Копирайтер что нужно знать
Что должен уметь копирайтер – пишем рекламу или 10 умений копирайтера
Знания – сила. Что должен знать копирайтер, чтобы обрести силу? Стать ключевой фигурой. Писать рекламу. За 2 года работы я выделил 10 умений, которые необходимы копирайтеру.
Что нужно знать копирайтеру и куда надо стремиться? В топку звёзды и рейтинги. Остановитесь! Хватит путать зайца с кроликом.
Нельзя считать написание SEO-текстов своей прямой обязанностью. Копирайтер – маркетолог, продавец, рекламист и специалист по PR.
Забыть о фермах, где профессию «копирайтер» клеймят рейтингом и вешают ярлык «создатель контента». Копирайтер пишет рекламу – идеальное определение.
Что должен знать копирайтер – 10 направлений развития
В сети плавает много странных статей от «мыслителей». Что копирайтер должен быть креативным, в совершенстве знать русский язык, уметь печать тексты и его профильное образование «филолог» или «лингвист». Это писатель получается! А не копирайтер.
Читаешь такие творения и добавляешь несколько капель валерьянки в стакан воды, при переходе к следующему сайту. Впрочем, лучше показать.
Чтобы написать статью на сайт не нужно быть копирайтером. Достаточно уметь излагать свои мысли письменно.
Найти в себе смелость писать то, что думаешь и не стесняться ахинеи, которая получилась в итоге. Даже если 10000 человек скажут, что статья «откровенное го*но», то всегда найдется тот, кто напишет в комментариях: «Спасибо! Мне понравился ваш образ мыслей. Оригинально J».
Если непонятно, как писать статьи, то запись: «как написать статью на сайт», поможет пойти в верном направлении.
Так что должен уметь копирайтер для успешной работы?
Умения, которые я выделил за 1 год и 10 месяцев работы
Рекламные тексты и продающие материалы, коммерческие предложения, листовки, брошюры, PR-статьи – всё это реклама, где копирайтера некем заменить. Исконная профессия. Если и писать статью на сайт клиента, то в рекламных целях. Ведь демонстрация профессионализма, все эти КЕЙСЫ, статьи с кучей советов, обзоры – реклама.
Написал копирайтер обзор сервиса Google Docs – сделал рекламу сервиса. Разместил текст на известном блоге – прорекламировал себя.
Нельзя быть хорошо подкованным в газобетонных блоках, сервисе Google Docs, авиационных двигателях, подгузниках и, одновременно, в рекламе. Потому что 100% своего времени ты: работаешь с клиентами, обучаешься и развиваешь свои проекты. Формула 365*24 не позволит стать экспертом во всём.
В сети сегодня слишком много хлама. Поэтому нужно уметь анализировать информацию и отделять полезное от: «копирайтер – это тот, кто любит печатать тексты».
3 . Работать с Google Analytics, Яндекс.Метрикой и результатами А/В тестирования
Если результат не измерили, то его нет. Когда копирайтер не знает, как сработал его текст, то в чём тогда заключается его работа? Какой был смысл в написании этого текста?
Понятно, что выйти в ТОП – это одна из главных задач, которую преследуют компании и веб-мастера. Но есть очень много причин, не зависящих от копирайтера, по которым текст никогда не выйдет в ТОП.
Копирайтер может отвечать только за то, что случилось, когда посетитель пришёл на сайт. Он читал? Может, остался на сайте и подписался на рассылку или сделал другое действие?
Привести на сайт потенциального клиента не проблема. Вложи денег в рекламу и PR – потенциальный клиент придёт. Но что он сделает, когда окажется на сайте. Позвонит или уйдёт? Продажа – вот показатель работы копирайтера.
Маркетинговое мышление – это то, что позволяет копирайтеру делать продажи. Например: давать гарантии. «Гарантирую, что если я не сдам текст вовремя, то вы получите его через 2 дня за половину стоимость. Разумеется, если вы сделали 100% предоплату, то я верну назад 1500 рублей». Это гарантия.
Не нужно увлекаться «Словесной гимнастикой» (копирайт А.П. Репьев). Красивые фразы, обилие описательных прилагательных, пёстрые предложения – это вода, которую нужно уничтожать в любых видах рекламы. Даже в статье для своего блога. Люди ценят своё время и далеко не идиоты.
Где будет размещаться текст – один из самых главных вопросов в брифе (статья о брифе). Но даже если взять статью для блога, то нормальный текст с хорошей структурой обскачет гениальный текст без структуры и визуализации.
Визуализация текста – ещё одно умение копирайтера. Сегодня надо заставлять человека читать текст. Он не хочет. Упирается. Стремится поскорее получить нужную информацию и использовать её в своих интересах.
Не надо диагностировать весь бизнес. Копирайтеру достаточно посмотреть на пациента: товар, качество услуги или товара, цена, акции, гарантии, общее состояние сайта (юзабилити, тексты, буферы внимания) и сравнить всё это с ближайшими конкурентами в регионе.
Маркетинговый аудит занимает больше времени, чем написание текста. После проведения этого мероприятия и корректировки косяков, создать хорошую рекламу не составит проблем.
Так исторически сложилось, что к копирайтеру обращаются и за SEO-текстами (что нужно знать SEO копирайтеру). Однако нельзя забывать, что копирайтер создают текст не ради текста. У любого текста есть своя задача (задачи текстов). Выход в ТОП – это лишь одна из целей. Потому что от большого количества трафика может не быть пользы. Заходит 1000 человек на сайт. И что? Ведь надо, чтобы они ещё и в компанию обратились.
Копирайтер должен свести всю свою работу к одной цели: «подготовить клиента к покупке». Единственный вменяемый критерий оценки в этом случае: «прибыль, которую получил заказчик».
Десятого пункта нет. Потому что такой список продолжать бесконечно. Продолжите его в комментариях к этой статье. Что должен знать и уметь копирайтер?
Полезно? Тогда не жмись. С друзьями поделись.
Как стать копирайтером в 2021 году: инструкция для новичков
Копирайтер — это специалист, который создает рекламные/продающие тексты, заполняет лендинги и пишет информационные статьи.
Сегодня копирайтеры делятся на две категории: высокооплачиваемые и биржевики, которые пытаются что-то ловить на площадках, где на один заказ приходится 100 голодных ртов.
В этой статье я расскажу тебе, как стать копирайтером, что для этого нужно, дам несколько дельных советов на будущее и поделюсь полезными ссылками на сервисы, курсы и каналы продвижения.
Сколько зарабатывает копирайтер в России: рейтинг зарплат по регионам
Средняя зарплата копирайтера в России — 30 500 рублей, по данным с сайта Russia Trud.
Самые кошерные зарплаты выплачивают копирайтерам из Иркутской области — 38 000 рублей.
А вот самые низкие можно получить, если устроиться работать в Тамбовской области. Там тебе заплатят 25 300 рублей.
Судя по всему этот рейтинг основан на вакансиях с сайтов HeadHunter и ему подобных. Когда копирайтер отправляется в свободное плаванье, его зарплата может быть как ниже, так и значительно выше.
Преимущества и недостатки копирайтинга
Давай-ка разберемся, чем меня в своё время привлекла профессия копирайтера и почему я до сих пор не перешёл на что-то более «престижное».
Преимущества:
- У копирайтера нет потолка в заработке. В хорошее время я получал по 70-80 тысяч рублей в месяц, а иногда снижал темп и проседал в деньгах. Можно освоить смежную профессию и работать на три, а то и четыре фронта. Самые близкие специальности для копирайтеров — SMM-менеджер и контент-менеджер. А ещё я пилил ролики и сценарии к ним, получая с каждого по 3000-5000 рублей надбавки. Обучение во время работы. Тебе придётся сталкиваться с незнакомыми темами и изучать их, чтобы создать хороший текст. Это очень большой + к эрудированности. Полезные знакомства. Если у тебя развиты soft skills, то ты можешь завести хороших друзей среди заказчиков и они будут постоянно отправлять тебе жирных клиентов. Низкая конкуренция на среднем и высоком уровне. На начальных этапах конкуренция просто адская.
Недостатки:
Необходимые навыки копирайтера
Как я и говорил выше — конкуренция на дне просто адовая. Люди готовы грызть друг друга даже за самый копеечный заказ.
А биржи устраивают настоящие тендеры (ахтунг!) для заказчиков.
Поэтому лови подборку навыков, которые позволят тебе вырваться из серой массы и покорять вершины.
Управление временем
Проблема большинства копирайтеров — просроченные дедлайны.
Последствия безответственного отношения к работе — потеря клиентов и плохая репутация по сарафанному радио.
Чтобы не тянуть время и сдавать тексты вовремя нужно правильно расставлять приоритеты (не сходить в кафе, а написать, не позалипать в ВК, а доделать КП).
Если с дисциплиной все плохо, то можешь воспользоваться методом Помодоро или установить расширения в свой браузер (Dayboard, Simple Pomodoro, и т. д.)
Soft Skills
Soft Skills — это гибкие навыки, а именно командная работа, креативность, критическое мышление, эмоциональный интеллект и тайм-менеджмент.
Нужны они для того, чтобы ты мог легко влиться в коллектив и радовать заказчика своими креативными идеями. Чем больше крутых идей, тем больше текстов ты сможешь продать.
Желание постоянно учиться
Чтобы оставаться на плаву в копирайтинге, изучай разные схемы продающих текстов, админ-панели сайтов и смежные навыки.
Также не забывай читать блоги лидеров мнений, из них можно почерпнуть много полезной информации.
Умение определять целевую аудиторию
Тебе нужно понимать для кого ты пишешь текст. Например, если тебе поставили задачу написать статью про детские пеленки, то текст должен давать ту информацию, которая нужна мамам и папам.
А если ты пишешь текст для обеспеченных читателей, то постарайся сразу показать характеристики и выгоду. Такие люди не любят ждать.
Составление контент-планов и умение работать с Yandex.Wordstat
Заказчики не всегда дают копирайтеру список тем для контент-плана. Чаще всего нам выдают рубрики по теме и говорят: нужно столько-то развлекательных и столько-то продуктовых постов. А дальше придумывай сам.
Поэтому тебе и нужно уметь составлять контент-план, исходя из прошлых постов на странице и реакции пользователей на них. Для вдохновения я использую сервисы по типу BuzzSumo и ContentStudio.
А Yandex.Wordstat нужен для подбора ключей и выбора темы для статей.
Базовые навыки SEO
Для успешного старта научись правильно структурировать текст (заголовки, картинки, списки где надо, выделение жирным важных моментов), понимать его цель, равномерно распределять ключи и сушить материал от воды.
Умение говорить «НЕТ»
Пожалуй, главный навык. Если тебе не нравятся условия, которые предлагает работодатель — смело отказывайся от него.
В связке клиент/исполнитель нужно позиционировать главным себя и не позволять работодателю ездить на тебе.
Как стать копирайтером: пошаговый гайд
Держи небольшой чек-лист от профи, который позволит тебе безболезненно вкатиться в копирайтинг.
Telegram-чаты и группы в ВК для копирайтеров (поиск работы/общение/саморазвитие)
Telegram-каналы
Telegram-чаты
ВКонтакте
Полезные сервисы для копирайтеров
Работа с изображением
Проверка уникальности
Проверка грамотности текста
Оформление текста
Бесплатные курсы по копирайтингу для новичков
На бесплатных курсах можно получить фундамент знаний, а после пройти более продвинутые (они в следующем разделе).
Платные курсы по копирайтингу
В этом разделе я собрал уроки для профи и начинающих. Менторы курсов поделятся со студентами секретами копирайтинга и научат приносить пользу бизнесу.
Профессия Копирайтер PRO от Skillbox
Эта программа включает в себя 4 курса и поможет тебе стать профессиональным копирайтером для бизнеса.
Чему научат:
- Написанию текстов под любую аудиторию. Работе с абсолютно разными форматами. Формированию контент-стратегии. Упаковке контента. Взаимодействию с клиентами.
Продолжительность: 13 месяцев.
Тип обучения: онлайн.
Сертификат: диплом Skillbox после защиты.
Стоимость: 143 000 рублей без скидки, со скидкой — 85 500 рублей.
Курс Коммерческий редактор от Skillbox
На этом курсе ты научишься делать лендинги, презентации, рассылки и продающие статьи. После обучения у тебя уже будет диплом и 6 проектов в портфолио.
Чему научат:
- Написанию и редактированию коммерческих текстов. Решению бизнес-задач. Разработке инфопродуктов. Анализу эффективности контента. Управлению командой. Поиску клиентов.
Продолжительность: 4 месяца.
Тип обучения: онлайн.
Сертификат: диплом после защиты.
Стоимость: 59 000 рублей, 35 400 рублей со скидкой.
Курс Копирайтинг от А до Я от Skillbox
После прохождения ты сможешь писать тексты для любой аудитории и удерживать внимание читателя. Также спецы из Skillbox объяснят как распространять свои материалы на разных площадках.
Чему научат:
- Созданию сильных текстов. Работе в социальных сетях. Редактуре. Подбору аудитории.
Продолжительность: 4 месяца.
Тип обучения: онлайн.
Сертификат: да.
Стоимость: 57 000 рублей, 39 900 рублей со скидкой.
Профессия Коммерческий редактор/копирайтер от Нетологии
Типографика, верстка, работа с изображением/текстом и управление командой — главные навыки коммерческого редактора. Именно этому учат на курсе от Нетологии.
Чему научат:
- Решению бизнес-задач при помощи текста. Упаковке текста в продукт. Редполитике. Анализу эффективности.
Продолжительность: 6 месяцев.
Тип обучения: онлайн.
Сертификат: да.
Стоимость: 39 900 рублей без скидки, 54 900 рублей со скидкой.
Онлайн-курс Коммерческий автор от TexTerra
Специалисты из TexTerra расскажут и покажут, где искать постоянных клиентов.
Чему научат:
- Редактуре текста. Навыкам для написания текстов любого формата. Базовым знаниям по оптимизации текстов и интернет-маркетингу.
Продолжительность: 18 часов.
Тип обучения: онлайн.
Сертификат: диплом TeachLine.
Стоимость: 16 000 рублей (самостоятельный), 21 000 рублей (оптима), 25 000 рублей (премиум).
Несколько советов для совсем зелёных копирайтеров
- Не ограничивайся копирайтингом. Никогда не работай на биржах. Топы уже давно заняли своё место, новичкам там делать нечего. Не срывай дедлайны. Выделяй хотя бы 2 дня в неделю на отдых, чтобы не выгореть. Развивай личный бренд, чтобы увеличивать ставки за тексты (так можно и до 2000 рублей за пост в Instagram дойти).
Заключение
Я рассказал всё, что нужно знать о копирайтинге новичкам и как войти в эту профессию.
Проходи курсы, пиши комментарии и делись этой статьей с друзьями.
Как стать копирайтером? Для начинающих
Для начала отмечу, что в этом посте я пишу о так называемом информационном копирайтинге (или вебрайтинге) преимущественно. Вообще существует копирайтеры прямого отклика – те, кто создают рекламу, направленную на продажи или на любое желаемое действие от покупателя (зарегистрируйся, подпишись, позвони и т. д.). Они делают лендинги, придумывают слоганы, некоторые занимаются неймингом – это разработка названий для чего угодно: предприятий, сайтов, товаров…
И есть информационный копирайтинг. Фактически, это написание самых разных статей на заказ для сайтов. Преимущественно информационных, но иногда в такие тексты просят добавить рекламу, а временами на один проект нужны и те, и другие статьи.
Я не хочу вдаваться в долгие дискуссии на тему того, кого можно считать «настоящим копирайтером», а кого – вебрайтером (так называют «информационных копирайтеров»). Могу только сказать, что применительно к тому, чем я занимаюсь, термин «копирайтер» применяется заказчиками, очень многими моими коллегами, его используют, когда создают группы в контакте и обсуждают там именно мою деятельность. Да и менеджеры, например, тоже бывают очень разные, но никто не орёт, что один имеет права так называться, а другой – нет. Поэтому предлагаю сойтись на том, что копирайтеры по характеру своей деятельности друг от друга отличаются.
С чего начать работу?
С поиска информации о том, чем вы хотите заниматься. Нужно знать, что такое сео, что такое ключи, раскрутка, уникальность, как проверять уникальность, что собой представляет релевантность текста, что такое ЦА (целевая аудитория) и т. п. Я не буду сейчас это всё расписывать, потому что основу можно спокойно найти в Интернете, а навык поиска информации для копирайтера считаю одним из основных. К слову.
На мой взгляд, начинать лучше всего с рерайта. Глубокое переписывание означает полную переделку статьи с сохранением общего смысла, но при этом никто не мешает добавить информацию из других источников, а также от себя (если вам есть что сказать).
Так проще всего научиться: сначала просто переписывание текстов так, чтобы те становились уникальными, потом – с изменением структуры, потом – с добавлением информации с других источников. А дальше можно переходить на статьи на основе разных источников. И под конец вы уже будете просто читать материал и писать, не задумываясь отдельно о том, откуда вы что взяли (но при этом зная, какие источники использовали, и это важно, потому что их иногда просят указывать).
Для рерайта иногда заказчик даёт исходник (текст, с которого вы будете писать). Иногда – нет. Во втором случае их можно находить: берёте тему статьи, смотрите в поисковиках, что есть по ней, потом делаете рерайт. Лучше всего сразу стараться добавлять что-то новое.
Почему я так упёрся в рерайт? Потому что даже если у вас хорошо получались сочинения в школе, статьи – это другое. И да, всё вышесказанное, естественно, я адресую не журналистам и не тем, кого так или иначе учили писать такие тексты.
Так вот, рерайт помогает познакомиться с разными текстами и понять алгоритм. И несмотря на то, что некоторые исходят пеной от того, что Интернет забит одним и тем же, я всё же считаю, что такие материалы скорее нужны.
Во-первых, исходную статью могут удалить из Сети, а ценная информация пропадёт вместе с ней. А благодаря рерайту сохранится. Во-вторых, пользователям сайта часто интереснее найти всё в одном месте, чем лазить по всему Интернету и размышлять, по каким запросам они могут отыскать инфу. В-третьих, статьи полных новичков редко оказываются в первой десятке поисковой выдачи, так что глаза они как раз не мозолят, не надо.
В общем, если у вас сразу получается писать хорошие статьи без рерайта – здорово. Нет – ничего страшного, все когда-то начинали. И многие, насколько я знаю, именно так.
Несколько советов по написанию текста полным новичкам
Несмотря на то, что некоторые Гуру и не только рассказывают о том, что грамотность копирайтеру не нужна, я считаю, что учебники Розенталя бы не мешало использовать. К статьям с ошибками заказчики чаще придираются даже уже и не по делу. За тексты, которые не нужно вычитывать после вас, больше платят. И, что многим иногда важно, быстрее. Многие мои заказчики переводят деньги мне постфактум, но до проверки, потому что доверяют моему качеству.
Если у вас нет времени обратиться к учебнику, можете просто набрать вызвавший затруднение союз/союз/вводное слово/оборот в Google и добавить к нему «запятая», например. В поисковой выдаче наверняка хотя бы одно правило или одна дискуссия на эту тему будет. Я часто так экономил время, «на ходу» изучая русский язык. 5 раз в неделю прочитаешь одно правило, а потом уже волей-неволей запоминаешь.
Не старайтесь писать сложно. С красивыми оборотами нужно ещё суметь справиться. Сложный текст далеко не все воспринимают. В общем, лучше писать кратко и по существу вопроса. Так и меньше риска допустить ошибку.
В любом тексте должно быть введение, содержание и заключение (вывод, подведение итогов). Статьи больше 1000 знаков без пробелов стоит разбивать подзаголовками. Ещё хорошо смотрятся списки, но для маркированных и нумерованных существуют свои правила оформления. Пожалуйста, прочитайте их, они не такие сложные, а половина Рунета их почему-то не знает.
И да. Не делайте длинные абзацы! Но и в крайности не впадайте: текст с абзацами из 1-2 предложений раздражает не меньше, особенно когда его постоянно приходится проматывать. Золотая середина – наше всё.
Сами тексты могут быть очень разными. Небольшой ликбез буквально на первую неделю, что называется.
Статья на главную – это текст-выжимка о компании, её деятельности и её продукции. Вообще обычно новичкам такую работу не дают, но бывает всякое. Если вас попросили, уточните, что конкретно требуется. Ссылки на пару понравившихся статей будут очень кстати.
Статья о компании – текст о фирме, обычно про её историю, успехи, деятельность в настоящем. О поражениях и проблемах не надо, разве что в контексте «у нас было то-то, но мы выстояли и стали ещё круче».
Описание товара – текст, в котором могут быть технические и просто характеристики товара. Но они часто даются в отдельной таблице. Иногда заказчик не против, чтобы всё это повторялось и в статье, если будет уместно использовано и раскрыто. Под раскрытием я имею в виду не просто упоминание характеристики, а пояснение, что это означает, почему круто, чем может пригодиться покупателю. Но иногда заказчики не хотят, чтобы характеристики дублировались. В таком случае вам надо будет писать всё то, что не указано в такой вот таблице или в списке. И да, иногда текст именно что описывает товар, вплоть до его внешнего вида. А иногда это рассуждения на тему, почему надо купить бесценный зонтик/юбку/посуду/репродукцию. В общем, чтобы не было недоразумений, лучше спросите и попросите показать вам пример того, что хочет заказчик.
Статья на блог – это текст, который пишется так, как будто бы вы общаетесь с читателями. Мне помогало представлять, что я делаю статью для кого-то, кого я знаю, но кто не разбирается в поднимаемой теме. А вот для него надо взять и написать понятно и интересно.
Информационная статья на сайт – это текст, который раскрывает какую-то тему. Специфика зависит от темы. В туристической статье, например, допустимо чуть больше «красивостей», чем в большинстве остальных. В статьях на техническую тему критически важна конкретика. Для юридических текстов нужно владеть не только материалом, но и профессиональным жаргоном. Впрочем, это справедливо для всех статей, где требуются уже узкоспециализированные знания.
Статья на сторонний ресурс для раскрутки сайта или компании – это либо прямая реклама проекта заказчика, либо информационная статья на заданную тему, но со скрытой рекламой ради 1-2 ключей (чаще всего). Например, заказчик – служба такси. Можно написать текст о том, какая это крутая служба. А можно о разных вариантах экономии времени на транспорте (и среди прочего упомянуть как классное решение службу такси).
Собственно говоря, это всё, я не думаю, что новичку по разным видам статей нужно знать что-то ещё. Если заказчику от вас потребуется какая-то специфика, он может сам пояснить, что ему надо.
Ну и я не лез в дебри рекламных текстов.
ЦА или целевая аудитория – это ваши читатели. Вы должны понимать, для кого вы пишите. Вот я сейчас, например, пишу в первую очередь для тех, кто о копирайтинге только слышал или слегка пробовал им заниматься. Поэтому я стараюсь объяснять даже самые очевидные мне вещи.
Некоторые ориентируются на возраст и пол. Честно говоря, я не знаю, что дают эти критерии, потому что в группу от 20 до 40 лет, например, попадает огромное количество самых разных людей. Единственное, что лично я смог понять в плане возраста: для детей надо писать так, как будто бы ты с ними разговариваешь, то есть стараясь быть максимально понятным и доступным, не использовать при этом тяжёлых конструкций и «заумных» слов. Для молодёжи – просто, живо, можно с соответствующим сленгом. Для людей пожилого возраста – максимально доступно по возможности. Для всех остальных, если кроме возраста мне неизвестно ничего, я пишу нейтрально.
А вообще я лично ЦА определяю в первую очередь по сайту, где будет размещена статья, по самой статье, а также по тому, о чём или о ком она пишется. То есть, например, если вы пишите текст о той же службе такси из моего примера, то желательно учитывать и саму компанию, и тему статьи (если вам её дали), и то, где её выложат.
Как учитывать? Постарайтесь представить себе людей, которые будут читать этот текст. Что они хотят увидеть? Зачем они пришли на сайт? Что их обрадует в статье, а что начнёт раздражать?
В первые месяцы у вас может не получаться (и даже скорее всего). Но стараться, на мой взгляд, надо: так вы учитесь. Плюс вы поймёте хотя бы, что раздражает читателей сильнее всего, чтобы избежать, как минимум, грубых ошибок.
Вообще изучение ЦА – это целая наука. Есть маркетинговые исследования, есть много чего. Но, во-первых, они не делаются за день-два, чаще всего. Во-вторых, это точно не для новичков. В-третьих, делайте то, за что вам платят. Кроме того, я считаю, что копирайтер должен учиться понимать ЦА и учиться писать под разных людей. Но проводить исследования – уже немного не его задача, этим занимаются социологи, маркетологи и т. п.
Где искать заказчика?
Фактически, есть несколько вариантов. Я постараюсь коротко пройтись по всем.
Биржи: Etxt, Advego, Техт.ру – это из того, на что я сейчас натыкался чаще всего. Там много заказчиков и копирайтеров. Первые приносят бирже бабки. Угадайте, на сторону кого в случае конфликта встаёт администрация? Расценки очень часто какие-то дикие даже для новичков. Плюс биржа берёт себе процент. А ещё деньги будут долго выводиться. В общем, я не специалист по биржам, но вообще не советовал бы. Да, если заинтересуетесь, на каждую в Сети можно найти отзывы ради интереса.
Отдельная антиреклама – это NeoText. Сейчас она вроде бы совсем умирает, но мало ли, вдруг наткнётесь. Никогда и ни за что. У меня там хорошие знакомые работали, показывали сканы скандалов с администрацией. Это единственная мне известная биржа, где работы копирайтеров воровались. Как? По очень простому принципу: давали заказы, потом отказывались от работы с претензиями на то, что она не так сделана, деньги не выплачивались… А потом текст находили уже размещённым. Круто, правда?
Есть ещё один нехороший проект – это lodon. Я не знаю, возможно, сейчас он исправился. Это не совсем биржа, там заказы дают вроде как сами владельцы, сами же их и проверяют. Но тоже есть форма сдачи статьи. Когда я говорил, что не писал для бирж, я забыл про это чудо, в которое я всё-таки один раз вляпался.
Они и сейчас ищут копирайтеров:
Работа удаленная ПН-ПТ (5 дней в неделю):
Вот, если кто-то видел. Кстати, раньше у них расценки были повеселее как-то.
Во-первых, все тексты принимают редакторы. А вывод денег на оплату, естественно, только после приёмки. И редакторов у них вечно не хватало. В итоге всё тянулось очень медленно. Кроме того, редакторы никак не могли договориться друг с другом, к чему они придираются. Один мог поставить тебе 5, а другой – 3, потому что ему что-то не понравилось. Причём в претензиях не хватало конкретики: статья недостаточно раскрывает тему. Или «статья негативная». Но у каждого своё понимание таких моментов.
Во-вторых, они просто обожали давать задания по типу: вот ключи, их надо естественно вписать в статью. И ключи так классно соотносились с темой текста, что я прямо не удивился бы, если бы у них был кто-то, отвечавший за максимальную абсурдность.
Впишите, например, незаметно и естественно словосочетание «рецепт борща» в техническую статью про автомобиль. Или «деятельность Ельцина» в статью о Windows 7. И это не должно быть отрицанием или негативом!
А под занавес они мне 3 месяца (!) выдавали честно заработанные 70 долларов. Объясняли это тем, что деньги у них закончились, надо ещё написать, чтобы появились. А я, видите ли, отказывался. И других копирайтеров было почему-то (!) мало, все разбежались.
Одна из немногих бирж, которую я могу посоветовать – это Coolwriter. Не из рекламы: у меня младшая двоюродная сестра там недавно начала подрабатывать. Регистрация идёт на телефон (прямо как в Qiwi), надо будет написать мелкое тестовое бесплатно, потом открывается доступ к заказам. Сначала можно брать только по 30-36 рублей за 1000 знаков, после первых 5 статей дают доступ и к заданиям по 40 рублей за 1000. Чтобы сдавать всё на 5, достаточно просто внимательно читать требования к статьям, расписано довольно подробно и с примерами. Выводят деньги на Qiwi и на Webmoney где-то примерно в течении суток. Мне лично эти расценки сейчас маловаты, но новичкам, чтобы набить руку, может пойти как вариант.
Сайты вакансий и агрегаторы – это freelance, weblancer, HH (сам не пользовался, но слышал, что находят работу). Грубо говоря, на таких сайтах заказчики лично размещают разные проекты, вы на них откликаетесь, указываете свои контакты, с вами связываются и дают задание, вы обговариваете условия. В отличие от бирж, тут никто не гарантирует оплату, если только не воспользоваться сервисом «безопасная сделка», но он идёт за процент от всей работы. Плюс с новичками большинство заказчиков на такое не соглашаются.
Вообще подобных сайтов очень много, их просто надо искать. Мне лично с головой хватает freelance, но я знаю, что их больше. Одни заброшенные, другие активные, тут надо лазить и самому смотреть. Доступ к заказам в большинстве случаев платный. Но у freelance это всего 590 рублей в месяц, что по сравнению с другими сайтами не так уж и много. Плюс там можно на первых порах сделать себе портфолио и кидать на него ссылки.
Что же касается сайтов вакансий, то это не фриланс, а удалённая работа. Фактически, вы трудоустраиваетесь, с вами могут оформить трудовой договор, просто работать будете из дома. В общем, тут уже другой разговор. Но бывает, что ищут именно фрилансеров, то есть дают задания без официального оформления и время от времени, а не постоянно. Опять же, надо смотреть и искать.
Форумы и социалки – работу там найти вроде как реально, но, по-моему, тем, кто много сидит и общается. У ВК ещё есть такая возможность: поиск по новостям. Можно там запостить «копирайтер», «ищу копирайтера» и прочие ключевые слова, чтобы увидеть, кого разыскивают. В общем, отыскать заказчика и написать ему. На форумах – откликаетесь на объявления, даёте сами. У меня эти способы лично не выстреливали, но кто знает, вдруг сработает.
Магазины текстов: TextSale. Ну, это единственный яркий представитель этой категории, которого я знаю. Фактически, вы пишите статьи и продаёте их. Я торговал через TextSale, пока мне это не надоело. Чтобы торговать там, надо много писать, причём не на самые популярные темы, но при этом на те, которые всё-таки кого-то интересуют. У меня, например, одно время хорошо шла мебель. Особенно если забросить сразу текстов 20.
Секрет продаж: относительно низкие цены или же высокий рейтинг, много статей на одну тему, как я уже и сказал, регулярный заход и подъём этих текстов (они будут постоянно опускаться по мере того, как в ту же категорию другие копирайтеры станут забрасывать свои работы). Заголовки нужно делать продающими и вписывать туда ключи, чтобы по запросам ваши статьи смогли найти на сайте. Например, купить стулья в гостиную. Ну или что-то в этом роде. Желательно делать уникальные отдельные описания для статей, в которых рассказывается, о чём текст. В общем, на это надо убивать много времени. И продажи там идут странно: могут за 3 дня купить 12, а могут за месяц уныло 2.
Общение с заказчиками
Начать работать можно с биржи, чтобы слегка набить руку. Плюс ваши статьи станут размещать, так что у вас появятся первые выложенные тексты, которые вы сможете кому-то показать. Но, на мой взгляд, нормальное понимание того, что такое фриланс, даёт живое общение с заказчиком. Так вы учитесь разбираться, что им надо.
И тут есть несколько моментов:
1. Не позволяйте на себе ездить. Если заказчик видит, что вы сделали за несколько часов 20 тысяч, не давайте ему всучить вам до завтра ещё 20. Да, даже если вы можете. Нельзя складывать все яйца в одну корзину, нельзя зависеть от одного заказчика. Потому что потом он начнёт диктовать вам условия, а вы будете зависеть от его настроения, капризов, желаний, наличия денег, планов и прочего.
2. Не обесценивайте свою работу. Не говорите, что «ну статья получилась так себе, да, я знаю, что не очень, но я старалась/старался»… Если статья «не очень», сделайте «очень», поправьте, что вам не нравится. Если не знаете, как поправить, ошибок нет, сдавайте. Никто не будет ждать от новичка в первый месяц работы шедевров, к тому же по соответствующим расценкам. А если будет, то это проблема заказчика, а не ваша. И помните: любое принижение собственного труда приведёт к тому, что ошибки и недостатки в вашей статье начнут искать с лупой!
3. Не стесняйтесь задавать вопросы. Вы не телепат и не можете знать, что в голове у заказчика. Если вы что-то не поняли, лучше спросить, чем переписывать бесплатно текст и срывать сроки.
4. Обсудите вопрос денег. Вообще новичку вряд ли будут платить аванс за тестовые и прочее. Но чтобы не кормить тестовыми всяких мошенников, которые их набирают и пропадают, обращайте внимание на то, как давно зарегистрирован заказчик, что о нём известно. Если он на сайте – первый день, а готов давать из контактов только почту, это уже настораживает. Я лично всяким хитрым личностям предлагал схему: давайте я до 2000 знаков напишу текст по вашему ТЗ и сразу его выложу ВКонтакте. Вы мне ничего не платите, но видите, подхожу ли я или нет. Если да, то предоплата за второй текст. Мошенникам это ничего не даст, а с нормальными заказчиками можно будет как-то всё же обговорить вопрос гарантий. Кстати, всякие нечистоплотные типы очень не любят светить своими кошельками и переводить даже символические 5 рублей.
5. Обсудите вопрос скорости проверки, оплаты и графика работы. Многие трудятся только по будням. Кто-то может жить совсем в другом часовом поясе. Некоторые проверяют по 3 дня один мелкий текст. В общем, везде есть свои нюансы.
В остальном же – по ситуации. Я лично, например, договариваюсь об оплате за каждые 20-30 тысяч, потому что понедельная или помесячная – это долго. С заказчиком может что-то случиться, мы с ним способны друг другу надоесть, у него поменяются планы или исчезнет совесть… Чем меньше затягиваний, тем лучше.
Сколько зарабатывает и сколько писать в день
Любимая тема копирайтерских холиваров. Я лично считаю, что для самого новичка нормальным будет заработок от 20 до 40 рублей за ту же 1000. Для себя сейчас нормальным считаю от 80 до 100 (за последний месяц несколько выросло всё). Но очень много коллег в Интернете со мной не согласны. Они говорят о старте с 50 и о заработке от 500 до 1000 рублей за 1000 знаков или вообще просто за статьи, то есть не привязывая себя к знакам.
Мне надоели до смерти срачи на эту тему. Поэтому я просто сообщаю о разных мнениях.
Объёмы: тут тоже мнения колеблются. Кому-то много и 10 тысяч знаков в день. Я считаю, что вполне нормальные тексты реально писать по 30 тысяч в день. В среднем 5 тысяч набирается за 30 минут, ещё 30 минут – это проверка. То есть за 6 часов можно справиться со всем объёмом. Плюс 2 часа – поиск информации на весь объём. Возможно, 3, всё зависит от того, на одну тему статьи или на разную. Ок, ещё час на общение с заказчиком и поиск новых. То есть в итоге 10 часов – не больше, чем обычный рабочий день с дорогой у большинства. И да, это я не беру во внимание лёгкие тексты или рерайт с исходника, когда многое проще.
В общем, на мой взгляд, если есть желание зарабатывать, стоит учиться писать хотя бы этот вот объём, желательно – тысяч 35, на самом деле. Да, помимо общения на форумах и прочее. Но решает каждый сам за себя.
Специально для желающих высказаться про гавнотексты: я 100 раз слышал о том, что многие не верят в возможность написания такого объёма без потери качества. Спасибо, я в курсе вашего мнения.
По поводу того, сколько я лично считаю реальным зарабатывать: ну, на мой взгляд, новичку нормально стабильно выдавать 20 тысяч знаков. Со средним заработком 30 это будет 13 200 в месяц с 22 рабочими днями. Если брать 30 тысяч и 80 рублей, то уже 52800. А если увеличить среднюю нагрузку до 35 тысяч, то получается 61 600. В общем, заработок нетрудно посчитать.
И да, для постоянной загрузки нужно 5-7 заказчиков, которые стабильно будут давать задания. И ещё пара – фоновых. Ну, можно обойтись вообще 1-2, но если кто-то резко исчезнет, у вас будет перерыв и новые поиски. Причём случиться это может реально внезапно.
Мне с головой хватает ЯндексДенег, Webmoney и Qiwi. Часто просят карту Сбербанка, но я – из Украины. Однако с карты Сбербанка без проблем переводят на те же ЯндексДеньги. Qiwi завести можно буквально за 15 минут, кстати. Вообще удобная система, но есть свои моменты:
1. Меньше обменников для вывода. Так что регистрироваться в них нужно заранее, потому что первый вывод денег может идти несколько суток, если не повезёт.
2. Для подтверждения вывода денег с Qiwi надо ввести код, который приходит по смс. Удобно, но только когда их система не начинает глючить и не перестаёт присылать сообщения. Я нафиг отключил всё, а лучший системой безопасности лично для себя сделал режим «договариваюсь с заказчиком, что он говорит мне, когда платит – и сразу же вывожу все деньги». Проблем никаких пока не было.
В общем, по-моему, на этом для совсем-совсем новичков – всё. Остальное уже – следующий (хотя бы слегка) уровень.