Конспект урока по орксэ 4 класс с чего начинается родина
Конспект урока по ОРКСЭ «С чего начинается Родина. «
Технологическая карта ОРКСЭ «С чего начинается Родина…»
Предмет: ОРКСЭ Основы светской этики «Просвещение» Шемшурина А.И.
Тип урока: Открытие нового знания.
Тема: «С чего начинается Родина….»
Цель: Понимание смысла «Родина» и его значение как ценности для жизни каждого человека.
Анализировать смысл текста песни « С чего начинается Родина…»
Сопоставлять собственное понимание смысла «Родина» с авторским в учебнике.
Соотносить понятия «Родина» и «Малая Родина».
Высказывать собственное суждение о значении «Родина» в жизни каждого человека на основе анализа пословиц.
Дает определения «Родина» на основе учебника.
Формулирует свое понятие «Малая Родина».
Высказывает собственное суждение о значение «Родины» как ценности для жизни каждого человека.
Извлекает информацию из текста песни «С чего начинается Родина…».
Извлекает информацию из текста учебника.
Выделяет и понимает информацию из текста.
Формулирует и высказывает собственное суждение о «Родине».
Делает собственный вывод о ценности Родины в жизни каждого человека.
Основные понятия: Родина, Малая Родина.
Межпредметные связи: интегрированная связь с музыкой.
Ресурсы: Учебник «Просвещение» Шемшурина А.И., словарь Ожегова, словарь синонимов, аудиозапись песни «С чего начинается Родина…», ватман, иллюстрации (символы России, дом, семья, народы и др.), канцелярские материалы.
Прослушать песню «С чего начинается Родина…»
ВОПРОС: Что автор песни понимает под словом Родина?
Включает аудиозапись с песней «С чего начинается Родина».
Задает вопрос учащимся.
Слушают песню, отвечают на поставленный учителем вопрос. На основе этого формулируют цель урока.
Извлекает информацию из текста песни «С чего начинается Родина…»
Можете ли вы определить сейчас, что для вас означает Родина?
Пытаются ответить на поставленный вопрос.
Высказывает собственное суждение о значении слова «Родина»
Открытие новых знаний
Создайте ассоциативный ряд слов к слову «Родина».
Предлагает учащимся создать ассоциативный ряд слов к слову «Родина».
Вычленяют из главного понятия «Родина» группы понятий.
Структурирует информацию на основе собственных критериев
Выделите из ассоциативного ряда микро понятия.
Предлагает выделить из ассоциативного ряда микро понятия.
Взаимодействие в группе, формулирует и высказывает собственное суждение, принимает и сохраняет собственную позицию.
Подберите или нарисуйте к понятиям иллюстрации.
Предлагает учащимся проиллюстрировать понятие «Родина».
Подбирают иллюстративный материал к понятию «Родина».
Попробуйте связать между собой разные понятия.
Предлагает выстроить связи между понятиями.
Выстраивают связи между понятиями.
Выскажите свое суждение, что для вас означает Родина?
Предлагает защитить свою работу.
Представляют свои работы.
Принимает и сохраняет собственную позицию.
Сопоставьте свое мнение с мнением автора.
Предлагает сопоставить собственное понимание Родина с мнением автора.
Сравнивают свое суждение с авторским. Работа со словарем.
Формулирует и высказывает собственное суждение, принимает и сохраняет собственную позицию.
Может ли другая семья стать родным домом?
Предложите свое определение «Малая родина».
Предлагает развести понятия «Родина» и «Малая родина».
Рассуждают, высказывают свое мнение. В ходе рассуждения выводит понятие «Малая родина».
Формулирует свое понятие.
Применение полученных знаний
Прочтите пословицы и выскажите свое мнение о значении Родины в жизни каждого человека.
Предлагает проанализировать пословицы и высказать собственное мнение.
Читают пословицы в учебнике на странице 142- 143. Высказывают свое отношение к данным пословицам.
Извлекает информацию из текста учебника, высказывают собственное мнение.
Предлагает вспомнить песню и найти подтверждение любви к Родине.
Читают текст музыкального произведения «С чего начинается Родина…». Находят слова подтверждения.
Извлекает информацию из текста песни.
Над чем вы задумались?
Что было важно для вас?
Что нового узнали по теме урока? Чему научились?
Что требует размышления?
Отвечают на поставленные вопросы.
Высказывают собственное мнение.
Найдите музыкальные и художественные произведения, в которых говорится о значении Родины для человека.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-049647
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Минпросвещения разработает внеучебные курсы для школьников
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Детский омбудсмен предложила обучать педагогов мотивированию учащихся
Время чтения: 1 минута
Учителя Кубани смогут получить миллион рублей на взнос по ипотеке
Время чтения: 1 минута
Минобрнауки обновит перечень специальностей высшего образования
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Конспект урока по ОРКСЭ на тему «Наша Родина Россия» (4 класс)
Задачи: формировать первоначальные представления о единстве многонационального народа России;
развивать умения действовать сообща, прислушиваться к мнению окружающих;
воспитывать любовь и гордость к своей Родине.
Личностные: вызвать положительное отношение к уроку ; формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину; формирование осознания своей принадлежности к народу, стране.
Предметные: воспринимать на слух художественное произведение; знание и понимание обучающимися ценности: Родина.
П. Учить принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, осуществлять поиск средств для их решения. Обсуждать материал темы. Высказывать своё отношение к родной стране, своему народу. Выделять смысл эпиграфа пословиц.
Р. Учить строить монологические высказывания по данной теме, выражать не только свою точку зрения, а представлять позицию всей группы, адекватно использовать речевые средства при воспроизведении формулировок
К. Учить планировать и контролировать свои действия в ходе выполнения самостоятельной работы.
Тип урока: «открытие» новых знаний.
Основные понятия, изучаемые на уроке: Россия. Родина. Страна. Государство. Государственные символы
Технологии обучения: технология деятельностного подхода, технология проблемно-диалогического обучения, здоровьесберегающая технология, проектная технология, технология оценки образовательных достижений.
Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Учебно-методическое обеспечение и ресурсы:
учебник Л.Л. Шевченко «Основы православной культуры» 4 класс;
электронное приложение к учебнику «ОРКСЭ».
Технологическая карта урока
Мотивирует учащихся на начало урока
Настроение у нас – отличное,
А улыбки – дело привычное,
Пожелаем друг другу добра,
Ведь урок начинать нам пора!
Находясь в учебной деятельности, мы выполняем два шага.
Что же мы умеем, знаем?
Вспоминаем, повторяем.
1. Я буду изучать «православную культуру», потому что …
2. Учебник по этому курсу поможет мне …
3. Для меня очень важным в жизни является понятие …, так как …
Звучит песня М. Матусовского, В. Баснера «С чего начинается Родина»?
Что ж, а дальше по порядку
Кто быстрей ответ найдет,
Тот тему урока назовёт.
Здесь родился, живешь,
Как зовут это место, ответь мне ты знаешь? ( Родина)
Подрасту, и вслед за братом
Тоже стану я солдатом,
Охранять мою. (Страну )
— Попробуйте сформулировать тему урока. — Запишите в тетрадь.
2. Работа с маршрутным листом.
Приветствуют учителя, садятся.
Вступают в диалог с учителем, рассматривают учебник
Конспект урока по ОРКСЭ «Россия-наша Родина»(4 класс)
Предмет: Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ)
Тема урока:«Россия – наша Родина»
-Создать условия для формирования и развития компетенций: историко-культурной. Коммуникативной. Информационной и нравственной через освоение учащимися знаний о духовном мире человека, культурных традициях нашей многонациональной страны;
-Сформирвать у учащихся понятие о Родине, Отечестве, патриотизме материальном и духовном мире.
-организовать совместную учебную деятельность;
— продолжить работу над развитием монологической речи учащихся. Умение вести диалог с учителем
-воспитание чувства патриотизма, уважение к народам, живущих в разных уголках нашей страны.
Тип урока: изучение нового материала.
Технологии: ИКТ технология, игровая технология, здоровьесберегающие технологии, технология обучения в сотрудничестве (групповая работа), технология разноуровнего обучения.
Основные понятия, изучаемые на уроке: Родина, Отечество, патриот, духовный мир, традиции.
Виды деятельности: беседа, работа в группах, чтение.
Средства ИКТ, используемые на уроке, ресурсы, оборудование: компьютер, проектор, видеоряд (презентация), ручки, чистые листы бумаги, словари, учебники по ОРКСЭ.
-Мы начинаем изучать новый предмет «Основы религиозных культур и светской этики». Мы вместе будем учиться различать добро и зло. Поговорим о справедливости и моральном доле человека, вы узнаете много нового и интересного и важного для вашей дальнейшей жизни.
— Сегодня у нас первый урок по новому предмету. Каким бы вы хотели видеть наш урок?
1.Знакомство с учебником.
2.Рассмотрите учебник. Его содержание.
-Как называется учебник? В чём сходство и различие в названии нового предмета и названии учебника?
( Ученики высказывают предположения.)
II. Подготовка к изучению нового материала.
Звучит песня «С чего начинается Родина?»
— Как вы думаете, почему наш урок начался с этой песни? Как будет называться наша тема?( ответы детей)
— Какое отношение имеют мои вопросы к теме нашего урока, исходя из темы?
— Какую мы ставим себе цель нашего урока, исходя из темы? На сколько данная тема актуальна?
-Сегодня первый урок мы посвятим его нашей Родине. Как называется наша страна, в которой мы живем? Откуда появилось название – «Россия»? В стародавние времена ее называли Русью. Слово Русь как полагают, ученые произошло от слова «русло». Русло-это ложе реки, по которому она течет меж берегов. Какое ещё есть название у нашей страны, России?
Рассмотрите карту мира. Можете ли вы показать Россию на карте? Что бросается в глаза при внимательном рассмотрении? (Россия занимает огромное пространство).
Ни одно государство не имеет такой большой территории и такой длинной границы, которая проходит и по суше, и по воде. На поезде нужно ехать целую неделю, а на самолёте целый день.
-Работа с учебником.
1 чтение текста о Родине
2.(Выделение основных понятий) Отечество, патриот, Родина. Как вы сами понимаете смысл этих слов?- словарная работа
3) Развивающая игра «С какими словами и чувствами у вас ассоциируется слово – «Родина»?
Слово Родина произошло от древнего слова РОД, которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством.
— Как называется наше государство? (Россия, Российская Федерация.)
— У каждого народа свои традиции, культура, религия. Мы все очень разные, но важнейшие ценности у нас одни: семья, Отечество, Бог, вера, любовь, свобода, справедливость, милосердие, честь, достоинство, образование и труд, красота и гармония. Без этого жизнь человека обесценивается, теряет смысл.
2)У каждого государства есть свои символы.
— Кто знает символы РФ? ( ответы детей)
1.На партах у детей по две карточки с текстами (о гербе — для детей, сидящих на первом варианте, о флаге страны — на втором варианте).
— Прочитайте свой текст, постарайтесь запомнить его содержание, а затем расскажите своему соседу.
— Что такое флаг? Слово «флаг» греческого происхождения, от слова «флего», что означает «сжигать, озарять, гореть». Наиболее древнее название флага – «стяг».
3.У вас на партах лежат полоски цветной бумаги. Они разного цвета. Вам нужно выбрать только необходимые и собрать флаг нашего государства.
Бело – сине – красный флаг появился при царе Петре 1.Верхняя полоса флага белая, нижняя – красная, а между ними находится синяя полоса. Как вы думаете, что обозначают эти полосы?
Красный символизирует отвагу, защиту веры, героизм, великодушие. Синий – небо, верность, духовность. Белый – мир, чистоту, благородство.
Кроме флага государственным символом является герб
Герб появился очень давно, более четырех тысяч лет назад. В переводе с немецкого «эрбе» означает «наследство».
Третьим символом нашей страны является гимн.
Гимн- в переводе с греческого языка «торжественная песнь».
Гимн Российской Федерации написан известными людьми: автор С.Михалков, музыка А.Александрова.
Когда гимн можно услышать?
(гимн исполняется при открытии торжественных заседаниях,при встрече зарубежных гостей правительством нашей страны, на Олимпийских играх).
-Как надо слушать гимн?(Стоя)
-А какой самый главный город нашей страны? (Москва)
Как мы его называем?(Столица)
-А что является символом нашей столицы?
(.Этап включения в систему знаний и повторения)
-Расскажите о традициях вашей семьи.
— Россия стала такой большой и сильной потому, что она никогда не запрещала людям быть разными. Помните, что у разных людей могут быть разные традиции и святыни и надо с уважением к этому относиться. К важнейшим духовным традициям России относятся христианство (прежде всего, русское православие), ислам, буддизм, иудаизм.
СЛАЙД 20 (работа в парах)
4.Закрепление нового материала.
Итак, мы узнали и можем рассказать по плану:
3. Глава государства.
4. Государственный язык.
5. Символы государства.
6. Географическое положение.
8. Выдающиеся люди страны.
5.Рефлексия учебной деятельности.
Сегодня на уроке я узнал и сумел__________
Сегодня на уроке я научился ________________
Сегодня на уроке я познакомился____________
Сегодня на уроке я повторил________________
Сегодня на уроке я закрепил________________
Расскажи членам семьи и друзьям об известных тебе людях России.
Урок по ОПК » С чего начинается Родина» 4 класс
Нижнешибряйский филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Моисеево-Алабушской средней общеобразовательной школы Уваровского района Тамбовской области
С чего начинается Родина
Ломакина Любовь Алексеевна
учитель основ православной культуры
Тема урока: «С чего начинается Родина?»
«Величие народа в том,
что носит в сердце он в своем.»
Цель : дать понятие сопричастности к жизни своей Родины.
· формировать представление о государственной символике, показать красоту малой Родины;
· воспитывать у обучающихся чувства любви и гордости за свою Родину, дать представление о семье, как о части России.
Оборудование: герб России, государственный флаг России, макет березки и голубя Мира, иллюстрации, презентации, рисунки, волшебный клубочек.
Место проведения : класс
Предварительная подготовка : разучить стихи, выучить гимн России, подобрать пословицы о семье и Родине, нарисовать рисунки о семье, изготовить макет березки, голубя Мира.
1. Вступительное слово учителя
3. Уголок России – мой Нижний Шибряй»
4. «Моя семья как часть России»
5. «В каждом рисунке Родина»
Дорогие ребята, сегодня мы подводим с вами итоги по пройденному материалу по основам православной культуры.
Вступительное слово учителя.
Звучит песня С чего начинается Родина?
Ребята, а с чем ассоциируется слово Родина? ( с деревней, мамой, домом, природой)
Со словом «Родина» у каждого человека связано представления о самом дорогом и светлом в жизни. Это может быть и маленькая деревенька, и поселок, и город, где родился. Это окружающая нас природа с ее неповторимой красотой. Д.С.Лихачев писал, что в слове Родина слышится отзвук слов «родник», «родня», «народ», «природа».
Ученик: На полянке, на пригорке,
Под окном, среди полей
Символ Родины моей.
Ученик: Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками.
С нарядными оплечьями,
То грустную, плакучую…
Ученик: До того, березонька, красива
И в полдень жаркий, и в час росы,
Что без тебя немыслима Россия
И я немыслим без твоей красы.
Викторина о березе.
1. Какая береза самая маленькая? (карликовая)
2. Когда береза цветет? (в апреле)
3. Когда береза плодоносит? (в июле)
4. Что такое чага? (березовый гриб)
5. Что использовали в древности для написания летописей? (бересту)
6. Как называются сплошные рощи из берез? (березняки)
7. Как может помочь береза в определении сторон горизонта? (с северной стороны ствола кора грубее и темнее, на ней больше трещин и наростов)
Учитель: Каждому человеку нашей страны дорога Россия, ее славная история, ее древние символы.
— Какие символы страны вам известны?
— Догадайтесь, о каком символе страны идет речь:
прикрепленное к древку или шнуру полотнище определенного цвета или нескольких цветов? (флаг)
— Вспомните цвета на российском флаге, в каком порядке они расположены? (белый, синий, красный)
(Украшаем березку листочком)
— О каком символе идет речь?
Эмблема государства, города, изображаемая на флагах, монетах, печатях и других документах? (герб)
Герб – это такой государственный символ, которым можно любоваться, как произведением искусства, можно его читать, разгадывать его символику.
— Вспомните, какая из этих птиц изображена на гербе России? (орел)
(Украшаем березку листочком)
Учитель. Часто на праздниках, демонстрациях, военных парадах мы слышим торжественную величественную песню.
Каждое государство имеет свой гимн. Это символ государства, такой же как герб и флаг. Гимн прославляет могущество и единство нашей огромной страны.
Мелодия нашего гимна написана Александром Васильевичем Александровым, а слова Сергеем Владимировичем Михалковым.
— С какой строки начинается гимн России?
· С чего начинается Родина?
· Славься, Отечество наше свободное.
(Украшаем березку листочком)
2 .«Уголок России – мой Нижний Шибряй»
На фоне музыки «Уголок России» учитель читает стихотворение
У каждого листочка,
Есть главное на свете-
Для ивушки плакучей,
Нет реченьки милей,
Для беленькой березки
Есть ветки у листочка,
У каждого на свете
А там, где мы родились,
Где радостно живем,
Родной край… упоминание о нем сразу зарождает в нас образы дорогой сердцу природы, картины знакомых мест, щемящих душу воспоминания детства.
Фотовыставку приготовили: Пономарева Даша, Шамис Артем, Карасева Ангелина.
«Край, в котором я живу»
(показ на фоне музыки «Уголок России»
( Звучит колокол и на фоне колокола учитель говорит)
Презентацию: «Храм моего села» приготовили:
Чулкова Алина, Булгаков Артем.
5.Станция пятая « Моя семья, как часть России»
Звучит песня Родительский дом»
Учитель: В семейном кругу мы с вами растем
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты входишь из семьи
В семейном кругу мы жизнь создаем,
Основа основ – родительский дом.
У ваших мам и пап есть тоже мамы и папы. Как вы их называете?
А у ваших дедушек и бабушек тоже были мамы и папы. А вы их как называете?
Презентацию МОЯ РОДОСЛОВНАЯ
Приготовил Шаповалов Сергей.
Кто на свете для детей
Всех мудрей и добрей?
Руки чьи всегда в работе?
(Это наши мамы и папы)
Это ваши дедушки и бабушки.
В годы своей юности они встали на защиту нашей Родины.
(фото Ионкиной и Касьянова)
Послушайте внимательно, что узнал о своей прабабушке Булгаков Артем.
О своем прадедушке расскажет Касьянов Павел.
Семья, как греет душу это слово! Оно напоминает о ласковом голосе мамы, о заботливой строгости отца. В семье ты желанный ребенок. Здесь тебя нарекли святым именем.
Слово «семья» происходит от слова «семя». Маленькое семя, с любовью посаженное в землю, дает крепкий росток. Со временем на нем появляются сначала нежные цветы, а затем и добрые плоды. Семья крепнет, а семя превращается в крепкий росток. На нем зацветают и первые цветочки – сынки и дочки.
Я расскажу вам одну легенду о семье. В давние времена жила большая семья из 100 человек, и в ней всегда царили мир, любовь и согласие. Молва о ней долетела до правителя страны. Он вызвал к себе главу семьи и спросил у него:» как вам удается жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» тот взял бумагу и написал на ней что-то. Ответ удивил правителя: на листе бумаги было написано 100раз слово «понимание!»
Презентацию «Загляните в семейный альбом»
Приготовили: Ерохин Дима и Ерохина Ирина.
Учитель: Дорогие ребята, у вас на партах лежат ожерелья, на которых вы сейчас напишите:
— какие духовные ценности необходимы для создания счастливой семьи? Эти ожерелья вы возьмете с собой домой, для сохранения счастливой семьи.
Учитель: Ребята, посмотрите, голубь Мира нам подарил еще одно ожерелье, на котором духовные ценности России. Это ожерелье мы оставим на нашей березке.
— Назовите общие ценности для семьи и для России?
(Украшаем березку ожерельем.)
6. Станция пятая «В каждом рисунке – Родина»
(на фоне музыки «С чего начинается Родина?»)
К нашему уроку вы нарисовали рисунки, из которых можно понять, что вы любите свою малую родину.
Я думаю, что вы будете достойными гражданами своей страны. И совершите многих полезных дел, а может быть кто-то из вас станет известным человеком или совершит подвиг. Хотелось бы, чтобы в вашем сердце жила любовь к родному уголку, своей Родине, своей семье.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.