Копирайтинг для начинающих с чего начать
Как стать копирайтером с нуля и без образования: пошаговая инструкция
Новички часто спрашивают: «Как стать копирайтером, если нет профильного образования?» И вообще, можно ли освоить копирайтинг, чтобы зарабатывать с его помощью деньги если ты, скажем, не филолог и не лингвист? Отвечаю: копирайтинг к филологии имеет такое же отношение как брейк-данс к балету, то есть буквы общие, но суть совершенно разная. И, да, любой человек может стать копирайтером с нуля, если будет знать основы, с чего начать. Правда, здесь не все так просто, как рассказывают в интернете, поэтому мы сейчас с Вами будем расставлять все точки над «ё». А чтобы было проще — представим все в виде пошаговой инструкции.
Многие люди хотят стать копирайтерами, совершенно не понимая, что это такое, и что их ждет. То есть как: они представляют примерно, что это удаленная работа, когда, мол, сиди дома или еще где-нибудь, пиши себе тексты в интернете и получай за это деньги. На биржах или еще где. Вроде ничего сложного, если в школе по сочинениям были пятерки, да? А вот и нет. И это первая вещь, которую нужно понять и принять. Сами тексты никому не нужны. Это просто безликая масса тысяч знаков, связанных в слова и предложения. Платят за нее деньги только тогда, когда в этом есть хоть какой-то коммерческий смысл. Поэтому…
Шаг 1. Понять, что такое копирайтинг на самом деле
99% людей не знают, что такое копирайтинг и считают, что это написание текстов или статей за деньги на биржах. Это чушь несусветная, и если Вы давно читаете этот блог, то знаете, почему. Мы подробно этот вопрос разбирали в этих материалах:
Если нет времени или желания читать большие материалы, то вот короткий видеоурок.
Теперь о биржах. Настоящие копирайтеры никогда на них не работают. Более того, те люди, которые там работают, практически навсегда лишают себя возможности войти в настоящий копирайтинг. О том, почему, я подробно написал в этих двух статьях.
Если после прочтения всех этих публикаций Вам все еще интересно стать копирайтером, то переходим к следующему шагу.
Шаг 2. Забыть про биржи раз и навсегда
Из материалов по ссылкам Вы уже знаете, что копирайтинг бывает дешевым и дорогим. Дешевый — это когда сутки на пролет нужно генерировать бесполезную текстовую массу за копейки. От такой работы нет ни корысти, ни радости — только выгорание, разочарование и подрыв здоровья. В 99% случаев.
В дорогом копирайтинге все куда интереснее, прибыльнее и приятнее, но есть нюанс: нужно многому научиться. Это отдельная ниша со своими законами, принципами, подводными камнями.
Шаг 3. Понять, что классическое образование не поможет
Высшего образования по копирайтингу нет. Ему не учат ни в школе, ни в институтах. Равно как не учат зарабатывать деньги. Это надо понять и принять. И в первую очередь потому что классическое образование на постсоветском пространстве направлено на заучивание, а не на прикладное решение задач.
Если у человека есть высшее филологическое образование, то для копирайтинга это, скорее, минус, потому что филологи слишком цепляются за текст и упускают из виду общую систему. Единственное, что помогает — это высшее техническое образование, потому что в нем прививается системный подход. Но у технарей другая беда — они в большинстве своем не умеют писать для людей. Для машин — да, для таких же технарей — да. Но не для простых обывателей.
Чтобы стать настоящим копирайтером нужно уметь видеть систему, решать задачи и работать сразу в трех областях.
Шаг 4. Выбрать направление
Копирайтинг — довольно широкая область, и многие копирайтеры выбирают свою специализацию. Это можно сравнить с медициной: есть врач общей практики, а есть хирург, офтальмолог или ЛОР. Посмотрите на рисунок ниже — на нем основные направления, которые пользуются популярностью в Рунете. Есть, конечно, и другие, типа чат-ботов, текстов для социальных сетей, но это, скорее, экзотика.
Давайте вкратце пробежимся по каждому из направлений.
К слову, о контент-маркетинге и статьях. На YouTube я как раз выложил второй свой курс, о том, как освоить статьи и зарабатывать на них без бирж, посмотрите.
Общим для всех ниш будет системный подход и базовый маркетинговый анализ. Далее, когда Вы выбрали направление, самое время переходить к пятому шагу.
Шаг 5. Практиковать решение задач
Копирайтинг — это не теория, это постоянная практика решения задач и набивание руки. Поэтому чтобы стать хорошим копирайтером, нужно потратить не одну тысячу часов, разрабатывая тексты по выбранному направлению.
Говорят, чтобы стать экспертом в отрасли, нужно посвятить практике в ней не менее 10 000 часов. Не знаю, наработал я свои часы или нет, стал экспертом или нет, но в одном уверен точно — это правда.
Обратите внимание: практика — это всегда разработка текстов по условиям исходных данных. Самообразование, просмотр курсов и чтение книг практикой не являются. Это теория. Она, конечно, тоже нужна и важна, но ее после усвоения нужно обязательно закреплять. К слову, в теоретическом плане могу порекомендовать неплохую книгу-курс от Вашего покорного слуги. В ней собрана вся необходимая база. Полный обзор книги — здесь.
Практика несет для Вас еще одну ценность. Когда Вы постоянно решаете задачи, у Вас автоматически появляется портфолио. И, главное: для этого Вам вовсе не нужны клиенты. О том, как правильно создавать портфолио и размещать его в интернете, даже если у Вас нет своего сайта, я написал в этой подробной инструкции.
Шаг 6. Начать зарабатывать
Спустя примерно 3-4 тысячи часов практики можно уже начинать браться за коммерческие заказы. При основательном подходе к этому моменту должно быть достаточно знаний и навыков для решения типовых задач копирайтера.
Если Вы хотите начать зарабатывать копирайтингом как можно скорее, то придется окунуться в омут с головой и начать двигаться по пирамиде Дилтса. Я подробно написал о ней в этой статье. Или можете посмотреть короткое видео на эту же тему.
Многие начинающие копирайтеры допускают ошибку: начинают активно общаться в сообществах и на форумах копирайтеров. Посмотрев видео, Вы поймете, в чем эта ошибка заключается.
Если Вы не хотите работать с клиентами, то можете выбрать альтернативное направление. Например, начать вести свой блог, чтобы зарабатываете на нем параллельно вместе с развитием навыков. И это очень важный момент: хорошие копирайтеры никогда не работают только на клиентов. Потому что клиенты — это, конечно, хорошо, но они приходят и уходят. Если работать на заказчиков всю жизнь — это все равно что наполнять бездонную бочку. Чтобы прокормиться хватит, но никто не вечен, и ближе к пенсии хочется чего-то спокойного и своего. Желательно не только для души, но и с пассивным доходом.
Вот почему, если Вы всерьез настроены стать копирайтером, старайтесь думать на перспективу, и не только о заказчиках, но и в первую очередь о себе. Сможете позаботиться о себе и заработать для себя денег без заказчиков — сможете сделать то же самое и для них. От этого Ваша ценность только возрастет.
Трудно ли стать копирайтером, и с чего начать
Копирайтинг — это такое же направление как программирование или юриспруденция. Здесь есть свои тонкости и нюансы, вещи, которые нужно знать и уметь. Это и не сложно, и не легко. Но важно понимать, что для освоения копирайтинга нужно время и силы. С наскока освоить его вряд ли получится. Только если пойти на биржи, но мы с Вами уже выяснили, что биржи — это не наш вариант, верно?
Вас сейчас может волновать еще один вопрос: а с чего, собственно, начать. Начните с этой статьи. А если чувствуете страх и неуверенность, то знаете, это нормально. Справиться с ними Вам помогут эти 12 методик.
На этом все. Любой марафон начинается с первого шага, а пошаговый алгоритм у Вас уже есть. Начните, и у Вас все получится!
А если вдруг возникнут вопросы — задайте их в комментариях.
Копирайтинг для начинающих: что должен уметь копирайтер и где искать заказчиков
Всё больше и больше людей задумывается об удаленной работе, в частности о работе копирайтером. Для того, чтобы овладеть этой новой профессией, необходимо быть грамотным — знать русский язык, иметь широкий кругозор и любить писать. Копирайтинг для начинающих всегда начинается с поиска потенциальных работодателей через специальные биржи или профильные группы в социальных сетях. От новичка потребуется сдать тестовое задание. Оплата труда копирайтера сдельная и расчитывается за 1 тысячу знаков без пробелов.
Суть работы копирайтера
Копирайтинг по-русски — это написание информационных и рекламных текстов для наполнения сайтов. В общем смысле, копирайтинг можно назвать видом деятельности на стыке маркетинга, писательского искусства и психологии.
Востребованность этой относительно новой профессии в России обусловлена развитием интернета и возможностью работать удалённо. Начать работать копирайтером может практически каждый человек — было бы желание. При этом опыт и образование не являются решающими факторами.
Многие рассматривают копирайтинг как подработку, но ещё больше людей планируют связать свою трудовую деятельность только с копирайтингом. На практике копирайтеры пишут обзоры, пресс-релизы, продающие, рекламные, информационные тексты, слоганы и сценарии.
Рабочий процесс начинающего копирайтера выглядит следующим образом:
Преимуществами работы копирайтером являются:
Как научиться копирайтингу
Кроме желания писать статьи, начинающий специалист в области копирайтинга должен обладать определённым набором личностных качеств и навыков:
Большинство текстов, предназначенных для размещения на сайтах, имеют ряд технических требований. Их называют SEO-требования.
Они включают в себя:
Что ещё надо делать?
Как правило, освоение профессии копирайтера — это процесс самообучения.
Изучение основ копирайтинга
Чтобы начать заниматься копирайтингом, нужно освоить специфическую терминологию и основные принципы работы.
Термины
Новичок должен разобраться в следующих определениях:
Книги
Для новичков доступна масса бесплатной информации по копирайтингу. На просторах сети можно найти более двух десятков книг по обучению копирайтингу.
Вот несколько полезных и популярных книг:
1. Дмитрий Кот «Копирайтинг: как не съесть собаку».
2. Денис Каплунов «Нейрокопирайтинг».
3. Дэвид Огилви «Откровения рекламного агента».
4. Элина Слободянюк «Клад для копирайтера. Технология создания захватывающих текстов».
5. Денис Каплунов «Копирайтинг массового поражения».
Платные курсы
Обучение, как таковое, необходимо новичкам для введения в профессию и уже работающим успешным копирайтерам для повышения квалификации. Самым эффективным инструментом по обучению искусству написания текстов можно назвать курсы, которые организовываются практикующими специалистами или их командой.
Большинство курсов построены по следующему алгоритму:
Как стать копирайтером
Получив знания, начинающий копирайтер может приступить к практике.
Совет по написанию рекламных и информационных статей выглядит так: начать работу лучше всего с известных специализированных бирж.
Одновременно с пробой пера на бирже можно писать тексты на любые темы, в которых разбирается новичок, и выставлять их на продажу. Таким образом, можно сформировать профессиональное портфолио. Далее молодому копирайтеру можно начать самостоятельный поиск заказчиков и повышать расценки на свою работу.
Биржи копирайтинга
Биржи — это первая ступень карьерной лестницы новичка-копирайтера. В интернете можно найти огромное количество бирж, самыми популярными из которых являются: advego.ru, text.ru, etxt.ru.
Биржи объединяют общие принципы работы: заказчики размещают задания, а копирайтеры их исполняют. Биржа выступает в качестве гаранты оплаты выполненных работ, исходя из механизма работы: заказчик обязан перевести на свой внутренний счёт сумму, равную стоимости работ, которая блокируется до момента выполнения и одобрения работы.
Биржа получает комиссионные за вывод денежных средств копирайтером.
Количество выполненных работ на бирже формирует личный рейтинг исполнителя. В зависимости от его уровня копирайтеру открывается база заданий: чем выше рейтинг, тем более высокооплачиваемые работы доступны работнику.
Биржи характеризуются большим объемом предлагаемых к исполнению заданий, но стоимость работ оплачивается низко. Диапазон расценок от 20 до 40 рублей за одну тысячу знаков без пробелов.
Статьи на продажу
Целесообразно одновременно с работой на бирже или после написания нескольких первых статей начать писать статьи на продажу. Использовать для этого можно те же биржи, в каждой из них есть рубрика «Магазин статей».
Тематика и расценки определяются автором самостоятельно, при этом каждая статья проходит модерацию сайта. Например, можно написать о копирайтинге, о начале работы и первых успехах для сайтов с рубрикой «Как заработать в интернете».
Сбор портфолио
Для копирайтера, как и для любого специалиста, работающего на себя, важно создать собственное портфолио. При работе на биржах нужно запрашивать у заказчиков ссылки на опубликованные статьи.
Если работ очень много, то в портфель можно добавить только самые удачные или сформировать наглядную презентацию в виде картинок: скрин-картинки с сайтов, отзывы, комментарии под статьями, рейтинг статьи и её оценка читателями.
Разместить портфолио можно на собственном рабочем сайте или бизнес-странице в социальных сетях. Также можно использовать свой аккаунт на биржах копирайтинга.
Самостоятельный поиск заказчиков
Так как расценки на биржах невысокие, рано или поздно наступает момент, когда копирайтер задумывается о поиске заказчиков без посредников.
Как правило, пути поиска прямых заказчиков следующие:
Гонорар копирайтера за выполненную работу обсуждают заказчик и исполнитель. Единственным риском при прямых взаимоотношениях с работодателем может быть невыплата денег. Чтобы избежать неприятных ситуаций, опытные копирайтеры советуют брать предоплату или отсылать до полного расчёта скрины своих работ, а не ворд-документы.
Секреты копирайтинга для новичков
Чтобы стать универсальным и востребованным копирайтером, необходимо научиться писать на различные темы, при этом нужно трезво оценивать уровень своей профессиональной подготовки:
Ошибки начинающих копирайтеров
Несмотря на то, что у молодого специалиста в области копирайтинга есть доступ ко всем ресурсам для самообучения и работы, многие уходят с этого сегмента рынка труда.
Личные страхи, неуверенность и заблуждения
Практически каждый начинающий копирайтер надумывает стандартный набор страхов:
Как говорится, страх излечивается действием. Опыт, практика и ежедневный труд превращает неуверенность и страхи в воспоминания.
Однако большинство новичков думают, что копирайтинг — это лёгкий заработок, который достаётся без особого труда. Это не так. От молодого специалиста требуется серьёзная самоорганизация, грамотность и высокая производительность труда, чтобы заработать хоть какие-то деньги.
Критика заказчиков
Нередко неконструктивная критика, придирки и завышенные требования заказчиков являются причиной того, что молодой копирайтер бросает этот вид деятельности.
Некоторые авторы воспринимают любую критику в адрес своих творений как личное оскорбление. Нужно отказаться от «влюблённости» в свой текст, спокойно относиться к обоснованной критике, совершенствовать свои профессиональные навыки и качества.
Безответственность и непунктуальность
Как в любой работе, от автора текстов требуется быть ответственным работником, соблюдать временные рамки, относиться к работе с усердием. Многие новички в области копирайтинга считают, что могут нарушать дедлайн и снижать качество текста по причине невысокой оплаты работы.
В связи с аквтиным развитием русскоязычного сегмента интернета, одной из самых востребованных профессий стал копирайтинг. Стать автором тестов для наполнения сайтов может практически каждый человек. От него требуется иметь широкий кругозор, хорошо владеть русским языком, иметь навыки написания текстов и желание обучиться новому виду деятельности.
Как стать хорошим копирайтером: самое подробное руководство для начинающих
Окей, вы решили стать копирайтером. Поздравляю. Вы уже знаете, с чего начать? Я вот не знал. Мне бы чертовски пригодился такой гайд в начале пути. В этой статье я дам советы начинающим копирайтерам: куда идти, что учить, с кем дружить, где брать заказы. Поехали.
Кто этот господин, который учит меня жизни?
Если вы в моем блоге впервые, давайте знакомиться. Меня зовут Павел, я копирайтер и редактор. Пару лет назад начинал работать на биржах контента, писал унылые статейки по 50 рублей за штуку.
Сейчас мои тексты стоят больше 15000 рублей. Я делаю рекламу, пишу для популярных блогов, редактирую статьи других авторов и рулю агентством контент-маркетинга. Думаю, мой опыт будет вам полезен.
Это раздел для тех, кто решил стать копирайтером с нуля и вообще не понимает, что надо делать. Итак, вы ни разу не писали на заказ. Сочинения в школе не в счет. Давайте я проведу краткий ликбез.
Копирайтер пишет текст. Без опыта вам не доверят делать рекламу или писать для интернет-изданий. Первое время вы будете заниматься SEO-копирайтингом. Суть такая:
Непонятно? Смотрите на примере.
Клиент владеет интернет-магазином смартфонов. Он просит вас сделать описание седьмого айфона и обязательно использовать слова: «купить», «заказать» и «айфон 7». Текст размещают на странице товара. Когда кто-нибудь введет в Гугле «купить айфон 7» — в результатах выдачи будет ваш текст.
Ура, вы принесли пользу и привели потенциального клиента в магазин.
SEO-тексты вы будете писать по техническому заданию. Сокращенно — ТЗ. Это требования заказчика к статье: какие слова нужно использовать, какого объема нужен текст, о чем в нем стоит упомянуть и так далее.
На самом деле — везде. Копирайтеры нужны любому сайту. Их ищут в соцсетях, на форумах и досках объявлений. Но без опыта и портфолио вам ничего не дадут. Поэтому советую пойти на специальный сайт — биржу.
Это что-то вроде доски объявлений. Владелец сайта или менеджер рассказывает о задаче, а копирайтеры оставляют заявки. Если вы понравитесь заказчику — он выберет вас и отдаст проект в работу.
На биржах очень много заказов, поэтому даже копирайтер без опыта может завалить себя работой. Увы, новичкам там платят чуть лучше, чем никак. Я начинал с 30-50 рублей за текст. Многие мои коллеги брали еще меньше — 10-15 рублей.
Сейчас ваша главная задача — набраться немного опыта и сделать портфолио. Воспринимайте работу по низким ценам как стажировку. Доход обязательно будет, но чуть позже.
Я советую поработать месяц на Etxt. Если будет получаться — регистрируйтесь на бирже фриланса и ищите заказы там.
Обходите стороной заказы за 5-10 рублей. Это издевательство над мозгом. Даже копирайтер с нулевым рейтингом может получать 20-40 рублей за 1000 символов.
Кстати, о символах. Так в копирайтинге принято считать стоимость услуг. Не целыми текстами, а количеством букв в них. Большая статья будет стоить дороже короткого описания — и это справедливо.
На старте — почти ничего. 100 рублей в день или около того. Но как только вы чуть-чуть освоитесь, сможете поднять цены и получать что-то вразумительное.
Многие биржевые копирайтеры получают 15-30 тысяч в месяц. Я через месяц работы зарабатывал 500-800 рублей за день. Выше — это уже не новички.
Крутые дядьки получают сотни тысяч в месяц. Самый большой доход, о котором я слышал, — 300 000 рублей. Уверен, это не предел.
Это зависит только от вас. Если быстро освоитесь и будете интересно писать — то через месяц можно выйти на 70-100 рублей за 1000 символов. Это 700-1000 рублей в день. Больше на биржах получать сложно. У меня не получалось.
В среднем, вы можете рассчитывать на 40-60 тысяч уже через пару лет практики. Если будете стараться и учиться.
Не сидите на биржах копирайтинга долго. Они — стажировка. Ваша задача — научиться искать клиентов вне бирж. Например, в соцсетях и на Авито. Сайты фриланса тоже подойдут. Топовые копирайтеры на них зарабатывают много.
Вам нужны четыре вещи:
Вот эти навыки вам и нужно прокачивать. Желательно все сразу. Одно без другого работать не будет.
Долго топчутся на месте. Через месяц после начала работы, я писал статьи по 40 рублей за 1000 символов и получал примерно 600-800 рублей в день. Через полгода — все те же 600-800 рублей.
Почему так? Потому что я не развивался. Работа-работа-работа и все. Одинаковые задания, которые делаешь на автомате, не дают расти. Чтобы получать больше, надо уметь больше. А для этого надо выйти из зоны комфорта и сделать что-нибудь новое и сложное.
Не учатся. Практика — это круто. Увы, у вас не хватит жизни, чтобы перепробовать все. Поэтому нужно перенимать опыт старших коллег.
Читайте книги, смотрите видеоуроки, подписывайтесь на блоги, посещайте конференции, общайтесь в профильных сообществах.
Переписывают чужое. Есть такое понятие — рерайт. Это когда вы берете текст и переписываете его своими словами. Очень быстро и удобно.
Это путь в ад. Когда вы делаете рерайт, вы не думаете над структурой, не учитесь объяснять, не проверяете факты. Вы не учитесь вообще ничему.
Боятся высоких цен. Ой, я пишу по 50 рублей, а тут задание за 300. Наверно, там кошмарные требования, я не потяну. Боль, печаль, тоска.
Вот такой реакции у вас быть не должно. Увидели дорогое задание — пойдите и пообщайтесь с заказчиком. Может, это вполне ваш уровень.
Рад, что вы думаете о будущем. Перспектив много, и все они клевые. Вряд ли вы захотите всю жизнь писать SEO-тексты. Да и платят за них не то, чтобы очень. Вы можете стать:
Копирайтинг: «Начало», или с чего начать обучение новичку копирайтеру
Начало обучения копирайтингу вводит в ступор 99% новичков. С одной стороны все кажется просто: пиши себе тексты и зарабатывай деньги. С другой: а что писать? Куда писать? Как писать? С чего начать? Какие моменты учесть? Где взять заказчиков, готовых платить? Идти на биржи или нет? Что почитать, учитывая огромное количество информации, зачастую противоречащей друг другу? Все эти вопросы, как снежный ком, начинают давить нарастающей массой, деморализуют и умаляют энтузиазм. А деньги-то нужны, зарабатывать-то надо.
Подавляющее большинство новичков приходит в копирайтинг не с хорошей жизни. Для 9 из 10 начинающих копирайтеров решающим фактором становятся именно деньги и возможность удаленного заработка. Мотивы и обстоятельства у каждого свои (маленькая пенсия, потеря работы, тяжелое материальное положение и т.д.), но суть всегда одна: нужны деньги, и желательно побыстрее.
Специально для таких ситуаций я написал статью о том, где новичку заработать деньги здесь и сейчас (алгоритм-призрак). Но вот незадача: чтобы воспользоваться этим алгоритмом нужно иметь хотя бы минимальные навыки работы копирайтером. Но что делать, если человек начинает с нуля, только-только входит в нишу и ничего о ней не знает? Вернее, знает, что копирайтинг — это удаленная работа с текстами, за которую платят деньги. И все. Куда идти из этой точки? Что изучить, чтобы понять, подходит ниша или нет, стоит ли в ней вообще себя пробовать? Вот на этот вопрос я и решил дать исчерпывающий ответ в данной статье. Устраивайтесь поудобнее, мы начинаем!
Два вида копирайтинга
Первое, что нужно понимать, прежде чем начинать обучение — это два ключевых момента.
Дешевый копирайтинг
Работа в этом сегменте — генерация тестовой массы. Ее нужно много, и покупают ее массово и дешево. Как одежду в секонд-хенде. Оплачивается такая работа за тысячи символов. Средняя цена заработка: от 5 до 50 рублей за 1000 знаков без пробелов. Людей, которые работают в этом сегменте, называют веб-райтерами. Чаще всего они находят заказы на биржах контента, у веб-мастеров (владельцев сайтов) или SEO-специалистов (оптимизаторов). Некоторые веб-райтеры устраиваются на штатную или удаленную работу в контент-студии или SEO-агентства.
Достоинства:
+ Легко начать, практически без опыта
+ Быстрое освоение
Недостатки:
— Нет перспектив
— Быстрое перегорание
— Низкая оплата, не соответствует трудозатратам
— Монотонная и однообразная работа
— По сути, бесполезный труд
— Снижение самооценки
— Дикая конкуренция
Дорогой копирайтинг
Работа в этом сегменте — решение задач с измеримым результатом. Заработок здесь в десятки и сотни раз больше, чем в дешевом копирайтинге, однако порог входа гораздо выше: нужно потратить 1-3 года на обучение, освоение и наработку навыков. Средняя цена текста — от 5000 рублей и выше.
Достоинства:
+ Достойная оплата, позволяет делать копирайтинг основной профессией
+ Интересные и сложные задачи
+ Знакомство с новыми и интересными людьми
+ Возможность создавать свои проекты с пассивным доходом
+ Низкая конкуренция
Недостатки:
— Нужно долго и многому учиться, нарабатывать навыки. Все это занимает от 1 до 3-4 лет, в зависимости от текущих знаний и навыков.
— Осваивать копирайтинг, хоть и интересно, но не просто, все равно что отучиться в институте: нужно изучать маркетинг, психологию, переговоры, продажи.
— В работе нужно брать на себя большую ответственность.
Очень важно: переучиться с дешевого копирайтинга на дорогой сложно, потому что создаются совсем другие нейронные связи, заточенные под генерацию текстовой массы, а не под решение задач. Поэтому если Вы сейчас думаете: начну-ка я с простого, а потом перейду на сложный, то такой номер не пройдет. Иначе придется потом потратить полгода-год на то, чтобы переучиться (это если судить по моей практике преподавания).
Вы можете подумать, что я отношусь предвзято, дескать, есть бесполезная генерация текстовой массы и «типа элитный копирайтинг». Однако если Вы присмотритесь, то увидите вполне логичную закономерность: там, где проще работать и нужно прикладывать меньше сил, недостатков больше, а оплата ниже.
Кроме того, лично я очень негативно отношусь к биржам контента и поверхностной генерации текстовой массы. Подробно об этом я рассказал в цикле из двух статей.
Если Вас интересует дешевый копирайтинг, то здесь я Вам помочь смогу лишь условно. Да и в интернете об этом уже есть масса информации (
95% статей и видео именно о биржевом заработке). Для работы Вам нужно знать, что такое техническое задание, какие у него требования, что такое ключевые слова, что такое семантическое и LSI ядра, а также как писать и редактировать текст. Здесь Вам помогут вот эти статьи:
После того как Вы их освоите, можете выбрать одну из шести нижних ступеней башни заработка.
Совсем другое дело, если Вы решили выбрать дорогой копирайтинг. Тут есть один важный момент, который сразу нужно обсудить.
Что важно знать, для начала в дорогом копирайтинге
Если для начала работы в дешевом копирайтинге нужно только уметь писать тексты и знать минимальные аспекты по ключевым словам, редактуре и соответствию техническому заданию, то в случае с дорогим копирайтингом такой номер не пройдет. Здесь уже нужно уметь решать задачи и работать на результат, и это в корне отличается и по отношению, и по трудозатратам.
В этом плане копирайтинг требует такого же подхода, как, скажем, программирование или кулинария: наивно полагать, что можно стать хорошим и высокооплачиваемым программистом за недельку-другую с нуля. В идеале на освоение профессии требуются годы. В копирайтинге то же самое.
Если теорию можно выучить за 1-3 месяца, то чтобы наработать достаточный минимум практических навыков, нужно порядка 3-4 тысяч часов. Проще говоря, если заниматься копирайтингом по 5 часов каждый день, то спустя где-то 2 года человек может полноценно зарабатывать этим на жизнь. Считается, что человек, который практикует более 10 000 часов, становится мастером в выбранной нише. И, судя по моим наблюдениям, это очень похоже на правду.
Здесь, конечно, многие могут разочароваться, мол, как же так? Деньги-то нужны срочно. Но, увы, копирайтинг — это не волшебная таблетка, не печатный станок и не панацея. Это такое же направление знаний как юриспруденция, маркетинг, электротехника и т.д. Здесь много нюансов и подводных камней, многие из которых осваиваются только на практике.
Так с чего же все-таки начать?
Первое, что нужно получить начинающему копирайтеру — это системную базу знаний. Важно понимать, что такое копирайтинг, в чем его отличия от, скажем, журналистики или писательства, а также какие задачи и для чего с его помощью можно решать. У копирайтинга есть много направлений, на каждом из которых можно специализироваться. Подробнее об этом я написал в статье «Что такое копирайтинг, кто такой копирайтер и сколько он зарабатывает (для новичков)«.
Сама же системная база довольно объемная, чтобы охватить ее в одной статье. Здесь Вам помогут, во-первых, книга «Копирайтинг с нуля», обзор которой можно почитать здесь.
Если книгу читать неудобно, и Вам проще смотреть видео, то специально для такого случая я записал целый курс, который называется «Копирайтинг с нуля за 30 дней». В нем 30 уроков, их можно просмотреть на YouTube совершенно бесплатно, и они также дают необходимую системную базу.
Однако для заработка одной системной базы недостаточно. Вы можете отлично знать теорию копирайтинга, но для решения задач все равно нужны практические упражнения. Как я уже говорил, чтобы получить знания достаточно 1-3 месяцев, а вот навыки развиваются в течение 1-3 лет. Именно столько нужно практиковаться, чтобы более-менее чувствовать себя комфортно в нише и полноценно начать зарабатывать. Причем тут неважно: планируете Вы работать на клиентов или создаете проект для себя. Физиологические механизмы одни и те же: чтобы привить навыки, нужно создать новые нейронные связи в головном мозге. А это можно сделать только через множественные повторения. И никак иначе.
Где начать практиковаться?
У многих новичков возникает резонный вопрос: а как практиковаться, если до наработки 3-4 тыс. часов клиентские проекты взять особо не получается? И вот здесь-то и приходит на помощь системная база. Когда Вы знаете, из каких составных частей состоит копирайтинг, Вы вначале отрабатываете навыки по каждой такой части, а затем начинаете все объединять в систему. И для этого Вам не нужны клиенты. Вот примерный минимальный список того, на чем стоит набить руку в первую очередь. Информация по каждому пункту есть и в книге, и в видеокурсе, и в блоге, поэтому отдельно ссылки на материалы проставлять не стану, чтобы лишний раз не путать и не перегружать статью.
Что нужно освоить в первую очередь для работы копирайтером
По итогу у Вас формируется целый арсенал навыков для решения микрозадач. Но как только Вы эти навыки начинаете объединять, то можете решать куда более сложные задачи копирайтинга. При этом заметьте, что для отработки всех описанных выше пунктов Вам не нужны клиенты. Например, заголовки Вы можете сами придумывать, офферы, фрагменты скриптов, коммерческие предложения и т.д. Вы становитесь полностью автономной единицей, которая сама себя загружает необходимыми задачами, просто моделируя нужные исходные данные. А дальше уже можно присматриваться к поиску заказов. К этому времени Вы уже ловите себя на мысли, что сами для себя способны создать пассивную или активную систему привлечения клиентов.
Здесь же появляется осознание, что неплохо бы запустить свой сайт с портфолио. И поскольку у Вас есть за плечами масса часов практики и наработок, то портфолио у Вас уже по факту готово. Осталось только его разместить. О том, как это сделать, я написал в этой статье.
Где начать получать заказы и деньги
И вот здесь мы с Вами снова возвращаемся к статье об алгоритме-призраке, ссылку на которую я уже давал чуть выше. Дело в том, что помимо навыков копирайтинга, у Вас есть свои обстоятельства и жизненный опыт, которые при желании можно использовать как рычаг усиления. Плюс, здесь Вы уже можете выбирать те способы заработка, которые Вам ближе (см. рисунок башни и ссылку на статью чуть выше).
Например, Вы можете не хотеть работать с клиентами и решите запустите свой контент-проект (блог). Либо, как вариант, Вы можете словить себя на мысли, что опыта все же не хватает, и неплохо бы устроиться работать в рекламное агентство (если позволяют возможности). Либо откроете свою собственную практику и начнете оказывать услуги клиентам, как я в свое время. Вариантов здесь десятки и сотни. Главное, что у Вас есть необходимая база.
Нужно ли проходить платное обучение копирайтингу?
Этот вопрос задают многие, особенно с учетом того, что платное обучение стоит недешево, а в копирайтинг люди приходят, чтобы как раз и начать зарабатывать, поправить материальное положение.
Ответ простой: в идеале — копирайтинг можно освоить бесплатно. И лучше всего на начальном этапе выжать максимум из бесплатных источников, чтобы понимать, что к чему. Я знаю массу людей, которые жалели, что отдали немалые деньги, за обучение работать на биржах, и затраты на учебу не окупились. Поэтому моя однозначная рекомендация: сориентироваться на местности бесплатно. А деньги заплатить — всегда успеете, нет смысла торопиться. Это решение должно быть осознанным и взвешенным. А чтобы принять такое решение, нужна системная база — вот пазл и собрался.
Платить за обучение имеет смысл только тогда, когда Вы понимаете, что самостоятельной практики Вам уже не хватает, и нужна обратная связь от преподавателя, чтобы корректировать вектор развития навыков и расти дальше. Либо если нужно сразу установить такой вектор и сэкономить время на освоении (когда навыки нужны срочно).
Резюме
Чтобы начать в копирайтинге, новичку нужно сделать две вещи: получить системную теоретическую базу (занимает 1-3 месяца) и наработать арсенал практических навыков (занимает 1-2 года минимум). Здесь как с пилотами самолетов: можно сколько угодно читать, как пилотировать летающие машины, но без практики толку от этого не будет.
Итогом практики становятся масса наработок. Объединяя простые навыки между собой, Вы начинаете решать уже комплексные задачи, из которых потом можно составить отличное портфолио. И, заметьте, для этого Вам вовсе не нужны клиенты.
Разумеется, все это актуально для настоящего копирайтинга. Дешевый биржевой вариант мы сейчас не рассматриваем, потому что, на мой взгляд, овчинка выделки не стоит, да и заниматься дорогим копирайтингом куда интереснее и прибыльнее.
Главное, помните, что какое бы образование у Вас ни было, в какой бы ситуации Вы ни оказались, когда Вы практикуетесь и решаете вначале элементарные, а потом комплексные задачи, у Вас неизбежно формируются новые нейронные связи. Это нейрофизиология. А значит, после пары тысяч часов практики у Вас все начинает получаться. Главное — пробуйте, начните с малого, и результат Вас удивит. В хорошем смысле.
А если вдруг возникнут вопросы — задайте их в комментариях. Я всегда где-то рядом.