Корабль сел на мель что это значит
ПОСАДКА СУДНА НА МЕЛЬ
Смотреть что такое «ПОСАДКА СУДНА НА МЕЛЬ» в других словарях:
Посадка корабля на мель — (судна на мель) остановка корабля (судна) вследствие касания подводной частью корабля (судна) дна, камней, рифов. EdwART. Толковый Военно морской Словарь, 2010 … Морской словарь
ПОСАДКА СУДНА — на мель, камни, рифы и пр. касание подводной частью судна мели и пр., не вызывающее необходимости у судна в посторонней помощи для выхода на чистую воду. Отсюда посадить судно. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское … Морской словарь
Посадка морского (речного) объекта на мель — Посадка морского (речного) объекта на мель: навигационное происшествие, заключающееся в непредвиденной остановке судна вследствие касания грунта или подводного препятствия днищем или его частью при глубине, меньшей или равной осадке судна. … … Официальная терминология
посадка морского (речного) объекта на мель — Навигационное происшествие, заключающееся в непредвиденной остановке судна вследствие касания грунта или подводного препятствия днищем или его частью при глубине, меньшей или равной осадке судна. [ГОСТ Р 22.0.09 95] Тематики безопасность в… … Справочник технического переводчика
посадка — 3.55 посадка: Геометрическое соответствие деталей, включающее допуски на размеры деталей при их конструировании и сопряжении. Источник: ГОСТ Р 51365 99: Оборудование нефтепромысловое добычное устьевое. Общие технические условия … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
посадка морского (речного) объекта на мель — 3.2.4 посадка морского (речного) объекта на мель: Навигационное происшествие, заключающееся в непредвиденной остановке судна вследствие касания грунта или подводного препятствия днищем или его частью при глубине, меньшей или равной осадке судна.… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
ПРОЧНОСТЬ СУДНА — Способность судна воспринимать действующие на него внешние силы без разрушения. Различают общую и местную П.С. Нарушение общей П.С. приводит к разрушению корпуса и, как правило, к гибели судна, местной П.С. к местным (локальным) повреждениям. При … Морской энциклопедический справочник
АВАРИЯ — (ит. avaria, от араб. авар (ит. avaria, от араб. авар повреждение, ущерб) в морском праве определенные случаи убытков, подразделяемых на общую и частную А. Под общей А. признаются убытки, которые были понесены вследствие произведенных намеренно и … Энциклопедия юриста
Авария (морское право) — У этого термина существуют и другие значения, см. Авария (значения). Общая авария (англ. general average) в морском праве ситуация, потребовавшая пожертвования частью груза или оборудования в целях спасания судна, груза и фрахта; также … Википедия
Авария в морском праве — Общая авария (англ. general average) в морском праве ситуация, потребовавшая пожертвования частью груза или оборудования в целях спасания судна, груза и фрахта; также понесённый от этой ситуации ущерб. Убытки от общей аварии распределяются между … Википедия
Причины посадки судов на мель. Способы снятия судов с мели
Причины, которые вызывают аварийные обстоятельства, приводящие к посадкам на мель, следующие: выход за кромку судового хода, необеспечение гарантированных габаритных размеров пути, неисправность навигационных знаков судового хода и нарушение правил их эксплуатации, несоблюдение установленных запасов воды под днищем, слабые знания специальной лоции районов плавания, неучет силы и направления ветра при снижении скорости, плохая управляемость судна или состава, отсутствие контроля за работой недостаточно опытных вахтенных начальников на сложных участках пути, плавание с нескорректированными навигационными картами и отсутствие постоянного сличения фактического движения с планшетами навигационных карт, нарушение правил радиолокационной проводки.
Существуют несколько способов снятия судов с мели, выбор которых зависит от периода навигации, места посадки, направления первоначального движения, типа и размеров судна, прочности корпуса и осадки, степени загрузки, глубины вокруг судна, грунта дна, наличия течения, его скорости и направления, колебаний уровня воды, расположения судна относительно русла и направления течения, отсутствия или наличия пробоин, исправности двигателей и вспомогательных механизмов.
Способ снятия с мели с использованием завезенного якоря обычно применяют для судов небольших размеров на участках с незначительной интенсивностью движения и при условии обеспечения беспрепятственного пропуска идущих судов. Якорную цепь заменяют тросом. Якорь кладут в шлюпке на площадку из бревен или досок, уложенных поперек, а трос укладывают шлагами.
Использование завезенного якоря
По мере удаления шлюпки от судна в нужном направлении трос сбрасывают в воду и. когда шлюпка достигнет намеченного места, с нее сбрасывают якорь, при этом экипаж шлюпки должен соблюдать меры предосторожности. После отдачи якоря трос выбирают на шпиль или брашпиль (положение I), якорь атакует грунт, и судно, работая движителями и рулями на раскачку, перемещается к глубокому месту в сторону завезенного якоря (положение II). При этом можно использовать постановку упорной сваи.
Снятие судов с мели с помощью других судов применяется при любых обстоятельствах поставки судов на мель.
Использование вспомогательного буксира
Первый способ заключается в использовании одного или нескольких буксировщиков. С буксировщика на стоящее на мели судно подают буксирный трос, который пропускают через клюз и крепят за два кнехта. Снятие с мели осуществляется в сторону наибольших глубин по обмерной схеме.
Перед выходом на буксир в место крепления троса на снимаемом с мели судне и буксировщике не должно быть людей, так как при его натяжении не исключены обрыв троса или срыв кнехтов. При снятии судна 1 с мели на реке при наличии течения буксировщику 2 часто приходится выходить на буксир и удерживаться поперек течения. В этих случаях для удержания буксировщика в нужном направлении отдают носовой якорь или буксировщик удерживает от сноса течением вспомогательный буксировщик 3.
При участии в работах нескольких буксировщиков их учаливают в кильватер, при этом выход на буксир осуществляют плавно, без рывков, после чего по команде с буксировщика, с которого подан коренной буксирный трос, все буксировщики увеличивают ход до полного.
В исключительных случаях судно снимают с мели рывками («барсом»). Для этого на буксировщике останавливают двигатели и, как только трос немного ослабнет, дают полный ход вперед. Судно трогается с места, а повторение рывков снимает его с мели. Опасность применения способа в том, что нередко происходит обрыв троса, поломка кнехтов и даже повреждения корпуса. Поэтому перед рывками необходимо убедиться в прочности швартовных устройств, троса и его закрепления, а при рывках надо следить за водотечностью корпуса снимаемого с мели судна.
Второй способ основан на использовании струй воды от работающих винтов для подмыва стоящего на мели на песчаном или илистом грунте судна.
Оказывающее помощь судно А подводят кормой на возможно близкое расстояние к борту стоящего на мели судна Б, учаливают за него, включают движители, постоянно увеличивая частоту их вращения до полного хода. По мере размыва грунта судно учаливают ближе к подмываемому судну. Подмыв ведут до тех пор, пока струи воды не покажутся с противоположного борта.
Далее подмывающее судно переставляют вдоль борта стоящего на мели судна от носовой части к корме или наоборот и продолжают работу до тех пор, пока судно не сойдет с мели. Недостатком данного способа является то, что он не дает эффекта на трудноразмываемых грунтах и создает опасность деформации корпуса от неравномерного распределения его давления на грунт при неравномерном подмыве.
Третий способ заключается в протаскивании троса под корпусом и подрезке им грунта. Он применяется в том случае, если судно стоит на мели на трудноразмываемом грунте и имеется возможность подойти к нему с обоих бортов мелкосидящим буксировщикам. Трос большой прочности заводят под корпус и крепят на двух буксировщиках, которые, двигаясь вдоль стоящего на мели судна, протаскивают трос под днищем последнего, нарушая присасывание корпуса к грунту. Двигатели буксировщика, с которого подан коренной буксирный трос, в это время работают на полный ход. Подрезку грунта тросом может выполнить и один буксировщик. Для этого требуется очень длинный трос, который одним концом пропускают через клюз и крепят в носовой части или на корме судна, а ходовой конец обводят вокруг борта судна и после заводки под корпус крепят на буксировщике.
Снятие с мели судовых и плотовых составное имеет особенности. Если на мель сел толкаемый состав, толкач расчаливается с составом, расчаливает баржи состава и поочередно отводит в безопасное место баржи, не стоящие на мели. После этого приступает к снятию с мели барж, стоящие на мели. Перед снятием с мели составляют обмерную схему, проверяют корпуса барж на водотечность и их техническое состояние.
Аналогично снимают с мели буксируемый состав. Если на мели стоят несколько барж, сначала снимают ту, которую легче снять или нижнюю (по течению). После снятия с мели всех барж их формируют в состав для продолжения рейса.
Большую сложность представляет снятие с мели плотового состава. Очень редко удается снять с мели весь плот без расчалки. Обычно снятием плота с мели занимаются несколько буксировщиков и плотовых бригад рабочих, которые вычаливают грузовые единицы (пучки, клетки и т.д.), находящиеся на плаву, отводят их и учаливают в безопасном месте. Грузовые единицы, стоящие на мели, вначале пробуют снять без расформирования. Если это сделать не удается, то с них снимают часть бревен или распускают. В обоих случаях для предупреждения расплыва древесины ниже плота сооружают запани, в которых собирают плывущие бревна.
Не менее сложно снимать с мели суда и составы, стоящие на каменистом грунте. Перед снятием промеряют глубины вокруг каждого судна, устанавливают наблюдение за водотечностыо корпусов, приводят в готовность водооткачивающие средства, аварийный запас материалов и инструмента. Снятие с мели с помощью буксировщика осуществляют только в том случае, если тщательно проверено дно и отсутствуют подводные препятствия, о которые можно проломить корпус.
Способ балластировки двух барж
Однако наиболее безопасным является способ частичной или полной паузки судна, а также способ установки по бортам двух порожних барж или понтонов, которые притопляют, подводят под корпус стоящего на мели судна подкильные концы, обтягивают их и закрепляют на баржах (понтонах), затем откачивают из барж (понтонов) воду, аварийное судно приподнимается, и сто отводят на глубокую воду.
Контейнеровоз сел на мель в Приморье: что известно
У берегов Находки потерпел бедствие контейнеровоз Rise Shine. На его борту находились 14 человек. На помощь экипажу отправился спасательный корабль, который эвакуировал моряков. Также к операции подключилась авиация. Предположительно, авария произошла из-за ледяного шторма. Циклон сегодня начал терзать и Хабаровск. Журналисты РЕН ТВ все увидели своими глазами.
По последней информации, все 14 членов экипажа эвакуированы с контейнеровоза. Экипаж контейнеровоза вышел на палубу, и моряков с помощью лебедок подняли на борт вертолета и отвезли на берег, где их уже ждали отряды МЧС. В ведомстве также опровергли сообщения, что судно надломилось. На данный момент утечки горючего в акваторию нет. Также на кадрах видно, что несколько контейнеров сильно накренились и могут рухнуть в воду в любой момент. Следственный комитет на транспорте уже начал проверку по факту аварии. Там выяснили, что судно предупредили о надвигающемся шторме и отправили в безопасную зону. Тем не менее, экипаж самостоятельно принял решение изменить место якорной стоянки.
Ураган, который чуть не утопил стометровый контейнеровоз, уже несколько дней хозяйничает на Дальнем Востоке. Из-за этого же циклона Хабаровск сегодня утром парализовал ледяной дождь. Шипы впору даже на обуви. Впрочем, ее вполне можно заменить коньками. Пешеходы скользят по тротуару, но чаще стараются его обходить, семенят по газону. Из-за сильной гололедицы аврал у дорожных служб и спасателей.
Метеорологи говорят, что не помнят такой погоды с 94-года. А вот на Камчатке к ущербу от непогоды уже стали привыкать. Несколько поселков полностью отрезано от цивилизации. Единственную дорогу, соединяющую населенные пункты, почти полностью смыло волнами.
К слову, на ремонт этой дороги выделили 40 миллионов рублей, восстановить ее должны до конца года. Правда вот, работы возобновят только после окончания штормовой погоды.
Снятие судна с мели
Посадка судна на мель не такое уж редкое явление, и кроме свершившегося факта того, что судно село на мель необходимо знать и уметь предпринимать нужные действия.
Причины посадки судна на мель
Среди навигационных аварий посадка на мель (рис. 1) стоит на первом месте, как по количеству случаев, так и по убыткам от них. В мире каждые 10 дней в среднем происходит одна посадка на мель. Основными причинами посадки судна на мель являются:
Районы, в которых наиболее часто происходят посадки на мель: подходы к портам, проливы, каналы, районы рейдовой разгрузки (особенно в Арктике).
Рис. 1 Судно, севшее на мель
Наиболее частыми причинами являются:
Наиболее типичные случаи посадки на мель по стихийным обстоятельствам:
Действия экипажа судна, севшего на мель
При возникновении ситуации, когда посадка судна на мель оказывается неизбежной, необходимо предпринять действия, уменьшающие тяжесть аварии. С этой целью в первую очередь следует поставить руль прямо и дать машине полный ход назад. Как показывает опыт, в большинстве случаев данное решение является единственно правильным, поскольку попытка уклониться от препятствия путем отворота может привести к посадке всем бортом и как следствие этого – к затоплению нескольких отсеков и повреждению винто-рулевой группы. Давать задний ход рекомендуется также в том случае, если посадка произошла неожиданно и нет опасности повреждения винтов. Реверс должен быть выполнен немедленно после соприкосновения корпуса с грунтом. Тогда волна, образованная судном, догонит и приподнимет его. При плавании на мелководье, где волнообразование сильно выражено, это может дать незамедлительный результат: судно сойдет с мели сразу же после посадки.
При угрозе выбрасывания на мель во время шторма, дрейфе с неисправными двигателями или при преднамеренной посадке следует заблаговременно принять максимально возможное количество балласта для увеличения осадки; удаление балласта во время снятия с мели уменьшает давление корпуса на грунт и соответственно необходимое стаскивающее усилие.
При непреднамеренной посадке судна на мель вахтенный помощник капитана должен:
Посадка судна на мель может быть преднамеренной, когда есть угроза затопления на большой глубине (например, в результате столкновения судов). Действия экипажа в этом случае:
Как при преднамеренной, так и при аварийной посадке судна на мель рекомендуется использовать становые якоря. Вытравленные на большую длину Якорные устройства буксирных судов якорные канаты будут удерживать судно от дальнейшего смещения в сторону берега под воздействием волн, а также могут быть использованы для создания дополнительного усилия при снятии с мели.
Действия экипажа судна после посадки судна на мель
Аварийная партия проверяет закрытие водонепроницаемых и противопожарных дверей, осматривает корпус судна, определяет характер и размеры повреждений и в случае поступления воды внутрь судна приступает к борьбе за живучесть. Далее необходимо:
Если при посадке на мель не ощущалось ударов о грунт, а контрольные откачки из льял и проведенные замеры уровня жидкостей в цистернах и танках свидетельствуют о том, что корпус не получил повреждений и судно сохранило курс, которым оно следовало до посадки, обычно сразу после посадки на мель работой машины на задний ход пытаются сойти на глубокую воду. При необходимости делаются попытки “расшевелить” судно на грунте перекладкой руля с борта на борт и путем резкого и кратковременного изменения работы машины на передний ход.
При отсутствии положительного результата в течение 20−30 минут останавливают машину и проводят детальный сбор информации, необходимой для принятия более обоснованного решения по снятию судна с мели. По возможности спускается шлюпка и при помощи ручного лота производится промер глубин в окрестностях судна через каждые 10−15 м и определяется характер грунта.
Рис. 2 Ручной лот
Ручной лот (рис. 2) состоит из свинцовой или чугунной гири и лотлиня. Гиря выполняется в форме конуса высотой 25—30 см и весом от 3 до 5 кг. В нижнем широком основании гири делается выемка, которая перед замером глубины смазывается солидолом. При касании лотом морского дна частицы грунта прилипают к солидолу, и после подъема лота по ним можно судить о характере грунта.
Разбивка лотлиня обозначается по следующей системе: на десятках метров вплетаются флагдуки различных цветов; каждое количество метров, оканчивающееся цифрой 5, обозначаются кожаной маркой с топориками.
Разбивка лотлиня | |||
---|---|---|---|
Метры лотлиня | Марки | ||
5 м | марка с одним топориком | ||
10 м | красный флагдук | ||
15 м | марка с двумя топориками | ||
20 м | синий флагдук | ||
25 м | марка с тремя топориками | ||
30 м | белый флагдук | ||
35 м | марка с четырьмя топориками | ||
40 м | желтый флагдук | ||
45 м | марка с пятью топориками | ||
50 м | бело-красный флагдук |
В каждой пятерке первый метр обозначается кожаной маркой с одним зубцом, второй – маркой с двумя зубцами, третий – с тремя зубцами и четвертый – с четырьмя.
Данные наносятся на планшет глубин (рис. 3), на котором в масштабе изображается вертикальная проекция корпуса судна. Полученные результаты позволят определить сторону, в которую нужно сдвигать судно, и укажут безопасные глубины для подхода спасателей. На планшете дополнительно должны быть указаны время и дата промера, состояние прилива, направление и скорость течения, характер грунта и другие данные по указанию капитана.
Рис. 3 Планшет для нанесения глубин
Одновременно как можно точнее снимается осадка носом, кормой и на миделе судна с обоих бортов. Сравнением глубин у борта судна с осадками в определенных точках корпуса по обоим бортам определяют место соприкосновения корпуса с грунтом. Осадка судна в момент перед посадкой на мель рассчитывается с учетом израсходованных в рейсе топлива, воды и различных запасов.
Место касания грунта корпусом небольшого судна можно также определить способом подрезки (рис. 4), для чего используются заведенные с носа и кормы подкильные концы.
Рис. 4 Определение района касания корпуса судна и грунта
Подкильные концы с носа и кормы проводят под корпусом судна до момента соприкосновения с грунтом. Затем их обтягивают, располагая параллельно шпангоутам, и делают отметки краской на борту судна. Таким образом определяются границы соприкосновения корпуса с грунтом. Недостаток этого способа заключается в том, что подкильные концы могут зацепиться за выступы грунта В и С и дать неправильное представление о районе соприкосновения.
Водолаз детально обследует грунт и рельеф дна в месте посадки, район касания грунта, повреждения корпуса и винторулевого комплекса. Если судно плотно сидит на грунте, соприкасаясь с ним большей частью днища, водолаз не сможет определить даже район повреждения. В таких случаях, если это возможно, водолаза следует опустить в затопленный отсек, где повреждение обнаружить легче.
Силы, действующие на судно на мели
Судно, сидящее на мели, испытывает действие нескольких сил, разных по своей природе:
Сила реакции грунта (давление веса судна на грунт, кН) – рассчитывается как потеря водоизмещения по разности осадок до и после посадки на мель.
Определяется при помощи грузовой шкалы судна.
Сила присасывания грунта возникает от продавливания корпусом судна грунта, в результате чего частицы грунта прилипают к корпусу, создавая эффект присасывания тем больший, чем большей вязкостью обладает грунт. Оценивается коэффициентом, зависящим от массы судна и от рода грунта. Для песка с галькой – 0,05−0,10; для вязкой глины – 0,25 и т. д.
Сила ударов волн при длительном воздействии приводит к разрушению корпуса (рис. 5). При снятии с мели, как правило, оказывают положительное влияние, раскачивая корпус и, тем самым, уменьшая силу присасывания и силу трения корпуса о грунт.
Рис. 5 Действие волн на корпус судна, сидящего на мели
Сила ударов о грунт вследствие зыби или волнения часто ведет к полному разрушению судна. Это происходит даже при ударах о ровный песчаный грунт. Однако в момент отрыва корпуса от грунта судно может быть снято с мели усилиями своей машины или подошедшими спасателями.
Сила ветрового давления учитывается только при снятии судна с мели стягиванием (при развороте не учитывается). Определяется с помощью формул, таблиц и графиков.
Нашли опечатку? Выделите и нажмите CTRL+Enter