Концепция основным положением которой является то что все люди знают альтернативы
Концепция основным положением которой является то что все люди знают альтернативы
СГА | АУП | Витте | Курсовые | Тесты | Помощь запись закреплена
Предмет: Методы оптимальных решений 4922.02.01;МТ.02;1
1. Внешнее воздействие на процесс, изменяющее его ход в желаемом направлении, называется воздействием.
2. Допустимое решение, при котором целевая функция минимальна (или максимальна), называется решением.
3. Другое название метода половинного деления – метод
4. Если в задаче поиска экстремума функции на функцию накладывается дополнительные условия, то такая задача называется задачей на экстремум.
5. Если значение функции максимально в некоторой окрестности данной точки, то такой максимум называется
7. Значение функции, максимальное на всей области определения, называется максимумом.
8. Значение функции, минимальное на всей области определения, называется максимумом.
9. Задачи теории принятия решения, в которых входные управляющие параметры не влияют на целевую функцию, называются
10. Концепция, основным положением которой является то, что все люди знают альтернативы, имеющиеся в данной ситуации, и все последствг: которые они вызовут называется концепцией___________
11. Критерий сравнения альтернатив в задачах принятия решения называется (ответ дать словосочетанием).
12. Метод золотого сечения относится к методам оптимизации.
13. Математическая зависимость, позволяющая без экспериментов, зная управляющие воздействия, определить выходные параметры, называет (ответ дать словосочетанием).
14. Методы нелинейного программирования в зависимости от способа задания шага итераций подразделяются на (ответ дайте числом) основных класса
15. Оператор, отражающий зависимость выходных параметров у от входных управляющих параметров, называется
16. Объективное единство закономерно связанных друг с другом предметов и явлений в природе и обществе называется
17. Основной задачей теории принятия решения является нахождение решения.
18. Основным методом решения задач линейного программирования является метод.
19. Область допустимых решений в задаче линейного программирования, содержащей две переменные, в общем случае имеет вид
21. Параметры системы, которые молено изменить в соответствии с нашим желанием, называются (ответ дать словосочетанием).
22. Решение, удовлетворяющее всем ограничениям задачи, называется решением.
23. Решение в задаче линейного программирования в общем случае достигается на области допустимых значений.
24. Согласно методу Лагранжа для решения задач на условный экстремум функции вводятся дополнительные неопределенные множители
25. Совокупность математических дисциплин, относящихся к организационному управлению, составляют теорию принятия решений или исследования______________.
26. С помощью метода прямого сканирования находится экстремум.
27. Условие, состоящее в том, что все главные миноры матрицы коэффициентов являются положительными, называется условием
28. Укажите соответствие:
Хорошо структурированные или количественно сформулированные проблемы в теории принятия решений
Слабо структурированные проблемы
Неструктурированные или качественно выраженные проблемы
Смешанные проблемы
проблемы, в которых количественные зависимости между признаками и характеристиками совершенно неизвестны
проблемы, содержащие как количественные, так и качественные элементы приблизительно в равных пропорциях
задачи теории принятия решений, в которых качественные оценки преобладают
задачи в теории принятия решений, в которых можно получить численные оценки
29. Укажите соответствие:
Задачи, в которых целевая функция и ограничения выражаются линейными функциями, решаются с помощью методов
Классы поисковых задач решаются с помощью методов
Состязательные задачи решаются методами
Задачи календарного планирования решаются с помощью методов
теории игр
теории расписаний
линейного программирования
нелинейного программирования
30. Укажите соответствие:
2-м этапом в процессе выработки решения является
3-м этапом в процессе выработки решения является
4-м этапом в процессе выработки решения является
1-м этапом в процессе выработки решения является
сбор данных об исследуемой системе
построение математической модели управляемой системы
формирование множества решений и оценка результатов
определение целей и критериев эффективности
31. Укажите соответствие:
Подход к принятию решений с точки зрения социальной системы
Подход к принятию решений с точки зрения поведения человека
Эмпирический подход при принятии решений
Подход с точки зрения принятия решения
подход, ориентирующийся на системы, в которых молено описать и рассчитать каждый фактор, которым молено управлять
подход, концентрируемый на человеческом аспекте управления или на здравом смысле
подход, согласно которому решения могут существовать независимо от конкретных ситуаций
подход, учитывающий не только индивидуальные аспекты, но и динамику работы группы, рассматривая при этом
32. Укажите соответствие:
Метод прямого сканирования
Экстремум функции многих переменных
Условный экстремум
Экстремум функции одной переменной
неопределенные множители Лагранжа
интервал неопределенности
критерий Сильвестра
равенство нулю первой производной
33. Укажите соответствие:
Необходимым и достаточным условием отрицательной определенности квадратичной формы для функции двух переменных является
Необходимое условие экстремума функции двух переменных
Необходимым и достаточным условием положительной определенности квадратичной формы для функции двух переменных является
При выполнении необходимого условия экстремума функции двух переменных, достаточным условием минимума функции
положительность четных главных миноров и отрицательность нечетных главных миноров коэффициентов квадратичной формы
положительность главных миноров матрицы коэффициентов квадратичной формы
равенство нулю ее частных производных
положительная определенность квадратичной формы
34. Укажите соответствие:
3-й этап в процессе принятия решений
2-й этап в процессе принятия решений
4-й этап в процессе принятия решений
1-й этап в процессе принятия решений
определение цели принятия решения
выбор из множества возможных решений наиболее эффективного
определение всех возможных способов или путей достижения цели
осознание того состояния или ситуации, в которой находится принимающий решение человек
35. Целевая функция в задаче линейного программирования, содержащей две переменные, имеет вид линии.
Концепция основным положением которой является то что все люди знают альтернативы
Ситуационная теория лидерства нашла свое отражение в работах … Тип ответа: Одиночный выбор  У. Бенниса  Д. МакКлелланда  П. Херси и К. Бланшара +  Д. Макгрегора
В качестве дополнительной компетенции наставника … Тип ответа: Одиночный выбор  выступает экспертное владение передаваемыми профессиональными навыками  выступают отличные коммуникативные навыки  выступает самообучаемость +  выступают хорошие административные навык
Одна из форм обучения на рабочем месте, акцент в которой делается на практическую составляющую, называется … наставничество +
Управленческая решетка Р. Блейка и Дж. Моутон включает … стили руководства Тип ответа: Одиночный выбор  демократический, авторитарный и либеральный  диктаторский, попустительский и коллегиальный  диктаторский, демократический, пессимистический, организаторский и манипулятивный +  диктаторский, коллективный, пессимистический и организационный
По мнению представителей …, лидером является тот, кто лучше организует группу для решения конкретной задачи Тип ответа: Одиночный выбор  ситуационной  теории  трансформационной  теории лидерских качеств  системной теории лидерства +
Эмоционально окрашенное отношение к себе в разных конкретных ситуациях и различных видах деятельности называется … Тип ответа: Одиночный выбор  установкой  Я-концепцией  самооценкой + динамической характеристикой личности  самосознанием
Состояние обоюдной готовности к приему и передаче сообщений характеризует … функцию общения Тип ответа: Одиночный выбор  информативную  коммуникативную  координационную  контактную ++  побудительную
Волновые характеристики деятельности мозга, показывающие расслабление на фоне бодрствования, называются … Тип ответа: Одиночный выбор  альфа-волнами  бета-волнами  тета-волнами+  дельта-волнами
В конце XIX – начале ХХ в. возникают такие концепции лидерства, как … Тип ответа: Множественный выбор  теории великого человека + теории личностных качеств  поведенческие теории  вероятностные (ситуационные) теории  теории влияния+  теории взаимоотношений (системные)
Для того чтобы сообщение звучало убедительно, оно должно … Тип ответа: Одиночный выбор  не слишком отличаться от мнения реципиента  часто повторяться+  часто видоизменяться  взывать главным образом к страху
Обмен информацией становится возможен, если коммуникатор и реципиент используют … систему кодирования и декодирования информации различные
Код идеального лидера (по И. Адизесу) – это … Тип ответа: Одиночный выбор  РАЕi  РаЕI  paei  РАЕI + РАеI
Установите соответствие аспектов лидерства и их содержания: Тип ответа: Сопоставление A. Лидерство как черта B. Лидерство как деятельность C. Лидерство как статус D. способность влиять на группы людей, чтобы побудить их работать для достижения поставленных целей E. один из механизмов социальной интеграции, управленческого воздействия F. ведущее положение отдельной личности, социальной группы, класса, государства, обусловленное более эффективными результатами деятельности
Ответ ДЕФ
Расставьте в правильной последовательности этапы развития группы (команды): Тип ответа: Сортировка 1 этап функционирования° 2бурления° 3распад° 4этап формирования° 5нормирование
Ответ: этап формирования 2бурления 5нормирование 1этап функционирования 3распад
Область применения, как основание классификации, позволяет выделять такие виды коучинга, как … Тип ответа: Множественный выбор  индивидуальный коучинг  бизнес-коучинг+  интернет-коучинг  фотокоучинг  лайф-коучинг+
Правила, вырабатываемые и принятые группой, которые обязаны соблюдать ее члены, называются групповыми … Тип ответа: Одиночный выбор  нормами +  ценностями  мнениями  целями
Одним из условий образования малой группы является … Тип ответа: Одиночный выбор  наличие общей территории  дифференциация  групповая открытость+  изолированность членов группы друг от друга
Коммуникация между индивидами без использования слов, представленных в прямой или какой-либо знаковой форме, – это … Тип ответа: Одиночный выбор  вербальное общение  директивное общение  невербальное общение +  внушение
… – это феномен воздействия или влияния индивида на мнения, оценки, отношения и поведение группы в целом или отдельных ее членов Тип ответа: Одиночный выбор  Конформизм в малой группе  Лидерство в малой группе +  Влияние меньшинства  Автокинетический феномен
Форма наставничества, к которой относится высказывание «Делай, как я», – это … Тип ответа: Одиночный выбор  прямая передача личного опыта +  сопровождение  формирование опыта через короткую обратную связь  коучинг
Форма наставничества, к которой относится высказывание «Посмотри, что получается», – это … Тип ответа: Одиночный выбор  прямая передача личного опыта  сопровождение ученика  формирование опыта через короткую обратную связь +
Форма наставничества, к которой относится высказывание «Посмотри, что получается», – это … Тип ответа: Одиночный выбор  прямая передача личного опыта  сопровождение ученика  формирование опыта через короткую обратную связь +
Такое проявление невербального лидерства, как мобилизация, представляет собой … Тип ответа: Множественный выбор  впечатление от нашего вида (восприятие нашей внешности)  рабочее состояние тела, приспособление его к затрате усилий и относительно широкому выбору действий + готовность человека к предстоящему действию, характеризуемая общей собранностью внимания  непроизвольное приспосабливание человеком положения своего тела для воздействия на внешний объект, с тем чтобы приспособить объект к своим нуждам
Метод, направленный на изучение социально-психологического климата, характера отношений и структуры коллектива, позволяющий выявить лидера, называется … Тип ответа: Одиночный выбор &#
Концепция основным положением которой является то что все люди знают альтернативы
8.1 Школа принятия решений в теории организации.
Теоретические положения школы принятия решений считаются логичным результатом того, что поведенческие теории организации не могли дать ясные и убедительные представления о переменных организационного поведения. Поведенческие теории сосредоточили внимание на человеческих отношениях, участии в управлении, лидерстве, неформальной организации, мотивации, стимулировании, и тем самым удалили организаторскую мысль от исследования тех переменных, которые связаны с деятельностью организации и ее структурных аспектов, таких как переменные окружающей среды и материальные и технологические факторы. Более того, появление крупных и сложных организаций, опирающихся на ясность целей и целенаправленность координированной деятельности, делает организационное поведение целеполагающим и мотивированным. Отсюда понятие «принятие решений» становится ключевым в организаторской мысли.
Теория кооперативной системы.
Теория кооперативной системы была разработана американским экономистом Честером Барнардом. Будучи выпускником Гарвардского университета, пройдя путь от инженера Bell Telephone Company до президента отделения этой компании, его интересовала проблема улучшения функционирования организации. Барнард считал, что это улучшение должно идти в трех основных направлениях (рис.29):
1. должна быть обеспечена готовность различных функциональных единиц к кооперации;
2. необходима разработка адекватной межведомственной инструкции;
3. для обеспечения необходимого притока руководителей должно обеспечиваться всеобъемлющее обучение персонала.
Главной работой Барнарда является книга «Функции руководителя», которая вышла в 1939 году.
Согласно ей, основные положения данной теории организации следующие:
— формальная организация опирается на цель, коммуникацию и участие;
— неформальная организация является одновременно источником и результатом формальной организации;
— принятие решений в качестве рамок для поведения происходит на индивидуальном и организационном уровнях;
— стимулирование является подходом в отношениях между индивидом и организацией и опирается на основу баланса вознаграждения и участия.
Таким образом, формальная организация, в понимании Барнарда, является скорее динамичным, чем статичным образованием, постоянно взаимодействующим с внешней средой. Для того чтобы выжить в меняющемся мире, формальная организация должна постоянно адаптироваться к изменяющимся условиям. Барнард не ограничивал границы организации «определенной группой людей, поведение которых координировано по отношению к некоей определенной цели или целям». Он рассматривал куда более широкий спектр лиц, которых можно было бы назвать «поддержкой» организации. К ней относятся вкладчики, поставщики, потребители и клиенты. Функции руководителя в процессе организационной адаптации и выживания были связаны с контролем, управлением и администрированием и дополнялись коммуникативной функцией. Говоря именно о сфере коммуникации, Барнард указывает на существование неформальной организации в рамках формальной организационной структуры. Он пишет об этом так: «Коммуникативная функция руководителей, помимо прочего, предполагает поддержание неформальной руководящей организации, как существенного средства коммуникации».
Начальным пунктом для анализа организации, согласно Барнарду, является личность. Личности принимают решение о совместных (кооперативных) действиях в том случае, когда они не могут достигнуть поставленной цели в одиночку. Принимая решение о кооперативной деятельности, они вынужденно принимают и цели группы, которые, разумеется, могут существенно отличаться от их собственных целей. Таким образом, на личность налагаются организационные ограничения, которые могут противоречить ее желаниям. Такое несоответствие Барнард определяет как несовместимость. Он заявляет, что успех кооперации определяется двумя факторами: эффективностью и действенностью.
Эффективность относится к реализации цели кооперативной деятельности, которая носит не личный, а социальный характер. Действенность относится к удовлетворению индивидуальных стремлений и носит выраженный личный характер.
Таким образом, согласно Барнарду, если организация достигает поставленной ею цели, значит, она эффективна. Степень же удовлетворения личных желаний людей, работающих в организации, определяется не организационной эффективностью, а организационной действенностью.
1. Субъективный или личный, выражающийся в согласии подчиняться указаниям;
2. Объективный, представляющий собой суть указания, в силу которой с ним соглашаются.
Согласно этой модели, организационная власть определяется не теми, кто отдает приказы, а теми, кто-либо принимает, либо отвергает их. Суть состоит в том, что подчиненный решает для себя, будет ли он исполнять приказ. Согласно Барнарду, приказы исполняются, если подчиненный:
— понимает смысл приказа;
— чувствует, что приказ этот не противоречит его личным интересам;
— чувствует, что он отвечает интересам организации;
— обладает физическими и умственными способностями, достаточными для его выполнения.
Рассмотрев природу организаций и ту роль, которую в них играют личности, Барнард выделяет три зоны, на которые распространятся функции руководителя:
1. Разработка и поддержание системы коммуникации, включая подбор персонала и предложение стимулов, различные техники контроля, направленные на повышение эффективности, такие как повышение, понижение и увольнение, и, наконец, постепенное создание неформальной организации.
2. Привлечение в организацию нужных работников и их эффективная мотивация в ходе последующей карьеры.
Теория организационного равновесия.
У Саймона особый подход к проблеме эффективности менеджмента. Оценка управления основывается на разумности того выбора, который люди делают из доступных или альтернативных действий. В этом контексте можно разделить оценку на две части: 1. каковы цели, в соответствии с которыми будет осуществляться некий план (т.е. согласие или несогласие с ценностной посылкой, на которой основан план); 2. насколько эффективным в действительности будет этот план (т.е. оценка корректности фактических данных, содержащихся в плане).
По мнению Саймона, люди, столкнувшись с проблемой выбора, не могут справиться с реальностью во всей ее сложности и прибегают к некой упрощенной ее модели. В реальной ситуации мы не можем делать каких-либо абсолютных выводов, а только выводы в пределах предвидимости и предсказуемости последствий. Но упрощение реальности принятия решений обычно простирается еще дальше. Таким дальнейшим упрощением, которое очень часто делается, является разделение последствий решений на три части:
1. те последствия, которые преследуются или которых избегают, позитивные и негативные ценности, подлежащие сравнению при оценке результатов;
2. те последствия, к которым лица, принимающие решения, относительно безразличны, для них не имеет большого значения, осуществятся эти последствия или нет;
3. альтернативные последствия, от которых, проводя эту программу (решение) вместо другой, они вынуждены отказаться, это то, что экономисты называют вмененные издержки (или издержки выбора).
Различие результата является не логическим, а психологическим. Под какую категорию подпадает результат, будет зависеть от того, какими ценностями руководствуется лицо, принимающее решение.
Эффективность управленческого решения определяется как отношение чистых положительных результатов (превышение желательных последствий над нежелательными) и допустимых затрат. Решение можно назвать эффективным, если наилучший результат достигнут при заданных вмененных издержках или если заданный результат получен при самых низких издержках выбора. Необходимость сделать выбор фокусирует внимание на определенных желательных и нежелательных результатах. В качестве целей или задач рассматривается достижение желательных и избежание нежелательных результатов с использованием различных средств.
При каких обстоятельствах можно пользоваться таким образом определенной эффективностью в качестве критерия выбора плана или решения? Согласно Саймону, для этого необходимы два условия. Людские и материальные ресурсы (средства), которые предполагается использовать, должны быть ограничены и не могут использоваться на другие программы. Вот что подразумевается под термином «вмененные издержки». Если отвлечься от вмененных издержек, то человек, осуществляющий выбор нейтрален к способу использования ресурсов. Конечно при условии, что с их помощью максимализируется результат. Если бы лицо, принимающее решение, не было ограничено в средствах, то при использовании можно было бы ориентироваться только на максимализацию чистых результатов, не принимая во внимание критерий вмененных издержек. Оно делало бы свой выбор, учитывая уровень достигнутого эффекта, а не уровень результатов по отношению к произве-денным затратам.
Саймон утверждает, что в тех ситуациях, где мы готовы разделять средства и цели, мы можем определить эффективность как максимализацию достижения наших целей путем использования ограниченных нейтральных средств. Именно это значение термина имеет больше всего отношение к традиционной теории управления. Когда мы посмотрим на решения, принимаемые в организациях, с точки зрения разных участников, то мы увидим, что все группы участников имеют разные системы ценностей, к которым они стремятся, и рассматривают разные вещи в качестве «нейтральных средств» и допустимых издержек. Поэтому все группы участников будут оценивать эффективность по-разному. Выживание организации требует того, чтобы она сохраняла достаточный уровень всех этих разных видов эффективности, чтобы у всех ее членов были основания для непрерывного участия в работе.
Таким образом, согласно Саймону менеджмент равнозначен принятию решения и тому, как оно может приниматься более эффективно. Как известно, традиционная управленческая теория основана на полной рациональности лиц, принимающих решения. Эта модель управления представляет «экономического человека», который имеет дело с реальным миром во всей его сложности. Он выбирает рационально определенный лучший курс действий из возможных с целью максимализировать свой результат (например, свою прибыль). Но очевидно, что эта модель отличается от реальной, так как в человеческом мышлении и поведении присутствует большой нерациональный элемент. Потребность в административной теории вызвана именно практическими ограничениями человеческой рациональности. Эти границы рациональности не статичны, а зависят от самой организации, в которой работающие, в ней люди принимают решения.
Задача администрации, поэтому заключается в создании такой окружающей среды индивидуума, которая приближала бы практическое принятие решений к рациональному, что оценивается с точки зрения целей организации. Вместо «экономического человека» Саймон предложил модель «административного человека». В то время как «экономический человек» максимализирует, т.е. выбирает наилучший курс из возможных, «административный человек» ищет курс, который удовлетворителен или, по крайней мере, достаточно хорош. В этом случае принимающий решение человек имеет дело со значительно упрощенной управленческой ситуацией. Он принимает во внимание только то относительно небольшое количество факторов, которое он способен охватить. «Большинство случаев принятия решений человеком как индивидуальных, так и организационных связано с поиском и отбором удовлетворительных альтернатив. Только исключительные случаи связаны с поиском и выбором оптимальных альтернатив». Таким образом, «удовлетворительно работающие» руководители обходятся без поиска всех возможных альтернатив и могут пользоваться относительно простыми принципами здравого смысла. С точки зрения бизнеса они ищут не «максимальную прибыль», а «удовлетворительную прибыль», не «оптимальную цену», а «справедливую цену».
Теория группировки.
Автором теории группировки считается Дж. Томпсон. В теории группировки (рис. 31) организация представляет собой рациональный организм, стремящийся к осуществлению определенных целей. Данный организм характеризуется предсказуемостью деятельности и поведения согласно своим целям. Однако поведение организации обусловлено логикой несовершенной рациональности, так как условия окружающей среды и характер технологий порождают условия неопределенности. В этом случае организация пересматривает свою организационную структуру вплоть до координации своей деятельности в новых условиях. Координация опирается на идеи взаимозависимости своих частей путем группировки деятельности и действий в рамках специализированных подразделений. Таким образом, необходимость координации отчасти опирается на роль технологии в увязке индивидов и групп. Другими словами, координация осуществляется путем проектирования и структуризации организации.
Основные положения теории группировки следующие:
1. Поскольку организация является открытой системой и функционирует в условиях неопределенности, то ее действия обусловлены логикой несовершенной рациональности.
Таким образом, теория группировки исходит из следующих основных положений:
1. организационная рациональность и условия неопределенности;
2. сфера (отрасль специализация) организации и организационная среда;
3. технология организации и организационное проектирование;
4. организационная структура и координация.
Выходные данные учебника:
Олянич Д. Б. Теория организации: учебник / Д. Б. Олянич [и др.]. — Ростов н/Д: Феникс, 2008. — 408 с.: ил. — (Высшее образование).