Конспект урока по русскому языку на тему что такое предложение 2 класс
Урок по русскому языку на тему «Предложение» (2 класс)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Ф.И.О : Пеньковская Виктория Андреевна
Тема урока : «Что такое предложение?».
Цель : повторить признаки предложения, правила постановки знаков препинания в конце предложения.
1. Образовательные: формирование новых знаний.
2. Развивающие: развить устную и письменную речь, орфографическую зоркость, память, внимание, логическое мышление.
3. Воспитательные: воспитать усидчивость, аккуратность, интерес к предмету.
Тип урока : урок «открытия» новых знаний.
· Личностные УУД: сформировать мотивацию к учению и познанию, самооценка на основе критерия успешности.
· Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя, контролировать свою деятельность, установить последовательность своих действий.
· Познавательные УУД: воспитать интерес к русскому языку, использовать полученные умения в повседневной жизни.
· Коммуникативные УУД: формировать собственное мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, строить понятные для партнера высказывания.
Метод организации работы:
— Создание положительных эмоций на работу;
— формирование заинтересованности к дальнейшей деятельности.
«Вот книжки на столе, а вот – тетрадки,
Не хочется играть сегодня в прятки,
И недосуг дуть на корабль бумажный –
Сегодня в классе у ребят урок уж больно важный!»
Цель для учителя: создание благоприятных психологических условий, вызвать интерес к предстоящей деятельности.
Цель для обучающихся: подготовиться к работе на уроке.
— Формирование готов-ности к предстоящей деятельности.
— Открываем тетради, отступаем две строчки, записываем: 16 сентября. Классная работа.
— Отгадайте загадки и узнаете какую орфограмму мы будем повторять:
1. «Он из леса вышел снова,
Не олень и не корова.
Повстречаться нам пришлось,
2. «Этим дорожат, невзирая на опасность,
Берегут, невзирая на трудности».
— Какая орфограмма встречается в обоих словах?
— Запишите слова в тетрадь. Назовите еще слова на эту орфограмму.
— Запишите пять любых слов с этой орфограммой в тетрадь.
Мягкий знак, мягкий знак –
Без него нельзя никак!
Без него не написать
Вместо шесть получим шест,
Вместо есть напишем ест,
Станут пенками пеньки,
Банька в банку превратится.
Вот что может получиться,
Если будем забывать
Мягкий знак в словах писать.
Мягкий знак на конце слова
Называют слова с «ь» на конце слова.
Цель для учителя: сосредоточить внимание обучающихся на предстоящей деятельности, развить мелкую моторику у детей.
Цель для обучающихся: прописать слова.
— Создание ситуации успеха;
Игра «Топай – хлопай»
— Я читаю вам слова. Если в слове есть мягкий знак – вы хлопаете, если нет – топаете.
Дань, динь, сон, тень,
Нос, внес, рыть, ныть,
Цель для учителя: проверить уровень усвоения изученного материала.
Цель для обучающихся: повторение того, что они уже знают.
Определение темы и цели урока. Открытие нового знания
— Формулирование темы урока;
— формирование умений и навыков.
— А теперь составьте предложение с одним из записанных слов.
— Правильно ли ребята выполнили задание? Почему?
— Скажите, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? Что мы сейчас составляли?
— Давайте откроем учебник и узнаем, так ли это. Открываем учебник на стр. 24. Прочитайте тему урока.
— А мы с вами уже знаем, что такое предложение. Что это такое, кто помнит?
— Давайте прочитаем правило в оранжевой рамочке.
— Прочитайте. Что записано в первой строке?
— Почему вы так считаете?
— Во второй строке запись с большой буквы, в конце стоит точка. Можно ли сказать, что это предложение?
— Предложение незаконченное. «У каждого есть своя». А вот что у каждого есть – мы не знаем.
— Можно ли сказать про запись в следующей строке, что это предложение?
— Правильно! Это предложение, потому что в нем есть законченная мысль, оно пишется с заглавной буквы, а в конце предложения ставится точка.
— Как вы понимаете смысл предложения? Спишите предложение.
— Посмотрите, снизу под упражнением записано слово «родина». Кто знает, почему оно записано с заглавной и строчной буквы? Это одно и то же?
— Молодцы! Слово родина – словарное слово, его нужно запомнить.
— Давайте запишем на следующей строчке эти слова и поставим ударение.
— Посчитайте сколько здесь предложений.
— Вспомним, что у предложения должно быть начало и конец. В начале должна стоять заглавная буква и точка в конце предложения. Ночь – это тоже предложение, хоть и состоит оно из 1 слова. Тут всего 4 предложения. Списываем предложения, не забываем писать большую букву и точку в конце предложения. Подчеркните карандашом те буквы, которые выделены жирным в тексте.
— Расскажите, как в устной речи мы будем знать, что предложение закончилось?
— Да, вот я говорю-говорю, и замолкла, и опять начинаю говорить. Мы делаем небольшую паузу в конце предложения для того, чтобы начать другое.
Несколько детей озвучивают предложения
Да, слова связаны по смыслу, можно сказать, о ком или о чем говорится в предложении.
«Что такое предложение?»
Предложение – это 1 или 2 слова, связанных между собой по смыслу.
Предложение – это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль.
Записаны через запятую, не объединены общим смыслом
Нет. Слова не связаны по смыслу
Да. Слова объединены общим смыслом. Запись начинается с большой буквы, в конце стоит точка.
У каждого человека есть место, где он родился, живет
Если слово имеет значение «вся наша страна», пишем с большой буквы, это имя собственное. Если употребляется в значении «моя малая родина», пишем с маленькой буквы.
Урок русского языка по теме «Предложение» (2 класс)
Выбранный для просмотра документ Технологическая карта урока.docx
МКОУ Хреновская СОШ № 1
Технологическая карта урока
по русскому языку
во 2 классе
Как мы строим предложения
Учитель: Г. И. Бондарева
Предмет: русский язык
Учебник: «Русский язык» 2 класс, М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко, Смоленск «Ассоциация XXI век»
Тема урока: Как мы строим предложения
Тип урока: отработка умений и рефлексии
Деятелъностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).
Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий – понятий, алгоритмов и т.д.
1.Учебные задачи , направленные на достижение личностных результатов обучения:
2. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
— принимать учебную задачу;
– планировать (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно, в том числе во внутренней речи) свои действия для решения задачи;
– действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации: речь учителя, учебник и т.д.
– выполнять учебные действия в материализованной, речевой или умственной форме;
— использовать речь для регуляции своих действий;
– оценивать свои достижения.
– осознавать познавательную задачу, целенаправленно слушать (учителя, одноклассников), решая её;
– находить в тексте необходимые сведения, факты и другую информацию, представленную в явном виде;
– самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, в обязательной учебной литературе, использовать её для решения учебно-познавательных задач;
– владеть общими способами решения конкретных лингвистических задач;
– осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям;
– строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.
– участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и т.д.);
– задавать вопросы, отвечать на вопросы других;
– понимать зависимость характера речи (отбора содержания и его организации, выбора языковых средств) от задач и ситуации общения (сообщить, объяснить что-то или словами нарисовать увиденное, показать действия или признаки);
– выражать свои мысли, чувства в словесной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка, заботясь о ясности, точности выражения мысли;
– осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения; стараться проявлять терпимость по отношению к высказываемым другим точкам зрения;
– вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам;
– строить небольшие монологические высказывания с учётом ситуации общения и конкретных речевых задач, выбирая для них соответствующие языковые средства.
3. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
Оборудование (создание информационной, подготовительной предметно-развивающей среды)
— Проектор, мультимедийная приставка, ПК.
Список используемой литературы:
Тетрадь-задачник к учебнику для 2 класса общеобразовательных учреждений. В 3 ч. / М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012. – («Гармония»).
Содержание взаимодействия с учащимися
Конспект урока по русскому языку на тему «Что такое предложение?» (2 класс)
Что такое предложение?
Цель: повторить признаки предложения, правила постановки знаков препинания в конце предложения.
Планируемые результаты: учащиеся научатся различать предложения и группу слов, оформлять предложение на письме; доказывать свое мнение.
Оборудование: карточки с гласными буквами, лента «светофор».
1. Орфографическая минутка
Шипеть умеет, щиплет за пятки-
Беги без оглядки (Гусь)
Кто всю ночь по крыше бьёт,
И бормочет, и поёт, убаюкивает? (Дождь)
Какая орфограмма встречается в обоих словах? (Мягкий знак на конце слова.)
Запишите слова в тетрадь. Назовите еще слова на эту орфограмму. (Дети называют слова с мягким знаком на конце слова.)
Запишите три любых слов с этой орфограммой в тетрадь.
( Читаю слова. Если в слове есть мягкий знак, дети хлопают, если нет — топают.)
Дань, даль, сон, тень,
Нос, внес, рыть, ныть,
Самоопределение к деятельности
Прочитайте слова, записанные на доске. Составьте предложение с одним из слов. (Заслушивается несколько ответов.)
Правильно ли ребята выполнили задание? (Да. Слова связаны по смыслу, можно сказать, о ком или о чем говорится в предложении.)
Работа по теме урока
Работа по учебнику
Откройте учебник. Прочитайте тему урока.
Прочитайте. Что записано в первой строке? (Слова.)
Почему вы так считаете? (Записаны через запятую, не объединены общим смыслом.)
Во второй строке запись с большой буквы, в конце стоит точка. Можно ли сказать, что это предложение? (Нет. Слова не связаны по смыслу.)
Можно ли сказать про запись в следующей строке, что это предложение? ( Да. Слова объединены общим смыслом. Запись начинается с большой буквы, в конце стоит точка.)
Спишите предложение. Как вы понимаете смысл предложения?
Разгадайте ребус. Написание какого слова мы должны запомнить сегодня на уроке? (Родина.)
Запишите его в тетрадь. Поставьте ударение, подчеркните безударную гласную.
Объясните значение слова. ( Отечество, место, где родился человек, а также страна, в которой он родился и гражданином которой считается.)
Какие пословицы о родине вы знаете? (Ответы детей.)
Прочитайте пословицу. Как вы ее понимаете?
Кто за Родину горой —
Тот истинный герой.
Спишите. Подчеркните знакомые орфограммы. ( Безударная гласная в словах горой, герой, Родину.)
Какую орфограмму можно проверить, а какую нужно запомнить? ( Написание буквы в словах герой, Родина нужно запомнить, проверяем орфограмму горой — горы.)
Можно ли сказать, что мы записали предложение? (Да. Слова связаны. Есть смысл.)
Как вы поняли, что такое предложение? (Дети отвечают своими словами.)
Прочитайте правило. (Предложение — это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль.)
Что бы вы дополнили к этому правилу? (. и связаны между собой.)
Конь меня в дорогу ждет,
Бьет копытом у ворот,
На ветру играет гривой
Пышной, сказочно красивой.
Быстро я в седло вскочу,
И за дальнею рекой
Закрепление изученного материала
Как на письме оформляется предложение? (Первое слово пишем с большой буквы, в конце ставим точку, вопросительный или восклицательный знак.)
Когда ставим точку в конце предложения? (Когда спокойно сообщаем о чем-либо.)
О чем говорит вопросительный знак в конце предложении? (В предложении о чем-то спрашивается.)
А восклицательный знак? (С сильным чувством (с радостью, огорчением, страхом и т. д.).)
Придумайте предложения (придумывают предложения, доказывают какое это предложение)
Прочитайте текст и скажите, все ли правильно мы сказали о знаках? (Да.)
Спишите выделенные предложения.
Какой знак стоит около упражнения? (Вопросительный.) Что он обозначает?
Найдите первое предложение. (Как быстро пролетело лето!)
О чем говорится в этом предложении? (О лете.)
О чем второе предложение? (Об осени.)
П рочитайте второе предложение. (Уже наступила осень.) Прочитайте следующее предложение. (Желтеют листья на деревьях.)
О чем это предложение? (О деревьях.)
Закончите упражнение самостоятельно.
Прочитайте текст, голосом выделяя каждое предложение.
Читаю текст, дети цифрой записывают количество предложений в тексте.
(У Славы жил кот. Звали кота Васька. Хорош был кот! На груди белое пятно, пушистый хвост. Васька поймал во дворе мышку. Озаглавьте текст.( «Кот», «Кот Васька»)
Подведение итогов урока
— Что такое предложение? (Слова, связанные между собой и выражающие законченную мысль.)
-Какие знаки могут стоять в конце предложения? Какую «работу» выполняет каждый знак?
-Кто считает, что хорошо определяет границы предложений?
-Кто еще не очень хорошо может определить начало и конец предложения?
Выполнить упр.23 (с. 25)
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-708113
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Минобрнауки обновит перечень специальностей высшего образования
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Учителя Кубани смогут получить миллион рублей на взнос по ипотеке
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения сформирует новый федеральный перечень учебников
Время чтения: 2 минуты
В России утвердили квоты приема на целевое обучение в вузах на 2022 год
Время чтения: 3 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Учитель начальных классов I категории:
Затеева Татьяна Владимировна
Климовский район п.г.т Климово
Тема урока: «Предложение – единица языка и речи».
Цели и задачи урока:
Закрепить умение правильно оформлять предложение в письменной речи; употребление прописной буквы в начале предложения, точки, восклицательного, вопросительного знаков в конце предложения;
Закрепить представление учащихся о подлежащем и сказуемом, о распространенном и нераспространенном предложениях;
Развивать умение распознавать подлежащее и сказуемое в предложении;
Развивать внимание, орфографическую зоркость учащихся.
Оборудование: учебник русского языка Л.М. Зеленина 2 класс, часть 1, тетрадь, карточки с заданиями, тесты, слайды к уроку.
План проведения урока.
I. Организационный момент.
Первым делом гоним лень!
На уроке не зевать,
А работать и писать!
Писать красиво, чисто, аккуратно, правильно!
У. Ребята, а теперь проведем «Минутку чистописания», вспомним написание заглавной и строчной буквы С,с; слоги с этими буквами _са, см, св________
Дом сторожит. Кто это?
Напиши это слово три раза, проговаривая его по слогам, вы дели орфограмму, поставь знак ударения и раздели на слоги.
2.Придумай и запиши предложение с этим словом:
Собака – друг человека.
3.Вставь пропущенные буквы. Спиши и объясни пословицу:
По хозяину и с…баке честь.
IY. Изучение темы урока.
У. Кто любит разговаривать?
Д. Мы любим разговаривать!
У. Тот должен выговаривать…
Д. Мы будем выговаривать!
1. Актуализация знаний.
Постройте логическую цепочку в виде «поезда».
Речь, предложение, слово, слоги, звуки, буквы.
У. Из чего состоит наша речь?
У. Сегодняшняя тема нашего урока – обобщение знаний о предложении.
На птица сидела ветке.
Подул холодный ветер.
У. Какие предложения вы выписали?
Ребята предлагают свои варианты, анализируется каждый ответ.
3. Определение границ предложений. ( Упражнение № 34)
У. Определите, сколько предложений в тексте. Спишите, правильно обозначая начало и конец предложений. Дайте название тексту.
Ребята работают в школьном саду девочки сажают вишни мальчики чистят садовые дорожки.
У. Сколько предложений у вас получилось?
Ребята работают в школьном саду. Девочки сажают вишни. Мальчики чистят садовые дорожки.
У. Какое название вы дали тексту?
У. А теперь, ребята, давайте поиграем в игру » Составь поезд».
Расставьте вагоны по порядку, чтобы получился связный текст.
Нашли мы ёжика в лесу.
Пускай по кухне бегает
Д. Нашли мы ёжика в лесу.
Пускай по кухне бегает
5. Работа над пунктуацией в предложении.
На последней строчке
Задаёт он всем вопросы:
Кто? Кого? Откуда? Как?
Никогда он не молчит,
Ура! Долой! Привет! Домой!
Что вы знаете о пунктуации в предложении? Какие знаки препинания ставятся в конце предложений?
Д. Предложение пишется с большой буквы, а в конце предложений ставится точка, восклицательный и вопросительный знаки.
У. Когда ставится точка, восклицательный и вопросительный знаки?
Д. Если в предложении о чём-либо сообщается, то в конце предложения ставится точка. Если предложение произносится с сильным чувством, то в конце предложения ставится восклицательный знак. Если в предложении содержится вопрос, то ставится вопросительный знак.
У. Произнесите предложение « Прозвенел звонок.» с разной интонацией.
6. Работа с карточками.
У. А теперь поработаем с карточками, которые лежат у каждого из вас на парте.
Что ты, ёж, такой колючий
Это я на всякий случай
Знаешь, кто мои соседи
Лисы, волки да медведи
У. Прочитайте только вопросительные предложения и запишите их в тетрадь.
Д. Что ты, ёж, такой колючий?
Знаешь, кто мои соседи?
( взаимопроверка, учащиеся меняются тетрадями и проводят проверку).
Шуршат на дереве листы
Шуршат осенние кусты
А ты садись и не шурши,
И всё красиво напиши.
7. Работа в группах.
Y. Систематизация знаний о предложении.
1. Комментированное письмо.
В воздухе кружатся осенние листочки.
Задание: сократите предложение до трёх слов.
Д. Кружатся осенние листочки.
У. Сократите предложение до двух слов.
У. Найдите в этом предложении подлежащие и сказуемое.
У. Что такое сказуемое? На какой вопрос отвечает?
Д. Главный член предложения, который обозначает, что говорится о подлежащем, называется сказуемым. Сказуемое отвечает на вопросы: что делает? Что делают? Что делал? Что делали? Что сделает? Что сделают?
У. Приведите примеры распространенных и нераспространенных предложений.
2.Творческая работа. Наблюдение над связью слов в предложении.
В, этом, году, Кубани, на, морозы, были, лютые.
Д. В этом году на Кубани были лютые морозы.
3. Тест на тему « Предложение». )
1. Первое слово в предложении пишется:
а) с маленькой буквы; б) с большой буквы;
2. Предложение состоит из :
а) букв; б) звуков; в) слогов; г) слов;
а) вопросительный знак; б) точка; в) восклицательный знак;
4. Какой знак нужно поставить в конце предложения.
Какой замечательный вечер сегодня…
а) вопросительный знак; б) точка; в) восклицательный знак;
а) главные члены предложения; б) второстепенные члены предложения
Ответы записываются индивидуально каждым учеником:
Проверка производится на компьютере.
Понравился ли вам урок?
Что нового вы узнали на уроке?
Какие трудности возникли у вас в ходе урока?
Что не понравилось вам на уроке?
Что на уроке для вас было самым интересным.
YII. Домашнее задание.
Спасибо вам всем за работу. Мне с вами было интересно!
В. Т. Голубь. Практическое пособие. « Уроки обучения русскому языку во 2 классе». ТЦ « Учитель» 2004 г.
Л. С. Васильева. Справочник. Русский язык. Издательство « Лицей». Саратов. 2008 г.
Л. А. Фролова. Тесты. Русский язык. « АСТ» « Астрель»
Л. Г. Моршнева. Русский язык. 2 класс. Проверочные работы. Изд
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1302027
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В московских школах придумали новый формат классных часов с участием отцов
Время чтения: 2 минуты
Новые аккредитационные показатели для вузов вступят в силу с 1 марта
Время чтения: 1 минута
Учителя Кубани смогут получить миллион рублей на взнос по ипотеке
Время чтения: 1 минута
Только каждый 10-й россиянин может дать платное образование своим детям
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.