необходимости в срочном порядке проверить двигатель на определенные неисправности.
Цвет нагара электрода свечи ясно сигнализирует о том, какие именно неисправности могли возникнуть в двигателе. Чаще всего они связаны с моментом искрообразования, составом топливной смеси или температурой в камере сгорания. Более подробно каждый цвет нагара свечи зажигания мы рассмотрим ниже.
КАК ПРОВЕРИТЬ СОСТОЯНИЕ ДВИГАТЕЛЯ ПО НАГАРУ СВЕЧЕЙ
Считается, что свечи зажигания являются лучшим средством диагностики, если необходимо обнаружить неисправность, которая связана с циклом воспламенения рабочей смеси. При этом нельзя делать выводы о состоянии мотора, выкрутив свечи зажигания через 10-20 или более тысяч километров. Диагностика проводится исключительно на «свежих» свечах, но при этом они должны пройти обкатку в 150-200 километров.
Чтобы проверить состояние двигателя по нагару свечей необходимо:
Установить новые свечи;
Проехать на них 150-200 километров;
Выкрутить свечи и посмотреть на цвет нагара, который начал на них образовываться.
Внимание: Проверять цвет нагара на свечах зажигания следует только на прогретом двигателе.
ЧЕРНЫЙ НАГАР НА СВЕЧАХ ЗАЖИГАНИЯ
Наиболее распространенным цветом нагара считается именно черный, и верно диагностировать неисправность, на которую он указывает, сложнее всего. Черный нагар может быть представлен в двух вариациях, каждая из которых указывается на возникновение определенной неисправности в работе двигателя. Различают черный нагар по структуре, что позволяет точно выявить группу причин возникновения проблем с двигателем.
Важно: Равномерно распределенный нагар кофейного или сероватого оттенка указывает, что проблем в момент сгорания рабочей смеси не наблюдается. Подобный нагар характерен при стабильной работе двигателя.
МАСЛЯНИСТЫЙ ЧЕРНЫЙ НАГАР
Ярко выраженный маслянистый черный нагар, образованный в районе резьбовых соединений и на электроде, часто проявляется одновременно с другим симптомом – синим дымом из выхлопной трубы при старте двигателя. Подобный тип нагара на свечах зажигания указывает, что масло в избыточном количестве попадает в камеру сгорания. Это может происходить по одной из следующих причин:
Износ маслосъемных колпачков на поршне;
Износ поршневых колец на клапане;
Износ направляющих втулок клапана.
Как можно видеть, проблема связана с изношенными деталями цилиндро-поршневой группы. При подобных неисправностях требуется заменить изношенные детали.
СУХОЙ ЧЕРНЫЙ НАГАР В ВИДЕ САЖИ
Второй тип черного нагара на свечах зажигания принято называть «бархатистым». В данном случае нагар не отличается наличием масляных подтеков. Чаще всего подобный тип нагара говорит о том, что в камеру сгорания попадает топливо-воздушная смесь, сильно обогащенная бензином. Если на свечах зажигания появился сухой черный нагар, возможны следующие неисправности:
Неверная работа свечи зажигания. Не исключено, что не хватает энергии на выработку искры требуемой мощности;
Низкая компрессия в цилиндрах двигателя. При проявлении черного бархатистого нагара на свече двигателя рекомендуется проверить компрессию в цилиндрах;
Если двигатель карбюраторный, проблема может быть связана с неправильной настройкой карбюратора;
Если двигатель инжекторный, неисправность указывает на проблемы с регулятором давления топлива, который излишне обогащает воздушную смесь. В подобных случаях можно заметить повышенный расход топлива автомобилем;
Засорен или неисправен воздушный фильтр, который пропускает недостаточное количество воздуха, что приводит к неполному сгоранию топлива, и оно оседает на электроде свечи зажигания.
Подобный тип нагара характерен тем, что он оседает больше на электроде свечи зажигания и практически не проникает на резьбовое соединение.
КРАСНЫЙ НАГАР НА СВЕЧАХ ЗАЖИГАНИЯ
Если владелец автомобиля использует различные присадки для топлива или масла, он может заметить, что на свече зажигания образуется красный нагар. Связано это со сгоранием химических добавок, залитых с излишком. Если водитель регулярно использует определенные добавки и замечает, что его свечи зажигания покрываются красным нагаром, в следующий раз рекомендуется сократить количество заливаемых присадок.
Проблема характерна, если в составе присадок, применяемых в автомобиле, имеются добавки марганца или свинца. Если не уделять внимание красному нагару на свече зажигания, на электроде образуется слой, из-за которого снизится вероятность появления искры, что приведет к нестабильной работе двигателя.
При появлении красного нагара на свечах зажигания рекомендуется удалить его, а также произвести замену масла или бензина, в зависимости от того, куда заливалась присадка.
БЕЛЫЙ НАГАР НА СВЕЧАХ ЗАЖИГАНИЯ
Как и черный нагар, белый имеет различные проявления. Он может обладать глянцевой поверхностью, из-за наличия в нагаре крупинок металла, или оседать на электроде в виде крупных белых отложений.
ГЛЯНЦЕВЫЙ БЕЛЫЙ НАГАР
Глянцевый белый нагар опасен для двигателя автомобиля, и он указывает, что свеча не получает должного охлаждения. Помимо свечи могут также перегреваться поршни, что приведет к трещинам в клапане и обернется для водителя дорогостоящей заменой. Чаще всего причины для перегрева свечи зажигания и появления белого нагара кроются в недостаточном количестве жидкости в системе охлаждения. Также белый нагар с «глянцевым» отблеском может появляться по следующим причинам:
В камеру сгорания поступает обедненная топливная смесь;
Впускной трубопровод подсасывает лишний воздух;
Происходит пропуск искры или свеча выдает искру слишком рано из-за неверно настроенного зажигания;
Неверно выбрана свеча зажигания для данного типа двигателя.
Если на свече зажигания появляется глянцевый белый нагар со следами металлических вкраплений, следует как можно быстрее показать автомобиль диагностам или самостоятельно разобраться в проблеме. Эксплуатировать машину при подобном нагаре не рекомендуется.
СЛАБОВЫРАЖЕННЫЙ БЕЛЫЙ НАГАР
Если на свече зажигания образовался белый нагар, ровно оседающий на поверхности электрода, проблема кроется в топливе, залитом в автомобиль. В такой ситуации рекомендуется проверить качество бензина и полностью его заменить, а после заправиться топливом от другого производителя.
Состояние двигателя по цвету свечей зажигания
Осмотр свечи нужно проводить после продолжительной работы двигателя, идеальным вариантом будет осмотр свечи после длительной поездки по загородному шоссе. Ошибкой некоторых автолюбителей, например, является то, что после холодного старта двигателя при минусовой температуре и неустойчивой его работе первым делом выкручивают свечи и увидев черный нагар, делают поспешные выводы. А ведь этот нагар мог образоваться во время работы двигателя в режиме холодного старта, когда смесь принудительно обогащается, а неустойчивая работа могла быть следствием скажем плохого состояния высоковольтных проводов.
Поэтому, если вас что-то не устраивает в работе двигателя, и вы решили сделать диагностику его работы по состоянию свечей нужно проехать на изначально чистых свечах минимум километров 250-300 лучше еще больше и только после этого делать какие то выводы.
В процессе эксплуатации зазор между электродами в среднем увеличивается на 0.015 мм за каждые 1000 км пробега. Поэтому рекомендуется через 5000 км проводить ТО свечей. Замена, согласно рекомендациям большинства изготовителей, рекомендуются после 30 тысяч км пробега автомобиля.
ФОТО 1: Нормальная свеча, вывернутая из двигателя работу которого можно считать отличной. Юбка центрального электрода имеет светло-коричневый цвет, нагар и отложения минимальны. Полное отсутствие следов масла. Владельцу данного мотора можно только позавидовать, и есть чему — это экономичный расход топлива и отсутствие необходимости доливать масло от замены до замены.
ФОТО 2: типичный пример свечи от двигателя с повышенным расходом топлива. Центральный электрод покрыт бархатисто-черным нагаром. Причин тому несколько: богатая воздушно-топливная смесь (неправильная регулировка карбюратора или неисправность инжектора), засорение воздушного фильтра.
ФОТО 3: пример чрезмерно бедной воздушно-топливной смеси. Цвет электрода от светло-серого до белого. Здесь есть повод для беспокойства. Езда на слишком обедненной смеси и при повышенных нагрузках может стать причиной значительного перегрева свечи(фото 3.1) её плавления (фото 3.2), и перегрева камеры сгорания, а перегрев камеры сгорания — прямой путь к прогару выпускных клапанов.
ФОТО 4: Юбка центрального электрода свечи изображенной на фото №4 имеет характерный красноватый оттенок, этот цвет можно сравнить с цветом красного кирпича. Это покраснение вызвано работой двигателя на топливе содержащем избыточное количество присадок имеющих в своем составе металл. Длительно использование такого топлива приведет к тому, что отложения металла образуют на поверхности изоляции токопроводящий налет, через который току будет легче пройти, чем между электродами свечи, и свеча перестанет работать.
ФОТО 4.1: Работа двигателя на освинцованном бензине приводит к образованию токопроводящих отложений желтовато-коричнегого цвета, также снижающих вероятность образования искры на свече. При комнатной температуре наличие проводящих отложений приборами(омметр) не фиксируется.
ФОТО 5: Свеча имеет ярко выраженные следы масла, особенно в резьбовой части. Двигатель с такими свечами после длительной стоянки, имеет обыкновение после запуска «троить» некоторое время, а по мере прогрева работа стабилизируется. Причина этого неправильный подбор свечи (слишком «холодная» свеча), износ направляющих втулок клапанов, маслосъемных колпачков, поршневых колец. Налицо повышенный расход масла. В первые минуты работы двигателя, в момент прогрева, характерный бело-синий выхлоп.
ФОТО 6: Свеча на фото № 6 вывернута из неработающего цилиндра. Центральный электрод, его юбка покрыты плотным слоем масла смешенного с каплями несгоревшего топлива и мелкими частицами от разрушений, произошедшими в этом цилиндре. Причина этого — разрушение одного из клапанов или поломка перегородок между поршневыми кольцами с попаданием металлических частиц между клапаном и его седлом. В данном случае двигатель «троит» уже не переставая, заметна значительная потеря мощности, расход топлива возрастает в полтора, два раза. Выход один — ремонт.
ФОТО 7: Полное разрушение центрального электрода с его керамической юбкой. Причиной данного разрушения мог стать один из перечисленных ниже факторов: длительная работа двигателя с детонацией, применение топлива с низким октановым числом, очень раннее зажигание, и просто бракованная свеча. Симптомы работы двигателя такие же, как в предыдущем случае. Единственное на что можно надеяться так это на то, что частицы центрального электрода сумели проскочить в выхлопную систему, не застряв под выпускным клапаном, иначе тоже не избежать ремонта головки блока цилиндров.
ФОТО 8: Электрод свечи оброс зольными отложениями, цвет не играет решающей роли, он лишь свидетельствует о работе топливной системы. Причина этого нароста — сгорание масла вследствие выработки или залегания маслосъемных поршневых колец, неудовлетворительного состояния маслоотражательных колпачков. У двигателя повышенный расход масла, при перегазовках из выхлопной трубы сильное, синее дымление, запах выхлопа похож на мотоциклетный.
ФОТО 9: Разрушение керамического изолятора. Причины возникновения: резкое изменение температуры, например при охлаждении свечи, выкрученной с горячего мотора, в холодной воде. В некоторых случаях разрушение может быть вызвано дефектом самой свечи (брак или подделка), либо механическим повреждением, например в результате падения.
ФОТО 11: Забрызгивание свечи бензином. Часто происходит из-за неисправности системы зажигания или карбюратора / инжектора (льёт). Зимой может происходить из-за того, что бензин, попавший в камеру сгорания, не успевает испариться и оседает на свечах зажигания и стенках цилиндров. Выход — вывернуть свечи и промыть их спиртом и дать высохнуть, либо продуть воздухом.
Снимают свечу на остывшем двигателе так:
— Отсоединить провода высокого напряжения (за провод не тянуть).
— Ключом отвернуть свечу на один оборот, очистить головку цилиндра и углубление в ней (продуть сжатым воздухом или с помощью чистой кисточки). Грязь и пыль не должны попасть в камеру сгорания или на резьбу.
— Выкрутить свечу, осмотреть ее. Для свечей с плоской опорной поверхностью оценить также состояние уплотнительного кольца.
Устанавливать новые или очищенные старые свечи также нужно с соблюдением определенных правил:
— Новые свечи промывают в растворителе, бензине, иногда кипятят (для удаления консервационной смазки).
— Внимательно осматривают ее внешнее состояние. Никаких сколов, царапин или других дефектов быть не должно. При необходимости регулируют зазор между электродами (его величина есть в инструкции к авто).
— Смазывают резьбу графитовой или медной смазкой. Это даст возможность даже при некотором искажении витков резьбы во время эксплуатации без особых усилий выкрутить свечу для диагностики или замены.
— Устанавливают и заворачивают руками, затем затягивают ключом — Момент затяжки: 26-27Nm
ЕСЛИ ЕСТЬ ЗАМЕЧАНИЯ, ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ, НОМЕРА ВАШИХ СВЕЧЕЙ НА ТИГУАН — кидайте в комментарии
Так же кто через сколько меняет свечи на VAG/Tiguan (чип/не чип)?
Как по нагару на свечах понять состояние автомобиля
Сегодня рассказываем о том, как выглядят свечи из здорового двигателя и где искать проблему, если цвет и консистенция налёта на них вызывает подозрения, так как отличаются от нормы (норма — это вообще как?). А заодно даём советы по безопасной очистке свечей.
Автомобиль в некотором роде подобен человеческому организму: неполадки в одном узле могут быть диагностированы по работе другого узла. Например, головная боль оказывается вызвана проблемами в спине, а нагар на свечах может говорить о неисправном топливном насосе или воздушном фильтре. Нагар на рабочей части свечи — изоляторе и электродах — расскажет вам о неисправностях автомобиля, надо лишь уметь «читать» цвет и консистенцию нагара.
Что такое: потемнение рабочей зоны свечи в результате штатной работы.
Опасность: отсутствует.
Что делать: радоваться хорошей работе двигателя.
На Драйве не так-то просто отыскать старые свечи в отличном состоянии. Изолятор и электроды этих экземпляров выглядят хорошо, но на резьбе явно лишнее масло. Источник: Scientist1980 / DRIVE2
Лучшее, что вы можете увидеть на прошедшей 30 тысяч км свече, — лёгкий нагар кофейного цвета. Керамический изолятор со временем немного темнеет, внешняя часть бокового электрода покрывается тонким слоем коричневого налёта, а на центральном электроде и внутренней стороне бокового электрода нет посторонних вкраплений. Этот налёт состоит из естественных незначительных отложений от сгоревшего бензина и микрокапель масла. Именно так должна выглядеть свеча, работавшая в абсолютно здоровом автомобиле, который заправляли качественным бензином.
Что такое: сгоревшее моторное масло
Опасность: повышенный расход масла, троение двигателя, засорение цилиндров
Что делать: менять поршневые кольца или маслосъёмные колпачки.
Сгоревшее масло может оставлять не только чёрный, но и белёсый нагар. Но главный симптом — очень крупные неровные наросты продуктов горения. Источник: RVA SS / Dodge Forum
Если на одной или нескольких свечах вы обнаружили серьёзный рыхлый нагар, похожий на хлопья, имейте в виду: в камеру сгорания попадает моторное масло. И делать ему на свече решительно нечего. Под воздействием высокой температуры масло сгорает, оседает на боковом электроде крупными наростами и толстой черной плёнкой на нетрущихся поверхностях — клапанах, поршне и свечах. Сизый дым из выхлопной трубы на непрогретом двигателе очень явно намекает на излишки масла в цилиндре, которое сгорает с характерным запахом.
Традиционно такая проблема посещает старые автомобили с изношенным двигателем, в котором давно пора менять маслосъёмные колпачки (если масло есть даже на резьбе свечи) или залегшие кольца (нагар только на электродах). Но если движок ещё молод, лучше обратиться в сервис к хорошему мастеру, потому что проблема может быть в чём-то другом. Причём время и средства на проверку стоит изыскать поскорее, потому что чем дольше вы будете ездить с утечкой масла, тем выше шанс появления калильного зажигания.
Моторное масло горит при более высоких температурах, чем бензин, и тем самым разогревает корпус свечи и цилиндра выше штатной температуры. Соответственно, топливовоздушная смесь в перегретом цилиндре будет воспламеняться ещё до того, как на свече образуется искра. Последствия калильного зажигания очень неприятны: прогар клапанов и поршней.
С опасностью езды с убитыми поршневыми кольцами хорошо знакомы, например, владельцы автомобилей VAG и особенно Audi с двигателем EA888 2009-2012 годов: из-за быстро забивавшихся дренажных отверстий масло начинало попадать в цилиндр, где сгорало, образуя пугающие наросты на клапанах и поршне. Правда, проблему EA888 владельцы чаще диагностировали не по нагару на свечах, а по чудовищному «масложору»: на каждый сожжёный бак бензина приходилось по 1,5-2 литра масла.
Чёрный матовый нагар
Что такое: топливная сажа.
Опасность: повышенный расход бензина, падение мощности, пропуски зажигания, засорение выпускной системы.
Что делать: искать причину повышенной подачи бензина в цилиндры.
Грязный датчик абсолютного давления впускного коллектора работал неправильно и переобогащал смесь, в результате чего на свечах образовался черный сажевый нагар. Источник: Abrikosa / DRIVE2
Сплошной чёрный бархатный налёт — это токопроводящие углеродные отложения от не до конца сгоревшей топливовоздушной смеси в результате её переобогащения бензином и нехватки воздуха. Горение происходит при слишком низкой температуре (ниже 450 °C), из-за чего сажа не сгорает в цилиндре. От слишком богатой смеси страдают не только свечи, начинающие пропускать ток по нагару на конической части изолятора, а не между электродами, но и выпускная система автомобиля и каталитический нейтрализатор, где догорает оставшийся бензин.
Как перегрев, так и недостаточная температура свечи зажигания ведут к проблемам. Источник: NGK Spark Plugs Eurasia
Если у вас найдётся диагностический кабель OBD-II — отлично, с его помощью можно посмотреть ошибки двигателя. На богатую смесь будет указывать ошибка Р0172. Причин у этого отклонения может быть много, начиная от засоренного воздушного фильтра и заканчивая неисправностью обратного клапана топливной системы. Если дело не в фильтре, рекомендуем обратиться в сервис — вряд ли у вас найдётся инструмент для замера той же компрессии. Самые частые виновники переобогащенной смеси — ошибка воздушной заслонки, барахлящий топливный обратный клапан, ослабленная посадка форсунки и неправильные ручные регулировки подачи топлива.
Что такое: окалина из-за перегрева или избыток присадок в бензине.
Опасность: разрушение свечи в цилиндре, прогар клапанов и поршня.
Что делать: проверять воздушную и топливную системы, угол опережения зажигания, совместимость свечи.
Прогоревший поршень, расплавленный белый электрод — игнорирование симптомов перегрева двигателя может привести к очень дорогому ремонту. Источник: NGK Spark Plugs Eurasia
Есть два вида белого нагара на свечах: равномерный матовый и неровный глянцевый с наростами. Матовый налёт свидетельствует о наличии некачественных присадок в топливе, поэтому достаточно будет сменить заправку. Гораздо хуже, если электроды блестят или на них обнаружились неровности, похожие на налипший металл — это говорит о перегреве свечи, а значит, по какой-то причине двигатель работает неправильно.
Белый рыхлый налёт от избытка присадок в бензине. К счастью, владельцу этого авто достаточно сменить свечи и АЗС. Источник: Scutum / DRIVE2
Вариантов неисправности, к сожалению, может быть масса — для определения причины придётся провести тщательную диагностику авто. Если продолжать эксплуатировать автомобиль, просто заменив свечи на новые, вы рано или поздно получите серьёзные неприятности: в лучшем случае осколки изолятора свечи в цилиндре и в худшем — испорченный поршень и сгоревшие клапаны.
С большой вероятностью белый налёт на свечах вызван обеднённой топливовоздушной смесью, поступающей в цилиндры. Если есть упомянутый выше OBD-II, смотрим на ошибки: Р0171 прямо говорит о том, что в двигатель поступает обеднённая топливовоздушная смесь, то есть смесь с избытком воздуха и нехваткой топлива.
Если обнаружилась именно эта ошибка, ситуация несколько упрощается — далее начинается ручная диагностика узлов. Во-первых, проверяем форсунки — вряд ли они забились все разом, поэтому сначала смотрите ту, в цилиндре которой была обнаружена белая свеча. Прочистка форсунок не помешает в любом случае.
Во-вторых, может изрядно забиться старый топливный фильтр или барахлить топливный насос. В таком случае все свечи в двигателе будут покрыты налетом.
В-третьих, воздушная система может подтравливать через образовавшуюся в шланге трещину или щель под хомутом, забирая в камеру сгорания воздуха больше положенного. После трёх ключевых элементов отправляемся на проверку угла зажигания, чистоты дроссельной заслонки, датчика расхода воздуха, системы водяного охлаждения и наличия антифриза в ней. Никто не говорил, что будет легко, но цена езды с белым блестящим нагаром на свечах — капитальный ремонт двигателя.
Проблема бедной смеси может коснуться и старое, и новое дорогое авто, потому что возможных причин невероятно много. Источник: PavlikPavilion / DRIVE2
Есть ещё одна возможная, хотя и маловероятная причина перегрева свечей — их неправильный выбор. Прежде чем паниковать и подсчитывать цену полной диагностики авто, открутите свечи, перепишите маркировку и удостоверьтесь, воспользовавшись, например, каталогом производителя, что конкретно этот комплект абсолютно точно подходит вашему автомобилю конкретного года выпуска с конкретной модификацией двигателя. Проблема нагара на свечах может быть вызвана несоответствием калильного числа: если свечи встали как родные и даже работают, это не значит, что они одобрены для использования в вашем авто. Не скажем за других производителей, но информацию о продукции NGK Spark Plugs всегда можно получить из нашего онлайн-каталога
Что такое: ферроценовые отложения от бензина.
Проблемы: пропуски зажигания, порча лямба-зонда.
Что делать: сменить АЗС.
Владелец свечи признается, что отдал предпочтение заправке с ценами ниже средних на 4 рубля. Результат — ферроценовый налёт всего за 100 км! Источник: Practik-76 / DRIVE2
Красный или кирпичного цвета сухой налёт на электродах может быть только сразу на всех установленных свечах. Если вы обнаружили нагар именно такого цвета, то за свой автомобиль как раз можете не беспокоиться — он пока в порядке. Проблемы, причём серьёзные, кроются в бензине, которым вы привыкли заправляться.
Недавно мы писали о горении и особенностях производства высокооктанового бензина. В частности, в посте было упомянуто, что топливо с октановым числом выше 95 часто получают не дорогостоящим каталитическим риформингом, а добавлением присадок. Некоторые из них уже давно запрещены к применению (тэтраэтилсвинец), некоторые безопасны и потому разрешены (метилтретбутиловый эфир), а некоторые запрещены во многих странах, но частично разрешены к применению в России. К последним относится ферроцен (C₁₀H₁₀Fe), соединение углерода, водорода и железа, которое при копеечной себестоимости позволяет легко поднять октановое число бензина на 4-5 единиц. На 6000 частей низкооктанового топлива достаточно 1 части ферроцена.
Ранняя стадия ферроценового загрязнения, либо неудачный опыт всего одной заправки. Источник: Chameleon28 / DRIVE2
Железо из состава ферроцена не сгорает при воспламенении топлива, а планомерно оседает внутри камеры сгорания, оксид железа как раз имеет красный цвет, знакомый нам по ржавчине. Так как железо — металл, то в камере сгорания и в выпускной системе начинает образовываться токопроводящий нагар. Отложения лихо убивают лямбда-зонды и нейтрализаторы, а нагар на свечах ухудшает искрообразование и ведёт к пропускам зажигания. Как результат заметно вырастает расход топлива и снижается мощность двигателя. И так до тех пор, пока лямбда-зонд и свеча окончательно не перестанут работать.
Много ли времени нужно отъездить на бензине, насыщенном ферроценом сверх нормативов, чтобы на свечах появился заметный красный нагар? Совсем чуть-чуть, хватит и тысячи километров, после которых свечи зацветут «кирпичом» и могут начаться пропуски зажигания. Поэтому если вы сомневаетесь в новой АЗС, после нескольких заправок на ней проверьте свечи.
Килограмм ферроцена стоит в России всего 500 рублей. Этого хватит на превращение 6 тонн Аи-92 средней паршивости в Аи-95. Источник: TMaster / Wikimedia
В Европе и даже Китае использование ферроцена в бензине запрещено, но в России, к сожалению, в 2004 году его решили не запрещать, а лишь ограничили допустимую концентрацию присадки в топливе до 17 мг/л. Вне зависимости от концентрации ферроцен будет делать своё грязное дело, засоряя отложениями свечи и лямбда-зонд, — вопрос лишь в скорости образования наростов. Тем более что на некоторых отечественных безымянных АЗС нечистые на руку хозяева предпочитают разбавлять плохой бензин присадками в значительно больших концентрациях, и даже применяют запрещенный свинец, лишь бы как можно дешевле поднять октановое число ближе к 95.
Чистить ли свечи от нагара?
Если во время проверки вы обнаружили нагар на свечах, а заменить их на новые нет никакой возможности, допустимо отчистить нагар самостоятельно и продолжить пользоваться свечами некоторое время.
Сразу отметим, что крайне не рекомендуется чистить свечи с помощью абразивов — наждачки, надфилей и соды. Грубая механическая обработка не поможет надолго — удалить нагар с керамического изолятора вряд ли получится, кроме того, в неизбежно образовывающиеся на поверхности изолятора и электродов микроцарапины нагар будет собираться с удвоенной силой. А если не рассчитать силы, то можно повредить иридиевый или платиновый наконечник и даже немного увеличить зазор между электродами, что испортит свечу. Вариант с паяльной лампой ничем не лучше. Единственный более-менее допустимый вариант — специальный пескоструйный аппарат для очистки свечей зажигания (бывают и такие), но вероятность найти его крайне мала. Конечно, свечи — ваша собственность, и вы вольны чистить их как угодно, но в таком случае производитель вообще не будет ручаться за их дальнейшую работу.
Свечи, пораженные в результате перегрева и обросшие спекшимся металлом лучше выкинуть. После долгой мучительной реанимации такой пациент всё равно не будет служить как прежде.
Игнорировать нагар и продолжать эксплуатировать свечи не стоит — непременно ухудшится искрообразование, начнутся пропуски зажигания, что приведет к троению в двигателе, падению мощности и повышению расхода бензина.
Нагар неплохо проводит ток — вместо горячей искры между электродами свеча будет давать низкотемпературный пробой по поверхности изолятора. О стабильной работе цилиндра можно будет забыть. Источник: NGK Spark Plugs Eurasia
На свечу надейся, а сам не плошай
Если вы установили самые крутые фирменные иридиевые свечи, это не значит, что нагара теперь можно не бояться. Режим очистки свечи с помощью искры повышенной температуры сбивает нагар только в точках, между которыми эта самая искра проскакивает, тогда как изолятор и внешняя поверхность электродов остаются грязными. К тому же, каким бы ни был нагар (за исключением нормального), заботиться нужно не о сохранности свечей, а о работе двигателя.
Свеча зажигания производит искру с температурой 10 000 °C, а сама при этом крайне чувствительна к перегреву и охлаждению. Превысили оптимальную температуру — пошли плавиться электроды. Недогрели — образовался нагар. Источник: NGK Spark Plugs Eurasia
Если вы проводите ТО исключительно в сервисах, всегда смотрите на состояние старых свечей. Делаете всё своими руками? Ещё лучше: проверяйте свечи после смены АЗС, а также при падении мощности и повышение прожорливости двигателя. Умение хотя бы частично диагностировать неисправность автомобиля по свечам поможет вам не только сэкономить время и деньги, но и избежать «развода» от непорядочных мастеров.
А теперь задавайте вопросы и подписывайтесь на наш блог.