Конспект урока для чего людям нужна речь 5 класс бабайцева
Конспект урока Для чего нужна людям речь
Цель: В доступной форме раскрыть значение речи как важнейшего средства общения.
Задачи:
1.Раскрыть значение речи в жизни человека, дать понятия различных видов речи и научить различать их, научить правильно пользоваться устной речью.
1.Орг. момент.
2.Проверка Д.З. с. 3 выразительное чтение.
— О каком печатном слове идёт речь?
3.Повторение. Сообщение целей урока.
— Как отличить устную речь от письменной?
— Сегодня постараемся ответить на вопрос:
Для чего нужна людям речь? Слайд
4.Минутка чистописания.
Фонетический разбор ЛЕТО.
5.Открытие новых знаний.
1)- Прослушайте стихотворение “Е. Тарковской “Где овечка без хвоста?”
У пастушка Вани пропала овечка без хвоста, и он пошел ее искать.
— Почему животные не могли помочь Ване?
— Что это за слова: “гав”, “му”, “бя”?
— Кто помог Ване? Почему?
— Для чего людям нужна речь?
— Какими словами, близкими по значению, можно заменить слово РЕЧЬ? (Слово).
2)Словарная работа.
Медведь, сорока, собака, грамота,
— Прочитайте два новых слова с.6, запишите.
3) Составим предложения с.7 у.2
4) с.7 у.3
5) Чтение текста с. 8
Конспект урока по русскому языку. 5 класс. УМК Бабайцева В.В. «Роль языка в жизни общества»
Роль языка в жизни общества
(конспект вводного урока по русскому языку в 5 классе)
Цель, направленная на реализацию предметных результатов: обеспечить формирование представления у учащихся о том, что язык – универсальное средство общения, что владение родным языком – признак культуры человека, залог успешности его общения с другими людьми.
Цель, направленная на реализацию метапредметных результатов: способствовать развитию аналитического и критического мышления учащихся, их коммуникативных умений средствами технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»;
Цель, направленная на реализацию личностных результатов: через работу с текстом создать условия для воспитания в учащихся бережного отношения к родному языку.
Знакомство с темой урока, которая записана на доске следующим образом: «Роль … в жизни общества».
Ребята, я прошу вас помочь мне отыскать спрятавшееся слово. Что объединяет все иллюстрации? (Язык колокола, язык как орган вкуса, язык пламени, язык жестов) Почему такие разные понятия названы одинаково?
Запись темы урока. Как вы думаете, с каким из понятий мы будем работать на нашем уроке? Если предложенная информация недостаточна, обратитесь к толковому словарю. (Язык как средство общения)
Словарная работа (упражнение № 2). Докажите, что слова «общение», «общительный», «общающийся» однокоренные. Запишите следующее предложение, вставив в него глагол того же корня.
Без языка люди не могли бы … друг с другом.
Согласны ли вы с этим утверждением или считаете, что можно общаться без языка? (В ходе ответов класс делится на две группы)
Погружение в эксперимент. Я предлагаю вам сейчас провести небольшой эксперимент: попробовать пообщаться вербальным и невербальным способами.
Игра «Толкалки»: учащиеся движутся по классу, наталкиваются друг на друга, но не произносят при этом ни слова.
Попробуйте только при помощи жестов, мимики передать нам какое-либо сообщение, рассказать о своём настроении.
Работа со словарём В.И. Даля (упражнение № 5). Выпишите из словарной статьи «Язык» понравившиеся вам пословицы, объясните их смысл вначале при помощи жестов, мимики, а затем при помощи слов.
Выводы. Понравилось ли вам общаться невербальным способом? Какой способ общения, на ваш взгляд, удобнее? Дополните и запишите предложение (упражнение № 7):
Основным средством общения между людьми, передачи знаний, опыта, мудрости от одного поколения к другому является …
В настоящее время на Земле существует около 5000 яз ыков (реестр Лингвосферы). Их можно разделить на живые и мертвые.
Живые языки — это языки, которые служат для общения в настоящее время. Они подразделяются на языки, имеющие письменность, и языки бесписьменные. Большинство языков (русский, английский, французский, испанский, немецкий, китайский и другие) имеет две формы общения: устную и письменную. Некоторые языки Африки, Азии до сих пор письменности не имеют.
Мертвые языки — это языки, которые сохранились лишь в литературных памятниках. К таким относится, например, латинский язык, на котором говорили жители Римской империи; это язык научных трактатов, ораторских выступлений, художественных произведений. В настоящее время латинский язык используется в биологии, медицине, изучается филологами.
Количество живых языков сокращается со средней скоростью один язык в две недели. В настоящее время около 400 языков считаются исчезающими.
(В ходе обсуждения прочитанного приходим к мысли о том, как важно, чтобы наш родной язык остался живым языком.)
Прослушайте текст (текст читается дважды, задание даётся перед вторым прочтением). Определите главную мысль текста. Сформулируйте и запишите несколько советов для своих одноклассников, следуя которым, на ваш взгляд, можно научиться хорошей речи. Сравните свой ответ с точкой зрения Д.С.Лихачёва.
Самая большая ценность народа — это язык, — язык, на котором он пишет, говорит, думает. Эмоции, ощущения — только окрашивают то, что мы думаем, или подталкивают мысль в каком-то отношении, но мысли наши все формулируются языком…
Язык в еще большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к самому себе. Бывает так, что человек не говорит, а „плюется словами“. Для каждого расхожего понятия у него не обычные слова, а жаргонные выражения. Когда такой человек с его словами-плевками говорит, он выявляет свою циническую сущность.
Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно – … (прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая.)
Предполагаемые выводы. Необходимо не только знать правила и нормы русского языка. Не менее важно — читать и слушать тех, кто оставил нам высочайшие образцы русской словесности. Читая вслух лучшие произведения русских поэтов и писателей, переписывая их под диктовку, изучая содержание этой литературы, можно постепенно и самому научиться правильно писать и говорить чистым и красивым языком. Хорошо, если наше слово будет нести в мир радость, свет, добро и любовь. Давайте, друзья, любить свой родной язык и охранять чистоту русского слова!
Синквейн на тему «Родной язык»
Упражнение № 3: Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы. Ответьте на вопрос: почему важно грамотно писать?
Упражнение № 10: Запишите отрывок из стихотворения И.С.Тургенева «Русский язык» и поразмышляйте, о каких чудесах говорит писатель.
Конспект урока русского языка в 5 классе «Для чего нужна речь?»
Р.Р. Для чего нужна речь?
Цели: дать учащимся представление о речи, речевой ситуации, научить видеть разницу языка и речи, уметь использовать формулы речевой ситуации
Оборудование: учебник «Русская речь». 5 кл., Е.И. Никитина
Тип урока: Урок изучения нового материала
1 Организационный этап.
2 Мотивационный этап
3 Творческая практическая деятельность.
— Какие условия необходимы для того, чтобы язык стал речью, то есть заработал как средство общения? Ответить на вопрос поможет воображение, которое позволит представить ситуацию на дороге. Может быть, вы и сами в такие попадали.
Вы с товарищем переходите улицу. Вдруг из-за угла выскакивает автомобиль, который ваш спутник ещё не видит. Вы хватаете товарища за руку и кричите: “Стой! Машина!”
Почему возникла речь? Назовите три условия, наличие которых заставляет человека говорить. Наводящие вопросы:
Почему сказанные слова возникли именно в данной ситуации?
Если бы рядом был англичанин, француз или глухой человек, имело бы смысл кричать то, что было произнесено в нашей ситуации?
Итак, есть три условия возникновения речи:
(пишущего и читающего)
владение одним и тем же языком
-Давайте послушаем вот такой разговор:
Серёжа вернулся из кино.
Что, хорошая была картина? – спрашиваю.
Ух, и здорово! – отвечает он. – Сначала, значит, он вдруг узнаёт, а потом, понимаете, он его бах, а тот говорит: нет, тогда они стали кричать, а этот, ну, понимаете, как даст… Понимаете?
Понимаете ли вы Серёжу? Почему? Что ему можно посоветовать?
4 Выполнение упражнений
— А теперь откроем учебник развития речи на с.6 Упражнение 1,2 (учащиеся выполняют упражнения).
Таким образом, речь представляет собой психолингвистический процесс, устную форму существования человеческих языков.
— А кто понял разницу языка и речи?
— Ребята, что нового вы узнали на уроке? А что было для вас знакомым? Для чего нужна речь человеку?
7 Домашнее задание
Прочитать параграф 2 на с.9 учебника развития речи и выполнить упражнение 4.
Конспект урока на тему «Роль языка в жизни общества» (5 класс)
Роль языка в жизни общества
(конспект вводного урока по русскому языку в 5 классе)
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Андреевская СОШ»
УМК под редакцией В.В. Бабайцевой
Цель, направленная на реализацию предметных результатов: обеспечить формирование представления у учащихся о том, что язык – универсальное средство общения, что владение родным языком – признак культуры человека, залог успешности его общения с другими людьми.
Цель, направленная на реализацию метапредметных результатов: способствовать развитию аналитического и критического мышления учащихся, их коммуникативных умений средствами технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»;
Цель, направленная на реализацию личностных результатов: через работу с текстом создать условия для воспитания в учащихся бережного отношения к родному языку.
Знакомство с темой урока, которая записана на доске следующим образом: «Роль … в жизни общества».
Ребята, я прошу вас помочь мне отыскать спрятавшееся слово. Что объединяет все иллюстрации? (Язык колокола, язык как орган вкуса, язык пламени, язык жестов) Почему такие разные понятия названы одинаково?
Запись темы урока. Как вы думаете, с каким из понятий мы будем работать на нашем уроке? Если предложенная информация недостаточна, обратитесь к толковому словарю. (Язык как средство общения)
Словарная работа (упражнение № 2). Докажите, что слова «общение», «общительный», «общающийся» однокоренные. Запишите следующее предложение, вставив в него глагол того же корня.
Без языка люди не могли бы … друг с другом.
Согласны ли вы с этим утверждением или считаете, что можно общаться без языка? (В ходе ответов класс делится на две группы)
Погружение в эксперимент. Я предлагаю вам сейчас провести небольшой эксперимент: попробовать пообщаться вербальным и невербальным способами.
Игра «Толкалки»: учащиеся движутся по классу, наталкиваются друг на друга, но не произносят при этом ни слова.
Попробуйте только при помощи жестов, мимики передать нам какое-либо сообщение, рассказать о своём настроении.
Работа со словарём В.И. Даля (упражнение № 5). Выпишите из словарной статьи «Язык» понравившиеся вам пословицы, объясните их смысл вначале при помощи жестов, мимики, а затем при помощи слов.
Выводы. Понравилось ли вам общаться невербальным способом? Какой способ общения, на ваш взгляд, удобнее? Дополните и запишите предложение (упражнение № 7):
Основным средством общения между людьми, передачи знаний, опыта, мудрости от одного поколения к другому является …
В настоящее время на Земле существует около 5000 яз ыков (реестр Лингвосферы). Их можно разделить на живые и мертвые.
Живые языки — это языки, которые служат для общения в настоящее время. Они подразделяются на языки, имеющие письменность, и языки бесписьменные. Большинство языков (русский, английский, французский, испанский, немецкий, китайский и другие) имеет две формы общения: устную и письменную. Некоторые языки Африки, Азии до сих пор письменности не имеют.
Мертвые языки — это языки, которые сохранились лишь в литературных памятниках. К таким относится, например, латинский язык, на котором говорили жители Римской империи; это язык научных трактатов, ораторских выступлений, художественных произведений. В настоящее время латинский язык используется в биологии, медицине, изучается филологами.
Количество живых языков сокращается со средней скоростью один язык в две недели. В настоящее время около 400 языков считаются исчезающими.
(В ходе обсуждения прочитанного приходим к мысли о том, как важно, чтобы наш родной язык остался живым языком.)
Прослушайте текст (текст читается дважды, задание даётся перед вторым прочтением). Определите главную мысль текста. Сформулируйте и запишите несколько советов для своих одноклассников, следуя которым, на ваш взгляд, можно научиться хорошей речи. Сравните свой ответ с точкой зрения Д.С.Лихачёва.
Самая большая ценность народа — это язык, — язык, на котором он пишет, говорит, думает. Эмоции, ощущения — только окрашивают то, что мы думаем, или подталкивают мысль в каком-то отношении, но мысли наши все формулируются языком…
Язык в еще большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к самому себе. Бывает так, что человек не говорит, а „плюется словами“. Для каждого расхожего понятия у него не обычные слова, а жаргонные выражения. Когда такой человек с его словами-плевками говорит, он выявляет свою циническую сущность.
Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно – … (прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая.)
Предполагаемые выводы. Необходимо не только знать правила и нормы русского языка. Не менее важно — читать и слушать тех, кто оставил нам высочайшие образцы русской словесности. Читая вслух лучшие произведения русских поэтов и писателей, переписывая их под диктовку, изучая содержание этой литературы, можно постепенно и самому научиться правильно писать и говорить чистым и красивым языком. Хорошо, если наше слово будет нести в мир радость, свет, добро и любовь. Давайте, друзья, любить свой родной язык и охранять чистоту русского слова!
Синквейн на тему «Родной язык»
Упражнение № 3: Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы. Ответьте на вопрос: почему важно грамотно писать?
Упражнение № 10: Запишите отрывок из стихотворения И.С.Тургенева «Русский язык» и поразмышляйте, о каких чудесах говорит писатель.
Конспект урока 5 класс. «Язык и человек. Общение устное и письменное»
Конспект урока 5 класс. «Язык и человек. Общение устное и письменное»
Цель: показать значение языка в жизни людей и раскрыть его основную функцию – общение. Дать представление о ведущей роли языка как средства общения
На доске «разбросаны» слова: великий, богатый, красивый, певучий, разнообразный, необходимый, неповторимый, важный, таинственный.
– Подберите к ним ключевое слово. (Язык.)
-Добавьте свои слова. Каким еще может быть язык?
Актуализация новой темы.
Что же такое язык? О чем же сегодня на уроке пойдет речь? (о языке, общении).
Давайте сформулируем тему урока. Записываем тему урока. Читаем определение языка в учебнике стр. 4
Средство общения — язык, это весь запас слов и законы их изменения и соединения. Язык создан народом для выражения мыслей, чувств, пожеланий и принадлежит всему народу.
Язык — это удивительное орудие, с помощью которого люди, общаясь между собой, передают друг другу любые мысли.
-Прочитайте предложение, записанное на доске.
— Как вы понимаете эти слова?
-Запишите его в тетрадь.
-Как вы считаете нужно ли человеку обогащать свой словарный запас? Для чего?
Непонимание смысла слов и неумение употреблять слова в речи напрямую сказывается на успешности в жизни.
Назовите способы обогащения словарного запаса языка?
-путём подбора к слову лексических средств выразительности речи
(синонимов, антонимов, омонимов и т.д)
-работой с толковыми словарями
-описательным способом (адресат – тот, кому отправляют письмо, телеграмму);
Сейчас мы немного потренируемся, будем подбирать синонимы к словам, которые я взяла из рабочей тетради по подготовки к ВПР. 10-ые номера каждого варианта-это задания на подбор близкого по значению слова. Такие упражнения прекрасно обогащают словарный запас, да и позволят подготовиться к ВПР
Один ученик у доски, остальные записывают в тетради. Читаем полностью предложение из текста, подбираем синонимы, ориентируясь на контекст.
Хороший- сильный, умелый, опытный
Запускать-засовывать, просовывать, совать
Известный- знаменитый, популярный
Навестить- проведать, посетить
-Вернемся к теме урока.
Вы, конечно, хорошо знаете сказку замечательного английского писателя Киплинга «Маугли». Но ведь это только в сказке ребенок, проживший многие годы среди зверей, может свободно пользоваться человеческим языком! В жизни такого не бывает. Если ребенок живет не с людьми, а в стае животных, то он никогда не научится говорить. А такие случаи известны. Например, в 1920 году в джунглях были найдены в волчьем логове две девочки, которые прожили там довольно много времени. Они не только не умели разговаривать, но и вели себя как настоящие зверята: быстро ползали на четвереньках, рычали, ели сырое мясо, хорошо видели в темноте. За годы жизни среди людей девочки так и не смогли научиться свободно говорить и делать то, что умеет ребенок уже в 4 года.
Известно много случаев, когда дети росли среди животных: овец, обезьян, волков. Они блеяли, визжали, кричали, выли, но не говорили ни на одном из языков. Мало того, попав к людям, они так и не смогли заговорить.
Почему так произошло? Попробуйте ответить на этот вопрос, прочитав текст Льва Успенского (упр. 1) ответы на вопросы упражнения. — читается вслух тремя учениками. (Язык соединяет людей, двигает прогресс; вся жизнь человека неразрывно связана с языком.)
— Как вы думаете, почему некоторые слова выделены полужирным шрифтом?
(Выделенные слова – это всё, посредством чего люди общаются друг с другом. Сказки, прибаутки, книги, песни передают мысли, чувства и настроения тех, кто их сочинял.
Для чего нам нужен язык? (для общения)
-А какие бывают виды общения?
Рассмотрите рисунки на с. 6. На каком из них показано устное общение, а на каком – письменное?
Много раз, наблюдая за людьми, вы отмечали: один человек говорит, другой-слушает и понимает его. Мы читаем книгу, газету, журнал и тоже понимаем написанное. С помощью слов человек выражает свои мысли и передаёт их другим. Это может происходить устно или письменно.
— Как вы думаете, какое общение появилось раньше: устное или письменное?
На самом деле письменность появилась значительно позднее устной речи.
Самый древний и самый простой способ письма — „рассказ в картинках“. То есть „рисую-пишу“ (пиктографическим письмом и в наше время ещё пользуются некоторые американские индейцы).
О каких самых важных функциях русского языка мы сегодня узнали?
Что вам больше всего понравилось?
Домашнее задание : параграф 1 и 2 читать теоретические сведения; стр.7 упр. 8 устно, упр. 9 письменно, взять с собой словарик
Выполняя домашнее задание, обязательно записывайте число словами в именительном падеже и слово домашняя работа, не забывайте, что нужно указывать номер упражнения, слово упражнение теперь пишем полностью (образец на доске)
Помните, что абзац мы начинаем с красной строки. Старайтесь писать аккуратным, разборчивым почерком, без помарок, соблюдайте поля, между датой и заголовком. Исправляйте ошибки следующим образом: неверно написанную букву или пунктуационный знак зачеркнуть косой линией; часть слова, слово, предложение – тонкой горизонтальной линией; вместо зачёркнутого надписывать нужные буквы, слова, предложения (Показ на доске).